Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в машиностроении Китая с учетом последствий вспышки коронавируса'

Инвестиционная политика в машиностроении Китая с учетом последствий вспышки коронавируса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INVESTMENT POLICY / INVESTMENTS / MACHINE-BUILDING COMPLEX / IMPORT SUBSTITUTION / COVID-19 PANDEMIC / INDUSTRIAL PARKS / INDUSTRIAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Вэньфу

В статье представлены проблемы реализации развития инвестиционной политики в машиностроительном комплексе Китая в условиях пандемии COVID-19. Подробно рассмотрены направления развития машиностроительного комплекса Китая, способствующие привлечению инвестиций в данный сегмент и активизация потребления машиностроительной продукции. Обоснованы меры государственной поддержки машиностроительных предприятий в условиях восстановления мировой экономики. Предложены перспективные направления экономического развития машиностроительной отрасли России в процессе оздоровления мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S INVESTMENT POLICY IN MECHANICAL ENGINEERING WITH COVID-19 IMPACT

The article deals with the issues of implementing the investment policy in the machine-building complex of China under the COVID-19 pandemic. The areas for development in the machine-building complex that attract investment and promote consumption of engineering products are considered in detail. Measures of state support for machine-building enterprises in the conditions of global economic recovery are justified. Promising growth areas in Russia’s machine-building industry during the recovery are proposed.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в машиностроении Китая с учетом последствий вспышки коронавируса»

Инвестиционная политика в машиностроении Китая с учетом последствий вспышки коронавируса

ЧЖАО Вэньфу (Китай), УДК 336.714 : 621(510)

Институт экономики, управления и права (664074, Россия, ББК 65.268(5Кит) г. Иркутск, ул. Лермонтова 83), кафедра менеджмента -аспирант, e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлены проблемы реализации развития инвестиционной политики в машиностроительном комплексе Китая в условиях пандемии COVID-19. Подробно рассмотрены направления развития машиностроительного комплекса Китая, способствующие привлечению инвестиций в данный сегмент и активизация потребления машиностроительной продукции. Обоснованы меры государственной поддержки машиностроительных предприятий в условиях восстановления мировой экономики. Предложены перспективные направления экономического развития машиностроительной отрасли России в процессе оздоровления мировой экономики.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиции, машиностроительный комплекс, импортозамещение, пандемия коронавируса, индустриальные парки, промышленные кластеры.

China's Investment Policy in Mechanical Engineering with COVID-19 Impact

ZHAO Wenfu (China),

Institute of Economics, Management and Law (83 Lermontov st., Irkutsk, Russian Federation, 664Q74), Department of Management - Postgraduate Student, e-mail: [email protected]

Abstract

tte article deals with the issues of implementing the investment policy in the machine-building complex of China under the COVID-19 pandemic. tte areas for development in the machine-building complex that attract investment and promote consumption of engineering products are considered in detail. Measures of state support for machine-building enterprises in the conditions of global economic recovery are justified. Promising growth areas in Russia's machine-building industry during the recovery are proposed.

Keywords: investment policy, investments, machine-building complex, import substitution, COVID-19 pandemic, industrial parks, industrial clusters.

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

В - 2020

В первой половине 2020 года экономическая деятельность большинства отраслей, а именно машиностроительной отрасли, резко упала по всему миру. Стоит отметить, что большому количеству малых и средних предприятий трудно выйти из затруднительного положения за короткий период времени. Часть предприятий начинают поддерживать друг друга и работать вместе, чтобы способствовать скоординированному возобновлению работы и производства во всех звеньях производственной цепочки, и стремиться к достижению цели ежегодного роста.

