Научная статья на тему 'Инвестиционный меморандум как инструмент взаимодействия инвестора и стартапа'

Инвестиционный меморандум как инструмент взаимодействия инвестора и стартапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТОР / INVESTOR / СТАРТАП / START-UP / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ / INVESTMENT MEMORANDUM / БИЗНЕС-ИДЕЯ / BUSINESS IDEA / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузеева Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается сущность, структура (с описанием основных разделов) и основные принципы формирования инвестиционного меморандума как инструмента взаимодействия инвесторов и стартапов. Акцентируется внимание на специфических особенностях инвестиционного меморандума, отличающих его от бизнес-плана. Обозначены основные ошибки, допускаемые при подготовке, подчеркивается значимость данного документа на первоначальной стадии знакомства инвестора с проектом потенциального объекта инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный меморандум как инструмент взаимодействия инвестора и стартапа»

Мировыми лидерами оказания услуг аутсорсинга являются компании из США и Великобритании. Это Accenture, Aon Hewitt, IBM и NorthgateArinso, на долю которых в 2011 году пришлось 53% рынка по размеру годовых контрактов.

Аутсорсинг персонала не только упрощает процесс деятельности той или иной организации, но и экономически эффективен, так как позволяет избежать многих рисков, связанных с интеграцией.

Список литературы /References

1. Маркс Карл Генрих. «Капитал». Том I. Пер. с нем. Г. Лопатин, Н. Любавин, М. Негрескул, И. Даниельсон, 1872. 900 стр.

2. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография. М.: Инфра-М., 2014. 112 с.

3. Рудая И.Л.Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга: Автореф. дис. ... д.э.н.: 08.00.05. Москва, 2009. 410 с.

INVESTMENT MEMORANDUM AS A TOOL OF INTERACTION OF INVESTOR AND START-UP Guzeeva O.G. (Russian Federation) Email: Guzeeva235@scientifictext.ru

Guzeeva Olga Gennadyevna - Postgraduate, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND FINANCE, VORONEZH STATE UNIVERSITY OF FORESTRY AND TECHNOLOGIES NAMED AFTER G.F. MOROZOV, VORONEZH

Abstract: the article deals with the essence, structure (with the description of the main sections) and the basic principles of the investment Memorandum as a tool for interaction between investors and startups. The article focuses on the specific features of the investment Memorandum, distinguishing it from the business plan. The basic mistakes made by preparation are designated, the importance of this document at an initial stage of acquaintance of the investor with the project ofpotential object of investment is emphasized. Keywords: investor, startup, investment Memorandum, business idea, project.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТОРА И СТАРТАПА Гузеева О.Г. (Российская Федерация)

Гузеева Ольга Геннадьевна - аспирант, кафедра экономики и финансов, Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассматривается сущность, структура (с описанием основных разделов) и основные принципы формирования инвестиционного меморандума как инструмента взаимодействия инвесторов и стартапов. Акцентируется внимание на специфических особенностях инвестиционного меморандума, отличающих его от бизнес-плана. Обозначены основные ошибки, допускаемые при подготовке, подчеркивается значимость данного документа на первоначальной стадии знакомства инвестора с проектом потенциального объекта инвестирования.

Ключевые слова: инвестор, стартап, инвестиционный меморандум, бизнес-идея, проект.

В настоящее время инвестиционные меморандумы приобретают всё большую значимость и являются особым инструментом при ознакомлении инвесторов с проектами.

Инвестиционный меморандум представляет собой документ для внешних пользователей, который должен показать потенциальным инвесторам и кредиторам инвестиционную привлекательность проекта, дает возможность проанализировать наиболее вероятные инвестиционные риски. Это стартовый документ, являющийся первоначальным звеном в цепочке отношений между инвестором и стартапом, который рассылается потенциальным инвесторам и содержит минимум информации, необходимой для определения соответствия проекта интересам и критериям инвестора. Это документ, цель которого - привлечь интерес к проекту.

