Научная статья на тему 'Инвестиционный климат Нигерии'

Инвестиционный климат Нигерии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нигерия / экономика / инвестиционный климат / Nigerian Investment Promotion Commission / сельское хозяйство / нефтегазовая отрасль / налоговые льготы / Nigeria / economy / investment climate / Nigerian Investment Promotion Commission / agriculture / oil and gas sector / tax incentives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается инвестиционный климат одного из крупнейших государств Африки – Нигерии. Указывается, что усилия правительства по диверсификации экономики и отказу от чрезмерной зависимости от нефтегазового сектора делают Нигерию благодатной почвой для инвестиций. Такие отрасли, как энергетика, телекоммуникации, туризм, гостиничное дело, недвижимость, транспорт и различные производственные сектора, все еще находятся в начальной стадии развития, обещая инвесторам большие доходы. Причиной привлекательности экономики Нигерии для инвесторов служат в том числе прогнозы, что в следующем десятилетии страна обещает стать одной из быстро развивающихся экономик мира. Нигерийское правительство признает важность иностранных инвестиций для экономического роста и то, что для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) необходимо создать привлекательный инвестиционный климат. Чтобы нивелировать такие негативные факторы, как коррупция, политическая нестабильность и слабая инфраструктура, которые сдерживают приток ПИИ, вводятся налоговые льготы и принимаются другие меры по стимулированию инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Climate in Nigeria

The article presents an original study of the investment climate in Nigeria, one of the largest African states. It is pointed out that the government’s ongoing efforts to diversify the economy and avoid excessive dependence on the oil and gas sector make Nigeria a fertile ground for investment. The sectors such as energy, telecommunications, tourism, hotel industry, real estate, transport and miscellaneous manufacturing industries are still at the initial stages of development, so they promise big profits to investors. One of the reasons for investing in Nigeria’s economy is that in the next decade the country will be among the fastest growing economies in the world. In Nigeria, there is no investment code per se: the investment climate is regulated by the 1995 Nigerian Investment Promotion Commission (NIPC) Act and dozens of other legislative acts applied in various sectors of the economy. The main objective of the NIPC is to create an enabling environment for business and simplify the procedures for registering enterprises. The Nigerian government recognizes the importance of foreign investment for economic growth and the fact that an attractive investment climate is vital to stimulate FDI inflows. To mitigate such negative factors as corruption, political instability and weak infrastructure that constrain the inflow of FDI, tax incentives are introduced and other measures are taken to stimulate investment.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат Нигерии»

Вопросы инвестирования

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ НИГЕРИИ

© 2017 Т.С. Денисова

ДЕНИСОВА Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1. [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается инвестиционный климат одного из крупнейших государств Африки - Нигерии. Указывается, что усилия правительства по диверсификации экономики и отказу от чрезмерной зависимости от нефтегазового сектора делают Нигерию благодатной почвой для инвестиций. Такие отрасли, как энергетика, телекоммуникации, туризм, гостиничное дело, недвижимость, транспорт и различные производственные сектора, все еще находятся в начальной стадии развития, обещая инвесторам большие доходы. Причиной привлекательности экономики Нигерии для инвесторов служат в том числе прогнозы, что в следующем десятилетии страна обещает стать одной из быстро развивающихся экономик мира.

Нигерийское правительство признает важность иностранных инвестиций для экономического роста и то, что для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) необходимо создать привлекательный инвестиционный климат. Чтобы нивелировать такие негативные факторы, как коррупция, политическая нестабильность и слабая инфраструктура, которые сдерживают приток ПИИ, вводятся налоговые льготы и принимаются другие меры по стимулированию инвестиций.

Ключевые слова: Нигерия, экономика, инвестиционный климат, Nigerian Investment Promotion Commission, сельское хозяйство, нефтегазовая отрасль, налоговые льготы

Нигерия - одна из крупнейших экономик Африки с объемом ВВП, достигавшим в 2016 г. $405 млрд , на душу населения - $2 176 , по паритету покупательной способности - $1 166 млрд [1]. Это также крупнейшая по численности населения (более 180 млн человек) страна континента; по этому показателю она занимает восьмое место в мире, пропустив вперед Китай, Индию, США, Индонезию, Бразилию, Пакистан и Бангладеш. Каждый седьмой житель Африки - нигериец.

Нигерия богата природными ресурсами. Здесь добываются энергоносители - нефть, газ и уголь; металлы - железная руда, цветные металлы (олово, цинк, свинец), редкие (ниобий и тантал), драгоценные (золото); а также известняк, мрамор, кварц, каолин, графит, флюошпат, фосфаты и т.д. Многие месторождения, не имеющие отношения к нефти и газу, эксплуатируются не на полную мощность. Благодаря экспорту нефти Нигерия входит в число наиболее динамично развивающихся государств третьего мира, хотя увеличивающийся из года в год перекос в сторону нефтедобычи пагубно отражается на состоянии других отраслей экономики. Усугубляет положение дел то, что доходы от продажи нефти позволяют приобретать на внешних рынках все необходимое - от

продовольственных и потребительских товаров до промышленного оборудования. В результате с внутреннего рынка «вымывается» национальная продукция, в т.ч. текстиль, лекарства, товары массового потребления и продовольственные товары.

До того как Нигерия присоединилась к Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК, The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC), сельское хозяйство обеспечивало наибольшую долю валютных поступлений страны. После превращения «африканского гиганта» в крупного экспортера углеводородов экономический ландшафт Нигерии резко изменился. Экспорт нефти дает около 90% валютных поступлений, примерно 22% доходов бюджета и более 10% ВВП (2016). Другие важные отрасли включают сельское хозяйство (24.18% ВВП), промышленность (21.5% ВВП) и услуги (54.3% ВВП) [2].

Таким образом, несмотря на ускоренное развитие нефтедобывающей промышленности, сельское хозяйство, включая рыболовство и лесное хозяйство, остается одной из ведущих отраслей экономики. Выращиваются какао-бобы, орехи-кола и кешью, фрукты, овощи, кукуруза, ямс, кассава, рис, сахарный тростник, хлопчатник и многое другое. Еще полвека назад Нигерия занимала первое место в мире по производству арахиса и арахисового масла, ядер пальмовых орехов и пальмового масла. С конца 1980-х годов сельское хозяйство начало приходить в упадок, что принудило страну к масштабному импорту продуктов питания, который не прекратился до сих пор.

Различные почвенно-климатические условия позволяют возделывать многие сельскохозяйственные культуры для внутреннего потребления (в том числе для обеспечения сырьем национальной промышленности) и на экспорт; успешно развиваются животноводство и рыболовство. Однако в сельскохозяйственный оборот вовлечено менее половины потенциально пригодных к обработке земель.

Пришедшее к власти в 2015 г. правительство М. Бухари пообещало перевести сельское хозяйство, производство предметов первой необходимости и услуги в разряд приоритетных отраслей народного хозяйства. В настоящее время активно развиваются такие сектора экономики, как телекоммуникации, энергетика, операции с недвижимостью (в основном торговые центры и офисные комплексы), нефтехимия, производство продуктов питания и напитков, товаров повседневного спроса, страхование, банковское дело, инфраструктура и туризм. Нигерия располагает относительно развитой (по сравнению со многими странами Западной Африки) промышленной и дорожно-транспортной инфраструктурой.