Из-за воздействия пандемии производство и деятельность машиностроительных компаний столкнулись с большими трудностями, что в ближайшем будущем приведет к беспрецедентному снижению основных экономических показателей машиностроительной отрасли. Резко упала добавленная стоимость в промышленности. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, темпы роста добавленной стоимости в машиностроении с января по февраль упали на 28,3% в годовом исчислении, что на 30% меньше, чем за тот же период прошлого года, и были ниже, чем 14,8 и 12,6 % национальной промышленности и обрабатывающей промышленности за тот же период1. Темпы роста добавленной стоимости в промышленности общего оборудования снизились на 28,2% в годовом исчислении, в производстве специального оборудования - на 24,4%, в автомобилестроении - на 31,8%, в производстве электрических машин и оборудования - на 24,7%, в производстве приборов и счетчиков - на 27,4%. Это говорит о рекордно низких значениях.

Производство основных продуктов резко упало. Из 120 основных продуктов, отслеживаемых машиностроительной отраслью, только производство гидротурбинных генераторов и ветряных генераторов увеличилось в годовом исчислении с января по февраль, в то время как производство других 118 продуктов упало в целом, а выпуск 83,3% продукции упал более чем на 20%. Среди основных видов продукции производство автомобилей упало на 45,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, металлорежущие станки упали на 44,96%, экскаваторы - на 35,68%, а генераторные установки - на 30,75%1.

Резко упали инвестиции в основной капитал. Среди них инвестиции в производство общего оборудования упали на 40,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, производство специального оборудования - на 36,2%, производство автомобилей - на 41%, производство электрических машин и оборудования - на 33,7%, причем падение было значительно больше, чем в промышленности (-27,5%) и обрабатывающей промышленности ( -31,5%) снижение инвестиций2.

И импорт, и экспорт машиностроительной отрасли снизились по сравнению с прошлым годом. Таможенная статистика показывает, что с января по февраль китайский импорт механической и электротехнической продукции составил 119,603 млрд долл. США, что на 7,6% меньше, чем в прошлом году. Среди них: станки подешевели на 35,3%, автомобили (включая шасси) упали на 6,1%, а автозапчасти и

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

103 ^

аксессуары - на 12,8%; экспорт электромеханической продукции составил 172,057 млрд долл. США, что на 16,2% меньше, чем годом ранее. Среди них машины и оборудование общего назначения подешевели на 7,8%, автомобили (включая шасси) - на 1,3%, а автозапчасти - на 13,3%2.

Ситуация с эпидемией по всему миру вносит неопределенность в развитие отрасли. Говоря о следующем развитии машиностроительной отрасли, мы считаем, что все еще тяжелая и сложная эпидемиологическая ситуация внутри страны и за рубежом внесла неопределенность в развитие отрасли.

В машиностроительной отрасли по-прежнему существуют проблемы, и потребуется время, чтобы их восстановить. Судя по функционированию национальной промышленной экономики, добавленная стоимость в отраслях промышленности сверх установленного размера с января по февраль 2020 года упала на 13,5% в годовом исчислении, что является самым низким показателем за всю историю существования статистики [Цзоу Ц., Работа машиностроительной отрасли постепенно стабилизировалась, и все еще сохраняется неопределенность в развитии, http:// www.cinic.org.cn/xw/schj/772688.html]. Среди них обрабатывающая промышленность упала на 15,7%. Что касается выполнения трех основных требований, инвестиции, потребление и экспорт упали повсеместно. В первые два месяца национальные инвестиции в основной капитал упали на 24,5% в годовом исчислении, из которых промышленные инвестиции упали на 27,5%, а инвестиции в обрабатывающую промышленность резко упали на 31,5% [Го Ф., Уведомление Государственного совета по печати и распространению «Сделано в Китае 2025», http://www.gov. cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm].

Принятие государством мер по возобновлению производства были полностью реализованы и были достигнуты поэтапные результаты, однако все же проблемы и трудности имеют место быть. Например, плохое соединение производственной цепочки и недостаточный запас запчастей [Литвинов Е. А., Савинов Ю. А., Та-рановская Е. В., Булыгина Н.Ю. Влияние коронавируса на глобальные цепочки поставок, http://www.rfej.ru/rvv/id/30030CFC4]. Темпы возобновления работы и производства поставщиками существенно замедлились, чем у принимающих компаний, что делает проблему недостаточных поставок запасных частей и принадлежностей одним из наиболее концентрированных проблем предприятий, возобновляющих производство. Некоторые компании повлияли на производство из-за недостаточного снабжения запчастями; выполнение контрактов и продление контрактов затруднено, а некоторые заказы отклоняются.

