УДК 338.2
А.А. Ларкина, А. С. Горбачева
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Рассматриваются территориальные, социально-
экономические и бюджетные аспекты повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия. Среди факторов, оказывающих влияние на повышение привлекательности инвестиционных проектов по сохранению и развитию исторических объектов, является государственное стимулирование привлечения инвестиций в данную область деятельности. Реализация проектов по восстановления и развитию объектов культурного наследия оказывает благоприятное влияние не только на благосостояние инвесторов, но и на социально-экономическое и культурное развитие региона в целом.
Ключевые слова: объекты культурного наследия, финансирование работ по сохранению культурного наследия, инвестиционная привлекательность исторических объектов, налоговые льготы в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Объекты культурного наследия - это уникальный вид имущества, обладающего индивидуальными особенностями, которые формируют его культурный и исторический потенциал. Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения. В городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры) [3], в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. В настоящее время отсутствует действенный механизм привлечения внебюджетных средств на реконструкцию и модернизацию исторических объектов. Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия, в целях увеличения инвестиций в проекты, направленные на реконструкцию и модернизацию исторических объектов. Это, в свою очередь, благоприятным образом скажется как на улучшении внешнего облика культурного центра, в частности на «оздоровлении» окружающей исторический объект территории, росте уровня цен и арендных платежей на прилегающих объектах жилой и коммерческой недвижимости [7], так и на благосостоянии инвесторов.
Сохранение объектов культурного наследия представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление физической сохранности исторического объекта, а также его окружения. Реставрация, реконструкция и модернизация входят в обобщающее понятие «сохранение» [1], эффективное проведение которых возможно лишь при четко организованном управлении этими процессами. Важнейшим условием их осуществления является сохранение уникального облика объекта, а также его историко-культурного назначения. В целях проведения эффективной политики сохранения исторических объектов, а также повышения их инвестиционной привлекательности, с учетом специфических особенностей Санкт-Петербурга, целесообразным считается осуществление таких принципов, как территориальный, социально-экономический и бюджетный [1].
Суть территориального принципа заключается в качественном изменении не только самого объекта культурного наследия, но и прилегающей территории, что, в свою очередь, благоприятно скажется на повышении туристического потенциала всего города. На сегодняшний день туристический сектор дает около 7% регионального валового продукта. В международном рейтинге самых посещаемых городов Европы Санкт-Петербург занимает хорошие позиции наравне с ведущими туристическими центрами. В рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра, рассчитанной на 2011-2018 годы, планируется увеличение туристического потока и повышение эффективности туризма как одной из ведущих отраслей экономики. В 2011 году общий объем туристического потока превысил 5 миллионов человек. Согласно программе развития туризма, к 2018 году ожидается принять около 8 миллионов туристов.
© Ларкина А.А., Горбачева А.С., 2013.
Вестник магистратуры. 2013. № 2(17).
ISSN 2223-4047
Социально-экономический принцип предполагает трансформацию исторического объекта из малодоходного и утратившего свою привлекательность в объект, востребованный на рынке по своим эстетическим и функциональным характеристикам, что приведет к увеличению доходов инвестора и его деловой репутации. Экономическую эффективность реконструкции исторических объектов следует понимать как «сопоставление полезных результатов с затратами, совершенными для достижения этих результатов» [6, с. 203]. Важное экономическое преимущество реконструкции объектов культурного наследия является сравнительно небольшой промежуток времени между вложением средств и получением дохода.
Бюджетный принцип предполагает снижение с инвесторов бюджетной нагрузки. Наиболее часто это проявляется в реализации такого действенного инструмента, как льготное налогообложение. Льготное налогообложение заключается в предоставлении налоговых кредитов, освобождении от налога на имущество, системе «замораживания» налога на имущество [7], фиксации неизменного налога, несмотря на повышение стоимости исторического объекта в результате осуществления ремонтно-восстановительных работ. В соответствие с законом Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» [4] от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, осуществляющие строительство и реконструкцию объектов культурного наследия в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» на срок от одного до трех календарных лет в зависимости от стоимости выполненных работ. Также в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия и вложившее свои средства в его сохранение и развитие, имеет право на льготную аренную плату. Лицо, имеющее в собственности объект культурного наследия и выполнившее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на частичную компенсацию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга произведенных им затрат. Льготное налогообложение в значительной мере способствует повышению инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия. Наряду с действующими льготами, предоставляемыми государством инвесторам, основным показателем, характеризующим бюджетную эффективность сохранения объектов культурного наследия непосредственно для самого бюджета города, является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). Однако, если финансирование реализации инвестиционных проектов сохранения и развития исторических объектов осуществляется под государственные гарантии, то помимо ЧДДб большое значение при определении бюджетной эффективности также имеет индекс доходности гарантий [7] - отношение ЧДДб к величине представляемых гарантий.
