6. Почему скидки работают, и как настроить их для развития бизнеса [Электронный ресурс] // Selectel Электрон. дан. - М., 2010-2018. URL: https://vc.ru/6416-psy-sales (Дата обращения 27.09.2016)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виды скидок [Электронный ресурс] // Учебники онлайн Электрон. дан. - М., 2013-2018. URL: https://uchebnikionline.com/marketing/marketingova_t sinova_politika_-_oklander_ma/vidi_znizhok.htm (Дата обращения: 27.02.2018)
Как сделать клиента постоянным? [Электронный ресурс] // Безопасная онлайн система для легкого управления бизнеса Электрон. дан. -М., 2011-2018. URL: https://class365.ru/blog/kak-sdelat-klienta-postoyannym (Дата обращения 27.09.2016)
Народное мнение: как влияют скидки на решение покупателя? [Электронный ресурс] // Индикаторы рынка недвижимости Электрон. дан. -М., 2009. URL:
http s ://www. mvn. irn. ru/exclusive/9 8. html (Дата
обращения: 5.03.2018)
Скидки в формировании ценовой политики [Электронный ресурс] // Бизнес журнал Электрон. дан. - М., 2005-2018. URL: http://bizkiev.com/content/view/581/205 - (Дата обращения: 27.02.2018)
Почему скидки работают, и как настроить их для развития бизнеса [Электронный ресурс] // Selectel Электрон. дан. - М., 2010-2018. URL: https://vc.ru/6416-psy-sales (Дата обращения 27.09.2016)
Учимся правильно делать скидки [Электронный ресурс] // Электронная коммерция Электрон. дан. -М., 2009-2018. URL:
https://www.imagecms.net/blog/e-commerce/uchimsia-pravilno-delat-skidki (Дата обращения 5.03.2018)
Increase of sales of sales with discounts
© Borisova V., 2018
To increase sales and attract consumers for the organization, the discount system will be a useful tool for the marketing policy of the organization. But, now people are so used to the fact that coming to the stores, they can get the desired goods at a reduced price. In the conditions of competition, each seller tries to attract its buyer, and the modern man's love for goods at discounted prices for entrepreneurs only plays into the hands. In this article, we'll look at how to properly apply discounts, what they are, and learn the effectiveness of them.
Keywords: discount, discounts, discounts and discounts, discounts, advantages and disadvantages
УДК 336.01
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ — ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРОЕКТА
© Васильева С. Ю., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Вопрос инвестиций в развитие собственного бизнеса рано или поздно встает перед каждой компанией. То, насколько эффективно компания вкладывает денежные средства, зависит её успех и конкурентоспособность в будущем. Именно поэтому, предварительной работой является разработка инвестиционного проекта.
Ключевые слова: инвестиционный проект, оценка рисков, управление проектами, инвестиции
На этапе принятия решения об инвестициях в ту, или иную сферу бизнеса, компания должна четко понимать, зачем ей это нужно, и какие результаты она хочет получить. Инвестиционный проект помогает руководству компании оценить размер необходимых вложений, рассчитать экономическую эффективность и учесть риски проекта.
В наиболее распространенном значении под инвестиционным проектом понимают любое вложение капитала на определенный срок с целью извлечения прибыли/дохода. В научной литературе по анализу проектов и инвестиционному проектированию определение инвестиционного проекта сводится к понятию комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на достижение поставленных целей в
течение заданного промежутка времени. Если углубиться в историю, то понятие «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что в переводе означает «вкладывать» [1, с. 9].
С развитием науки, появлением биржевого рынка и становлением крупного бизнеса человечество получило новые знания об инвестициях, теперь современные авторы публикуют множество формулировок термина «инвестиции». Так например, Бочаров В. В. в учебнике «Инвестиционный менеджмент» говорит, что объектом инвестиционного проекта является любое начинание, которое требует использования значительных объемов капитальных затрат, как финансовых, так и трудовых, для проведения и завершения данного проекта. Инвестиционные проекты часто определяются по их массовости и
большему объему затрат относительно других вложений, требующих меньше планирования и ресурсов [1, с.15].
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» устанавливает понятие
«инвестиционный проект», как обоснование экономической целесообразности проекта, важными элементами которого являются рассчитанные и обозначенные объем и сроки проведения инвестиций, разработанная в соответствии с общепринятыми Российскими стандартами необходимая документация и предоставленный бизнес-план с детальным описанием практических задач по осуществлению капитальных вложений [2].
В рамках данной работы уместно рассмотреть сопутствующий определению инвестиционного проекта термин — «капитальные вложения». Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующую трактовку: «капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты» [2].
Работа любой организации тесно связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления ее основной деятельности. Причины, по которым экономические субъекты решают осуществить тот или иной инвестиционный проект различны. Савчук В. П. в книге «Анализ и разработка инвестиционных проектов» выделил три основных побудительных мотива: обновление материально-технологической базы, освоение новых видов продукции и расширение базы предприятия [3].
