Научная статья на тему 'Инвестиционный фонд Российской Федерации: теория, методология, практика'

Инвестиционный фонд Российской Федерации: теория, методология, практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тернавский А. А., Петрикова Е. М.

Основными инструментами активной государственной инвестиционной политики, направленной на достижение поставленных целей, является Инвестиционный фонд Российской Федерации. В статье рассматриваются история возникновения Инвестиционного фонда, основная цель создания и источники формирования фонда, механизм формирования и принципы функционирования фонда. По методике отбор инвестиционных проектов производится на основе качественных и количественных критериев эффективности. Рассматриваются основные проекты, направленные на развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых. Инвестиционный фонд РФ является своевременным и эффективным инструментом государственной инвестиционной политики, позволяющим государству комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами. Механизм заложенный в основу функционирования фонда позволяет на рубль государственных инвестиций привлекать несколько рублей частных инвестиций, а отдача в виде дополнительных налогов многократно превышает вложения государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный фонд Российской Федерации: теория, методология, практика»

Инвестиционная политика

инвестиционный Фонд российской федерации: теория, методология, практика

а.а. тернавский,

руководитель ГУ КК «Центр стратегических разработок»,

администрация Краснодарского края

ем петрикова,

кандидат экономических наук, начальник отдела экспертизы

инвестиционных проектов РосОЭЗ

Сегодня в результате проводимой государственной экономической политики, направленной преимущественно на обеспечение макроэкономической сбалансированности, российская экономика демонстрирует стабильный рост. В последние 4 года реальный ВВП страны ежегодно увеличивался примерно на 7 %.

Однако на фоне высоких темпов экономического роста все четче проявляется необходимость усиления структурных преобразований. Среди факторов системного характера, создающих риски для сохранения желаемой динамики поступательного развития российской экономики, можно отметить следующие:

■ снижение возможностей дальнейшего экстенсивного развития топливно-энергетического комплекса;

■ снижение ценовой конкурентоспособности российского бизнеса вследствие укрепления курса рубля;

■ ограничения со стороны производственной инфраструктуры (речь идет прежде всего об электроэнергетике, транспортной инфраструктуре и портовом хозяйстве);

■ ухудшение демографического состояния страны: в течение последних 5 лет численность населения младше трудоспособного возраста сокращалась в среднем на 4 % в год. Суммарное действие этих факторов в инерционном варианте неизбежно может привести к замедлению темпов экономического роста до 5 % в 2008 — 2009 гг, а в последующие годы — до 4 %. Очевидно, что для сохранения устойчивого развития

российской экономики необходимо повышать ее конкурентоспособность на мировом уровне через диверсификацию и снятие инфраструктурных барьеров. «Уверенно говорить об экономическом росте можно лишь при одновременном наращивании ВВП и капиталовложений в экономику» ^

Основными инструментами активной государственной инвестиционной политики, направленной на достижение поставленных целей, является Инвестиционный фонд Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации (далее — Фонд) — это часть средств федерального бюджета, предусмотренная для предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Основными целями создания Фонда являются:

> привлечение частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба через развитие государственно-частного партнерства;

> развитие системы финансирования инновационных проектов с привлечением частного капитала и лучшего международного опыта венчурного финансирования. Положение об Инвестиционном фонде РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 № 694 (далее — Положение), определяет

1 Коссов В. В. Инвестиции как рычаг для подъема экономики России из кризиса // Экономический журнал ВШЭ. — № 3. — 1998. - С. 312.

порядок формирования Фонда; формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства; этапы и процедуру их отбора; основные требования к предоставляемой документации и проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционный фонд РФ уже имеет свою историю.

В 2000 — 2001 гг. в результате благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках в федеральном бюджете впервые сложился профицит «по факту», который накапливался в финансовом резерве, и впервые возник вопрос о его планировании и перераспределении, а также создании эффективного механизма, ограничивающего влияние внешних условий на бюджет и экономику в целом.

При обсуждении проекта бюджета на 2002 г. продолжающийся рост цен на нефть на мировых рынках стимулировал дискуссии о создании Стабилизационного фонда (далее — Стабфонд) страны вместо финансового резерва. Концепция Стаб-фонда напоминает так называемые «норвежские фонды» (фонды будущих поколений), создающиеся странами-экспортерами ресурсов (в основном нефти) для финансирования развития экономики страны в будущем, когда ресурсы будут исчерпаны (таким образом, нынешнее поколение заботится о будущих).

В соответствии со ст. 96.1 п. 1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) «Стабилизационный фонд РФ — это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой».

Основная цель создания Стабфонда — снижение зависимости российской экономики от мировых цен на нефть и выполнение бюджетных обязательств при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры. Кроме того, создание Стабфонда подразумевало перенесение налоговой нагрузки с импортозамещающих на экспортоориентирован-ные отрасли.

Согласно ст. 96.3. БК РФ средства Стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае,

если накопленный объем средств Стабфонда превышает 500 млрд руб.

Осенью 2004 г. Минфином России совместно с Минэкономразвития России и заинтересованными федеральными министерствами были разработаны и представлены в Правительство РФ предложения о направлениях использования средств Стабфонда, накопленных сверх уровня, установленного бюджетным законодательством. В первоначальном варианте предполагалось ежегодно предусматривать в федеральном бюджете средства в сумме не менее 60 — 70 млрд руб. 2 для финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение.

На совещании у Председателя Правительства РФ в декабре 2004 г. было принято решение одобрить в целом предложение о финансировании инвестиционных проектов и представить в Правительство РФ в начале 2005 г. предложения о механизме использования средств, направляемых на финансирование инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Для успешной реализации общегосударственных инвестиционных проектов, по версии Минэкономразвития России, в основу концепции Инвестиционного фонда необходимо было заложить гибкость использования средств Фонда, а также накопительный характер и обеспечение многолетнего финансирования инвестиционных проектов, что обусловливало необходимость выведения процедуры использования средств в рамках Фонда за пределы ограничений, накладываемых бюджетным процессом. В апреле 2005 г. Минфин России снял концептуальные замечания и согласился на создание Инвестиционного фонда РФ для финансирования общегосударственных инвестиционных проектов.