Нигерия - лидер Западной Африки и претендует на континентальное лидерство. По инициативе Нигерии в 1975 г. было создано и поныне действует Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС, The Economic Community of West African States, ECOWAS). В течение всего периода деятельности этого сообщества, несмотря на постепенное снижение нефтяных доходов и периодические спады в экономике, Нигерия обеспечивала более 30% бюджета регионального союза и оказывала существенную военно-техническую и материальную помощь другим государствам-членам ЭКОВАС, в частности, осуществляла льготные поставки сырой нефти и нефтепродуктов, спонсировала политические реформы, предоставляла гуманитарную помощь, направляла специалистов для работы в различных отраслях экономики. Нигерия участвовала в разрешении всех политических и военно-политических конфликтов в Западной Африке (выступая в качестве главного африканского спонсора миротворческой деятельности), а также за пределами региона. Нигерия - не только реципиент, но и донор помощи развитию. Благодаря значительному экономическому и военному потенциалу, Нигерия оказывает большое влияние на политику многих стран не только Западной, но и всей Тропической Африки.

«В Нигерии уже сформировалось поколение предпринимателей, которые, обладая хорошими личными, а зачастую и родственными связями, создали и развивают свои компании в первую очередь за счет собственного эффективного управления, привлечения кредитов и т.д.; они готовы вкладывать свои деньги и умеют просчитывать долгосрочные риски» [3].

Программа ¥1яюп-20:2020, сформулированная правительством Олусегуна Обасанд-жо (1999-2007) и поддержанная следующими правительствами Умару Яр'Адуа (20072010), Гудлака Джонатана (2010-2015) и Мухаммаду Бухари (2015-н. в.), предполагает превращение Нигерии к 2020 г. в одну из двадцати крупнейших экономик мира. Однако в «Программе преобразований» на 2011-2015 гг. указывалось на отсутствие в принимавшихся позже программах и проектах «преемственности, последовательности и приверженности ¥18юп-20:2020», которая предполагала рост ВВП на уровне 11.7% в год, т.е. темпами, которых страна пока не достигла. Необходимыми условиями выполнения программы должны были стать пересмотр денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, обзор практики управления экономикой и создание новых инфраструктурных проектов [4].

В соответствии с традицией частого принятия различных экономических планов, администрация Бухари предложила План экономического восстановления и роста (ПЭВР). Впервые за годы существования Четвертой республики (1999 - н.в.) план был сверстан на фоне экономического спада, вызванного падением цен на нефть. Основной экспортный продукт страны, стоивший в 2014 г. $112 за баррель, в 2016 г. приносил не более $50 за баррель. Заявленной в Плане целью стало возвращение страны на путь «устойчивого и ускоренного развития» в течение 2017-2020 гг. [5, с. 112-113]

Одним из важнейших решений, принятых администрацией Мухаммаду Бухари после его инаугурации 29 мая 2015 г., стало «дерегулирование нефтяного сектора», или его либерализация, что прежде всего привело к прекращению выплаты субсидий нигерийским импортерам нефтепродуктов. В 2010-е годы, т.е. до прихода М. Бухари к власти, в среднем 1 трлн найр (примерно $700 тыс.) ежегодно выплачивался в виде субсидий предприятиям и физическим лицам на топливо, несмотря на увеличение внешней задолженности и острую нехватку инфраструктуры, в том числе и нефтяной. Так, в середине 2015 г., независимое агентство Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях Нигерии (ИПДОН) опубликовала аудиторский отчет, указав, что федеральное правительство в период с 2006 по 2012 гг. потратило около 4.5 трлн найр ($3,1 млн) на субсидирование импорта нефтепродуктов [6, с. 1]. Утрата казной огромных средств, в результате выплаты субсидий, не вела тем не менее к улучшению материального положения граждан страны. Коррумпированные чиновники выделяли огромные суммы отдельным лицам - клиентам правительства, зачастую не связанным с поставками в страну нефтепродуктов [7].

Ненадлежащее управление нефтяными ресурсами обусловило появление комплекса социально-экономических и политических проблем, в том числе в сфере трудовых отношений и охраны окружающей среды. Несмотря на массивный приток нефтедолларов, Нигерия начала страдать от «ресурсного проклятия» из-за неэффективного управления отраслью [8, с. 78-79].

До 2016 г. нигерийские нефтеперерабатывающие заводы пребывали в коматозном состоянии, почти 70% объема нефтепродуктов импортировалось. Общая потенциальная мощность этих заводов превышала внутренние потребности в продуктах переработки, однако из-за плохого управления, хищений, старения оборудования и отсутствия квалифицированной рабочей силы предприятия работали намного ниже своих возможностей, поэтому импорт нефтепродуктов становился неизбежным.

Благодаря непрерывному - до 2014 г. - росту ВВП (4-7% в год), Нигерия стала третьим по величине (после ЮАР и Египта) реципиентом иностранных инвестиций в Африку, что было в значительной степени обусловлено проведением нигерийским правительством политики экономической либерализации и принятием мер по диверсификации экономики [9]. ПИИ становятся главным источником финансирования предприятий в не-нефтяных отраслях. В 2014 г. Нигерия оказалась на третьем месте в Африке по общему объему сконцентрированных в стране ПИИ - $86.6 млрд - после ЮАР ($145 млрд) и Египта ($87.7 млрд). В 2015-2016 гг. из-за падения цен на нефть темпы роста ВВП резко снизились (в 2016 г. - на 1.7%); инфляция в 2016 г. достигла 12%. В 2015 г. поток ПИИ в Нигерию сократился на 27% по сравнению с 2014 г., составив $34 млрд [2].

Между тем усилия правительства по диверсификации экономики и отказу от чрезмерной зависимости от нефтегазового сектора делают Нигерию благодатной почвой для инвестиций. Такие отрасли, как энергетика, телекоммуникации, туризм, гостиничное дело, недвижимость, транспорт и различные производственные сектора, все еще находятся в начальной стадии развития, обещая инвесторам большие доходы. Причиной привлекательности экономики Нигерии для инвесторов служат в том числе прогнозы, что в следующем десятилетии страна обещает стать одной из быстро развивающихся экономик мира. Крупнейшие инвесторы в экономику Нигерии - США, Китай, Нидерланды. Наибольшей популярностью у них пользуются следующие сферы: телекоммуникации, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность, производство продуктов питания, агропромышленные комплексы, финансовые услуги.

Нигерия подписала двусторонние инвестиционные соглашения с Алжиром, Болгарией, Великобританией, Германией, Египтом, Испанией, Италией, Китаем, Нидерландами, Румынией, Северной Кореей, Сербией, Тайванем, Турцией, Угандой, Финляндией, Францией, Черногорией, Швейцарией, Швецией, Южной Африкой, Южной Кореей и Ямайкой, однако только четыре (с Великобританией, Нидерландами, Францией и Южной Кореей) из них были ратифицированы обеими сторонами.

Нигерийское правительство признало важность иностранных инвестиций для экономического роста, а значит, для стимулирования притока ПИИ необходимо создать привлекательный инвестиционный климат. Коррупция, политическая нестабильность, слабая инфраструктура и многочисленные финансовые преступления сдерживают приток ПИИ, но именно для того, чтобы нивелировать эти негативные факторы, вводятся налоговые льготы и другие меры по стимулированию инвесторов [10]. Было усовершенствовано инвестиционное законодательство, в том числе либерализованы строгие законы об инвестициях, ликвидированы обременительные процедуры регистрации предприятий и предоставлены налоговые каникулы в некоторых отраслях промышленности и наименее экономически благополучных районах.

В Нигерии не существует документа под названием «Инвестиционный кодекс»: инвестиционный климат регулируется Законом о Нигерийской комиссии содействия инвестициям (Nigerian Investment Promotion Commission, NIPC) от 1995 г. и десятками законодательных актов, применяемых в различных отраслях экономики. Главной задачей NIPC является «создание благоприятной среды для развития предпринимательства» и упрощение процедур регистрации предприятий. NIPC была сформирована для выполнения функций содействия, координации и контроля над инвестициями, координирования и мониторинга создания и функционирования предприятий, принятия мер по привлечению инвестиций, сбора и предоставления информации об инвестиционных возможностях Нигерии, ведения учета предприятий, подпадающих под Закон о NIPC от 1995 г., осуществления рекламной деятельности и консультирования федерального правительства по вопросам инвестиционной политики [2].

