ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.322:332.1
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ
С. В. БЕРЕЗНЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры отраслевой экономики Е-mail: bereznev-kuznii@mail.ru
О. Б. ШЕВЕЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: oksana0701@yandex.ru М. К. НАЧЕВА, инженер кафедры финансов и кредита Е-mail: mashakn@mail.ru Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
В статье проведен анализ основных показателей инвестиционной деятельности в Кемеровской области, определен инвестиционный потенциал Кузбасса, определены резервы и механизм его повышения. Отмечено, что совершенствование государственной инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной деятельности должно сопровождаться усилением взаимодействия с муниципальными структурами, что будет способствовать повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых инвесторам услуг.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, регион, инвестиционная привлекательность, природные ресурсы, сырьевой потенциал, топливно-энергетический комплекс.
Географическое положение региона может служить весомым аргументом для потенциального инвестора при выборе объекта вложения средств.
Кузбасс расположен на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ России. Важной особенностью географического положения является и то, что Кемеровская область находится на границе Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов и не граничит с другими странами. Такое расположение Кузбасса можно оценить достаточно неоднозначно с точки зрения влияния на инвестиционную привлекательность. С одной стороны, это невыгодное размещение по отношению к внешнеторговым выходам России, что сужает круг потенциальных иностранных инвесторов. Но с другой стороны, соседнее положение с такими регионами, как Красноярский край, Алтайский край, Томская и Новосибирская области, отличающихся высокоразвитой промышленностью, агропромышленным комплексом, научным потенциалом,
предоставляет Кемеровской области значительные экономические преимущества.
За Кемеровской областью закрепился статус сырьевого региона, основную стоимость валового регионального продукта которого создают различные сектора экономики топливно-энергетического и металлургического комплексов. Огромный сырьевой потенциал Кузбасса насчитывает около 500 месторождений полезных ископаемых, разведанных и учтенных в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации. Разнообразие природных ресурсов и наличие существенных запасов каменного угля во многом определили структуру экономики региона. На территории Кемеровской области находится крупнейший из эксплуатируемых угольных бассейнов — Кузнецкий, занимающий 2-е место в России по запасам угля, пригодного для разработки открытым способом. Добычу угля в Кузбассе осуществляют более 100 угледобывающих предприятий и 32 обогатительные фабрики.
Помимо каменного угля природные ресурсы Кузбасса представлены и другими ископаемыми: железными, медными, марганцевыми и полиметаллическими рудами, доломитами и кварцитами, алюминиевым сырьем и др.
Еще одной отличительной особенностью региона является наличие значительного лесного фонда, достигающего 65,9 % площади его территории [1].
Промышленность является ведущим сектором экономики области, при этом в структуре экономики региона преобладают виды экономической деятельности (ВЭД) традиционной индустрии: черная металлургия, угольная и химическая промышленность. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве проката и стали составляет 12 %, ферросилиция — около 55, железнодорожных магистральных рельсов — 63, трамвайных рельсов — 100, кокса — 20 %.
Сырьевая направленность экономики Кузбасса обусловливает направление потоков инвестиций преимущественно в горнодобывающие производства. Ежегодно добыча угля увеличивается практически на 10 %. Кроме того, в последнее десятилетие наблюдаются тенденции увеличения доли топливно-энергетического и металлургического комплексов в ВРП. Так, например, доля топливной промышленности возросла на 15 %.
Металлургический комплекс Кузбасса имеет четко выраженную общероссийскую специализацию. В
его состав входят такие крупнейшие предприятия, как ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» с полным металлургическим циклом, а также ОАО «Гурьевский металлургический комбинат», ОАО «Кокс», ОАО «Кузнецкие ферросплавы» [1].
Кузбасс активно участвует во внешнеторговой деятельности. Основная продукция экспорта — уголь, сталь, прокат, металлургические изделия, алюминий, ферросплавы, азотные удобрения, кап-ролактам. Внешнеторговый оборот области в 2010 г. увеличился на 21,7 % (до 10,909 млрд долл.) по сравнению с 2009 г., в том числе экспорт составил 10,315 млрд долл. (рост на 22,4 %), импорт — 594,7 млн долл. (рост на 10,3 %). Доля Кемеровской области во внешнеторговом обороте Сибирского федерального округа составила 32,3 % [8].
Динамичное развитие экономики Кемеровской области напрямую отражается на финансовых результатах деятельности субъектов хозяйствования и доходах населения области. Удельный вес прибыльных предприятий в 2010 г. составил 68,4 %. Среднемесячная заработная плата выросла к уровню 2009 г. на 12 % и составила 17 988 руб. Объем валового регионального продукта в 2010 г. составил 611,5 млрд руб. и увеличился к уровню 2009 г. на 19,3 %.
