УДК 330.322.54
В.Г. Сеничев, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», (Россия, Тула, ТулГУ);
Е.А. Фёдорова, д-р экон. наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент», 8-961-146-04-46, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
Проводится анализ факторов инвестиционной привлекательности паевых
инвестиционных фондов.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, паевой
инвестиционный фонд, факторы, инвестиционноерешение.
Актуальной основой оценки инвестиционной привлекательности паевых инвестиционных фондов является повышение доверия к коллективным инвестициям и фондовому рынку со стороны потенциальных инвесторов путем выделения и анализа основных причин, влияющих на принятие инвестиционного решения.
Существуют различные подходы к определению и содержанию понятия «инвестиционная привлекательность» (ИП). Инвестиционная привлекательность — агрегированный показатель, характеризующийся влиянием совокупности факторов, основными из которых являются инвестиционный потенциал и риск.
На инвестиционную привлекательность ПИФов для потенциальных инвесторов оказывает влияние совокупность факторов. Все факторы влияния на ИИ ПИФа сгруппированы в четыре блока:
- факторы, специфические для ПИФа;
- факторы, специфические для УК ПИФа;
- факторы доступности фонда для инвесторов.
В первый блок вошли факторы, характеризующие ИП ПИФа как инструмент привлечения инвестиций. Во втором блоке рассматриваются факторы, характеризующие управляющую компанию активами ПИФов с точки зрения ИП хозяйствующего субъекта. В третьем блоке находятся факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность ПИФов с точки зрения доступности данного инструмента для потенциального инвестора. Здесь выделяются показатели, относящиеся как к инвестиционной привлекательности инструмента, так и инвестиционной привлекательности предприятия, управляющего данным инструментом.
Классификация выделяемых факторов позволит выделить основания, по которым возможно проведение оценки привлекательности, а также ранжирование, сравнение, составление рейтингов инвестиционных фондов.
Далее будет дана краткая характеристика факторов инвестиционных предпочтений инвесторов. В силу целевых функций для каждого инвестора та или иная система факторов будет иметь свой вес, значение при принятии окончательного решения о вложении в тот или иной паевой инвестиционный фонд.
Классификация факторов инвестиционной привлекательности паевых инвестиционных фондов проводится по следующим основаниям:
1. Факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность ПИФа:
Таблица 1
Факторы инвестиционной привлекательности ПИФа
Факторы (Показатели) Единица измерения
Доходность %
Волатильность %
Ликвидность пая Доля, пункт
Комиссионное вознаграждение %
Скидки и надбавки %
Состав и структура активов (инвестиционная декларация) Виды активов, %
Налогообложение %, срок и налоговая база
Доходность — показатель деятельности ПИФа, характеризующий изменение цены пая за определенный период времени (день, квартал, год). Данный показатель измеряется в процентах и подчас служит основным фактором привлекательности того или иного фонда. Показатель доходности фонда корректно сравнивать с аналогичными по виду фондами (фонды акций — с фондами акций, фонды облигаций — с фондами облигаций, фонды смешанных инвестиций — с аналогичными фондами). Это означает, что доходность у фонда облигаций в долгосрочной перспективе заведомо будет ниже в виду фактора пониженного риска, чем у фонда акций. Доходность ПИФа можно сравнивать с доходностью других финансовых инструментов — банковских депозитов, операций с валютой, прямого инвестирование в ценные бумаги.
Волатильность — показатель степени изменчивости цены пая, свидетельствующий об определенном уровне риска ценной бумаги. Инвестор при выборе ПИФ с высокой доходностью должен быть готов к высокому уровню риска. Поэтому возможность для сравнения имеется при оценке типовых фондов.
Ликвидность пая — возможность инвестора погасить свои паи в кротчайший срок и с наименьшими потерями. На сроки погашения паев
влияет тип фонда (открытый, интервальный). Главной характеристикой здесь служит минимизация потерь, которая обеспечивается устойчивым управлением активами ПИФа. Показатель, характеризующий данный фактор, — устойчивость. Данный показатель является критерием
эффективности управления ПИФами. Именно от способности устойчивого управления зависит результат пайщика в тот или иной момент времени.
