Научная статья на тему 'Инвестиционное проектирование франчайзинга'

Инвестиционное проектирование франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТОРЫ / FRANCHISING / INVESTMENT PLANNING / INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Надежда Николаевна

В статье показана актуальность вложения инвестиций во франчайзинг на 265 отечественном рынке, рассмотрены основные моменты повышения привлекательности франчайзингового предложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study shows the relevance of investing in franchise in Russia and discusses the improvement of the demand for the franchising offer.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное проектирование франчайзинга»

Проблема выбора мероприятий усложняется, если учитывать возможность нескольких исходов от одного и того же мероприятия, т.е. принимать во внимание динамику экономической ситуации и возможные изменения.

Главным достоинством анализа эффективности затрат является получение количественной (стоимостной) оценки инвестиционных проектов. В результате этой оценки становится возможным ранжировать рассматриваемые варианты проектов по степени эффективности их применения.

Литература

1. Кудрявцева О.В. Экологический аудит. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. 62 с.

2. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: теория и практика // Экономический альманах. 1999. №1.

3. Программа подготовки консультантов по экологическому аудированию для финансовых посредников: Рабочее руководство. М., 1995. Artur D. Litte, Акорн Парк, Кембридж, Массачусеттс.

4. Авалиани С.Л., Голуб А.А., Струкова Е.Б., Шапошников Д.А. Основные положения методических рекомендаций по зачету природоохранных затрат в счет внесения платежей за загрязнение окружающей среды //Укрепление экологических фондов и система управления природоохранной деятельностью/Под науч. ред. Р.А. Перелет, Е.Д. Гнеденко. Ч. 2. М., 1998.

УДК 338.46

Инвестиционное проектирование франчайзинга

Филимонова Надежда Николаевна, к.э.н, доцент кафедры «Финансы»,

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва, [email protected]

The study shows the relevance of investing in franchise in Russia and discusses the improvement of the demand for the franchising offer.

В статье показана актуальность вложения инвестиций во франчайзинг на

отечественном рынке, рассмотрены основные моменты повышения привлекательности франчайзингового предложения.

Key Words: franchising, investment planning, investors

Ключевые слова: франчайзинг, инвестиционное проектирование, инвесторы

Условием развития и устойчивой жизнедеятельности любой организации является эффективность вложения инвестиций в определенные инвестиционные проекты.

Инвестиционный проект - это комплексный план или программа вложения инвестиций для достижения поставленных целей. Иногда под инвестиционным проектом понимают систему организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.

Сегодня инвестиционное проектирование во франчайзинговой среде становится все более популярным среди российских компаний. Проблема актуальности вложения инвестиций во франчайзинг на отечественном рынке достаточно значима. В то же время активно проявляют себя западные франчайзеры - крупные международные корпорации и небольшие национальные сети. Несмотря на все это, число ежегодно продаваемых франшиз не превышает нескольких десятков. Причина заключается в несоответствии качества услуг, предлагаемых продавцом франшизы, ожиданиям франчайзи.

Поэтому сначала нужно определить базовое условие, при котором франшизы той или иной компании вообще будут пользоваться спросом. Речь идет о динамике рынка, на котором продает свои товары или услуги франчайзер. В России наиболее перспективными для развития франшизных систем становятся так называемые «остывающие рынки» - те экономические сегменты, темпы роста которых начинают сокращаться. Это, с одной стороны, препятствует основным игрокам отрасли развиваться за счет собственных средств (так, например, происходит в индустрии компьютерных клубов, видеопрокатов), а с другой стороны, затрудняет вхождение в рынок непрофессионалов. Как правило, на «остывающих» рынках наиболее эффективные механизмы развития - слияние и поглощение (рекламный рынок), а также франчайзинг (химчистки, рестораны). Для непрофильного инвестора присоединение к одной из франшизных систем будет наиболее эффективным решением.

В отличие от Запада, в России проще продавать франшизы тех компаний, которые работают в стагнирующих отраслях, а не тех, что принадлежат к динамично растущим

рынкам. Парадокс обусловлен спецификой российских франчайзи. Дело в том, что для покупки франшизы и создания соответствующего бизнеса (или покупки бизнеса, основанного на франчайзинге) нужно иметь не менее $20-25 тыс.. (по нашим расчетам, средний размер первоначальных инвестиций составляет $60 тыс.). Понятно, что получить кредит на эту сумму в условия высоких рисков, присутствующих российскому предпринимательству, практически невозможно. К тому же на динамично растущие рынки предприниматели могут войти самостоятельно, не пользуясь франчайзингом, создав фирму с нуля или купив действующие предприятие, способное неплохо развиться и без поддержки большой сети.