Таким образом, динамика основных показателей социально-экономического развития Кемеровской области указывает на повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния его жителей.
Однако последствия финансово-экономического кризиса существенно пошатнули экономику многих регионов, Кемеровская область не стала исключением. По данным Министерства регионального развития РФ, Кузбасс вошел в список 13 регионов, наиболее пострадавших от экономического кризиса. Это можно объяснить прежде всего тем, что в данных регионах в последнее время наблюдался активный рост добычи нефти, производства металлов, строительства — в тех ВЭД, которые больше всего пострадали от кризиса.
В настоящее время основной природный ресурс Кузбасса, вокруг которого выстроена экономика, — уголь. Большой объем инвестиций сохраняется в угольной сфере, металлургии, что приносит доход как инвесторам, так и областному бюджету. Но подобная односторонняя направленность привела к тому, что в условиях кризиса экономика области
оказалась в глубоком спаде, значительное падение цен на сырье и снижение спроса импортеров российских товаров привело к тому, что наиболее сильно экономические проблемы ощутили именно те ВЭД, которые составляют основу экономики Кузбасса.
В условиях кризисного состояния экономики предприятия вынуждены снижать объем инвестиций в основной капитал. Наибольшее падение инвестиционной активности наблюдалось в большинстве сырьевых регионов Сибири. Ситуация в 2010 г. выглядела более оптимистично: инвестиции в основной капитал по сравнению с 2009 г. увеличились на 18,5 % (табл. 1).
Тем не менее, несмотря на положительную динамику инвестиций в основной капитал в 2010 г.
по сравнению с 2009 г., объем инвестиций остался ниже уровня 2008 г.
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) приведены в табл. 2. Из нее видно, что структура инвестиций в 2010 г. не претерпела существенных изменений: наибольший удельный вес инвестиций по-прежнему приходился на добычу полезных ископаемых (главным образом, топливно-энергетических) — 50,8 %. При этом на протяжении анализируемого периода данный показатель имел стабильный характер и находился на уровне 47—51 %.
Достаточно большой удельный вес в структуре инвестиций приходился и на такой вид экономичес-
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций) в Кемеровской области в 2008—2010 гг., млн руб.
Показатель Значение показателя Абсолютное отклонение Темп роста, %
2008 2009 2010 2009/ 2008 2010/ 2009 2010/ 2008 2009/ 2008 2010/ 2009 2010/ 2008
Инвестиции в основной капитал 152 887 109 434 129 747 —43 453 20 313 —23 140 71,58 118,56 84,86
Таблица 2
Состав по ВЭД и структура инвестиций в основной капитал в Кемеровской области в 2008—2010 гг.
Показатель Значение показателя , млн руб. В процентах к итогу
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Инвестиции в основной капитал, всего 118 387 76 155 86 174 100,0 100,0 100,0
В том числе:
— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 013 1 869 1 591 1,70 2,45 1,85
— добыча полезных ископаемых 56 044 36 385 43 767 47,34 47,78 50,79
— обрабатывающие производства 10 154 6 252 8 932 8,58 8,21 10,37
— производство и распределение электроэнергии, 8 990 4 048 6 117 7,59 5,32 7,10
газа и воды
— строительство 843 439 306 0,71 0,58 0,36
— оптовая и розничная торговля, ремонт авто- 4 232 1 845 1 983 3,57 2,42 2,30
транспортных средств и мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
— гостиницы и рестораны 198 54 137,3 0,17 0,07 0,16
— транспорт и связь 14 016 7 109 10 412 11,84 9,33 12,08
— финансовая деятельность 1 040 940 902 0,88 1,23 1,05
— операции с недвижимым имуществом, аренда 11 047 8 620 6 802 9,33 11,32 7,89
и предоставление услуг
— государственное управление и обеспечение 2 396 1 744 740 2,02 2,29 0,86
военной безопасности, социальное страхование
— образование 2 954 2 417 1 587 2,50 3,17 1,84
— здравоохранение и предоставление социаль- 3 011 2 739 1 794 2,54 3,60 2,08
ных услуг
— предоставление прочих коммунальных, соци- 1 449 1 694 1 105 1,22 2,22 1,28
альных и персональных услуг
кои деятельности, как транспорт и связь: в 2010 г. его доля составила 12,1%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,8 п. п. Третьими по значению удельного веса в структуре инвестиций в основной капитал являются обрабатывающие производства: 10,37% в 2010 г. против 8,21% в 2009 г.
