Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / STRUCTURAL ELEMENTS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS / PROBLEMS / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Б.М., Телегина Н.А.

В статье на основе авторского варианта оценки инвестиционной привлекательности Краснодарского края, базирующемся на методике оценки структурных элементов инвестиционной привлекательности региона, в число которых автором включены геополитическое положение региона; природно-ресурсная привлекательность; законодательное и нормативноправовое поле; транспортно-логистическая инфраструктура; трудовые ресурсы, доступность и качество рабочей силы; инвестиционная активность; туризм; доходность инвестиционной привлекательности и др., а также на основе SWOT-анализа, даётся оценка инвестиционного потенциала региона и возможного риска по каждому элементу в отдельности, с выявлением основных проблем и ограничений. На основе полученных данных выводится общая оценка конкретной составляющей инвестиционной привлекательности региона. Проведенный анализ инвестиционной привлекательности Краснодарского края по перечисленным критериям показал, что в последнее время регион является одним из лидеров большинства межрегиональных рейтингов по привлечению инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности. Кубань в настоящее время инвестиционно привлекательна на мировом уровне. В ней создана эффективная инвестиционная среда (климат), ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах экономики, бюджет Краснодарского края сбалансирован и имеет низкую зависимость от бюджетов федерального уровня. Рост инвестиционного потенциала при относительно умеренном инвестиционном риске имеет положительную динамику. Вместе с тем, общей оценкой инвестиционной привлекательности Краснодарского края является оценка «хорошо». Получить наивысшую оценку «отлично» не удается, в том числе, из-за пониженного инвестиционного потенциала региональной экономики в области экологии и инженерной инфраструктуры, и вследствие этого повышенного риска капиталовложений в эти отрасли хозяйственной деятельности; из-за имеющихся проблем и ограничений в ряде структурных элементов инвестиционной привлекательности. Анализу данных проблем и ограничений посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment attractiveness of the region: problems and limitations

The article is based on the author''s version of the evaluation of the investment attractiveness of the Krasnodar region, based on the method of assessing the structural elements of the investment attractiveness of the region, among which the author includes the geopolitical position of the region; natural resource attractiveness; legislative and regulatory field; transport and logistics infrastructure; human resources, availability and quality of labor; investment activity; tourism; profitability of investment attractiveness, etc., as well as on the basis of SWOT-analysis, the assessment of the investment potential of the region and the possible risk for each element separately, with the identification of the main problems and limitations. On the basis of the data obtained, the General assessment of the specific component of the investment attractiveness of the region is derived. The analysis of the investment attractiveness of the Krasnodar region on the above criteria showed that in recent years the region is one of the leaders of most interregional ratings to attract investment and increase investment attractiveness. Kuban is currently attractive for investment at the world level. It created an effective investment environment (climate), focused on innovation in traditional and new sectors of the economy, the budget of the Krasnodar region is balanced and has a low dependence on Federal budgets. The growth of investment potential with a relatively moderate investment risk has a positive trend. At the same time, the overall assessment of the investment attractiveness of the Krasnodar region is "good". It is not possible to get the highest rating "excellent", including because of the reduced investment potential of the regional economy in the field of ecology and engineering infrastructure, and as a result of the increased risk of investment in these sectors of economic activity; because of the existing problems and limitations in a number of structural elements of investment attractiveness. This article is devoted to the analysis of these problems and limitations.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

Sources:

1. Position accounting "Accounting for fixed assets" PBU 6/01: approved. by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of March 30, 2001 - Access from referral-legal system "Consultant Plus".

2. Tax Code of the Russian Federation. Part two. Access from sprav. Legal system "Consultant Plus".

3. Kruglyak, Z. I. Tax accounting: study guide / Z. I. Kruglyak, M. V. Kalinskaya. - Rostov n / D: Phoenix, 2016. - 377 p.

4. Stolyarova M. A. Features of the evaluation of agricultural land / M. A. Stolyarova, O. V. Zherdeva // Accounting in agriculture. - 2013. - № 1. - p. 23-31.

