УДК 347
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО
INVESTMENT PARTNERSHIP Е. В. СОЛОМОНОВ (E. V. SOLOMONOV)
Рассматриваются понятие инвестиционного товарищества, предпосылки возникновения договора инвестиционного товарищества, его субъектный состав, условия и правовая характеристика.
Ключевые слова: инвестиционное товарищество, договор инвестиционного товарищества.
This article discusses the concept of investment partnerships, investment conditions of the agreement of the partnership, its subject structure, conditions and legal description.
Key words: investment partnership, the partnership agreement of the investment.
Одной из актуальных проблем развивающейся российской экономики, присутствующей чуть ли не с самого начала экономических реформ, является «хроническое» «недоинвестирование» важнейших на рубеже XX-XXI вв. отраслей экономики, связанных, в первую очередь, с новыми технологиями, наукоёмкими производствами, IT сферой и другими отраслями экономики «знаний» или постиндустриальной экономики. Называются разные причины, почему инвесторы, в том числе иностранные, не хотят вкладывать деньги в указанные сферы. В последнее время появилась точка зрения, что дело вовсе не в коррупции, административных барьерах и т. п., а в том, что инвесторам необходимы простые и понятные организационно-правовые формы юридических лиц и гражданско-правовые институты. Институты, схожие с теми, которые существуют в странах с развитыми экономиками (например, одна из самых распространенных за рубежом форм коллективного венчурного инвестирования -Limited Liability Partnership, используемая в США, Австралии и др. странах); такие, которые были бы приемлемы для создания в России так называемых венчурных фондов, предназначенных для быстрого привлечения средств инвесторов в рискованные, но потенциально очень доходные проекты, а также
в другие бизнес-проекты; такие, которые при минимальных требованиях к отчётности обеспечивали бы максимальную конфиденциальность информации о деятельности компании, упрощенный порядок ликвидации, возможность поэтапного финансирования проекта и др.
При этом имеющиеся организационноправовые формы (например, ОАО, ООО, ПИФ и др.) так «зарегулированы», что пытаться изменить существующие для них «правила игры» нецелесообразно, т. е. главной проблемой является сложность и негибкость Российского законодательства.
С учётом вышеизложенного целью вступившего с 1 января 2012 года Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее закон) заявлено создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику России и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества. По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, по сути настоящий закон регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого для осу-
© Соломонов Е. В., 2012
ществления совместной инвестиционной деятельности. При этом договор простого товарищества, регулируемый Гражданским кодексом РФ, применительно к рассматриваемой проблеме обладает рядом недостатков. В частности, это солидарная ответственность всех товарищей по общим обязательствам; порядок выхода участника договора простого товарищества, не дающий возможности принудить его полностью и в срок исполнить свои инвестиционные обязательства; ограничения по субъектам договора простого товарищества, заключаемого для предпринимательской деятельности, не дающие некоммерческим организациям «войти» в такой договор, и др.
Идея инвестиционного товарищества проста и понятна: участники заключают между собой инвестиционный договор, вносят вклады и при успешном ведении дел делят полученную прибыль. Например, инвесторы-единомышленники объединяются и создают инвестиционное товарищество для операций с активами в определённом венчурном проекте. При этом инвестиционное товарищество аккумулирует средства разных инвесторов, способно вложить больше денег в проект, который один инвестор «потянуть» не в состоянии. Если прибыль получить не удастся, инвестиционное товарищество через время прекратит свою деятельность без длительной официальной ликвидации, как это происходит в случае с юридическими лицами. Можно также отметить, что при разработке конструкции инвестиционного товарищества, очевидно, использовался положительный зарубежный опыт (Единообразный закон США о партнёрстве с ограниченной ответственностью, Закон Великобритании о партнёрстве с ограниченной ответственностью, Закон о совместных фондах развития, Австралия).
Рассмотрим положения закона более подробно. Закон регулирует заключение, изменение и расторжение договора инвестиционного товарищества, ответственность, права и обязанности участников такого товарищества.
