Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность здравоохранения'

Инвестиционная привлекательность здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность здравоохранения»

общественного здоровья оценивается не мерой потребностей граждан, приведенных к работе рубля на их удовлетворение, а мерой констатации факта, не соотносимой, но оправдывающей запросы здравоохранения в финансировании. Только выход за пределы единой имущественной принадлежности продавца и покупателя делает возможным товарообмен. Это означает, что сторону продавца должен представлять субъект с иной, чем государственная (муниципальная), имущественной принадлежностью. Если товаропроизводитель будет иметь форму частной медицинской организации, у государства не будет оснований позиционироваться на его стороне - интересы государства сосредоточатся на стороне граждан. И мерой соблюдения интересов граждан государство будет оплачивать оказываемые им медицинские услуги (27, 28). Таким образом, позиционирование интересов участников экономических отношений определяет эффективность этих отношений. Интересы граждан (потребителей, пациентов) в качестве выгодоприобретателей по платежам государства в их пользу до тех пор будут оставаться неучтенными, пока бюджетные учреждения здравоохранения не будут преобразованы в формы частных медицинских организаций.

Литература

1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста.- РАН. Ин-т экономики.- М., 2002.- 228 с.

2. Агеев В. М. Интересы, Стимулы, Эффективность. Сб. 4 т.- М.: МГУ, 1974.- 41 с.

3. Балан А.В. Корпоративная модель взаимодействия государства и гражданского общества: теория и практика: Автореф. дис. канд. полит. наук.- Саратов, 2001.

4. Беккер Г. // США: экономика, политика, идеология.-1994.- № 2, 3.

5. Белоусов В.Ю. Развитие системы региональных интересов в современной российской экономике. Автореф. дис. канд. экон. наук.- Волгоград, 2006.

6. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XX век.-М.: ИздАТ, 2006.- 464 с.

7. Гершкович Б.Я. //Научная мысль Кавказа.- 1996.- № 1.-С.69-72.

8. Гершкович Б.Я. Предпринимательство в аспекте экономических интересов //Социально-экономические проблемы предпринимательства.- Ростов-на-Дону: 1995.- С. 125-131.

9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.- 221 с.

10. Иванов А.В., Тихомиров А.В. // Главный врач: хозяйство и право.- 2006.- № 5.- С.4-10.

УДК 614.2

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ А.В.ТИХОМИРОВ*

Капиталы в здравоохранение не идут. Если в экономике разными способами размещаются громадные денежные средства, то в социальной сфере такого не происходит. В здравоохранении отсутствует механизм воспроизводства капиталов. Нет возможности получения прибыли от вложения денежной массы, дивидендов. Есть все основания полагать, что вложенные средства вообще не вернутся. Инвесторы обходят социальную сферу стороной. Почему так происходит? Что делать, чтобы здраво -охранение перестало быть непривлекательным для инвестирования? Причин, препятствующих этому, несколько.

Первая состоит в том, что средства финансирования здравоохранения не выходят за пределы государственной принадлежности [1-5]. Существующая схема финансирования здравоохранения замыкает в автономный круговорот средства казны, обра-

щающиеся через бюджет, внебюджетные фонды и учреждения здравоохранения. Это означает не только то, что инвестиционные капиталы вкладываются в государство. Дело в том, что в существующих условиях средства финансирования здравоохранения предназначены для бюджетного потребления, а не экономического воспроизводства. Они не преумножаются, а расходуются.

Ограничение пределами единой публичной принадлежности этих средств означает, что и не происходит товарообмена. Собственность на эти средства не меняется, а производимый товар (медицинские услуги) не обменивается на деньги другого собственника. Исключение составляют «платные» медицинские услуги, когда их оплата производится плательщиком, отличным от государства. В здравоохранении (в пределах оплаты медицинских услуг в порядке обязательного медицинского страхования) нет товаропроизводителей. Не являются таковыми бюджетные учреждения здравоохранения, которые состоят с собственником их имущества одновременно в платежных отношениях, будучи ориентированы на потребление, а не на воспроизводство получаемых денежных средств. А там, где отсутствует воспроизводство финансовых вложений, инвестирование невозможно.