5. On the Classification of fixed assets included in depreciation groups: Government Decree of January 1, 2002, No. 1.

6. Mullinova S. A. Methodological aspects of the accounting of fixed assets in agriculture / S. A. Mullino-va. // In the book: Socio-economic and legal foundations of economic development: a collective monograph. - Ufa: Omega Sainz, 2015. - P. 98-123.

ТелегинаН.А. магистрант

напр. «Общий и стратегический менеджмент» Южный институт менеджмента Telegina КА. undergraduate E. g. " General and strategic management» Southern Institute of Management Жуков Б.М.

профессор кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южный институт менеджмента, д.экон.н., профессор Zhukov B. M. Professor of management Department, marketing and entrepreneurship Southern Institute of management, D. Econ.Ph. D., Professor

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация. В статье на основе авторского варианта оценки инвестиционной привлекательности Краснодарского края, базирующемся на методике оценки структурных элементов инвестиционной привлекательности региона, в число которых автором включены геополитическое положение региона; природно-ресурсная привлекательность; законодательное и нормативно-правовое поле; транспортно-логистическая инфраструктура; трудовые ресурсы, доступность и качество рабочей силы; инвестиционная активность; туризм; доходность инвестиционной привлекательности и др., а также на основе SWOT-анализа, даётся оценка инвестиционного потенциала региона и возможного риска по каждому элементу в отдельности, с выявлением основных проблем и ограничений. На основе полученных данных выводится общая оценка конкретной составляющей инвестиционной привлекательности региона.

Проведенный анализ инвестиционной привлекательности Краснодарского края по перечисленным критериям показал, что в последнее время регион является одним из лидеров большинства межрегиональных рейтингов по привлечению инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности. Кубань в настоящее время инвестиционно привлекательна на мировом уровне. В ней создана эффективная инвестиционная среда (климат), ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах экономики, бюджет Краснодарского края сбалансирован и имеет низкую зависимость от бюджетов федерального уровня. Рост инвестиционного потенциала при относительно умеренном инвестиционном риске имеет положительную динамику.

Вместе с тем, общей оценкой инвестиционной привлекательности Краснодарского края является оценка «хорошо». Получить наивысшую оценку «отлично» не удается, в том числе, из-за пониженного инвестиционного потенциала региональной экономики в области экологии и инженерной инфраструктуры, и вследствие этого повышенного риска капиталовложений в эти отрасли хозяйственной деятельности; из-за имеющихся проблем и ограничений в ряде структурных элементов инвестиционной привлекательности.

Анализу данных проблем и ограничений посвящена данная статья.

Annotation. The article is based on the author's version of the evaluation of the investment attractiveness of the Krasnodar region, based on the method of assessing the structural elements of the investment attractiveness of the region, among which the author includes the geopolitical position of the region; natural resource attractiveness; legislative and regulatory field; transport and logistics infrastructure; human resources, availability and quality of labor; investment activity; tourism; profitability of investment attractiveness, etc., as well as on the basis of SWOT-analysis, the assessment of the investment potential of the region and the possible risk for each element separately, with the identification of the main problems and limitations. On the basis of the data obtained, the General assessment of the specific component of the investment attractiveness of the region is derived.

The analysis of the investment attractiveness of the Krasnodar region on the above criteria showed that in recent years the region is one of the leaders of most interregional ratings to attract investment and increase investment attractiveness. Kuban is currently attractive for investment at the world level. It created an effective investment environment (climate), focused on innovation in traditional and new sectors of the economy, the budget of the Krasnodar region is balanced and has a low dependence on Federal budgets. The growth of investment potential with a relatively moderate investment risk has a positive trend.

At the same time, the overall assessment of the investment attractiveness of the Krasnodar region is "good". It is not possible to get the highest rating "excellent", including because of the reduced investment potential of the regional economy in the field of ecology and engineering infrastructure, and as a result of the increased risk of investment in these sectors of economic activity; because of the existing problems and limitations in a number of structural elements of investment attractiveness.

This article is devoted to the analysis of these problems and limitations.

