Научная статья на тему 'Инвестиционное законодательство как фактор повышения инвестиционной привлекательности (на примере Уральского федерального округа)'

Инвестиционное законодательство как фактор повышения инвестиционной привлекательности (на примере Уральского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АССИГНОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / INVESTMENT APPEAL / INVESTMENT LEGISLATION / INVESTMENT PROJECTS / REGULATIONS / STATE ALLOCATIONS / TAX PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крысанова Н.В.

В статье инвестиционное законодательство представлено как один из факторов влияющий на инвестиционную привлекательность регионов. В результате произведённого исследования автор подтверждает важность инвестиционного законодательства как одного из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, но рассматривать его в отдельности не целесообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment legislation as a factor of increase of investment appeal (on the example of Ural federal district)

The investment legislation is presented in article as one of factors influencing investment appeal of regions. As a result of the made research the author confirms importance of the investment legislation as one of the factors influencing investment appeal, but not expediently to consider it separately.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное законодательство как фактор повышения инвестиционной привлекательности (на примере Уральского федерального округа)»

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 330

Н.В. Крысанова

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

В статье инвестиционное законодательство представлено как один из факторов влияющий на инвестиционную привлекательность регионов. В результате произведённого исследования автор подтверждает важность инвестиционного законодательства как одного из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, но рассматривать его в отдельности не целесообразно.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционное законодательство, инвестиционные проекты, нормативные акты, государственные ассигнования, налоговые льготы.

В современной экономике регионы России сталкиваются с проблемой повышения инвестиционной привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от влияния ряда факторов: природный и ресурсный потенциал; степень развития инфраструктуры; степень инвестиционного риска; уровень социально-экономического развития региона; инвестиционное законодательство в регионе. Последний фактор является наиболее динамичным и менее затратным. [1] Рассматривая данный фактор в отдельности можно выявить проблему, с которой сталкиваются регионы, это недостаточная или слабая законодательная база в области инвестиций. Будучи одним из важных факторов инвестиционное законодательство региона оказывает значительное влияние на инвестиционное состояние региона в целом. В рамках данного исследования предприняты попытки рассмотреть развитие законодательной базы регионов УрФО, а так же ее приоритетное направление.

Инвестиционная привлекательность региона в большинстве случаев представлена совокупностью интегральных показателей, включающих экономические и финансовые показатели, показатели государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. [2] На региональном уровне данный показатель оценивается по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала.

© Крысанова Н.В., 2014.

DOI: 10.15350/2221-7347.2014.11-12

56

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Основы российского инвестиционного законодательства на федеральном уровне регулируется четырьмя законодательными актами:

1) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

2) Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

3) Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 09.07.1999 № 160-ФЗ

4) Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25.02.1999 № 39-ФЗ и рядом других законодательных актов. [1]

На региональном уровне условно можно разделить инвестиционные нормативноправовые акты регионов согласно приоритетным направлениям выделить 4 группы:

1 группа - нормативно-правовые акты общего характера направленные на поддержание и улучшение инвестиционной привлекательности региона;

2 группа - нормативно-правовые акты, связанные с государственно поддержкой инвестиционных проектов (государственные гарантии, субсидии и т.п.);

3 группа - нормативные акты, связанные с регулированием, сопровождением и контролем инвестиционных проектов (инструкции, постановления, регламенты);

4 группа - нормативные акты, связанные с налоговой поддержкой (снижение ставок по определённым налогам для субъектов инвестиционной деятельности);

К первой группе законов относятся общие положения регулирования инвестиционной деятельности регионов, примером в Свердловской области может послужить Закон Свердловской области от 17 июня 2013 г. N 53-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Свердловской области"[3].В Челябинской области пример - Закон № 175-ЗО «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» [4]; в Курганской и Тюменской областях это законы об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений[5,6]. В Ханты-Мансийском и в Ямало-Ненецком автономных округах - Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». [7,8]

Законы второй группы законов включают в себя все нормативно-правовые акты государственной поддержки инвестиционной деятельности. В Свердловской области примером может выступить Закон № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»[3]. В Челябинской, Курганской и Тюменской областях примером данной группы законов служит государственными постановлениями о порядке предоставления государственных ассигнований.[4,5,6] В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецких округах в этой области присутствуют схожие законы о порядке предоставления государственных гарантий. [7,8]