Департаменты NIPC осуществляют маркетинг с целью выявления инвестиционных возможностей; разрабатывают предложения по изменению политики в целях улучшения инвестиционного климата; специальный отдел оказывает прединвестиционные услуги. Единый инвестиционный центр (One Stop Investment Centre - OSIC), работая по системе «одного окна», помогает инвесторам осуществлять все необходимые административные функции для инвестирования, выдает лицензии, разрешения и помогает пройти процедуры регистрации, обеспечивает прозрачность в службах содействия бизнесу и информацию для потенциальных инвесторов. Создание NIPC и OSIC привело к заметному росту объема инвестиций, особенно в не-нефтяные отрасли. OSIC включает 27 государственных и полугосударственных учреждений.

Ранее притоку ПИИ в Нигерию препятствовали требования к размеру минимальных долей нигерийцев (до 40% в некоторых случаях) в совместных предприятиях (СП). Закон о NIPC отменил предыдущие акты и ограничения на размер иностранной собственности, хотя в 2010 г. был принят Закон о местной собственности (Nigerian Local Content Act) для поощрения нигерийских участников СП.

Другие важные законодательные акты: Закон об обмене валюты от (1995 г.); Закон о компаниях и сопутствующих делах (Companies and Allied Matters Act - CAMA. 1990 г.); Закон о Национальном управлении приобретения и продвижения технологий (National Office of Technology Acquisition and Promotion Act - NOTAP. 1979 г.); Закон об инвестициях и ценных бумагах (Investment and Securities Act - ISA. 2007 г.); Нигерийский Закон о разработке содержания нефти и газа (Nigerian Oil and Gas Content Development Act. 2010 г.); Нигерийский закон о полезных ископаемых и горнодобыче (Nigerian Minerals and Mining Act. 2007 г.); Нигерийская инициатива по прозрачности в добывающих отраслях (Nigeria Extractive Industries Transparency Initiative. 2007 г.); Закон о Центральном банке Нигерии (Central Bank of Nigeria Act. 2007 г.); Закон о реформе сектора электроэнергетики (Electric Power Sector Reform Act. 2005 г.); Закон об отмывании денег (Money Laundering Act. 2003 г.); Закон об инвестициях и ценных бумагах (Investment and Securities Act. 2007 г.); Закон об иностранной валюте (Foreign Exchange Act. 1995 г.); Закон о банковских и других финансовых учреждениях (Banking and Other Financial Institutions Act. 1991 г.)

CAMA требует от потенциальных инвесторов регистрироваться в Комиссии по корпоративным вопросам (Corporate Affairs Commission - CAC. 1990 г.) независимо от инвестирования в государственную или частную компанию; допускает создание в Нигерии полностью иностранной компании; предусматривает, что создание всех предприятий в Нигерии регулируется САМА.

В соответствии с нигерийским законодательством, соглашения об использовании иностранных ноу-хау, патентов, авторских прав, товарных знаков, коммерческой информации и тому подобное считаются «передачей технологий» и должны быть зарегистрированы в NOTAP, которое может отказать в регистрации на основании длинного перечня критериев, разработанных для того, чтобы эти соглашения не противоречили национальным интересам.

В свою очередь, ISA предусматривает среди прочего контроль над эмиссией ценных бумаг, над операциями с ценными бумагами, над коллективными инвестиционными схемами, обменом валюты и т.д. [11]

Иностранные инвесторы освобождены от необходимости получать одобрение инвестирования перед тем как начинать бизнес в Нигерии. Будущее предприятие положено зарегистрировать сначала в CAC, а затем в NIPS, чтобы быть защищенным нигерийскими инвестиционными законами. CAC постоянно проводит внутренние реформы для упрощения регистрации. Так, была введена электронная система регистрации, но она за-

частую дает сбои, поэтому потенциальные инвесторы предпочитают «бумажное» оформление.

Компании, зарегистрированные в нигерийских Зонах свободной торговли (ЗСТ, Export Free Zones) могут не регистрироваться в NIPS, поскольку их деятельность управляется Агентством нигерийских экспортных зон (Nigérian Export Processing Zones Authority - NEPZA), охватывающим различные зоны свободной торговли по всей стране. ЗСТ были созданы для регулирования деятельности компаний, главная цель которых - производство продуктов на экспорт. Эти компании получают освобождение от местных налогов, таможенных пошлин на импортируемые товары, не платят за аренду земли во время строительства промышленных объектов. Участникам ЗСТ не требуются лицензии на ввоз и вывоз. Им разрешается продавать на внутреннем рынке до 25% продукции. Дивиденды, переведенные в инвестиции в предприятия, ориентированные на экспорт, освобождаются от налога. Первая нигерийская ЗСТ начала действовать в Кала-баре в 2001 г. При этом следует отметить, что созданные для поощрения притока ПИИ зоны свободной торговли столкнулись с многочисленными проблемами, прежде всего связанными с плохим качеством дорог и нехваткой электроэнергии.

Закон NIPS аннулировал Закон о контроле над иностранной валютой и сопутствующими процессами (Foreign Exchange Monitoring and Miscellaneous Provision Act) и Закон об обмене валюты (Exchange Control Act) от 1962 г., которые предусматривали существенные ограничения на обменные операции. Закон NIPS допускает перевод денежных средств без предварительного разрешения, открывает нигерийский рынок капитала для иностранных портфельных инвестиций, допускает репатриацию иностранной валюты. Иностранцам разрешается инвестировать, приобретать, отчуждать, создавать и передавать ценные бумаги и другие инструменты денежного рынка в иностранной или национальной валюте.

Закон об обмене валюты (The Foreign Exchange Act) от 1995 г. упростил режим импорта капитала и репатриации прибыли. В соответствии с законом был создан автономный валютный рынок для операций с участием конечных пользователей посредством уполномоченных дилеров, например, через банки. Инвестиции могут осуществляться в иностранной валюте, но информация о сделках должна подаваться уполномоченным дилером в Центральный банк Нигерии (ЦБН) в течение 24 часов. ЦБН выдает инвестору свидетельство о ввозе капитала, которое дает право на неограниченный перевод дивидендов и прибыли, полученных в результате инвестирования. Перевод средств может происходить в любой конвертируемой валюте после уплаты налогов, без всяких условий. Это касается и выплат по иностранным кредитам, и других обязательств в случае продажи или ликвидации предприятия. Перевод делается через уполномоченного дилера, который должен проверить все подтверждающие, в том числе налоговые, документы.

Нигерийское правительство заключило ряд двусторонних соглашений по поощрению и защите инвестиций (Bilateral Investment Promotion and Protection Agreements -BIPPAs). Соглашения защищают инвесторов в случае потерь, обусловленных войной, революцией, чрезвычайными обстоятельствами, гражданскими волнениями; от экспроприации и национализации. Они также гарантируют перевод дивидендов, прибыли и других доходов и компенсируют потерю собственности. Подобные соглашения подписаны с Великобританией, Германией, Испанией, Китаем, Нидерландами, Румынией, Францией, Швейцарией, ЮАР. Россия имеет двустороннее соглашение с Нигерией о защите инвестиций, но оно не ратифицировано нигерийским парламентом.

