Научная статья на тему 'Инвестиционный механизм на территориях регионального развития'

Инвестиционный механизм на территориях регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
387
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА / THE TERRITORY OF THE SPECIAL ECONOMIC STATUS / THE CRITERIA FOR THE ESTABLISHMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT AREAS / THE TOOLS OF THE REGION INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич

Территории с особым экономическим статусом являются одним из основных инструментов регулирования пространственного развития национальных экономик. Применительно к экономике отдельного региона использование данного инструмента является недостаточно проработанным. В настоящей статье предлагаются критерии создания территорий с особым экономическим статусом на уровне субъекта Российской Федерации. В совокупности указанные критерии определяют конкурентные преимущества данной территории относительно других административно-территориальных образований региона. Также описывается создание инвестиционного механизма такой территории. Предложенный перечень инструментов инвестиционного механизма призван обеспечить не только привлечение инвестиций, но и создать условия для успешной реализации инвестиционных проектов на территории региона с особым экономическим статусом. Произведена группировка указанных инструментов, отражающая их содержание и особенности применения в условиях территорий регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Vehicle of Regional Development Areas

The territories of the special economic status are one of the main instruments of regulation of spatial development of national economies. In relation to the economy of a particular region the use of this instrument is not sufficiently developed. This paper proposes criteria for the establishment of territories with a special economic status at the level of the subject of the Russian Federation. Collectively, these criteria define the competitive advantages of this territory in-relation to other administrative-territorial formations of the region. It also describes how to create investment vehicle of such a territory. The proposed list of instruments investment mechanism is intended to provide not only attraction of investments, but also creates conditions for successful implementation of investment projects on the territory of the region with the special economic status. Grouping is made of these instruments, reflecting their contents and peculiarities of application in terms of regional development areas.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный механизм на территориях регионального развития»

ББК 65.04-56 УДК 332.146:330.322

Е.Е. Шваков

Инвестиционный механизм на территориях регионального развития

E.E. Shvakov

Investment Vehicle of Regional Development Areas

Территории с особым экономическим статусом являются одним из основных инструментов регулирования пространственного развития национальных экономик. Применительно к экономике отдельного региона использование данного инструмента является недостаточно проработанным. В настоящей статье предлагаются критерии создания территорий с особым экономическим статусом на уровне субъекта Российской Федерации. В совокупности указанные критерии определяют конкурентные преимущества данной территории относительно других административно-территориальных образований региона. Также описывается создание инвестиционного механизма такой территории. Предложенный перечень инструментов инвестиционного механизма призван обеспечить не только привлечение инвестиций, но и создать условия для успешной реализации инвестиционных проектов на территории региона с особым экономическим статусом. Произведена группировка указанных инструментов, отражающая их содержание и особенности применения в условиях территорий регионального развития.

Ключевые слова: территории с особым экономическим статусом, критерии создания территорий регионального развития, инструменты инвестиционной политики региона.

БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-62

The territories of the special economic status are one of the main instruments of regulation of spatial development of national economies. In relation to the economy of a particular region the use of this instrument is not sufficiently developed. This paper proposes criteria for the establishment of territories with a special economic status at the level of the subject of the Russian Federation. Collectively, these criteria define the competitive advantages of this territory in-relation to other administrative-territorial formations of the region. It also describes how to create investment vehicle of such a territory. The proposed list of instruments investment mechanism is intended to provide not only attraction of investments, but also creates conditions for successful implementation of investment projects on the territory of the region with the special economic status. Grouping is made of these instruments, reflecting their contents and peculiarities of application in terms of regional development areas.

Key words: the territory of the special economic status, the criteria for the establishment of regional development areas, the tools of the region investment policy.

Территории с особым экономическим статусом уже давно стали одной из форм стимулирования экономического развития регионов, отдельных отраслей или сфер деятельности. Не является исключением и Российская Федерация, где действует специально принятый закон об особых экономических зонах, учреждены и реализуются проекты по созданию целого ряда таких зон в отдельных субъектах РФ, включая Алтайский край. Кроме этого, в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин предложил «на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири ... создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств» [1].

Указанная инициатива является новым этапом в создании инструментов регионального развития. И несмотря на то, что она распространяется не на все регионы Сибири, тем не менее в модифицированном виде с успехом может быть в них применена. Реализация пилотных проектов по использованию территорий с особым экономическим статусом в качестве инструмента привлечения инвестиций в Калужской области доказала эффективность и перспективность использования данного инструмента региональной экономической политики. Ввиду этого на региональном уровне, в рамках полномочий субъекта РФ, возможно создание территорий регионального развития.

