Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в России'

Инвестиционная политика в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Г. А.

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разнообразные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценообразование, развитие новых форм собственности, демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансово-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран, обладающих состоявшейся рыночной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в России»

- справедливая стоимость 65000 млн. руб. Дебет раздел II баланса 65000 млн. руб. Дебет раздел III баланса 970 млн. руб. Кредит раздел I баланса 48788 млн. руб. Кредит раздел II баланса 17182 млн. руб.

6) гипотетическое удовлетворение обязательств:

- балансовая стоимость 13582млн. руб.

- справедливая стоимость 13834млн. руб. Дебет раздел III баланса 252 млн. руб. Дебет раздел IV баланса 7316 млн. руб. Дебет раздел V баланса 6266 млн. руб. Кредит раздел II баланса 13834 млн. руб.

По данным фрактального производного балансового отчета в активе получена однородная денежная масса в сумме 51166 млн. руб., а в пассиве — чистые пассивы в размере 51166 млн. руб. Ценовая составляющая составила — 1222 млн. руб., а чистый результат проводимой сегментарной политики привел к увеличению собственности на сумму +328 млн. руб. ^

Данная методика автоматизирована автором, получено Свидетельство об официальной регист- ^ рации программы для ЭВМ №2006613815 от 7 ноября 2006 года в Роспатенте.

Автоматизированная методика позволяет на основе использования учетных признаков, показа- ^ телей, характеризующих сегмент, сегментарной отчетности проводить анализ и контроль для опре- ^у деления эффективности прогнозируемой и фактически проводимой сегментарной политики на базе ^ использования фрактального и сегментарного производных балансовых отчетов. y-j

ЛИТЕРАТУРА. о

1. Блэк Дж. Экономика: Толковый словарь. Англо-русский. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2000.

2. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999. □

3. Крохичева Г.Е. Виртуальная бухгалтерия: концепция, теория, практика. М.: Финансы и статисти- О ка, 2003.

4. Мандельброт Б. Фракталы, случай и финансы. М.: РХД, 2004. ^

5. Муругов Е.И. Учетно-аналитическое обеспечение управления платежеспособностью и резервной о системой предприятия. Ростов н/Д: РГСУ, 2003. £

6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). о

7. Соколов А.А. Формирование и методика анализа сегментарной отчетности металлургических компаний (ОАО «НЛМК»). Автореферат дис.. .. степ. канд. экон. наук. Воронеж, 2001. х

8. Ткач В.И., Гончаренко О.Н. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: Учебное пособие о для студентов экономических специальностей вузов. М.: МарТ, 2004.

Вильямс, 2003.

ЛУКЬЯНОВА Г.А.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

о

9. Уолл Н., Маркузе Я., Лайнз Д., Мартин Б. Экономика и бизнес: А-Я: Словарь-справочник. М.: ФАИР- ф

ПРЕСС, 1999. С

а

10. Феррис К., Пешеро Б. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении. М.: о

^

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разно- ф

образные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценообразование, развитие новых форм собственности, демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансо-

во-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран, обладающих состоявшейся рыночной экономикой. С другой стороны, все указанные процессы сопровождались рядом негативных явлений, таких, как падение объемов ВВП и производства, высокий уровень инфляции, неплатежи, подрыв финансовой базы предприятий, бюджетный дефицит, внутренний и внешний государственный долг, безработица, снижение жизненного уровня населения.

Наиболее ощутимо негативные тенденции затронули инвестиционную составляющую российской экономики. Критическое падение инвестиционной активности привело к тому, что производственная инфраструктура России оказалась неприспособленной и невостребованной для современных потребностей страны. Необходимыми условиями преодоления экономического спада и создания объективных предпосылок устойчивого подъема экономики России являются приток реальных инвестиций, обновление основного капитала и реструктуризация финансово-инвестиционной сферы.

Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики на современном этапе является стимулирование инвестиционной активности. Меры по совершенствованию инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности, предпринимавшиеся правительством и центральными экономическими институтами страны, к настоящему времени не принесли сколько-нибудь существенного эффекта. ^ Задачами инвестиционной политики традиционно считаются: формирование благоприятной

я среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привле-

N л

х >

0

1_

О х х

чение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, и государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений [1].

В последние годы правительство Российской Федерации уделяет все более возрастающее вни-о мание проведению эффективной и перспективной инвестиционной политики, однако, к настоящему моменту, сколько-нибудь существенных успехов в этом направлении не достигнуто. Различные ана-^ литики объясняют это, в основном, незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели. □ Имеет место расхищение средств, выделенных на инвестирование и перенаправление их на иные ^ цели.

