ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕШНЯЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НИГЕРИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ
© 2018 Е.Н. Заноскина
ЗАНОСКИНА Екатерина Николаевна, ст. лаборант, Институт Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья исследует степень привлекательности Нигерии для иностранных инвесторов и выделяет главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться последним при выходе на нигерийский инвестиционный рынок. Особую актуальность эти вопросы приобрели в связи с обретением Нигерией новой экономической роли - с 2014 г. страна стала крупнейшей экономикой Африки, обойдя по этому показателю прежнего лидера континента, ЮАР. В стране прилагаются большие усилия к тому, чтобы закрепиться в роли «экономического локомотива» континента. Одновременно укрепление экономических позиций превращает страну в региональную державу, на которую ориентируются не только африканские, но и внешние игроки. В статье рассматриваются вопросы инвестиционной емкости нигерийского рынка, доступность кредитования, восприимчивость к инновациям и новым технологиям. Одновременно выделены конкретные «узкие места», снижающие внешнюю конкурентоспособность Нигерии как рынка приложения капиталов - неразвитость инфраструктуры, проблемы с электроснабжением, преступность, коррупция и другие.
Ключевые слова: Нигерия, инвестирование, инвестиционный климат, конкурентоспособность
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-42-1-54-64
В последние несколько лет Нигерия утвердилась в новом качестве среди африканских стран - ее экономика стала крупнейшей на континенте. В 2014 г. страна обогнала ЮАР по объему ВВП в расчете по текущему курсу. Несмотря на нестабильность показателей роста, динамика его остается позитивной на протяжении многих лет. При этом нигерийский рынок часто относят к непростым для осуществления инвестиций и реализации экономических проектов иностранными инвесторами. В России и других государствах многие считают его весьма рискованным для вложения капитала. Поэтому оценка нигерийского инвестиционного климата представляется особенно интересной. Она дает ключ к пониманию сильных и слабых сторон нигерийской экономики в глазах иностранного капитала.
Современное состояние экономики
Как отмечалось, в последние годы экономика Нигерии развивалась достаточно высокими темпами, хотя рост был и неровным, то взлетая до 6% годовых, то снижаясь примерно до одного процента. Годовой прирост ВВП составил: в 2012 г. 4,3%, в 2013 5,4% и в 2014 г. 6,3%, что, собственно, и позволило Нигерии в 2014 г. стать крупней-
шей экономикой в Африке, опередив ЮАР и Египет [1]. Кроме того, устойчиво высокие темпы прироста ВВП (4-7% в год) на десятилетнем временном промежутке между 2004 и 2014 гг. сделали Нигерию третьей по привлекательности для иностранных инвестиций страной континента. Накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) к этому времени составили $86,6 млрд. По этому показателю на континенте страну опережали лишь ЮАР ($145 млрд) и Египет ($87,7 млрд) [13]. Правда, в 2015-2016 гг. из-за падения цен на нефть темпы роста ВВП стали резко снижаться (в 2016 г. - 1,6%), а инфляция в 2016 г. достигла 15,6%. В 2017 г. ситуация немного улучшилась. Прирост ВВП составил 1,9% [1].
По данным Всемирного Банка (The World Bank) в 2016 г. номинальный ВВП Нигерии был равен $405,083 млрд (27-е место в мире), ВВП на душу населения - $2,178 (128-е место в мире), ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (1111С) - $1092 млрд (21-е место в мире). Нигерия входит в группу стран со средним уровнем дохода на душу населения (в 2016 г. - $2,450). Однако около 33% населения живет менее чем на $2 в день [1].
Вклад трех ключевых секторов экономики в формирование ВВП выглядит следующим образом: сельское хозяйство - 24,18% ВВП, промышленность - 21,5% ВВП и услуги - 54,3% ВВП. Преобладание в структуре ВВП сектора услуг свидетельствует о том, что страна в целом следует общемировому тренду на рост третичного сектора [2]. Основу промышленного сектора составляют добывающие отрасли. Нефть - главный ресурс нигерийской экономики, а потому падение мировых цен на нефть с пика в $115 за баррель в июне 2014 г. до $45 за баррель в январе 2015 г. оказало огромное негативное влияние на экономику Нигерии.
