Научная статья на тему 'Инвестиционная стратегия экономического роста предприятия в сфере телекоммуникационных услуг'

Инвестиционная стратегия экономического роста предприятия в сфере телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегин Михаил Сергеевич

Научный руководитель д. э. н., профессор А.А. Голубев. Формирование инвестиционной стратегии, важнейшей в системе обеспечивающих стратегий предприятия в сфере телекоммуникационных услуг, является обязательным условием развития и экономического роста. В работе рассматриваются вопросы формирования инвестиционной стратегии телекоммуникационного предприятия, а именно специфика, сущность, разновидности инвестиционной стратегии. Проводится анализ методов выбора инвестиционной стратегии экономического роста предприятия сферы предоставления услуг связи. Результатом работы является сформированный алгоритм применения избранного метода выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная стратегия экономического роста предприятия в сфере телекоммуникационных услуг»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

М.С. Телегин

Научный руководитель - д.э.н., профессор А.А. Голубев

Формирование инвестиционной стратегии, важнейшей в системе обеспечивающих стратегий предприятия в сфере телекоммуникационных услуг, является обязательным условием развития и экономического роста. В работе рассматриваются вопросы формирования инвестиционной стратегии телекоммуникационного предприятия, а именно специфика, сущность, разновидности инвестиционной стратегии. Проводится анализ методов выбора инвестиционной стратегии экономического роста предприятия сферы предоставления услуг связи. Результатом работы является сформированный алгоритм применения избранного метода выбора.

Введение

Динамичное развитие телекоммуникационного сектора России сегодня едва ли можно представить без государственного регулирования. Ключевой задачей госорганов является создание экономико-правовой среды, которая бы обеспечивала доступность получения основных услуг связи для всего общества, отражая при этом приоритеты развития государства. Для ее решения используются различные механизмы, среди которых следует отметить следующие. Во-первых, разработка нормативно-правовой базы, направленной на регламентирование взаимодействия контрагентов. Во-вторых, выдача лицензий на предоставление телекоммуникационных услуг и выделение частотного диапазона, а также осуществление тарифного регулирования.

Несомненно, формирование конкурентного рынка с большим числом участников стимулирует игроков на активные действия во всесторонней борьбе за потребителя и внедрение передовых технологий. Однако на телекоммуникационном рынке данное утверждение является отчасти неверным, поскольку работа в этом секторе требует, в первую очередь, наличия развитой инфраструктуры и значительных капиталовложений. Наличие же большого количества участников рынка может разве что усложнить систему межоператорского взаимодействия. Кроме того, это может привести к росту операционных издержек, неэффективному использованию мощностей, и, как следствие, необоснованно высокому уровню цен.

До 2006 года государство не предпринимало активных шагов по внедрению значимых механизмов, направленных на оптимизацию работы телекоммуникационного рынка, ограничиваясь ситуационным регулированием. 2006 год, как никакой другой, оказался богатым на реформы. Законопроекты, разработанные в 2005 году и получившие путевку в жизнь в 2006 году, оказали благоприятное влияние на динамику развития, как самих участников рынка, так и отрасли в целом. Действия регулирующих органов при принятии решений, в первую очередь, были направлены на создание действительно прозрачных рыночных схем взаимодействия между контрагентами.

Согласно прогнозу МЭРТ, нас ожидает в среднем 20 % ежегодный рост в области информационных технологий вплоть до 2009 года. К тому моменту доля сегмента в ВВП составит не менее 10 %, против сегодняшних 5 %, при удвоении объемов рынка относительно результата 2005 года. Выдержать гонку и даже расти быстрее рынка сможет компания, уделяющая достойное внимание вопросу построения инвестиционной стратегии.

Классификация инвестиций предприятия

Одним из наиболее важных условий развития предприятия связи в соответствии с избранной экономической и финансовой стратегией является его высокая инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому предприятие должно уделять постоянное внимание вопросам управления инвестициями.

