Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество России и Европейского Союза в сфере транспортировки природного газа'

Инвестиционное сотрудничество России и Европейского Союза в сфере транспортировки природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЫНОК ГАЗА / ТРАНСПОРТ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кидямкин Анатолий Анатольевич

В статье проанализированы основные аспекты инвестиционного взаимодействия между Россией и Европейским союзом на современном этапе на примере газовой отрасли. Обсуждены возможности существующих и организации новых инвестиционных проектов в данной сфере. Выявлены меры, необходимые для повышения эффективности взаимного инвестиционного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT COOPERATION OF RUSSIA AND EUROPEAN UNION IN THE SPHERE OF TRANSPORTATION OF NATURAL GAS

In the article the main aspects of investment interaction between Russia and the European Union at the present stage on the example of gas branch are analysed. Opportunities existing and the organizations of new investment projects in this sphere are discussed. The measures necessary for increase of efficiency of mutual investment cooperation are revealed.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество России и Европейского Союза в сфере транспортировки природного газа»

УДК 339.94

АА. Кидямкин ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ

И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Аннотация. В статье проанализированы основные аспекты инвестиционного взаимодействия между Россией и Европейским союзом на современном этапе на примере газовой отрасли. Обсуждены возможности существующих и организации новых инвестиционных проектов в данной сфере. Выявлены меры, необходимые для повышения эффективности взаимного инвестиционного сотрудничества.

Ключевые слова: Европейский союз, рынок газа, транспорт, инвестиционное сотрудничество

AnatoHy Ktyamidn INVESTMENT COOPERATION OF RUSSIA AND

EUROPEAN UNION IN THE SPHERE OF TRANSPORTATION OF NATURAL GAS

Abstract. In the article the main aspects of investment interaction between Russia and the European Union at the present stage on the example of gas branch are analysed. Opportunities existing and the organizations of new investment projects in this sphere are discussed. The measures necessary for increase of efficiency of mutual investment cooperation are revealed. Keywords: European Union, gas market, transport, investment cooperation.

В последние годы Россия и ЕС реализовали ряд важных совместных инвестиционных проектов в области транспортировки природного газа европейским потребителям. Все они призваны сформировать долгосрочную концепцию сотрудничества ОАО «Газпром» со странами Европы в области обеспечения бесперебойной, надежной и безопасной доставки российского газа в страны ЕС. К ключевым из указанных инициатив относятся формирование и развитие газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».

Газопровод «Северный поток» (Nord Stream) является принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. «Северный поток» соединит Балтийское побережье России под Выборгом с Балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность газопровода составит 1224 км [6].

Новый газопровод имеет большое значение для обеспечения растущих потребностей европейского рынка в природном газе. Согласно прогнозам импорт газа в страны ЕС возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд куб. м, или более чем на 50 %. Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой «Северный поток» сможет удовлетворить около 25 % этой дополнительной потребности в импортируемом газе. В связи с этим в декабре 2000 г. решением Европейской Комиссии проекту «Северный поток» был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети), что придало ему статус ключевого проекта по созданию важнейших трансграничных транспортных мощностей, направленного на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности Европы [5, с. 109-116].

По мнению автора, у данного проекта имеется ряд стратегических преимуществ, а именно:

- он напрямую соединяет крупные сибирские месторождения и европейский внутренний

рынок;

- в соревновании за ресурсы он обеспечивает бытовым потребителям и промышленным предприятиям в Европе доступ к важным энергоносителям;

- он укрепляет энергетическое партнерство между Россией и Европой и вносит вклад в обеспечение долгосрочности энергоснабжения;

© Кидямкин А.А., 2014

— он способствует повышению безопасности поставок газа не только благодаря диверсификации источников, но и диверсификации маршрутов газа.

