Инвестиционное и институциональное обеспечение развития природно-ресурсного сектора экономики Дальнего Востока
Левин Юрий Анатольевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов МГИМО МИД России, [email protected]
Волков Андрей Валентинович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры регионального управления и национальной политики МГИМО МИД России, [email protected]
Еремеева Валерия Дмитриевна,
магистрант МГИМО, [email protected]
В статье исследована динамика развития в 2015-2018гг. рыбо-хозяйственного комплекса, лесного комплекса и сельского хозяйства Дальневосточного федерального округа, образующих природно-ресурсный сектор экономики макрорегиона. Исходными данными при выполнении исследования являлись статистические материалы Минвостокразвития РФ и Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, а также макроэкономические индикаторы, размещенные федеральными и региональными статистическими органами. Проанализированы изменения в институциональной базе и их влияние на инвестиционное обеспечение развития Дальнего Востока по трем составляющим его природно-ресурс-ного сектора. Показано, что ограниченность институциональной базы, регулирующей размер пакета квот, становится одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие рыбной промышленности Дальнего Востока и рост его международной конкурентоспособности. Проанализирована нормативная база экспорта продукции лесного комплекса и отмечена необходимость проведения оценки эффективности механизма квотирования. Исследована динамика структуры производства сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке в контексте макроре-гиональной инвестиционной политики. Дается оценка влияния преференциальных режимов территорий опережающего социально-экономического развития на реализацию инвестиционных проектов в отраслевых комплексах природно-ресурсного сектора экономики макрорегиона.
Ключевые слова: Инвестиции, квоты, рыбохозяйственный комплекс, лесной комплекс, сельское хозяйство, территории опережающего социально-экономического развития, конкурентные преимущества.
Составляющими природно-ресурсного сектора региональной экономики Дальнего Востока являются рыбохозяйственный комплекс, лесной комплекс и сельское хозяйство. Решение вопросов инвестиционного и институционального обеспечения его развития представляется актуальным для каждого из трех отраслевых сегментов в силу биоресурсного потенциала макрорегиона.
На Дальнем Востоке ключевой отраслью природно-ресурсного сектора экономики является рыбная промышленность. Дальний Восток представляет основу ры-бохозяйственного комплекса России [5]. Объем водно-биологических ресурсов Дальнего Востока составляет 26 млн. тонн. Фактический среднегодовой улов превышает 3-х млн. тонн в течение последних лет, что составляет порядка 70% от общероссийских показателей, обеспечивая насыщение внутреннего рынка и поставки рыбной продукции на экспорт.
Вступившие в силу изменения и дополнения Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004г. по сути ввели новый механизм квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, согласно которому 20 % общего допустимого улова представляются под инвестиционные обязательства по строительству новых судов на российских верфях и строительству рыбоперерабатывающих заводов [7]. Закрепление инвестиционных квот за Дальневосточными рыбопромысловыми компаниями обеспечивает финансирование строительства 14 рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке, преимущественно на территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), с общим объемом инвестиций 15,0 млрд. рублей, а также строительство рыбопромысловых судов на общую сумму инвестиций свыше 41 млрд. руб.
Распределение квот требует соответствующей институциональной базы, регулирующей минимальный размер пакета квот для окупаемости инвестиционных проектов в регионе и устанавливающей приоритетность строительства рыбопромысловых судов на территории основного рыбодобывающего региона. В противном случае неизбежно будет продолжаться переток инвестиций заказчика для финансирования строительства рыбопромысловых судов зарубежным верфям, как более конкурентоспособным по сравнению с дальневосточными. При этом квоты систематически остаются далеко не в полном объеме востребованы для строительства средне- и малотоннажного рыбопромыслового флота. Остаток нераспределенных квот в регионе — около 60 тыс. тонн за год -обусловлен тем, что размер пакета квот по средне- и малотоннажным судам не обеспечивает окупаемость объектов инвестиций [9].
На Дальнем Востоке сосредоточено 43% (496,6 млн. га) земель лесного фонда Российской Федерации и 26 % (11,6 млрд. куб. м) российских запасов древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях. Однако в
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см
0 см
01
о ш т
X
<
т О X X
валовом продукте Дальневосточного макрорегиона лесная отрасль занимает не более 1%; ее доля в экономике отдельных регионов Дальнего Востока в последнем десятилетии снизилась в 2—З раза; в общероссийском показателе на Дальний Восток приходится всего 8% заготовленной древесины [6].