Создание территорий регионального развития с присвоением указанного статуса на уровне субъек-

та РФ позволит придать импульс развитию отдельных муниципальных образований или их групп (применительно к Алтайскому краю — зон) или создаст предпосылки для опережающего развития отдельных видов или сфер деятельности на территориях, наделенных особым статусом. Вместе с тем научное обоснование создания таких территорий явно отстает от реальной практики. Во-первых, существенно важным является формулирование и обоснование основных критериев создания территорий регионального развития. Решение указанного вопроса позволит объективно подойти к их распределению по территории региона, применительно к Алтайскому краю — по зонам, и определению функционального предназначения, обеспечив тем самым достижение принципа оптимизации и рационального использования природно-ресурсного, инфраструктурного и кадрового потенциала муниципальных образований региона. Во-вторых, необходимым представляется определение основных элементов инвестиционного механизма территорий регионального развития как специальных экономических образований, так как главной задачей их создания является развитие производства на основе привлечения и освоения внешних по отношению к ним инвестиций.

В качестве критериев создания территорий регионального развития можно предложить следующие:

— наличие преимуществ пространственного размещения территории, претендующей на приобретение статуса территории регионального развития. В качестве преимуществ пространственного размещения можно назвать: близость к потребителям или используемым ресурсам (полезным ископаемым, сельскохозяйственному сырью, энергогенерирующим мощностям и пр.), приграничное положение для видов деятельности, связанных с внешнеэкономическими отношениями и др.;

— обладание уникальными или необходимыми ресурсами и производственной инфраструктурой либо предпосылками для ее создания с минимальными затратами. Обладание ресурсами является необходимой предпосылкой придания какой-либо территории субъекта РФ статуса территории регионального развития. В качестве таких ресурсов следует рассматривать в первую очередь природные. При этом их использование на территории регионального развития должно обеспечивать существенно больший экономический эффект, нежели в других местах субъекта РФ. Во-вторых, в качестве необходимого ресурса необходимо рассматривать трудовые. Данные ресурсы должны соответствовать по профессионально-квалификационному составу потребностям развития территории либо должны иметься возможности для привлечения необходимого количества и качества трудовых ресурсов. Помимо этого, территория регионального развития должна обладать необходимой производ-

ственной инфраструктурой (транспортной, энергетической, инфраструктурой связи и водообеспечения и пр.), что является особенно важным при ограниченных бюджетных возможностях субъекта РФ и стоимости возведения такой инфраструктуры;

— способность к диффузионному расширению, т. е. распространение экономического эффекта от создания такой территории на другие территории региона и/или связанные с ней виды деятельности или сферы. Создание территории регионального развития на уровне субъекта РФ целесообразно только в том случае, если организация какого-либо производства в ее границах станет основой для развития сопутствующих и поддерживающих производств в субъекте РФ, т. е. если такая территория станет основой активизации производственных отношений в регионе.

В совокупности предложенные критерии определяют конкурентные преимущества территории регионального развития относительно других территорий субъекта Российской Федерации в осуществлении отдельных или группы взаимосвязанных видов деятельности.

Что касается второй проблемы, то в рамках создания инвестиционного механизма территорий регионального развития должны использоваться инновационные подходы налогово-бюджетного и административного регулирования инвестиционной деятельности субъектов таких территорий, предполагающие согласование рычагов и способов рыночного и государственного управления хозяйственной деятельностью.

В этой связи, по нашему мнению, инвестиционный механизм территорий регионального развития должен включать инструменты по следующим четырем функциональным направлениям:

— инструменты мотивации и побуждения инвесторов к вложению средств в производство на территориях регионального развития;

— инструменты информирования инвесторов о состоянии инвестиционной среды территорий регионального развития;

— инструменты развития инвестиционного потенциала, которым обладает территория регионального развития;

— инструменты по сопровождению деятельности инвестора на территории регионального развития [2, с. 183].

Направленность данных инструментов различна. Так, инструменты первых двух направлений, касающиеся формирования побудительных механизмов и информационного обеспечения инвесторов, действуют за пределами территорий регионального развития, поэтому они направлены на развитие и совершенствование внешних по отношению к ней факторов. Развитие инвестиционного потенциала и инвестиционного администрирования является составной частью внутренней

инвестиционной среды территорий регионального развития, поэтому они выступают направлениями развития внутренней подсистемы территории.

При этом следует признать, что представленное деление является достаточно условным. Отдельные инструменты являются факторами, улучшающими внутреннюю подсистему территорий, но одновременно с этим проявляют свое действие за их пределами (например, льготное налогообложение инвесторов). Поэтому предложено разделить все инструменты инвестиционной политики на содержательные, выступающие основными и определяющими контуры инвестиционного механизма территорий регионального развития, и ор-

ганизационные, являющиеся производными от основных (содержательных). Однако без организационных инструментов реализация основных невозможна, так как их проявление осуществляется опосредованно, посредством использования в практической деятельности организационных инструментов (например, о льготном режиме хозяйственной деятельности инвесторов на территориях регионального развития становится известно инвесторам только благодаря широкому освещению данного факта в средствах информации).

