УДК 338.48
З.Т. Имрани
канд. геогр. наук, Отдел экономической и политической географии Азербайджана, Институт географии имени академика Г.А. Алиева Национальной академии наук Азербайджана,
г. Баку
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЛОЖЕНИЕ В ТУРИСТИЧЕСКУЮ ИНДУСТРИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье определены эффективность использования ресурсов туризма как самой перспективной области ненефтяного сектора, роль и место туризма в экономике Азербайджана, инвестиционные вложения в сферу туризма, тенденции развития международного туризма. На основе статистических материалов дан анализ средств, израсходованных за последние годы на туристическую деятельность, а также прибыль. Выдвинуты научно обоснованные предложения и рекомендации по инвестиционной политике, а также улучшению уровня жизни населения.
Ключевые слова: туризм, инвестиция, конкурентоспособность, региональная экономика, социальное развитие.
Z.T. Imrani, Institute of Geography after acad. H.A.Aliyev, Azerbaijan National Academy of Sciences, Baku
INVESTMENTS IN THE TOURISM INDUSTRY OF AZERBAIJAN REPUBLIC AND ITS POTENTIALITY
Abstract. The article defines the efficiency of resource use in tourism which is the most promising area of the non-oil sector of Azerbaijan, as well as the role and place of tourism in the economy of this country. Investments in the tourism industry, and also the tendencies in development of international tourism are studied. Funds spent on tourism activities in the country, as well as the relevant revenues gained in recent years, are analyzed on the basis of statistic data. Scientifically substantiated suggestions and recommendations on the investment policy and improvement of living standards are advanced.
Keywords: tourism, investment, competitiveness, regional economy, social development.
Введение
Благоприятные климатические условия, исторические и культурные богатства, транс-портно-географическое положение, трудовые ресурсы, уровень продовольственной обеспеченности и др. факторы играют определяющую роль в развитии туристических комплексов. Высокие темпы развития туристической сферы способствуют возрастанию большого наплыва валюты в экономику и тем самым экономическому развитию страны.
В Азербайджане, как и в развитых странах, развитие туризма в последние годы создало благоприятные условия для привлечения иностранных туристов и поощрения данного сектора в международном масштабе. В этой связи можно отметить большую роль принятого в 1999-м году «Закона о туризме», реализацию государственных программ по развитию туризма в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг. и 2010-2014 гг.), государственных программ по социально-экономическому развитию страны (2004-2008 гг., 2009-2013 гг. и 2014-2018 гг.), а также «Государственную программу о развитии курортов в Азербайджанской Республике в 2009-2018 гг.». 2011-й год был объявлен «Годом туризма» в Азербайджане.
Инвестиционное вложение в туристическую индустрию
Рациональное использование ресурсов туризма, признание туризма как одной из приоритетных отраслей экономики страны, увеличение эффективности вложенных в эту отрасль инвестиций можно рассматривать в качестве средства превращения туризма в передовую отрасль для обеспечения социально-экономического развития Азербайджанской Республики. Для достижения этой цели перед страной стоят задачи признания ее туристского потенциала на международной арене, организации многочисленных туров в страну, развития различных видов туризма, а также среднего и малого предпринимательства в этой отрасли и проведения целенаправленных работ по созданию современной туристской инфраструктуры.
Хочется отметить, что инвестиционная деятельность теснейшим образом связана с географической средой. Такие фундаментальные географические понятия, как природно-ресурсный потенциал, освоенность территории, территориальная структура, ЭГП и др., являются прямыми производными инвестиционной деятельности в предшествующие периоды и оказывают сильнейшее воздействие на ее текущее состояние и перспективы [6].
Необходимость поддержки развития туризма обуславливается не только тем, что она является прибыльной отраслью. Туризм способствует решению социальных проблем, сокращению безработицы, социально-экономическому развитию регионов, а также повышению уровня жизни населения. Являясь трудоемкой отраслью, туризм выступает в роли сильного инструмента в предотвращении нежелательной миграции населения в регионах, в особенности опустошения отдаленных горных сел, так как открывает широкие возможности для развития малого и среднего предпринимательства.