Ключевые слова: инвестиционной привлекательности, региональная экономическая система, структурные элементы инвестиционной привлекательности, проблемы, ограничения

Keywords: investment attractiveness, regional economic system, structural elements of investment attractiveness, problems, restrictions

Краснодарский край - это регион с благоприятным инвестиционным климатом, однако имеющий определённые трудности и проблемы, которые необходимо решать в ближайшем будущем.

Более предметно проблемы и недостатки в деятельности органов власти в части инвестиционной деятельности, в т.ч. по повышению инвестиционной привлекательности, можно вычленить, выявляя проблемы и недостатки по факторам, определяющим инвестиционную привлекательность региона.

1. Проблемы геополитического характера Краснодарского края.

Действия государственных органов Краснодарского края по привлечению инвесторов привели к двойственному результату: с одной стороны, в край стали поступать инвестиции, стимулирующие его развитие, а с другой, край стал крайне привлекательным для миграции, для переселенцев из других регионов России, что привлекло к социальной напряжённости, проблемам в социальной инфраструктуре, как в Краснодарском крае, в общем, так и в его опорных населённых пунктах, в частности. Так, за последние годы официальное население г. Краснодара увеличилось с 800 тыс. человек десятилетней давности до 1,3 млн. человек в 2017 году [5]. О переполнении города, в частности, и края, в общем, свидетельствуют постоянные автомобильные пробки, возросшие очереди в детские сады, переполненные учебные классы в краснодарских школах, резкое ухудшение экологической обстановки в городе. Такая ситуация значительно ухудшает инвестиционную привлекательность Краснодара и провоцирует снижение притока инвестиции в ближайшем будущем.

2. Проблемы законодательного и нормативно-правового поля инвестиционной деятельности в Краснодарском крае.

Проблемы инвестиционной привлекательности в законодательном и нормативно-правовом поле возникают, как правило, при превалировании законов или нормативно-правовых актов разрешительного или запретительного характера. Теория гласит: в правовом поле во взаимодействиях субъектов права действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом». При этом в соответствии с положениями государственного, административного права должностное лицо государственного аппарата, органы государственной исполнительной власти должны действовать в русле другого принципа: «Разрешено только то, что записано в законе», ибо иное действие неизбежно приведёт к чи-

новничьему произволу или может привести к коррупционным действиям [1]. Иными словами, человеку разрешено всё, что не запрещено, а государству запрещено всё, что не разрешено.

Однако на практике, региональные власти чаще всего действуют по принципу запрещено всё, что не разрешено законом. Поэтому среди недостатков и проблем в этой сфере часто называют бюрократию и проявление коррупции при решении вопросов разрешения инвестору на его инвестиционную деятельность в Краснодарском крае. Об этом, например, свидетельствует проволочка при принятии решения по выбору инвестора на строительство Таманской ТЭС.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость дальнейшего совершенствования региональной законодательной составляющей инвестиционно - инновационной деятельности в Краснодарском крае с упором привлечения инвестиций для устойчивого экономического роста Кубани, что особенно актуально из-за действующих санкций западных стран и необходимого импортозамещения.

Требует своего улучшения и региональная политика налогообложения инвестиционной деятельности, в частности, снижение и оптимизация таможенных пошлин, расширение налоговых льгот на вложенные инвестиции и введение преференций для активных инвесторов, например, введение «налоговых каникул» для новых инновационно -инвестиционных проектов.

Назрела необходимость рассмотрения вопросов предоставления государственных гарантий по особо значимым, как в экономическом, так и социальном аспекте, инвестиционным проектам.

3. Проблемы трудового потенциала.

Как было выявлено ранее, в Краснодарском крае в последнее время появилась проблема избыточного переселения мигрантов из других регионов, что создало дополнительные проблемы в неформальной занятости и выплатах «серых зарплат». В данном случае неформальная занятость понимается как существование любых видов трудовых отношений, которые основаны на устной договорённости без оформления документов, необходимых по трудовому законодательству, т.е. отсутствие письменного трудового договора или контракта, которые увеличивают риски нарушения работодателями трудовых прав и социальных гарантий трудящихся. Иными словами, неформальная занятость -это занятость, незарегистрированная в формальном и неформальном секторе экономики.

