18 (42) - 2010
Инвестиционная политика
УДК 330.322. (470+571) (045)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПОИСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ
л. С. кабир,
доктор экономических наук, профессор кафедры инвестиционного менеджмента E-mail: invman09@mail.ru
Н. и. лахметкина,
кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инвестиционного менеджмента E-mail: invman09@mail.ru
С. Н. малофеев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента E-mail: invman09@mail.ru Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
В статье осуществлен анализ структуры и динамики распределения инвестиционных потоков на территории Российской Федерации. Производится оценка результативности инвестиционной политики государства с позиции обеспечения эффективности функционирования национальной экономики. Формулируются предложения, направленные на повышение эффективности инвестиционной политики и поиск стратегического вектора развития.
Ключевые слова: инвестиции, процесс, инвестиционный, политика, ресурс, сектор.
В предлагаемом исследовании предметом анализа выступают процессы, определяющие: 1) состав и направленность использования инвестиций в экономических, в первую очередь воспроизводственных, процессах в России; 2) воздействие на
величину инвестиционного потенциала и инвестиционных ресурсов, 3) уровень инвестиционной активности и эффективность инвестиционной политики государства.
Рассмотрение механизмов формирования и функционирования инвестиционного сектора современной России невозможно без определения и уточнения экономического содержания понятий, раскрывающих смысл инвестиционной деятельности. К ним относятся дефиниции «инвестиционный процесс» и «инвестиционная политика».
Современный подход в определении экономического содержания понятия «инвестиционный процесс» напрямую связан с инвестированием. Оно может рассматриваться и как преобразование инвестиционных ресурсов во вложения, и как вложение денежных средств и других ценностей в
объекты инвестирования для приращения капитальной стоимости.
Процесс инвестирования П. Самуэльсон определил как отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем. В данном подходе отражена взаимосвязь долгосрочного характера инвестирования, процесса образования капитала и направленности вложений на удовлетворение потребностей.
Другой подход рассматривает инвестиционный процесс с позиции принятия инвестором решения относительно вида ценных бумаг, в которые предполагается осуществить инвестиции в виде планируемого объема инвестирования [9, с. 185]. Логика инвестиционного процесса в этом подходе включает в себя выбор инвестиционной политики, анализ отдельных видов ценных бумаг, формирование портфеля, его пересмотр и оценку эффективности.
Авторам представляется, что инвестиционный процесс необходимо рассматривать в увязке с воспроизводственным: «Воспроизводственный процесс формирования инвестиционных ресурсов и их практического использования в экономике, возникающая при этом система отношений между субъектами хозяйственной деятельности рассматриваются как инвестиционный процесс» [9, с. 182].
Одним из фундаментальных параметров воспроизводственного процесса, отражающих пропорцию распределения ресурсов между текущим потреблением и сбережением, за счет которого решаются задачи развития в будущем, является динамика инвестиций по отношению к объему выпуска продукции. Она формирует параметры инвестиционного процесса как системы отношений между субъектами хозяйственной деятельности различного уровня в ходе воспроизводства инвестиционных ресурсов и их использования в экономике.
Для инвестиционного процесса характерным являются:
во-первых, потенциальная способность приносить доход или достигать другого полезного эффекта;
во-вторых, направленность в конкретные объекты и инструменты инвестирования;
в-третьих, индивидуальный срок вложения;
в-четвертых, наличие риска вложения в условиях неопределенности;
в-пятых, несовпадение личных, корпоративных и общественных интересов при вложении.
В этой связи рассматривать инвестиционный процесс можно как совокупный процесс формирования инвестиционных ресурсов, их вложения в инвестиционные объекты, получения дохода (эффекта) в результате использования инвестиций и реинвестирования части полученного дохода в целях обеспечения воспроизводственных процессов в экономике.
Взаимосвязь инвестиционного процесса с воспроизводственным обеспечивается с помощью фонда накопления, который определяет не только возможности расширенного воспроизводства в целом, но и возможности развития инвестиционного процесса через механизм накопления и формирования капитала.
Инвестиционный процесс, протекающий на различных уровнях хозяйственной системы, представляет собой постоянно сменяющуюся последовательность этапов:
• выбор направлений и форм инвестирования;
• формирование, распределение и перераспределение инвестиционных ресурсов;
• потребление инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики;
• анализ результатов инвестирования.
При проведении инвестиционной политики в странах с переходной экономикой основное внимание уделяется этапу распределения и перераспределения инвестиционных ресурсов. Однако эффективность общественного воспроизводства в большей степени определяется потреблением инвестиционных ресурсов. Именно на этом этапе формируется капитал как фактор производства.
Огромное значение имеет анализ результатов инвестирования, в ходе которого определяется, какое влияние оказали инвестиции на конкурентоспособность производства, а также обеспечивается возможность реализации инвестиционного процесса. Таким образом, инвестиционная политика способна влиять на динамику экономического роста посредством формирования, распределения, перераспределения и потребления инвестиционных ресурсов, что в свою очередь определяет формирование и развитие капитала как важнейшего фактора производства.