В июне 2005 г. на заседании Правительства РФ Председатель Правительства РФ поручил Минэкономразвития России и Минфину России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить в Правительство РФ проект Положения об Инвестиционном фонде РФ. Уже в августе 2005 г. проект Положения был рассмотрен на заседании Правительства РФ, после чего проект был доработан и согласован с министерствами.

В итоге создание Инвестиционного фонда РФ в размере 69,7 млрд руб. было отражено в проекте

2 Данная сумма была рассчитана исходя из объема доходов, получаемых от увеличения базовой цены на нефть на 1 долл. США за один баррель.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД РФ

«Стабфонд при базовой

цене» минус «Стабфонд при базовой цене минус 1 долл.»

Неиспользованная в текущем финансовом году часть годового объема Фонда

Вывозная таможенная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

Сокращение расходов на обслуживание государственного внешнего долга России при досрочном погашении внешнего долга

Средняя цена на

нефть на мировых рынках

Объем экспортируемой нефти

Объем добычи нефти

Средняя цена на

нефть на мировых рынках

Средняя цена на нефть меньше 15долл./6ар. - динамика цен не влияет на объем Фонда

Средняя цена на нефть от 15 до 31 долл./бар. - динамика цен влияет на объем Фонда

Средняя цена на нефть больше 15 долл./бар. - устанавливается максимальная ставка таможенной пошлины в 4 долл./бар.

Поступления в Фонд прямо зависят от объемов добычи и экспорта нефти

Поступления в Фонд

прямо зависят от средней цены на нефть (если она больше 9 долл./бар.)

Рис. 1. Механизм формирования Инвестиционного фонда РФ после 2008 г.

закона о бюджете на 2006 г., а в сентябре-октябре 2005 г. после окончательного согласования и получения положительного заключения Минюста России проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации» был внесен в Правительство РФ для утверждения.

Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 23.11.2005 № 694) установлено, что источниками формирования Фонда являются:

■ расчетная разница между доходами федерального бюджета, формирующими Стабфонд при базовой цене на нефть сырую марки «Юралс» и при базовой цене на нефть сырую марки «Юралс», уменьшенной на 1 долл. США за баррель;

■ прогнозируемое сокращение расходов на обслуживание государственного внешнего долга России при досрочном погашении этого долга;

■ а также иные источники по решению Правительства РФ.

Механизм формирования Фонда в 2006 — 2007 гг. представлен на рис. 1. Благодаря досрочному погашению Российской Федерацией долга странам — членам Парижского клуба часть экономии

на процентных выплатах по внешнему долгу (7,7 млрд долл.) также попала в Инвестиционный фонд РФ. Таким образом, объем Фонда в 2007 г. с учетом досрочного погашения внешнего долга составил 110,6 млрд руб. (в том числе досрочное погашение

долга — 76,3 млрд руб.) 3.

При подготовке бюджета на 2008 — 2010гг. все острее становится вопрос снижения возможностей дальнейшего экстенсивного развития топливно-энергетического комплекса. Сильная зависимость бюджета от сырьевых ресурсов создает серьезные макроэкономические риски. Колебания налоговых доходов при изменении цен на мировых сырьевых рынках приводят к необходимости попеременно резко увеличивать и уменьшать бюджетные расходы, пересматривать налоговые ставки, либо проводить заимствования для замещения выпадающих доходов. В свою очередь непредсказуемость и изменчивость ключевых макроэкономических показателей, как показывает международный опыт, служит серьезным препятствием для инвестиций и экономического роста.

«Фонд будущих поколений — часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению, который формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; а также доходов от управления средствами Фонда будущих поколений» (ст. 96.10 БК РФ).

«Резервный фонд — часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых

3 В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.10. 2006 № 02-АЛ/2710.

Расходы:

- расходы бюджета;

Доходы:

- доходы бюджета (налог на прибыль, ЕСН, НДС, - ассигнования на импортные пошлины, Инвестиционный акцизы на импорт, прочие фонд поступления);

- нефтегазовый трансферт

- нефтегазовый трансферт;

- доходы от управления средствами Фонда будущих поколений;

- инвестиции на развитие

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД РФ

Рис. 2. Механизм формирования Инвестиционного фонда России

после 2008 г.

доходов для финансового обеспечения указанного трансферта» (ст. 96.9 БК РФ) 4.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 году» поставлена цель обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств. Для этого ставится задача разделения средств, которые резервируются в Стабфонде на резервную часть (в целях минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть) и ресурсы, сберегаемые для будущих поколений (в целях равномерного распределения доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов на протяжении периода их эксплуатации).

Создание Фонда будущих поколений предполагает их полное или частичное сбережение в периоды интенсивной эксплуатации недр и высоких цен на сырье и использование сбережений в периоды сокращения добычи или падения цен. Это позволяет поддерживать стабильный уровень государственных расходов и, тем самым, обеспечивает долгосрочную сбалансированную инвестиционную политику государства.

4 В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

В этой связи механизм формирования Инвестиционного фонда РФ также будет изменен. Предполагается, что Фонд с 2008 г., после распределения Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд будущих поколений, будет формироваться за счет средств Фонда будущих поколений и за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. (рис. 2).

В перспективном финансовом плане на 2008 и 2009 гг. предусмотрены следующие ассигнования на Инвестиционный фонд РФ: 104,2 млрд руб. (в том числе досрочное погашение долга — 73,2 млрд руб.) и 93,3 млрд руб. (в том числе досрочное погашение долга — 64,3 млрд руб.) по годам соответственно5.

Предельный объем Фонда — объем средств, предусмотренных в перспективном финансовом плане Российской Федерации6, в пределах которых могут приниматься обязательства по реализации инвестиционных проектов, составляет, таким образом, за 2006 — 2009 гг. — 377,9 млрд руб.

