Научная статья на тему 'Инвестиционный маркетинг Волгоградской области'

Инвестиционный маркетинг Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ / ОБЛАСТНОЙ РЕЕСТР ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ / INVESTMENT MARKETING / VOLGOGRAD REGION / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FOREIGN INVESTMENTS / WORLD FINANCIAL CRISIS / INSTRUMENTS FOR SUPPORT OF INVESTORS / REGIONAL REGISTER OF INVESTMENT PROJECTS / NORMATIVE ACTS FOR SUPPORT OF INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронов Максим Сергеевич

В статье рассматривается проблема привлечения инвесторов на территорию Волгоградской области, особое внимание уделяется роли иностранного капитала в развитии промышленности. Представлен перечень видов деятельности предприятий, наиболее привлекательных для вложения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Marketing of the Volgograd Region

The problems of attraction of investors to the territory of the Volgograd Region are considered in the article. Special attention is paid to the role of foreign capital in the development of industry. The list of activity types of enterprises mostly attractive for investment is presented.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный маркетинг Волгоградской области»

М. С. МИРОНОВ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: инвестиционный маркетинг, Волгоградская область, Южный федеральный округ, инвестиционная привлекательность, иностранные инвестиции, мировой финансовый кризис, инструменты поддержки инвесторов, областной реестр инвестиционных проектов, нормативные акты поддержки инвесторов

Key words: investment marketing, the Volgograd Region, the Southern Federal District, investment attractiveness, foreign investments, world financial crisis, instruments for support of investors, regional register of investment projects, normative acts for support of investors

Волгоградская область является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа РФ (ЮФО), вполне привлекательных для отечественных и иностранных инвесторов1. Активным инвестиционным маркетингом в Волгоградской области занимается негосударственное предприятие «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области» (далее — Агентство). В частности, оно отслеживает инвестиционные намерения крупнейших российских и зарубежных компаний, стараясь создать условия, стимулирующие потенциального инвестора реализовать проект на территории Волгоградской области.

Для привлечения инвесторов Агентство сформировало каталог инвестиционных площадок для размещения производственных предприятий. Создание инфраструктуры инновационного развития области также входит в перечень задач Агентства. Для достижения этой цели в 2007 г. подписано соглашение о сотрудничестве с Российской ассоциацией венчурного инвестирования. Это позволило создать новые источники финансирования инновационных проектов, по-

МИРОНОВ Максим Сергеевич, соискатель кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета.

высить уровень их подготовки, а также создать объекты инновационной инфраструктуры, такие как бизнес-инкубаторы, коучинг-центры, технопарки и др. Был сформирован Каталог инновационных проектов области.

Приоритетными задачами Агентства являются формирование инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов от имени Волгоградской области; поиск оптимальных инвестиционных площадок для локализации проектов на территории Волгоградской области, а также подбор потенциальных партнеров из числа предприятий региона; организация эффективного взаимодействия с органами государственной власти Волгоградской области; урегулирование вопросов инженерного обеспечения будущих сооружений и коммуникаций; содействие максимально быстрому прохождению необходимых бюрократических процедур и оформлению разрешительных документов и т. д. В настоящее время проектный портфель Агентства превысил 1 250 млн долл. Приоритетными направлениями деятельности Агентства стали привлечение инвесторов в индустриальные проекты, проекты в области сельского хозяйства и содействие развитию внутреннего туризма Волгоградской области2.

К составляющим инвестиционного потенциала Волгоградской области относятся трудовой и инновационный (оцениваются выше среднего уровня по регионам России), а также потребительский, производственный, финансовый, инвестиционный, природно-ресурсный (рассматриваются на среднем уровне среди регионов России) и инфраструктурный (находится стабильно ниже среднероссийского уровня) потенциалы.

Одной из сильных сторон экономики Волгоградской области являются производственные ресурсы. По объемным показателям (среднегодовая численность занятых в экономике, ВРП, стоимость основных фондов, объем промышленной продукции) область входит в тройку наиболее крупных регионов ЮФО.