Инвестиционная политика как деятельность, отражающая создание системы предпосылок, возможностей и условий для инвестиционной активности, в равной степени касается как органов государственной власти и государственного управления всех уровней, так и предпринимателей. Определяющей является государственная инвестиционная
политика как составная часть государственной экономической и социальной политики.
Инвестиционная политика государства определяет цели и приоритеты развития инвестиционной сферы, методы и инструменты их достижения. Для каждого этапа развития национальной экономики содержание этой политики определяется конкретными целями и задачами хозяйственного развития с учетом складывающейся системы отношений между хозяйствующими субъектами разного уровня, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство, чтобы обеспечить устойчивость общественного воспроизводства.
Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Цель этой политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение его эффективности и изменение структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития.
Названная цель и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации определяют задачи инвестиционной политики, к которым относятся:
• выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики;
• помощь малому и среднему бизнесу;
• обеспечение сбалансированности развития отраслей экономики;
• стимулирование развития конкурентоспособных производств и обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
• реализация программы жилищного строительства и т. д.
Механизм реализации инвестиционной политики государства включает:
• определение надежных источников и методов финансирования инвестиций;
• выбор сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
• создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования инвестиционного рынка;
• формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций.
В условиях современной России эффективная инвестиционная политика государства тесно связана с осуществлением комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и поддержкой инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики. Основные направления усилий государства сосредоточены на защите прав собственников, исключении реприватизации и криминального передела собственности, снижении уровня коррупции, формировании эффективного режима регулирования инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование в этом сегменте — определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, повышения эффективности вложений и безопасных условий для инвестирования.
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов. Так, вопросы инвестирования затрагиваются в Конституции РФ, Гражданском и Налоговом кодексах, законах об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, собственности, приватизации, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании и др.
К специальным законам и нормативным актам, регулирующим инвестиционный процесс, относятся федеральные законы от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики России, Минфином России, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477) и др.
При регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере инвестирования в реальные активы используются административные и экономические методы. Административные предполагают прямое воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем
принуждения (введение регламентов, ограничений, запретов, разрешений). Инструментами административного воздействия являются нормативные акты. Экономические методы предполагают воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. К таким методам относятся установление ставки рефинансирования и льгот, дифференциация налоговых ставок, тарифов, ставок платежей.
При регулировании деятельности в сфере инвестирования в ценные бумаги государство использует институциональные и функциональные методы. С помощью институциональных методов осуществляется регулирование финансового положения инвестиционных институтов и управление ими (установление требований к размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, регулирование структуры активов и пассивов, определение ограничений на участие в рисковых операциях и т. п.). Функциональные методы связаны с установлением правил совершения определенных операций — брокерских, дилерских, по учету прав по ценным бумагам и др.
Содержание и приоритеты инвестиционной политики определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести цели средне- и долгосрочной социально-экономической политики, степень развития рыночных отношений и инвестиционных институтов, совокупный спрос в экономике, состояние денежно-кредитного рынка, предельную эффективность капитала, условия трансформации сбережений в инвестиции.
Воздействие первого из названных факторов является определяющим. Так, инвестиционная политика в России на ближайшую перспективу определяется задачами реализации долгосрочной социально-экономической политики в области модернизации и структурного обновления российской экономики, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Следует отметить возможность корректировки инвестиционной политики в зависимости от текущего состояния экономики, что и было проведено в рамках принятой правительством Программы антикризисных мер на 2009 год.
Инвестиционная политика в 2009 г. имела своей главной целью уменьшение глубины спа-
да в экономике, поддержку реального сектора экономики и системообразующих предприятий, развитие инноваций, выход экономики из острой фазы кризиса.
На 2010 г. инвестиционная политика формировалась с учетом поддержки социальной стабильности и оживления экономики, обеспечения устойчивости наметившихся положительных тенденций, активизации модернизационной повестки дня, выстраивания новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, а также наращивания инвестиций в человеческий капитал. Минэкономразвития России осуществляло корректировку подходов к основным направлениям макроэкономической политики, чтобы постепенно перейти к посткризисной политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития.
Степень развития рыночных отношений и инвестиционных институтов оказывает влияние на инвестиционную политику в части формирования инвестиционных ресурсов, определяет роль государства и хозяйствующих субъектов в инвестиционном процессе.
Совокупный спрос является важнейшим фактором инвестиционной политики, от которого зависит объем инвестиций. Под совокупным спросом принято понимать общие планируемые и желаемые расходы в экономике в течение определенного промежутка времени [8]. Совокупный спрос экономики состоит из личного потребления, частных внутренних инвестиций, государственных закупок и инвестиций, а также чистого экспорта во всех секторах экономики.
С инвестициями совокупный спрос связан двояким образом: с одной стороны, он формирует вложения, с другой стороны, инвестиции влияют на величину спроса, поскольку являются его частью. Определяющей является зависимость инвестиций от величины совокупного спроса. Объемы совокупного спроса зависят от состояния не только внутреннего спроса, но и объемов внешнего спроса. Поэтому объемы инвестиций и их структура во многом определяются состоянием мировой экономики в целом.