Инвестиционная емкость
Нигерия - страна с богатым природно-ресурсным потенциалом. Помимо нефти и газа, она обладает крупными запасами других видов стратегического сырья - золотом, битумом, известью, баритом, свинцом, цинком, железной рудой. Страна располагает крупным сельскохозяйственным потенциалом - обширными пахотными землями (71 млн га), богатыми лесными ресурсами (7 млн га), развитой сетью внутренних водоемов и коммуникаций - рек и озёр; благоприятными условиями для туризма и отдыха.
Нигерия занимает 7-е место в мире по численности населения (более 194 млн человек в 2017 г.). В XXI в. человеческие ресурсы превращаются в одну из детерминант перспективной роли страны в глобальной экономике и ее будущего влияния на мировую политику. С точки зрения инвестиционной привлекательности страны, ее население - это 194 миллионов потенциальных потребителей и 59 млн потенциальных производителей материальных благ. Рабочая сила в Нигерии характеризуется большим потенциалом национальных квалифицированных кадров по сравнению с другими странами Африки.
При относительной бедности населения и отставании в развитии Нигерию в постколониальный период было принято относить к числу стран со свободной рыночной экономикой. Даже в короткие периоды «нигериизации» иностранный капитал занимал в ее экономике значительные, если не ключевые позиций. В настоящее время инвесторы имеют право 100% собственности инвестиций в любом секторе (кроме небольшого числа отраслей, где иностранные или частные инвестиции запрещены) вне зависимости от национального происхождения капитала. Ни одно лицо, полностью или частично владеющее предприятием, не может принуждаться к отказу от своей доли в капитале в пользу другого лица. В любом случае владелец предприятия имеет право на адекватную компенсацию и обращение в суд для определения суммы компенсации. Любая
компания может получить право на пользование землей в любом штате Нигерии сроком до 99 лет при условии соблюдения экологических норм.
Согласно исследованию Всемирного банка Doing Business 2017, анализирующему степень сложности ведения бизнеса в 190 странах, Нигерия занимала 169 место. Хотя этой западноафриканской стране удалось достичь некоторых успехов в улучшении инвестиционного климата в 2016-2017 гг., положении Нигерии в рейтинге за этот период не изменилось [3, 4, 5].
Таблица 1
Оценка инвестиционного климата Нигерии Всемирным банком
Индикатор Doing Business 2017 место Doing Business 2016 место Изменение
В целом 169 169 0
Открытие бизнеса 138 139 +1
Получение разрешений на строительство 174 175 +1
Подключение к системе энергоснабжения 180 182 +2
Регистрация прав собственности 182 181 +1
Получение кредитов 44 59 +15
Защита миноритарных инвесторов 32 20 -12
Налогообложение 182 181 -1
Международная торговля 181 182 +1
Обеспечение исполнения контрактов 139 143 +4
Разрешение неплатежеспособности 140 143 +3
Источник [3, 4, 5]
Начальный этап деятельности иностранного инвестора
Не существует формальных требований, которые запрещали бы кому-либо открыть бизнес в Нигерии. До начала деловой деятельности будущее предприятие должно быть зарегистрировано в Комиссии по корпоративным вопросам (ККВ), а затем в Нигерийской комиссии по поощрению инвестиций (НКПИ). Эти два действия распространяют на инвестора положения нигерийского законодательства о защите инвестиций. При этом следует отметить, что ККВ постоянно работает над упрощением процедуры регистрации. С этой целю, в частности, была введена система электронной регистрации предприятий. Правда, она зачастую дает сбои, поэтому потенциальные инвесторы предпочитают «бумажное» оформление. Регистрация компаний состоит из 12 процедур и занимает около 50 дней. Это быстрее, чем в среднем по региону Африки южнее Сахары. Около 14 дней потребуется инвестору на получение лицензии (средний показатель по Тропической Африке 22 дня, для мира 28 дней) и всего 16 на получение разрешения для начала строительства (по сравнению с 48 днями в Африке южнее Сахары и 68 днями в мире).