Таким образом, франшизы компаний, которые относятся к находящимся в стадии «разогрева» рыночного сегмента, не пользуются необходимым спросом, да и сами сетевые фирмы не спешат становиться франчайзерами: получаемой прибыли вполне хватает для самостоятельного развития.

Опрос более чем 1 200 потенциальных покупателей действующих предприятий, проведенных консалтинговой группой MD (г. Москва) в марте - июне 2008 года, а также опыт продажи франшиз компаний, работающих в различных отраслях (ЬеаШу-бизнес, fashion-бизнес, туризм, общественное питание), показывает, что большинство российских инвесторов рассматривают покупку франшизы как некий аналог готового бизнеса.

Характерно, что в сфере франчайзинга, как и на рынке готового бизнеса, потенциальные инвесторы-франчайзи отдают свое предпочтение не известности бренда компаний- франчайзера ( на этот момент обращают внимание только 20% опрошенных), а показателям доходности инвестиций (37%) и отлаженности технологий работы, передаваемой в рамках франчайзинговых взаимоотношений. Как и на рынке готового бизнеса, большая часть потенциальных франчайзи проявляет интерес к франчайзинговым точкам, затраты на открытие которых (вместе со стоимостью франшизы) не превышают $50 тыс. Минимальная доходность, на которую согласны инвесторы, желающие присоединиться к той или иной сети, составляет 40% годовых. Для большинства из них покупка основанного на франчайзинге бизнеса - альтернативный способ вложения свободных средств. Инвестор предпочитает получить объект, по своим характеристикам приближающийся к готовому бизнесу.

Перечислим основные моменты повышения привлекательности франчайзингового предложения.

1. Предоставление помещения. Общеизвестно, что в крупнейших российских городах растет дефицит свободных помещений, подходящих для открытия различных

предприятий потребительского рынка. К примеру, практически все площади на фуд-кортах торгово-развлекательных центров, открывающихся в Москве и ближайшем Подмосковье, разбираются арендаторами еще на стадии строительства. Если франчайзер, используя свои ресурсы, может предложить франчайзи подходящее помещение со среднерыночной арендной платой, высокие темпы развития франшизной системы гарантированы.

2. Создание франчайзинговой точки «под ключ». Большинство франчайзи отдают

предпочтение получению уже готового к работе бизнеса: капитальный ремонт,

производственное и торговое оборудование, мебель, наружная реклама, персонал. За эту услугу некоторые франчайзи готовы платить на 10-15% больше суммы, предлагаемой при самостоятельной организации точки. В любом случае франчайзи должен получить перечень необходимых требований к оборудованию и дизайну помещения, список производителей, у которых можно заказать эту продукцию. Подготовка бизнеса «под ключ» должна быть дополнительной, но не обязательной услугой.

3. Предоставление документов, необходимых для работы точки. Стоимость этой услуги нередко включают в паушальный взнос (стоимость франшизы). Дело в том, что самостоятельное получение франчайзи необходимых лицензий может занять много времени (до полугода). Это сильно задерживает присоединение к сети нового участника, потребует дополнительных затрат с его стороны. Что касается вопросов с органами СЭС, пожарными и прочими органами, без разрешений которых работа предприятия оказывается нелегитимной, то здесь инвестору нужно будет действовать самостоятельно. Правда, в ситуации, когда в сети работают небольшие компании (например, туристический бизнес), франчайзер нередко оказывает своим партнерам юридическую поддержку, использует собственный авторитет для установки неформальных связей с чиновниками различного уровня. Последнее в договоры не вносится, но, как правило, обсуждается в процессе переговоров с потенциальными франчайзи.

4. Сопровождение деятельности франчайзи. Кроме правового содействия и неформальной поддержки, покупатели франшизы ожидают от франчайзера помощи в маркетинге, ведении бухгалтерии и прочих вопросах. Здесь многое зависит от специфики бизнеса. Например, в туризме обязательна централизованная закупка туров для всей сети. В этом случае отдельные агентства смогут получать повышенную комиссию, являющуюся главным преимуществом туристического франчайзинга. В общепите важно наличие единых поставщиков. Это решит проблему качества предлагаемых ресторанами блюд, уменьшит стоимость продуктов, сократит транзакционные издержки для франчайзи.

5. Маркетинговая поддержка. В маркетинговую поддержку участников сети, как правило, входит проведение рекламных акций, работа единого сайта франшизной системы, са11-центра и т.д. Кроме того, франчайзи предоставляет необходимые рекламные материалы, которые он может использовать для продвижения своего бизнеса. Инвесторы без особых проблем соглашаются ежемесячно отчислять на рекламные мероприятия до 5% от выручки своей фирмы, однако они требуют отчета, на какие именно мероприятия расходуются средства. Для франчайзи особенно важно, когда часть средств рекламного фонда идет на продвижение конкретной точки в месте ее нахождения: установку штендеров, раздачу листовок, рассылку писем потенциальным потребителям, размещение роликов на местных каналах кабельного телевидения и т.д.

