Научная статья на тему 'Инвестиционный фактор устойчивого развития экономики региона'

Инвестиционный фактор устойчивого развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанов Ильдар Финатович

В работе рассмотрен инвестиционный фактор устойчивого развития региона, даны предложения по повышению инвестиционной активности в регионах путем проведения региональной политики, направленной на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности, улучшения экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGION ECONOMY

The investment factor of sustainable development of a region is considered. The author gives the proposal of increasing investment activities in regions via the realization of regional policy oriented to increasing of business and professional activities of the public by creating of positive environment for different kinds of entrepreneurial business and improving of economic development of a region.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный фактор устойчивого развития экономики региона»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

УДК 332

Ильдар Финатович Хасанов,

к.э.н, докторант кафедры инновационной экономики ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»

Тел. 8 (3472) 925-250, Эл. почта: Iaufa@rol.ru

В работе рассмотрен инвестиционный фактор устойчивого развития региона, даны предложения по повышению инвестиционной активности в регионах путем проведения региональной политики, направленной на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности, улучшения экономического развития региона.

Ключевые слова: регион, политика, инвестиции, устойчивое развитие, стратегия.

Ildar F. Khasanov,

Doctorate in Economics, Ph.D. candidate, the Department of Innovation Economy Bashkir Academy of Public Administration and Management under the President of the Republic of Bashkortostan Tel.: +7(347) 292 52 50, E-mail: Iaufa@rol.ru

THE INVESTMENT FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGION ECONOMY

The investment factor of sustainable development of a region is considered. The author gives the proposal of increasing investment activities in regions via the realization of regional policy oriented to increasing of business and professional activities of the public by creating of positive environment for different kinds of entrepreneurial business and improving of economic development of a region.

Keywords: region, politics, investment, sustainable development, strategy.

1. Введение

Развитие любой экономической системы, в том числе региональной, представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как саморазвитие региона.

Устранение одних противоречий приводит к возникновению следующих, этот процесс бесконечен до тех пор, пока существует хозяйственная деятельность. Данные закономерности присущи любому уровню системы, поскольку хозяйственная деятельность возникает и функционирует в качестве способа разрешения различных производственных противоречий. Она осуществляется тогда, когда или итог этой хозяйственной деятельности окажется необходимым средством для разрешения возникающих противоречий, которые должны уравновешивать друг друга, поскольку в противном случае накопление неразрешенных противоречий приведет к разрушению системы. В этом, по мнению ряда исследователей, и есть экономическая основа устойчивого развития экономики.

Противоречия являются разрешенными, когда приходят в равновесие противоположности и закономерности, его определяющие. Следовательно, оптимальным для противоречия является стадия его разрешения за счёт достижения устойчивого состояния, при котором система получает максимально эффективный результат, при этом вся масса присущих противоречий не может одновременно находиться в состоянии равновесия. Этот процесс непрерывный и когда одни из них только зарождаются, другие находятся в стадии формирования, проявляясь в виде различий, третьи уже разрешаются, достигнув равновесия, четвертые воспроизводятся в новом качестве.

При неустойчивом равновесии незначительного внутреннего или внешнего воздействия достаточно для того, чтобы общее равновесие не только было нарушено, но уже и не восстановилось.

Возникшее неустойчивое равновесие сможет стать устойчивым, при условии совпадения с общей тенденцией развития системы, в противном же случае оно так и останется неустойчивым и, может не сохраниться и даже разрушиться.

Отсюда можно заключить, что устойчивость и развитие вовсе не противоречат друг другу «устойчивость - это сохранение неких инвариантов, того, что Ге -гель и Аристотель называли качеством системы. Чтобы сохранить инварианты, надо сдерживать силы, которые их разрушают, определять границы безопасного действия этих сил, пороги, за которыми возникают реальные угрозы» [1].

Динамическая устойчивость экономической системы заключается в ее способности развиваться и быть одновременно устойчивой и изменчивой. При этом параметры устойчивости как позитивной динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик.

Урсул А. Д., Романович А. Л. подчеркивают, что «устойчивое развитие имманентно связано с проблемой безопасности. Это процесс, обеспечивающий длительное (непрерывное) социально-экономическое развитие как настоящих, так и будущих поколений при высокой степени безопасности социоприродных систем» [2].