В 2017 г. в РФ была разработана и принята нормативная база, предусматривающая снижение ставок вывозных таможенных пошлин в рамках квот и дальнейшее поэтапное повышение ставок пошлин вне квот. В рамках квоты ставка вывозной таможенной пошлины была установлена на уровне 2007 г. — 6,5 %, но не менее 4 евро за 1 куб. м. Вне квоты ставка таможенной пошлины с 2019 г. увеличилась до 40 %, но не менее 27,6 евро за 1 куб. м.; с 2020 г. - до 60%, но не менее 36,8 евро за 1 куб. м.; с 2021 г. — до 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. Такой комплекс таможенных мер, направленных на рост экспорта, отвечает стратегическим ориентирам национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Кроме того, в целях повышения эффективности использования лесных ресурсов Федеральным законом 471-ФЗ от 29 декабря 2017 г. [3] в Лесной кодекс РФ внесены изменения, передающие право предпринимателю самому выбирать, какие лесные участки могут быть выставлены на аукцион.
В 2020 году регулятором - федеральными и региональными органами власти - совместно макрорегио-нальными институтами развития планируется с целью повышения эффективности механизма тарифных квот внесение ряда изменений: увеличение периода применения тарифных квот до 2023 года; изменение в рамках квоты ставки вывозной таможенной пошлины с 6,5% до 13%; изменение ключевого требования при отборе проектов в области лесных отношений для признания их приоритетными - увеличение порога инвестиций в новые проекты на Дальнем Востоке до 3 млрд. руб.
Темпы роста сельского хозяйства на Дальнем Востоке в 2017-2018гг. в полтора-два раза превышали среднероссийский показатель [10]. Это позволяет сделать вывод, что тот потенциал развития, который имеет сельское хозяйство на Дальнем Востоке, был прежде недооценен и не только по причине представления о неблагоприятных для сельского хозяйства климатических особенностях большинства дальневосточных территорий за исключением южных регионов Дальневосточного федерального округа (далее- ДФО) - Приморского края, Амурской области, Еврейской автономной области и юга Хабаровского края. Реализацию менее климатически благоприятными регионами своих конкурентных преимуществ в отрасли сельского хозяйства обеспечивают налоговые и неналоговые льготы при реализации инвестиционных проектов преференциальных режимов ТОР [1 ]. На данный момент три дальневосточные ТОР имеют сельскохозяйственную специализацию. Всего к началу 2019г. с использованием механизмов государственной поддержки в сфере сельского хозяйства и сопряженных с ней отраслях (производство пищевой продукции из сельскохозяйственного сырья местного производства, транспортировка и хранение сельхозпродукции) реали-зовывалось 77 инвестиционных проектов на общую сумму 124,6 млрд. руб. с созданием по мере реализации 9520 рабочих мест. Оценка результативности привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс ДФО базируется на динамике показателей выпуска сельскохозяйственной продукции за 4 года (табл. 1).
Таблица 1
Динамика структуры производства сельскохозяйственной продукции в ДВО в 2015-2018 гг. (в фактически действовав-
Го ды Абсолют. отклонен. 2018 к 2015, (+/-) Относит. отклонен. 2018 к 2015, %
2015 2016 2017 2018
Хозяйства всех категорий
Всего 37 482,20 39 389,80 42 393,10 41 181,40 3 699,20 9,87
в том числе:
растениеводство 22 208,00 23 755,10 27 043,60 26 071,90 3 863,90 17,40
животноводство 15 274,20 15 634,70 15 349,50 15 109,50 -164,70 -1,08
Сельскохозяйственные организации
Всего 16 347,60 17 738,30 17 423,90 16 145,20 -202,40 -1,24
в том числе:
растениеводство 8 845,20 9 949,90 10 106,10 9 156,90 311,70 3,52
животноводство 7 502,40 7 788,40 7 317,80 6 988,30 -514,10 -6,85
Хозяйства населения
Всего 16 438,80 16 527,70 19 093,40 19 649,50 3 210,70 19,53
в том числе:
растениеводство 10 047,80 10 059,20 12 545,40 12 939,10 2 891,30 28,78
животноводство 6 391,00 6 468,50 6 548,00 6 710,40 319,40 5,00
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Всего 4 695,80 5 123,80 5 875,80 5 386,70 690,90 14,71
в том числе:
растениеводство 3 315,00 3 746,00 4 392,10 3 975,90 660,90 19,94
животноводство 1 380,80 1 377,80 1 483,70 1 410,80 30,00 2,17
Из таблицы 1 следует, что в 2015-2018 гг. общий выпуск сельскохозяйственной продукции в ДФО вырос на 3 699,20 млн. руб. или на 9,87% в относительном выражении. Данный рост обеспечивает положительная динамика в области растениеводства - рост 17,4% или 3 863,90 млн. руб., обусловленная приходом в последние годы в сельскохозяйственные регионы Дальнего Востока иностранных инвесторов, около половины которых из Китая, вкладывающих в развитие растениеводства, преимущественно риса и сои.