Акцент в инвестиционном меморандуме делается на описании бизнес-идеи, бизнес-модели и компании, которая ее реализует [1]. Кроме того, изучив содержание этого документа и заинтересовавшись предложением, инвестор принимает решение о дальнейшем, более подробном изучении данного вопроса и возможности участия в бизнесе или проекте. Именно поэтому потенциальным инвесторам и партнерам обычно рассылается инвестиционный меморандум, а не бизнес-план.

Инвестиционный меморандум проектов стартапов существенно отличается от бизнес-плана, хотя может разрабатываться на его основе. Основные различия заключаются в следующем.

Во-первых, инвестиционный меморандум включает развернутое описание инновационного предприятия, в том числе все составляющие его деятельности (научно-исследовательскую, предпринимательскую и др.), а не ограничивается раскрытием конкретного проекта.

Во-вторых, инвестиционный меморандум не содержит конфиденциальной информации, т.к. предназначается только для внешних пользователей.

В-третьих, по своей сути он является предложением части или всего стартапа, то есть применяется с целью нахождения возможностей финансирования предприятия в целом.

В-четвертых, количество потенциальных инвесторов и стратегических партнеров, которым он рассылается, обычно крайне ограниченно.

При формировании инвестиционного меморандума следует руководствоваться следующими принципами:

1. Не замещать инвестиционный меморандум бизнес-планом. Главная цель инвестиционного меморандума - заинтересовать в проекте инвестора. В инвестиционном меморандуме представлено описание проекта, где указываются название проекта, описание, основные преимущества проекта, ключевые слова, стадия развития проекта. Внутреннее наполнение инвестиционного меморандума может быть различным в зависимости от его конкретных целей, но, как правило, данный документ содержит следующие разделы:

- оценка рынка технологии или конечной продукции (услуги), производимых с применением инновационной технологии;

- производственный план - организация собственного производства или разработка технологии, продажа лицензий и предоставление инжиниринговых услуг;

- организационный план, включая план управления инновационным предприятием;

- финансовый план;

- общий план развития деятельности стартапа;

- обязательный раздел - партнерское сотрудничество. Здесь стартаперу необходимо указать, как он хочет сотрудничать с инвестором, выбрав оптимальный вариант из нескольких.

- требования к партнерам. Эта информация охватывает все основные характеристики предполагаемого инвестора: география работы; сфера деятельности, область деятельности партнера; дополнительная информация (по желанию стартапа).

- контактная информация. Данный раздел является заключительным, в нем

65

указываются полностью реквизиты организации, контактное лицо, телефон и адрес электронной почты.

Помимо информации, которая традиционно содержится в бизнес-плане, инвестиционный меморандум инновационного проекта должен включать: цели и направленность; инвестиционные риски; пояснения к финансовой информации (при необходимости) [2].

В инвестиционном меморандуме должен быть четко обозначен алгоритм действий, обеспечивающий наиболее оптимальное сотрудничество между внешними инвесторами, владельцами и менеджерами компании в послеинвестиционный период. Довольно часто данный этап пропускается, что приводит к значительным финансовым потерям и конфликтам. Несмотря на то, что и инвесторы, и стартапы имеют одну общую цель - максимизировать стоимость предприятия, необходимо учитывать тот факт, что часто инвесторы «входят» в стартап не навсегда, а только на определенный период (обычно на 5 - 7 лет).

2. Меморандум должен быть крайне реалистичным и правдиво отражать только достижимые показатели. Наиболее распространенная ошибка при создании меморандума - стремление приукрасить ситуацию. Поэтому в инвестиционном меморандуме должны быть раскрыты как сильные, так и слабые стороны проекта (по результатам SWOT - анализа). По законам рынка инвестиций организация обязана представить в письменном виде перечень всех значительных рисков, а инвестиционные предложения не должны содержать в себе фальсифицированных данных. Поэтому в меморандуме обязательно нужно сказать о судебных процессах, в которые вовлечено предприятие (как в качестве истца, так и в роли ответчика), а также о проигранных делах и потенциально возможных судебных разбирательствах. Необходимо раскрыть информацию о конфликте интересов и аффилированных лицах. Если стартап намеренно скроет подобные факты или предоставит неполную информацию, то в случае неудачи проекта инвестор может потребовать от организации возмещение ущерба или начать судебное разбирательство в отношении ее менеджеров за «введение в заблуждение».