Устойчивость и безопасность не надо противопоставлять «устойчивому развитию - это не только системное единство экономических, социальных и иных видов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности» [3 ].

В процессе функционирования системы, достигается главный результат - воспроизводится экономическая устойчивость, что предполагает не только сохранение уже сложившегося ее уровня, но и достижение состояния устойчивого экономического развития на более высоком уровне.

2. Региональный аспект устойчивого развития

На основании изложенного категорию «устойчивое экономическое развитие», предполагается понимать как совокупность социальных, экономических, политических и других взаимосвязанных процессов, позволяющих увеличивать потенциал региона с целью удовлетворения потребностей населения. Другими словами, устойчивое экономическое развитие региона - это целенаправленный процесс

наращивания потенциала региональной системы за счет поддержания ее динамического равновесия, мотивации хозяйственных субъектов к расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности и, с учётом этого, повышению уровня жизни населения. Выделяются несколько уровней устойчивого экономического развития: глобальный, национальный, региональный, отраслевой, производственный и личностный.

Мы рассматриваем устойчивость региональной экономики как способность противостоять внешним и внутренним воздействиям, сохранять стабильное равновесие, надежность и способность саморазвиваться в течение времени. Стабильное равновесие можно определить как способность системы выполнять свойственные ей функции при условии соблюдения целостности системы и финансовой устойчивости ее элементов, при обеспечении соответствующей надежности, которая является одной из важных характеристик устойчивости экономики региона как системы.

Региональная система, исходя из объективной реальности экономических законов, развивается циклически, основываясь на переходе из одного состояния в другое и, как известно, на хозяйственную систему региона в процессе ее функционирования постоянно воздействуют изменения внутренней и внешней среды.

К внутренним экономическим флуктуациям можно отнести изменения доходов, спроса, предложения, цен, инвестиций, инноваций, условий кредитования, производства новых товаров, курсов акций, возникновение или банкротство фирм, осуществление проектов, рост или снижение конкуренции, а также изменения информационных потоков и др.

До определенной степени региональная экономика может нейтрализо-вывать, «гасить» флуктуации различного характера, чему способствует устойчивость ее структуры в эволюционный период, в первую очередь устойчивость экономических институтов.

В принципе влияют на экономику, воспроизводство не сами флуктуации, как утверждает ряд исследователей, а динамика факторов-ресурсов, которая порождается флуктуациями.

К сожалению можно констатировать, что концепция устойчивого развития региона пока недостаточно раз-

вита и обоснована. В региональной экономике практически отсутствуют устойчивые и эффективные стратегии развития, а реализуемые стратегии, слабо адаптированы к реальным условиям состояния экономики регионов. Это ведёт к необходимости поиска эффективных путей экономических решений для разработки стратегии развития экономических систем разного уровня, в частности, региональных, способных обеспечить стабильное поступательное развитие социально-экономической системы с учётом реальных ресурсов с минимальными затрата-ми и рисками.

Требование устойчивого развития приводит к необходимости разработки теории и методологии экономической устойчивости, расчётов критериев и пороговых значений социально-экономических показателей, определяющих границы эффективного, безопасного и устойчивого развития экономических систем региона.

Опыт показывает, что в России и ее регионах может быть выработана и реализована модель экономического развития, которая способна учесть природно-климатические, ресурсные, национальные, этнические, культурные и другие особенности регионов. Такая модель экономического развития может обеспечить стабильное развитие экономических субъектов, защиту экономические интересов региона, способствовать решению повышения уровня жизни населения.

Модель регионального управления должна базироваться на следующих принципах:

- комплексности, то есть необходимости анализа всех сторон объекта исследования (территориальной, социальной и др. составляющих);

- системности, то есть учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента системы более высокого уровня;

- приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения, поддержания нормальных условий его существования;

- приемлемого риска, то есть выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций;

- рассмотрения задач развития отдельных территорий в рамках задач в

целом, при этом за основу принимаются проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, применимые к уровню Российской Федерации [4].

