Научная статья на тему 'Инвестиционная политика мегаполиса и финансовый кризис в России: вчера, сегодня, завтра'

Инвестиционная политика мегаполиса и финансовый кризис в России: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕГАПОЛИС / ЭКОНОМИКА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблина М.Е.

Последствия мирового экономического кризиса не могли не повлиять на московскую экономику, и особенно остро начали проявляться с начала 2009 г. Кризис нанес ощутимый удар по всем отраслям экономики города. Его прямыми последствиями стали сокращение инвестиций. О том, как решаются экономические проблемы в настоящее время, и пошла речь в Интернет-интервью руководителя Департамента экономической политики и развития города, которое состоялось в Информационном агентстве «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика мегаполиса и финансовый кризис в России: вчера, сегодня, завтра»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

19 (52) - 2009

инвестиционная политика мегаполиса и финансовый кризис

В РОССИИ: вчера, СЕГОДНЯ, ЗАВтРА*

М. Е. ОГЛОБЛИНА,

руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы, кандидат экономических наук

Москва — это огромный инвестиционный рынок, емкость которого с точки зрения возможностей приложения капитала и его потребностей измеряется десятками миллиардов долларов. В российской столице наиболее привлекательными являются такие отрасли, как электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, страхование, связь, туризм и гостиничное хозяйство, автомобильная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, развитие дорожной сети, строительство и реконструкция жилого фонда. Значительный интерес вызывают проекты, связанные с развитием инфраструктуры бизнеса: строительство деловых центров, торгово-рекреационных комплексов. Важными направлениями деятельности Департамента экономической политики и развития города Москвы являются организация, разработки и формирование Адресной инвестиционной программы города Москвы. Помимо городской инвестиционной программы, которая реализуется за счет средств бюджета, в столице существует очень большая программа, обеспеченная за счет средств инвесторов. Они строят более трети жилья в мегаполисе, возводят социальные объекты, в основном — офисные здания, многофункциональные комплексы, торговые площади.

Последствия мирового экономического кризиса не могли не повлиять на московскую экономику, и особенно остро начали проявляться с начала 2009 г. Кризис нанес ощутимый удар по всем отраслям экономики города. Его прямым последствием стало сокращение инвестиций, а также спроса и сбыта продукции, прежде всего в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, автоперевозках. Отток денежных

* Интернет-интервью руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы М. Е. Оглоблиной Информационному агентству «Гарант» публикуется в сокращении.

2 -

ресурсов, снижение курса национальной валюты, падение спроса на энергоносители оказывают серьезное негативное влияние на экономику столицы, в связи с чем возникла необходимость пересмотреть городской бюджет с целью сокращения расходов. Таким образом, вопросы осуществления инвестиционной политики в городе Москве на сегодняшний день весьма актуальны. О том, как они решаются в настоящее время, и пошла речь в Интернет-интервью руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марины Евгеньевны Оглоблиной, которое состоялось в Информационном агентстве «Гарант».

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Оглоблина Марина Евгеньевна родилась в Москве, в семье служащих. В 1975 г. окончила среднюю школу и поступила в Московский финансовый институт на кредитно-экономический факультет, который окончила в 1980 г. с отличием. Работала экономистом в российской республиканской конторе Госбанка, заместителем начальника финансового управления Южного административного округа Москвы.

С 1996 по 2003 г. — заместитель начальника, а затем и начальник Управления бюджетного планирования и городского заказа. С 2003 г. и по настоящее время — руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы.

В марте 2006 г. Марина Оглоблина была награждена национальной премией общественного признания достижения женщин «Олимпия» в номинации «Исполнительная власть новой России» за высокий личный вклад в разработку и реализацию эффективной экономической стратегии в Москве.

Вопрос (жительница подмосковных Мытищ):

В июне Москва попала в список регионов, наиболее остро переживающих кризис. По мнению некоторых экспертов, это произошло потому, что до кризиса бюджет города был «раздут», было запущено много долгосрочных инвестиционных проектов с завышенной рентабельностью — например, в строительстве. Как вы прокомментируете это мнение?

Вопрос очень серьезный и относится к категории общеэкономических и системных вопросов. Утверждение, что в Москве бюджет был раздут, что были приняты завышенные проекты финансирования, завышенная рентабельность, дорогостоящие проекты, не имеет экономического смысла. Бюджет города всегда был и остается реальным. Он базируется на тех доходах, которые город может получить, и расходы осуществляются в соответствии с имеющимися доходами. Бюджет города в предыдущие годы и в этом году—дефицитный. Дефицит бюджета гасился за счет тех внутренних источников, которые имеет город. Это возможность мобилизации имеющихся ресурсов, возможность мобилизации налоговых и неналоговых поступлений. Это заимствования, которые разрешены городу по Бюджетному кодексу РФ и по действующему федеральному законодательству, то есть все наши внутренние резервы, внутренние ресурсы, внутренние источники финансирования дефицита.