Доступность кредита. Нигерия существенно упростила процедуру получения кредита для предпринимателей. В 2016 г. была создана централизованная система реестра инвесторов. Как следствие, страна поднялась на 15 строчек вверх по показателю «доступ к финансированию» согласно оценке Всемирного банка. Нигерия заметно улучшила уровень защиты кредитной информации (от 6 до 7 баллов из 12 по рейтингу Doing Business). Весьма удовлетворительны показатели уровня защиты кредитной информа-
ции (7 из 12) и глубине кредитной информации (6 из 8). Это намного лучше, чем в среднем по Тропической Африке, где показатель равняется 2,5 балла.
Тем не менее в стране все еще не налажен надлежащий обмен кредитной информацией через государственный кредитный реестр или частное кредитное бюро. Существующий реестр кредитов охватывает только 0,1% клиентов банков, в отличие от 6,9% в странах Африки к югу от Сахары в среднем. Не преуменьшая значение юридических и технологических аспектов, заметим, что при почти двухсотмиллионном населении Нигерии объективно труднее, чем соседним странам, обеспечивать высокое покрытие финансовым учетом всех жителей страны.
Хотя Всемирный банк в рейтинге Doing Business отмечает прогресс Нигерии с точки зрения возможности получения кредита, доступ к финансированию по-прежнему фигурирует в качестве второго по значимости ограничителя для ведения бизнеса. Основным сдерживающим фактором для расширения бизнеса «доступ к финансированию» считают 33% опрошенных исследователями Глобального экономического форума фирм [6].
Однако это препятствие не влияет на все фирмы одинаково. Местные компании чаще жалуются на проблемы с доступом к финансированию (53% из числа опрошенных), в отличии от иностранных фирм (25%), которые в большинстве случаев имеют доступ к своим собственным внешним кредитным источникам.
Только около 11% опрошенных фирм имеют кредитную линию, то есть активно пользуются возможностями банковского финансирования. Согласно упоминавшемуся исследованию Всемирного банка, 18% фирм, подавших заявку на кредит в прошлом году, получили отказ, что заметно больше, чем в Африке южнее Сахары (15,3%) и в мире (11,2%). Особо тяжелое положение сложилось в вопросах величины залогового обеспечения кредитов. По требованию в отношении стоимости залога, необходимого для получения кредита, Нигерия проигрывает своим конкурентам на африканском континенте с высоким показателем в 227,7%. Средний показатель по Тропической Африке тоже высок - 214,8%, но все же ниже, чем в Нигерии.
Сроки кредита относительно коротки. Это говорит о том, что даже фирмы, которым удалось получить кредит, часто не могут в полной мере решать свои финансовые проблемы за его счёт. Из-за этого большинство фирм продолжают полагаться на собственные накопления для развития бизнеса. Это касается в первую очередь малых предприятий и так называемого женского бизнеса. Таким образом, несмотря на несомненные достижения, сделавшие банковский сектор Нигерии более стабильным, нигерийские банки пока не в состоянии предоставить услуги кредитования в полном объеме и на необходимом уровне.
Инфраструктура. Экономическое развитие и создание материальных благ невозможно без адекватного развития инфраструктуры. Однако по степени ее развитости согласно The Global Competitiveness Report Нигерия находится на 132 месте из 138 [7]. Транспортная проблема считается иностранными инвесторами третьим по важности препятствием для развития бизнеса. Доля продукции, теряющаяся в результате поломок или порчи во время транспортировки на внутреннем рынке, составляет 2,8%. Это неудивительно, учитывая в целом плохое качество большинства нигерийских дорог. При этом в стране есть и высококлассные магистрали. Согласно оценке The Global Competitiveness Report, Нигерия находится на 126 месте в мире по качеству дорог из 138 обследованных стран. Автомобильный транспорт остается основным средством транспортной коммуникации для снабжения предприятий. Почти 70% фирм в Нигерии работают с использованием местных материалов, которые приходится поставлять в основном автомобильным транспортом.