Нигерия ратифицировала договоры о двусторонней международной торговле (Bilateral International Trade - BIT), заключенные со многими странами-партнерами,

что значительно повысило уровень защиты для иностранных инвесторов и снизило риск инвестирования в Нигерию.

Закон о NIPS предусматривает правовую защиту инвестиций от незаконного изъятия, гарантирует свободный перевод средств, открывает доступ к международному арбитражу в случае возникновения спора между иностранным инвестором и нигерийской компанией; допускает судебное определение суммы компенсации, на которую инвестор имеет право в соответствии с международными стандартами. Закон содержит положение об урегулировании споров, возникающих между органами власти и местными или иностранными инвесторами, которые наделяются правом обращения в арбитраж.

С конца 1970-х годов в Нигерии не было экспроприировано или национализировано ни одно иностранное предприятие. В любом случае, согласно Закону о NIPS, инвесторы имеют право на юридическую защиту и справедливую компенсацию. Они также имеют право обратиться в международный суд, хотя решения этого суда могут не выполняться нигерийскими властями, если те считают рассмотрение дела «недостаточно тщательным», а результаты судебного расследования «не отвечающими национальным интересам Нигерии». Кроме того, нигерийская судебная система не располагает достаточными средствами для полной компьютеризации обработки документов. Судьи и другие должностные лица имеют невысокую зарплату, что способствует распространению коррупции, а обращение в суд далеко не всегда влечет за собой справедливое и беспристрастное решение вопроса. Судебный процесс в Нигерии обычно занимает много времени, а если решение обжалуется в различных инстанциях, инвесторы могут прождать год и более. Так, американский поставщик топлива нигерийской государственной компании Nigeria Airways, ликвидированной в 1997 г., получил выплату своей доли в ликвидированных активах лишь в 2010 г. [12].

Споры между иностранными инвесторами и властями Нигерии или частными компаниями решаются в гражданских судах. Нигерийское законодательство допускает исполнение решений иностранных судов после слушаний в нигерийских судах.

Нигерия является подписантом Конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes Convention - ICSID. 1988 г.), а также членом ВТО (Всемирная торговая организация, World Trade Organization) и ОПЕК (Организация стран - экспортёров нефти, The Organization of the Petroleum Exporting Countries).

Нигерия в целом регулирует инвестиции в соответствии с соглашениями ВТО, но стремление правительства к расширению местного участия, прежде всего в сфере информационных технологий, может противоречить обязательствам страны перед ВТО. Так, в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) производители оборудования обязаны использовать не менее 50% местных материалов и рабочей силы. Эти требования создают определенные препятствия и риски для иностранных инвесторов, прерывая их глобальные цепочки поставок и увеличивая затраты.

Нигерийским компаниям разрешается открывать и пользоваться оффшорными счетами. Однако, если это компания-экспортер, она должна репатриировать все доходы в нигерийский банк в течение 90 дней с даты проведения экспортной операции. Даже если выручка идет на оффшорный счет, экспортер должен сделать так, чтобы прибыль была переведена в Нигерию в рамках разрешенного ему времени.

Иностранцы могут инвестировать в экономику Нигерии посредством ПИИ, приобретая право собственности на производственные активы - фабрики, шахты и участки земли, - или путем иностранных портфельных инвестиций (ИПИ), т.е. приобретая акции и облигации.

Иностранцам - физическим и юридическим лицам - разрешено вкладывать средства и участвовать в деятельности любого нигерийского предприятия практически без ог-

раничений (об имеющихся см. ниже); допускается создание предприятий со 100-процентной долей иностранного капитала. Лишь в нефтегазовом секторе разрешено создание только совместных предприятий или подписание так называемых соглашений о разделе продукции. Допускается перевод сумм прибыли/дивидендов в свою страну в любой конвертируемой валюте.

По характеру собственности нигерийские предприятия можно разделить на частные (индивидуальные), партнерские (СП) и акционерные.

Иностранные инвесторы как правило создают СП с нигерийским партнером (или нигерийская компания ищет иностранного партнера) или акционерную компанию с частным или государственным участием. Существует три типа акционерных компаний: с неограниченной ответственностью, с ограниченной (поручительствами) ответственностью и с ограниченной долевой ответственностью. Компании первого типа не имеют ограничений на ответственность своих членов и потому мало привлекательны для иностранных инвесторов. Компании второго типа ограничивают ответственность членов размерами поручительств; обычно подобные компании имеют некоммерческий или благотворительный статус. В третьем формате ответственность разделяется ограниченным составом участников в зависимости от вложенного ими капитала или суммы средств, вложенных в акции. Обычно частная компания ограничена определенным количеством акций, которые она может продавать посторонним лицам. Частные акционерные компании с ограниченным долевым участием являются наиболее распространенной формой организации бизнеса, используемой иностранными инвесторами в Нигерии.

Государственные компании не ограничены в правах на передачу или продажу акций.

По форме различаются следующие типы компаний: частные компании с ограниченной ответственностью (Private Limited Company - LTD), государственные компании с ограниченной ответственностью (Public Limited Company - PLC), компании, ограниченные поручительствами (гарантиями) (Companies limited by guarantee), и компании без всяких ограничений (Unlimited Companies). Минимальное число участников компаний всех типов - 2, максимальное для частных компаний - 50. Для государственных компаний нет верхних ограничений.

Минимальная доля нигерийского участника в капитале компании - 10 тыс. найр (для частных лиц и компаний) и 500 тыс. найр - для государственных участников с минимальной долей в 25%. (Курс нигерийской найры к доллару на середину декабря 2017 г.: 1 нигерийская найра равняется $0.00278; $1 равняется 360 нигерийских найр)

Иностранное лицо или предприятие, намеренное вести бизнес или покупающее компанию на территории Нигерии, должно получить иммиграционное разрешение. Но это правило не применяется к лицам и предприятиям, единственная цель которых -владение акциями компаний, действующих на территории страны.

Рабочим-иммигрантам не требуется разрешения на работу, но они зависят от квот, требующих получения вида на жительство. Власти расширяют квоты для профессий, считающихся дефицитными, например, для глубоководных водолазов. Число иностранных менеджеров должно составлять не более 5% от общего числа работников не-нефте-газового предприятия.

По правилам, регистрация компаний состоит из 12 процедур и занимает около 50 дней. Это быстрее, чем в среднем по региону Африки южнее Сахары. Готовить и заверять документы для регистрации может только местный юрист, аккредитованный Комиссией по делам корпораций. Иностранный капитал, вложенный в ООО, переводится через уполномоченного дилера, т.е. через банк, который выдает специальный сертификат о переводе капитала. Этот документ дает иностранному инвестору право на откры-

тие банковского счета в иностранной валюте. Наконец, компания, участвующая в международных торговых операциях, должна получить лицензию на импорт и экспорт у Нигерийской таможенной службы.

В Нигерии разработана всеобъемлющая законодательная база для защиты прав интеллектуальной собственности, что стимулирует компании вкладывать средства в научные исследования и производство инновационных материалов. Кроме того, владельцы предприятий имеют право обмениваться новыми технологиями, в том числе в рамках совместных предприятий.

Другие учреждения (кроме NIPS), занимающиеся вопросами инвестиций:

- Агентство инвестиционной помощи (Investment Aid Agency);

- Африканские тендеры (African tenders);

- Группа Африканского банка развития - орган общественного надзора (African Development Bank Group - Public Oversight Body);

- Нигерийское агентство развития малого и среднего бизнеса (Small and Medium Enterprises Development Agency of Nigeria);

- Нигерийское управление деятельностью экспортных зон (Nigeria Export Processing Zones Authority);

- Нигерийский совет содействия экспорту (Nigerian Export Promotion Council).