Оценку инвестиционных проектов следует основывать на их классификации. Существует большое количество способов разделения инвестиционных проектов на группы. Так, Касьяненко Т. Г. в книге «Инвестиции» выделяет следующие виды инвестиционных проектов:
По целям инвестирования: инвестиционные проекты, обеспечивающие увеличение объема выпускаемой продукции; инвестиционные проекты,
обеспечивающие расширение ассортимента выпускаемой продукции; инвестиционные проекты, обеспечивающие повышение качества продукции / услуг; инвестиционные проекты, обеспечивающие расширение или обновление хозяйственной деятельности предприятия; инвестиционные проекты, обеспечивающие снижение
себестоимости продукции / услуг.
По функциональной направленности: проекты развития. Направлены на расширение хозяйственной деятельности компании; проекты санации. Данные проекты направлены на вывод компании из кризиса.
По степени взаимного влияния: независимые. Подразумевают, что принятие инвестиционного проекта не будет влиять на другие проекты компании; взаимоисключающие или
альтернативные. Суть данного вида проектов заключается в том, что два или более рассматриваемых проекта компании не могут быть реализованы единовременно, соответственно, выбор одного, исключает возможность реализации другого; взаимодополняющие. Реализация данных проектов возможна только совместно; комплементарные. В данном случае, принятие одного инвестиционного проекта влечет за собой рост эффективности других проектов компании; замещающие. т.е. уменьшающие эффективность других проектов компании.
По способам финансирования: инвестиционные проекты, финансируемые за счет собственных средств; инвестиционные проекты, финансируемые за счет заемных средств; инвестиционные проекты со смешанным финансированием.
По основной направленности: инвестиционные проекты, решающие социальные задачи; инвестиционные проекты, решающие
коммерческие задачи; инвестиционные проекты, решающие экологические задачи.
По времени реализации: краткосрочные инвестиционные проекты сроком реализации до трех лет; среднесрочные инвестиционные проекты сроком реализации от трех до пяти лет; долгосрочные инвестиционные проекты сроком реализации более пяти лет [4].
Каждый инвестиционный проект строится согласно проектному циклу, который помогает формализовать и сделать ссылку на определенный этап каждому процессу. Этапы проектного цикла подробно представлены на рис. 1.
НАЗВАНИЕ
ОСНОВНАЯ
Формул ировк
Разработка
Экспертиза
анализ текущего состояния предприятия, определение приорететных направлений развития,оформление бизнес-идеи поиск и сбор исходной информации, разработка коммерческих, технических, финансовых, экономических и др. аспектов
проверка правильности основных положений проекта
Осуществлени
отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения, контроль исполнения
Оценка
получение реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их
Рис. 1. Этапы проектного цикла
На этапе формулировки проекта высшее руководство компании, занимающееся его стратегическим развитием, проводит текущую оценку предприятия, определяет наиболее важные направления развития компании на несколько лет вперед. Итоги данного анализа формируются в бизнес-идею, призванную разрешить приоритетные задачи предприятия. Уже на этапе формирования бизнес-идеи необходимо иметь аргументы, подтверждающие возможность её осуществления.
Бизнес, в условиях современного рынка, невозможно представить без рисков, поэтому, любое планирование развития компании должно сопровождаться анализом и оценкой рисков, связанных с осуществлением проекта.
Большинство людей воспринимают риск как вероятность наступления неблагоприятного для них события. Милошкевич Д. определяет риск проекта как «кумулятивный эффект вероятностей наступления неопределенных событий, способных оказать отрицательное влияние на цели проекта» [5]. Как пишет в своей книге В.П. Савчук, «в предпринимательской деятельности риск принято отождествлять с возможностью потери предприятием части своих ресурсов, снижение планируемых доходов или появление дополнительных расходов в результате
осуществления определенной производственной и финансовой деятельности»[3].
В анализе рисков выделяют качественный и количественный анализ, которые являются взаимодополняющими. Качественный анализ риска сводится к выявлению основных факторов риска, определения их потенциальных областей и идентификацию. Количественный анализ и оценка риска строится на определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом. Наиболее распространенными методами количественного анализа являются: статистический, экспертный, аналитический и метод аналогий [6].
На практике выделяют несколько эффективных методов для анализа степени рискованности проекта, одним из которых является карта рисков проекта.
Карта рисков представляет собой схематичное изображение классификации рисков по степени их значимости (степени возможного ущерба от рискового события) и вероятности их наступления. Карту рисков принято изображать в качестве точечной диаграммы, осями которой являются интервалы значений значимости и вероятности, условно определенные «низкой», «средней» и «высокой» степенями. Пример карты рисков можно посмотреть на рис.2.
IX е: с
С §
СО
СМ
Средний
Нч&ШЙ Средней
Низкий Низки А
ПОСЛЕДСТВИЯ
1 - малые
2 - средние
3 ■ большие
ВЕРОЯТНОСТЬ
1 - малые
2 - средние
3 - высокая
1
вероятность
Рис. 2. Карта рисков [3]
Риски, попадающие в красную зону требуют особого внимания компании, и подразумевают детальную проработку плана управления данными рисками, который поможет сократить негативные последствия.