В конце 2011 г. «Газпром» начал строительство Беднодемьяновского подземного хранилища газа (ПХГ). ПХГ войдет в число крупнейших объектов хранения газа в России и станет одним из базовых хранилищ для покрытия сезонной неравномерности потребления газа (в том числе, в периоды аномальных похолоданий) в центральной части страны. Кроме того, ПХГ будет задействовано в обеспечении экспортных поставок газа, в частности по газопроводу «Северный поток»». К осенне-зимнему периоду 2019-2020 гг. предусмотрен вывод хранилища на проектные показатели: активная емкость - 5 млрд куб. м газа, максимальная суточная производительность на начало сезона отбора -70 млн куб. м [3].

С точки зрения перспектив выхода на внешние рынки важен факт уже имеющегося участия российского бизнеса в экономике прилегающих балтийских стран, которое может использоваться, в случае перехода на кластерный путь развития, еще полнее и эффективнее [1, с. 55]. В настоящее время главные сферы деятельности российского бизнеса в этих странах - энергетика и транспорт, причем обоюдная заинтересованность очень велика: страны Балтии стратегически зависят от поступления российских энергоресурсов, а Россия - от транзита своего энергосырья в Западную Европу через их территорию.

Газопровод «Южный поток» является другим важнейшим направлением в экспортной политике ОАО «Газпром». Он был организован с целью транспортировки российского природного газа в страны Западной Европы по дну Балтийского моря. Он состоит из двух участков - сухопутного (1455 км, а с газопроводами и отводами - 1800 км) и морского (925 км). Проектная годовая производительности на морском участке немного выше, чем у «Северного потока», хотя и сопоставима (63 млрд куб.м).

Для строительства участков газопровода по территориям европейских стран подписаны межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Словенией, Австрией, Грецией, Хорватией, а также в партнерстве с уполномоченными национальными компаниями этих стран созданы совместные проектные компании для практической реализации проекта (совместная компания в Хорватии находится в процессе учреждения). Завершены ТЭО строительства всех участков газопровода: в 2010 г. - в Сербии и Словении, в 2011 г. - в Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Хорватии и Греции. В сентябре 2011 г. подписано Соглашение акционеров компании South Stream Transport AG для реализации морского участка проекта. В соответствии с документом доля участия ОАО «Газпром» в проекте морского газопровода составляет 50 %, итальянской ENI - 20 %, немецкой компании Wintershall Holding и французской EDF - по 15 %. В декабре 2011 г. получено разрешение Турецкой Республики на строительство морского участка газопровода «Южный поток» через исключительную экономическую зону Турции в Черном море. Также решением Болгарии в декабре 2011 г. болгарскому участку газопровода «Южный поток» присвоен статус объекта национального значения. В октябре 2012 г. Правительством Венгрии проекту «Южный поток» на территории Венгрии присвоен статус объекта общественного интереса. В ноябре 2012 г. партнерами (ОАО «Газпром», ENI, EDF и Wintershall) было реализовано совместное решение о смене юрисдикции компании со Швейцарии на Нидерланды и учреждена новая совместная проектная компания South Stream Transport B.V [4, с. 46].

В соответствии с основной целью проекта «Южный поток» предполагается, что он снизит транспортные риски для России. Первые поставки газа по «данному газопроводу начнутся раньше, чем по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому практически в те же страны планируется поставлять около 10 млрд куб. м газа из Азербайджана» [2].

Важно учитывать то, что компания «Газпром» при существующей системе газового рынка не сможет покупать газопроводы в тех странах Европы, через которые пройдет «Южный поток», по-

скольку по действующим правилам ЕС компании из третьих стран могут приобретать передающие мощности или трубопроводы в европейских странах только в случае, если структура их бизнеса соответствует правилам Третьего энергопакета. В случае с ОАО «Газпром» главное из них - отделение бизнеса по добыче газа от бизнеса по транспортировке и реализации газа - пока не соблюдается. В целом, несмотря на то, что экономическая эффективность «Южного потока» в условиях возможного сокращения спроса на российский газ в Европе остается пока под вопросом, его политические преимущества не вызывают сомнений.