Устойчивое развитие экономики региона требует создания эффективных механизмов и инструментов, через гибкую систему налогов, финансово-кредитной политики, использования методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, уровни доходов населения.

В последнее время в большинстве экономически развитых зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, в сторону его регионализации. Важнейшим элементом выступают взаимоотношения «центр - регион», которые во многом определяют направления региональной политики, использование эффективных инструментов и методов управления. В основе этого процесса формируется научно-методологическая база экономических отношений федерализма, ко -торые базируется на двух основополагающих принципах - субсидиарности, предполагающего принятие решений наиболее компетентной инстанцией, и фискальной эквивалентности, базируется на эффективном использовании финансовых ресурсов (налоговых поступлений). Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике [5].

Анализ деятельности ведущих стран мира позволяет выявить сходство элементов управления развитием регионов. Так, ключевыми принципами управления региональным развитием большинства стран являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях государства и комплексное использование национальной территории.

Отличительной чертой мирового

№6, 2011

92

опыта является усиление региональной составляющей, регионы получают большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.

Так по проблемам окружающей среды модель экологически устойчивого развития, как правило, включает следующие компоненты:

- обеспечение качественного экономического роста, параметрами которого являются рост реального благосостояния, наращивание производственного и человеческого капитала;

- интеграция экологической и экономической политики, что дает новое понимание устойчивости. Она достигается за счет учета экологического фактора при принятии деловыми кругами тех или иных решений, постепенным внедрением в жизнь экологически идеальной индустриальной структуры, разработкой экологически чистых технологий:

- широкое использование экономических регулятивных инструментов в сферах ценообразования, налогообложения, внешней торговли и т. д.:

- обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений;

- первоочередной учет роли человеческого капитала, т. е. знаний и опыта, а также состояния здоровья и уровня жизни населения [5].

Таким образом, через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности, улучшения экономического развития региона. Результатом этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее депрессивных регионах. При этом целью управления развитием экономики является повышение эффективности использования промышленного потенциала региона, отвечающее целям общенационального благосостояния.

3. Инвестиционный аспект устойчивого развития экономики региона

Инвестиционная активность является основным фактором устойчивого развития региона, зависящим, прежде всего, от динамики развития экономических и финансовых процессов, соотношения спроса и предложения, от уровня монополизации ведущих отрас-

лей материального производства, наличия эффективных собственников, стратегических инвесторов и развитой деловой инфраструктуры.

Одним из главных направлений деятельности органов государственной власти в достижении устойчивого развития региона является коренное преобразование инвестиционной сферы экономики. На сегодняшний день снижение инвестиций в основной капитал не прекращается. Это свидетельствует о неадекватности макроэкономических преобразований, осуществляемых в стране, и проблемах организационно-экономического механизма инвестиционного процесса.

Инвестиционный кризис охватил большинство регионов страны, все сферы ее экономики, стал одной из главных причин замедления процесса стабилизации и устойчивого развития.

Появилась острая необходимость для России реформы инвестиционной сферы с целью формирования благоприятного для инвестиций климата.

В сегодняшних условиях такая проблема может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным воздействием государства на этот процесс на всех уровнях экономики.

Первостепенной является задача выработки эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, с одной стороны, и с другой - выявление точек взаимодействия участников инвестиционного процесса, более полного использования экономических стимулов.

Необходимы нетрадиционные источники инвестиций, в формировании которых значительная роль должна принадлежать самим регионам, внешним российским и зарубежным инвесторам.

Неравномерное региональное развитие РФ придает особое значение такой инвестиционной деятельности в регионах, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально-экономическими приоритетами. Разумеется, что от региона к региону такая деятельность не может быть строго идентичной. Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа различных, а иногда и диаметрально противоположных природно-географических, социально-экономических и других фак-

торов, присущих тем или иным регионам. В этой связи крайне важен выбор эффективного механизма регулирования инвестиционной деятельности регионе, которая в силу объективных (в первую очередь - географических) факторов занимает особое положение среди других регионов страны.