Риски желтой зоны также требуют внимания компании, иначе их последствия могут плохо повлиять на деятельность предприятия.
Риски зеленой зоны являются самыми безопасными для компании, поэтому не требуют детального изучения.
Для принятия эффективного управленческого решения относительно инвестиционной деятельности необходимо провести анализ чувствительности проекта и определить его критические параметры. Основной целью анализа чувствительности является определение степени влияние изменяемых параметров на результаты инвестиционного проекта. К числу таких факторов
(изменяемых параметров) относятся: инфляция, объемы продаж, величина первоначальных инвестиций, цена на продукцию и др. В качестве показателей финансового результата, зависящих от изменяемых параметров, используют:
• чистую приведенную стоимость
• внутреннюю норму доходности
• срок окупаемости проекта
• индекс прибыльности
Процедура анализа чувствительности заключается в отборе наиболее значимых критериев, которые по очереди варьируют в пределах заданного интервала при фиксированных значениях остальных факторов, тем самым оценивая влияние данного фактора на показатели эффективности проекта. Пример графика чувствительности представлен на рис. 3.
3 100!) ^
х
§
. 500 е с
8 А
с О >
г
-1000 -(,0
_- " *
- ■ ■""
-40 -20 й 20 40
Относительные изменения параметров % Рис. 3. График чувствительности NPV проекта [6]
пО
Проект считается устойчивым, если при всех сценариях развития событий он оказывается эффективным, иначе говоря, чистая приведенная стоимость проекта остается положительной. С помощью анализа чувствительности компания может обозначить наиболее важные факторы с точки зрения риска, и разработать наиболее эффективную стратегию реализации проекта.
Вышеперечисленные методы показывают, что оценка рисков может производиться совершенно различными способами, и единого эффективного метода пока не изобрели. Для снижения степени риска можно использовать следующие способы:
• распределение рисков между участниками проекта
• страхование риска
• резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
• диверсификация рисков
Проектные риски обычно отрицательно влияют на успешность проекта, поэтому менеджмент компании должен быть нацелен на предвидение неблагоприятных ситуаций и принятие предупреждающих мер. Именно на ранних стадиях реализации проекта возможно минимизировать риск, или, даже обойти его, тем самым обезопасив компанию от тяжелых последствий [6].
В данной статье были рассмотрены основные понятия, связанные с инвестициями и инвестиционными проектами, трактующиеся различными авторами в научной литературе. Было дано описание видов инвестиционных проектов, обозначены их основные характеристики и методы оценки рисков. ■
4. Касьяненко Т. Г. Инвестиции: Учеб.курс / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2009. -240с.
5. Милошевич Д. З. Набор инструментов для управления проектами / Д. З. Милошкевич; пер. с англ. Мамонтова Е. В.; под ред. Неизвестного С. И. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2006. - 729с.
6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов : Пер. с англ. / А. Дамодаран. - М.: Альпина Паблишер, 2011. -1324с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособ / В. В. Бочаров. -СПб: Питер, 2000. — 160с.
Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов : Пер. с англ. / А. Дамодаран. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 1324с.
Касьяненко Т. Г. Инвестиции: Учеб.курс/ Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2009. - 240с.
Милошевич Д. З. Набор инструментов для управления проектами / Д. З. Милошкевич; пер. с англ. Мамонтова Е. В.; под ред. Неизвестного С. И. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2006. - 729с.
Савчук В. П. Анализ и разработка инвестиционных проектов: Учеб. пособие для вузов / В. П. Савчук, С. И. Прилипко, Е. Г. Величко. - : Абсолют-В, 2012. - 302с.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Постановление правительства РФ: ред. Февраль 2013. - 5 с.
1. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособ / В. В. Бочаров. - СПб: Питер, 2000. — 160с.
2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Постановление правительства РФ: ред. Февраль 2013. - 5 с.
3. Савчук В. П. Анализ и разработка инвестиционных проектов: Учеб. пособие для вузов / В. П. Савчук, С. И. Прилипко, Е. Г. Величко. - : Абсолют-В, 2012. - 302с.
Investment projects — main definition, risk assessment
© Vasilieva S., 2018
The question of investment in business development sooner or later rises before each company. How effectively a company makes an investment depends on its success and competitiveness in the future. That is why it is very important to develop an investment project.
Keywords: investment projects, risk assessment, project management, investments
УДК 802.0-3
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ КАК БАРЬЕР НА ПУТИ К УСПЕШНОЙ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ
© Галимулина С. Т., Липко Ю. Г., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Сегодня английский язык признан основным языком международного делового общения. Владение деловым английским языком предполагает понимание ряда его особенностей, прежде всего специфики английской деловой лексики. Данная статья рассматривает такие особенности английской экономической терминологии, как полисемия, региональная