На уровень инвестирования непосредственное влияние оказывает состояние денежно-кредитного рынка, в том числе доступность заемных средств. Индикаторами тут выступают норма и реальный уровень процента, уровень инфляции, наличие долгосрочных финансовых ресурсов. За норму процента принимается средний уровень процентных
ставок, которые действуют в банковской системе. В этом качестве можно взять ставку рефинансирования Центрального банка РФ. Реальной же ставкой процента выступает норма процента, очищенная от показателя инфляции.
Норма процента является ценой, которую платит инвестор за заемный ресурс. Высокая норма процента не способствует инвестиционной активности. Она является критерием, на который ориентируется вкладчик при расчете эффективности осуществления инвестиций.
Уровень инфляции определяет в числе прочего возможности банков по предоставлению кредитов, необходимых для осуществления долгосрочных инвестиций. На объемы инвестирования влияет соотношение предполагаемых доходов от вложений и капитальных затрат, или предельная эффективность капитала.
Это понятие было впервые использовано Дж. М. Кейнсом для обозначения соотношения между текущей ценой предложения дополнительной единицы капитального имущества и тем доходом, который от этой собственности можно ожидать на протяжении всего срока службы. По мнению ученого, если человек инвестирует деньги в приобретение капитального имущества, он приобретает право на ряд будущих годовых доходов от продажи продукции за вычетом текущих расходов, связанных с ее выпуском. Этому ряду годовых ожидаемых доходов от дополнительной единицы капитального имущества противостоит цена предложения единицы этого имущества, в качестве которой выступает не его рыночная цена на данный момент, а его восстановительная стоимость в каждый конкретный момент в будущем [2].
На последнюю оказывают влияние предположения участников инвестиционного процесса об изменениях состояния экономической среды под воздействием трансформаций в технологиях, потребительском спросе и финансово-кредитных условиях производственной деятельности. Предположения формируют уровень уверенности и доверия в экономической среде. Обстановка нерешительности приводит к замораживанию потенциально эффективных инвестиций. Наоборот, уверенность и доверие в экономической среде благоприятно влияют на возможности реализации инвестиций.
Следующим фактором, от которого зависят объемы инвестиций в экономику, являются условия трансформации сбережений в инвестиции. Эти два близких понятия могут не совпадать в случае отсутствия в экономике рыночного равновесия.
Согласно кейнсианской концепции, их несовпадение в случае превышения инвестиций над сбережениями в конечном итоге приводит к сокращению вложений и инфляции, а в случае превышения сбережений над инвестициями — к спаду промышленного производства, снижению уровня доходов и занятости.
В макроэкономической системе должен быть предусмотрен механизм трансформации сбережений в инвестиции для сохранения рыночного равновесия. Эффективной работе этого механизма способствует формирование финансовой инфраструктуры экономики, в том числе кредитно-бан-ковской системы, инвестиционных институтов, пользующихся доверием общества.
Организация инвестиционного процесса претерпела кардинальные изменения с переходом в начале 1990-х гг. к рыночным методам хозяйствования. Этот процесс сопровождался снижением роли государства и переносом центра тяжести в финансировании инвестиций на негосударственные источники, увеличением количества и видов объектов инвестирования, изменением подходов к принятию решений о вложениях средств. На смену централизованному распределению инвестиционных ресурсов должна была прийти рыночная модель, что потребовало разработки новой инвестиционной политики, соответствующей новой экономике. Инвестиционная политика в этих условиях формировалась в несколько этапов.
Первый этап можно ограничить рамками переходного периода к рыночной экономике (1991 — 1998 гг.). В этот период государственная инвестиционная политика определялась наряду с законодательным регулированием, сформировавшим правовое поле этой деятельности, такими документами, как Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 № 1016, а также программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1997 № 360.
Основные направления государственной инвестиционной политики, предусмотренные этими документами, включали в себя:
— увеличение объема инвестиций за счет собственных источников хозяйствующих субъектов, прежде всего амортизационных отчислений, привлечения сбережений населения, вторичной
эмиссии ценных бумаг, средств банков и других институциональных инвесторов;
— создание благоприятного инвестиционного климата;
— использование бюджетных средств для финансирования объектов социальной сферы и поддержания производственной инфраструктуры, стимулирования частных отечественных и иностранных инвесторов;
— переход от распределения бюджетных ресурсов между отраслями и регионами к их распределению между конкретными объектами и формированию состава таких объектов на конкурсной основе;
— привлечение иностранных инвестиций, совершенствование организационно-правовых условий инвестирования, предоставление гарантий и страхование вложений.
Проведение рыночных реформ сопровождалось уменьшением роли государства в финансировании инвестиций в основной капитал. Если в 1993 г. на государственную форму собственности приходилось 50,8 % инвестиций в основной капитал, то в 1998 г. — уже 22,8 % [8, с. 571]. Предполагалось, что произойдет замещение государственных ресурсов средствами хозяйствующих субъектов, в том числе за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Тем не менее в условиях кризиса неплатежей и ухудшения финансового состояния предприятий удельный вес убыточных организаций в российской экономике вырос с 15,3 % в 1992 г. до 53,2 % в 1998 г. [7].