Показательно, что на Кубани больше всего серых зарплат наблюдается в инвестиционно привлекательных отраслях, таких как АПК, торговля и сфера услуг, транспортная инфраструктура (пассажирские и грузовые перевозки), в бизнесе коллективных средств расселения.

Рассматривая соблазн работодателя и работника в использовании неформальной занятости, необходимо констатировать, что это, по своей экономической сути, воровство социальных прав у тех же работников, их будущих пенсий [7].

Для решения этой проблемы необходимо создать и улучшить условия, благоприятные для ведения зарегистрированного, легального малого и среднего бизнеса, оптимизировать его налогообложение, увеличить возможности достойно зарабатывать. При этом повысить ответственность организаций, реализующих инвестиционные проекты, за использование неформальной занятости.

Кроме этого, необходимо принять меры по повышению интеллектуализации трудового потенциала края. В частности, инвесторы указывают на нехватку в крае специалистов - профессионалов в области информационных технологий, логистики; энергетики, туристских услуг и экологии.

4.Транспортная инфраструктура и логистика.

Проблемы в этой сфере проявляются в:

- низком уровне развития инженерно-транспортной инфраструктуры, слаборазвитой транспортно-логистической инфраструктуры, проявляющейся в нехватке логистических центров, овоще- и фрукто- хранилищ, торгово-закупочных и заготовительных центров;

- нехватке высококвалифицированных кадров, особенно, в сфере логистики, сферы торговли и услуг из-за недопонимания важности и эффективности управления ма-

териальными, информационными и людскими потоками в целях их оптимизации (минимизации затрат).

- монополизации крупных торговых сетей с одновременно сложным трудным доступом к товаропроизводителям агропромышленного комплекса с высокими издержками по обеспечению продвижения продукции, как сельского хозяйства, так и промышленного производства.

5. Проблемы инвестирования в отдельных отраслях экономической деятельности.

В настоящее время наибольшие проблемы проявляются в отраслях, которые имеют малый удельный вес в ВРП края, но существенно влияют на экономическую деятельность других отраслей и их инвестиционную привлекательность.

Энергетика. Нехватка электроэнергии в Краснодарском крае снижает привлекательность его обрабатывающей промышленности и АПК. Так, Краснодарский край в 2017 г. вошёл в тройку субъектов федерации, которые испытывают наиболее острую нехватку собственной электроэнергии, из 49 регионов, в которых электроэнергии выработано меньше, чем они её потребили. Дефицит электроэнергии составил 15,4 млрд. кВт-часов при том, что потребность Краснодарского края в электроснабжении обеспечивается за счёт собственных станций только на 34,0%, а примерно 66,0% необходимой электроэнергии поступает из близлежащих регионов[3]. Вложенные инвестиции способствуют бурным темпам строительства жилья, промышленных предприятий, инфраструктуры индустрии туризма, домов отдыха и санаториев, и, как результат, объекты инфраструктуры Краснодарского края функционируют на грани своих возможностей.

Должностные лица Краснодарского края фиксируют отсталость схем передачи электроэнергии, изношенность электросетей, поскольку основные фонды электроэнергетики Кубани созданы десятилетия назад, к настоящему времени устарели и исчерпали свой ресурс, что, в свою очередь, обусловливает высокие потери электричества при значительном росте электропотребления. Так, потребность в электроэнергии в Краснодарском крае ежегодно возрастает на 5,5% и за последние восемь лет пиковая нагрузка на кубанскую энергосистему выросла более чем в два раза и продолжает увеличиваться.

Однако вопрос строительства мощной теплоэлектростанции (далее ТЭС) Краснодарского края - Юго-Западной ТЭС - решается вот уже три года. Более того, в конце 2017 года Министерством энергетики РФ были изменены условия конкурса по строительству ТЭС на Таманском полуострове мощностью 465 мегаватт. Отбор инвестора ООО «ВО «Технопромэкспорт» на данный проект проведён в 2018 году, а не штрафуемая отсрочка ввода станции в строй принята не более 12 месяцев [2]. Возврат инвестиций гарантирован в течение 15 лет с запланированным началом поставка электроэнергии в 2021 году.