Качество железнодорожной инфраструктуры (103 место из 138 по оценке The Global Competitiveness Report) несколько лучше качества автомобильных дорог, однако развитие железнодорожных транспортных путей недостаточно для нигерийской экономики, что сдерживает приток инвестиций. Около 14% фирм выделили транспортную проблему в качестве основного препятствия ведения бизнеса в Нигерии [7].
В настоящее время в рейтинге Всемирного Банка Нигерия занимает 172-е место из 190 стран по доступности электроснабжения для нужд бизнеса. Несмотря на улучшение этого показателя за последний год (с 182 до 172 места) из-за частых отключений электроэнергии бизнес несет большие потери. В 2015 г. они были равны 15,6% годового объема продаж, что почти в 2 раза больше, чем в среднем по Африке южнее Сахары (8,3%). Во многом из-за быстро увеличившегося числа жителей Нигерия оказалась в числе наиболее отстающих стран мира по производству электроэнергии на душу населения и доступу к электроэнергии. Разрыв между спросом и предложением электроэнергии привел к распространению в Нигерии электрогенераторов в коммерческих, промышленных и жилых секторах, но зависимость предприятий от дизельных генераторов для получения энергии привела не только к негативному воздействию на окружающую среду, но и к повышению цен на товары и услуги. Возникает замкнутый круг: низкий уровень инвестиций в энергетический сектор препятствует росту инвестиций и в другие сектора экономики. Для роста экономики до 10% в год потребность страны в электроэнергии к 2020 г. достигнет 30000 МВт, к 2030 г. - 78000 МВт. Поэтому для сокращения дефицита электроэнергии требуется радикальная реформа сектора и массированные финансовые вливания. Несмотря на перманентное реформирование энергетического сектора, неустойчивость тарифов и системы распределения электроэнергии отпугивают инвесторов.
Инновации и технологии. Нигерийские фирмы обладают низким уровнем инновационного развития (по рейтингу Global Innovation Index Нигерия 114-я из 128 стран) [8]. В 2014 г. технологические инновации продукта и/или процесса были введены только 37% фирм. Однако над ними превалировали нетехнические инновации. 47% фирм ввели организационные инновации, а более половины (51%) фирм внедрили некоторые маркетинговые новшества. Показатели инновационной деятельности в Нигерии весьма низкие даже в сравнении с другими африканскими странами (почти в 2 раз меньше, чем средний показатель в странах южнее Сахары). Даже несмотря на то, что нигерийская производительность в двух типах нетехнических инноваций - организационной и маркетинговой - выше средних по Африке (40% и 46% соответственно), малое количество товарных инноваций определяет отсталость Нигерии в области применения современных технологий.
Согласно теории, фирмы, сами ведущие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), более склонны внедрять инновации. Однако практически этот постулат мало применим к реалиям Нигерии. Дело в том, что очень немногие фирмы в стране вообще вкладывают деньги в НИОКР. Только 10,5% всех нигерийских фирм каким-то образом участвуют в НИОКР, и только 3% выполняют как внутренние, так и внешние НИОКР, что резко контрастирует с более высокими показателями, например, в Кении (23%), Гане (15%) и в среднем по Африке за исключением Нигерии -18,4%.
Конкуренция на рынке также влияет на готовность фирмы внедрять инновации. Очевидно, фирмы, работающие на монополистическом рынке, с меньшей вероятностью будут инвестировать в использование новых технологий. Нигерия располагается на 75 месте по уровню конкуренции из 138 стран согласно The Global Competitiveness Report 2016, что является достаточно высоким показателем для африканской страны. Однако степень монополизации на нигерийском рынке по-прежнему остается очень высокой.