Согласно проведенному опросу компанией Deloitte выявлено, что почти 90% опрошенных компаний в машиностроении испытывают трудности3. Около 30% имеющихся заказов предприятий упали более чем на 50%, а 20% текущих заказов предприятий упали на 20-50%, а еще около 30% предприятий заявили, что сокращение заказов трудно оценить. При сокращении заказов и сокращении спроса предприятиям не хватает мотивации и поддержки для полного возобновления про-

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

изводства, и цель стабилизации экономической деятельности и стабилизации занятости столкнется с более серьезными проблемами; логистика и транспортировка по-прежнему не гладкие, а сбои в транспортировке затягиваются. Недостаточные логистические и транспортные услуги для машиностроительной отрасли привели к возникновению пробелов в услугах по транспортировке материалов, аксессуаров и продуктов. Некоторые компании сообщают, что текущая своевременность логистики увеличилась примерно вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года. Кроме того, компании также находятся под существенным давлением, что приводит к натянутой цепочке капитала; и по мере того как все больше и больше компаний возобновляют работу и производство, компании также испытывают нехватку рабочей силы.

Предполагается, что рынок автозапчастей, низковольтных электроприборов, гражданского оборудования и других товаров, на которые приходится большой общий объем внешнеторгового экспорта машиностроительной отрасли, столкнется с тяжелой ситуацией на международном рынке. С точки зрения торговых партнеров, 15 стран, включая Италию, Францию, Германию, Соединенные Штаты и Соединенное Королевство, в которых в последнее время резко обострилась эпидемия, являются важными экспортными направлениями машиностроительной промышленности [Берегова Г.М., Клипин А.О., Механизмы государственной поддержки импортозамещения в структуре промышленной политики Иркутской области, https://elibrary.ru/item.asp?id=35164820]. Общая стоимость экспорта в 2019 году составила одну треть от общего объема экспорта машиностроительной отрасли. Кроме того, эпидемия также привела к большей неопределенности в торговле между Китаем и США. Полученные с большим трудом положительные результаты первого этапа китайско-американского торгового соглашения столкнулись с негативными последствиями. Таким образом, внешняя торговля машиностроительной отрасли будет находиться под огромным давлением.

Исходя из сегодняшней ситуации руководство Китая приступило к реализации государственных мер поддержки огромного числа компаний, включая машиностроительный сектор.

По мере того как ситуация с профилактикой эпидемий и контролем над ними в Китае продолжает улучшаться, также накапливаются факторы, способствующие развитию отрасли. В рамках развертывания Центрального комитета партии и Го су -дарственного совета соответствующие министерства и комиссии, а также местные органы власти оказали многочисленную поддержку профилактике и борьбе с эпидемиями. Данная политика способствует возобновлению производства, помогает нуждающимся предприятиям и гарантирует занятость сотрудников. Реализация ряда политических мер по стабилизации инвестиций, потребления и внешней торговли имеет положительное значение для стабилизации и обеспечения рыночного спроса на продукцию машиностроения и ускорения восстановления нормального производственного порядка в отрасли.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

105 ^

Соответствующие государственные департаменты ускорили процесс утверждения проектов и выделение средств в рамках центрального бюджета. По состоянию на 3 марта 2020 года комиссия по развитию и реформе утвердила 228,6 млрд юаней на инфраструктурные проекты, что на 93 млрд юаней больше, чем за тот же период прошлого года. По состоянию на 20 марта 2020 года Министерство финансов выделило средства на трансфертные платежи от инвестиций в центральную инфраструктуру местным органам власти, что на 12,6% больше, чем в прошлом году. Более 250 млрд юаней налогов на покупку автомобилей, более 7 млрд сборов за строительство портов и более 24 млрд средств на развитие гражданской авиации были выданы авансом. Все эти средства будут использованы для поддержки строительства дорог, портов, водных путей, аэропортов и другой инфраструктуры. С разрешения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и одобренного Государственным советом, министерство финансов выпустило аванс в размере 1848 млрд юаней в виде новых облигаций местного правительства в 2020 году, из которых 1,290 млрд юаней специальных облигаций будут использованы для строительства инфраструктуры; по состоянию на 20 марта были выпущены новые облигации местного правительства. Прирост местных специальных облигаций составил 1 023,3 млрд юаней. Девять провинций и регионов, включая Пекин, Тяньцзинь и Ляонин, завершили выпуск новых местных специальных облигаций. Все это должно положительно сказаться на строительной и тяжелой промышленности.