Как уже было отмечено, по сути новый договор является частным случаем договора простого товарищества, но с некоторыми особенностями. В рамках инвестиционного
договора двое или более лиц соединяют свои вклады для ведения инвестиционной деятельности. Юридическое лицо при этом не образуется. Совместной инвестиционной деятельностью по инвестиционному договору является деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнёрств.
Субъектами договора могут быть индивидуальные предприниматели, российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации (в случаях, предусмотренных законом). Договор, все изменения и дополнения к нему подлежат нотариальному удостоверению в количестве экземпляров, превышающем на один общее число участников. Число участников договора инвестиционного товарищества не может быть более пятидесяти.
Одной из особенностей договора инвестиционного товарищества является разделение товарищей на простых и управляющих. Различия в статусе товарищей имеются в части их прав и обязанностей, функций и ответственности. Управляющие товарищи помимо внесения вклада в товарищество ведут общие дела от имени товарищества. При этом на одного из управляющих товарищей (уполномоченном товарище) возлагаются обязанности по ведению учёта доходов и расходов товарищества, открытию банковского счёта товарищества, а также по ведению налогового учёта. Управляющий товарищ имеет право получать вознаграждение за ведение общих дел товарищества. Им может быть только юридическое лицо. Полномочия управляющего товарища удостоверяются нотариальной доверенностью без права передоверия. Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации, не могут становиться управляющими товарищами.
Вклад, вносимый управляющим товарищем в «общее дело», - это деньги, иное имущество, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, в том числе профессиональные знания, умения, навыки и даже деловая репутация. Иные же
участники товарищества обязаны вносить вклады только денежными средствами.
Договор инвестиционного товарищества должен быть заключен с указанием срока (не может превышать пятнадцати лет) или с указанием цели (цель - отменительное условие). Отказ товарищей от участия в договоре в одностороннем порядке невозможен. Соответствующая процедура должна быть чётко прописана в договоре либо для этого необходимо предусмотренное законом основание. Однако товарищи, не являющиеся управляющими, могут, если иное не установлено договором, передать свои права и обязанности по договору инвестиционного товарищества другому товарищу либо третьему лицу.
Ответственность товарищей различается в зависимости от статуса товарища и от основания возникновения ответственности. По общим договорным обязательствам, контрагентами по которым являются субъекты предпринимательской деятельности, ответственность товарищей, не являющихся управляющими, по общему правилу ограничена размером их вкладов в общее имущество, что, несомненно, привлекательно для инвесторов. Управляющие товарищи, кроме того, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам всем своим имуществом в случаях, когда общего имущества товарищества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Вместе с тем, по общим обязательствам, возникшим не из договоров или возникшим из договоров, контрагенты по которым не являются субъектами предпринимательской деятельности, все товарищи отвечают солидарно всем своим имуществом.
Идея инвестиционного товарищества на «бумаге» выглядит красиво. Но так ли данная форма ведения инвестиционной деятельности привлекательна, как это кажется на первый взгляд? Пока рано говорить о каких-то результатах, ведь нормативный акт недавно вступил в силу. Попробуем обратить внимание на недостатки, пробелы и противоречия, которые, на наш взгляд, имеются в тексте закона.
1. Как уже было отмечено, вкладами управляющих товарищей могут быть не только имущество и имущественные права, но и знания, навыки, умения и деловая
репутация. С учётом требования закона производить денежную оценку вкладов профессиональными оценщиками представляется сомнительной адекватная оценка, например, деловой репутации. Эта норма просто не будет работать.
2. Максимальный срок договора инвестиционного товарищества - пятнадцать лет или достижение заданной цели. Зачем кто-то будет держать деньги в проекте 15 лет? Это долго. Инвесторы чаще продают свою долю гораздо раньше. Можно было, например, сделать этот договор бессрочным с упрощённой процедурой выхода. Возможно, такой подход обусловлен намерением законодателя сделать новую форму более «ответственной» для участников, но нет ли при этом нарушения принципа свободы договора?