Вектором инвестиционного развития Волгоградской области стало увеличение отдачи от промышленности региона (большой потенциал при недостаточно интенсивном использовании ресурсов)3. В 2008 г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования выросли до 82,7 млрд руб.4 Ежегодные темпы прироста инвестиций в

основной капитал за последние годы составляют 35—55 %. По этому показателю среди субъектов ЮФО Волгоградская область уступает лишь Краснодарскому краю и Ростовской области. Основные объемы инвестиций направляются на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. Рост инвестиционной привлекательности Волгоградской области, позитивные тенденции экономической и финансовой стабильности подтверждаются российскими и международными рейтинговыми агентствами5.

В Волгоградской области зарегистрировано свыше 440 предприятий с иностранными инвестициями. Регион осуществляет инвестиционное сотрудничество с 77 странами мира. Основными видами деятельности предприятий с иностранными инвестициями являются добыча и переработка углеводородов; производство изделий из черных и цветных металлов, продуктов переработки пищевой промышленности; оптовая торговля; производство мебели, пиломатериалов, одежды; проведение строительно-монтажных и научно-исследовательских работ; связь. По оценке администрации области, наиболее инвестиционно привлекательными отраслями являются топливно-энергетическая, металлургическая, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, а также машиностроение, туризм и активный отдых6.

По данным Минэкономразвития России, иностранные инвесторы отмечают несколько основных причин, препятствующих развитию инвестиционной деятельности в России: бюрократические препоны, финансовая непрозрачность отчетности и операций юридических лиц, отсутствие независимых судов, неразвитость фондового рынка. Эти негативные факторы характерны и для инвестиционного процесса Волгоградской области. Также большое влияние на состояние инвестиционного климата в области оказывают последствия приватизации и реструктуризации крупных предприятий. Вхождение этих предприятий в общероссийские холдинги выводит проблему увеличения инвестиций из поля компетенции руководства области, а частая смена собственников повышает инвестиционный риск и делает предприятия непривлекательными для основных инвесторов7.

В условиях финансового кризиса Волгоградская область сумела сохранить свою инвестиционную привлекательность. В 2009 г. ведущее Международное рейтинговое агентство

81а^а^&Роог'Б присвоило области долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале «ВВ-» (стабильный).

На территории региона продолжают реализовываться крупные, социально значимые для области инвестиционные проекты. В то же время в сложившейся сложной финансовой ситуации в регионе, как в целом и в РФ, наблюдается тенденция снижения объема привлеченных инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования в экономику Волгоградской области. За январь — июнь 2009 г. он составил 23,9 млрд руб., а в целом в 2009 г. — 68,2 млрд руб., что составляет 82,5 % от уровня предыдущего года. В 2008 г. объем привлеченных инвестиций составил 82,7 млрд руб.8

В Волгоградской области сформировались определенные инструменты финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов. Наиболее распространенным инструментом региональной инвестиционной политики стали налоговые льготы, причем их стандартный пакет является не преимуществом в инвестиционной привлекательности региона, а необходимым условием привлечения инвестиций. В связи с этим все большее значение приобретают другие элементы инфраструктуры поддержки инвесторов. Представление государственных гарантий нередко применяется региональными властями в качестве одной из мер по привлечению и стимулированию инвестиций. В Волгоградской области условия представления государственных гарантий устанавливаются Законом Волгоградской области «О государственных гарантиях Волгоградской области» от 28 апреля 2007 г. № 1455-ОД. Согласно этому закону, государственные гарантии по инвестиционным проектам представляются юридическим лицам, инвестиционные проекты которых включены в областной реестр инвестиционных проектов. Таким образом, для получения государственных гарантий необходимо соответствовать требованиям включения в реестр9.