В основу функционирования Фонда положены следующие принципы:

■ строгое соответствие установленным качественным и количественным критериям отбора;

■ безубыточность инвестиционных проектов;

■ равные условия доступа инициаторов инвестиционных проектов к процедуре предоставления господдержки;

■ справедливое разделение рисков государства и частного сектора;

■ сбалансированность государственных и частных интересов;

■ соблюдение условий добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства. Реализацию принципов Фонда призваны обеспечить следующие его особенности:

■ гибкость использования средств в течение года, т. е. возможность начала реализации проекта в любой момент независимо от ограничений, накладываемых бюджетным процессом;

5 В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 11.10.2006 № 02-АЛ/2710.

6 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2006 № 1860-р «О перспективном финансовом плане на 2007-2009 гг.»

■ накопительный характер Фонда, т. е. возможность переносить на следующий год неиспользованные средства Фонда;

■ обеспечение многолетней государственной поддержки проектов.

Государственная поддержка предоставляется в формах:

■ софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации;

■ направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

■ предоставления государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показал опыт работы с заявками на предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда, наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов пользуется форма поддержки в виде софинанси-рования на договорных условиях — порядка 85 % поступивших заявок. Это означает, что по большинству инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры, стимулируя при этом масштабные инвестиции со стороны частного сектора.

В отношении инвестиционных проектов, представляемых в Минэкономразвития России для осуществления государственной поддержки, существуют ограничения, установленные положением об Инвестиционном фонде РФ: ^ государственная поддержка не предоставляется в текущем году для реализации инвестиционных проектов, ассигнования на осуществление которых предусмотрены в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках реализации других программ, проектов или мероприятий; ^ срок предоставления государственной поддержки не должен превышать 5 лет. Коммерческие организации, желающие участвовать в реализации инвестиционного проекта: ^ должны документально подтвердить наличие собственных средств и привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в установленном размере; ^ должны выполнять текущие обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации;

не должны находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и иметь ограни-

чении в осуществлении соответствующего вида деятельности; S не должны иметь просроченной кредиторской задолженности и убытков в течение последних 3 лет;

S инвестиционные проекты должны соответствовать набору критериев, установленных в «Методике расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (совместный приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 23.05.2006 № 139/82н)» (далее — Методика). В соответствии с Методикой отбор инвестиционных проектов производится на основе качественных и количественных критериев эффективности.

1. К качественным критериям относятся:

а) наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность к участию в инвестиционном проекте;

б) соответствие решаемой задачи при реализации инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством РФ;

в) наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

г) обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;

д) соответствие сметной стоимости инвестиционных проектов минимальной стоимости инвестиционного проекта (5 млрд руб.), установленной для получения государственной поддержки;

е) наличие положительного заключения инвестиционного консультанта по инвестиционному проекту.

2. К количественным критериям относятся: 2.1. Критерии финансовой эффективности:

а) чистая приведенная стоимость (Net Present Value — NPV) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период — должна быть > 0, что означает выполнение принципа безубыточности проекта.

Под чистой приведенной стоимостью инвестиционного проекта понимаются приведенные к

моменту времени 0 с использованием средневзвешенной стоимости капитала (Weight Average Cost of Capital — WACC) прогнозные размеры свободных денежных потоков инвестиционного проекта в период (0, Т) и прав собственности на бизнес на момент времени Т. Применение критерия основано на расчете показателя NPV

т FCF NPV = FCF0 +£-—-CF-+

' 1 П (1+ WACC)

i=1

V

П (1+ WACC)

t=1

где FCFt — свободный денежный поток в периоде t;

FCF0 — свободный денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта;

WACCt — средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект, на начало периода t, в годовом исчислении;

VT — оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления инвестиционного проекта на момент времени T;

T — момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования свободных денежных потоков инвестиционного проекта.

б) при условии участия государства в реализации инвестиционного проекта внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return — IRR) должна быть больше средневзвешенной стоимости капитала проекта в целом.

Применение критерия внутренней нормы доходности основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:

NPV(IRR) = 0 о FCF0 + J

FCF

V

t!(1 + IRR) = 0.

(1 + 1ЯК)Т

В каждом периоде FCFt = OCFt + ICFt, где OCFt— операционный денежный поток инвестиционного проекта в периоде t, а ICFt — инвестиционный денежный поток в периоде t. Таким образом, оценка эффективности инвестиционного проекта предполагает для каждого периода ^ = 0,..., Т оценку операционного и инвестиционного денежных потоков инвестиционного проекта.

Средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный

проект, на начало периода t, — WACCt, — рассчитывается следующим образом:

WACC = r!

^ + rt

D

D + E dD+E'

где ге1 — средневзвешенная стоимость собственного капитала инвестиционного проекта7 на начало периода t,

г£ — средневзвешенная стоимость заемных источников капитала инвестиционного проекта на начало периода £

Е1 — величина собственного капитала на начало периода £

Dt — величина заемных источников капитала на начало периода t.

N.

ft = •=1

J (JE!)

N. '

НЕ

I=1

где N. — число инвесторов-участников инвестиционного проекта на начало периода t, t = 1... Т;

Е\ — чистая (за вычетом изъятий) сумма инвестиций, осуществленных г-м инвестором-участником на начало периода t с начала реализации инвестиционного проекта (сумма оплаченного уставного капитала, принадлежащего г-му инвестору-участнику на начало периода

. — требуемая г-м инвестором-участником доходность инвестиций на начало периода t.

