УДК 338.2
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
А.П. Родионов1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 30-32 литер А
В исследовании представлены особенности инвестиционной деятельности и организации деятельности по инвестированию, характерные для регионального развития инфраструктуры, в частности коммунальной. Инвестиционная программа - это основной документ предприятия, на котором основывается ее развитие, применение инвестиционных программ в деятельности предприятий региона существенно влияет на его инфраструктуру.
Ключевые слова: инвестиции, региональное развитие, прогнозирование, организация инвестиционной программы
INVESTMENT PROGRAMME AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF RESOURCE
SUPPLYING ENTERPRISES
A. P. Rodionov
Saint-Petersburg state university of economics, 191023, Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32
The study presents the peculiarities of investment activity and organisation of investment activity, characteristic of regional infrastructure development, in particular communal infrastructure. The investment programme is the main document of the enterprise on which its development is based, the application of investment programmes in the activities of enterprises in the region significantly affects its infrastructure.
Keywords: investment, regional development, forecasting, investment programme organization
Инвестиционная программа направлена на создание необходимого денежного потока, который будет расходоваться равномерно, согласно запланированным на предприятии мероприятий. Инвестирование направлено на ускорение оборота активов, то есть на повышение их окупаемости. Инвестиционная программа позволяет упорядочить действия по процессу инвестирования за заданный период. Инвестирование позволяет поддерживать конкурентоспособность [2; 9].
Таким образом, инвестиционная программа - это документ, регламентирующий инве-
стиционную деятельность и включающий перечень мероприятий по улучшению деятельности предприятия [11].
В состав инвестиционной программы входят: ее цели и задачи, объект инвестирования и его характеристика, объемы вложений и их срок, объемы всех видов ресурсов: финансовых, трудовых, информационных, управленческих.
В таблице 1 представлена классификация инвестиционных программ.
Таблица 1 - Типы классификаций инвестиционных программ
Классификация Характеристика
По величине их доходности А) высокодоходные - величина прибыли значительна, присутствует сверхприбыль. Б) высокопроцентные - доходность существенно превышает процент стартового капитала после того как вычесть эксплуатационные расходы.
По направлению развития 1) стратегические - позволяют существенно изменить подход и деятельность предприятия: осуществить реорганизацию, расширить деятельность, сменить направление деятельности и т.д. 2) тактические - мероприятия, позволяющие активизировать производственные обороты и повысить деловую репутацию.
1 Родионов Александр Павлович - кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента и инноваций, email: innovation_ 78@yandex. т.
При составлении инвестиционной программы можно выделить следующие риски [7; 10]:
- субъективность данных об общеэкономической ситуации в стране;
- внешняя политика государства и учет объемов внешнего финансирования;
- форс-мажорные ситуации в производственной деятельности;
- неполный анализ и статистическая информация о всех участниках процесса инвестирования и деятельности предприятий.
Составление инвестиционной программы состоит из множества взаимосвязанных этапах. Помимо этого, в деятельность включаются все виды планирования [1; 4]: инвестиционное, финансовое, календарное, производственное, организационное, планы по денежным поступлениям. Далее осуществляется оценка эффективность инвестиционной программы, которая складывается из ряда показателей, подразделяющихся на статические и динамические. На рисунке 2 представлены основные показатели эффективности инвестиционной программы.
Рисунок 1 - Формирование инвестиционной программ [6]
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Чистая приведенная стоимость, индекс
рентабельности, внутренняя норма
прибыли, модифицированная
норма, дисконтированный срок окупаемости инвестиций
( **
Статические
J
Срок окумаемости и коэффициент эффективности инвестиций
Рисунок 2 - Раскрытие методов оценки эффективности инвестиционных проектов [8]
Для оценки эффективности инвестиционной программы используются статические и динамические показатели, динамических показателей существенно больше, и они позволяют оценить изменения в различные моменты времени.