Собственные источники финансирования инвестиций не смогли обеспечить не только структурной перестройки, но и выхода на положительные темпы роста производства и вложений. Одновременно не удалось мобилизовать сбережения населения для финансирования инвестиций, привлечь иностранные вложения в реальный сектор экономики. Политика наращивания дефицита государственного бюджета, покрываемого эмиссией государственных краткосрочных обязательств, приводила к росту стоимости его обслуживания и, как следствие, оттоку средств из реального сектора.
Государство не могло в полной мере осуществлять финансирование бюджетных расходов, которые постоянно урезались, в том числе в части федеральных инвестиционных программ. Хотя доля частной формы собственности в инвестициях в основной капитал увеличилась с 12,1 % в 1993 г. до 30,1 % в 1998 г. [7, с. 571], это не смогло заместить
выбывающую долю государства в условиях резкого сокращения финансирования им инвестиционной деятельности. Результатом стал глубокий кризис. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к 1990 г.) снизился с 85,1 % в 1991 г. до 21,1 % в 1998 г. [1, с. 43], т. е. почти в четыре раза.
Второй этап начинался с изменения инвестиционной политики после кризиса 1998 г. и завершился 2001 г. В ноябре 1998 г. была проведена корректировка курса экономических реформ с целью выхода страны из острого экономического кризиса. В совместном документе «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» (постановление Правительства РФ от 20.12.1998 № 1529) было признано необходимым усилить вмешательство государства в экономику, в том числе и в инвестиционную сферу.
В документе предусматривались создание крупных корпораций, в том числе с государственным участием, за счет объединения проблемных организаций, оказание поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, формирование конкурентной среды.
Были намечены новые подходы к решению проблем оздоровления государственных финансов, реструктуризации банковской системы, восстановления и развития реального сектора экономики, совершенствования налоговой системы, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.
Предполагалось использование программ развития в качестве основного средства реализации государственной структурной и производственной политики, были определены приоритеты программ развития.
Реализация перечисленных мероприятий имела ограниченный эффект. Индекс физического объема инвестиций начал расти, немного увеличилась доля государственной собственности в структуре инвестиций в основной капитал. Тем не менее многие проблемы инвестиционной сферы не были решены, в том числе связанные с финансированием федеральных целевых программ, стимулированием экономического роста, развитием финансирования инновационной деятельности.
Третий этап связан с принятием в 2001 г. Государственной инвестиционной политики на период
до 2010 года. Новые программные правительственные документы декларировали смену приоритетов экономической политики, усиление ее направленности на модернизацию и развитие реального сектора.
До начала мирового экономического кризиса (конец 2008 г. — начало 2009 г.) осуществлялись стимулирование развития высококонкурентных секторов экономики, усиление инвестиционной активности государства в обновлении всего спектра жизнеобеспечивающих объектов производственной инфраструктуры, консолидация «отраслей роста» и масштабные государственные и глобальные финансовые инвестиции (не дотации) в центральные предприятия данных отраслей, развитие национальных институтов фондового рынка и стимулирование сбережений граждан.
Реализация предусмотренных в новой инвестиционной политике мер позволила выйти на положительные тенденции в развитии инвестиционной деятельности. С 2001 по 2008 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к 1990 г.) вырос с 28,7 до 65,8 % [7, с. 43], т. е. более чем в два раза. Развитие мирового экономического кризиса привело к принятию правительством корректирующих мер в рамках антикризисной программы. Формирование инвестиционной политики на новом этапе экономического развития связано с реализацией Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Большой интерес представляет наглядная характеристика участия государства в формировании и развитии инвестиционного процесса в Российской Федерации (табл. 1).
Рассматриваемый десятилетний период характеризуется как период роста годовых потоков капиталовложений в фактически действовавших ценах. Общей чертой рассматриваемого периода является стагнация потока государственных инвестиций на уровне 20 % от совокупного объема инвестиций из всех источников. Примечательно, что роль федерального бюджета в инвестиционном процессе возросла с 6,0 % (2000 г.) до 10,8 % (2009 г.) и превысила уровень 1995 г. (10,1 %), но продолжает быть почти в два раза меньше доли прочих источников финансирования. Также можно сделать вывод о том, что собственные накопления хозяйствующих субъектов в финансировании инвестиций в основной капитал имеют тенденцию к уменьшению и сократились к настоящему времени с фактически 1/2 до 1/3 совокупного объема вложений из всех источников.
Как внешний источник финансирования процесса обновления и модернизации основного капитала государство пока находится в стадии
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал и их структура по источникам финансирования в 1995—2009 гг. (с 2000 г. — без учета субъектов малого предпринимательства)
Показатель 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции в основной капитал в фактически дей- 267,0 1 165,2 2 865,0 3 611,1 4 730,0 6 716,2 8 781,6 7 930,3
ствовавших ценах, млрд руб. (до 2000 г. — трлн руб.)
