Научная статья на тему 'Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации'

Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев А. С., Соловьева H. В.

В статье рассмотрен комплексный подход к инвестиционному налоговому кредиту по ряду налогов, предоставляемому из разных бюджетов. Подобный подход позволит федеральному, региональному и местному бюджетам согласованно оказывать помощь хозяйствующим субъектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в Российской Федерации»

Налоговая политика

инвестиционный налоговый кредит как функция государственной поддержки инновационных проектов в российской федерации

А. С. нЕЧАЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями

Е-mail:n-a-s@mail. т иркутский государственный технический университет

н. в. Соловьева,

преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета

Е-mail:natasha_sayansks@mail. т Восточно-Сибирский институт экономики и права

В статье рассмотрен комплексный подход к инвестиционному налоговому кредиту по ряду налогов, предоставляемому из разных бюджетов. Подобный подход позволит федеральному, региональному и местному бюджетам согласованно оказывать помощь хозяйствующим субъектам.

Ключевые слова: инвестиционный налоговый кредит, инновационный процесс, бюджет.

Анализ действующей системы предоставления инвестиционного налогового кредита в Российской Федерации и порядок его применения показывают практическую значимость подобной меры.

Эта значимость обусловлена тем, что совершенствование механизма инвестиционного налогового кредита позволит улучшить качество налогового стимулирования, обеспечить целевое использование дополнительно полученных финансовых ресурсов, повысить ответственность государственных и муниципальных структур, выступающих в качестве кредиторов, и организаций, выступающих в качестве заемщиков. Как известно, результатом применения данного налогового инструмента является увеличение налоговой составля-

ющей бюджета за счет дополнительных налоговых поступлений.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой специфическую форму отчуждения потенциальных налоговых поступлений на счета казначейства. Его предоставление приносит следующие результаты:

— уменьшаются текущие налоговые обязательства организаций в течение определенного срока;

— суммы неуплачиваемых налогов трансформируются в дополнительный источник финансирования капитальных вложений;

— пользование средствами осуществляется на льготных условиях по сравнению с условиями получения банковского кредита.

Инвестиционный налоговый кредит, как свидетельствует мировой опыт, является инструментом государственного регулирования экономики в различных макроэкономических условиях, особенно в кризисных ситуациях. Причем налогам как источнику инвестиций и фактору активизации инвестиционного процесса присущ ряд свойств, отличающих их от других источников.

34

финансы и кредит

Во-первых, их использование носит антиинфляционный характер.

Во-вторых, инвестиционный налоговый кредит служит эффективным средством формирования инвестиционных предпочтений у хозяйствующих субъектов.

В-третьих, он позволяет решать многие задачи, стоящие перед государством: начиная от активизации инвестиционного процесса, расширения возможностей предприятий для инвестирования и заканчивая стимулированием их деятельности по осуществлению инноваций, использованию достижений научно-технического прогресса в производстве.

В-четвертых, инвестиционный налоговый кредит выступает действенным инструментом развития малого бизнеса, прежде всего в тех отраслях и сферах производства, где он в наибольшей мере является экономически оправданным.

В-пятых, налоговые льготы, используемые в практике макроэкономического регулирования экономики, способствуют привлечению иностранных инвестиций.

Инвестиционный налоговый кредит считается одним из наиболее перспективных методов налогового регулирования инвестиций. Основным преимуществом для инвесторов является его дешевизна по сравнению с банковским кредитом. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой обратную форму бюджетного финансирования на условиях возвратности, срочности и платности. Данная мера широко применяется в странах с развитой экономикой преимущественно с целью стимулирования капитальных вложений. Величина инвестиционного налогового кредита определяется в установленном проценте от стоимости приобретаемых машин и оборудования. Механизм его использования предполагает уменьшение суммы платежа по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Если в текущем отчетном (налоговом) периоде сумма кредита превышает установленную предельную величину от общей суммы налоговых обязательств либо если предприятие имело убытки по итогам какого-либо отчетного (налогового) периода, разница между этой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный (налоговый) период.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

— порядок уменьшения налоговых платежей;

— сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);

— срок действия договора;

— начисляемые на сумму кредита проценты;

— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

— документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

— ответственность сторон.

В договор также необходимо внести положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, на основании приобретения которого организация заключила этот договор, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В случае уплаты организацией-налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов до истечения установленного срока действие инвестиционного налогового кредита может быть прекращено досрочно.

При нарушении организацией-налогоплательщиком условий договора об инвестиционном налоговом кредите она несет ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта. С точки зрения бюджета:

— расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);

— доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. За предоставление кредита взимаются проценты в размере не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Кредитором в этом процессе выступает государство, заемщиком является налогоплательщик, а текущие налоговые платежи превращаются в сумму кредита, которую заемщик возвращает кредитору в том же размере, а также уплачивает проценты за пользование денежными средствами. При этом реального движения денежных средств от кредитора к заемщику не происходит, как это имеет место при получении банковского кредита.

