УДК 339.9
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.2.86
А. М. НИКОЛАЕВ*
Инвестиционная привлекательность России
для китайских предпринимателей:
обзор китайских аналитических материалов
На основе анализа источников излагается современное мнение китайских экономистов и предпринимателей о перспективах финансовых инвестиций в экономику России. Автор рассматривает причины низкого интереса китайских инвесторов к Российской Федерации, представляет китайское видение инвестиционного климата в нашей стране.
Ключевые слова: инвестиции, Восточный экономический форум, Торговая палата КНР, Дальний Восток, бизнес.
A.M. NIKOLAYEV
Russia's Investment Attractiveness
for the Chinese Entrepreneurs: an Overview
of the Chinese Analytical Materials
The article outlines the Chinese economists' and entrepreneurs' contemporary view of the prospects for the financial investment into the Russian economy based on material review. The author describes the reasons for the Chinese investors' weak interest in the Russian Federation and presents the Chinese view of the investment climate in the country.
Keywords: investments, the Eastern Economic Forum, the Chamber of Commerce of the People's Republic of China, Far East, business.
НИКОЛАЕВ Алексей Максимович -доцент, кандидат исторических наук, профессор кафедры иностранных языков. Nikolaev. [email protected].
NIKOLAYEV A. M. - Docent, Candidate of Historical Sciences, professor at the Department of Foreign Languages.
В рамках стратегии поворота России на Восток особое значение придается территориям опережающего развития и свободному порту Владивосток. В этих зонах планируется создание комплекса социально-экономических и финансовых факторов, которые
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
смогли бы заинтересовать отечественных и зарубежных инвесторов и способствовать ускоренному развитию российского Дальнего Востока. При этом особая ставка делается на привлечение китайского капитала, ведь в соседней стране сформирована вторая экономика мира, и темпы развития остаются стабильно высокими. Однако высокие политические отношения и курс на стратегическое партнерство России и Китая хотя и являются мощным стимулирующим фактором, не обеспечивают автоматического доверия потенциальных инвесторов из Поднебесной российским региональным властям и мощного потока капиталов в местную экономику.
Объявление Владивостока свободным портом вызвало довольно сдержанную реакцию в Китае, а некоторые эксперты, специализирующиеся на России, оценили этот шаг как абсолютно бесперспективный. Показателен в этом плане материал редакции интернет-форума baozi.su для китайцев, проживающих в России. По мнению редакции этого ресурса, идея создания свободного порта во Владивостоке обречена на провал, т. к. Владивостокский порт не способен справиться с возлагаемой на него ролью по причине не очень удобного географического положения, отсутствия развитой логистической инфраструктуры и малой численности населения в Дальневосточном регионе России. Потребность зарубежных региональных экономик в услугах этого порта минимальна, т. к. грузооборот даже не самого крупного в Китае Даляньского порта больше в десятки раз. Ссылаясь на личные контакты с китайскими предпринимателями, редакция интернет-форума полагает, что нынешнее поколение российских бизнесменов не в состоянии обеспечить реализацию подобных масштабных проектов в силу своих низких деловых и моральных качеств [5].
Тао Дуаньфан, автор статьи, опубликованной в газете «Наньфан ду-шибао», считает, что проблемы России заключаются не в западных санкциях, а в повсеместной бюрократии, коррупции и низкой административной эффективности. По его мнению, все это стало неотъемлемой частью России, и инициатива в виде свободного порта Владивосток не принесет успеха, потому что это лишь новая упаковка прежнего товара. Заниматься реализацией этого плана будут все те же люди, которые и ранее не сумели отличиться особенными достижениями.
Помимо уже перечисленных недостатков Владивостока, автор указывает на отсутствие в городе подходящей инфраструктуры, т. к. возведенные к саммиту АТЭС 2012 г. мосты и театр оперы и балета не решили местных проблем, тем более что через 5 лет после саммита остаются недостроенными отели «Хаятт», которые китайцы считают подтверждением своего неверия в успех российского дальневосточного проекта [4].
Пожалуй, наиболее подробно о причинах неудовлетворенности китайцев инвестиционным климатом в России говорится в подготовленном
в 2016 г. Российским представительством Международной торговой палаты КНР и Комитетом по содействию международной торговли Китая Обзоре хозяйственной деятельности предприятий с китайским капиталом в России [2]. При подготовке издания использовались как источники, размещенные на официальных сайтах правительственных органов КНР и России, так и материалы, предоставленные посольством, консульствами, торговыми представительствами Китая в России, аудиторской компанией Pricewaterhouse Coopers, а также функционирующими в России китайскими компаниями.
Время появления этого документа не случайно совпало с объявленным разворотом России на Восток, созданием на Дальнем Востоке территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Совершенно очевидно, что известные осторожностью китайские предприниматели нуждались в материалах аналитического характера для общей оценки ситуации, рисков и перспектив возможных вложений серьезных денег в российские территории после объявления преференций для инвесторов. Обзор в определенной степени дал ответы на многие вопросы.