К

Н (¿I *Ц)

Г, = !='

Nd

HD

i=1

где N — число кредиторов инвестиционного проекта на начало периода t, t = 1... Т;

Ц — чистая (за вычетом возврата) сумма кредитов, выданных г-м кредитором на начало периода t (сумма задолженности оператора инвестиционного проекта перед г-м кредитором на начало периода t);

¿1 — требуемая г-м кредитором процентная ставка по выданным кредитам на начало периода I

При этом по тем проектам, в рамках которых не предусматривается создание объектов, которые

7 Собственный капитал инвестиционного проекта включает в себя средства Фонда (за исключением случая предоставления государственной поддержки в форме государственных гарантий Российской Федерации). Требуемая доходность средств Фонда — г — определяется в соответствии с п. 3.2 Методики.

+

+

могут находиться только в федеральной собственности, внутренняя норма доходности без участия государства должна быть меньше средневзвешенной стоимости капитала инвесторов. Выполнение этого критерия позволяет обеспечить реализацию инвестиционных проектов, которые, с одной стороны, являются безубыточными, а с другой — могут быть реализованы частным сектором, поскольку являются экономически непривлекательными.

2.2. Критерий бюджетной эффективности:

Отношение дисконтированных налоговых поступлений и (или) экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией проекта, к суммарному объему планируемой государственной поддержки за счет Фонда, должно быть > 1.

В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности Р1•

I BCFt

PIb = t IF

1т1'

где 1т1Г — объем государственной поддержки за счет средств Фонда (в том числе предоставление государственных гарантий).

Дисконтированный бюджетный денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом в период I(ВСЕ.) определяется следующим образом:

BCFt =

TCFtdirect + TCF;ndirect + EBEt + Non Tax Re V/

(1 + r )t

tv^t T7 direct

где T Crt — прямой налоговый денежный поток периода t — обусловленные реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в федеральный бюджет в течение периода t напрямую от бизнеса инвестиционного проекта. Оценка данного показателя производится на основе данных производственной программы инвестиционного проекта, прогнозной структуры активов бизнеса проекта инвестиционного и действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в федеральный бюджет;

ту^ 77 indirect

T CFt — косвенный налоговый денежный поток периода t — обусловленные реализацией инвестиционного проекта налоговые поступления в федеральный бюджет в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками инвестиционного проекта. Оценка данного показателя производится с использованием данных об объемах макроэкономических эффектов, полученных при расчете экономической

эффективности инвестиционного проекта и действующего налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в федеральный бюджет;

ЕВЕ{ — экономия расходов федерального бюджета, возникающая в периоде I в результате реализации инвестиционного проекта.

Данная величина складывается из расходов, запланированных в федеральном бюджете, необходимость осуществления которых отпадет в случае реализации инвестиционного проекта. Оценка экономии расходов федерального бюджета производится на период бюджетного планирования (3 года) на основе данных инвестиционной и производственной программ инвестиционного проекта и одобренного Правительством РФ перспективного финансового плана.

В случае если реализация инвестиционного проекта повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, не покрываемые за счет средств Фонда, данный показатель уменьшается на величину дополнительных расходов. В случае если реализация инвестиционного проекта не повлечет ни дополнительных расходов, ни экономии расходов федерального бюджета, показатель ЕВЕ. принимается равным нулю.

NonTaxRevt — доходы от использования федерального имущества, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта. Данный показатель рассчитывается в зависимости от формы государственной поддержки следующим образом:

— при государственной поддержке в форме софинансирования — как сумма доходов федерального бюджета от эксплуатации создаваемых в рамках инвестиционного проекта объектов инфраструктуры в периоде I;

— при государственной поддержке в форме направления средств в уставные капиталы юридических лиц — как сумма дивидендов по акциям оператора инвестиционного проекта, находящимся в собственности государства, в периоде I;

При государственной поддержке в форме предоставления государственных гарантий показатель NonTaxRevt в расчете ВС¥1 не учитывается (принимается равным нулю).

При предоставлении государственной поддержки в форме направления средств в уставные капиталы юридических лиц и в форме софинан-сирования инвестиционный проект также должен обеспечить государству требуемую доходность на

вложение капитала из средств Фонда г .

г — требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда. Значение показателя г устанавливается Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России исходя из доходности средств Стабфонда, рассчитанной Минфином России в установленном порядке. На 2006 — 2007 гг. данный показатель равен 4 %.

Выполнение этого критерия означает, что бюджетные средства, затраченные на реализацию данного инвестиционного проекта, будут компенсированы в полном объеме.

2.3. Критерий экономической эффективности: Объем вклада в рост ВВП или ВРП не должен быть ниже определенного предельного значения (0,01 %). Данный критерий позволяет отбирать инвестиционные проекты, имеющие значимый макроэкономический эффект.

В составе макроэкономических эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, выделяют прямой и косвенный макроэкономические эффекты.

Прямой макроэкономический эффект (ПМЭ) от реализации инвестиционного проекта оценивается как объем ВВП, обусловленный непосредственным влиянием реализуемого инвестиционного проекта на формирование показателей по счету использования ВВП: объема валового накопления, поставок на внутренний рынок потребительских товаров и услуг, экспорта и импорта.

Оценка прямого макроэкономического эффекта от реализации инвестиционного проекта в периоде 1 осуществляется по формуле:

ПМЭ = ВВПип = ИОКип + Вип t - (Ииокип t +Иип Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ВВПип — объем ВВП в году t, прямо связанный с реализацией инвестиционного проекта;

ИОКип — объем инвестиций в основной капитал, планируемый в рамках инвестиционной программы инвестиционного проекта в году t. Данный показатель рассчитывается для объектов, вводимых в эксплуатацию в течение расчетного периода;

Вип — стоимость товарной продукции инвестиционного проекта, производимой на созданных объектах инвестиционного проекта (оцененная в ценах покупателей) в году £

ИиокиЛ — расходы на закупки импортной продукции для реализации инвестиционной программы инвестиционного проекта в году £

ИхиЛ — расходы на закупки импортных товаров, предназначенных для использования в производственной программе инвестиционного проекта в году t.

При расчете ПМЭt используется допущение, что в краткосрочном периоде спрос на отечественную продукцию, порождаемый инвестиционной и производственной программами инвестиционного проекта, может быть удовлетворен за счет имеющихся ресурсов отечественных производителей.