Инвестиционная программа ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках концессионного соглашения
Техническим консультантом Проекта концессии проведено техническое обследование объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, подготовлен перечень основных
(обязательных) мероприятий 2024-2030 годы, определена прогнозная стоимость мероприятий и разработана Инвестиционная программа на период 2024-2030 общей стоимостью 271,2 млрд. руб., а также поддерживающие мероприятия инвестиционного характера на период после завершения мероприятий ИП (2031-2036 гг.) стоимостью 52,3 млрд .руб. Структура инвестиционной деятельности представлена на рисунке 3.
Согласно основным аспектам инвестиционной деятельности основой инвестирования являются собственные средства Концессионера и 12% планируется возмещать из бюджета города.
А.П. Родионов
В соответствии с финансовой моделью предусмотрено, что Инвестиционная программа, реализуемая Концессионером, может быть профинансирована за счет следующих источников. Данная модель позволяет осуществлять региональное развитие коммунальной инфраструктуры, что способствует формированию системы управления в регионе.
■ Собственные средства
■ Средства городского бюджета
■ Заемные средства
Рисунок 3 - Примерная структура финансирования инвестиционной деятельности
Финансовой моделью Проекта концессии предусматривается, что для реализации Инвестиционной программы Концессионером будут привлекаться кредиты на общую сумму 52,4 млрд. руб. или 19,3% от всей суммы Инвестиционной программы.
Вместе с тем, в финансовой модели предусмотрено сдерживание роста тарифов:
- в период 2024-2027 гг. предусмотрен рост тарифов с 01.07. каждого года периода на уровне установленных для Водоканала: 10% -население, 12% - для прочих абонентов;
- в период 2028 - 2030 гг. рост тарифов предусмотрен на уровне ИПЦ+0.
Это ограничение не позволяет Концессионеру осуществить расчеты по привлеченным для реализации Инвестиционной программы кредитам только за счет тарифной выручки, потребуется поддержка Концессионера из Бюджета Санкт-Петербурга (инвестиционный платеж) в период 2024-2030 в сумме 31,4 млрд.руб., что составляет 11,6% от общей суммы Инвестиционной программы. Примерные суммы для инвестиционных мероприятий в разбивке по годам представлены на рисунке 4.
Таблица 2 - Раскрытие основных источников финансирования инвестиционной программы
Источники финансирования Инвестиционной программы Стоимость в период 2024 - 2030, млрд.руб.
Собственные средства за счет тарифной выручки, в том числе: - средства инвестора 187,4 22,5
За счет бюджета Города (инвестиционный платеж) 31,4
Заемные средства 52,4
Итого: 271,2
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
43 „„ 44
144 147 45 ^ч—
• 33
• 30
\
Ю 12
у.
8
.I.
2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033
Рисунок 4 - Инвестиционные мероприятия Концессионера в ценах текущего года, млрд. руб. без НДС
В целях оценки эффективности источников финансирования Инвестиционной программы, предлагаемой концессионной схемой, было проведено сравнение реализации аналогичной Инвестиционной программы в период 20242030 самостоятельно ресурсоснабжающим предприятием [3; 5].
Рассмотрены три варианта:
1. Первый вариант: в условиях ограничения роста тарифов (в период 2018-2020 гг. предусмотрен рост тарифов с 01.07. каждого года периода на уровне установленных для Водоканала: 10% -население, 12% - для прочих абонентов; - в период 2024 - 2030 рост тарифов предусмотрен на уровне индекса потребительских цен по прогнозу Минэкономразвития (ИПЦ+0%).
8
8
2. Второй вариант: в условиях установления тарифов в период до 2020 гг. на уровне установленных для Водоканала (10% - население, 12%
- прочие), начиная с 2024 года - исходя из фактически необходимых расходов.
3. Третий вариант: в условиях установления тарифов в период до 2023 гг. на уровне установленных для ресурсоснабжающего предприятия (10% - население, 12% - прочие) в период 2024-2030 гг. на уровне индекса потребительских цен по прогнозу Министерство экономического развития + ежегодно дополнительно на % (ИПЦ+2%).
Расчеты по тарифным проекциям показали следующее.