Анализируя тенденции формирования инвестиционной стратегии предприятий сферы телекоммуникационных услуг, в первую очередь, необходимо произвести классификацию производимых инвестиций в данной отрасли.

1. По объектам вложения капитала.

Реальные инвестиции характеризуют вложение капитала в воспроизводство основных средств, выход на новые рынки сбыта, и другие объекты инвестирования, связанные с осуществлением операционной деятельности. Финансовые инвестиции характеризуют вложения капитала в различные финансовые инструменты с целью получения дохода. На сегодняшний день на телекоммуникационном рынке значительно преобладают реальные инвестиции, так как:

1) высокая рентабельность отрасли позволяет инвестировать средства с целью ускорения экономического роста действующего российского предприятия;

2) значителен интерес иностранных инвесторов к созданию новых или участии в существующих компаниях рынка связи;

3) низок интерес частных инвесторов к совершению финансовых инвестиций в предприятия связи (на сегодняшний день так называемые «голубые фишки» - по-прежнему в основном предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако вектор перемен уже заметен. Интерес к предприятиям телекоммуникационного сектора есть. Совсем недавно многие паевые инвестиционные фонды (ПИФ) включили в список действующих фондов новый фонд - «предприятия связи», который вкладывает средства в ценные бумаги компаний рынка связи первого и второго эшелонов.

2. По характеру участия в инвестиционном процессе.

Прямые инвестиции подразумевают прямое участие инвестора в выборе объекта инвестирования. Как правило, инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, вложений капитала в уставные фонды предприятий, в отдельные виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции характеризуют вложения капитала инвестора финансовыми посредниками.

3. По периоду инвестирования.

Краткосрочные инвестиции характеризуют вложения сроком до одного года. Долгосрочные инвестиции производятся на срок более одного года. На примере работы компании оператора местной телефонной связи четко разделяются долгосрочные и краткосрочные инвестиции - краткосрочные применяются практически в любом проекте подключения нового абонента к сети оператора, решения по обоснованности таких инвестиций применяются на уровне отдела продаж компании. Долгосрочные инвестиции являются более серьезным вопросом, требующим более тщательной проработки и решающимся на уровне генерального/коммерческого директора или совета директоров.

4. По уровню инвестиционного риска.

Безрисковые инвестиции характеризуют вложения средств в объекты, по которым отсутствует реальный риск потери капитала или ожидаемого дохода. Низкорисковые инвестиции характеризуют вложения в объекты инвестирования, риск по которым значительно ниже среднерыночного. Среднерисковые инвестиции характеризуют вложения в объекты инвестирования, риск по которым примерно соответствует среднерыночному. Высорисковые инвестиции - инвестиции, риск по которым значительно превышает среднерыночный. Спекулятивные инвестиции - самые рисковые инвестиции, позволяющие достичь наивысшего уровня инвестиционного дохода.

Различные инвестиционные проекты предприятий сферы телекоммуникационных услуг предполагают различный инвестиционный риск/инвестиционные ожидания.

5. По формам собственности инвестируемого капитала.

Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и юридических лиц негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции характеризуют вложения средств государственных предприятий, средств бюджета раз-

личных уровней. На сегодняшний день на рынке связи совершаются в основном частные инвестиции. Государственные инвестиции производятся только в предприятия до сих пор принадлежащего государству холдинга «Связьинвест»

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000

иностранные инвестиции, млн. USD 520,3 506 819,3 309,5 341,9 899

отечественные инвестиции, млн. руб.(в фактических ценах, млрд. руб.; с 1998г. - млн.руб.) 5012,4 7133,4 9290,8 11726,5 18200,8 25087,6

иностранные инвестиции, млн. USD 502,2 436 682,1 нет данных 2523,1 5180,0*

отечественные инвестиции, млн. руб.(в фактических ценах, млрд. руб.; с 1998г. - млн.руб.) 44278,6 51804,2 94731,5 нет данных 89452,6 84980,0*

*Расчетная сумма по динамике инвестиций за 9 месяцев.