Несмотря на формальное обилие мелких и средних фирм, они контролируют лишь малую долю оборота в большинстве современных секторов. Подобная монополизация препятствует созданию стимулов для инновационной активности.
В Нигерии разработана всеобъемлющая правовая основа для защиты прав интеллектуальной собственности, что стимулирует компании вкладывать средства в научные исследования и производство инновационных материалов. Кроме того, владельцы предприятий имеют право обмениваться новыми технологиями, в том числе в рамках совместных предприятий. Но и здесь не обходится без негатива. Несмотря на обилие правовых норм, правоприменительная практика неудовлетворительна. Нарушения в области охраны прав интеллектуальной собственности многочисленны и нередко остаются безнаказанными.
Оценка инвестиционных рисков
Коррупция. Примерно 45% нигерийских фирм сообщают о коррупции в качестве второй по значимости проблемы при ведении бизнеса (после проблемы со снабжением электричеством). Процент предпринимателей, от которых хотя бы один раз требовали заплатить взятку (28,9% в 2016 г.), в Нигерии выше, чем в среднем по Африке южнее Сахары (24%) и по миру (18%). Доля фирм Нигерии (32%), ожидающих, что нужно дать взятку государственным чиновникам, чтобы решить проблемы, высокая в сравнении со средним показателем по Тропической Африке (27,5%) и по миру в целом (22,5%).
Хотя крупные фирмы менее обеспокоены коррупцией, чем мелкие, это не говорит о том, что они с меньшей вероятностью вынуждены платить взятки. Почти две трети руководителей больших компаний сообщили, что им необходимо платить взятки, чтобы добиться результата, по сравнению с 21% менеджеров малых фирм. Отчасти, возможно, проблема кроется в том, что крупным фирмам чаще, чем небольшим, приходится взаимодействовать с чиновниками. Но для малого бизнеса коррупция представляется большей проблемой, так как взятки составляют большую долю их прибыли, что нельзя сказать о крупных фирмах [9].
По индексу восприятия коррупции (Transparency International Index) Нигерия занимает рейтинге 140 место из 176. На международном уровне Нигерия воспринимается как страна, в которой коррупция является серьёзной проблемой.
Преступность. Преступность - один из существенных негативных факторов инвестиционного климата Нигерии. По результатам опросов, 14% компаний терпят убытки из-за воровства и вандализма, а 7% фирм заявили о том, что преступность является основной проблемой для ведения бизнеса в Нигерии. В то же время общеуголовная преступность повышает косвенные издержки только на 6,3%, что ниже, чем расходы фирм на электричество или на коррупционные платежи [9, с 18-19].
Помимо прямых потерь, являющихся результатом преступлений, высокая преступность в Нигерии приводит к росту дополнительных затрат, связанных с расходами на безопасность. В стране почти 60% компаний оплачивают услуги безопасности. Они тратят в среднем сумму, эквивалентную 8,7% годового объема продаж на такие услуги.
Политическая стабильность. Согласно исследованию Governance Matters Всемирного Банка, определяющему качество государственного управления, показатель политической стабильности и отсутствия террористических угроз Нигерии находится на уровне 7/100. Для сравнения показатель для ЮАР - 42/100. Таким образом Нигерия находится среди опаснейших стран для ведения бизнеса. Чем это вызвано? Относительно нестабильная политическая обстановка в Нигерии обусловлена действиями экстремистской организации «Боко Харам» и пиратов в Гвинейском заливе. Также действия пов-
станцев - порча трубопроводов, незаконное выкачивание и контрабанда нефти, вооруженные столкновения между группировками - в дельте Нигера приводят к снижению уровня добычи нефти [12]. В регионе небезопасно для сотрудников иностранных компаний: нередки похищения моряков, нефтяников, других специалистов и длительные переговоров по их освобождению.
