Научная статья на тему 'Инвестиционное поведение предприятий в 2009-2010 гг'

Инвестиционное поведение предприятий в 2009-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное поведение предприятий в 2009-2010 гг»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2009-2010г.г.

С. Аукуционек

1. Показатели инвестиционного процесса в целом

Как показывают опросы РЭБ, инвестиционная активность промышленных предприятий в 2009г. заметно снизилась под влиянием экономического кризиса. ДОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, НЕ ЗАКУПАЮЩИХ ОБОРУДОВАНИЕ два и более месяцев подряд, выросла по сравнению с 2008г. на 15 процентных пунктов - до 48%. Это самый высокий уровень показателя, начиная с 2000г.

Аналогичная картина вырисовывается, если от оборудования перейти ко ВСЕМУ ОБЪЕМУ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (по 12-месячным промежуткам времени). Доля предприятий, у которых капитальных вложений не было в течение 6 предшествующих месяцев, и не ожидалось в течение 6 последующих месяцев (относительно момента проведения опроса), в среднем за 2009 г. составила 29%. Это на 11 процентных пунктов хуже (больше), чем было год назад и тоже соответствует уровню 2000г.

Косвенным измерителем инвестиционной активности, используемым в исследованиях РЭБ, является СТЕПЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАНОВ. В 2009г. выполняемость планов резко упала - до 62% (принимая за 100% весь объём запланированных капитальных вложений предприятия). Это - худший результат за последние 8 лет.

2. Лимитирующие факторы капитальных вложений

Среди ФАКТОРОВ, СДЕРЖИВАЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ предприятий, первое место, по-прежнему, удерживает "нехватка финансовых средств”. В 2009г. на данное обстоятельство указывали в среднем 80% респондентов - на 7 процентных пунктов больше, чем год назад. Таким образом, тенденция смягчения финансовых ограничений наблюдавшаяся на протяжении 6-и лет, с 2002г., когда рейтинг этого показателя равнялся 84%, была прервана экономическим кризисом.

На втором месте привычно идут "высокие цены на оборудование и строительство” -51%. Здесь зафиксировано падение на 8 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом. Что связано с очевидным замедлением инфляции в 2009г.

Третье место по частоте упоминаний занимает "высокий банковский процент” - 35% (+1 процентный пункт). Долгосрочная тенденция роста данного показателя, наблюдавшаяся в 1997-2004гг., сменилась его относительной стабилизацией на уровне 30-36% в 2004-2009гг.

Рейтинг такого неблагоприятного для капитальных вложений фактора, как «большая задолженность», за год не изменился и составил 9%. Но если сравнивать с 1997-1998гг., то он уменьшился в пять раз и фактически перешел в разряд малозначащих факторов инвестирования.

Заметно вырос рейтинг такого фактора как «неясность общей обстановки». В 2009г. его рейтинг равнялся 34% (+16 пунктов). Как видно из таблицы 1, это - абсолютный рекорд данного показателя.

Недостаточную прибыльность инвестиционных проектов», отметили в 2009г. 12% респондентов (- 2процентных пункта).

Таблица 1.

Факторы, ограничивающие капитальные вложения (доля респондентов, отметивших данный

фактор в качестве важного, %)1)

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

1.Нехватка финансовых средств 73 81 82 81 81 84 80 78 78 76 74 73 80

2. Высокие цены оборудования и строительства 50 46 54 58 58 55 53 52 51 56 63 59 51

3. Высокий банковский процент 22 24 24 24 25 28 26 30 31 36 31 34 35

4. Большая задолженность 40 38 27 23 22 22 17 17 13 12 8 9 9

5. Неясность общей обстановки 21 24 18 15 13 13 14 13 17 15 11 18 34

6. Избыток производственных мощностей 20 16 16 13 12 13 11 11 12 10 10 10 10

7. Малая прибыльность инвестиционных проектов 7 4 5 5 7 5 8 14 12 13 18 14 12

1) Предлагалось указать не более трех факторов.

По сравнению с прошлым годом дифференциация рейтингов по отдельным отраслям увеличилась по все факторам, кроме финансовых ограничений. В первую очередь это касается таких факторов, как высокий банковский процент и неясность общей обстановки. Так, если для предприятий из лёгкой промышленности рейтинг банковского процента составил менее 30%, то в лесопромышленном комплексе он приближается к 60% (см. Табл. 2). Почти столь же большие расхождения и по фактору неясности обстановки. «Чемпионом» здесь оказалось производство стройматериалов - 42%. В то же время в лесопромышленном комплексе респондентов, считавших неясность общей обстановки одной из важнейших причин сдерживающей капитальные вложения, набралось всего 13%.