Таблица 1. Инвестиции в предприятия отрасли связи

Рис. 1. Иностранные инвестиции

Рис. 2. Отечественные инвестиции

6. По региональной принадлежности инвесторов Национальные (внутренние) инвестиции характеризуют вложения капитала резидентами (юридическими и физическими лицами) Российской Федерации. Иностранные инвестиции - вложения капитала нерезидентами. Как видно из рис. 1, 2, на сегодня иностранные инвестиции превалируют, а объем отечественных инвестиций падает. Отчасти это связано с предполагаемой продажей компаний холдинга Связьинвест (а потому и меньший объем инвестиций в бюджете компании), а отчасти с действительно значительным интересом западных инвесторов.

Классификация инвесторов отрасли связи

1. По направленности основной хозяйственной деятельности

Индивидуальный инвестор - конкретное юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции для развития своей основной хозяйственной деятельности. Институциональный инвестор представляет собой юридическое лицо - финансового посредника, аккумулирующее средства индивидуальных инвесторов и осуществляющего инвестиционную деятельность, специализированную, как правило, на операциях с ценными бумагами.

2. По целям инвестирования

Стратегический инвестор - субъект инвестиционной деятельности, желающий приобрести контрольный пакет акций (преимущественную долю капитала) для обеспечения реального управления предприятием в соответствии с собственной концепцией стратегического развития компании. Портфельный инвестор - субъект инвестиционной деятельности, вкладывающий свой капитал в различные объекты инвестирования с одной целью - получить текущий доход или прирост капитала в перспективе. Портфельный инвестор не стремиться участвовать в управлении компанией.

3. По принадлежности к резидентам

Выделяют отечественных и иностранных инвесторов. Как было отмечено ранее, на сегодняшний момент в сегменте связи преобладают индивидуальные стратегические западные инвесторы. Но ситуация достаточно быстро меняется, и уже скоро можно будет говорить о сокращении отрыва между данными категориями инвесторов телекоммуникационного рынка РФ.

Инвестиционная стратегия предприятия

Для реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия, формируется инвестиционная стратегия предприятия.

Разработка инвестиционной стратегии производится в несколько этапов.

1. Формирование отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятия в соответствии со стратегией его экономического и финансового развития. В процессе формирования производится определение соотношения основных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода, определение региональной направленности инвестиционной деятельности. Данный этап позволяет определить приоритетные цели и задачи инвестиционной деятельности по отдельным этапам предстоящего периода.

2. Исследование и учет условий внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного риска. На данном этапе прорабатываются правовые условия инвестиционной деятельности в целом и в разрезе отдельных форм инвестирования, анализируется текущая и прогнозируется будущая конъюнктура инвестиционного рынка предприятий связи и факторы, ее определяющие.

3. Поиск отдельных объектов инвестирования и оценка их соответствия направлениям инвестиционной деятельности предприятия. В ходе реализации данного направления инвестиционной политики изучается текущее предложение на инвестиционном рынке, отбираются для изучения отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, наиболее полно соответствующие направлениям инвестиционной деятельности предприятия, рассматриваются возможности и условия приобретения отдельных активов для обновления состава действующих видов, проводится тщательный анализ отобранных объектов инвестирования.

4. Обеспечение высокой эффективности инвестиций. Отобранные ранее объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности. Для каждого объекта инвестирования используется конкретная методика оценки эффективности. По результатам оценки инвестиционные проекты и финансовые инструменты ранжируются по критерию их эффективности (доходности). Для реализации отбираются те объекты инвестирования, которые обеспечивают наибольшую эффективность (доходность).