Так как при определенном составе инвестиционного предложения инвестиционный спрос ориентирован на более доходные активы, структура инвестиционного предложения воздействует на объем и структуру инвестиционного спроса. Таким образом, инвестиционное предложение является основным фактором, определяющим масштабы функционирования инвестиционного рынка [5]. По подсчетам Всемирной организации по туризму, в 2013 г. прибыль от этой отрасли составила свыше 1 трлн долларов. В Азербайджане соответствующий показатель вырос в 1,9 раз в 2008-2013 гг., составив 26064,8 тыс. долларов США, 92,7% которого приходится на частный сектор.
Таблица 1 - Основные показатели туристских предприятий
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий гос. собственность частная собственность 123 3 120 124 2 122 126 2 124 141 2 136 170 2 168 197 3 194
Принятые и отправленные туристы (чел.) принятые отправленные 59607 104494 254312 59700 109282 274197 69923 111232 347336 83620 126975 417803 101431 135838 538597 91961 58173 612194
Расходы по туристической деятельности, тыс. долл. США гос. собственность частная собственность 12504,9 433,8 12071,1 13881,7 55,1 13826,6 14495,9 968,7 13527,2 16868,9 1101,4 15767,5 19848,3 1230,5 18617,8 22909.2 1267,9 21641.3
Прибыль от туристической деятельности, тыс. долл. США гос. собственность частная собственность 13636,9 451,2 13185,7 14714,3 28,3 14686,0 15493,3 1385,7 14107,6 18694,9 1588,9 17106,0 22676,9 176,0 22500,9 26064,8 1904,3 24160,5
Источник: Туризм и услуги в Азербайджане, Баку: ГСКАР. 2014, с. 248.
Основные приоритеты развития туризма во многом определяются структурой экономического потенциала Азербайджана, основными направлениями его привлечения в экономический оборот, а также социально-экономической характеристикой потребительских сегментов. В соответствии с эпохальной моделью подход в туризме определяется социально-демографическим и жизненным уровнем и последующим развитием [1].
Развитие туризма в Азербайджане в последние годы привлекает внимание международных организаций. Создаются связи с различными международными туристическими организациями. Иностранные инвесторы, приезжающие в страну, проявляют интерес к туризму, занимаются строительством новых гостиниц и объектами гостиничного типа. Однако в Азербайджане, несмотря на возросшее число предприятий, занимающихся туристической деятельностью, уменьшилось число санаториев, центров и домов отдыха, оздоровительных пансионатов и туристских баз.
Основываясь на международный опыт и учитывая национальные особенности, видится необходимым реализация следующих задач для обеспечения динамичного развития туризма в Азербайджане:
- создание благоприятных социально-экономических и общественно-политических условий для обеспечения целесообразного развития туризма;
- формирование конкурентоспособной экономики туризма;
- обеспечение участия большей части населения в развитии туризма;
- поощрение сотрудничества в международном туризме.
Наряду с этим, важно учитывать необходимость развития различных направлений туризма, улучшения качества туристических услуг, подготовки профессиональных специалистов, решение визовых проблем, развитие туризма в регионах, организация новых маршрутов и городских туров для ознакомления туристов с культурно-историческими объектами, активного участия туристских компаний и отелей и др. вопросы. Достижение поставленных задач требует достаточного финансирования для реализации туристского потенциала, так же как привлечения и эффективного использования инвестиций.
Инвестиционная сфера играет важную роль в совершенствовании хозяйственного механизма, и поэтому в Азербайджане уделяется большое внимание к формированию инвестиционной политики. С привлечением инвестиций становится возможным проведение качественных изменений, важных для совершенствования структуры экономики республики, тем самым обеспечивается высокое экономическое развитие.
Основная цель инвестиционных вложений заключается в достижении регионально сбалансированного экономического развития, регулировании занятости населения и получении при этом выгоды. Исходя из этого, на первый план выходит решение таких задач, как устойчивое развитие экономики, в особенности ненефтяного сектора страны, уменьшение межрегиональных экономических различий, увеличение экспортного потенциала, охрана окружающей среды и т.д.