Основная масса инвестиционных проектов сельского хозяйства приходится на кластеры, действующие в ТОР «Михайловский», которые специализируется в сфере животноводства, на размещении крупных сельскохозяйственных производств и центров глубокой переработки и логистике сельхозпродукции. В настоящее время в ТОР «Михайловский» реализуется 17 проектов российских и иностранных инвесторов по выращиванию сельскохозяйственных культур на сумму более 69,6 млрд. руб., предполагающие создание более 4 тысяч рабочих мест. В частности, строится завод по глубокой переработке сои мощностью до 240 тысяч тонн, создается портовый терминал для экспорта сельскохозяйственной продукции, что даст региону дополнительно 980 новых рабочих мест. Российские агрохолдинги - резиденты
ТОР «Михайловский» инвестируют в 2020-2023 гг. 9,1 млрд. руб. в проекты в сфере животноводства; за 10 лет налоговые отчисления составят около 2,5 млрд. руб.[14].
Динамика выпускаемой в ДФО сельскохозяйственной продукции по основным категориям (табл. 2) позволяет сделать вывод о позитивных изменениях выпуска соевых бобов - в абсолютном выражении рост их производства составляет 122,50 тыс. тонн или 46,76%, что является самым значительным ростом и по объему производства и в процентном отношении среди всех анализируемых видов продукции. Такой рост обусловлен тем, что китайские инвесторы охотно инвестируют в выращивание данной сельскохозяйственной культуры [12].
Таблица 2
Динамика состава выпускаемой в ДФО сельскохозяйствен-
Годы Абсолютное отклонение 2018 к 2015, (+/-) Относительное отклонение 2018 к 2015, %
2015 2016 2017 2018
Бобы соевые 262,00 284,90 375,20 384,5 0 122,50 46,76
Зерно (в весе после доработки), всего 298,00 295,10 327,20 344,2 0 46,20 15,50
Гречиха 0,90 0,40 1,10 0,80 -0,10 -11,11
Рис 50,70 50,00 34,70 26,30 -24,40 -48,13
Овощи 123,00 120,60 117,10 98,50 -24,50 -19,92
Картофель 239,80 216,90 240,00 235,1 0 -4,70 -1,96
Скот и птица на убой (в убойном весе) 33,70 36,40 48,10 41,80 8,10 24,04
Молоко 123,50 125,10 125,50 120,1 0 -3,40 -2,75
Яйца, млн. штук 347,10 350,70 344,00 295,2 0 -51,90 -14,95
Так же существенное увеличение в объеме выпуска (46,2 тыс. тонн) наблюдается в производстве зерна (в относительном выражении рост составляет 15,5%). Это весьма характерно и объяснимо, так как самообеспечение региона хлебом является одной из ключевых задач сельского хозяйства. Кроме того, экспорт зерновых культур представляется весьма перспективным направлением инвестиционной деятельности через свободный порт Владивосток.
На 8,1 тыс. тонн или на 24,04% наблюдается рост производства скота и птицы на убой. Развитие данного направления так же является одним из перспективней-ших направлений в осуществлении инвестиционной деятельности в связи с тем, что регион пока не может самостоятельно удовлетворить свою потребность в данной продукции.
Анализ данных таблицы 2 показывает также четко выраженные негативные тенденции сельскохозяйственного сегмента дальневосточной экономики. По составу выпускаемой сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке отмечена отрицательная динамика анализируемого сдвига по ряду позиций овощеводства. Производство гречихи, носившее в 4-х летнем периоде цик-
лический характер с ростами и падениями объемов производства, в 2018 году сократилось на 11,11%. Почти вдвое за тот же период сократилось производство риса - на 48,13%. Данная тенденция авторам весьма непонятна, так как китайские и индийские инвесторы постоянно увеличивают финансирование выращивания риса [12].