Второй, вытекающей из первой, причиной, препятствующей притоку инвестиционных капиталов в отрасль, является системообразование здравоохранения, исключающее единство отрасли. В настоящее время существует вертикальное обособление публичных систем здравоохранения (государственной и муниципальной) от частной притом, что первые объединяют в своем составе равно органов управления здравоохранением и бюджетных учреждений здравоохранения (рис.).

Здравоохранение

Государственная ' система .здравоохранения . Муниципальная система здравоохранения Частная система здравоохранения

публичная собственность частная собственность

органы управления здравоохранением должно быть

(^^учреждения здравоохранения^^) ^ ""и (^товаропроизводители

Рис.. Системообразование здравоохранения.

На деле граница проходит по результату деятельности: не имеющему товарной формы - для государственных и муниципальных органов управления здравоохранением и имеющему форму товара (медицинской услуги) - для учреждений здравоохранения. Поэтому происходит горизонтальное обособление механизма государства от общества (равно потребителей и товаропроизводителей), в том числе в здравоохранении. Однако бюджетные учреждения здравоохранения не находят своего места ни в механизме государства, составленном публичными органами, ни в обществе, не будучи товаропроизводителями. Тем самым не складывается система товаропроизводителей и система органов управления здравоохранением, как это существует за рубежом. А инвесторы размещают капиталы среди товаропроизводителей, и потому предпочтут частную медицину, но обходят - государственное и муниципальное здравоохранение.

Наконец, третьей препятствующей притоку инвестиционных капиталов в отрасль причиной является отношение к экономике в социальной сфере. Традиционно в прежние времена социальная сфера считалась непроизводственной. Но политические, экономические и правовые перемены диктуют необходимость иного взгляда. Если в социальной сфере производится товар (услуги), если этот товар оплачивается (в том числе государством в пользу граждан), если складываются отношения взаимных предоставлений сторон договора, то она не является непроизводственной и обособленной от экономики. Однако такое понимание требует не только избавления от привычных стереотипов, но и структуризации в единстве всех релевантных категорий, по-

строение новой системы координат, соответствующей действующим политическим, экономическим и правовым реалиям.

Требуют разграничения понятия государства и общества, в том числе в здравоохранении. Государство как политическая организация общества не тождественно всему обществу, и как такая организация устроено по иным принципам, чем остальное общество. В механизме государства разрешено только то, что прямо предписано, в то время как в окружающем обществе разрешено все, что прямо не запрещено. Общественное воспроизводство и потребление происходят в обществе, а не в государстве. Именно в обществе складывается рынок, где встречаются продавцы и покупатели, в том числе в здравоохранении.

Товар ниоткуда не берется - он производится товаропроизводителями. Их деятельность не имеет иного характера, кроме экономического, предпринимательского, и представляет собой бизнес. При таком понимании отпадает противопоставление государства, здравоохранения и экономики, предпринимательства, бизнеса и рынка. И если бюджетные учреждения здравоохранения не являются товаропроизводителями, будучи ориентированы на потребление средств финансирования здравоохранения, то задача состоит в том, чтобы сделать их товаропроизводителями, ориентированными на воспроизводство капиталов в отрасли, хотя бы для этого и нужна их реорганизация. В этом случае неизбежна диверсификация функций рынка и государства в здравоохранении. Отношения оказания и получения медицинских услуг - это удел общества в здравоохранении. Государство выступает в качестве плательщика за те предоставления, которые производятся между товаропроизводителями и потребителями.

Сделать социальную сферу и здравоохранение привлекательными для инвестиций означает произвести их индустриальную трансформацию, экономическое преобразование, при котором будет обеспечено воспроизводство инвестируемых капиталов.

Литература

1. Тихомиров А.В. //Здравоохр-е РФ.- 2006.- №4.- 37-42.

2. Тихомиров А.В. // Главный врач: хозяйство и право.-2005.- № 2.- С.44-49.

3. Тихомиров А.В. // Главный врач: хозяйство и право.-

2005.- № 5.- С.2.

4. Стародубов В.И. и др. // Главный врач: хозяйство и право.- 2005.- № 6.- С.7-15.