5. Минимизация уровня рисков, связанных с инвестиционной деятельностью. На данном этапе должны быть идентифицированы и оценены риски, присущие каждому конкретному объекты инвестирования. По результатам оценки производится ранжирование проектов. К реализации выбираются проекты, которые при прочих равных значениях эффективности (доходности) предполагает наименьшие риски. Помимо рисков отдельных проектов, оцениваются финансовые риски, связанные с инвестиционной деятельностью в целом, поскольку предприятие, вкладывающие значительные средства (снижая свою платежеспособность) в инвестиционные проекты, в какой-то момент времени может оказаться не в состоянии платить по текущим счетам. Еще больший риск присутствует в случае инвестирования заемного капитала. Это может привести к снижению уровня финансовой устойчивости компании. Поэтому в процессе формирования инвестиционной стратегии необходимо заранее оценивать, какое влияние инвестиционные риски окажут на доходность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

6. Обеспечение ликвидности инвестиций. В ходе инвестиционной деятельности необходимо понимать, что в силу существенных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры инвестиционного рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем периоде по отдельным объектам инвестирования может резко снизиться ожидаемая доходность, возрасти уровень рисков, снизиться значение других показателей инвестиционной привлекательности. Это потребует решения о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестирования капитала. С этой целью по каждому объекту инвестирования должна быть оценена степень ликвидности инвестиций. Отбираются объекты, имеющие наибольший потенциал уровня ликвидности при других сопоставимых показателях.

7. Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и оптимизация структуры их источников. На данном этапе формирования инвестиционной стратегии прогнозируется общая потребность компании в инвестиционных ресурсах для осуществления инвестиционной деятельности в предусмотренных объемах, определяется возможность формирования этих ресурсов за счет собственных финансовых ресурсов предприятии, определяется целесообразность привлечения для инвестиционной деятельности заемных финансовых средств, обеспечивается рациональное соотношение собственных и заемных источников финансирования.

8. Формирование и оценка инвестиционного портфеля предприятия. С учетом возможного привлечения объема инвестиционных ресурсов, а также оценки инвестиционной привлекательности отдельных субъектов инвестирования производится формирование совокупного инвестиционного портфеля предприятия (портфеля реальных или финансовых инвестиций). При этом определяются принципы его формирования с учетом менталитета финансовых менеджеров (их отношения к уровню допустимых

финансовых рисков). Затем совокупный инвестиционный портфель оценивается в целом по уровню доходности, риска и ликвидности. Сформированный инвестиционный портфель компании рассматривается как совокупность его инвестиционных программ, реализуемых в предстоящем периоде.

9. Обеспечение путей ускорения реализации инвестиционных программ. Намеченные к реализации инвестиционные программы должны быть выполнены как можно быстрее, исходя из следующих соображений: высокие темпы реализации инвестиционных проектов способствуют ускорению экономического развития компании, чем быстрее реализуется инвестиционная программа, тем быстрее начинает формироваться дополнительный финансовый поток, сокращаются сроки использования заемного капитала, снижается уровень систематического инвестиционного риска, связанного с неблагоприятным изменением конъюнктуры инвестиционного рынка, ухудшением внешней инвестиционной среды.

Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия

Поскольку основной целью инвестирования является получение инвестиционной прибыли (непосредственно денежные доходы, выход на новые рынки, увеличение лояльности покупателей и т.д.), в данной публикации необходимо рассмотреть механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия. Основные элементы, формирующие этот механизм и определяющие уровень инвестиционной прибыли, состоят в следующем.

1. Минимальная норма прибыли на капитал является той изначальной точкой, которая определяет уровень инвестиционной прибыли компании. Норма прибыли на капитал формирует потребность в осуществлении инвестиций или объем спроса на них. Чем выше граница минимальной нормы прибыли на инвестированный капитал, тем выше при прочих равных условиях объем спроса на инвестиции. Показатель минимальной нормы прибыли должен быть очищен от инфляции, должен складываться в условиях высокой ликвидности и минимизировать риск потери капитала инвестором. Тот минимальный уровень прибыли, который побуждает инвестора к осуществлению инвестиционной деятельности при соблюдении вышеперечисленных условий, и будет характеризовать минимальную норму прибыли на инвестируемый капитал. В наибольшей степени эти условия обеспечивает ставка депозитного процента на вклады до востребования, предлагаемая наиболее надежными коммерческими банками. Эта ставка формирует минимальный уровень ссудного процента на денежном рынке.