На протяжении всего исследуемого периода наблюдается устойчивое снижение производства овощей, в итоге в 2018 году их было выращено на 24,50 тыс. тонн меньше, чем в 2015 году, снижение составило 19,92%. Объяснить данную ситуацию можно тем, что земли сельскохозяйственного назначения более охотно используются для производства сои и зерновых культур, на которые имеется устойчивый и стабильный спрос как на внутреннем, так и на зарубежных рынках
Негативная тенденция, связанная со снижением рентабельности, привела к продолжающемуся сокращению производства яиц. В 2015-2018 гг. их выпуск снизился на 51,9 млн. штук, что составляет 14,95%.
Однако в целом инвестиционная привлекательность АПК Дальнего Востока возросла. В сфере растениеводства и производства продукции из растительного сырья по состоянию на 2019 год реализуется 39 инвестиционных проектов. В сфере животноводства и производства продукции мясного и молочного направления 31 проект; 10 проектов связаны либо специализируются на хранении и транспортировке сельхозпродукции.
Учитывая недостаточную обеспеченность Дальнего Востока сельскохозяйственной продукцией собственного производства (35% по овощам, 37% по молочной продукции, 38% по мясопродуктам, 62% по яйцу), реализуемые проекты представляются важными в плане достижения ключевых показателей эффективности реализации доктрины продовольственной безопасности и, соответственно, формирования условий для закрепления населения на Дальнем Востоке. Например, только за счет реализации проектов по выращиванию овощей в защищенном грунте (18 проектов с общим заявленным объемом производства 65,2 тыс. тонн овощей в год) представляется возможным довести показатель обеспеченности макрорегиона овощной продукцией собственного производства с 35% до 42%.
Вторым важным направлением реализации вышеуказанных проектов является наращивание экспорта сельхозпродукции. Соответствующая задача определена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4]. Географическое положение российского Дальнего Востока, граничащего с крупнейшими рынками стран АТР: Китаем, Южной Кореей и Японией, открывает большие перспективы для экспорта, учитывая, что азиатские страны заинтересованы в поставках качественных российских продуктов.
В 2018 году с территории ДФО (через пункты пропуска, подконтрольные дальневосточному таможенному управлению) экспортировано основных видов сельхозпродукции на 721,2 млн. долл. США. Треть стоимости экспортированной продукции составила соя (объем экспорта на 240,9 млн. долл. США) [11].
В числе основных видов направленной на экспорт сельхозпродукции: масло соевое (54 тыс. тонн, 41,6 млн. долл. США, 5,8%); кукуруза (143,1 тыс. тонн, 22,8 млн. долл. США, 3,2%); пшеница и пшенично-ржаная смесь
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м о
о
CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
(99,1 тыс. тонн, 15,4 млн. долл. США, 2,1%); мука пшеничная и пшенично-ржаная (26,1 тыс. тонн, 7,6 млн. долл. США, 1,1%).
Обеспечить наращивание экспорта сельхозпродукции представляется возможным за счет реализации указанных выше 15 проектов, заявленных как ориентированных на внутренний рынок и экспорт производимой продукции. Среди них 5 проектов специализируются в сфере растениеводства и производства продукции из растительного сырья (в том числе 3 — выращивание и переработка сои), 4 проекта в сфере животноводства, 3 - на хранении и транспортировке сельхозпродукции, 3 проекта реализуются в смежных отраслях. Общая сумма инвестиций, заявленных в данные проекты, составляет 85,8 млрд. рублей.
Можно констатировать, что целевые субсидии и льготы, предоставляемые резидентам ТОР, являются к настоящему времени основным инструментом механизма развития природно-ресурсного сектора Дальнего Востока, поскольку именно в ТОР предполагается реализация большинства инвестиционных проектов отраслевых комплексов экономики макрорегиона.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2014 №473-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2017 №471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков».
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
5. Антонова Н.Е., Волков Л.В., Сухомиров Г.И. Биоресурсный сектор дальнего Востока России// Пространственная экономика. - 2017. - № 2. - с.110-137.
6. Краткий статистический очерк территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю «Приморье в цифрах» за 2018 год. URL: http:// primstat.gks.ru (дата обращения: 15.02.2020).
7. Официальный сайт правительства Российской Федерации. URL.: http://www.government.ru/rugovclassifier/724/events (дата обращения: 17.02.2020).
8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL.:https://www.economy.gov. ru/material/directions/regional noe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/ (дата обращения: 19.02.2020).
9. Официальный сайт Минвостокразвития РФ. URL: http://minvostokrazvitia.ru (дата обращения: 12.02.2020).
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 10.02.2020).