Получение лицензий / разрешений на определенные виды деятельности:

- банковско-финансовая сфера - лицензия от Центрального банка Нигерии (Central Bank of Nigeria) - самого крупного банка в Западной Африке, лучшего провайдера банковских услуг в Нигерии;

- добыча твердых минералов - лицензия от Министерства твердых минералов (Ministry of Solid Minerals);

- производство и распределение электроэнергии - лицензия от Нигерийской комиссии по регулированию подачи электроэнергии (Nigerian Energy Regulatory Commission - NERC);

- информационно-коммуникационные технологии - лицензия от Нигерийского агентства развития информационных технологий (Nigerian Information Technology Development Agency - NITDA) или Нигерийской коммуникационной комиссии (Nigerian Communication Commission - NCC);

- пищевая и фармацевтическая промышленность - лицензия от Национального агентства продовольственных продуктов и медикаментов и сертификат SONCAP от Нигерийской организации стандартов (Standard Organization of Nigeria - SON);

- авиация: чтобы претендовать на выдачу лицензии в сфере грузовых или пассажирских авиаперевозок, заявитель должен быть гражданином Нигерии или компания должна быть зарегистрирована в Нигерии и управляться нигерийцами;

- нефтегазовая сфера: лицензии на разведку или добычу нефти и газа выдаются только компаниям, зарегистрированным в Нигерии, но управляться они могут не гражданами страны. Однако Закон об усилении нигерийского участия в нефтегазовой промышленности (Nigerian Oil and Gas Industry Content Development Act. 2010 г.) требует, чтобы предпочтение отдавалось местным независимым операторам при получении нефтяных участков и лицензий на добычу нефти и газа. Более того, в случае нужды в юридической помощи все операторы, владельцы и совладельцы могут пользоваться услугами лишь нигерийского юриста или фирмы. Они также должны пользоваться услугами нигерийских финансовых институтов. Для получения кредита требуются 50% нигерийского участия. То же касается и страхования [13];

- каботаж: существуют различные ограничения на иностранное участие в прибрежной морской и речной торговле и перевозках, которыми разрешается заниматься лишь

судам, зарегистрированным в Нигерии и полностью принадлежащим и укомплектованным гражданами Нигерии.

Регистрация названия компании предусматривает следующие процедуры:

- согласование с Комиссией по делам корпораций;

- подготовка учредительных документов;

- оплата госпошлины - 0.75% от объема инвестиций;

- нотариальное заверение «декларации соответствия», выдаваемой CAC;

- регистрация компании в CAC, для этого необходимо произвести оплату нотариальных услуг, учредительных сборов, регистрации Устава фирмы и копий документов, справки о проверке местными органами власти.

Инвестиционные ограничения:

- иностранные инвесторы не могут участвовать в производстве огнестрельного оружия, боеприпасов, военного и полувоенного обмундирования, в том числе для полицейских, таможенных, иммиграционных и тюремной служб; в производстве наркотических и психотропных веществ;

- существуют специальные правила для инвестирования в нефтегазовую отрасль: иностранным инвесторам не разрешается иметь 100%-ную долю в предприятии в этой сфере экономики;

- установлены преференции для товаров местного производства;

- иностранцы не могут заниматься прибрежными и речными перевозками грузов и пассажиров в территориальных водах Нигерии;

- не существует официальных требований к минимальному размеру капитала для иностранных инвесторов, но на практике требуется, чтобы иностранная доля инвестиций составляла не менее 10 млн найр.

Для улучшения инвестиционного климата введены налоговые стимулы для предприятий, прежде всего в сельском хозяйстве, горнодобыче, добыче нефти и газа.

Льготы и налоги:

- статус Pioneer (первопроходец), предполагающий налоговые каникулы - освобождение от уплаты налога на прибыль и дивиденды в течение первых 3-7 лет в зависимости от сферы деятельности и места расположения. Преимущественное право на получение этого статуса имеют предприятия по производству электроэнергии, цемента, стекла и изделий из него, по добыче и обработке мрамора, в сфере недвижимости, в разработке и производстве фармацевтических товаров, в производстве и распределении газа - всего около 60 видов предприятий;

- разрешение на 100%-ную иностранную собственность почти во всех секторах (за исключением нефтяного, где ПИИ ограничиваются СП или совместным производством);

- подоходный налог с физических лиц - инвесторов составляет 5%;

- госпошлина на различные документы - не более 2% от суммы договора;

- относительно невысокий по сравнению с другими странами налог на прибыль для иностранных компаний - 30%;

- налог на дивиденды для местных и иностранных компаний - 10%;

- в случае инвестирования в инфраструктурные объекты - 20%-ное снижение всех налогов в течение первых 5 лет;

- относительно низкий налог на добавленную стоимость - 5%;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин и акцизных сборов при экспорте промышленного оборудования и оборудования для горнодобывающей промышленности;

- освобождаются от налога 20% капиталовложений в базовую инфраструктуру в районах, где она ранее не существовала;

- при найме 1 тыс. и более местных рабочих - 15%-ное снижение налога на прибыль в течение 5 лет, при найме 100 человек - 6%, 200 человек - 7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2%-ное пятилетнее снижение налогов на аренду помещений для подготовки рабочей силы;

- в сфере машиностроения - 10%-ное снижение налога на прибыль в течение первых 5 лет;

- в импортозамещающих отраслях - 10%-ное снижение налогов в течение первых 5 лет для предприятий, экспортирующих не менее 6% своей продукции;

- в экономически неблагополучных районах - 100%-ные налоговые каникулы в первые 7 лет;

- дивиденды, получаемые нефтехимическими предприятиями и предприятиями по производству сжиженного природного газа, освобождаются от уплаты налога в течение первых 5 лет;

- компании с оборотом менее 1 млн найр облагаются налогом по сниженной ставке (20%) в течение первых 5 лет, если они действуют в обрабатывающей промышленности;

- дивиденды обрабатывающих предприятий с выручкой менее 100 млн найр в течение первых 5 лет не облагаются налогом;

- 30%-ное снижение налогов в течение первых 5 лет при использовании местного сырья в объеме минимум 80% - в сельском хозяйстве, 65%-ное - в строительстве, 60%-ное - в химическом производстве и 70%-ное - в нефтехимии;

- ни одно лицо, полностью или частично владеющее предприятием, не может быть принуждено отказаться от своей доли в капитале в пользу другого лица. В любом случае владелец предприятия имеет право на адекватную компенсацию и обращение в суд для определения суммы компенсации;

- любая компания может получить право на пользование землей в любом штате Нигерии сроком до 99 лет - при соблюдении экологических норм;

- в нефте- и газодобыче налог на прибыль - 30%; налог на кредит - 5%; роялти -7% на суше, 5% - в оффшоре;

- поощрение утилизации попутного газа для коммерческих целей: освобождения от налогов от 3-х до 5 лет;

- в нефтегазовой свободной зоне нет налога на личные доходы, нет валютного регулирования, отсутствует предотгрузочная инспекция, налоговые каникулы до 7 лет;

- добыча твердых минералов (драгоценных камней, промышленных минералов -барита, гипса, каолина, мрамора) - от 3 до 5 лет налоговых каникул; возможна 100%-ная собственность иностранцев;

- в сфере туризма 25% дохода освобождаются от налога при условии, что эта часть дохода размещается на счетах, которые будут использоваться в течение 5 лет для расширения бизнеса и строительства новых гостиниц, конференц-центров и т.д.;

- в октябре 2013 г. нигерийское правительство объявило о введении Национального плана развития автомобильной промышленности (НПРАП) с целью укрепления местного автопрома, создания новых рабочих мест, развития местных цепочек поставок и сокращения импорта автомобилей. Главной особенностью плана стал новый 35%-ный налог на импортируемые автомобили сверх прежнего 35%-ного тарифа. В качестве дополнительного стимула для инвестиций в автомобильный сектор Нигерии НПРАП позволяет компаниям, которые производят или собирают автомобили в Нигерии, продолжать импортировать по прежним тарифам по два автомобиля на каждое транспортное средство, произведенное в Нигерии [14];

- около двадцати зон свободной торговли. В них действует освобождение от многих налогов, облегченное получение импортных и экспортных лицензий, в течение пер-

вых 6 месяцев - бесплатная аренда земли, освобождение от пошлин и налога на импорт, однако чтобы пользоваться этими льготами, необходимо инвестировать в ЗСТ.