Результаты инвестиционной политики
Приток прямых инвестиций в Нигерии вырос с $1,14 млрд в 2001 г. до $8,6 млрд в 2009 г. по данным Всемирного банка. В 2010 г. приток ПИИ в Нигерию сократился до $6 млрд из-за глобального экономического кризиса. В 2015 г. несмотря на скачок в глобальных потоках ПИИ и рекордные вложения в развивающиеся страны, иностранные инвестиции в экономику Африки были небольшими. Приток ПИИ в Африку в 2015 г. упал почти на треть с $54 млрд, зарегистрированных в 2014 г., до примерно $38 млрд из-за падения цен на сырьевые товары. Иностранные инвестиции в Нигерии упали на 27% с $4,7 млрд в 2014 г. до $3,4 млрд в 2015 г. Новый приток инвестиций ждал Нигерию в 2016 г., когда сумма их годового прироста увеличилась до $4,4 млрд, но этот показатель намного ниже пиковых $8,9 млрд в 2011 г.
Инвестиции в Нигерию были диверсифицированы в период с 2007 по 2013 гг. Технологии, медиа и телекоммуникация лидировали в этот период по количеству новых проектов (на этот сектор приходилось 24% всех проектов в Нигерии). В 2015 г. в стране насчитывалось более 140 млн абонентов телефонной связи, как мобильной, так и стационарной. 38% нигерийцев имеют доступ к интернету. Но цены на эти услуги остаются высокими, так как крупные сетевые операторы не желают делиться инфраструктурой, сдерживая выход на рынок своих конкурентов. В результате каждый оператор вынужден прокладывать собственный кабель. Также в этот период наблюдается значительный рост ПИИ в потребительские товары (21% от общего количества проектов), финансовые (9% от общего количества проектов) и деловые услуги (8% от общего количества проектов). Несмотря на то, что только 8% проектов приходится на добывающий сектор экономики (уголь, нефть, газ), он до сих пор привлекает наибольший капитал (52% от общего объёма ПИИ в Нигерию).
Нигерийский производственный сектор расширился с момента реализации Национального плана развития автомобильной промышленности (NAIDP) в 2013 г. Благодаря инвестициям мировых автопроизводителей, таких как Peugeot, Nissan и Hyundai, Нигерия рассматривается как новый автомобильный производственный центр в Африке [2].
США и Великобритания являются наиболее важными источниками ПИИ, в основном через крупные нефтяные компании. В период с 2007 по 2013 гг. США инвестировали больше всех в экономику Нигерии (14% от общего объёма инвестированного капитала), далее следует ЮАР (12%) и Великобритания (11%). Нигерия - второй по величине торговый партнёр Китая в Африке после Южной Африки. Нефтегазовый сектор Нигерии получает 75% прямых иностранных инвестиций Китая. В 2014 г. Китай поддержал нигерийский план инвестиций в инфраструктуру с кредитом в размере $6 млрд и $15 млн на сельскохозяйственную помощь для создания сельскохозяйственных демонстрационных ферм по всей стране с целью повышения производства продовольствия. Другими инвесторами Нигерии являются Канада, Франция, Индия [10].
В ходе исследований было выявлено, что, хотя Нигерия является крупнейшей экономикой Африки с внушительным темпом роста ВВП, она привлекает четвертую долю общего объёма ПИИ в Африке, проигрывая по степени привлекательности для иностранных инвестиций таким странам как Египет, ЮАР, Марокко. Нигерийское правительство ориентировано на увеличение притока иностранных инвестиций, о чём гово-
рят многочисленные инвестиционные стимулы и меры, направленные на диверсификацию экономики и создание прочной правовой базы для открытия бизнеса. В частности, были либерализованы законы об инвестициях, ликвидированы обременительные процедуры регистрации предприятий и предоставлены налоговые каникулы в некоторых отраслях промышленности и наименее экономически благополучных районах. Благодаря принятым мерам развитие получили такие отрасли, как энергетика, телекоммуникации, туризм, гостиничное дело, недвижимость, торговля и различные производственные секторы.