Основными нормативными актами области, направленными на оказание эффективной поддержки инвесторам в процессе осуществления инвестиционных проектов, являются законы Волгоградской области «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» от 14 февраля 2002 г. № 668-ОД, «О международных связях и внешнеэкономической деятельности Волгоградской области» от 4 декабря 2002 г. № 762-ОД,

«Об инновационной деятельности в Волгоградской области» от 22 июня 2004 г. № 925-ОД, «О залоговом фонде Волгоградской области» от 9 января 2007 г. № 1409-ОД. Помимо перечисленных нормативных актов, администрацией региона ведется активная работа по формированию законодательства о создании особых экономических зон регионального уровня.

Ключевые муниципальные нормативные акты в сфере поддержки инвестиционной деятельности — это Постановление Волгоградской городской думы «О Положении об инвестиционной деятельности в Волгограде» от 12 июля 1996 г. № 11/66, постановления Волгоградского городского совета народных депутатов «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда» от 23 ноября 2005 г. № 24/464 и «Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий Волгограда» от 3 ноября 2004 г. № 8/128, Постановление администрации г. Волгограда «Об инвестиционном совете Волгограда» от 5 июля 2001 г. № 769.

Муниципальные правовые акты в сфере поддержки инвестиционного процесса на территории г. Волгограда формируют выгодные финансовые условия для потенциальных инвесторов, заинтересованных в реализации девелоперских проектов. При этом следует отметить активность администраций Волгограда и Волгоградской городской думы, которые своевременно реагируют на рыночные изменения и оперативно корректируют муниципальное законодательство10.

По состоянию на 1 июня 2009 г. областной Реестр инвестиционных проектов Волгоградской области включал в себя 51 инвестиционный проект, из них реализованы 6. Реализованные инвестиционные проекты позволили создать новые рабочие места, повысить заработную плату работникам предприятий, создать конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, улучшить экологическую обстановку, а также увеличить отчисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды Волгоградской области11.

Однако в Волгоградской области нет полноценной инфраструктуры поддержки инвесторов. Существующая налоговая политика не предлагает возможности для эффективной конкуренции в сфере снижения налоговой нагрузки с ре-

гионами — потенциальными конкурентами Волгоградской области. Отсутствуют зоны специальных режимов. Не используется потенциал создания региональных инвестиционных фондов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Волгоградская область. Цифры и факты (по материалам отчетов структурных подразделений администрации Волгоградской области об итогах работы за 2007 год). Волгоград: Издатель, 2008. 246 с.

2 См.: Агентство инвестиций и развития Волгоградской области. URL: http://www.airvo.ru/about (дата обращения: 21.12.2009).

3 См.: Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008—2025 гг.) / под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2008. С. 279.

4 См.: Отдел пресс-службы и информации. Волгоградская область сохраняет инвестиционную привлекательность. URL: http://www.volganet.ru/ irj/servlet/prt/portal/prtroot/pcd!3aportal_content!2fNews!2fnews_print_ form?guid=/guid/50e6ae93-ced1-2c10-db86-c99dba964f 7f&print=true (дата обращения: 03.01.2010).

5 См.: Инвестиционная привлекательность региона. URL: http://www. airvo.ru/invest (дата обращения: 24.12.2009).

6 См.: Максюта Н.К. Инвестиции. URL: http://invest.bujet.ru/article/54544. php (дата обращения: 20.12.2009).

7 См.: Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области ... C. 280.

8 См.: Информация об инвестиционной деятельности в Волгоградской области и тенденциях на перспективу (по материалам администрации Волгоградской области). 2009.

9 См.: Концепция повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области (по материалам «Агенства инвестиций и развития Волгоградской области»). 2009.

10 См.: Анализ законодательного регулирования инвестиционно-градостроительной деятельности в Волгограде, выработка рекомендаций по его совершенствованию. URL: http://invest.volgadmin.ru/grad/doc/507.html (дата обращения: 28.12.2009).

11 См.: Комитет экономики. Отчет о реализованных инвестиционных проектах. URL: http: //www.volganet.ru/irj/avo.html ?NavigationTarget= R0LES://portal_content/0IV/KE/news_print_form&guid=/guid/f00e0759-1578-2c10-358a-f06e5e1d3d4c (дата обращения: 11.12.2009).

Поступила 03.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.