Индексы физического объема инвестиций в основной 89,9 117,4 113,7 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8
капитал (в сопоставимых ценах): 100 84,6 122,4 135,8 158,4 194,4 в 2,1 раза 179,1
— в процентах к предыдущему году
— в процентах к 1995 г.
Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб. 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе собственные средства, млрд руб. 49,0 47,5 45,4 44,5 42,1 40,4 39,5 36,3
Из них: 20,9 23,4 19,2 20,3 19,9 19,4 18,5 14,8
— прибыль, остающаяся в распоряжении организации 22,6 18,1 22,8 20,9 19,2 17,6 17,3 18,7
— амортизация
Привлеченные средства, млрд руб. 51,0 52,5 54,6 55,5 57,9 59,6 60,5 63,7
Из них бюджетные средства, млрд руб. 21,8!> 22,0 17,8 20,4 20,2 21,5 20,9 21,5
В том числе: 10,1 6,0 5,3 7,0 7,0 8,3 8,0 10,8
— из федерального бюджета 10,32) 14,3 11,6 12,3 11,7 11,7 11,3 9,5
— из бюджетов субъектов Российской Федерации
Прочие 15,6 20,8 20,6 21,7 20,1 21,2 21,9
1) В том числе средства бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей экономики.
2) В том числе средства местных бюджетов.
Источник: Россия в цифрах — 2010 г. URL: http://gks.ru/bgd/regl/b10_11/Main.htm.
Таблица 2
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001—2009 гг.: иностранные активы и обязательства на начало года, млн долл. США
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009. 2010
Активы 248 752 259 498 288 480 336 825 406 635 516 412 731 590 1 092 563 1 011377 1 109 166
Прямые инвестиции за границу 20 141 44 219 62 350 90 873 107 291 146 679 216 488 370 161 205 631 318 681
Портфельные инвестиции 1 268 1 315 2 507 4 383 7 922 17 772 12 268 19 893 24 182 38 116
Прочие инвестиции 199 371 177 342 175 830 164 576 166 728 169 670 198 880 222 323 349 980 310 665
Резервные активы 27 972 36 622 47 793 76 938 124 541 182 240 303 732 478 762 426 281 439 450
Обязательства 184 207 215 587 251 301 332 901 417 270 547 860 770 133 1 242 781 755 906 990 779
Прямые инвестиции в Россию 32 204 52 919 70 884 96 729 122 295 180 228 265 873 491 052 215 756 382 476
Портфельные инвестиции 32 132 52 317 66 911 93 358 130 822 166 340 265 800 367 546 112 560 216 385
Прочие инвестиции 119 870 110 352 113 507 142 783 163 964 201 240 238283 383 309 417 193 385 156
Чистая международная инвестиционная позиция 64 545 43 911 37 179 3 924 -10 635 -31 448 -38 544 -150 218 255 471 118 387
Источник: статистические данные Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print. aspx?ffle=credit_statistics/iip_rf.htmL
«набора силы». Доля консолидированного бюджета в инвестициях в 2009 г. (21,5 %) ниже, чем в 2000 г. (22 %). Она пережила пик падения до 17,8 % в 2004 г. Все сказанное свидетельствует о том, что наблюдается общая тенденция к росту, в том числе и роли государственных вложений в инвестиционном процессе страны.
В развитие анализа распределения внутренних инвестиций рассмотрим роль иностранных вложений как одного из источников финансирования развития российской экономики. Информация о соотношении общих объемов инвестиций России за рубеж и иностранных инвестиций в Россию представлена в табл. 2.
2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
-500 000-1
7Ш
Щ-
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Общее соотношение зарубежных активов и обязательств России
1 000 000 800 000 -К 600 000 400 000
200 000 -К 0
-200 000
с
ш
01.01.2001 01.01.2004 01.01.2007 01.01.2010
Рис. 2. Инвестиционная позиция России по прямому инвестированию
Данные представляют позиции зарубежного инвестирования России на начало каждого года на основе накопленных потоков инвестирования и указывают на превышение величины российских инвестиций за рубеж над величиной иностранных инвестиций в Россию (рис. 1, 2). Хотя, если осуществлять международное сравнение, то следует иметь в виду, что Россия по мощности генерируемых входящих и исходящих потоков иностранных инвестиций находится далеко позади развитых стран мира и части развивающихся стран.
Обращает на себя внимание факт общей неустойчивости этого процесса, который проявляется в сильной амплитуде показателей чистой международной
инвестиционной позиции по годам, а также ее отрицательное значение за 2004—2007 гг., что указывает на сильную зависимость международных инвестиций России от мировой конъюнктуры. Чтобы понять суть выявленной тенденции, проанализируем инвестиционную позицию России в разрезе каждого из структурных элементов: прямые, портфельные и прочие инвестиции.
