II университета
'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации
УПРАВЛЕНИЕ И ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО
Д. Б. Дунская,
аспирант, СПГУВК
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
INVESTMENT PROGRAMMING AS MECHANISM FOR ACHIEVEMENT OF INVESTMENT POLICY OF THE STATE
В статье рассмотрена семантика и взаимосвязь понятий «инвестиционная деятельность» — «инвестиционная программа» — «инвестиционный проект».
The article examines the meaning and correlation of the concepts "investment activities" — "investment plan" — "investment project".
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционное планирование, инвестиционная программа, инвестиционный проект.
Key words: investment activities, investment planning, investment program, investment project.
ИАЗВИТИЕ отраслей экономики, экономической инфраструктуры и социальной сферы в современных условиях России невозможно без эффективной инвестиционной политики государства. Инвестиционная политика представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем [1]. Инвестиционная политика государства задает вектор развития инвестиционной сферы и способствует активизации инвестиционной деятельности на региональном, отраслевом и микроуровне.
Инвестиционная деятельность выступает одним из важнейших факторов эконо-* мического роста государства. Федеральным
I законом РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об
Л
и инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная деятельность предполагает рациональную организацию процесса инвестиционного планирования, что по своему экономическому смыслу заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов. Планирование инвестиционной деятельности является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления государством, при котором необходимо учитывать все аспекты экономической деятельности страны, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития экономики, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. Планирование инвестиционной деятельности как на уровне государства, региона или отрасли, так и на микроуровне выражается в форме инвестиционных проектов либо в форме инвестиционных программ.
Под инвестиционным проектом понимают обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций [6].
Инвестиционные программы заключаются в создании комплекса производственных, социально -экономических, организационно -правовых и других мероприятий, которые согласованы по ресурсам, исполнителям, органам управления и срокам осуществления и направлены на достижение конкретных целей [4]. Инвестиционные программы определяют направления дальнейшего экономического развития и возможности устойчивого функционирования и роста хозяйствующих субъектов.
Инвестиционные программы представляют собой сбалансированную систему, элементами которой являются инвестиционные проекты, характеризующуюся следующими признаками [2]:
— нормативно-правовая общность;
— общность системы управления;
— общность ресурсного обеспечения;
— общность подходов к оценке эффективности реализации;
— общность инфраструктуры разработки и реализации инвестиционных программ.
Принципиальные отличия инвестиционных программ от совокупности включенных в нее планов и проектов заключаются в следующем [3]:
— при правильном формировании программы ее эффект обычно больше, чем сумма эффектов включенных в нее проектов;
— все проекты программы, как правило, имеют единый общий организационно-экономический механизм реализации;
— все проекты программы имеют некоторую общую цель, а следовательно, отбор проектов в программу производится по единым критериям.
Основное внимание при формировании инвестиционных программ должно быть уделено механизмам и критериям отбора и ранжирования проектов и планов. В качестве ограничений при отборе и ранжировании проектов могут выступать следующие ограничения [4]:
— физические ограничения, связанные с тем, что некоторые факторы производства могут присутствовать в экономике неэластичным предложением;
— правовые ограничения предполагают, что все действия органов управления в
// университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
инвестиционной сфере должны регламентироваться существующий правовой базой;
— социально-экономические ограничения, которые призваны сузить допустимые масштабы неравенства в распределении результатов инвестиционных предложений;
— бюджетные ограничения, определяющие объемы финансирования программы;
— экологические ограничения.
Разработка и реализация программы
инвестиционной деятельности — сложный и трудоемкий процесс, осуществляемый поэтапно:
— определение целей и задач программы;
— анализ исходного состояния проблемы и предпосылок формирования программы;
— генерация альтернатив;
— выбор критериев и показателей эффективности;
— выявление влияющих факторов и системы ограничений;
— определение ресурсной обеспеченности;
— формирование инвестиционной программы;
— определение методов реализации программы;
— определение сроков реализации;
— расчет ожидаемых результатов и экономической эффективности программы;
— уточнение и корректировка исходных позиций;
— реализация программы;
— оценка результатов программы.
Важно отметить, что конечная цель программы не может быть представлена отдельной точкой во времени или пространстве. Инвестиционная программа имеет разветвленный пространственно-временной характер.
Механизм создания инвестиционной ™
программы должен основываться на принци- Ц
пе оптимальности, то есть наилучшего соот- *
ношения ряда характеристик, таких как лик-^^103 видность, доходность, время реализации, эффективность, совместимость, рискованность.