Прямой макроэкономический эффект инвестиционного проекта оценивается для каждого года прогнозного периода. Оценка строится в текущих ценах соответствующего года (ПМЭ^ и в сопоставимых ценах предыдущего года (ПМЭ^).

Перевод ПМЭt в сопоставимые цены предыдущего года осуществляется поэлементно прямым счетом.

ПМЭс = (ИОКип — Ииокип) / Иди +Н^в, рв] 0 — „ +

+ ъщ^—у—ъш^—1)) V 1Л

где Иди — индекс цен на инвестиции в основной капитал, задаваемый в Прогнозе для года £

Ив. — объем продукции инвестиционного проекта видау, реализуемой на внутреннем рынке в году t в натуральном выражении;

Мэ„ — объем продукции инвестиционного проекта вида у, реализуемой на экспорт в году t в натуральном выражении;

Ми — объем закупок импортной продукции вида у в натуральном выражении в году t для нужд производственной программы инвестиционного проекта;

Рву. _ 1) — внутренние цены покупателей на продукцию вида у в году (t — 1);

Рэ. (t_1)—контрактные цены на экспортируемую продукцию вида у в году (М) (оценка в долларах США);

Ри((-)) — контрактные цены на импортируемую продукцию вида у в году (t-1) (оценка в долларах США);

k(t_1) — среднегодовой курс доллара США к российскому рублю в году (М).

Косвенный макроэкономический эффект (КМЭ) — дополнительные доходы, образующиеся в экономике под влиянием использования прямых (входящих в состав ПМЭ) доходов участников хозяйственной деятельности (населения, предприятий, государства) на покупки российских потребительских и инвестиционных товаров и услуг.

КМЭ оценивается как объем ВВП, формирующийся под влиянием мультипликатора дохода в процессе использования денежных средств, полученных субъектами экономики в рамках прямого макроэкономического эффекта (за вычетом выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам проекта), на приобретение отечественных товаров и услуг.

Формула расчета КМЭ имеет следующий общий вид:

КМЭ, = (ПМЭ, - Зк,) М, к1 + (ПМЭ ((-1) - Зк ((-1))

М (,-1) к2 + (ПМЭ (,-2) - Зк (,-2)) М (--2) k3,

при этом

КМЭ1 = (ПМЭ1 - Зк1) М1 к1;

КМЭ2 = (ПМЭ2 - Зк2) М2 к1 + + (ПМЭ1 - Зк1) 1М1к2, где ПМЭ( - результаты расчета годовых объемов ПМЭ в текущих ценах соответствующего года;

Зк( - объем выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам инвестиционного проекта в соответствующем году;

к1, к2, к3 - коэффициенты, характеризующие распределение объемов КМЭ, связанного с ПМЭ расчетного года, во времени с учетом скорости оборота денег в экономике (к+к2+к3=1).

М( - оценки годовых значений мультипликатора дохода, формирующиеся на основе данных Прогноза. Мультипликатор дохода М является индикатором, характеризующим способность каждой единицы полученного дохода формировать дополнительный доход в экономике.

Мг. = т/ (1 - т), где т1 - коэффициент возвратности дохода в периоде (.

Значения коэффициента возвратности дохода т1 устанавливаются на прогнозный период Минэкономразвития России на основе данных Прогноза с учетом прогнозируемого изменения импортозависимости экономики, склонности субъектов хозяйствования к инвестированию в отечественное производство, динамики доходов населения и бюджетной системы и их расходов на оплату товаров и услуг. При расчете экономической эффективности используется действующий на момент расчета и опубликованный Минэкономразвития России прогноз коэффициентов возвратности дохода т.

Объем КМЭ( оценивается в текущих ценах прогнозных лет (КМЭ() и в сопоставимых ценах предыдущего года (КМЭс(). Перевод КМЭ( в сопоставимые цены предыдущего года осуществляется методом дефлятирования. В качестве индекса дефлятора используется средневзвешенное (с учетом прогнозных долей конечного потребления и валового накопления основного капитала в объеме ВВП) значение прогнозного индекса потребительских цен и индекса-дефлятора по инвестициям в основной капитал.

Совокупный макроэкономический эффект (СМЭ() от реализации инвестиционного проекта

оценивается как сумма прямого и косвенного макроэкономического эффекта, связанного с реализацией инвестиционного проекта, и характеризует объем ВВП, обусловленный реализацией инвестиционного проекта в периоде ( 8: СМЭ( = ПМЭ(+КМЭ(.

Годовой индекс экономической эффективности инвестиционного проекта Эг( характеризует влияние инвестиционного проекта на рост ВВП и оценивается по соотношению совокупного макроэкономического эффекта в ценах предыдущего года к объему ВВП предыдущего года, рассчитанного в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта:

Эг( = СМЭс( /ВВП((-1),

где ВВП((-1) - объем ВВП предыдущего года в текущих ценах в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта.

ВВП( = ВВП, - СМЭ(, где ВВП, - прогнозируемый объем ВВП периода ( в текущих ценах (на основе данных Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, представляемых Минэкономразвития России9).

Совокупный макроэкономический эффект в ценах предыдущего года СМЭс, рассчитывается как сумма прямого и косвенного макроэкономических эффектов, оцененных в сопоставимых ценах предыдущего года.

В качестве основного показателя экономической эффективности инвестиционного проекта используется интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта Эр характеризующий часть суммарного за все годы расчетного периода прогнозируемого реального объема ВВП экономики, которая может быть обеспечена реализацией инвестиционного проекта. Интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта рассчитывается как соотношение суммы годовых реальных

8 В дальнейшем при условии разработки и утверждения соответствующей методики в составе СМЭ могут также учитываться долгосрочные инвестиционные макроэкономические эффекты, включающие производственные результаты от эксплуатации новых основных фондов, введенных за счет реинвестирования дохода, полученного предприятиями в рамках КМЭ, а также эффекты от снижения ресурсоемкости и повышения конкурентоспособности экономики в результате практического использования результатов реализации инвестиционных проектов.