В третью группу законов входят нормативно правовые акты, регулирующие, на законодательном уровне, инвестиционные проекты. В Свердловской области действует Постановление «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Свердловской области» [3];в Челябинской области - Постановление Правительства Челябинской области N 551-П «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов Челябинской области и экспертизы нормативноправовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».[4] В Курганской области и Ханты-Мансийском округе пример данной группе служит регламент о сопровождении инвестиционных проектов. [5,7] В Тюменской области и Ямало-Ненецком округе присутствуют региональные программа о развитии приоритетных инвестиционных направлений. [6,8]

Четвертая группа законов включает налоговые льготы, распространяющиеся на объекты инвестиционной деятельности. В Свердловской, Челябинской, Курганской областях и в ЯмалоНенецком автономном округе примером могут служить законы о ставке налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков.[3,4,5,8] В Тюменской области преобладает общий закон о льготном налогообложении в регионе.[6]

57

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

Распределив все нормативные акты по данным группам можно утверждать что, главным аспектом инвестиционного законодательства для большинства регионов является поддержка инвестиционной деятельности в виде государственных гарантий и субсидий, а так же в виде поддержания, регулирования, сопровождения инвестиционных проектов (рис.1).

По данным проведённого анализа законодательных актов регионов УрФО можно утверждать, что для Свердловской области характерно преобладание нормативно-правовых актов направленных на регулирование инвестиционных проектов в регионе, что сопряжено с государственной поддержкой в виде государственных гарантий. Так же можно выделить на достаточно высоком уровне группу налоговой поддержки государства.

16

14

12

10

8

6

4

2

0

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Р Свердловская обл. □ Челябинская обл. -I Курганская обл.

^ Тюменская обл. НХМАО ■ ЯНАО

Рис. 1. Уровень приоритетных направлений инвестиционного законодательства регионов УРФО

В Челябинской области превалирует количество законов и постановлений, связанных с государственной поддержкой инвестиционной деятельности, и так же как и в Свердловской области остается на высоком уровне количество актов контролирующие и регулирующие инвестиционные проекты.

В Курганской области на равном уровне действуют нормативно-правовые акты второй и третьей группы. Это может послужить достаточным основанием для развития инвестиционных проектов в регионе.

Тюменская область как отдельный регион имеет незначительное количество нормативноправовых актов. Из числа имеющихся превалируют акты, связанные с налоговыми льготами.

Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам присуще наличие государственной поддержки инвестиционной деятельности. Преобладание именно этой группы законов может быть вызвано наличием нефтяной составляющей в регионах.

Каждый регион Уральского Федерального округа развивается с присущими ему определёнными особенностями. Учитывая эти особенности, правительство регионов разрабатывает индивидуальный пакет нормативных актов для привлечения инвесторов. Для Свердловской, Челябинской и Курганских областей присуще государственное участие в инвестиционных проектах, которое проявляется в виде государственных ассигнований. В Тюменской области, с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, так же присутствуют благоприятные условия для инвесторов в области законодательства, но не в значительном количестве. В этих регионах преобладает нефтегазовая составляющая и даже без инвестиционного законодательства Тюменская область в целом имеет высокую привлекательность для инвесторов.

Инвестиционная законодательство как фактор, влияющий на инвестиционную привлекательность, является динамичным фактором, результаты изменения которого послужат базой для улучшения инвестиционной привлекательности регионов в целом. Но рассматривать его

58

ISSN 2221-7347

Экономика и право

как отдельный фактор, влияющий на инвестиционный климат региона в целом, не имеет целесообразности, так как общий уровень инвестиционной привлекательности складывается из ряда совокупных факторов, такие как: природные, ресурсные, инфраструктурные, социальноэкономические. Таким образом, инвестиционная привлекательность это симбиоз показателей различных факторов, присущих каждому региону и такой фактор как инвестиционное законодательство является первостепенным и немаловажным.

Библиографический список

1. www.avuar.ru

2. www.lerc.ru

3. www.invest.midural.ru

4. www.oblinvest74.ru

5. www.invest.kurganobl.ru

6. www.tyumen-region.ru

7. www.depeconom.admhmao.ru

8. www.invest.yanao.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2014.

КРЫСАНОВА Надежда Витальевна - магистрант, Уральский гуманитарный университет.

UDC 330

N. V. Krysanova

THE INVESTMENT LEGISLATION AS A FACTOR OF INCREASE OF INVESTMENT APPEAL (ON THE EXAMPLE OF URAL FEDERAL DISTRICT)

The investment legislation is presented in article as one of factors influencing investment appeal of regions. As a result of the made research the author confirms importance of the investment legislation as one of the factors influencing investment appeal, but not expediently to consider it separately.

Keywords: investment appeal, investment legislation, investment projects, regulations, state allocations, tax privileges.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.