Таблица 2.

Факторы, ограничивающие капитальные вложения по отраслям промышленности за 2009г.

(доля респондентов в каждой отрасли, отметивших данный фактор в качестве важного, %)1)

1Нехватка финансовых средств 2. Высокие цены оборудования и строительства З.Высокий банковский процент 4 Большая задолженность 5. Неясность общей обстановки 6. Избыток производственных мощностей 7. Малая прибыльность инвестиционных проектов

Черная и цветная металлургия 80 33 35 9 34 27 4

Машиностроение и 80 52 33 5 37 13 13

металлообработка

Химия и нефтехимия 80 46 42 4 32 0 26

Лесопромышленный комплекс 86 53 59 15 13 0 0

Промышленность стройматериалов 86 48 31 9 42 10 2

Легкая промышленность 72 50 28 7 34 8 12

Пищевая промышленность 76 57 36 18 28 9 11

Разность между максимальным и минимальным рейтингом (проц. пункты)

2009 14 24 31 14 29 27 26

2008 35 11 18 9 16 18 24

2007 9 17 11 10 14 15 16

2006 35 35 35 17 23 14 14

2005 21 14 20 18 14 18 10

2004 11 30 31 17 18 18 14

1 Предлагалось указать не более трех факторов.

3. Источники финансирования капитальных вложений

Говоря о НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫХ ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ в ближайшие 2-3 года, 36% респондентов указали, что рассчитывают получить кредиты у банков. Год назад рейтинг этого показателя был 39%. Тем не менее, уже четвёртый год подряд данная рубрика выходит на первое место по частоте упоминаний. Впечатляющий рост её рейтинга (почти в четыре раза, начиная с 1998г.) свидетельствует о явном и позитивном сдвиге во взаимоотношениях банковского сектора с промышленностью, который

произошёл за последнее десятилетие. И начавшийся в конце 2008г. кризис пока не остановил эту тенденцию.

Почти столь же многочисленную группу составляют руководители тех предприятий, где финансирование инвестиций зависит в первую очередь от собственных средств, - 33%. Это на 6 пунктов меньше, чем год назад.

Заметно выросла численность группы респондентов, полагающих, что никаких средств для капитальных вложений нет и в ближайшие 2-3 года не предвидится. В 2008г. их доля составила 24%, а в 2009г. достигла 30% - рекордно высокая доля пессимистов за последние 7 лет.

Что касается других потенциальных источников инвестиционных средств, то их рейтинги уже 9 лет подряд не превышают 10% (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Источники поступления средств для инвестиций в ближайшие два-три года (Доля респондентов, отметивших данный вариант в качестве одного из самых вероятных, усредненные данные

по двум опросам, %) '.

1996**) 199 7 199 8 199 9 200 0 200 1 200 2 200 3 200 4 200 5 200 6 200 7 200 8 200 9

1. Предприятие само накопит 18 22 27 42 41 44 42 43 42 48 43 42 39 33

2. Кредит коммерческих банков 13 15 10 18 24 26 30 37 31 41 46 47 39 36

3. От отечественного партнера 7 9 8 8 12 10 9 9 9 10 9 10 6 6

4. От зарубежного партнера 7 8 7 4 4 4 2 2 3 2 2 3 3 2

5. От продажи акций, облигаций 5 5 4 3 5 3 4 3 4 3 2 2 1 1

6. От государства 9 7 8 8 8 6 3 4 4 4 4 4 5 8

7. Другие источники 2 10 5 2 4 4 5 3 3 3 4 3 7 5

8. Средства ниоткуда не поступят 49 41 44 37 30 28 32 27 23 22 20 20 24 30

9. Затруднились с ответом 19 19 18 12 10 10 9 8 12 8 5 7 9 12

' Предлагалось выбрать не более двух вариантов ответа.

' Второе полугодие.

4. Получение банковских кредитов

Как и в предшествующие годы, подавляющее большинство производителей даже не пытается найти БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ. Их доля в 2009г осталась практически той же, что и год назад - 67%.

Что касается остальных производителей, то, начиная с 1998г. мы долгое время отмечали повышение вероятности успеха в их переговорах с банками. Если в 1998-1999г.г. такая вероятность равнялась 0,15-0,17 (то есть из десяти предприятий, искавших инвестиционный кредит, получили его только 1-2), то к 2002г. она впервые превысила 0,5 и возросла до 0,72 в 2008г. (см. таблицу 4). Это самый высокий показатель за всё время наблюдений. В 2009г., как и можно было ожидать в период кризиса, вероятность успеха существенно снизилась - до 45%. Это примерно соответствует ситуации 2001г.

Таблица 4.