3. Инвестиционный меморандум должен содержать информацию о сфере применения разработки и отражать инновационную составляющую продукта, через описание его конкурентных преимуществ. Чтобы доказать инвестору, что у стартапа есть возможность утвердиться на рынке и расширить свой бизнес, необходимы факты, подчеркивающие уникальность предлагаемых идей, продуктов или услуг, отрасли или рынка, команда менеджеров, технологии и т.п. Уникальность стартапа можно продемонстрировать также, представив сравнительный анализ деятельности основных конкурентов на западном и российском рынках.

4. Инвестиционный меморандум должен опираться на эффективный менеджмент. Многие инвесторы считают основным условием, обеспечивающим успех стартапа, грамотную команду менеджеров. Как правило, количество задействованных менеджеров невелико: три управленца в небольшой компании, шесть - в большой. Как правило, в меморандуме содержится детальные резюме этих работников с описанием их предшествующего опыт в данной сфере деятельности.

5. Ясность и достоверность в расчетах по финансовому обеспечению стартапа. Многие инвесторы хотят участвовать в пятилетних финансовых планах, хотя считается, что более привлекательным для инвестора был бы срок выхода из проекта не превышающий три - четыре года. Все расчеты, определяющие цену стартапа, должны быть реальными. Слишком оптимистичные прогнозы вызовут у инвестора только настороженность. В этой связи не стоит, во-первых, завышать конечную цену продажи продукции; во-вторых, занижать размер затрат, которые возникнут по мере реализации проекта. Как правило, все основные статьи затрат инвесторы проверяют на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т.д.

6. Наличие четкой формы взаимодействия стартапа с инвестором в инвестиционный период и плана выхода инвестора из проекта.

66

В меморандуме необходимо в обязательном порядке отразить, каким видится стартапу участие инвестора в ее деятельности. Активный подход к управлению инвестициями предполагает, что инвестор может войти в совет директоров предприятия и получит возможность принимать участие в решении основных вопросов. При пассивном варианте управления инвестициями внешнему инвестору отводится роль «финансового контролера», который следит за тем, чтобы доходность стартапа соответствовала прогнозам, но не вмешивается в дела предприятия до тех пор, пока планы роста капитализации выполняются. Контролировать деятельность предприятия инвестор может и с помощью внешних специалистов и экспертов, оплачиваемых либо им самим, либо предприятием, либо на долевой основе.

Инвестиционный меморандум нужно составлять в двух версиях. Краткий -открытый, который стартап будет представлять широкому кругу потенциальных инвесторов для первичного ознакомления с бизнес-идеей и полный - закрытый, который стартап представляет инвесторам для совершения реальной сделки по покупке - продаже бизнеса. Закрытый, полный вариант меморандума содержит конфиденциальную информацию о бизнесе, распространение которой в открытом доступе не желательно. Для совсем малого бизнеса достаточно будет составить только краткий - открытый инвестиционный меморандум.

В настоящее время большинство предприятий, нуждающихся в привлечении внешних финансовых ресурсов, выпускают инвестиционные меморандумы, которые существенно различаются по структуре в зависимости от целей и особенностей их деятельности.

Список литературы /References

1. Инвестиционный меморандум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%8 2%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D 0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%83 %D0%BC/ (дата обращения 28.03.2018).

2. Директор инфо. Инвестиционный меморандум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.directorinfo.m/Artide.aspx?id=13203&iid=530/ (дата обращения: 04.05.2018).

3. Гузеева О.Г., Зиновьева И.С. Интеграция информационных ресурсов в целях развития инновационных процессов в региональных системах // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сборник науч. трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции «Менеджер года». Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГЛТУ», 2017. № 3 (14). С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.