11. Официальный сайт Корпорации развития Дальнего востока. URL: https://erdc.ru/about-tor (дата обращения 12.02.2020).
12. Свободные экономические зоны Дальнего Востока - опыт привлечения иностранных инвесторов.
URL: https://www.raexpert.ru/
researches/regions/2019_far_east (дата обращения: 17.02.2020).
13. Итоги Восточного экономического форума - 2019. URL: https://forumvostok.ru/outcomes-of-the-eef-2019. (дата обращения 15.02.2020).
14. Правительство расширило границы ТОР «Михайловский» в Приморском крае. URL: https://ria.ru/20200124/1563816000.html (дата обращения 19.02.2020).
15. Попова Е.В. Будущее России - технологическая держава или сырьевой "придаток"? // Инновации. 2007. № 1 (99). С. 3-7.
16. Гончаренко И.А. Система и структура зон льготного налогообложения в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 84-89.
Investment and institutional support for the natural resource
sector development of the Far East economy Levin Yu.A., Volkov A.V., Eremeeva V.D.
MGIMO-University under the MFA of Russia, Far East Investment
and Exports Support Agency The article analyzes the dynamics of development in 2015-2018 of the fisheries complex, forestry complex and agriculture branch of the Far East as a natural resource sector of the macroregion economy. The initial data for the study were the statistical materials of the Ministry for the Development of the Russian Far East and the Far East Investment and Exports Support Agency, as well as macroeconomic indicators posted by Federal and regional statistical agencies. The article examines changes in the institutional framework and their impact on investment support for the development of the Far East in three components of its natural resource sector. It is shown that the limited institutional framework regulating the size of the quota package is becoming a key factor affecting the development of the fishing industry in the Far East and the international competitiveness. The author analyzes the legal framework for exporting forest products and notes the need to assess the effectiveness of the quota mechanism. Indicators of the effectiveness of attracting investment in the agro-industrial complex of the Far East on the dynamics of agricultural production in the macroregion are given. The article assesses the impact of preferential regimes of advanced special-economic zones on the implementation of investment projects in the industrial complexes of the natural resource sector in the macroregion economy. Keywords: Investments, quotas, fisheries, forestry, agriculture,
advanced special-economic zone, competitive advantages References
1. Federal law No. 473-FZ of 29.12.2014 (ed. from 26.07.2019) "On
territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation".
2. Federal law No. 160-FZ of 09.07.1999 (ed. from 31.05.2018) "On
foreign investments in the Russian Federation".
3. Federal law No. 471-FZ of 29.12.2017 "On amendments to the
Forest code of the Russian Federation in terms of improving the use of forests with and without the provision of forest plots".
4. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 (ed. from 19.07.2018) "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".
5. Antonova N.E., Volkov L. V., Sukhomirov G. I. Bioresource sector
of the Russian far East. Spatial Economics. 2017. No. 2. pp. 110-137.
6. Brief statistical sketch of the territories of the Federal state statistics service for the Primorye territory "Primorye in numbers" for 2018. URL: http:// primstat.gks.ru (accessed: 15.02.2020).
7. Official website of the government of the Russian Federation.
URL.: http://www.government.ru/rugovclassifier/724/events (date accessed: 17.02.2020).
8. Official website of the Ministry of economic development of
Russia.
URL.:https://www.economy.gov.ru/material/directions/regional noe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/ (accessed: 19.02.2020).
9. Official website According the Russian Federation. URL: http://minvostokrazvitia.ru (accessed: 12.02.2020).
10. Official website of the Federal state statistics service of Russia. URL: http://www.gks.ru (accessed 10.02.2020).
11. Official website of the Far East development Corporation. URL: https://erdc.ru/about-tor (accessed 12.02.2020).
12. Free economic zones of the Far East-experience in attracting foreign investors. URL: https://www.raexpert.ru/ research/regions/2019_far_east (accessed: 17.02.2020).
13. Results of the Eastern economic forum-2019. URL: https://forumvostok.ru/outcomes-of-the-eef-2019. (accessed 15.02.2020).
14. The Government has expanded the boundaries of the Mikhailovsky TOP in Primorsky Krai. URL: https://ria.ru/20200124/1563816000.html (accessed 19.02.2020).
15. Popova E.V. Russia's future - a technological power or a raw material "appendage"? // Innovation. 2007. No. 1 (99). S. 3-7.
16. Goncharenko I.A. System and structure of preferential taxation zones in Russia // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2017. No. 7. S. 84-89.
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
ho o ho o