Кроме указанных, для компаний-резидентов существует «налог на образование» -2%, а также обязательные взносы в пользу работников: в пенсионный фонд - не менее 7,5% от зарплаты работника, которые должен заплатить наниматель с числом работников 5 и более; в фонд промышленного обучения (1% от годового фонда заработной платы - для работодателей с 25 работниками и более); в компенсационный фонд (1% от месячного фонда заработной платы) и в фонд страхования жизни работников (сумма, в 3 раза превышающая годовой оклад каждого работника).

Нигерия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с Бельгией, Великобританией, Канадой, Маврикием, Нидерландами, Пакистаном, Румынией, Францией, Чехией и Филиппинами. Применяется метод «налогового кредита», когда общая сумма налога, подлежащего уплате в Нигерии, уменьшается на сумму налога, подлежащего уплате в той стране, куда была перечислена прибыль, и наоборот. Нигерийское правительство также одобрило более низкие ставки налога на дивиденды, роялти и арендную плату для предпринимателей из стран, заключивших договор об избежании двойного налогообложения.

Причин для инвестирования в экономику Нигерии довольно много. Страна входит в группу N-11 государств с привлекательными демографическими показателями, постоянным ростом доходов и внутреннего потребления. В следующем десятилетии Нигерия может сделать значительный вклад в развитие мировой экономики. Тем более что замедление темпов роста европейского экономического рынка побудило инвесторов рассматривать Нигерию как благоприятное место для инвестиций.

Тем не менее, предостаточно и негативных факторов, препятствующих привлечению инвестиций:

- относительно нестабильная политическая обстановка, обусловленная действиями экстремистской организации «Боко Харам» и пиратов в Гвинейском заливе. Действия повстанцев (порча трубопроводов, незаконное выкачивание и контрабанда нефти, вооруженные столкновения между группировками) в дельте Нигера приводят к снижению уровня добычи нефти. Правда, если инвестор вынужден приостановить свою деятельность в результате военных действий, стихийных бедствий, забастовок, мятежей или любых других обстоятельств такого порядка, он должен в течение 3 месяцев уведомить NIPS. Если он и не получит компенсации, то будет освобожден от уплаты налогов и прочих сборов;

- отсутствие безопасности: похищения иностранных, в том числе российских моряков, нефтяников, других специалистов и длительность переговоров по их освобождению;

- высокий уровень коррупции, неэффективность государственных институтов, судебной системы; ненадежность механизмов урегулирования промышленных споров;

- плохое качество транспортной и энергетической инфраструктуры. Инфраструктурные объекты при всех правительствах страдали от игнорирования этой проблемы. Железнодорожная система устарела, железнодорожные пути изношены и нуждаются в ремонте, модернизации и расширении. Аналогичная ситуация с автодорогами, относительное качество которых поддерживается лишь вблизи крупных городов и на главных магистралях. В лучшем положении находится воздушное сообщение: в стране много аэропортов, в том числе международного класса, взлетно-посадочных полос и несколько внутренних воздушных линий, осуществляющих регулярные рейсы и оказывающих услуги на уровне мировых стандартов;

- нужно учитывать и такой фактор, как рост числа мобильных телефонов при отсутствии фиксированных адресов у многих нигерийцев. Это означает, что в деловой

сфере мобильными телефонами можно пользоваться лишь при контактах с проверенными людьми;

- инвестиционное законодательство требует безотлагательного обновления. Так, в нем не учтен меняющийся курс найры. Когда законодательство создавалось, за 1 найру давали $5, в настоящее время 1 найра стоит $0,002778, однако правила регистрации компаний по-прежнему в качестве минимального взноса нигерийского участника указывают 10 тыс. найр, т.е. около $30. Между тем сама процедура регистрации обходится в значительно большую сумму;

- правительство Нигерии стремится продвигать политику импортозамещения, но ограничения на импорт многих товаров (к ввозу запрещены мясо птицы, свинина, говядина, яйца, цемент, текстиль, стеклянные бутылки и многое другое; вводятся импортные пошлины в размере 70% и выше более чем на 40 видов товаров, в том числе табачные изделия, рис, пшеничную муку, сахар, соль и новые легковые автомобили), введение высоких тарифов на импорт сельхозпродуктов, т.е. принятие мер, направленных на стимулирование роста внутреннего производства, сопровождаются ростом контрабанды продуктов через прозрачные границы и коррупции в системе выдачи импортных квот. Импортные ограничения также вредят развитию определенных видов предприятий. Поэтому, несмотря на заявленные правительством цели, инвесторы, как правило, находят Нигерию трудным местом для ведения бизнеса;

- различные курсы найры: завышенный на официальном и значительно более низкий - на черном рынке. Многие инвесторы опасаются вкладывать капиталы из-за неопределенности валютной политики правительства;

- высокий уровень инфляции: 9.6% в 2015 г., 12% - в 2016 г.;

- Нигерия нуждается в инвестициях в энергетику, потому что в настоящее время ее потребность в электроэнергии составляет 12800 МВт, доступная же мощность едва достигает 4500 МВт, и это при быстром росте населения и темпов развития промышленности (для сравнения - ЮАР, при численности населения в три раза меньшей, обладает энергетической мощностью в 50000 МВт). Разрыв между спросом и предложением электроэнергии привел к распространению в Нигерии электрогенераторов в коммерческих, промышленных и жилых секторах, но зависимость предприятий от самогенерации энергии с помощью дизельных генераторов не только негативно воздействует на окружающую среду, но и ведет к повышению цен на товары и услуги. Возникает замкнутый круг: низкий уровень инвестиций в энергетический сектор препятствует росту инвестиций и в другие сектора экономики. Для роста экономики до 10% в год потребность страны в электроэнергии к 2020 г. достигнет 30000 МВт, к 2030 г. - 78000 МВт. Поэтому для сокращения дефицита электроэнергии требуется радикальная реформа сектора и массированные финансовые вливания. Практические неприятности для инвесторов состоят еще и в том, что даже самые лучшие гостиницы в центре Лагоса постоянно испытывают на себе перебои с подачей электроэнергии, в результате чего прекращается работа кондиционеров, подача воды и т. д.;

- чтобы получить разрешение на наем иностранных работников, иностранный инвестор должен сначала получить разрешение в Федеральном министерстве внутренних дел, а для этого представить доказательства ввоза в страну машин и оборудования на сумму не менее $300 тыс. Это становится препятствием на пути притока иностранных инвестиций, так как не все предприятия являются столь капиталоемкими и оборудование для них рациональней было бы ввозить в течение более длительного периода времени;

- немалые сложности на практике возникают и с получением статуса «первопроходца», на который могут претендовать предприятия, создающиеся в приоритетных секторах промышленности и в экономически неблагополучных районах. Между тем до

сих пор не выработаны четкие критерии, позволяющие отнести ту или иную сферу деятельности или тот или иной район к числу «первопроходческих». Более того, перечень критериев время от времени меняется, лишая таким образом инвесторов соответствующих стимулов;