Чистая позиция России как прямого инвестора не только имеет отрицательное значение, но и продолжает сохранять отрицательное значение. Это
□ Чистая международная инвестиционная позиция
□ Обязательства
□ Активы
П Чистая позиция
□ Прямые инвестиции в Россию
□ Прямые инвестиции за границу
Таблица 3
Виды прямых инвестиций в Россию: покупка/продажа новых акций (долей, паев), слияния и поглощения
(по данным платежного баланса), млн долл.
Год, показатель Всего
Итого Участие в капитале Прочий капитал
Итого Инвестиции, изменяющие капитал Слияния и поглощения
Итого Покупка/ продажа новых акций (долей, паев) Реинвестирование доходов
2006 29 701 21 626 286 081 13 892 147 161 -6 982 80 761
Структура, % 100 73 96 47 50 -24 27
2007 55 074 50 509 44 553 21 164 23 389 5 956 4 566
Структура, % 100 92 81 38 42 11 8
2008 73 689 67 150 58 100 25 814 32 286 9 050 6 538
Структура, % 100 91 79 35 44 12 9
2009 38 722 25 155 32 276 14 794 17 482 -7 122 13 568
Структура, % 100 65 83 38 45 -18 35
2010, I квартал 8 522 7 541 9 155 2 319 6 836 -1 614 981
Структура, % 100 88 107 27 80 -19 12
уменьшение происходит из-за опережающего роста иностранного прямого инвестирования в Россию.
Примечателен тот факт, что мировой финансовый кризис привел к обесценению накопленных прямых инвестиций, которое проявилось в 2009 г. в снижении величины накопленной инвестиционной позиции по оттоку прямых инвестиций с 370 161 млн долл. до 205 631 млн долл.
Более детальный анализ прямых инвестиций по видам позволяет выявить структуру распределения прямых инвестиций (табл. 3).
Как видно из анализа данных табл. 3, основным видом прямого инвестирования, используемым иностранными инвесторами, является создание новых предприятий. Это более 1/3 всех прямых вложений. Поглощение российских компаний было менее распространенным.
Тенденции международного портфельного инвестирования России демонстрирует рис. 3.
Несмотря на развитость зарубежных фондовых рынков и неразвитость российского рынка долгосрочных капиталов, накопленные портфельные инвестиции иностранных инвесторов в России вплоть до 2008 г. более чем в 10 раз превосходили портфельные инвестиции России за рубежом, которые, в свою очередь, составляли около 10 % от прямых российских вложений за границу.
В 2008 г. наблюдался исход портфельных инвесторов из России,
400 000 300 000 200 000 100 000 0
-100 000 -200 000 -300 000 -400 000
в результате соотношение между иностранными портфельными вложениями в Россию и российскими зарубежными портфельными инвестициями на 01.01.2009 составило 5:1 (на 01.01.2010 разрыв увеличился до 5,67). Возникает вопрос, за счет какого направления международной инвестиционной деятельности достигается поддержание положительного значения чистой международной инвестиционной позиции России (т. е. баланса потоков инвестиций). В качестве таких поддерживающих равновесие инвестиционных потоков следует выделить иностранные вложения, проходящие по категории прочие инвестиции (рис. 4), и резервные активы, накапливаемые Российской Федерацией в иностранной валюте (рис. 5).
В категорию прочих инвестиций попадают торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, наличная иностранная валюта и депозиты, прочие активы. Анализ структуры прочих инвестиций позволяет сделать вывод об активных заимствованиях российского бизнеса за рубежом, торговом кредитовании, привлекательности размещения денежных средств в заграничных финансовых институтах.
□ Чистая позиция
□ Иностранные портфельные инвестиции
□ Портфельные инвестиции России
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Позиция России по портфельному инвестированию за период 2001—2010 гг., млн долл.
7х"
15
800 000
600 000
400 000
200 000
-200 000
□ Чистая позиция
□ Прочие иностранные инвестиции
□ Прочие инвестиции России
01.01.2001
01.01.2004
01.01.2007
01.01.2010
Рис. 4. Инвестиционная позиция по прочим инвестициям
1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0
ПгтПпПГТШМ
II
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
□ Активы □ Резервные активы □ Обязательства
Рис. 5. Соотношение российских активов, резервных активов и обязательств
Анализ географического распределения инвестиционной позиции указывает на его концентрацию преимущественно в одном регионе - Европе. В 2009 г. иностранные вложения осуществлялись в основном следующими странами: Люксембург (14,3 %), Нидерланды (14,2), Кипр (10,1), Германия (9,0), Великобритания (7,8), Швейцария (4,4), Франция (3). Значимыми были инвестиции из таких азиатских государств, как Китай (11,9 %) и Япония (3,7).
Данные об инвестировании компаниями России свидетельствует о ее концентрации по четырем направлениям: участники Содружества Независимых Государств (СНГ); Ближний Восток (Иран), Африка (Либерия) и офшорные финансовые центры (Кипр, Нидерланды, Швейцария, Британские Виргинские острова).
Секторами экономики РФ, являющимися крупнейшими реципиентами иностранного прямого инвестирования, являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства (металлургия), оптовая и розничная торговля,
транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом.