Одним из серьезнейших рисков для китайских инвестиций в России китайские функционеры называют нестабильность, а порой и неопределенность преференций и стимулов, предоставляемых зарубежным инвесторам российскими властями. Не совсем понятен и механизм предоставления и применения таких преференций в практической деятельности.
По мнению авторов обзора, в последние годы неоднократно происходило так, что Россия во имя государственных интересов или интересов отдельных бизнес-сообществ меняла вектор политики, перекраивала законодательство, что приводило к убыткам иностранных предпринимателей, которые уже инвестировали в российскую экономику значительные средства. Зачастую местные власти в России обещают преференции для инвесторов на начальном этапе создания и функционирования предприятий, но впоследствии не держат слова и дезавуируют свои обещания. В подтверждение приводится пример частного китайского инвестора из провинции Чжэцзян, вложившего значительные средства, около 100 млн юаней, в лесозаготовку и деревообработку в России, но в итоге понесшего серьезные убытки и разорившегося.
Китайцы считают Россию страной с незрелой рыночной экономикой, реалии которой тормозят развитие бизнеса. Так, им не нравятся ограничения на ввоз рабочей силы из Китая, которую они предпочитают русским работникам. Русские работники, по мнению китайских бизнесменов, недостаточно старательны, поэтому они хотели бы иметь в качестве подчиненных соотечественников, с которыми им гораздо легче управляться.
А россияне, по их мнению, избалованы обилием социальных гарантий для работающего населения. В частности, китайцам не нравится, что при сокращении работников они вынуждены выплачивать им в качестве компенсации не месячную зарплату, как это принято в Китае, а полугодовую. Бывали случаи, когда китайские работодатели были вынуждены соблюдать законодательство по размеру таких выплат только после обращения российских граждан в суд.
На взгляд китайцев, не соответствует потребностям рынка и банковское регулирование в России. В частности, они недовольны тем, что не могут взять кредиты достаточного размера в коммерческих банках. Это не дает возможности китайским предприятиям выполнять свои проекты и развиваться.
Препоной развитию китайского бизнеса в России предприниматели из Поднебесной считают также нежелание российских властей разрешить китайцам создавать так называемые «чайна-тауны», в которых они могли бы формировать особые бизнес-зоны с привычной для них деловой средой.
Серьезно снизило инвестиционную привлекательность России в глазах китайских предпринимателей падение курса рубля в 2014-2015 гг., в результате чего уже вложенные в экономику нашей страны деньги обесценились, и китайские инвесторы понесли значительные потери.
Эти потери усугубились с вступлением в силу приказа Федеральной таможенной службы об использовании системы профилей риска для контроля за таможенной стоимостью импортируемых товаров, а также широко применяемых в России, по мнению китайских предпринимателей, так называемых схем «серой» растаможки. Продукция законопослушных китайских предприятий в России в таких условиях оказалась неспособной конкурировать с «серым» импортом и перестала приносит прибыль.
Не устраивает китайцев общий уровень культуры бизнеса в России, например, слабая организация хозяйственного взаимодействия с экономическими партнерами. Китайские предприниматели, работающие в России, жалуются, что договоренности и сроки выполнения намеченных сделок, партнерских обязательств или поставки товаров российскими контрагентами очень часто нарушаются. Дополняет эту картину низкая эффективность административной деятельности и коррупция в среде чиновников.
Нерыночными методами, на взгляд китайцев, являются предоставляемые отечественным производителям преимущества при госзакупках на бюджетные средства, а также льготное кредитование потребителей при приобретении автомобилей отечественного производства, что вытесняет с российского рынка китайские автомобили.
В Обзоре хозяйственной деятельности предприятий с китайским капиталом в России к трудностям работы в России для китайского бизнеса авторы относят и строгое законодательство, касающееся экологии, высокие таможенные пошлины на импорт запасных частей к оборудованию, которое используется на предприятиях в России, антидемпинговые сборы в отношении китайских автомобильных колес.
Авторы документа не обошли вниманием и такой момент, как серьезные различия в менталитетах народов России и Китая, их национальных культурах. На их взгляд, россияне при своей достаточной терпимости к различным национальностям, все же настороженно относятся к иностранцам и особенно ревностно - к успехам иностранного бизнеса в России. При успешном ведении дел иностранцами русские испытывают определенную досаду и пытаются вытеснить чужеземцев из бизнеса. Из-за несовпадения взглядов на различные вопросы хозяйственной деятельности возникают противоречия в совместных компаниях, поэтому авторы документа делают вывод, что китайским предпринимателям в России нельзя обходится только рамочными договорами или джентельменскими соглашениями, а следует проявлять осторожность и фиксировать в соглашениях о сотрудничестве все нюансы своей деятельности.
Создатели обзора призывают китайских предпринимателей обращать внимание на непоследовательность политики российского правительства и следить за состоянием российско-китайских отношений, всячески страховаться от возможных рисков.
Все перечисленные в этом документе факторы создают не очень привлекательную инвестиционную картину России, которая хорошо известна китайским предпринимателям, тем более что многие из указанных причин повторяются и в других источниках, а значит, в достаточной степени знакомы бизнес сообществу.