- заметное в течение последних десятилетий падение курса найры по отношению к доллару сужает маржу для торговцев и производителей, которые платят за импортные товары (сырье, запчасти, технологии и др.) в долларах, а доход получают в найрах;

- снижение в 2014 г. на 50% цены на сырую нефть, которая остается основным экспортным товаром Нигерии. Это создало проблемы для Центрального банка Нигерии, осложнив обменные операции. Правительству это стоило потери части доходов от продажи сырой нефти, что предопределило дефицит бюджета, вынудив правительство сократить государственные расходы и обратиться в Международный фонд инвестиционных проектов с просьбой о предоставлении дополнительных кредитов. Правительства штатов столкнулись с существенной потерей доходов в рамках федеральной системы распределения выручки от экспорта нефти: в результате возникновения дополнительной бюджетной нагрузки некоторые штаты не смогли своевременно выплачивать зарплату государственным служащим. Уменьшение государственных расходов, рост налогов и снижение цен на нефть привели к замедлению в 2015-2016 гг. темпов экономического роста и росту инфляции;

- опасность распространения лихорадки Эбола в 2014 г. привела к сужению предполагавшегося притока инвестиций.

Таким образом, экономический подъем середины 2010-х годов был связан прежде всего с начавшимся в последние годы бурным развитием торговли, промышленного производства, телекоммуникаций и сельскохозяйственной отрасли, которая охватывает более 80% домашних хозяйств. Однако нигерийская экономика по-прежнему сильно зависит от нефтегазового сектора. Нигерия является тринадцатым в мире производителем и шестым крупнейшим экспортером нефти, причем ценной - малосернистой. В последние годы инвестиции в нефтяной сектор Нигерии уменьшились из-за несовершенства механизмов регулирования, существующих угроз безопасности жизни и собственности инвесторов и снижения цен на нефть. Новый законопроект о регулировании инвестиций в нефтяную отрасль, который должен изменить фискальные и регистрационные параметры, в течение многих лет обсуждался в Национальной ассамблее, но не принят до сих пор, что, безусловно, ограничивает объем инвестирования в эту важнейшую отрасль экономики.

Недостаточно развитый энергетический сектор по-прежнему остается «узким местом» экономического развития «африканского гиганта». В настоящее время Нигерия остается в числе самых отстающих стран мира по производству электроэнергии на душу населения и доступа к ней промышленных предприятий, что, в свою очередь, вынуждает их самостоятельно генерировать большую часть необходимой электроэнергии. Нигерия занимает 187-е (из 189) место в мире по объему электроэнергии, доступной для бизнеса. Несмотря на «перманентное» реформирование энергетического сектора, неустойчивость тарифов и система распределения электроэнергии отпугивает инвесторов. Сделанное в марте 2015 г. неожиданное заявление Нигерийской комиссии по регулированию электроэнергии (НКРЭ) о сокращении тарифов на 50% обескуражило владельцев недавно приватизированных энергетических компаний, рассчитывавших на большие прибыли и рост инвестиций в отрасль. В результате приток средств в энергетику сократился на фоне сохранения прежнего низкого объема подачи электроэнергии потребителям [15].

С начала 2000-х годов быстро растет сектор телекоммуникаций. В 2015 г. в стране насчитывалось более 140 млн абонентов телефонной связи, как мобильной, так и ста-

ционарной. 38% нигерийцев имеют доступ к интернету. Но цены на эти услуги остаются высокими, так как крупные сетевые операторы не желают делиться инфраструктурой, сдерживая выход на рынок своих конкурентов. В результате каждый оператор вынужден прокладывать собственный кабель.

Торговый режим в Нигерии остается протекционистским. Ограничительные импортные тарифы и прямые запреты на импорт тех или иных товаров призваны стимулировать развитие сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, но одновременно отпугивают инвесторов [16].

Нигерийский совет по содействию экспорту выработал схему роста не-нефтяного экспорта, но в 2014 г. правительство закрыло программу из-за того, что компании получали гранты, но фактически не занимались вывозом продукции. Нигерийский экспортно-импортный банк (Nigerian Export-Import (NEXIM) Bank) предоставляет гарантии и кредиты экспортным предприятиям, но эти услуги довольно редко используются. Между тем Фонд иностранных инвестиций Банка предлагает хорошие условия на срок в 3-5 и более лет для импорта машин и оборудования, использующихся для производства товаров на экспорт.

Работа агентств, созданных для продвижения промышленного экспорта, осложняется неэффективным управлением, неопределенными правилами и коррупцией. Все это накладывается на нехватку электроэнергии, отсутствие инфраструктуры и связанные с этим высокие издержки производства. Многие нигерийские предприятия не осуществляют экспорт продукции из-за невозможности соответствовать международным стандартам упаковки.

Нигерийская таможенная служба (Nigerian Customs Service - NCS) и Нигерийское управление портами (Nigerian Ports Authorit - NPA) имеют исключительную юрисдикцию на таможенные услуги. Нигерийское законодательство позволяет импортерам самостоятельно производить таможенную очистку товаров, но большинство импортеров используют специальных агентов клиринга для снижения тарифов и других расходов. Некоторые отправляют товары в порты соседних стран, например в Бенин, откуда перевозят товары наземным транспортом, что выходит дешевле.

Инвесторы иногда сталкиваются с трудностями при получении въездной визы и вида на жительство, приобретение которого занимает от 2 до 24 месяцев, стоит от $1000 до $3000 и нередко требует дачи взятки.

Учитывая коррумпированность в нигерийской деловой среде, потенциальные инвесторы зачастую разрабатывают специальные программы по борьбе с этой «напастью». Соединенные Штаты и другие участники Конвенции Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе со взяточничеством применяют соответствующие законы, в том числе Закон США об иностранной коррупционной практике. В 2010 г. американские Комиссия по ценным бумагам и Министерство юстиции наложили огромные штрафы на многонациональные корпорации и их дочерние компании, замешанные в подкупе нигерийских должностных лиц [17].

Безопасность остается большой проблемой для инвесторов из-за высокого уровня преступности, частых похищений повстанцами в дельте Нигера иностранных работников в целях получения выкупа и нередких актов терроризма, осуществляемых «Боко Харам». Программа амнистии для боевиков в дельте, их реабилитации и реинтеграции привела к снижению насилия и восстановлению добычи нефти и газа на закрытых ранее месторождениях, но ситуация в регионе остается криминогенной и масштабные хищения нефти по-прежнему вызывают серьезную озабоченность компаний. В последние годы выросла преступность в нигерийских морских водах, участились случаи захвата судов и похищений экипажей пиратами. При этом действия нигерийских правоохранительных органов остаются неэффективными.

Иностранные инвесторы в основном следуют тем же правилами, что и внутренние инвесторы. Однако без сильной политической поддержки и из-за препятствий на пути притока ПИИ в Нигерию способность NIPS привлекать новые инвестиции остается весьма ограниченной.

Правительство Нигерии разработало политику импортозамещения в качестве обоснования ограничений на импорт и требования к местным предпринимателям по привлечению инвестиций, направленных на развитие внутреннего потенциала производства продуктов и услуг, которые, по мнению правительства, могут производиться внутри страны. Однако принцип ограничений на импорт, прежде всего риса и птицы, и введение высоких тарифов, используемых для достижения целей импортозамещения, подрываются контрабандой «целевых» продуктов через прозрачные границы и коррупцией в системе импортных квот, разработанной правительством для стимулирования внутренних инвестиций. Поэтому, несмотря на заявленную правительством цель привлечения средств, многие инвесторы считают Нигерию неблагоприятным местом для ведения бизнеса.