Комиссионное вознаграждение за управление фондом, а также размер скидки и надбавки зависят от ряда факторов: максимально допустимые законодательством размеры комиссии, наличие агентских пунктов продаж паев, способность УК ПИФа договариваться со специализированным депозитарием, аудитором и регистратором. Данные показатели могут сравниваться во всех фондах, вне зависимости от вида фонда и инструмента инвестирования.
Состав и структура активов (инвестиционная декларация) — данный фактор инвестиционной привлекательности характеризует фонд с точки зрения разрешенного перечня ценных бумаг, в которые будет производиться инвестирование, а также их доли в портфеле. Данные параметры являются обязательными для исполнения и могут говорить о целевой направленности фонда на определенную стратегию управления, а также привлекательности стратегии для удовлетворения инвестиционных предпочтений определенного типа инвесторов. Этот показатель целесообразно сравнивать в одноплановых фондах с типичными инвестиционными декларациями.
Налогообложение. Важно, что паевой фонд не является юридическим лицом. Это позволяет избежать двойного налогообложения, которое возникает при получении прибыли через вложение средств частных инвесторов в банки и во все остальные структуры, участники фондового рынка, являющиеся юридическими лицами. Прирост имущества паевого инвестиционного фонда налогом на прибыль, а также налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и социальной сферы не облагается. Операции, связанные с обращением ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Налогообложение владельца инвестиционных паев фонда возникает только при продаже инвестиционных паев. Налогооблагаемая база зависит не только от величины чистого дохода пайщика, но также и от срока владения паями, возможности воспользоваться налоговым вычетом. Поэтому данный показатель можно сравнить с налогообложением по другим инструментам либо по паям за равный период владения в разных фондах.
2. Факторы, характеризующие управляющую компанию ПИФа:
Таблица 2
Факторы, характеризующие УК
Факторы (Показатели) Единица измерения
Репутация УК ПИФа Рейтинг, имидж
История Годы, %
Ассортимент фондов Виды и количество (шт.)
Состав и структура активов управляющей компании Виды активов, %
Квалификация кадров Сотрудники с дипломами и сертификатами, чел.
Степень открытости информации. Публикации, web-caйт
Репутация УК ПИФа — фактор, играющий очень важную роль в плане позиционирования компании со своими конкурентами, и как следствие — степень привлекательности фонда для инвесторов. Чем выше рейтинг и чище имидж, тем у компании больше шансов привлечь пайщиков именно в свои фонды.
История — показатель, характеризующий инвестиционную, кредитную историю, опыт работы на рынке коллективных инвестиций в области доверительного управления активами паевых фондов. Однако при сравнительной характеристике необходимо учитывать и специфику работы УК. Представляется затруднительным сравнение долгосрочного вложения в закрытые фонды с открытыми фондами облигаций.
Ассортимент фондов — это показатель, отражающий видовое разнообразие паевых фонд под управлением одной компании. УК, имеющие несколько ПИФов, могут привлечь максимальное число инвесторов, инвестиционные предпочтения которых могут сильно отличаться друг от друга. Отчасти это показатель способности и успешности работы на разных рынках и с разными финансовыми инструментами. Однако существуют компании, специализирующиеся на управлении одним видом фондов, и этот фактор не может служить критерием оценки эффективности управления фондами.
Состав и структура активов управляющей компании характеризует финансовую устойчивость компании и платежеспособность, а также степень доверия к управляющей компании. Под активами подразумевается: собственный капитал компании, обеспечивающий
исполнение обязательств, и сумма активов в управлении. Оба эти параметра должны быть максимизированы.
Квалификация кадров — фактор инвестиционной привлекательности, отражающий число сотрудников УК ПИФа, имеющих высшее образование, дипломы специалистов по рынку ценных бумаг и
квалификационные аттестаты ФКЦБ (ФСФР). Тренинги, семинары и курсы повышения квалификации влияют на качество управления фондами и соответственно на их инвестиционную привлекательность. Также показателем для оценки служит удельный вес числа квалифицированных сотрудников по отношению ко всему персоналу.