Созданиеинвестиционныхпрограмм — важнейшее направление совершенствования методов управления инвестиционной деятель-
II университета
'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации
ностью. По признаку «определение субъекта составления и исполнения инвестиционных программ» их можно классифицировать на общефедеральные, региональные, отраслевые и производственные (рис. 1) [2].
Такая классификация инвестиционных программ предопределена конкретными целями инвестиционной политики государства на всех уровнях. С точки зрения нормативно-правовой базы любая государственная инвестиционная программа, в отличие от закона, постановления, распоряжения или указа, не имеет конкретной юридической силы. Макроэкономические, отраслевые и региональные инвестиционные программы выступают в качестве целевых ориентиров, рекомендаций инвестиционного развития.
Программы инвестиционного развития, как на уровне государства, так и в масштабах одного региона, должны учитывать тенденции развития смежных сегментов экономики. Реализация инвестиционных программ будет эффективной лишь в том случае, если указанные программы будут тесным образом взаимосвязаны с тенденциями развития рынков труда и товаров по основным количественным и качественным характеристикам [2].
Особое место в инвестиционных программах занимает группа отраслевых инвестиционных программ, которая довольно обширна по спектру решаемых проблем. Так, в России ежегодно принимаются программы регулирования деятельности и управления инвестициями в рамках отраслей экономики.
Водный транспорт, как и транспорт в целом, безусловно, является ограничителем развития экономики России, поскольку наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.
В настоящее время на транспорте инвестиционная деятельность государства реализуется в основном через механизм Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», целями которой являются: повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, обеспечение конкурентоспособности, комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, реализация транзитного потенциала страны. Программа представляет собой совокупность подпрограмм,
Федеральные
Стратегии инвестиционного развития
ш
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
Региональные
Взаимодействия центра и регионов
Распределения государстве иных инвестиций
Стимулирования частных инвестиций
Развития крупных производств
Отраслевые
Развития отраслей экономики
Межотраслевой интеграции
Роста ^ инновационных отраслей
Производственные
■> Долгосрочные
Стратегические
Рис. 1. Основные виды инвестиционных программ
определяющих приоритеты развития транспортного комплекса, в том числе морского и внутреннего водного транспорта, на отдаленную перспективу. Эффективность программы будет обусловлена рядом показателей, но сегодня можно говорить, что структура программы и ее подпрограмм отвечает необходимым критериям.
Для достижения целей подпрограммы «Морской транспорт» необходимо решение ряда задач: обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров, увеличение пропускной способности российских морских портов и провозной способности морского транспортного флота, обеспечение надежности и безопасности функционирования морского транспорта. Для решения задач подпрограммы должны быть осуществлены мероприятия по увеличению производственной мощности российских морских портов, строительству транспортных, аварийно-спасательных, гидрографических, ледокольных и патрульных судов, строительству и реконструкции объектов берегового базирования бассейновых аварийно-спасательных управлений, мероприятия по укреплению материально-технической базы морских учебных заведений, а также по научно-техническому обеспечению. Общее первоначально запланированное финансирование подпрограммы составляет 630,7 млрд руб., из которых в виде капитальных вложений — 629,7 млрд руб.
Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» предусматривает решение таких задач, как устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Рос-
// университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
сийской Федерации, повышение конку ренто-способности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Реализация подпрограммы позволит сократить долю внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность европейской части России, и ликвидировать к 2015 г. аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях. Общее первоначально запланированное финансирование подпрограммы составляет 206,3 млрд руб., капитальные вложения из которых — 205,3 млрд руб.
В соответствии с вышеизложенным содержанием и этапностью разработки инвестиционных программ при изменении макроэкономического окружения или других условий выполняется уточнение и корректировка исходных позиций программы и промежуточная оценка ее результатов. В настоящее время такая необходимость возникла в связи с мировым экономическим кризисом. Минэкономразвития России считает, что в среднесрочной перспективе необходимо сократить расходы на дорожное строительство, на строительство, реконструкцию и модернизацию портовой и аэропортовой инфраструктуры, на развитие объектов железнодорожного транспорта и перенести ряд проектов на более поздний срок. Однако любое изменение программных индикаторов требует серьезного научного обоснования.
Список литературы
со
1. Сеялова Г. С. Инвестиционная политика предприятий: метод. указания. — Оренбург, Ц 2005. *
2. Быковская Е. В. Управление инвестиционными программами субъекта Российской Феде-^^05 рации (на примере Тамбовской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Тамбов, 2004.
3. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2008.
4. Крыжановский О. А. Совершенствование механизма формирования региональных инвестиционно-строительных программ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Тюмень, 2005.