В дополнение к строительству ТЭС планируется построить десять ветровых электростанций общей мощностью около 1300 МВт.

Экология. Исследования и тестовые замеры во многих городах и местностях Краснодарского края показали, что в них в несколько раз превышены нормы предельно допустимых концентраций опасных для здоровья химических веществ, снижена плодородность почв, замуливаются поверхностные водоёмы, исчезают ценные виды растений, изредка выпадают кислотные дожди [4].

В ухудшение экологии Кубани значительный вклад вносит автотранспорт: по официальной статистике в крае 437 машин приходится на 1000 жителей. В Москве этот же показатель насчитывает всего 417 автомобилей на 1000 москвичей.

Экология Кубани ухудшается также из-за нерационального использования сельхозугодий, применения пестицидов и гербицидов, неправильного использования сельскохозяйственной техники. В результате этого почвы уплотняются, их водопроницаемость ухудшается, что в свою очередь, приводит к смыву половины используемых сельскими хозяйствами химических препаратов в естественные водоёмы. При разработке инвестиционных проектов в сфере АПК необходимо усилить их экологическую экспертизу и контроль за рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Нефтедобыча. На Кубани действуют около 150 разного объёма нефтяных месторождений, которые катастрофично загрязняют окружающую природную среду нефтепродуктами и их отходами. Установлено, что в таких районах Краснодарского края, как Ейск, Тихорецк, Туапсе, станица Кущевская (т.е. там, где есть нефтебазы и предприятия

переработки нефти) образовались огромные подземные нефтяные линзы. Необходимо срочно принимать меры по ликвидации данной проблемы во избежание экологической катастрофы в будущем.

Обрабатывающая промышленность. В поверхностные водоёмы Кубани сбрасываются тысячи тонн неочищенных стоков. Так, по данным неоднократных проверок, ежегодные сбросы жидких отходов в реки, озёра, лиманы Краснодарского края и в Азовское море достигают до 3,0 млрд. м3. К этому можно добавить сброс преднамеренных и непреднамеренных (в результате аварий) с нефтеналивных судов.

Выход из экологических проблем видится как в усилении ответственности за причинённый экологический вред, так и в увеличении количества природоохранных мероприятий и усиленного привлечения инвестиций в экологическую безопасность.

6. Проблемы инвестирования в индустрию туризма.

Известно, что Краснодарский край является лидером туристской и рекреационной деятельности в Российской Федерации и одним из самых привлекательных регионов для инвестиционных вложений. Курорты и туризм развиваются на Кубани стремительными темпами. Ежегодно в Краснодарский край увеличивается приток туристов и отдыхающих. Однако остаётся ряд проблем, которые препятствуют эффективной деятельности и развитию санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, которые требуют своего решения. К таким проблемам относятся:

- недостатки в проектной градостроительной документации размещения санаторно-курортных и туристских объектов;

- нехватка средств на осуществление благоустройства пляжных территорий;

- отсутствие экспертного мониторинга экологической обстановки на санаторно-курортных и туристских объектах;

- неполное использование лечебных, рекреационных и туристских природных ресурсов, особенно неэффективное использование редких и эксклюзивных природных горных и водных ресурсов;

- низкий уровень подготовки работников туристской индустрии, и, как следствие, невысокий уровень обслуживания туристов и отдыхающих в сочетании со слабой конкурентоспособностью предлагаемых туристических услуг по сравнению с аналогичными зарубежными организациями;

- сезонность работы ряда организаций и заведений в санаторно-курортном и туристском комплексе, которые могут работать круглогодично;

- слабо развитая туристская инженерная и транспортная инфраструктура, обслуживающая туристическую деятельность на Кубани;

- экологически нездоровая обстановка на пляжах поверхностных водоёмов. Например, в городе-курорте Геленджик море грязное, начиная с июня и по конец сентября, потому что за лето сюда приезжает около 5 млн человек, которые обычно мусор за собой не убирают. Поэтому на берегу и в море грязно и небезопасно в плане болезней и разных инфекций [6].