Анализ проблем привлечения инвестиционных средств в экономику РФ показал, что наибольшую трудность представляют:

- низкий инвестиционный рейтинг России;

- нестабильность российского рынка;

- несовершенство нормативной базы и действующей системы налогообложения;

- проблемы таможенного регулирования;

- преступность и коррупция;

- недостаточная развитость финансово-кредитной системы;

- нехватка квалифицированных кадров;

- недостаток современной связи;

- несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые проблемы;

- практическое отсутствие финансовых инструментов сопровождения инвестиций и убедительных для инвесто -ров финансовых схем;

- недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства и региона для защиты интересов инвестора;

- слабая экспертная база и подготовка технической документации;

- крайне сложное текущее состояние предприятий, в подавляющей массе находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;

- отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой, организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и российские компании, работающие на рынке капиталов.

4. Заключение

Таким образом, через региональ-

ную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой и профессиональной активности населения посредством создания благоприятной среды для различных видов предпринимательской деятельности, улучшения экономического развития региона. Результатом этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее депрессивных регионах. При этом целью управления развитием экономики является повышение эффективности использования промышленного потенциала региона, отвечающее целям общенационального благосостояния.

Активизация инвестиционных процессов в регионе неразрывно связана с федеральной инвестиционной политикой. Для стабилизации и подъема экономики, улучшения инвестиционного климата, способствующего притоку инвестиций, требуется принятие комплекса кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задач по привлечению инвестиций.

Улучшение инвестиционного климата напрямую связано с изменением факторов на трех основных уровнях.

Международный уровень:

- размеры и эффективность инвестиций;

- конъюнктура на сырьевых рынках;

- наличие спроса на новые виды продукции;

- наличие международных программ содействия.

Федеральный:

- нормативно-законодательная база;

- система гарантий для инвесторов;

- право репатриации прибыли;

- льготы по налогообложению;

- политическая и экономическая стабильность.

Субъект Федерации:

- система областных льгот и гарантий для инвесторов;

- наличие развитой инфраструктуры для осуществления приемлемого инвестиционного климата (сервис, телекоммуникации, банковская сеть, защита имущественных прав, личная безопасность и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие необходимых трудовых и других региональных ресурсов;

- наличие консалтинговых и инжиниринговых компаний, центров проектного финансирования, фондовых структур, информационных служб и других элементов деловой инфраструктуры.

Непременным условием роста инвестиционной активности должен быть реализованный комплекс мер по согласованию ценовых, кредитно-денежных и бюджетно-налоговых регуляторов с натурально-вещественной и технологической структурой производства. К сожалению, системных и целеустремленных сдвигов в реализации данного направления не происходит; по оценкам многих экспертов, инвестиционного подъема следует ожидать не ранее, чем через пять лет.

Для преодоления общего кризиса экономика региона остро нуждается в инвестициях. Главная проблема - это крайне ограниченный уровень внутренних накоплений, неспособность отечественных инвесторов компенсиро-

вать недостаток капиталовложений.

Литература

1. Данилов-Данильян В. Устойчивое развитие - проблема выживания человека / Человек, 2003, № 5. С. 57.

2. Урсул А. Д., Романович А. Л. безопасность и устойчивое развитие. - М., 2001. С. 23 .

3. Научная основа стратегии устойчивого развития Российская Федерация / Федеральное Собрание. Общ. ред. За-лиханов М.Ч., Матросов М.В. 2002. С. 207.

4. Кретинин В. А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Владимир. Собор. 2007. С. 251.

5. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2000. С. 435

References

1. Danilov-Danilyan B. Sustainable development - the problem of human survival / Man, 2003, № 5. P. 57.

2. Ursul AD, R. AL security and sustainable development. - M., 2001. P. 23.

3. The scientific basis for sustainable development strategies, the Russian Federation / Federal Assembly. Gen. Ed. Za-likhanov mp, Matrosov MV 2002. S. 207.

4. Kretinin VA Regional economics and management: the transition to sustainable development. Vladimir. Cathedral. 2007. S. 251.

5. Regional development: the experience of Russia and the European Union / Rook. Auth. call. and holes. Ed. AG Granberg. - Moscow: JSC "Publisher" Economy ", 2000. S. 435.

№6, 2011

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.