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2010 гг.)».

объемов СМЭ и суммы годовых объемов ВВП, приведенных к сопоставимому виду с использованием индексов реальной динамики, оцениваемых в макроэкономическом прогнозе:

эт=100(ЭЛп V)/ Н Ш,

1=2 t=1 / ]=1 t=1

где t и у — индексы рассматриваемых лет прогнозного периода;

I — индекс экономического роста в периоде t по данным Прогноза;

I* — индекс экономического роста в периоде t при условии отказа от реализации инвестиционного проекта,

1% = ВВП- / ВВП-.1),

где ВВП^ — оценка ВВПAt в сопоставимых ценах предыдущего года, ВВП" = ВВП , — СМЭ t = ВВП „п I — СМЭ t.

ct ct ct (М) t ct

Инвестиционный проект признается соответствующим критерию экономической эффективности в случае, если подтвержденное значение интегрального индикатора экономической эффективности Эт превышает 0,01 %.

Отраслевое министерство

Заключение по инвестиционному проекту

* 1

Инициатор проекта Инвестиционный проект

1 1 а

Инвестиционный консультан

по инвестиционному проекту

МЭРиТ

Прием заявок

РосОЭЗ

Анализ заявок

i i

Инвестиционный консультант МЭРиТа

Заключение по п роекту

Инвестор-партнер

(в части финансирования объектов частной собственности)

Рис. 3. Процедура отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ

Процедура отбора инвестиционных проектов включает в себя несколько этапов (рис. 3). До внесения заявки в Минэкономразвития России инициаторы инвестиционных проектов должны получить положительные заключения:

• от Главгосэкспертизы России;

• инвестиционного консультанта, который должен соответствовать установленным критериям (критерий профессионализма, критерий опыта работы на российском рынке и критерий финансовой устойчивости);

• федерального министерства, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Сформированный комплект документов инициатор представляет в Минэкономразвития России согласно приказам Минэкономразвития России от 03.02.2006 № 28 (о сроках приема документов на участие в отборе) и от 09.06.2006 № 153 (о проведении отбора на бессрочной основе).

Полученные в рамках отбора заявки передаются Минэкономразвития России в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) для анализа и подготовки заключений в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 25.04.2006 № 239.

РосОЭЗ производит проверку комплектности представленного пакета документов (п. 28 Положения), соблюдения ограничений, установленных п. 31 Положения, соответствия качественным и количественным критериям отбора инвестиционных проектов (п. 21, 22 Положения). Для оценки эффективности инвестиционных проектов в соответствии с количественными критериями привлекается инвестиционный консультант, выбранный Минэкономразвития России в соответствии с требованиями п. 23 — 25 Положения.

Инвестиционная комиссия

Отбор инвестиционных проектов

П равител ьственная комиссия

Отбор инвестиционных проектов

Правительство

Российской Федерации

Распоряжение об утверждении перечня и паспортов инвестиционных проектов

Ответственны й исполнитель

(в части финансирования объектов федеральной собственности)

Критерии отбора инвестиционных консультантов представлены в табл. 1.

Следует отметить, что кредитный рейтинг инвестиционного консультанта (не ниже АА-) значительно выше, чем суверенный рейтинг Российской Федерации (BBB+). Динамика роста суверенного рейтинга Российской Федерации в соответствии с методологиями Standard and Poor's, Moody's и Fitch представлена в табл. 2.

Проекты, соответствующие установленным критериям, далее рассматриваются Инвестиционной комиссией по отбору инвестиционных проектов, действующей на основании приказа Минэкономразвития России от 10.03.2006 № 61. Инвестиционная комиссия производит отбор инвестиционных проектов, в результате которого оформляются: протокол

заседания Инвестиционной комиссии, паспорт инвестиционного проекта, проект инвестиционного соглашения, которые в 10-дневный срок представляются на рассмотрение Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.

Правительственная комиссия действует на основании Положения о Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 № 695. Правительственная комиссия рассматривает перечень инвестиционных проектов и принимает решение о предоставлении государственной поддержки либо решение об отказе в предоставлении государственной поддержки (п. 36 Положения).

Таблица 1

критерии отбора инвестиционных консультантов

критерии отбора пример

Профессионализм

1. Инвестиционный консультант должен быть консультантом (организа- Lloyds TSB

тором выпуска ценных бумаг, андеррайтером, консультантом в сделках по Citigroup

слиянию и поглощению): UBS AG

^ для консультанта, выбираемого инициатором проекта - проектов общей BNP Paribas

суммой свыше 5 млрд долл., в течение последних 7 лет Credit Lyonnais

^ для консультанта, выбираемого МЭРиТ - проектов общей суммой свыше HSBC Holdings

10 млрд долл., в течение последних 5 лет ING Barings

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Societe Generale

Goldman Sachs group

Credit Suisse First Boston

Deutsche Bank

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Standart Bank National Association

ABN Amro

Финансовая устойчивость

2. Инвестиционный консультант в течение последних 2 лет должен иметь AAA

рейтинг: Lloyds TSB

^ для консультанта, выбираемого инициатором проекта — не более, чем aa+

на четыре уровня ниже рейтинга высшего уровня (ААА) Citigroup

^ для консультанта, выбираемого МЭРиТ — не более, чем на три уровня UBS AG

ниже рейтинга высшего уровня (ААА) AA

BNP Paribas

Credit Lyonnais

HSBC Holdings

ING Barings

Societe Generale

AA-

Goldman Sachs group

Credit Suisse First Boston

Deutsche Bank

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Standart Bank National Association

ABN Amro

Окончание табл. 1

критерии отбора Пример

Опыт работы на российском рынке

3. Консультант должен иметь опыт работы на российском рынке не менее, более 2G лет

чем 5лет Societe Generale

Deutsche Bank

от 1G до 2G лет

Citigroup

Credit Lyonnais

ING Barings

Credit Suisse First Boston

Morgan Stanley

ABN Amro

от 5 до 1G лет

Lloyds TSB

UBS AG

BNP Paribas

HSBC Holdings

Goldman Sachs group

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Standart Bank National Association

Таблица 2

Рост суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации

Рейтинговые агентства 2GGG г. 2GG1 г. 2GG2 г. 2GG3 г. 2GG4 г. 2GG5 г. 2GG6 г.