^ Позитивным фактором инвестиционной политики РФ, определенно, является развитие законо-

0 дательной базы, предназначенной для эффективного правового регулирования взаимоотношений ® сторон, участвующих в инвестиционных процессах.

о Инвестиционной политика на протяжении последних лет является в России сферой повышен-

ии ного внимания правительства. И, тем не менее, в настоящее время существуют как минимум две проблемы, способные не позволить реализовать те глобальные преимущества, которые может дать правильно проводимая инвестиционная политика. Во-первых, это неготовность получателей инвестиций предприятий к эффективному освоению инвестируемых в них средств, главным образом из-за высо-ф кого уровня коррупции и низкого качества менеджмента. Во-вторых, это неготовность инвесторов о осуществлять вложения капиталов по причине большого количества и высокой степени связанных с о этим рисков. К их числу, в первую очередь, относятся незащищённость прав собственности и невоз-и врат средств из-за неэффективного управления предприятиями-акцепторами инвестиций.

Проводимая правительством РФ инвестиционная политика предусматривает ряд мер, призванье ных помочь в преодолении указанных трудностей. Для этого необходимо создание условий для ры-* ночной оценки активов предприятий — это будет способствовать повышению доверия со стороны о потенциальных инвесторов; повышение степени свободы предприятий при выборе методов амор-о тизационной политики (использование ряда других, нетрадиционных методов); упрощение и укруп-

О-

^ нение норм амортизации; последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём раз-

х вития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников

ф накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная под-

ш

держка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централи-

| зованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов

® производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

5 исключительно на конкурсной основе; усиление государственного контроля за целевым расходова-

^ нием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения

(Г) иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно-коммер-

ческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

В России финансирование капитальных вложений осуществлялось, как правило, за счет внутренних источников, которые играют решающую роль, несмотря на активность привлечения иностранного капитала. В мировой финансовой системе складывается далеко не такая однозначная ситуация. Здесь уже рассматривается возможность привлечения капитала не только из внутренних источников, но и из внешних.

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. В настоящее время ужесточился контроль над целевым использованием кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Государственные централизованные ^ вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования можно предложить следующие: выделение госу- ^ дарственных инвестиций для стимулирования развития сырьевых и аграрных районов, обеспечива- у^ ющих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем; поддержание научно-про- ^ изводственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с о чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его кризис собственными силами. □

Обычной практикой восполнения недостатка финансовых ресурсов предприятий является по- О вышение ими цен на свою продукцию. Большая часть увеличения прибыли определяется ценовым фактором. Однако, увеличение цен неизбежно приводит к ограниченному спросу, приводящему, в свою ^ очередь, к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства [2]. о

Правительством РФ на протяжении достаточно длительного периода принимаются меры, при- £ званные облегчить российским предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для о

производственного развития, так как сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Долгосрочное кредитование может стать одним из важных источни- х ков инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития про- о изводства в России, которое находится в удовлетворительном состоянии. Долгосрочные банковские

о

х

кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способ- ф ствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики стра- о

ны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ о

^

о о

под гарантии правительства, однако, как показывает практика, долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции. Назрела потребность создания инвестиционных банков, которые

занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. 2

Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвести- о

ш

ционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных

о

ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предостав- о

ление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приоб- ^

ретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капи- ^

тала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций — инвестиционных бан- ф ков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно

по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, ус- ¡^

тановив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение ®

средств населения. 2

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с до- §

левым участием иностранного капитала (совместных предприятий): О

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи

встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталов-й ложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N

л ь

о

х

^ ких предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые ^ технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. ^ Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предо приятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностран-^ ного государства и международных валютно-финансовых организаций.

^ Существуют и реальные инвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость,

□ машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты

^ оборотного капитала.

^ Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми 0 мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходов ной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, о чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предприми нимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на рос° сийском потребительском рынке либо на мировом рынке. России необходимо прилагать все усилия ф к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению

Ш

о производительной мощности экономики.

о Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех кото-

^ рые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток сле-

2 дует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных

и ресурсов в производственную инфраструктуру, телекоммуникационную и спутниковую связь. Одна-

о ко для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных

о иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным

^ участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции,

х производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска това-

ф ров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфель-

ш

ных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов

| без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно

^ использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь свя-

5 занных с добычей ресурсов [3].

^ Рассматривая в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, имеет смысл обратить

^ снимание и на то, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.