Для решения вышеперечисленных проблем, необходимо улучшить реализацию долгосрочной Государственной программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края 2014-2020 гг.» и подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» и «Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование»

Выводы.

По результатам анализа инвестиционной привлекательности региона на примере Краснодарского края можно сделать следующие выводы.

Анализ инвестиционной привлекательности Кубани по перечисленным выше критериям позволяет сделать вывод, аналогичный выводам вице-губернатора Краснодарского края на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае, что наиболее привлекательными для инвесторов в 2018 г. стали транспортная инфраструктура, промышленность и агропромышленный комплекс. Лучшими краевыми

муниципальными образованиями по привлечению инвестиций стали город-курорт Геленджик, а также Ейский и Калининский районы [8].

К вышеназванным отраслям, по результатам анализа инвестиционной привлекательности Краснодарского края можно добавить индустрию туризма. Инвестиционная привлекательность базируется на высоком уровне её составляющих в Краснодарском крае.

Кроме этого, необходимо отметить, что проблемы инвестиционной деятельности на Кубани имеют двоякий характер: с одной стороны они мешают инвесторам полнокровно заниматься вложением средств в интересующие их объекты, а с другой - имеется настоятельная необходимость создания новых инвестиционных проектов в экономически и социально значимые отрасли экономики Кубани, однако не имеющие таких высоких показателей отдачи и периода окупаемости, как иные проекты.

К таким относятся:

- электроэнергетика, работающая на пределе своих возможностей;

- экология, поставившая природные и рекреационные ресурсы на грань уничтожения;

- АПК, снижающий производительность сельскохозяйственных земель;

- социальная инфраструктура: жильё и обман инвесторов жилья, переполненность детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, перенаселённость опорных городских населённых пунктов.

Устранение названных недостатков и ограничений позволит повысить инвестиционную привлекательность Краснодарского края и привлечь дополнительные инвестиционные вложения в социально-экономическое развитие Кубани.

Источники:

1. Бабаев В. К. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

2. «Дочка» «Ростеха» построит ТЭС на Тамани за 28 млрд рублей [Электронный ресурс] / РБК Краснодарский край, от 26.07.2018 URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/5b59790e9a79472ba4963ff6 (дата обращения: 16.10.2018)

3. Жильцов С. Юг России выходит в свет / Жильцов С. Российская газета от 20.03.2018 URL: https://rg.ru/2018/03/20/letom-okonchatelno-reshat-zastareluiu-problemu-energoobespecheniia-kryma.html

4. Керра Е Экология Краснодарского края: проблемы / FB.RU от 5.05.2017 URL: http://fb.ru/article/311837/ekologiya-krasnodarskogo-kraya-problemyi

5. Пинкер А. Краснодар переполнен: власти не справились с ростом города / А. Пинкер, портал kubiz.ru от 18.01.2018 URL: http://www.kubiz.ru/rubriki/ekspertyi/2036-problemyi-krasnodara-uzhe-ne-%C2%ABporeshat%C2%BB.html (дата обращения: 17.10.2018)

6. Соболев С. Отдых прервался по чрезвычайным обстоятельствам / С. Соболев Коммерсантъ 1.07.2018 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3682721

7. Яблонский Ю.В. Проблемы неформальной занятости населения в Краснодарском крае / В.Ю. Яблонский Интерактивный портал службы труда и занятости населения от 17. 11.2017 URL: https://www.kubzan.ru/News/Detail/b9bf89d3-3389-455a-bc2b-5b1f41ae4f6b

8. Якимчик И.И. Состоялось заседание Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае / Сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае от 16.10.2018 URL: http://www.uppkk23.ru/index.php/1018-sostoyalas-zasedanie-komissii-po-uluchsheniyu-investitsionnogo-klimata-v-krasnodarskom-krae

Sources:

1. Babayev V. K. Theory of State and Law: a textbook for bachelors / V. K. Babayev [and others]; by ed. V.K. Babaeva. - 3rd ed., Trans. and add. - M.: Yurait Publishing House, 2016. - 715 p. - (Series: Bachelor. Academic course).