Определяя финансовый потенциал инвестиционного процесса, можно вести речь о способности социально-экономической системы к получению максимального результата от использования финансовых ресурсов при оптимальных условиях инвестиционного процесса. Одним из фундаментальных параметров, характеризующих результаты использования инвестиционных ресурсов социально-экономической системой, как было отмечено, является динамика инвестиций по отношению к объему выпуска продукции. Она формирует параметры инвестиционного процесса как системы отношений между субъектами хозяйственной деятельности различного уровня в ходе воспроизводства инвестиционных ресурсов и их использования в экономике. Сравнительный анализ динамики инвестиций в основной капитал и индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (табл. 4) позволяет оценить потенциал инвестиционного процесса.
Данные статистики указывают на более высокие темпы роста инвестиций в сравнении с изменением индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (рис. 6).
Исключением явились последние полтора года, когда темпы роста инвестиций в основной капитал оказались ниже роста индекса выпуска товаров. Здесь следует иметь в виду, что главным фактором, обусловившим негативные тенденции этого периода, явился мировой финансовый кризис, т. е. объективные закономерности экономического развития.
Реальные условия использования потенциала инвестиционных ресурсов пока не достигли оптимального уровня, что и предопределяет недостаточно высокий уровень использования инвестиционного потенциала в масштабах страны. С учетом оценки
Инвестиции в основной капитал и выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в 2006—2010 гг., % к соответствующему периоду прошлого года
Таблица 4
Показатель 2006 2007 2008 2009 Январь — июнь 2010
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности 108,5 106,9 104,3 90,6 105,3
Инвестиции в основной капитал 116,7 122,7 109,9 83,8 101,3
0
140 120 100 80 60 40 20 0
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности
" Инвестиции в основной капитал
2006
2007
2008
2009
2010
■Соотношение динамики инвестиций и объема выпуска
Рис. 6. Соотношение динамики инвестиций и объема выпуска продукции
роли и места отдельных типов и видов денежных ресурсов в процессе инвестирования актуальным на современном этапе является решение проблемы определения потребности, формирования подходов и основных направлений совершенствования комплексной национальной системы финансирования инвестиционной деятельности.
Одним из основных принципов этого совершенствования является оптимизация использования всех потенциальных источников финансирования инвестиционных процессов для осуществления модернизации экономики.
Особенности формирования государственной инвестиционной политики в России раскрываются и при анализе документов президента и федерального правительства [3—6]. Анализ трансформации идей, положенных в основу формирования государственной инвестиционной политики, позволяет выявить специфические особенности этого процесса.
Государство осознает свою первостепенную роль в инвестиционном процессе и свое значе-
ние как субъекта, формирующего организационные, экономические и правовые условия этого процесса. Спецификой тут является огромное негативное воздействие мировых финансовых кризисов, участившихся в последнее 20-летие, на формирование и реализацию инвестиционной политики. Это приводит к необходимости «отката назад» и прохождения заново уже пройденного этапа, что и демонстрируют программные документы (табл. 5).
Именно наложение кризисных периодов функционирования мировой экономической системы на индивидуальные условия развития страны способствовали возникновению при выработке инвестиционной политики России ряда трудностей в формировании целевых ориентиров, задач отдельных этапов и стратегии этой политики.
Выявленные специфические особенности инвестиционной политики России подводят к следующим выводам:
1) инвестиционная политика как фактор экономического развития страны находится в стадии формирования;
2) потребность в инвестициях признана обществом как способ организации хозяйственной жизни в Российской Федерации;
Таблица 5
Трансформация основополагающих идей государственной инвестиционной политики в Российской Федерации
Цель Программы социально-экономического развития на определяемую перспективу Ключевая идея государственной инвестиционной политики Ориентиры государственной инвестиционной политики Описание модели инвестиционного экономического роста
2002—2004гг.
Формирование модели российской экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом экономического роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности страны Инвестиционная политика — катализатор процесса развертывания модернизации национального хозяйства Увеличение объема инвестиций не менее чем на 18,5—25 %; достижение ежегодных темпов роста инвестиций не ниже 6—8 %; инвестиции в инновации Задаются параметры макрострук-турных сдвигов, которые планируется достичь
2003—2005гг.
Обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе Повышение доступности долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов с целью создания условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества. Параметры не задаются Описание отсутствует
финансовая аналитика
проблемы и решения ' 17
Окончание табл. 5
Цель Программы социально-экономического развития на определяемую перспективу Ключевая идея государственной инвестиционной политики Ориентиры государственной инвестиционной политики Описание модели инвестиционного экономического роста
2006-2008гг.
Повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны Повышение эффективности институтов рыночной экономики с целью повышения эффективности распределения ресурсов общества, развития частной инициативы и конкуренции, активизации инвестиционной инициативы бизнеса Развитие рыночных институтов с целью обеспечения эффективного перераспределения финансовых ресурсов между секторами экономики Описание отсутствует
2009—2020гг.
Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе Переход экономики государства на инновационный тип развития Задаются ориентиры долгосрочного социально-экономического развития, которые планируется достичь
3) межотраслевые потоки финансовых ресурсов, которые обозначаются предметом регулирования (в программных документах), потенциально востребованы национальной хозяйственной системой;
4) финансовые ресурсы, о перераспределении которых ведется речь в программных и концептуальных документах, представляют собой потенциальные возможности.
Подтверждение этих выводов можно найти, обратившись к анализу приоритетов экономической политики, раскрываемых в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. С большой степенью достоверности о формирующейся модели управления инвестиционными процессами в нашей стране можно судить через раскрытие сути государственного регулирования и задач, которые ставил президент перед органами государственной власти в каждом из обращений.
Отметим, что формулировки приоритетных направлений инвестиционной политики имеют широкий диапазон. Отсюда следует вывод о том, что государственная стратегия в инвестиционном процессе пока лишь завершает стадию формирования.
Произведенный анализ формирования и развития инвестиционного процесса в Российской Федерации позволяет охарактеризовать модель инвестиционной политики, реализуемой государс-
твенной властью. По мнению авторов, нынешний этап развития отечественной экономики характеризуется как отдельными элементами этапа стабилизации, так и наличием в деятельности государства элементов, присущих инвестиционному этапу развития. Именно этим и объясняется сложность современного периода, в котором органы власти вынуждены проводить государственную инвестиционную политику.
Сложность обуславливается также конфликтом целей и задач, которые государство ставит и достигает на каждом из этапов в отдельности. Постановка целей и формулирование задач последующего этапа в условиях нерешенности задач предыдущего приводит к неадекватной их оценке, неточности понятийного аппарата и сложностям в реализации намеченного.
Наличие этого обстоятельства, оказывающего негативное влияние на формирование федеральной инвестиционной политики, усугубляется господством парадигмы создания благоприятного инвестиционного климата, утвердившейся в обществе в сложный для России период развития (распад СССР и становление нового государства). Достигнутые результаты, продемонстрированные авторами через призму анализа инвестиционных потоков, напрямую обусловлены заявленными приоритетами инвестиционной политики.
Можно утверждать, что инвестиционная политика государства должна характеризоваться не только и не столько проводимыми преобразованиями (мероприятиями), сколько направлением и интенсивностью изменения объективных социально-экономических параметров. Последнее определяется стратегическим выбором, понимаемым как совокупность приоритетных функций, выполняемых государственной властью в стратегической перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей комплексного социально-экономического развития. По существу, речь идет о необходимости выделения отрасли (отраслей) эффективной специализации экономики страны.
Приоритеты организационно-экономического программирования концепции инвестиционной политики государства обусловлены тем, что сложившиеся ныне теоретические и практические представления о необходимости развития финансовой и рыночной инфраструктуры (создание благоприятного инвестиционного климата) как первостепенной цели государственной инвестиционной политики слабо способствуют изменению сложившейся структуры вложений в основной капитал и формированию инвестиционных потоков, запускающих механизм реструктуризации и модернизации предприятий российской экономики.
Отсутствие значительных позитивных сдвигов в структуре инвестиций позволяет сделать следующее предложение: главные приоритеты организационно-экономического программирования концепции инвестиционной политики государства должны заключаться в идентификации стратегических перспектив развития страны, базирующихся, с одной стороны, на объективной качественно-количественной оценке состояния экономики и внешней среды и, с другой, — на научно обоснованном прогнозе возможных направлений развития. Иными словами, целевые установки программирования инвестиционного процесса на сохранение жизнеспособности российской экономики следует заменить ориентирами на развитие. Этот курс должен быть конкретизирован в государственной инвестиционной политике применительно к отраслям экономики на основе следующих положений.
Первое. Главным в достижении приоритетов социально-экономического развития страны является государственное регулирование процессов структурных преобразований.
Второе. Реализация приоритетов должна осуществляться программно-целевым методом.
Третье. Преобразования должны носить комплексный характер.
Четвертое. Структурные реформы могут продуктивно осуществляться только по долгосрочным программам, рассчитанным в зависимости от конкретных условий не менее чем на десятилетнюю перспективу.
Пятое. Условием реализации государственной инвестиционной политики в стране должно быть социальное партнерство.
Существующая парадигма программирования инвестиционной политики России, направленная на развитие финансовой инфраструктуры и повышение инвестиционной привлекательности, должна быть трансформирована в парадигму структурных преобразований экономики на основе экономических приоритетов страны и повышения качества жизни населения.
Государственная инвестиционная политика не может быть обобщенной. Потенциально результативной может быть лишь политика дифференцированная, предельно конкретизированная, базирующаяся на объективной качественно-количественной диагностике состояния экономики отдельных отраслей и страны в целом.
Список литературы
1. Инвестиции в России. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
4. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы): распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р.
5. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 годы): распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р
6. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р.
7. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М., 2005.
9. Современная рыночная экономика: энцикл. сло -варь / под ред. В. И. Кушлина, В. П. Чичканова. М., 2004.