Почему же Нигерия до сих пор не входит в тройку лидеров по объему ПИИ в Африке? Главными причинами являются:
• относительно нестабильная политическая обстановка в Нигерии (деятельность экстремистской организации «Боко Харам», вооружённые столкновения между группировками в дельте Нигера, мятежи и забастовки);
• высокий уровень преступности (похищения иностранных специалистов для получения выкупа, порча трубопроводов, незаконное выкачивание и контрабанда нефти);
• неэффективность государственных институтов (коррупция, ненадёжные механизмы урегулирования промышленных споров);
• плохое качество инфраструктуры (постоянные перебои в электроснабжении, недостаток автомобильных дорог, дряхлость железнодорожных путей);
• экономическая нестабильность (высокий уровень инфляции, различные курсы найры, зависимость от мировых цен на нефть).
• протекционистский торговый режим Нигерии, запрещающий ввоз некоторых товаров и вводящий ограничивающие импортные тарифы. Всё это ведёт к дополнительным затратам, которые не всегда окупаются преимуществами налоговых льгот, которые распределяются в отсутствии строгих критериев.
Учитывая же 169-е место страны в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2016 г., очевидно, что деловая среда Нигерии требует реформ. Нигерия нуждается в совершенствовании нормативной базы, введении чётких критериев получения налоговых льгот, инвестировании в человеческий капитал и НИОКР, усилении региональной интеграции и пересмотре внешних тарифов. Главное, на что следует обратить внимание, это упрощение процедуры налоговых выплат, так как налоговое администрирование более обременительно в Нигерии, чем в большинстве стран мира, а это снижает её преимущества, касающиеся более низких налоговых ставок и инвестиционных стимулов. Так как инвестиционная активность напрямую зависит от общего социально-экономического развития страны, Нигерии необходимо и дальше принимать меры по диверсификации экономики и снижению зависимости от цен на сырьевые ресурсы. Преодоление административных проблем, связанных с коррупцией, неэффективностью бюрократии, отсутствием надлежащего государственного контроля, будет способствовать привлечению иностранного капитала.
Пока инвестиционный климат Нигерии можно назвать не вполне благоприятным, но с учётом огромных масштабов рынка и усилий по развитию несырьевых отраслей экономики эта страна имеет хорошие шансы стать крупнейшим рынком прямых иностранных инвестиций в Африке в течение следующего десятилетия, если ей удастся усовершенствовать систему управления агентствами, созданными для продвижения промышленного экспорта, создать надёжную правовую основу для ведения бизнеса в стране, победить коррупцию и решить проблемы нехватки электроэнергии и отсутствия инфраструктуры.
Источники
1. GDP growth (annual %). The World Bank. https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.KD.ZG?locations=NG (дата обращения 21.01.2018)
2. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра. Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. с. 8-14.
3. Doing Business 2016. The World Bank. http://www.doingbusiness.org/~/media/ WBG/Doing Business/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf (дата обращения 29.01.2018)
4. Doing Business 2017. The World Bank. http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/ DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Report (дата обращения 22.02.2018)
5. Doing Business Regional Profile 2017 Sub-Saharan Africa (SSA). The World Bank. http://www.doingbusiness.org/reports/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Profiles/Regional/D B2017/SSA.pdf (дата обращения 22.02.2018)
6. Africa by numbers. A focus on Nigeria. World Economic Forum on Africa 2014. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Nigeria-Country-Report/SFILE/EY-Nigeria-Country-Report.pdf (дата обращения 22.02.2018)
7. Global Competitiveness Report 2017-2018. The World Economic Forum. Geneva. 2017. 393 с.
8. Официальный сайт The Global Innovation Index. https://www.globalinnovationindex.org/ about-gii#reports (дата обращения 22.02.2018)
9. Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2000. № 3.
10. Nigeria Investment Climate Statement 2015. U.S. Department of State. https://www.state.gov/ documents/organization/241898.pdf (дата обращения 21.12.2017)
11. World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. United Nations Conference on Trade and Development. http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (дата обращения 21.12.2017)
12. Фитуни Л.Л. Агрессивные негосударственные факторы - новая угроза развитию Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2015. № 1. с. 14-20
13. Абрамова И.О. Фитуни Л.Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2017. т. 61. № 9. с. 24-35.