В провинциях Гуандун, Хунань и Шаньси представлены 44 плана строительства тепловых электростанций. Предполагается, что объем энергии составит 8 млн киловатт ветровой энергии и 3 млн киловатт фотоэлектрической компоновки. Наряду с этим начато строительство ГЭС в провинции Шаньси. Совокупность данных факторов, по нашему мнению, должно положительно отразится в сфере производства оборудования для выработки электроэнергии.

State Grid планирует инвестировать более 400 млрд юаней в электрические сети в 2020 году, что может привлечь социальные инвестиции на сумму более 800 млрд юаней. «Предварительный план работ для сверхвысоких напряжений и межпровинциальных проектов переменного / постоянного тока на 500 кВ и выше в 2020 году» был сформулирован для уточнения годового объема инвестиций в строительство, которое составляет около 500 млрд юаней.

В министерстве науки и технологий были предложены меры по поддержке возобновления производства и стабильного функционирования экономики за счет технологических инноваций, в котором предлагается активизировать реализацию и поддержку крупных технологических проектов, таких как искусственный интеллект и промышленный интернет5. Что должно благоприятно повлиять на индустрию интеллектуального производственного оборудования.

Генеральный секретарь Си Цзиньпин предложил на заседании Постоянного комитета Политбюро Центрального комитета, что «мы должны активно стабилизировать традиционное массовое потребление, такое как автомобили, и поощрять

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

регионы с ограниченными покупками автомобилей соответствующим образом: увеличивать квоты на номерные знаки, чтобы стимулировать потребление автомобилей и сопутствующих товаров». В комиссии по развитию и реформе, а также министерстве промышленности и информационных технологий были опубликованы документы, направленные на поддержку внутреннего рынка и повышению спроса на местную продукцию. Был принят ряд мер, направленных на упорядоченное возобновление работы и производства предприятий промышленной связи. В рамках данных документов предлагается надлежащим образом увеличить квоты на номерные знаки, способствовать обновлению автотранспортных средств и обеспечить закупку новых автомобилей, поощряя регионы, в которых покупка автомобилей ограничена. Такие меры, как субсидии на замену и снятие ограничений на въезд пикапов в города, стабилизировали и расширили потребление автомобилей. Эта политика хороша для автомобильной промышленности. Гуанчжоу дал понять, что в этом году увеличит квоты на малые и средние автобусы.

Стоит отметить внедрение субсидий со стороны государства, направленных на вывод из эксплуатации, а также обновления сельскохозяйственной техники7. В ответ на проблему просроченного обслуживания сельскохозяйственной техники были введены субсидии на вывод и обновление сельскохозяйственной техники, чтобы помочь местным властям ускорить процесс вывода из эксплуатации и восстановления старой сельскохозяйственной техники. По нашему мнению, это должно отразится положительно в секторе сельскохозяйственного машиностроения.