6. Бухгалтерское сопровождение актуально, прежде всего, для франшизных систем, состоящих из небольших компаний. Например, сетевое туристическое агентство, доход которого составляет $4,5-5 тыс. в месяц, не может позволить себе собственного бухгалтера и ожидает, что необходимые учетные и отчетные мероприятия будут проведены франчайзером. Более крупный бизнес (например, ресторан) может позволить себе содержание собственной бухгалтерии и быть не очень заинтересованным в том, чтобы франчайзер мог вникать в реальное положение дел компании-франчайзи.

В большинстве случаев инвесторы вынуждены пользоваться системой учета, предоставленной управляющей компанией. Но, как показывает опыт, они предпочитают не афишировать данных о финансовых показателях работы предприятия, предоставляя франчайзеру лишь минимум информации.

Франчайзинг - это система, основанная на партнерстве, когда головная компания контролирует открываемые точки, а собственники последних имеют возможность влиять на деятельность управляющей структуры сети. Поэтому франчайзи стремится иметь механизмы контроля над франчайзером.

Механизмы такого влияния закрепляются, например, в обязательстве франчайзера не открывать новых точек (и не продавать франшизы на их открытие) в районе, где уже имеются франчайзинговые фирмы, без согласования с владельцами последних. Кроме того, франчайзи желают в той или иной степени контролировать процесс принятия в сеть новых участников. Это становиться возможным, в частности, благодаря создания клубов (иногда неформальных), где происходит первое представление кандидатов на присоединение к франшизной системе, согласовывается процесс внедрения инноваций в работе сети, например расширение меню или изменение элементов дизайна. Клубы играют позитивную роль в привлечении в сеть новых членов: потенциальный инвестор

получает подробную информацию о работе франшизных точек от их непосредственных владельцев. Правда, желательно, чтобы такого рода коммуникации осуществлялись под контролем франчайзера.

Кроме того, для привлечения франчайзи важно иметь бизнес-план франчайзинговой точки, а не обходиться краткой и неаргументированной информацией, как это делают многие российские франчайзеры, апеллируя к конфиденциальности сведений о своих доходах. Франчайзи должен знать примерную (но подробную) структуру затрат и поступлений, типичную для точки с определенными площадью и месторасположением. Возможно даже проведение необходимых маркетинговых исследований (за счет франчайзи), которык должны дать ответ на вопрос о перспективности открытия конкретной франчайзинговой точки.

Безусловно, одновременное предоставление франчайзи всех перечисленных здесь условий невозможно- это невыгодно для франчайзера. Однако предложение ряда из них способно значительно усилить привлекательность от инвестора конкретной франшизной системы, в несколько раз увеличив число проданных франшиз, а значит, и размер сети, и ее эффективность.

На сегодняшний день в России немного предприятий, располагающих достаточным объемом денежных средств, которые они могли бы инвестировать в собственное производство. Получить их можно благодаря привлечению капиталовложений потенциальных инвесторов под конкретные инвестиционные проекты.

Принятие решения об инвестировании проекта всегда обусловлено целями, поставленными предприятием. В первую очередь, это достижение запланированного объема прибыли, производство новой продукции или нового вида услуг, увеличение объема продаж, доли контролируемого рынка, поддержание уже достигнутого положения на рынке, увеличение производительности труда.

Все инвестиционные проекты, осуществляемые в России, можно разделить на 3 группы: вложение средств в новое предприятие, модернизация старого (уже

существующего) предприятия, вложение средств в оборотный капитал (в текущие «нужды»).

Инвесторов, в свою очередь, можно разделить на внутренних и внешних. Внутри страны финансированием инвестиционных проектов занимаются, в основном, крупные инвестиционные фонды (в России их пока мало), инвестиционные компании и банки.

Большинство российских проектов требует таких объемов капиталовложений, которые могут сделать лишь иностранные инвесторы. Инвестирование из-за рубежа тем

более привлекательно, что оно, как правило, оказывается менее дорогим, чем ресурсы внутренних российских вкладчиков. Однако на пути иностранного капитала в Россию встает множество препятствий. Так, одним из «отпугивающих» факторов является проблема репатриации прибыли. Множество барьеров существует в области налогов (например, еще не полностью решена проблема двойного налогообложение), таможенных платежей и административного регулирования. Не хватает льгот для иностранных инвесторов. Таким образом, доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений весьма незначительна.