Заместитель секретаря Ассоциации по развитию китайских предприятий за рубежом господин Хэ Чжэньвэй на конференции в университете Циньхуа 30 марта 2016 г. отметил, что годовые инвестиции Китая в иностранные экономики составили в 2015 г. 120 млрд долл. США. При этом инвестиции в Россию в том же году уменьшились на 20 %, что явилось, на его взгляд, следствием тотального опасения китайских предпринимателей за свои инвестиции в России, которые были сделаны в предыдущие годы [3]. Хэ Чжэньвэй проработал 10 лет в посольстве КНР в России, много поездил по стране, встречался с разными людьми и считает, что очень хорошо знает психологию россиян. На его взгляд, мы с подозрением относимся к иностранным инвестициям, считая, что иностранные предприниматели хотят таким образом отобрать прибыль у российских бизнесменов. Поэтому китайским инвесторам очень часто в России приходится
сталкиваться с полицейским и таможенным давлением, а также и с криминальным произволом. И это все, по утверждению Хэ Чжэньвэя, не отдельные явления, а постоянные российские национальные реалии. В результате, по его словам, примеров неудачных инвестиций китайцев в Россию очень много. Инвесторы несут большие потери, поэтому те, кто продолжает делать свой бизнес в России, постоянно опасаются ухудшения ситуации.
На взгляд этого китайского чиновника, в России на государственном уровне провозглашаются отличные политические инициативы, но когда дело касается практической реализации, то все оказывается совсем не так здорово. Это касается и территорий опережающего развития, которым уделяется сейчас большое внимание. Поэтому прежде чем инвестировать в Россию, он также призывает китайских предпринимателей тщательно оценивать все риски.
Осторожность в вопросе инвестиций в Россию порой демонстрируют и представители политического руководства Китая. Так, заместитель премьера Госсовета КНР Ван Ян в своей речи на 3-м Восточном экономическом форуме, состоявшемся во Владивостоке в сентябре 2017 г., не случайно подчеркнул, что Китай ожидает от России гарантий стабильности предоставления обещанных преференций для китайских предприятий и соблюдения их законных прав.
КНР, тем не менее, является одним из крупнейших инвесторов в Россию, что особенно важно сейчас, в период действия западных санкций, однако очевидно, что масштаб привлечения китайских капиталов не только не соответствует нашим ожиданиям, но и не способен обеспечить регионального экономического чуда. По словам полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Петровича Трутнева, более 90 % инвестиций приходят в регион из России, 7 - из Китая, 0,7 - из Республики Кореи и 0,6 % - из других стран [1].
Если отбросить эмоциональную сторону китайского скептицизма и традиционные фрустрации китайских функционеров и предпринимателей, то можно сказать, что решающим фактором осторожности предпринимателей из Поднебесной является экономическая нестабильность и высокая волатильность курса российского рубля, который сильно просел в 2014-2015 гг. Но несмотря на это китайская сторона вполне заинтересована в однозначно выгодных для нее проектах, таких, например, как транспортные проекты «Приморье-1» и «Приморье-2». Увеличения же роста китайских инвестиций можно будет ожидать при стабилизации валютного курса рубля, последовательном осуществлении Россией обещанных преференций для инвесторов и наличии очевидного прогресса в реализации политики ускоренного развитии дальневосточных территорий.
Не последнюю роль в привлечении китайского капитала может сыграть создание положительного имиджа России в средствах массовой информации. При этом очевидна потребность во внятной российской статистике об иностранных инвестициях, а также в достоверной информации об успешных китайских проектах в России.
Список литературы
1. На третьем ВЭФ подписали 217 инвестсоглашений на общую сумму около 2,5 трлн рублей. URL: http://www.newsvl.rU/eef17/2017/09/08/162718/#ixzz4zLUzx BKR (дата обращения: 13.09.2017).
2. Обзор деятельности предприятий с китайским капиталом в России -Белая книга российских предприятий с китайским капиталом в 2016 г. URL: http://www.ccpit.org/Contents/Channel_3973/2016/1122/722382/content_722382.htm (дата обращения: 15.09.2017). Кит. яз.
3. Почему китайские предприятия, инвестирующие в Россию, испытывают чувство страха? URL: http://pit.ifeng.eom/a/20160401/48295830_0.shtml (дата обращения: 20.09.2017). Кит. яз.
4. Свободный порт Владивосток: Золотой Рог в зыбком тумане. URL: http:// epaper.oeeee.com/epaper/D/html/2015-07/20/content_28776.htm (дата обращения: 13.05.2018). Кит. яз.
5. Ушат холодной воды на голову свободному порту Владивосток. URL: http://www.baozi.su/article-2355-1.html (дата обращения: 13.05.2018). Кит. яз.
© Николаев А. М., 2018 © Nikolayev A. M., 2018
Для цитирования:
Николаев А. М. Инвестиционная привлекательность России для китайских предпринимателей: обзор китайских аналитических материалов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2(83). С. 86-92.