а) В первом варианте (при ограничении роста тарифов) Водоканалу для реализации Инвестиционной программы необходимо будет привлечь кредитов на сумму 63,3 млрд.руб. (процентная ставка - 13% годовых), так как часть собственного источника вместо финансирования Инвестиционной программы будет направляться на погашение ранее привлеченных инвестиционных кредитов (срок погашения - 2028 год). Тарифной проекцией предусмотрено применение механизма сглаживания, позволяющего обеспечить тарифную выручку в необходимом объеме ближе к завершению периода реализации Инвестиционной программы.
При этом поддержка из Бюджета Санкт-Петербурга (инвестиционный платеж) в тарифной проекции не предусматривается. Все кредитные линии будут погашены к 2034 году.
б) Во втором варианте (при установлении тарифов, исходя из фактически необходимых расходов) потребуется увеличить уровень роста тарифов в период после 2020 года:
- в 2024 году с 01 июля на 25% в среднем для всех групп потребителей с сохранением тарифов до 2025 года, с 2025 года еще на 29 %, при этом в периоде с 2024 по 2025 гг. среднегодовое повышение составит 9%. Начиная с 2025 года повышения тарифов не требуется.
в) В третьем варианте дополнительно рассмотрен промежуточный сценарий реализации Инвестиционной программы, когда в период 2024
- 2028 гг. рост тарифов предусмотрен на уровне ИПЦ+2%, далее рост тарифов останавливается. В этом случае потребуется привлечь 28,3 млрд. руб. (процентная ставка - 13% годовых) с погашением кредитных линий к 2032 году.
В данном случае используемый сценарный метод прогнозирования расходов и доходов в результате заключения концессионного соглашения позволяет регламентировать деятельность ре-сурсоснабжающего предприятия и улучшать деятельность организации в рамках инвестиционной программы. Прогноз инвестиций по всем вариантам показывает положительную динамику для все
участников концессии, так как учитывается и социальный эффект мероприятий, позволяющий сдерживать рост тарифов, что отражает положительную динамику для населения региона.
Развитие региональной инфраструктуры невозможно без планомерного развития коммунальных систем. Регион - целостный механизм, управление которым позволяет достигать наибольших результатов деятельности.
Литература
1. Инвестиционная программа Чагодощенского района / Администрация губернатора Волог. обл., Самоупр. Чагодощ. р-на. - Вологда, 1996. - 67 с.
2. Вихров А. В. Инвестиционная программа предприятия / М.: Ин-т микроэкономики, 2003. - 43 с.
3. Рагимов Ф. И. Инвестиционная городская программа: оценка и обоснование системы взаимодействия участников: монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Гос. ун-т упр.», Инт бизнеса в стр-ве и упр. проектом. - Москва: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009. -140 с.
4. Кузнецов В. В., Милов А. А., Одарченко А. В., Лаптев Н. В. Инвестиционная программа развития Ульяновской области / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Ульяновский гос. технический ун-т». - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 102 с.
5. Старостина Н. А. Инновационные технологии обновления основного капитала организаций: монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления», Институт отраслевого менеджмента, Кафедра экономики и управления в строительстве. - Москва: Издательский дом ФГБОУ ВО ГУУ, 2022. - 59 с.
6. Ахмадеев А. М. Инновационная и инвестиционная деятельность фирмы: монография / Уфа: Аэтерна, 2019. - 152 с.
7. Ахмадеев А. М. Инвестиционная деятельность финансово-кредитных институтов в инновационной экономике: монография / ГБОУ ВПО «Башк. акад. гос. службы и управления при Президенте Респ. Башкортостан», Каф. инновац. экономики. - Уфа: БАГСУ, 2013. - 175 с.
8. Каллагов Б. Р., Сокаева Б. Б. Инвестиции и инвестиционная деятельность в Российской Федерации / Владикавказский ин-т упр. - Владикавказ: ВИУ, 2010. - 189 с.
9. Калашников И. Б. Инвестиционная система: инновационная направленность развития; функции государства в ее переустройстве / Саратов: Научная книга, 2010. - 310 с.
10. Жаркова Н. Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятий текстильного и швейного производства: монография / Москва: ИНФРА-М, 2014. - 94 с.
11. Мудрак А. В. Управление финансовым потенциалом промышленного региона в целях активизации инвестиционного процесса: (на примере Кемеровской области) / Москва: Флинта: Наука, 2010. - 262 с.