Распределение предприятий по их активности и результативности поиска инвестиционных кредитов за последние 12 месяцев (среднее по двум полугодовым опросам).

Предприятия, не пытавшиеся в течение года найти банковский кредит для финансирования инвестиций (%) Предприятия, пытавшиеся в течение года найти банковский кредит для финансирования инвестиций. Из них:

Не получившие кредита (%) Получившие кредит (%) Доля получивших кредит от числа искавших его (4) = (3):[(2)+(3)]

(1) (2) (3) (4)

1998 58 35 7 0,17

1999 66 28 5 0,15

2000 69 22 9 0,29

2001 63 21 16 0.43

2002 67 16 17 0,52

2003 65 17 17 0,50

2004 63 17 20 0,54

2005 61 17 22 0,56

2006 60 15 25 0,64

2007 59 14 27 0,66

2008 68 9 23 0,72

2009 67 18 15 0,45

Среди основных ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КРЕДИТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ, по-прежнему называлась высота процентной ставки. Как видно из таблицы 5, именно эта проблема является главной при заключении большинства кредитных договоров. Хотя её рейтинг снизился на 10 процентных пунктов по сравнению с 2008г. и составил 56%.

Второе место стабильно занимает проблема залога - 43%. (изменение по сравнению с предыдущим годом +4 п.п.).

На третье место впервые за несколько лет вышел риск невозврата кредита - 18%.

На четвёртое место переместились вопросы о сроке ссуды - 16%. И замыкает наш список проблема размера ссуды - 10%.

Таблица 5.

Главные трудности при заключении кредитных договоров с банками для финансирования капительных вложений (доля предприятий, указавших на данный пункт, от числа предприятий, пытавшихся добиться получения инвестиционного кредита в последние 12 месяцев, %)

Основные проблемы при заключении договоров

Высота процентной ставки Риск невозврата ссуды Срок ссуды Проблема с залогом Размер ссуды

1998 66 60 37 26 -) 17

1999 75 46 36 29 18

2000 91 55 36 36 18

2001 53 24 27 34 18

2002 49 27 26 27 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 48 21 25 45 16

2004 48 22 24 48 15

2005 55 21 23 42 15

2006 55 16 19 51 7

2007 50 19 20 40 10

2008 66 15 24 39 16

2009 56 18 16 43 10

*) Второе полугодие 1998г.

5. Эффективность и цели капитальных вложений

Потенциальную прибыльность и риск инвестиций в опросах РЭБ респонденты оценивают косвенным образом - через ПРЕДЕЛЬНУЮ КРЕДИТНУЮ СТАВКУ (ПКС), которая в анкетах определяется как максимальный процент, при котором предприятию всё ещё имело бы смысл взять на 2-3 года рублёвую банковскую ссуду для капитальных вложений.

В среднем по 4-м опросам 2009г. предельная ставка кредита равнялась 8.2%. Это на 0.4 пункта больше, чем в 2008г.

Отметим, что ПКС впервые с 1997г. стала выше ожидавшегося (в 2009г.) годового прироста цен (7.7%). Сдвиг - давно ожидаемый и симптоматичный. Он означает, что в 2009г. большинство предприятий было согласно брать дополнительный банковский кредит для инвестиций по положительной (в реальном выражении) процентной ставке (см. табл. 6).

ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ в 2009г. оказалось сразу три: повышение качества продукции, освоение новой продукции и снижение издержек. Каждый из этих пунктов набрал 28% голосов респондентов. На четвёртой позиции с большим отрывом - повышение эффективности использования уже имеющихся производственных мощностей - 14%. И, наконец, несмотря на кризис, довольно много - 12% - продолжали называть одной из главных целей инвестиций расширение производственных мощностей.

Таблица 6.

Предельная кредитная ставка, ожидаемый прирост цен и предельный «реальный процент»,

(процентные пункты).

Предельная кредитная ставка (ПКС) Ожидаемый респондентами годовой прирост цен Разность между ПКС и ожидаемым приростом цен

На выпускаемую и покупаемую продукцию Только на выпускаемую продукцию

(1) (2) (3) (4) = (1)-(2) (5) = (1)-(3)

1996 15.0') 34.4 25.4 -19.4 -10.4

1997 8.8 8.2 5.1 +0.6 +3.7

1998 9.4 22.7 17.0 -13.3 -7.6

1999 10.6 39.8 30.0 -29.2 -19.4

2000 10.0 28.8 22.1 -18.8 -12.1

2001 9.4 18.3 13.4 -8.9 -4.0

2002 8.9 15.0 11.3 -6.1 -2.4

2003 9.0 14.5 11.3 -5.5 -2.3

2004 7.7 13.4 10.2 -5.7 -2.5

2005 7.9 11.1 9.2 -3.2 -1.3

2006 6.9 12.4 9.2 -5.5 -2.3

2007 7.3 11.8 9.2 -4.5 -1.9

2008 7.8 16.6 13.4 -8.8 -5.6

2009 8.2 7.7 3.0 +0.5 +5.2

1 второй - четвертый кварталы.