Выделив три вида деятельности в каждом году, на которые приходился наибольший объем инвестиций, можно увидеть, что ситуация складывалась неоднозначно (рис. 1).
Наибольший удельный вес в структуре инвестиций на протяжении рассматриваемого периода стабильно приходился на добычу полезных ископаемых. Вид деятельности «транспорт и связь» занимал 2-е место в структуре инвестиций в основной капитал в 2008 и 2010 гг. В 2009 г. он уступил позиции ВЭД «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (11,3 %).
Следует отметить, что в 2010 г. в лидерах по объему привлекаемых инвестиций оказались обрабатывающие производства (10,4 %), вытеснив операции с недвижимостью из рассматриваемой структуры. Это объясняется тем, что в этот период направлялись значительные объемы инвестиций в следующие подвиды обрабатывающих производств:
• в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 3 110 млн руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2009 г.;
• в производство кокса, нефтепродуктов (686 млн руб., или в 2,4 раза);
9,33 - 11,32 .
У1
- 11,84 СЕ*
— х1
^50,79Д
2008
2009
2010
Рис. 1. Виды экономической деятельности с наибольшим удельным весом в структуре инвестиций в основной капитал в Кемеровской области в 2008—2010 гг, %: 1 — добыча полезных ископаемых; 2 — транспорт и связь; 3 — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 4 — обрабатывающие производства
• в производство машин и оборудования (451 млн руб., или в 2,7 раза).
Видовая структура инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) представлена в табл. 3.
Как видно, основной объем инвестиций (56,2 %) в 2010 г. был направлен на приобретение машин, оборудования и транспортных средств, вложен в активную часть основного капитала, а немного больше трети (35,9 %) было вложено в строительство зданий и сооружений (кроме жилья). При этом за рассматриваемый период доля инвестиций на приобретение машин, оборудования и транспортных средств постоянно увеличивалась: с 49,8 % —
Таблица 3
Видовая структура и состав инвестиций в основной капитал в Кемеровской области в 2008—2010 гг.
Показатель Значение показателя, млн руб. В процентах к итогу Темп роста, %
2008 2009 2010 2008 2009 2010 2009/ 2008 2010/ 2009 2010/ 2008
Инвестиции в основной капитал 118 387 76 155 86 174 100 100 100 64,3 113,2 72,8
В том числе:
жилища 9 665 8 004 5 920 8,16 10,51 6,87 82,8 74,0 61,3
здания (кроме жилых) и сооружения 49 125 30 250 30 937 41,50 39,72 35,90 61,6 102,3 63,0
машины, оборудование, транспортные средства 59 009 37 135 48 421 49,84 48,76 56,19 62,9 130,4 82,1
прочее 588 766 896 0,50 1,01 1,04 130,3 117,0 152,4
в 2008 г. до 56,2 — в 2010 г. Следует отметить, что, несмотря на увеличение удельного веса таких инвестиций, в абсолютном выражении их объем за период 2008—2010 гг. снизился на 17,9 %.
За анализируемые три года также наблюдается устойчивый рост доли прочих инвестиций: с 0,5 % в 2008 г. до 1,04 % в 2010 г. При этом в абсолютном выражении они также увеличились за рассматриваемый период. Традиционно высокой остается доля инвестиций на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений: 35,9 % в 2010 г. Тем не менее следует отметить тенденцию сокращения доли таких инвестиций за 2008—2010 гг. на 5,6 п. п.
Развитие рыночных отношений в Кемеровской области оказало непосредственное воздействие на формирование финансовых источников инвестиций. Структура инвестиций по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) представлена в табл. 4.
Основным источником финансирования инвестиций в 2008—2010 гг. являлись собственные средства. При неустойчивых темпах роста объема их доля в общей величине инвестиций крупных и
средних организации возросла с 51,4 % в 2008 г. до 66,4 % в 2010 г. Основу собственных источников инвестирования составляют амортизационные отчисления и прибыль предприятий. Как правило, эти инвестиции связаны с поддержанием действующего производства, а не с его расширением либо модернизацией. В структуре собственных средств источники финансирования в 2010 г. разделились примерно поровну: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций, составила 47 %, амортизация — 51 %. Следует отметить возрастание роли прибыли организаций как источника инвестирования. Если в 2009 г. кризисные явления не позволили организациям Кузбасса в полной мере использовать данный вид источника (его доля снизилась до 33,5 %), то в 2010 г. он стал восстанавливать свои позиции.