Степень открытости информации — немаловажный показатель инвестиционной привлекательности фондов, отражающий наличие информационной поддержки пайщиков и потенциальных инвесторов. Раскрытие информации о деятельности фонда обязательно и необходимо. Источниками информации служат специализированные издания — приложение к Вестнику ФКЦБ, журнал «Инвестиции+», газета «Комерсантъ», каждая компания должна поддерживать Интернет-сайт с ежедневно обновляемой информацией. Проведение семинаров и лекций, статьи в прессе и научных изданиях способствует повышению доверия к управляющей компании.
3. Факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность фонда с точки зрения его доступности для инвесторов.
Таблица 3
Факторы доступности ПИФ для инвестора
Факторы (Показатели) Единица измерения
Тип фонда Открытый/закрытый
Минимальная сумма взноса у.е., ден. ед.
Процесс документооборота Кол-во, простота оформления
Обмен паев (сроки, цена) Время, %
Место расположения, агентская сеть Удобство, количество агентов
Тип фонда — данный показатель имеет большое значение для инвестора. Пайщиками открытых и интервальных фондов могут быть любые юридические и физические лица. Доступ в закрытый фонд ограничен самой спецификой фонда, единственной возможностью для вхождения в закрытый фонд после его сформирования является согласие группы лиц, учредившей ПИФ. Возможностью для сравнения является депозит банка, однако и он уступает открытым фондам, в которых покупка и продажа паев осуществляется ежедневно.
Минимальная сумма взноса — минимальный размер стартового капитала. Обладая капиталом в 1 тыс. руб. любой гражданин может заняться инвестиционной деятельностью посредством покупки паев ПИФа. В то время как для эффективного прямого инвестирования в акции компаний на фондовом рынке требуется значительно большая сумма — не
менее 30 тыс. руб. Наиболее привлекательными представляются фонды с пониженным порогом вхождения.
Процесс документооборота подразумевает простоту оформления, скорость передачи данных. Разработка новых продуктов для продвижения услуг управляющей компании сопровождается документооборотом, и от того, насколько он будет оптимален и понятен, будет зависеть успех продвижения продукта на рынке.
Обмен паев (срочность операции и цена услуги) — возможность совершать обмен паев одного фонда на другой на сегодняшний день является весомым фактором при выборе управляющей компании ПИФами. Особую значимость он приобретает при реализации стратегий активных инвесторов. При прочих равных условиях активные пайщики выбирают компанию, обеспечивающую их данным инструментарием для совершения операций по инвестиционным паям. При рассмотрении данного фактора дополнительной сервисной услугой является возможность совершения операций без визита в офис УК, например по телефону.
Место расположения, агентская сеть — эти два показателя отражают степень удобства расположения фонда для инвесторов, а также масштаб управляющей компании ПИФами. В виду постоянного роста конкуренции на рынке коллективных инвестиций управляющие компании должны развивать филиальную и агентскую сети, открывать свои представительства в регионах для увеличения объема продаж искомых финансовых инструментов.
Управляющие компании на пути повышения инвестиционной привлекательности фондов и развития своего бизнеса используют различные методы в продвижении данного финансового инструмента, основываясь на вышеобозначенных факторах привлекательности. Рассмотрим ряд методов.
Паевые фонды — это форма коллективного инвестирования, интересная не только людям, впервые проявляющим интерес к фондовому рынку, но и профессионалам, работающим или имеющим отношение к данной сфере.
Основной задачей при привлечении инвесторов в фонды для управляющих компаний становится разработка оптимального инструментария, методов и подходов, позволяющих соответствовать реалиям и возросшим требованиям у осведомленных в данной сфере инвесторов.
Однако часто и предложение рождает спрос. По мере развития инвестиционной сферы, финансовой образованности населения и увеличения конкуренции вопрос необходимости регулярного внедрения новых продуктов встанет достаточно остро.