Standard and Poor's B- B+ BB BB BB+ BBB BBB+

Moody's B2 Ba3 Ba2 Baa3 Baa3 Baa1 Baa2

Fitch B B+ BB- BB+ BBB- BBB BBB+

Проекты, отобранные Правительственной комиссией, в недельный срок с даты проведения заседания Правительственной комиссии включаются в перечень инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки за счет средств Фонда (п. 37 Положения). Правительство РФ (путем издания соответствующего распоряжения) утверждает перечень инвестиционных проектов и их паспорта не позднее, чем в 30-дневный срок после их представления (п. 38 Положения).

Утвержденный Правительством РФ перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем (от имени Правительства РФ) и инвестором.

В рамках отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, в Минэкономразвития России в 2006 — 2007 гг. поступило свыше 60 заявок. Общая стоимость инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации с привлечением средств Фонда, составила 2,3 трлн руб., а запрашиваемый объем государственной поддержки — 765 млрд руб. (рис. 4).

Из всего списка 43 % инвестиционных проектов относятся к транспортной отрасли, 14 % — к

отрасли энергетики, 17 % заявок представляют промышленность, еще 11 % — ЖКХ, 6 % от всех проектов направлены на развитие сельского хозяйства, 9 % проектов представлены другими отраслями народного хозяйства.

За 2006 — 2007 гг. проведено:

• семь заседаний Инвестиционной комиссии, где рассмотрено 19 инвестиционных проектов, 16 из них одобрены, 2 — отклонены, 1 проект одобрен с замечаниями;

• четыре заседания Правительственной комиссии, на которых рассмотрены и одобрены 12 проектов.

В процессе реализации всех инвестиционных проектов будут созданы новые рабочие места, произведены дополнительные налоговые отчисления в бюджеты. Основные параметры утвержденных инвестиционных проектов представлены в табл. 3.

Одобренные проекты условно можно разделить на 2 группы:

■ проекты, направленные на промышленное развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых;

■ «дорожные» проекты, направленные на повышение качества транспортных услуг, устранение инфраструктурных ограничений для развития

Промышленность 17%

Энергетика 14%

ЖКХ 11%

Транспорт 43%

рис. 4. Распределение инвестиционных проектов по отраслям

экономики, укрепление межрегиональных

связей, повышение мобильности населения.

Проекты, направленные на развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых, следующие:

1. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», предложенный ОАО «Корпорация развития Красноярского края». Этот проект является первым в стране сложно структурированным проектом по созданию нового промышленного района. Инвестиции в развитие инфраструктуры существенно увеличат эффективность использования ресурсного потенциала региона. Благодаря реализации проекта валовой региональный продукт Красноярского края увеличится на 50 %.

2. Инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». Благодаря созданию транспортной инфраструктуры на юго-востоке Читинской области будут построены 5 горнообогатительных комбинатов, освоены новые месторождения минеральных ресурсов, будет удвоен внутренний валовой продукт Читинской области.

3. Инвестиционный проект «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске», инициатором которого является открытое акционерное общество «Татнефть». В рамках проекта планируется создать новый кластер нефтехимической промышленности, что даст толчок для диверсификации экономики, создания производств товаров с высокой добавленной стоимостью. Благодаря переработке тяжелой высокосернистой нефти будет серьезно повышено качество российской нефти в экспортных трубопроводах.

4. Инвестиционный проект «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино», инициатором которого выступила «Енисейская промышленная компания». Благодаря строительству

460-километровой железнодорожной линии, соединяющей Кызыл в республике Тыва со станцией Курагино на Транссибирской магистрали, будет освоено Элегестское месторождение коксующегося угля, которое позволит добывать уголь двух высококачественных сортов - коксующегося угля («К») и угля марки «Ж» («жирный уголь»), и построены два угольно-обогатительных завода вблизи шахт. Железная дорога позволит провозить до 15 млн т грузов в год. Бюджет республики Тыва перестанет быть дотационным, так как на каждый 1 руб. вложенных государством средств в казну по всем видам налога вернутся 2,8 руб., к 2015 г валовой региональный продукт составит более 55 млрд руб.

5. Инвестиционный проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». В данном проекте предполагается использование средств Ростовской области и г. Ростова-на-Дону. Основной целью проекта является развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения ростовской агломерации, повышение качества услуг по водоснабжению и канализации, снижение негативного воздействия на бассейн Дона, Азовского и Черного морей. Реализация данного проекта также позволит построить жилье более чем для 400 тыс. человек, что отвечает основным задачам Национального приоритетного проекта «Доступное жилье».

6. Инвестиционный проект «Строительство и последующая эксплуатация Многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в Морском торговом порту Усть-Луга» позволит перегружать накатные (в том числе новые легковые автомобили), контейнерные, генеральные, рефрижераторные, лесные (в том числе круглый лес, пиломатериалы, топливные гранулы) грузы.

7. Инвестиционный проект «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки», инициатором которого выступило ОАО «Российские железные дороги», позволит повысить доходность и конкурентоспособность пассажирских перевозок на участке Санкт-Петербург - Хельсинки за счет увеличения скоростей движения пассажирских поездов, для чего потребуется вынос грузового движения на направление Ручьи - Петяярви -Каменогорск - Выборг, а также обеспечение качества и безопасности перевозок по железной дороге.

Таблица 3

Основные параметры утвержденных инвестиционных проектов (млрд руб.)