Важнейшей составляющей привлеченных средств по-прежнему остается бюджетное финансирование, главным образом областной бюджет, за счет которого в 2010 г. в Кемеровской области использовано 6 144 млн руб., или 7,1 % от объема инвестиций крупных и средних предприятий, за счет средств федерального и местных бюджетов
Таблица 4
Состав и структура инвестиций по источникам финансирования в Кемеровской области в 2008- 2010 гг.
Показатель Значение показателя, млн руб. В процентах к итогу
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Инвестиции в основной капитал, всего 118 387 76 155 86 174 100 100 100
По источникам финансирования
Собственные средства В том числе: 60 894 47 457 57 182 51,44 62,32 66,36
— прибыль, остающаяся в распоряжении организации 29 952 15 902 26 845 49,19 33,51 46,95
— амортизация 26 985 31 057 29 077 44,31 65,44 50,85
Привлеченные средства В том числе: 57 493 28 698 28 992 48,56 37,68 33,64
— кредиты банков 16 803 1 813 6 767 14,19 2,38 7,85
— заемные средства других организаций 9 707 5 567 3 378 8,20 7,31 3,92
Бюджетные средства В том числе: 17 587 14 230 10 918 14,86 18,69 12,67
— федеральный бюджет 4 910 4 715 2 370 4,15 6,19 2,75
— областной бюджет 5 239 5 785 6 144 4,43 7,60 7,13
— местные бюджеты 7 438 3 730 2 404 6,28 4,90 2,79
Средства внебюджетных фондов 328 172 124 0,28 0,23 0,14
Прочие 13 068 6 916 7 805 11,04 9,08 9,06
Средства вышестоящих организаций 9 359 3 805 3 759 7,91 5,00 4,36
Средства, полученные от долевого участия в строительстве 999 1 937 1 397 0,84 2,54 1,62
Из общего объема инвестиций в основной капитал — инвестиции из-за рубежа 650 — 426,7 0,55 — 0,50
освоено 2 370 млн руб. и 2 404 млн руб. соответственно.
Часть средств из областного бюджета направлялась на выполнение адресных инвестиционных программ, целью которых являлась поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие территорий и инфраструктуры Кемеровской области. Основной инструмент реализации указанных направлений — региональные целевые программы. Так, на финансирование региональной целевой программы по повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области в 2010 г. из средств областного бюджета было потрачено 92,8 млрд руб.
Рыночная экономика предоставляет довольно много возможностей для инвестирования. При ограниченности собственных финансовых ресурсов возрастает роль таких источников финансирования, как заемные средства: кредиты банков и средства других организаций. Роль банковской сферы в обеспечении инвестиционного процесса в Кемеровской области остается незначительной. Высокие ставки по кредитам, длительность процедур оформления сдерживают более широкое привлечение этого источника финансирования. Инвестиции за счет кредитов банков составили в 2010 г. 6 767 млн руб., или 7,9 % объема всех инвестиций. В кризисный 2009 г. этот вид источников практически не использовался предприятиями Кузбасса. Только 1 813 млн руб. инвестиций осуществлялись за счет банковских кредитов.
Возможность привлечения заемных средств других организаций для финансирования инвести-
ций в современных экономических условиях ограничена из-за недостаточной платежеспособности предприятий и организаций, в результате доля этого источника в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций в период 2008—2010 гг. снизилась с 8,2 до 3,9 %.
Важным инвестиционным ресурсом для крупных и средних организаций остаются также прочие источники инвестирования (в 2010 г. — 9,1 %).
Помимо инвестиций в основной капитал, одной из составляющих инвестиционной деятельности являются финансовые вложения предприятий и организаций. Структура финансовых вложений крупных и средних организаций (без учета банков и страховых организаций) представлена в табл. 5.
Динамика объемов финансовых вложений, осуществленных крупными и средними предприятиями Кемеровской области в 2008—2010 гг., носит неустойчивый характер: в 2009 г. общий объем финансовых вложений увеличился, а в 2010 г. наблюдалась тенденция в сторону их уменьшения. Причем за анализируемые три года в структуре финансовых вложений значительная доля приходится на краткосрочные вложения, что связано со стремлением инвесторов получить быструю отдачу. Основными направлениями краткосрочных финансовых вложений организаций были вложения в предоставленные займы. В 2010 г. на их долю приходился 31 % общего объема финансовых вложений. Доля долгосрочных финансовых вложений в 2010 г. составила 75,52 %.
Финансовые вложения по источникам финансирования представлены в табл. 6.
Таблица 5
Состав и структура финансовых вложений в Кемеровской области в 2008—2010 гг.