Оценивая НАЛИЧНЫЕ МОЩНОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОЖИДАЕМОГО ЧЕРЕЗ 12 МЕСЯЦЕВ СПРОСА на продукцию предприятий, руководители последних в четыре раза чаще использовали характеристику «избыточны» (40%), чем «недостаточны» (10%). Общий баланс оценок (-30 пунктов), как и все последние десять лет был отрицательным, хотя и далеко не самым плохим. (см. табл. 7).

Таблица 7.

Распределение предприятий по объему производственных мощностей относительно ожидаемого спроса на их продукцию через 12 месяцев (среднее по 4-м квартальным опросам, %)

Объем мощностей относительно будущего спроса 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 1-ый квартал

1. Избыточен 60 50 43 42 43 37 37 39 31 26 29 40 33

2. Нормален 35 40 45 48 49 51 53 49 54 58 64 50 57

3. Недостаточен 5 10 12 10 8 12 10 12 15 16 7 10 10

4. Баланс: (4)=(3) - (1) -55 -40 -31 -32 -35 -25 -27 -27 -16 -10 -22 -30 -23

6. Нововведенческая активность предприятий.

Доля респондентов, сообщивших летом 2009г. о том, что на их предприятиях в последние 1,5 года осуществлялись ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, составила 77%. Это - на 7 п.п. ниже рекордных значений 2007-2008гг. Нововведения - продукты уступали нововведениям - процессам всего 2 п.п. (23% против 25%). Снизилась доля предприятий, осуществлявших оба типа нововведений параллельно (29%). (см. табл. 8).

Таблица 8.

Распределение предприятий по нововведенческой активности (%).

Время проведения опроса’0 Доля предприятий, осуществивших нововведения в последние 1.5 года (%)

Всего В том числе с преобладанием:

Продуктов Процессов В равной мере те и другие

1990-19922) 58 31 27 4)

19933) 62 38 24 4)

1994 60 38 22 4)

1995 63 46 17 4)

1996 62 41 21 4)

1997 52 35 16 4)

1998 68 41 15 15

1999 76 43 33 4)

2000 76 39 10 26

2001 76 33 14 28

2002 80 31 14 35

2003 77 31 17 29

2004 79 29 17 33

2005 79 21 20 38

2006 79 24 20 35

2007 84 27 16 43

2008 84 18 23 43

2009 77 23 25 29

1 Опросы проводятся один раз в год, в августе.

2) Ретроспективная оценка, полученная в опросе за январь 1993г.

3) Июльский опрос.

4) Данный вариант ответа не предусматривался.

Доля новой продукции, освоенной не ранее, чем 1,5 года назад (считая с момента летнего опроса), в общем объеме выпуска составила 12%. Это на 1 процентный пункт меньше,

чем в опросе 2008г. и весьма близко к самым худшим показателям за весь период реформ (см. таблицу 9).

Таблица 9.

Структура продукции (доля в реальном объеме выпуска продукции разных типов; данные по

ежегодным летним опросам, %).

Новая продукция1) Старая продукция, выпуск которой 2) Баланс

Растет стабилен Падает (5) = (1) - (4)

(1) (2) (3) (4) (5)

1993 26 13 38 23 +3

1994 19 7 38 36 -17

1995 16 12 45 27 -11

1996 16 13 34 37 -21

1997 16 16 42 26 -10

1998 14 18 38 30 -16

1999 14 33 40 13 +1

2000 14 29 47 10 +4

2001 12 29 46 13 -1

2002 16 23 46 15 +1

2003 12 26 46 16 -4

2004 15 31 40 14 +1

2005 11 21 53 15 -4

2006 13 30 48 9 +4

2007 14 32 41 12 +2

2008 13 23 49 15 -2

2009 12 19 35 29 -17

1 Продукция, появившаяся не ранее, чем за полтора года до момента проведения опроса.

2) Продукция, появившаяся не позднее, чем за полтора года от момента проведения опроса.

Обычно новая продукция заменяет старую, спрос на которую падает. И общий результат этого процесса для предприятия определяется знаком разности между долями первой и последней. С этой точки зрения, ситуация с обновлением продукции в минувший год (когда указанная разность равнялась -17 процентным пунктам) оказалась самой

неудовлетворительной, начиная с 1998г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.