14. Денисова Т.С. Инвестиционный климат Нигерии. Ученые записки Института Африки РАН. 2017. №4. с. 40-58
INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND EXTERNAL COMPETITIVENESS
OF THE NIGERIAN ECONOMY
© 2018 Ekaterina Zanoskina
ZANOSKINA Ekaterina N., Institute of African Studies, RAS and Lomonosov Moscow State University.123001, Russian Federation, Moscow, Spiridonovka, 30/1, e-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the degree of Nigeria's attractiveness for foreign investors. The paper highlights the main problems that the latter face when they enter the Nigerian investment market. Those issues have acquired particular relevance in connection with Nigeria's assuming a new economic role - since 2014 the country has become the largest economy on the African continent, surpassing that of South Africa. Great efforts are made in the country to achieve the role of the economic "locomotive" of the continent. At the same time, the strengthening of economic positions is turning the country into a regional power, which attracts special attention not only from African, but also from overseas players. The article examines the investment capacity of the Nigerian market, the availability of credit, the susceptibility to innovation and new technologies. At the same time, specific "bottlenecks" have been identified that reduce Nigeria's external investment competitiveness, such as its underdeveloped infrastructure, electricity supply problems, crime, corruption, and others.
Keywords: Nigeria, investment, investment climate, competitiveness
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-42-1-54-64
References
Abramova I.O. Fituni L.L.. Potentsial afrikanskogo kontinenta v strategii razvitiya rossiyskoy ekonomiki (Potential of the African continent in the development strategy of the Russian economy) Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 2017. vol. 61. № 9. pp. 24-35.
Africa by numbers. A focus on Nigeria. World Economic Forum on Africa 2014. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Nigeria-Country-Report/SFILE/EY-Nigeria-Country-Report.pdf (accessed 22.02.2018)
Denisova T.S. Investitsionnyy klimat Nigerii (Investment Climate in Nigeria) Journal of the Institute for African studies 2017. № 4. pp. 40-58.
Doing Business 2016. The World Bank. http://www.doingbusiness.org/~/media/ WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf (accessed 29.01.2018)
Doing Business 2017. The World Bank. http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/Doing Business/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Report (accessed 22.02.2018)
Doing Business Regional Profile 2017 Sub-Saharan Africa (SSA). The World Bank. http://www.doingbusiness.org/reports/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Profiles/Regional/D B2017/SSA.pdf (accessed 22.02.2018)
Fituni L.L. Rol' tenevogo mezhdunarodnogo dvizheniya kapitala v usloviyakh globalizatsii (The role of the international shadow capital flows in the context of globalization) Vostok. Afro-Aziatskiye obshchestva: istoriya i sovremennost'. (Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity). 2000. № 3.
Fituni L.L. Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sector vchera, segodnya, zavtra. (The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow) Aziya i Afrika segodnya. (Asia and Africa today). 2010. № 9. pp.8-14.
Fituni L.L. Agressivnyye negosudarstvennyye aktory - novaya ugroza razvitiyu Afriki (Aggressive non-state actors - a new threat to the development of Africa) Uchenye zapiski Instituta Afrii RAN (Journal of the Institute for African Studies). 2015. № 1. p.14-20.
Global Competitiveness Report 2017-2018. World Economic Forum. Geneva. 2017. 393 pp. GDP growth (annual %). The World Bank. https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=NG (accessed 21.01.2018)
Nigeria Investment Climate Statement 2015. U.S. Department of State. https://www.state.gov/documents/organization/241898.pdf (accessed 21.12.2017)
Official site of The Global Innovation Index. https://www.globalinnovationindex.org/about-gii#reports (accessed 22.02.2018)
World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. United Nations Conference on Trade and Development. http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2017_en.pdf (accessed 21.12.2017)