Показатель Значение показателя, млн руб. В процентах к итогу
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Общий объем финансовых вложений 183 981 447 218 418 582 100 100 100
Долгосрочные финансовые вложения организаций В том числе: 43 507 45 681 45 555 23,65 10,21 10,88
— в паи и акции других организаций 22 703 8 909 8 919 52,18 19,50 19,58
— в паи и акции дочерних и зависимых организаций 18 339 6 212 5 783 42,15 13,60 12,69
— в облигации и другие долговые обязательства 47,8 19 994 274 0,11 43,77 0,60
— предоставленные займы 13 073 14 212 34 401 30,05 31,11 75,52
— прочие долгосрочные финансовые вложения 7 683 2 566 1 962 17,66 5,62 4,31
Краткосрочные финансовые вложения организаций В том числе: 140 474 401 537 373 027 76,35 89,79 89,12
— в паи и акции других организаций 108 1208 997 0,08 0,30 0,27
— в облигации и другие долговые обязательства 5 671 3 212 23 837 4,04 0,80 6,39
— предоставленные займы 87 145 87 036 115 713 62,04 21,68 31,02
— прочие краткосрочные финансовые вложения 47 550 310 081 232 480 33,85 77,22 62,32
Таблица 6
Состав и структура финансовых вложений по источникам финансирования Кемеровской области в 2008—2010 гг.
Показатель Значение показателя, млн руб. В процентах к итогу Темп роста, °%
2008 2009 2010 2008 2009 2010 2009/ 2008 2010/ 2009 2010/ 2008
Общий объем финансовых вложений по источникам финансирования, всего 183 981 447 218 418 582 100 100 100 2,43 раза 93,6 2,27 раза
В том числе:
— собственные средства 170 411 426 271 376 961 92,6 95,3 90,1 2,50 раза 88,4 2,21 раза
— привлеченные средства 13 570 20 947 41 621 7,38 4,68 9,94 154,4 198,7 3,07 раза
Из них:
— кредиты банков 7 502 9 886 29 153 4,08 2,21 6,96 131,8 2,95 раза 3,89 раза
— заемные средства других организаций 1 138 8 171 6 525 0,62 1,83 1,56 7,18 раза 79,86 5,73 раза
— бюджетные средства 15,4 0,1 160 0,01 0,00 0,04 0,65 1 600 раз 10,39 раза
— областной бюджет 15,4 0,1 160 0,01 0,00 0,04 0,65 1 600 раз 10,39 раза
— прочие 4 915 2 890 5 783 2,7 0,6 1,38 58,8 2 раза 117,7
Предприятия и организации Кузбасса осуществляли финансовые вложения в 2008—2010 гг., в основном, за счет собственных ресурсов. В 2010 г. на долю финансовых вложений, осуществленных за счет собственных средств, приходилось 90,1 % от общего объема вложений.
Следует отметить, что в 2008—2010 гг. произошло значительное увеличение финансовых
100
1*ис. 2. Структура иностранных инвестиций по видам в Кемеровской оЬласти в 2008—2010 гг., %: 1 — прямые инвестиции; 2 — портфельные инвестиции; 3 — прочие инвестиции
вложений практически всех категорий: привлеченные средства возросли в 2,3 раза, заемные средства организаций — в 5,7, бюджетные средства — в 10,4 раза. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики области в 2010 г., составил 663 723 тыс. долл.
Структура иностранных инвестиций по видам представлена на рис. 2.
Как видно, на протяжении трех анализируемых лет наибольшая доля в структуре иностранных инвестиций принадлежала прочим инвестициям. При этом удельный вес портфельных инвестиций постоянно снижался, и в 2010 г. поступлений по этому виду не наблюдалось. Снижающуюся тенденцию имеет и доля прямых инвестиций: с 20,05 % в 2008 г. до 7,51 % — в 2010 г.
Для обобщения результатов проведенного исследования и выявления конечного результата анализа необходимо воспользоваться интегральными показателями оценки. В этих целях авторами были проанализированы различные методы оценки инвестиционной привлекательности и инвестици-
онного потенциала региона [2, 11]. Был предложен свой методический подход к оценке регионального инвестиционного потенциала, позволяющий определить особенности структуры разных секторов промышленности территориального образования, его инфраструктурную обеспеченность, выявить направления деятельности, определяющие специализацию, и выделить наиболее привлекательные для инвесторов виды экономической деятельности региональной экономики [4, 6]. Методика была апробирована на примере Кемеровской области и в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа [3, 5, 10].