Правительством Китая были приняты меры по стабилизации внешней торговли и иностранных инвестиций, включая своевременные и полные налоговые льготы для всех экспортных продуктов, которые не были полностью возмещены, за исключением «двух максимумов и одного капитала». 17 марта 2020 года было объявлено о снижении экспортных налоговых ставок для определенных продуктов, включая автомобильные крепежные детали, отливки и другие изделия из машиностроительной отрасли. Были предложены меры по стабилизации внешней торговли, стабилизации иностранных инвестиций и стимулированию потребления в ответ на новую эпидемию коронарной пневмонии6. Власти страны ускорили использование специальных фондов для внутренней и внешней торговли с целью поддержки и стабилизации внешней торговли, иностранных инвестиций и стимулирования потребления4. В рамках данного подхода предлагается в полной мере использовать преимущества внутренних и внешних торговых фондов центрального правительства для полной поддержки стабильности внешней торговли. Эти меры поддержки позволят привлекать иностранные инвестиции в предприятия машиностроительной отрасли.

В краткосрочной перспективе общая деятельность отрасли все еще будет находится в стадии постепенного восстановления. Помимо потерь, вызванных предыдущей остановкой производства, ожидается падение основных экономических показателей машиностроения примерно на 20%. Если эпидемия будет эффективно контролироваться в первом и во втором кварталах 2020 года, с общим восстановле-

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

107 ^

нием темпов возобновления работы всего общества, поддерживающие проблемы производственной цепочки будут постепенно улучшаться, порядок производства и эксплуатации машиностроительных предприятий будет ускорен, а рынок в определенной степени восстановится. Ожидается, что производство в машиностроении стабилизируется и улучшится в 2021 году.

В среднесрочной перспективе, чтобы облегчить трудности, вызванные эпидемией в производстве и функционировании предприятий, соответствующие национальные и местные правительственные ведомства выпустили ряд политик поддержки и спасения, включая безопасность рынка, финансовую и налоговую поддержку, финансовую поддержку и возвращение сотрудников к работе.

В долгосрочном плане экономика Китая будет стабильна. Привлечение инвестиций позволит высвободить потенциальные рынки для машиностроительной отрасли и открыть новые возможности для структурной перестройки, трансформации и модернизации машиностроительной отрасли.

В течение всего 2020 года экономическая деятельность машиностроительной отрасли будет иметь тенденцию к постепенному восстановлению. Если эпидемия закончится в ближайшее время, темпы роста добавленной стоимости в промышленности все равно могут достичь около 5%, а такие показатели, как операционная прибыль и общая прибыль, сохранят небольшой рост.

В ходе проведенного анализа мер государственной поддержки и мер по привлечению инвестиций в машиностроительный комплекс Китая установлено, что на территории России данные меры были бы весьма уместны в период выхода из кризиса. Также следует отметить, что применение данных мер и расширение промышленной политики России следует ориентировать на следующие направле-ния8: 1. Расширять перечень специальных инвестиционных контрактов; 2. Развивать сеть индустриальных парков и промышленных кластеров в регионах страны; 3. Продолжать курс на импортозамещение и экспортную ориентацию продукции машиностроительной отрасли.

По нашему мнению, совокупность данных мер позволит наращивать объемы конкурентоспособной продукции не только на местном рынке, но и международных. Мы надеемся, что объем инвестиций увеличится, и выход из кризиса пройдет безболезненно.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 2020^ 13.5% С января по февраль 2020 года добавленная стоимость в отраслях сверх установленного размера упадет на 13,5%.http://www. stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202003/t20200316_1732233.html

2 Ш+М: 2020^1—5Я^Э1ШЙ^ЙЙТ1^6.3% Бюро статистики: национальные инвестиции в основной капитал снизились на 6,3% с января по май 2020 г. Бюро статистики: национальные инвестиции в основной капитал снизились на 6,3% с января по май 2020 г. http://www.xinhuanet.com/fortune/2020-06/15/c_1126115327.htm

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

3 Анализ промышленности Китая https://www2.deloitte.com/ru/en/pages/internation-al-markets/solutions/german-services-group.html

4 Продолжить работу по пяти направлениям при особой финансовой поддержке: усилия Китая по стабилизации иностранных инвестиций будут и дальше наращиваться https://www.ciie.org/zbh/ bqxwbd/20200323/21534.html

5 Положительные факторы складываются в четыре основные проблемы в машиностроении, которые необходимо решить ШШШШШШ http://www.cinn. cn/yw/201908/t20190819_217179.html