Принцип целевой направленности инвестиционного налогового кредита теоретически призван поддержать инвестиционную деятельность организаций, осуществляющих капитальные вложения. На практике же позитивная в целом идея стимулирования инвестиционной активности организаций с помощью налоговых инструментов в виде инвестиционного налогового кредита не нашла достойного применения. По состоянию на 01.01.2009 на эти цели не было предоставлено ни одного рубля из федерального бюджета. Хотя в 2008 г. было предусмотрено выделить из федерального бюджета для целей инвестиционного налогового кредита 1,5 млрд руб.

Количество организаций, реализовавших возможности получения инвестиционных налоговых кредитов, крайне мало. По сути дела действовавший до 01.01.2007 порядок предоставления отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (приказ ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127) так и не был реализован на практике. Инвестиционный налоговый кредит не стал действенным инструментом инвестиционной поддержки организаций. В 2008 г. всего лишь пять организаций в четырех регионах (Орловская, Свердловская и Иркутская области, г. Санкт-Петербург) получили такой кредит на сумму 219,51 млн руб., из которых лишь 6,31 млн руб. (менее 3 %), были предоставлены за счет федеральных налогов. В 2009 г. только двум организациям предоставили инвестиционный налоговый кредит на общую сумму 205 млн руб. за счет налога на имущество. Основной причиной, по которой использование инвестиционного налогового кредита на практике затруднено, является излишне сложная административная процедура его применения.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Порядок и условия его предоставления регламентированы ст. 66, 67 Налогового кодекса РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставля-

Налоги, поступающие в федеральный бюджет

Налог на прибыль организации (в части 2%)

Налог на добавленную стоимость

Налоги, поступающие

в региональный и местный бюджеты

Налог на прибыль организации (в части 18%)

Земельный налог

Транспортный налог

Налог на имущество организаций

Специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Единый сельскохозяйственный налог

Рис. 1. Инновационный подход в предоставлении инвестиционного налогового кредита по федеральным, региональным и местным налогам

ется при проведении НИОКР, либо технического перевооружения собственного производства организации, при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе при создании новых или усовершенствовании применяемых технологий, новых видов сырья или материалов, а также при выполнении особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона.

Предоставление инвестиционного налогового кредита является одной из форм государственной поддержки инвестиционных проектов приоритетного направления.

В рамках усиления государственной поддержки инвестиций в основной капитал было бы

Инвестиционный налоговый кредит

36

финансы и кредит

Федеральный бюджет » 50 %

Региональный и местный бюджеты » 50 %

От суммы предоставляемого инвестиционного налогового кредита

Рис. 2. Участие бюджетов разных уровней в размере доли предоставляемого инвестиционного налогового кредита

целесообразно активизировать инвестиционное налоговое кредитование, направив его потенциал на пополнение капитальных вложений.

В связи с этим адаптация механизма предоставления инвестиционного налогового кредита как меры государственной поддержки к потребностям современной экономической ситуации позволила бы в большей мере стимулировать частные инвестиции в техническое перевооружение собственного производства. Это послужило бы катализатором для внедренческой или инновационной деятельности предприятий в целях реализации инновационного сценария развития экономики на период до 2020 г., заложенного в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России в августе 2008 г.

В субъектах РФ могут быть созданы специальные агентства, которые будут решать, предоставлять или нет налогоплательщикам инвестиционные налоговые кредиты.

В настоящее время государство избирательно подходит к предоставлению инвестиционного налогового кредита. Однако необходим комплексный подход за счет предоставления данного кредита по ряду налогов одновременно, поступающих в разные уровни бюджетов. Это позволит как федеральному, так и региональному и местному бюджетам принять согласованное участие в комплексной помощи предприятиям и организациям, связанной с пре-

доставлением инвестиционного налогового кредита, и как следствие — высвободить дополнительные денежные средства для организации инновационной деятельности.

На рис. 1 представлена совокупность налогов, по которым государство одновременно, по своему выбору может предоставлять инвестиционный налоговый кредит хозяйствующим субъектам. Именно комплексный подход может оптимизировать налоговую нагрузку предприятий и распределить нагрузку на бюджеты всех уровней. Для равномерного распределения нагрузки на бюджеты всех уровней необходимо практически равнозначное участие данных бюджетов. Данное распределение может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Отклонение по сумме инвестиционного налогового кредита должно составить не более 5—10 %, что даст возможность соблюсти принцип справедливости в процессе предоставления данного кредита.

Все это позволит существенно увеличить высвободившиеся денежные средства хозяйствующих субъектов для развития основных направлений инновационной деятельности.

Список литературы

1. Данилькевич Л. И. Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления // Российский налоговый курьер. 2003. № 22.

2. Куликова Л. И. Учет отложенных налоговых обязательств // Бухгалтерский учет. 2008. № 21. С. 3—10.

3. Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира: справочник. М. 2005.

4. Никонов А. А Изменение срока уплаты налогов // Главбух. 2009. № 4.

5. Нечаев А. С. Амортизационная политика как инструмент формирования инвестиционного налогового кредита. Ангарск: АГТА. 2005. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.