Как внутренние, так и зарубежные инвесторы при принятии решения о капиталовложениях учитывают рейтинг региона, где расположен объект инвестирования. На сегодняшний день наиболее привлекательна для инвесторов Москва, где мэрией приняты некоторые дополнения к всероссийскому законодательству, делающие инвестиции менее рискованными и более выгодными.

Кроме инвестора и объекта инвестирования, в процессе вложения капитала участвует третья сторона - организация-посредник.

Услуги, предоставляемые фирмами-посредниками, можно разделить на три степени сложности (соответственно трудоемкости и стоимости).

1. Информационное обслуживание. Обычно за этот вид услуг взимается фиксированная плата.

2. Составление бизнес-плана компанией-посредником. При этом стоимость такой услуги будет зависеть непосредственно от трудоемкости конкретного бизнес-плана и от сопряженных с ним сложностей (в частности, стоимость работ по составлению бизнес-плана на иностранном языке будет существенно выше, чем на русском).

3. Компания-посредник становится финансовым агентом инвестора или объекта инвестирования по инвестиционному проекту. То есть ко всем вышеперечисленным услугам добавляются услуги по проведению денежных расчетов между инвестором и объектом инвестирования. В некоторых случаях финансовый агент участвует в управлении инвестиционным объектом. Квалифицированные посредники, как правило, имеют базы данных по инвесторам и по инвестиционным проектам. Обычно стоимость услуг западных посреднических фирм больше, чем российских. Поэтому для многих поставщиков и потребителей инвестиций предпочтительнее оказывается перспектива работы с внутренними квалифицированными посредниками. Качество предоставляемых ими услуг сравнимо с западным, в то время как их стоимость намного ниже. Более того,

зарубежные посредники зачастую менее гибки и сведущи в решении специфических для России вопросов. При принятии решения об обращении в ту или иную посредническую фирму важным показателем, как для инвесторов, так и для объектов инвестирования являются успешно осуществленные инвестиционные проекты. Так как у опытной фирмы наверняка имеются устоявшиеся связи и выработана стратегия сотрудничества с инвестиционными объектами и инвесторами.

Вкладывать средства во франчайз-проект могут как частные лица, желающие начать собственное дело, так и корпоративные инвесторы.

Под инвестициями во франчайз-проект понимается финансирование разработки франшизного пакета и стратегии его продвижения на рынке. Результат данного этапа (разработанный франшизный пакет) обычно включает в себя:

Концепцию создания франчайзинговой сети-консультантом разрабатываются правила создания и функционирования сети, требования к кандидатам-франчайзи, экономическое обоснование инвестиций в покупку франшизного пакета, стратегия продвижения и продаж франшизного пакета, прописанные взаимоотношения франчайзера и франчайзи на каждом из этапов формирования сети;

• пакет договоров, оформляющих каждый этап сотрудничества франчайзера и франчайзи при создании и функционировании франчайзинговой сети;

• рекомендации (учебник) для франчайзи по организации и эффективному ведению данного бизнеса;

• инвестиционный меморандум по франшизному пакету, который передается потенциальному франчайзи по специально разработанной процедуре.

В реализации любого франчайз-проекта выделяются два основных этапа

1. Подготовка франшизного пакета (франшизы), которая заключается в разработке ключевых параметров будущей франшизной системы и пакета соответствующей юридической документации.

2. Продвижение на рынок разработанной франшизы и формирование единой франчайзинговой сети.

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

Прежде всего, необходимо определить участников франчайз-проекта. В стандартных случаях в этом качестве выступают:

• предприниматель (потенциальный франчайзер, субъект управления и принятия решений), желающий развивать свою компанию посредством франчайзинга, он же фактически является единственным носителем комплексного знания сути своего бизнеса и заказчиком проекта;

• консультант (на первом этапе-разработчик проекта, а на втором-оператор сделок по продаже франшиз), который обеспечивает качество разработки продукта, прдлагаемого к продаже в рамках франчайзинговой системы;

• франчайзи-покупатель франшизы, инвестор, вкладывающий капитал в единую франчайзинговую сеть, нередко это физическое лицо, человек, желающий открыть собственное дело.

Потенциальному франчайзеру (при помощи консультанта) принципиально важно понять, что является конкурентным преимуществом будущей франшизной системы, за счет чего бизнес уже достиг успеха на локальном рынке. Это может быть уникальная технология производства или обслуживания клиентов, или продукт, у которого в данный момент отсутствуют конкуренты.

Таким образом, франчайзинг - это удобный способ запуска бизнеса: здесь приобретается первый опыт в предпринимательстве в новой для себя сфере. Для покупателей франшизы решены многие организационные и маркетинговые вопросы, потому что франшиза-это программа, которая включает помощь в создании и работе, рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии и обучение персонала. Инвестор получает продуманную и проверенную схему бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.