6 Превращайте кризисы в возможности и твердо поддерживайте свободную торговлю и стабильную работу глобальных цепочек создания стоимости

Ш^ШИШШ'ШШ'йШЩ https://www.gmw.cn/xueshu/2020-04/17/content_33747965.htm

7 Руководящие заключения по осуществлению субсидий на вывод из эксплуатации и обновление сельскохозяйственной техники zgsr.gov.cn/doc/2020/03/09/347574.shtml

8 Политика России в 2020 году и достижения в области развития ключевых отраслей промышленности China Economic Net

БИБЛИОГРАФИЯ:

Цзоу Цзе. Работа машиностроительной отрасли постепенно стабилизировалась, и все еще сохраняется неопределенность в развитии. Китайская сеть индустриально-экономической информации - 2020. - URL: http://www.cinic.org.cn/xw/schj/772688.html

Берегова Г.М., Клипин А.О. Механизмы государственной поддержки импортозамеще-ния в структуре промышленной политики Иркутской области В сборнике: Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 19-22.

Клипин А.О., Берегова Г.М., Шуплецов А.Ф. Механизм импортозамещения в машиностроительном комплексе в формате промышленного кластера В сборнике: Перспективы развития фундаментальных наук. Сборник научных трудов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. И. А. Курзиной, Г. А. Вороновой. 2019. С. 87-89.

Литвинов Е. А., Савинов Ю. А., Тарановская Е. В., Булыгина Н.Ю. Влияние корона-вируса на глобальные цепочки поставок // Российский внешнеэкономический вестник. -2020. - №6. - С. 89-104

Оболенский В. П. Коронавирус: что ждет российскую экономику и внешнюю торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - №5. - С. 67-76

Го Фэн. Уведомление Государственного совета по печати и распространению «Сделано в Китае 2025» http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm

WTO. Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy. - https://www. wto.org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm; В сентябре 2019 г. ВТО ожидала увеличения реального объема мировой торговли на 1,2% против 2,9% в предыдущем году. 3 IMF. World Economic Outlook, April 20

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

BIBLIOGRAPHY:

Czzou Czze. Rabota mashinostroitel'noj otrasli postepenno stabilizirovalas', i vse eshhe soxranyaetsya neopredelennost' v razvitii. Kitajskaya set' industrial'no-e'konomicheskoj informacii - 2020. - URL: http://www.cinic.org.cn/xw/schj/772688.html

Beregova G.M., Klipin A.O. Mexanizmy' gosudarstvennoj podderzhki importozameshheniya v strukture promy'shlennoj politiki Irkutskoj oblasti V sbornike: Aktual'ny'e problemy' finansirovaniya i nalogooblozheniya APK v usloviyax globalizacii e'konomiki. Sbornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 19-22.

Klipin A.O., Beregova G.M., Shupleczov A.F. Mexanizm importozameshheniya v mashinostroitel'nom komplekse v formate promy'shlennogo klastera V sbornike: Perspektivy' razvitiya fundamental'ny'x nauk. Sbornik nauchny'x trudov XVI Mezhdunarodnoj konferencii studentov, aspirantov i molody'x ucheny'x. Pod red. I.A. Kurzinoj, G.A. Voronovoj. 2019. S. 87-89.

Litvinov E. A., Savinov Yu. A., Taranovskaya E. V, Buly'gina N.Yu. Vliyanie koronavirusa na global'ny'e cepochki postavok // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2020. - №6. - S. 89-104

Obolenskij V. P. Koronavirus: chto zhdet rossijskuyu e'konomiku i vneshnyuyu torgovlyu // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2020. - №5. - S. 67-76

Go Fe'n. Uvedomlenie Gosudarstvennogo soveta po pechati i rasprostraneniyu «Sdelano v Kitae 2025» http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm

WTO. Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy. - https://www. wto.org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm; В сентябре 2019 г. ВТО ожидала увеличения реального объема мировой торговли на 1,2% против 2,9% в предыдущем году. 3 IMF. World Economic Outlook, April 20

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.