Совокупность представленных инструментов с учетом их внутренних взаимосвязей представлена на рисунке.

Структура и взаимосвязи инвестиционных инструментов территорий регионального развития

Основой инвестиционного механизма территорий регионального развития является формирование механизмов мотивации и побуждения инвесторов к осуществлению инвестиций на указанных территориях. Данные стимулы должны быть представлены в нормативно-правовой базе субъекта РФ и описывать систему финансово-экономического регулирования и поддержки инвестиционной деятельности на них. Перечень указанных инструментов хорошо известен [2].

В число конкретных инструментов такой поддержки, реализация которых возможна на региональном уровне, в настоящее время входят: временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов федерации; отсрочка или рассрочка уплаты налогов; предоставление ин-

вестиционных налоговых кредитов; предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов; льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности; бюджетные (инвестиционные) кредиты; участие региона в уставном капитале предприятий; предоставление субвенций за счет средств регионального и местных бюджетов за выпущенную продукцию; субсидирование процентной ставки по кредитам банков.

Непосредственно с формированием побудительных механизмов для инвесторов связаны инструменты инвестиционного механизма территорий регио-

нального развития по улучшению текущего состояния их инвестиционного потенциала. В рамках использования инструментов данного направления инвестиционного механизма достигается улучшение конкретных свойств территории и степени ее пригодности для осуществления предпринимательской деятельности. В качестве инструментов реализации данного направления инвестиционного механизма территорий регионального развития следует назвать: финансирование создания (улучшения текущего состояния) производственной инфраструктуры территорий регионального развития; финансирование необходимой подготовки местного населения в учебных заведениях региона и страны.

Следующей функциональной подсистемой инвестиционного механизма территорий регионального развития является информационное обеспечение. Основной задачей информационного обеспечения функционирования территорий регионального развития выступает формирование в глазах инвестора позитивного имиджа этой территории и доведение до его сведения информации об инвестиционных проектах, преимуществах, правилах и процедурах их осуществления в границах территории. Инструментами данного направления инвестиционного механизма территории регионального развития выступают: поддержка интернет-сайтов, на которых размещается подробная информация о территориях регионального развития, и их продвижение в поисковых системах; создание информационно-аналитических и консультационных центров по вопросам привлечения инвестиций; разработка каталогов свободных производственных площадей; проведение конференций с участием потенциальных инвесторов; активное продвижение территорий регионального развития на международных симпозиумах, выставках, конференциях.

Сопряженным с данным функциональным направлением инвестиционного механизма территорий регионального развития и его логичным продолжени-

ем является инвестиционное администрирование. Инвестиционное администрирование осуществляется с момента прихода инвестора и заканчивается в момент окончания проекта.

Инвестиционное администрирование осуществляется в разрезе процедур по реализации инвестиционного проекта на территории регионального развития и предполагает организацию консультаций для инвесторов по любым вопросам устройства и осуществления бизнеса на данной территории; минимизацию процедурного бремени и оптимизацию административных механизмов решения вопросов по государственной поддержке реализуемых проектов; решение отдельных вопросов с контролирующими органами региона; создание системы «единого окна», предусматривающей обслуживание инвесторов по взаимосвязанным направлениям функционирования инвестора в одном месте.

Поскольку все вышеперечисленные инструменты инвестиционного механизма территории регионального развития формируются в пределах полномочий органов власти субъекта РФ, за их разработку и использование должен быть ответствен орган власти, курирующий экономическую и/или инвестиционную политику. Только в этом случае создание территорий регионального развития станет реальностью экономической политики субъекта РФ и обеспечит прирост его валового регионального продукта.

Создание территорий регионального развития с учетом высказанных рекомендаций и предложений существенно повысит эффективность функционирования и откроет новые перспективы для экономики субъекта РФ. Успешная реализация проекта по созданию территорий регионального развития окажет стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с указанным образованием видов деятельности в субъекте РФ. Результатом будет привлечение значительных финансовых ресурсов в экономику региона, улучшение инвестиционного климата, создание дополнительных рабочих мест.

Библиографический список

1. Ежегодное послание Президента Российской Феде- 3. Лепешкина С.В. Выбор стратегии финансирования

рации Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — инвестиционного проекта // Ползуновский вестник. — ШЬ: http://www.kremlin.ru/news/19825/ 2006. — № 3-1.

2. Шваков Е.Е. Формирование и реализация инвестиционной политики экономического роста в регионах Российской Федерации : монография. — Томск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.