Название проекта Общая стоимость Фонд Доля Фонда в проекте (%) Рабочие места (чел.)10 Поступления в бюджет

Комплексное развитие Нижнего Приангарья 213,9 34,2 16 12 650 120

Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области 167,7 48,3 29 70 000 70

Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске 130,3 16,5 13 33 000 103

Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино 131,6 49,3 37 23 800 50

Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростов-на-Дону и юго-запада Ростовской области 22,1 4,4 20 1 740 13

Многопрофильный перегрузочный комплекс ЮГ-2 в Морском торговом порту Усть-Луга 8,4 2,1 25 700 8

Строительство платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге 99,9 32,1 32 3 000 40

Строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в г. Санкт-Петербурге 31,7 10,3 33 10 500 13

Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск 17,3 10,0 58 2 000 14,2

Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки 74,8 26,2 35 13 500 31,8

Строительство скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 54,9 25,8 47 7 500 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка проектно-сметной документации для строительства «Скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 58 — км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» 10,8 10,8 100 н/д н/д

Разработка проектной документации инвестиционного проекта по строительству платной автодороги «Краснодар — Абинск — Кабардинка» 117,5 38,1 32 9 000 43

Разработка проектной документации автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 — км 117 и км 330 — км 464 25,6 14,0 59 2 000 15,2

Разработка проектной документации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» 6,5 4,9 75 70 000 537

Разработка проектно-сметной документации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» 8,8 6,6 75 31 800 33

8. Разработка проектно-сметной документации по инвестиционному проекту «Урал Промышленный — Урал Полярный», инициатором которого является ОАО «Корпорация Урал Полярный—Урал Промышленный», позволит в дальнейшем реализовать и усовершенствовать транспортную инфраструктуру Урала, Сибири и северных территорий с созданием новых магистральных коридоров, повысить конкурентоспособность и снизить риски импортозависимости промышленного производства в стране.

Проект предполагает строительство железной дороги «Полуночное — Обское», «Обская — Бованен-ко», «Салехард — Надым», автомобильной дороги «Агириш — Салехард»; электростанций (Ноябрьская ПГЭС, Северо-Сосьвинская ГРЭС, Тарко-Салин-

10 По данным инициаторов инвестиционных проектов.

ская ГРЭС, Игримская ГРЭС); высоковольтных линий электропередач, а также разработку месторождений угля, руд черных металлов, цветных металлов, нерудных полезных ископаемых.

9. Разработка проектно-сметной документации по инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии», инициатором которого является ОАО «Комплексное развитие Южной Якутии», позволит создать условия для формирования на Дальнем Востоке России — в Республике Саха (Якутия) — нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств (гарантированных потребителей электроэнергии), преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд и др.).

Ряд проектов, отобранных Правительственной комиссией, планируется реализовать в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом такой схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и/или создание государственного имущества:

1. В результате реализации инвестиционного проекта «Строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербурге» будет обеспечен скоростной выход Санкт-Петербургского транспортного узла к сети федеральных автодорог, что даст качественный толчок для развития Санкт-Петербургского морского порта, соединит Васильевский остров с другими районами Санкт-Петербурга. В финансировании данного проекта примет участие г. Санкт-Петербург.

2. Проект «Строительство Орловского тоннеля под р. Невой в г. Санкт-Петребурге», который будет реализован в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях», соединит в круглосуточном режиме две части Санкт-Петербурга, существенно увеличит время прохода транспорта по Неве и позволит увеличить грузопоток по ВолгоДонскому водному пути. В данном проекте также одной из сторон, финансирующих проект, является г. Санкт-Петербург.

3. Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва -Минск позволит решить транспортные проблемы в западной части Московской области и увеличит грузопоток со странами Европы.

4. Проектируемая автомобильная дорога «Краснодар - Абинск - Кабардинка» примыкает к магистрали М-4 «Дон» и является ее дублером. Ввод в эксплуатацию дороги обеспечит сокращение протяженности федеральной автомагистрали М-4 «Дон» на участке Краснодар - Новороссийск на 53 км, а также перенесет транзитное движение, проходящее по уличной сети городов, за пределы городской черты. В частности, в рамках проекта будет спроектирован западный обход г. Краснодара протяженностью 36 км, который позволит полностью перенести транзитное движение с улиц города.

5. Реализация данного инвестиционного проекта необходима для решения ряда важнейших задач в области транспорта. Автомобильная дорога М-4 «Дон», функционирующая на концессионной основе, поз-

волит создать в Московской и Липецкой областях современную дорожную инфраструктуру, интегрированную в международный транспортный коридор «Север - Юг», а также повысить безопасность дорожного движения на трассе М-4 «Дон», которая характеризуется высоким уровнем аварийности.

6. Реализация проекта «Строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58» позволит создать скоростной подход к аэропорту Шереметьево, серьезно сократить поток автомашин в 104 населенных пунктах, что существенно повлияет на безопасность движения, экологическую обстановку и позволит сократить транспортные расходы.

7. Инвестиционный проект «Разработка про-ектно-сметной документации для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» предполагает создание современной скоростной автодорожной инфраструктуры, интегрированной в международный транспортный коридор «Север-Юг» (маршрут «Финляндия - Санкт-Петербург - Москва»). По автомагистрали будут осуществляться международные, межрегиональные и внутрирегиональные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны.

Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов - как инвестиционной, так и операционной. В результате выигрывают в первую очередь потребители в связи с реальным повышением качества предоставляемых услуг.

Все внесенные на рассмотрение и одобренные инвестиционные проекты строго соответствуют критериям отбора и приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу.

Механизм, заложенный в основу функционирования Фонда, позволяет на рубль государственных инвестиций привлекать несколько рублей частных инвестиций, а отдача в виде дополнительных налогов многократно превышает вложения государства. Таким образом, Инвестиционный фонд Российской Федерации является своевременным и эффективным инструментом государственной инвестиционной политики, позволяющим государству комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.