Несмотря на возросший интерес потенциальных инвесторов к ПИФам, конкуренция среди управляющих компаний фондами достаточно
острая и разворачивается в двух направлениях. Во-первых, инвестиционная компания должна приложить максимум усилий для привлечения новых инвесторов, во-вторых, обеспечить необходимые условия для сохранения имеющейся клиентской базы.
Для решения поставленных выше задач необходимо применять различные подходы и методы продвижения и распространения данных финансовых инструментов. Так, основными методами продвижения данного инвестиционного продукта являются: рекламные методы,
просветительские методы, расширение агентских сетей, инфраструктурные методы дистрибуции, новые продукты.
У каждого инвестора имеются свои инвестиционные предпочтения, на основе которых он принимает решение о вложении своих активов в ту или иную компанию, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. Зная и пытаясь соответствовать им, компании могут привлечь большее число клиентов. При выборе управляющей компании ПИФами инвесторы руководствуются множеством показателей, которые отражают инвестиционную привлекательность данного инструмента.
Анализ структуры инвестиционных предпочтений инвестора ПИФ, факторов инвестиционной привлекательности и их взаимосвязь позволяет определить критерии, которыми руководствуется инвестор ПИФ при принятии инвестиционных решений.
Библиографический список
1. Гридчин A.B. Правовая характеристика способов развития института коллективных инвестиций в Российской Федерации // Юриспруденция. М., 2009. № 14.
2. Зельцер М.Б. Классификация факторов инвестиционной привлекательности паевых инвестиционных фондов (методический аспект) // Межвуз. сб. тез. VI науч. сессии аспирантов и магистрантов / отв. ред. др экон. наук, проф. А.И. Шмырева. Новосибирск: НГУЭУ, 2005.
3. Капитан М., Киселев E., Кокарев Р. Проблемы оценки эффективности работы паевых фондов // Инвестиции+. № 4. М., 2002.
4. Паевые фонды в российской экономике / под. ред. М.Е. Капитана. М.: Русское экономическое общество, 2005.
5. Рожкова И.В. Анализ эффективности работы паевых инвестиционных фондов // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. М., 2008. № 2.
V.G. Senichev
Investment attractiveness of mutual funds
The article contains the analysis of key factors of mutual funds investment attractiveness. This research allows to determine the criteria of the mutual funds investor choice.
Keywords: investment attractiveness, mutual fund, factors, investment decision.
339.187.62
И.П. Гербутова, аспирант, (Россия, Тула, ТулГУ)
ЛИЗИНГ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Выявлены виды финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных средств. Рассмотрены варианты покупки объекта основных средств через прямое кредитование, аккредитивную форму расчетов, финансовый лизинг. Описан механизм лизинга и преимущества его использования для лизингополучателей.
Ключевые слова: кредитование, аккредитивная форма расчетов,
финансовый лизинг, механизм лизинга, преимущества лизинга.
В настоящее время одной из ключевых проблем социальноэкономического развития современной России является восстановление и развитие ее экономического потенциала. Экономический рост в России невозможен без обновления материально-технической базы производства. По оценке Федеральной службы государственной статистики РФ, степень износа основных средств отечественных предприятий на 2009 г. составила 45,3 %. В декабре 2008 г. Владимир Путин озвучил комплексный план поддержки конкретных предприятий, работающих в реальной экономике. Одним из важнейших факторов развития отечественной экономики был выделен фактор реновации основных фондов. Главной проблемой в реализации обновления является недостаточность собственных средств у предприятий, что можно восполнить за счет развития лизинговых услуг и операций.
Приоритетным направлением развития деятельности коммерческих банков является работа с предприятиями реального сектора экономики, что выражается в виде финансовой поддержки предприятий через различные виды кредитных продуктов, такие, как овердрафтное кредитование, кредитование в виде кредитов/кредитных линий, в том числе с работой по траншевым схемам, операции лизинга ит. п.
Кредитование под залог товаров в обороте и оборудования может носить традиционный характер: кредитование в виде кредитов, кредитных