Таблица 2 - Средства, выделенные на туристский сектор
2009 2010 2011 2012 2013
Средства, выделенные из госбюджета на развитие Министерства культуры и туризма
Общие средства, млн долл. США из них в туристский сектор, в процентах 81.7 15.8 108,6 13,3 127,4 17,9 159,9 17,3 143,2 16,9
Средства, выделенные национальному Фонду подде ржки предпринимательства
Общие средства, млн долл. США из них в туристский сектор, в процентах 151,7 2,3 161,1 5,6 174,6 7,2 183,0 21,8 187,5 12,1
Источник: Отчеты Министерства культуры и туризма и национального Фонда поддержки предпринимательства
В настоящее время в Азербайджанской Республике наблюдается неопределенность в отношении государственных резервов туризма и финансового потенциала частного сектора, с учетом надежности обеспечения соответствующих услуг обслуживания, а также инвестиций. Так, с одной стороны, выделение государством финансовых ресурсов для туристических целей, так же как наличие низких банковских ставок в отношении частных и иностранных банков, служат привлекательным фактором для малого и среднего предпринимательства. При этом низкая доля частного сектора в крупных туристических проектах обосновывается недостаточной финансовой состоятельностью малых и средних предприятий, которая не позволяет реализовать эти проекты с их участием. В настоящее время частные компании очень слабо участвуют в реализации крупных проектов в области туризма и международных рекламных проектах. Их деятельность носит подсобный характер [2].
Несмотря на это, в последние годы наблюдается рост туристов, посещающих Азербайджан.
Так, в 2013 году 2508,9 тыс. иностранных граждан (из них 2129,5 тыс. туристов) посетили страну, а число выехавших за границу граждан Азербайджана в том же году составило 4284,6 тыс. чел. (включая 3306,6 тыс. туристов). Из числа иностранных граждан, прибывших в Азербайджан с целью туризма, 33,1% составили потребители туризма отдыха и развлечений, 30,5% - участники делового туризма, 2,2% - прибывшие для лечения, 0,6% - прибывшие для посещения святых мест, 31,6% -прибывшие для посещения родных и близких, 2% - туристы с другими целями. Из числа граждан Азербайджана, выехавших за границу, 31,9% составили представители туризма отдыха и развлечений, 39,1% - участники деловых поездок, 5,1% - выехавшие с лечебной целью, 2,5% - выехавшие с религиозной целью, 17,5% - выехавшие для посещения родных и близких и 3,9% - туристы с прочими целями. Среди приезжающих в Азербайджан туристов преобладают граждане России, Турции, Грузии, Ирана, Германии, Великобритании, ОАЭ, Италии, Франции и США.
В последние годы развитие отраслей туризма в Азербайджане позволило стране выйти на арену международной туристической индустрии, а с другой стороны - сократить безработицу за счет этой отрасли. Однако туристический бизнес страны в значительной степени носит сезонный характер. Это означает, что прибытие наибольшего числа иностранных туристов приходится именно на летний период. Исходя из этого, одной из основных целей в туризме должно стать достижение его устойчивости, которое обеспечило бы дополнительную прибыль в государственную казну, а также создание новых рабочих мест и сокращение бедности [4].
Заключение
Туризм является мощным катализатором региональной экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестиций [3]. Для увеличения эффективности вложенных в туризм инвестиций видится возможным использование механизмов, таких как:
- привлечение инвестиций в сферу туризма и разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по их эффективному использованию;
- установление характерных особенностей вложения инвестиций в сферу туристической деятельности;
- применение налоговых льгот, с учетом особенностей туристического бизнеса.
Список литературы:
1. Алирзаев А.Г. Социально-экономические проблемы Азербайджана в условиях реформы и стратегии ускорения: опыт, тенденции и перспективные направления. Баку: Адилоглу, 2005. 528 с (азер.)
2. Даргахов И.С., Керимов Р.Н. Инвестиционные возможности индустрии туризма в Азербайджане и ее регионов // Европейский Международный журнал по науке и технике. Бирмингем: 2014. С. 165-172 (англ.)
3. Драчёва Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. и др. Экономика и организация туризма: международный туризм. Москва: КНОРУС, 2013. 576 с. (рус.)
4. Имрани З.Т., Зейналова К.З. Экономико-географические особенности территориальной организации хозяйства в Азербайджане. Баку: Нафта-Пресс, 2014. 232 с. (азер.)
5. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования. Санкт-Петербург: Питер, 2010. 336 с. (рус.)
6. Экономическая и социальная география России:.География отраслей народного хозяйства России / под. ред. В.Л. Бабурина, М.П. Ратановой. Москва: Либроком, 2013. 516 с. (рус.)