3. Довольно странной представляется необходимость давать инвестиционному договору наименование, включающее в себя слова «инвестиционное товарищество». Зачем наименование для «не юридического лица»? Имеет ли это смысл при отсутствии реестра таких наименований, и будут ли такие «наименования» защищаться как средства индивидуализации? Отметим, кстати, что в «западных» странах инвестиционные товарищества вносятся в реестр.
4. Закон ограничивает права инвесторов на распоряжение своим имуществом. В течение срока действия договора инвестиционного товарищества раздел общего имущества товарищей и выдел из него доли в натуре по требованию товарища не допускаются, если иное не предусмотрено договором, т. е. инвестор даже при желании (например, проект потерял для него привлекательность) не сможет быстро вернуть свои деньги. Такой подход законодателя ставит товарищей в зависимость от управляющих товарищей, которые могут вести дела недобросовестно.
5. Прекращение полномочий управляющего товарища на ведение общих дел товарищей возможно по решению, принятому простым большинством участников договора инвестиционного товарищества. При этом договор должен содержать закрытый перечень оснований для прекращения его полномочий. Таким образом, при определённых обстоятельствах могут возникнуть проблемы со сменой управляющего товарища, и работа
инвестиционного товарищества будет зависеть от бессменного и, возможно, недостаточно профессионального лица.
6. Возникает вопрос: почему товариществу нельзя публично рекламировать свою деятельность? С одной стороны, нельзя будет открыто приглашать инвесторов, хотя в этом, казалось бы, суть деятельности такого товарищества. С другой стороны, возможно, это оправдано: надо защитить «неопытных» инвесторов, а профессионалы сами знают, куда инвестировать.
7. Чтобы стать членом инвестиционного товарищества, необходимо быть индивидуальным предпринимателем. Теоретически это может «оттолкнуть» инвесторов физических лиц.
Что касается «плюсов», то мы видим следующие:
1. Управляющему товарищу не запрещено заниматься другим бизнесом, но он не может выйти из договора в любой момент, как остальные товарищи. Это, конечно, ограничение, но оно оправдано и направлено на защиту интересов других инвесторов. После расторжения договора с товариществом управляющий товарищ также продолжает нести ответственность перед третьими лицами по общим обязательствам ещё три года.
2. Создать инвестиционное товарищество просто, для этого не требуется регистрировать новое юридическое лицо, надо просто заключить договор о совместном инвестировании. Соответственно, не нужно отчитываться в ФСФР, создавать значительный уставной капитал и т. п.
3. Законом запрещается создание негласных инвестиционных товариществ. Это важно именно для инвестиционного товари-
щества. Отметим, что Гражданский кодекс РФ позволяет создать негласное простое товарищество (ст. 1054 ГК РФ). Однако в соответствии с ч. 1 ст. 12 закона условия договора инвестиционного товарищества раскрытию не подлежат и охраняются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Раскрытие существенных условий договора для неограниченного круга лиц допустимо только по общему согласию всех товарищей. Возможно, имеется противоречие, или, точнее, второе условие «обесценивает» первое.
4. Наверное, главное достоинство предлагаемого института - инвесторы будут платить налоги только с прибыли, иных форм уплаты налогов закон не предусматривает. Также многие операции инвестиционного товарищества, судя по всему, не должны облагаться НДС.
Избежать двойного налогообложения доходов позволяет система взимания налогов, применяемая в отношении простых товариществ: они, не являясь юридическими лицами, не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль, их прибыль и убытки учитываются непосредственно участниками, которые исчисляют и уплачивают налоги со своих доходов. Двойного налогообложения в этом случае не возникает.
В заключение хотелось бы отметить, что при принятии «таких» законов часто имеются «истинные причины» их принятия, в отличие от тех, которые широко обсуждаются. В ближайшее время мы увидим, будет ли реально востребован на практике договор инвестиционного товарищества или это только благие намерения «мечтателей» о создании международного финансового центра в России.