По результатам проведенной оценки инвестиционного потенциала Кемеровской области в 2010 г. в рамках предложенной авторами методики можно сделать определенные выводы:
1) Кемеровская область обладает значительными конкурентными преимуществами, о чем свидетельствует высокое значение интегрального уровня инвестиционного потенциала, который более чем в 2,3 раза превышает среднероссийский уровень. Такие преимущества во многом связаны со значительным сырьевым потенциалом Кузбасса: залежи каменного угля, расположенные на территории Кузбасса, составляют до 25 % всех топливно-энергетических ресурсов страны;
2) для Кемеровской области характерно богатство и разнообразие природных ресурсов. Так, огромные залежи каменного угля во многом определили уровень развития экономики и ее структуру. По результатам проведенных расчетов именно вид экономической деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» определяет специализацию Кузбасса;
3) помимо природно-географического потенциала наличие таких экономических факторов, как высокая степень развития промышленного производства, которое в значительной мере ориентировано на экспорт, достаточно развитая транспортная инфраструктура, географическое положение, позволяющее осуществлять транзитные функции между восточными и западными регионами страны, позволяет надеяться на улучшение ситуации в области привлечения инвестиций в хозяйственный комплекс Кемеровской области. Кроме того, характерным преимуществом для Кузбасса является наличие у предприятий существенных инвестиционных ресурсов.
Проведенный анализ основных направлений инвестиционной деятельности и оценка инвести-
ционного потенциала Кемеровской области дают основание говорить о мощном природно-ресурсном, производственном потенциале региона. Несмотря на это, в настоящее время инвестиционному комплексу Кузбасса присущ ряд недостатков, ослабляющих позиции области в экономическом пространстве России.
При проведении анализа социально-экономической сферы региона были выявлены основные проблемы, которые оказывают наиболее негативное влияние на развитие экономики и уровень благосостояния жителей области:
• в сфере финансового потенциала — низкий уровень развития предпринимательства, значительная доля убыточных предприятий, низкий уровень бюджетных доходов и расходов, приходящихся на одного жителя;
• в сфере инновационного потенциала — недостаточный объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• в сфере социального потенциала — низкий уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой и жильем, недостаточно развитая хозяйственная деятельность предприятий торговли и общественного питания, невысокая величина среднедушевых доходов населения. С учетом выявленных недостатков предлагается рассмотреть пути повышения инвестиционного потенциала Кемеровской области. Управление инвестиционным процессом подразумевает разработку системы мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. В данном случае основная цель управления инвестиционным процессом заключается в достижении требуемого объема инвестиций в экономическую систему, а также в повышении инвестиционной активности. Комплекс мер, направленных на достижение этой цели, должен предполагать эффективное использование имеющегося инвестиционного потенциала области, мобилизацию существующих ресурсов, привлечение иностранного капитала, а также их рациональное распределение и использование.
Методы и инструменты, применяющиеся в экономической политике региона, оказывают значительное влияние на результаты работы механизма повышения инвестиционного потенциала. С точки зрения методов управления можно рассматривать следующие: экономические, административные, социально-психологические и правовые методы.
Организационно-распорядительные или административные методы были основными методами в управлении развитием регионов в течение длительного периода времени.
Современная экономическая ситуация существенным образом изменила акценты в использовании методов управления в сторону преимущественно экономических, правовых, социально-психологических методов воздействия на заинтересованные субъекты управления и хозяйствования [7, с. 31].
Механизм повышения инвестиционного потенциала Кемеровской области представлен на рис. 3.
Следует отметить также важность правового аспекта механизма повышения инвестиционного потенциала. Очевидно, что этот процесс должен иметь соответствующую нормативно-правовую основу, быть вписан в общее правовое поле стратегического управления регионом.
Значимость экономических методов в условиях современной экономики не вызывает сомнений,
Механизм повышения инвестиционного потенциала
Методы
— Экономические
Административные
Правовые
Инструменты
Стратегии социально-экономического развития региона
Программа комплексного развития региона
Программы развития муниципальных образований
Федеральные и региональные целевые программы
Программа повышения инвестиционной привлекательности региона
Обеспечение механизма повышения инвестиционного потенциала
Нормативно-правовое
Фискаль- Иннова- Информа- Кадровое Инфра-
ное ционное ционное структурное
Рис. 3. Механизм повышения инвестиционного потенциала Кемеровской области
тем не менее стоит помнить, что все методы тесно взаимосвязаны и дают наибольший эффект при их совместном использовании.
Следует отметить, что эффективность механизма повышения инвестиционного потенциала во многом зависит от взаимодействия всех его основных структурных элементов. Это, прежде всего, различные инструменты, которые заложены в документах, отражающих перспективные приоритеты стратегического и социально-экономического развития региона. На уровне региона к таким документам относятся:
1) стратегия социально-экономического развития региона;
2) региональные целевые программы;
3) программа комплексного развития региона.