5. Госович О.М. и др. // Главный врач: хозяйство и право.-

2006.- № 1.- С.13-19.

УДК 614.2

СИСТЕМООБРАЗОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ

А.В.ТИХОМИРОВ*

Основы законодательства об охране здоровья граждан, проведя системообразование здравоохранения по формам собственности, разграничили государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. Если прежде система здравоохранения была объединена административной соподчиненностью субъектов, то в настоящее время вместо одной существует три системы, разъединенные принадлежностью объектов (имущества).

Имущественная принадлежность не является фактором систе-мообразования. Частная медицина не консолидирована в систему формой собственности. А включение в государственную и муниципальную системы здравоохранения и учреждений здравоохранения, и органов управления здравоохранением, объединенных имущественной принадлежностью, но не единством характера деятельности, является фактором разъединения.

В государственном и муниципальном здравоохранении оказались объединены и государственные и муниципальные органы

управления здравоохранением, и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Если первые осуществляют деятельность с результатом, не имеющим товарной формы, то вторые - с результатом, имеющим форму товара (медицинской услуги). Тем самым в рамках государственного и муниципального здравоохранения осуществляется как государственное и муниципальное управление здравоохранением, так и

деятельность экономического характера.

Но если государственные и муниципальные органы управления здравоохранением преследуют социально-политические интересы государства, то государственные и муниципальные учреждения здравоохранения при осуществлении деятельности товаропроизводителей на эти интересы ориентированы быть не могут. Соответствующие характеру их деятельности интересы заключаются в извлечении доходов от реализации медицинских услуг. Эти же интересы движут частными товаропроизводителями в области охраны здоровья, которым также не свойственны социально-политические интересы государства. Системообразо-вание здравоохранения по имущественной принадлежности отражает лишь отраслевое обособление имущества здравоохранительного назначения - как закрепленного за учреждениями здравоохранения, так и предназначенного для финансирования здравоохранения имущества в казне собственника.

Проблемой здравоохранения признается двойственность источников финансирования: из бюджета и внебюджетных фондов. Финансированием системообразование здравоохранения не обусловлено. Величина консолидированного бюджета здравоохранения, то есть совокупности бюджетных и внебюджетных средств, вкладываемых из казны в здравоохранение, или доли в ВВП, служит целям не объединения в систему, а учета затрат собственника этих средств. В пределах консолидированного бюджета источники финансирования имеют отношение к государственной и муниципальной системам здравоохранения в том, что и имущество учреждений здравоохранения, и предназначенные для них бюджетные и внебюджетные средства являются государственной или муниципальной собственностью.

В настоящее время здравоохранение утратило принцип систе-мообразования. Будучи разделено по системам по имущественному признаку, оно лишено консолидирующих начал - системы здравоохранения не составляют единую отрасль.

Отрасль охватывает общность имущественной принадлежности - объединяя в государственной и муниципальной системе органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, она разделена неодинаковостью осуществляемой ими деятельности. Ровно это - надсистемное - объединение органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения и выдается за системообразующее для отрасли в целом.

И более того - складывается парадоксальное положение, когда здравоохранение, будучи формально объединено на имущественной основе и по тому же признаку разделено по системам, придерживается системообразования отрасли не по объектному, а по субъектному принципу. Подобное системообразование здравоохранения в отрасль основано на принципе субъектной субординации - соподчинения органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения. Однако субординация - принцип деятельности механизма государства, т.е. системы государственных органов.

В обществе, за пределами механизма государства, существует совершенно другой принцип - координации, когда каждый действует своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ). Но тогда, во-первых, здравоохранение как отрасль не охватывает частную систему здравоохранения. Частная медицина существует исключительно в обществе и исключительно на принципах координации. Во-вторых, здравоохранение как отрасль дистанцируется от общества, организация которого основана также исключительно на принципах координации. Тем самым субъектно-субординационное системообразование здравоохранения как отрасли относит учреждения здравоохранения, наряду с органами управления здравоохранением, к механизму государства. Однако учреждения здравоохранения не являются публичными органами. Отсюда возникает неопределенность положения учреждений здравоохранения: они не относятся к механизму государства, но и не составляют части общества, подобно частным медицинским организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.