2. A subsidiary of Rostec will build a TPP on Taman for 28 billion rubles [Electronic resource] / RBC Krasnodar Territory, 07/26/2018 URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/5b59790e9a79472ba4963ff6 (date references: 10/16/2018)

3. Zhiltsov S. South of Russia is published / Zhiltsov S. Rossiyskaya Gazeta from 03.20.2018 URL: https://rg.ru/2018/03/20/letom-okonchatelno-reshat-zastareluiu-problemu-energoobespecheniia-kryma. html

4. Kerr E Ecology of the Krasnodar Territory: problems / FB.RU of 05/05/2017 URL: http://fb.ru/article/311837/ekologiya-krasnodarskogo-kraya-problemyi

5. Pinker A. Krasnodar is full: the authorities have failed to cope with the growth of the city / A. Pinker, kubiz.ru portal from 01/18/2018 URL: http://www.kubiz.ru/rubriki/ekspertyi/2036-problemyi-krasnodara-uzhe -ne-% C2% ABporeshat% C2% BB.html (appeal date: 10/17/2018)

6. Sobolev S. Rest was interrupted due to emergency circumstances / S. Sobolev Kommersant 1.07.2018 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3682721

7. Yablonsky Yu.V. Problems of informal employment in the Krasnodar Territory / V.Yu. Yablonsky Interactive portal of the labor service and employment of the population from 17. 11.2017 URL: https://www.kubzan.ru/News/Detail/b9bf89d3-3389-455a-bc2b-5b1f41ae4f6b

8. Yakimchik I.I. A meeting of the Commission for the Improvement of the Investment Climate in the Krasnodar Territory has taken place / The site of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Krasnodar Territory dated 10/16/2018 po-uluchsheniyu-investitsionnogo-klimata-v-krasnodarskom-krae

УДК 378.1

ББК 65.32(2Рос)

О.Г. Зырянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления,

Кубанский государственный аграрный университет

O.G. Zyryanova

Senior teacher of department of the public and municipal administration of the Kuban state agricultural university (Zyryanovahr@mail.ru)

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ КАК СИСТЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрены связи с общественностью в органах власти, как системы коммуникативных технологий эффективного управления, ее закономерности становления и развития, опыт зарубежных стран в области Public Relations, основные задачи и функции связей с общественностью в РФ.

Annotation. Public relations in government bodies, as a system of communicative technologies of effective management, its patterns of formation and development, experience of foreign countries in the field of Public Relations, the main tasks and functions of public relations in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова: связи с общественностью, Public Relations, информационно-аналитические и процедурно-технологические системы, коммуникации, закономерности развития системы

Key words: public relations, Public Relations, information-analytical and procedural-technological systems, communications, patterns of development of the system

Объективные условия развития общественных отношений, а также институтов гражданского общества, требуют новых информационно-аналитических и процедурно-технологических систем действий в органах власти. Связи с общественностью, распространенное название, которого, Public Relations, направленные на гармонизацию взаимоотношений между различными группами общества призваны стать новым современным механизмом управления.

Задаваясь вопросом, что значит Public Relations, можно ответить что это, прежде всего коммуникация (от лат., communicare - связывание, соединение), совокупность процессов получения, обработки, передачи и хранения информации, задача которых, побуждать других людей действовать в направлении достижения поставленных целей. Коммуникация и управление, находятся в тесной связи, так как от эффективного процесса коммуникации, от совершенства систем коммуникации зависит и эффективность управления.

В основе системы коммуникации в связях с общественностью в органах власти являются - организации, общественность и их лидеры, религиозные и национальные сообщества и т. д. В центре внимания системы коммуникаций - общественность и общественное мнение.

Таким образом, Public Relations - это функция управления, которая способствует установке и поддержке общения и взаимопонимания, а также сотрудничеству между организацией и ее общественностью.

В своей книге «Связи с общественностью», автор Чумиков А. Н. говорит, что Public Relations является системой информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, которые направлены на гармонизацию взаимоотношений как внутри проекта, так и между его участниками, цель которого успешная реализация проекта. Книга И. В. Алешиной «Паблик Рилейшнз для менеджеров», дает полный анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.