Процесс реализации инвестиционного проекта сохранения и развития исторического объекта начинается, прежде всего, с определения будущих финансовых источников, которые обеспечат финансирование проекта на всех этапах его реализации, что в будущем приведет к получению запланированного объема прибыли для каждого из участников осуществления инвестиционного проекта. В том случае, если инвестор для осуществления проекта использует только собственные средства, он сам несет все риски по проекту. Если же наряду с собственными источниками инвестор привлекает средства банков или соинвесторов, то в данном случае происходит разграничение рисков, однако инвестор получает уже меньший объем прибыли. В настоящее время отсутствуют какие-либо стандарты выбора источников финансирования инвестиционных проектов сохранения и развития исторических объектов.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» [5] источниками финансирования мероприятий по сохранению, развитию и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; бюджет Санкт-Петербурга и внебюджетные источники. Бюджетное финансирование процессов сохранения исторических объектов предполагает использование денежных средств из бюджетов различных уровней. Этот вид финансирования является относительно дешевым источником денежных средств. Однако в последнее время объем бюджетных средств имеет тенденцию к сокращению. На основании данных КГИОП в 2008 г. объем бюджетных денежных средств на осуществление ремонтно-восстановительных работ составлял 11 522, 4 млн. руб., а к 2010 г. произошло сокращение денежных средств до 6069,6 млн. руб. [2]. Внебюджетные источники финансирования денежных средств подразделяются на собственные, заемные или привлеченные. При финансировании процессов сохранения и развития исторических объектов необходимо соблюдение пропорции между инвестированием собственных средств и привлечением внешних финансовых ресурсов [7], которая индивидуальна практиче-
ски в каждом инвестиционном проекте. На сегодняшний день самым распространенным является соотношение, в котором приблизительно 40% от общего объема финансирования осуществляется за счет собственных средств инвестора, а 60%, а в некоторых случаях и более за счет заемных и привлеченных средств. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения финансирования ремонтно-реставрационных работ из внебюджетных источников. По данным КГИОП в период с 2008 по 2011 год произошло сокращение внебюджетного финансирования на 60% [2].
Реализация проектов сохранения и развития объектов культурного наследия является важным направлением вложения инвестиций. Это влечет за собой не только увеличение прибыли инвесторов и повышения его благосостояния в целом, но и оказывает реальное влияние на социально-экономические и культурное развитие города. Социально-экономическая эффективность заключается в снижении государственных издержек на содержание объектов культурного наследия, увеличением рыночной стоимости и доходности расположенной вблизи исторического объекта недвижимости, улучшением внешнего облика городской среды. Культурное развитие города повышается путем возрождения исторического объекта, а также определения такого его функционального назначения, которое будет способствовать наиболее эффективному использованию объекта в современных условиях.
Библиографический список
1.Гринцевич Е.А. Влияние реконструкции исторической недвижимости на экономический потенциал города (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2011. 19 с.
2. Данные о финансировании ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия Санкт-Петербурга. URL: http://kgiop.ru/rus/restoration-programme/financing (дата обращения 3.01.2013).
3.Культура Санкт-Петербурга. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 3.01.2013).
4.0 налоговых льготах: Закон Санкт-Петербурга: Справочная правовая система «КонсультантП-люс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 3.01.2013).
5.Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 3.01.2013).
6.Федоров В.В., Федорова Н.Н., Сухарев Ю.В. Реконструкция зданий, сооружений и городской застройки / Под. ред. В.В. Федорова. ИНФРА-М, 2012. 224 с.
7.Чернявский А.С. Управление сохранением и развитием объектов недвижимости культурного наследия: дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2011. 158 с.
ЛАРКИНА Алла Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансового менеджмента в строительстве, Самарский государственный архитектурно-строительный университет.
ГОРБАЧЕВА Анна Сергеевна - студентка инженерно-экономического факультета, Самарский государственный архитектурно-строительный университет.