Два указанных проекта являются, пожалуй, основными в экспортной стратегии нашей страны на мировом рынке газа. Кроме этого, имеет место ряд других проектов, играющих важное значение для повышения эффективности экспорта российского газа, например, СРТО - Торжок, Грязовец -Выборг, а также проект расширения ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» [4, с. 45-46]. Продолжение усилий по диверсификации транспортных путей российского экспорта в Европу (строительство портов и нефтяных терминалов в Ленинградской области) будет способствовать большей гибкости политики РФ на Балтике. Этот курс необходимо сочетать с отпором проявлениям атлантизма. Добрососедские отношения между Россией и государствами Прибалтики полностью соответствуют интересам обеих сторон.

Указанные выше проекты в сфере модернизации и развития газотранспортной инфраструктуры экспорта являются областью как российских, так и европейских экономических интересов, поскольку основными проблемами существующих транспортных маршрутов экспорта газа являются:

- высокая степень износа газопроводов;

- низкий уровень географической диверсификации, поскольку все имеющиеся маршруты проходят через территорию Украины и Белоруссии.

Именно с этими обстоятельствами и связано несколько видов рисков (технических, экономических и репутационных), наступление которых в последние годы стало носить периодический характер (например, газовые конфликты между Россией и Украиной в 2005-2006 гг. и 2008-2009 гг.). Последствия этих конфликтов отражаются как на российских экспортерах, так и на потребителях стран Центральной и Восточной Европы. Для более полного раскрытия положительных эффектов для экономики РФ от реализации инвестиционных проектов в газовом сотрудничестве с ЕС необходим комплекс мер, которые сводятся к следующему:

- сохранение регулятивных барьеров, существующих для разработки крупных месторождений газа, с высокими геологическими параметрами и расположенных в легкодоступных районах, в целях предотвращения оттока капитала из других отраслей промышленности; целесообразно при этом снимать ограничения на разработку и разведку отдаленных залежей газа в шельфовых зонах;

- реализация проектов на основе совместных предприятий и обмена активами представляется наиболее выгодной и перспективной формой сотрудничества России и ЕС при осуществлении транснациональных инвестиционных проектов;

- сохранение за Россией контроля над добывающими газовыми предприятиями на территории нашей страны, что необходимо как для недопущения уменьшения маржи отечественного добывающего бизнеса, так и для поддержания цен на рынке газа ЕС;

- обеспечение надежных поставок газа в условиях роста его потребления и снижения добычи в ЕС; это будет способствовать развитию стратегических энергетических связей с РФ на основе создания новых газотранспортных маршрутов в целях снижения логистических издержек и транзитных рисков;

- в качестве одной из возможных мер, направленных на недопущение переноса значительной части маржи в зарубежный сегмент газового бизнеса, который вызван дальнейшим развитием Третьего энергетического пакета и подобных правовых актов и директив, необходимо сохранение

контроля со стороны государства над экспортом газа; более того, необходима выработка механизма, направленного на увеличение эффективности использования природной ренты в РФ;

- необходимо решить задачу обеспечения и роста спроса со стороны газовой промышленности на товары других отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности);

- необходимо осуществлять приращение экспортного потенциала газовой отрасли, учитывая качественное изменение структуры экспорта на основе замещения газа продуктами с более высокой степенью промышленной обработки.

Библиографический список

1. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада РФ и ЕС / Под ред. В.П. Гутника, А.П. Клемешева. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006.

2. Блинков В.М. Южный поток: строительство начато [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/1179-yuzhnyy-potok-stroitelstvo-nachato#.Uv33hPl_t28

3. «Газпром» начал строительство крупного ПХГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2011/november/article122806/

4. «Газпром» в цифрах. 2008-2012. Справочник. - М., 2013.

5. Начаты коммерческие поставки газа по газопроводу «Северный поток» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2011/november/article122594/

6. «Северный поток» (Nord Stream) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/production/projects/pipelines/nord-stream/

7. Татаринова Е.А. Место и роль России в развитии транспортной инфраструктуры в регионе Балтийского моря: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: ГУУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.