2. Продолжительность инвестиционного процесса определяет уровень инвестиционной прибыли с учетом оценки стоимости денег во времени. С увеличением инвестиционного периода увеличивается сумма возвратного денежного потока (прежде всего чистой прибыли) на вложенный капитал (при его наращивании по ставке процента, равной минимальной норме прибыли на капитал). Естественно, что чем выше размер минимальной нормы прибыли на капитал, тем большую сумму прибыли в пределах одинакового периода инвестирования вправе ожидать инвестор.

3. Темп инфляции оказывает существенное корректирующее воздействие на уровень инвестиционной прибыли. Номинальный размер минимальной нормы прибыли должен быть скорректирован с учетом ожидаемого (или сложившегося) темпа инфляции.

4. Уровень инвестиционного риска оказывает наиболее существенное влияние на уровень инвестиционной прибыли и на инвестиционную политику предприятия в целом. Для участия в инвестиционном проекте с повышенным уровнем риска инвестор захочет получить выгоды в виде так называемой «премии за риск», которая представляет собой дополнительную инвестиционную прибыль, требуемую инвестором сверх того уровня, который могут принести безрисковые инвестиции. Эта дополнительная

инвестиционная прибыль должна возрастать пропорционально росту уровня риска по объекту инвестирования.

5. Уровень ликвидности инвестиций характеризует их потенциальную способность в короткое время и без существенных финансовых потерь конверсироваться в денежные активы. При оценке уровня ликвидностей или иных объектов инвестирования используются два основных критерия - время конверсии и размер финансовых потерь инвестора, связанных с этой конверсией. Время ликвидности инвестиций измеряется, как правило, в количестве дней, необходимых для реализации на рынке объекта собственности. Оценка ликвидности инвестиций по уровню финансовых потерь характеризуется размером этих потерь к сумме инвестируемого капитала.

6. Индивидуальные особенности объекта инвестирования являются завершающим элементом модели формирования инвестиционной прибыли. Индивидуальные особенности объекта инвестирования представляют собой предмет конкретной оценки его инвестиционных качеств.

Таким образом, модель формирования уровня инвестиционной прибыли по отдельным объектам инвестирования может быть представлена в следующем виде: ИП = (НПМ ± ИОП + Пр + Пл + Пи) X (1 + о", (1)

где ИП - сумма инвестиционной прибыли по конкретному объекту инвестирования; НПм - сумма минимальной нормы прибыли на капитал; Пи - сумма инфляционной премии; Пр - сумма премии за риск; Пл - сумма премии за ликвидность; ИОп - отклонения суммы прибыли по индивидуальному объекту инвестирования от среднерыночных условий ее формирования; г - процентная ставка, принимаемая для наращивания суммы прибыли, .выраженная десятичной дробью; п - продолжительность процесса инвестирования, выраженная количеством периодов, по которым будет получена инвестиционная прибыль.

Заключение

В работе рассмотрены жизненно важные вопросы для компании, осуществляющей операционную деятельность на рынке связи Российской Федерации. Для уверенного экономического роста и сохранения конкурентных преимуществ компания должна обладать сформулированной инвестиционной стратегией. По итогам работы классифицированы действующие инвесторы телекоммуникационного рынка и совершаемые ими инвестиции, сформирован алгоритм построения инвестиционной стратегии предприятия сферы телекоммуникационных услуг, проработаны основные элементы механизма формирования инвестиционной прибыли предприятия.

Литература

1. www.minsvyaz.ru. Статистика отрасли.

2. www.ach.gov.ru Счетная палата Российской Федерации.

3. www.superbroker.ru Сайт инвестиционной компании ФАЙНЕНШЛ БРИДЖ.

4. Гитман Л. Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997.

5. Суров С.Ю. Сурова М.Ю. Инвестиционный менеджмент. М.: Приор-издат, 2004.

6. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 631 с.

7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. К.: Ника-Центр, 1999. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.