Таким образом, именно скоординированная работа федеральных, региональных и муниципальных органов власти во взаимосвязи с экономическими субъектами может выступать в качестве механизма
решения комплекса проблем, связанных с повышением инвестиционного потенциала. Этот механизм должен иметь в своей основе нормативно-правовую базу, научное обоснование и многоканальное финансирование.
Конкретные меры, направленные на обеспечение механизма повышения инвестиционного потенциала Кемеровской области, могут быть рассмотрены с точки зрения нескольких направлений: нормативно-правового, фискального, инновационного, информационного, кадрового, инфраструктурного.
1. Оптимизация инвестиционного законодательства Кемеровской области. Действующее законодательство, устанавливающее правовой режим инвестиционного процесса, — одно из важнейших условий активизации инвестиционного процесса. Обеспечение правовой базы инвестиционного процесса реализуется путем контроля за применением действующего законодательства и внесения в
него частичных корректировок. Можно предложить внесение следующих изменений в инвестиционное законодательство области.
Во-первых, с точки зрения устранения препятствий для инвестора при реализации государственного и муниципального заказа:
• установление административной ответственности за нарушения законов в сфере государственных закупок, устранение дискриминации в отношении малых предприятий при выполнении государственного и муниципального заказа;
• на уровне отдельных муниципальных образований возможно создание единого финансового механизма с целью упрощения различных процедур для инвестора, оптимизации затрат на обслуживание клиентов. Подобный механизм может включать в себя муниципальный банк, лизинговые и страховые компании и др., что позволит улучшить в целом инвестиционный климат в регионе.
Во-вторых, с точки зрения снижения административных барьеров в инвестиционной деятельности:
• выявление и ликвидация подзаконных актов, которые препятствуют развитию инвестиционной деятельности и нарушают положения существующих законов в сферах лицензирования, сертификации, регистрации, аренды помещений для осуществления предпринимательской деятельности;
• пересмотр региональной амортизационной политики, направленный на внедрение мер льготного налогообложения предприятий. Эта мера должна коснуться тех предприятий Кемеровской области, которые направляют средства амортизационного фонда на восстановление своих основных фондов.
2. Финансово-кредитное обеспечение деятельности инвесторов. Инвестиционная деятельность субъектов непосредственно связана с выбором источников финансирования вложений. В целях поддержки и развития этого направления можно реализовать следующие меры:
• разработка программы распределения инвестиционных рисков между кредитными учреждениями, государством — в лице специально созданных для этих целей организаций — и самими инвесторами;
• использование различных форм финансового стимулирования: софинансирование инвести-
ционных проектов, субсидирование процентных ставок по кредитам;
• стимулирование создания фонда венчурного капитала;
• стимулирование развития инвестиционной деятельности внебюджетных фондов.
3. Совершенствование системы налогообложения. В настоящее время законодательство многих регионов, в том числе и Кемеровской области, предусматривает применение налоговых льгот для инвесторов. Однако не все из них являются привлекательными для потенциальных инвесторов. Помимо возможных административных барьеров для получения данных льгот, инвестор сталкивается и с другими требованиями (например предоставление экономических, социальных, бюджетных гарантий, требование о размещении центрального офиса в регионе), что может свести на нет привлекательность подобных налоговых стимулов.
Таким образом, упрощение процедур налогообложения, использование привлекательных налоговых льгот и налаживание платежной дисциплины в целом должны способствовать улучшению регионального инвестиционного климата. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются необходимыми условиями улучшения инвестиционного климата и должны стать одним из важных направлений региональной налоговой политики.
4. Содействие развитию инновационного предпринимательства. Региональная политика должна предусматривать меры по созданию инновационной инфраструктуры и поддержке наиболее перспективных для региона направлений НИОКР. Основными мерами в данном направлении могут стать:
• развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание инновационно-технологического центра на уровне региона, который может быть использован и для привлечения прямых иностранных инвестиций;
• созданный в Кемеровской области технопарк во многом ориентирован на поддержку собственных, региональных организаций в сфере НИОКР, но перспективным направлением может стать и сотрудничество с иностранными инвесторами;
• разработка образовательных программ с привлечением иностранных организаций и образовательных учреждений, которые бы послужили
для удовлетворения современных требований производства, с учетом последних достижений НИОКР в регионе;
• принятие дополнительных мер для защиты интересов инновационных предприятий на внешних рынках.