В 2009 г. Совет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовал обзор инвестиционной политики Нигерии и «Синюю книгу» по передовой практике в области поощрения и упрощения [18]. В 2015 г. ОЭСР осуществила обзор инвестиционной политики Нигерии. ВТО в свою очередь опубликовала обзор торговой политики Нигерии, в котором также содержались краткий обзор и оценка инвестиционного климата [19].

Во всех обзорах отмечалось, и с этим нельзя не согласиться, что Нигерия нуждается в диверсификации ПИИ путем некоторого сокращения доли нефтегазовой отрасли в пользу других секторов экономики, совершенствования нормативной базы, инвестирования в человеческий капитал, усиления региональной интеграции и пересмотра внешних тарифов, укрепления местного промышленного потенциала и институтов, занимающихся вопросами инвестиций.

Источники

1. Страны Африки - таблица, территория, население, ВВП и экономика - https://seosait.com/ state-afrika-tabhca-territoriy-population-gdp

2. KPMG. Investment in Nigeria. 5th Edition. August 2016 - https://www.google.ru/url ?sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1 &cad=rj a&uact

=8&ved=0ahUKEwjUz6fuz4raAhUhM5oKHVU9Bd4QFggnMAA&url=http%3A%2F%2Fwww. blog.kpmgafrica.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2FInvestment-in-Nigeria-5th-edition.pdf&usg=A0vVaw0UwS_0aceifgmg4pfldQCn

3. Добронравии Н. А., Илянин В. В., Маслов А. А. Зигзаги непредсказуемого развития: Нигерия, Ангола, «нефтяные эмираты» Гвинейского залива. // Нефть, газ, модернизация общества [Text] / Государственный университет - Высшая школа экономики (М.); ред.: Н. А. Добронравия, О. Л. Маргания. - СПб. : Эконом. шк. ; М. : Омега - Л, 2008

4. Темпы роста ВВП Нигерии, %. - http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country& count=nigeria&table=ggecia

5. Aliyu M. K., Adeowu A. W. Appraising the Socio - Economic and Political Policies of the Federal Government of Nigeria // Ife Social Sciences Review, 2017, № 25, pp. 112-123 -http://issr.oauife.edu.ng/index.php/issr/article/view/10/10

6. Anka A.S. Politics of Oil De-regulation and Nigeria's Change Agenda // International Journal of Innovate Research and Development. 2018, Vol. 7, Issue 1, pp. 1-7. DOI No.: 10.24940/ijird/2018/v7/i 1/JAN18006

7. Adeleye A. Deregulating the downstream sector of the oil industry // Vanguard, 2015, May 15 - https://www.vanguardngr.com/2015/05/deregulating-the-downstream-sector-of-the-oil-industry/

8. Ite A. E., Ibok U. J., Ite M. U., Petters S. W. Petroleum Exploration and Production, Past and Present Environmental Issues in the Nigeria's Niger Delta // American Journal of Environmental Protection, 2013, Vol. 1, No. 4, рр. 78-90. D0I:10.12691/env-1-4-2

9. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. с. 8-14

Fituni L.L. (2010). Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. [The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9. рp. 8-14

10. Абрамова И.О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. Москва, 2013 Abramova I.O.Novaya rol' Afriki v mirovoy ekonomike XXI veka. [New role of Africa in the

world economy of the XXI century]. Moscow 2013. 323 pp. ISBN: 078-5-91298-137-1

11. Procedure for foreign investment in Nigeria - http://www.legalnaija.com/2013/09/foreign-investment-in-nigeria.html

12. 2015 Investment Climate Statement - Nigeria / Bureau of Economic and Business Affairs. May 2015. Report - https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2015/241688.htm

13. Foreign investments in Nigeria - preliminary legal issues - http://www.lexology.com/library/ detail.aspx?g=31 ca2f39-5d73-4d67-80aa-697d89a7a81 f

14. Investment Climate Statement - Nigeria / Bureau of Economic and Business Affairs. May 2015. Report - https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2015/241688.htm

15. Там же

16. Там же

17. SEC Enforcement Actions: FCPA Cases - https://www.sec.gov/spotlight/fcpa/fcpa-cases.shtml

18. World Investment Report 2017 - http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx? publicationid= 1782

19. WTO. Trade policy review - Nigeria 2011- https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/ tp347_e.htm

INVESTMENT CLIMATE IN NIGERIA

© 2017 Tatiana Denisova

DENISOVA Tatiana S., PhD (History), Leading Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka Str., Moscow, Russian Federation. tsden@hotmail. com

Abstract. The article presents an original study of the investment climate in Nigeria, one of the largest African states. It is pointed out that the government's ongoing efforts to diversify the economy and avoid excessive dependence on the oil and gas sector make Nigeria a fertile ground for investment. The sectors such as energy, telecommunications, tourism, hotel industry, real estate, transport and miscellaneous manufacturing industries are still at the initial stages of development, so they promise big profits to investors. One of the reasons for investing in Nigeria's economy is that in the next decade the country will be among the fastest growing economies in the world.

In Nigeria, there is no investment code per se: the investment climate is regulated by the 1995 Nigerian Investment Promotion Commission (NIPC) Act and dozens of other legislative acts applied in various sectors of the economy. The main objective of the NIPC is to create an enabling environment for business and simplify the procedures for registering enterprises. The Nigerian government recognizes the importance offoreign investment for economic growth and the fact that an attractive investment climate is vital to stimulate FDI inflows. To mitigate such negative factors as corruption, political instability and weak infrastructure that constrain the inflow of FDI, tax incentives are introduced and other measures are taken to stimulate investment.

Keywords: Nigeria, economy, investment climate, Nigerian Investment Promotion Commission, agriculture, oil and gas sector, tax incentives

References

Abramova I.O.Novaya rol' Afriki v mirovoy ekonomike XXI veka. [New role of Africa in the world economy of the XXI century]. Moscow 2013. 323 pp. ISBN: 078-5-91298-137-1

Adeleye A. Deregulating the downstream sector of the oil industry. Vanguard, 2015, May 15 -https://www.vanguardngr.com/2015/05/deregulating-the-downstream-sector-of-the-oil-industry/

Economic Overview - http://www.abcnig.com/ABC_Investment%20in%20Nigeria%20-%205th%20edition%20_August%202016.pdf

Fituni L.L. (2010). Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. [The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9. pp.8-14

Foreign investments in Nigeria - preliminary legal issues - http://www.lexology.com/library/ detail.aspx?g=31 ca2f39-5d73-4d67-80aa-697d89a7a81 f

Investment Climate Statement - Nigeria 2015 / Bureau of Economic and Business Affairs. May 2015. Report - https://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2015/241688.htm

KPMG. Investment in Nigeria. 5th Edition. August 2016 - https://www.google.ru/url? sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1 &cad=rj a&uact=8&ved=0ahUKEwj Uz6fuz4raAhUhM5o KHVU9Bd4QFggnMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.blog.kpmgafrica.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2FInvestment-in-Nigeria-5th-edition.pdf&usg=A0vVaw0 UwS_0aceifgmg4pfldQCn

Procedure for foreign investment in Nigeria - http://www.legalnaija.com/2013/09/foreign-investment-in-nigeria.html

SEC Enforcement Actions: FCPA Cases - https://www.sec.gov/spotlight/fcpa/fcpa-cases.shtml Strany Afriki - tablica, territorija, naselenie, VVP i jekonomika [African countries - table, territory, population, GDP and economy] - https://seosait.com/state-afrika-tablica-territoriy-population-gdp

World Investment Report 2017 - http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx? publicationid= 1782

WTO. Trade policy review - Nigeria 2011 - https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/ tp347_e.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.