5. Развитие системы подготовки кадров для осуществления инвестиционной деятельности. В настоящее время в Кемеровской области система подготовки специалистов для инвестиционной деятельности находится в начальной стадии становления и развития. Поэтому в качестве важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров инвестиционной сферы необходимым является:
• создание в Кемеровской области системы дополнительного образования, предполагающего переподготовку и повышение квалификации специалистов в области инвестиционной деятельности;
• привлечение к программам подготовки кадров иностранных специалистов в области инвестиционной деятельности, координация российских и международных программ обучения;
• осуществление подготовки на базе региональных вузов специалистов по специальности «инвестиционный менеджер»;
• поддержка в разработке учебно-методического обеспечения для подготовки субъектов инвестиционной деятельности;
• развитие дистанционных и электронных технологий подготовки населения региона к ведению инвестиционной деятельности.
6. Совершенствование информационной поддержки. С точки зрения информационной поддержки инвестиционной деятельности необходимо:
• предоставление точной информации для инвесторов об административных процедурах инвестиционного процесса (например сроки и порядок подачи заявления и его рассмотрения; порядок получения финансовых и налоговых льгот для инвесторов);
• расширение информационного наполнения инвестиционного паспорта Кемеровской области. Инвестиционный паспорт содержит краткую характеристику основных сфер деятельности региона, условий ведения бизнеса в регионе и др. Однако одним из недостатков данного документа, по нашему мнению, является недостаточно полная информация о положении
Кузбасса относительно других регионов, что затрудняет для потенциального инвестора выбор территориального образования для вложения средств;
• определение перечня государственных информационных ресурсов, имеющих отношение к осуществлению инвестиционной деятельности. Информационные источники должны быть максимально структурированными и комплексными, помимо русского, содержать сведения на английском языке;
• создание средств массовой информации на уровне региона, в задачи которых входит содействие повышению качества информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
• содействие деятельности объединений инвесторов, занимающихся созданием и поддержкой информационных ресурсов.
7. Модернизация и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности. Доступность международного сообщения, автомобильные и водные пути имеют существенное значение для привлечения инвесторов, в том числе с точки зрения логистики. Ограниченная пропускная способность дорог и их неудовлетворительное качество зачастую становятся барьером для ведения бизнеса. Для Кемеровской области как добывающего региона одной из мер развития инфраструктуры может стать технологическая кооперация промышленных предприятий региона. Реализация данного мероприятия благоприятно отразится на инвестиционной привлекательности региона, например за счет снижения транспортных издержек потенциальных инвесторов.
Наличие технопарка также способствует привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе за счет быстрого доступа к специально подготовленным участкам с инженерной и транспортной инфраструктурой.
Совершенствование государственной инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной деятельности должно сопровождаться усилением взаимодействия с муниципальными структурами — фондами, бизнес-центрами, филиалами региональных фондов, что будет способствовать повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых инвесторам услуг. Реализация данного механизма окажет стимулирующее воздействие на развитие инвестиционной деятельности и откро-
ет перед регионом новые возможности в обеспечении устойчивого экономического роста.
Список литературы
1. Администрация Кемеровской области. Инвестиционный паспорт Кемеровской области. URL: http://www. ako. ru/Kuzbass/pasport. asp?n=3.
2. Березнев С. В., Шевелева О. Б., НачеваМ. К. Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность: методы анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 43. С. 2—9.
3. Березнев С. В., Шевелева О. Б., НачеваМ. К. Комплексный анализ инвестиционного потенциала Кемеровской области // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 38. С. 19—30.
4. Березнев С. В., Шевелева О. Б., НачеваМ. К. Оценка инвестиционного потенциала региона // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 15—25.
5. Березнев С. В., Шевелева О. Б., НачеваМ. К. Оценка инвестиционного потенциала регионов Сибирского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 6. С. 8—19.
6. Березнев С. В., Шевелева О. Б., Начева М. К. Системный подход к оценке инвестиционного потенциала региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 48. С. 7—19.
7. Лащева Т. О. Методические аспекты механизма активизации полюсов экономического развития в регионе // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. № 3. С. 28—37.
8. Новости. Сибирский федеральный округ: Внешнеторговый оборот Кемеровской области в 2010 г. вырос на 22 %. URL: http://www. interfax-russia. ru/Siberia/news. asp?id=208619&sec=1679.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
10. Шевелева О. Б., Начева М. К. Методологические аспекты оценки инвестиционного потенциала Кемеровской области РФ // Технологии качества жизни. 2011. № 1. С. 9—13.
11. Шевелева О. Б., НачеваМ. К. Сравнительный анализ методик оценки инвестиционного потенциала региона // Инновации. 2012. № 2. С. 45—59.