Поскольку город всегда заканчивает свой финансовый год без дефицита, это говорит только о том, что мы бюджет делаем реальным, точно рассчитываем свои силы и ничего, нигде, не раздуваем. Если говорить о рентабельности инвестиционных проектов, то этот вопрос относится к профессиональной деятельности нашего Департамента, потому что именно мы осуществляем нормативное регулирование по стоимости и по расценкам. Поэтому совершенно ответственно заявляю, что все проекты, которые реализуются в городе, имели рентабельность на уровне 7 % плановую рентабельность. При этом зачастую компании, подрядные организации, поставщики оборудования или поставщики иных каких-то материальных ценностей, приходя на торги, давали снижение по цене. Фактическая рентабельность, предположим, у подрядных организаций, на некоторых объектах была в районе 5 %, а не 7 %. Поэтому говорить о какой-то раздутости и о завышенной рентабельности, неправильно. К тому же, это — голословное заявление. Аналитики должны бы его подтверждать своими расчетами для того, чтобы можно было бы на профессиональном языке обсуждать те или иные вопросы. Я не люблю утверждений, не подкрепленных цифрами, выкладками, фактическим материалом.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Да, Москва попала в список регионов, наиболее остро переживающих кризис. Кризис достаточно серьезно затронул город, промышленность, экономику. Но, наверное, сейчас нет ни одного места в мире, где кризис бы не сказался в той или иной степени. Крупные города, мегаполисы — в большей степени.

Вопрос (Александр Зимин из Москвы): Какие действия предпринимает правительство города для минимизации последствий кризиса и стабилизации экономической ситуации в Москве?

В прошлом году в городе была создана Комиссия по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города. Эту комиссию возглавляет мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Сотрудники нашего департамента осуществляют роль ответственных секретарей. То есть мы готовим вопросы для рассмотрения на этой комиссии. Заседания комиссии проходят еженедельно. Рассматриваются первоочередные вопросы, связанные с состоянием тех или иных промышленных предприятий, вопросы, связанные с задолженностью по заработной плате, с занятостью населения.

Наши самые главные задачи по ликвидации последствий кризиса, поставленные Юрием Михайловичем, руководством города — это сохранение занятости в городе. С целью сохранения занятости в Москве почти миллиард рублей был предусмотрен в бюджете города на те или иные мероприятия, даже при том, что доходную часть бюджета города мы сокращали. Но при этом ряд статей остались нетронутыми. Эти статьи, в первую очередь, связаны с поддержкой занятости населения, переобучением, развертыванием мобильных групп по предложению рабочих мест работникам тех крупных предприятий, которые заявили о сокращении штата, пособия по безработице, созданием мест для временной занятости, расширением видов общественных работ.

Кроме того, мы ведем большую работу с руководителями предприятий-должников. Первые результаты работы уже есть. Задолженность по зарплате начала снижаться, пусть постепенно. Если на 1 июля задолженность по заработной плате в городе составляла 420 миллионов рублей, то на 11 июля — уже 390 миллионов рублей. И снижение продолжается.

Город принял несколько фундаментальных решений, направленных на поддержку строительной отрасли. Это та отрасль, которой мы придаем особое значение. Некоторым крупным строительным компаниям были выделены деньги на субсидирование процентной ставки по кредитам. В прошлом году город пошел на такие меры, как покупка жилья

„„. - 3

у строительных компаний. Многие из них «просели» из-за того, что реализовывали инвестиционные проекты, и это не нашло спроса у населения, и в настоящее время оборотных средств не имеют. Город выкупил 420 тысяч квадратных метров жилья. Это жилье эконом-класса, предоставляемое очередникам, а также предназначеное для выполнения иных социальных программ города. Город реализует ряд мер по поддержке промышленных предприятий. Так, у нас оставлены в объеме, планируемом в прошлом году, средства на поддержку промышленных предприятий, которую осуществляет Департамент науки и промышленной политики. Это более двух миллиардов рублей. Город полностью сохранил финансирование науки, которое также осуществляется через Департамент науки и промышленной политики. Это более 3,5 миллиардов рублей. Город полностью сохранил поддержку малого предпринимательства, это тоже порядка 3,5 миллиардов рублей. Вы, думаю, знаете о таких мерах, как установление пониженной арендной ставки для малых предприятий по нежилым помещениям и ряде других мер, которые реализуются в городе по поддержке всех отраслей промышленности.

Полностью сохранены бюджетные средства на то, чтобы город выполнил все социальные обязательства, повышал заработную плату. Даже в такое непростое время в этом году пошли на трехразовое повышение минимальной заработной платы. С 1 сентября — следующее повышение. Повышая зарплату, мы понимаем, что люди, имея деньги, будут реализовывать свой потребительский спрос. И это — косвенное стимулирование промышленного производства. А это стимулирование — прямое сохранение опять же потребительского спроса в городе. И так далее, мы с вами понимаем, что нигде в мире ничего не придумано нового для выхода из кризиса, как только две взаимосвязанные меры: поддержка промышленного производства и стимулирование потребительского спроса. Этим путем мы и идем.

Вопрос (Виталий Старостин из Москвы): Расскажите, пожалуйста, о жестком кризисном сценарии сокращения строительства муниципального жилья в столице.

У нас нет никакого жесткого сценария сокращения строительства жилья. Сокращая расходы бюджета, мы не получим тех доходов, на которые рассчитывали. Как я уже сказала, социальные обязательства и поддержка промышленности будут сохранены полностью. К социальным обязательствам относится не только зарплата, доплата к пенсиям. Это и содержание городской сети, дотация на оплату разницы по тарифам тепловой энергии, суб-

сидии на эксплуатацию жилого фонда, субсидии малоимущим людям на оплату жилья, бесплатный проезд и многое другое. Были сокращены только те расходы, которые могли быть оптимизированы и могли быть возмещены за счет других внебюджетных экономических механизмов. Отчасти это сокращение может быть компенсировано конкурсными процедурами. В городе достаточно серьезная, развитая система конкурсов и аукционов. В течение ряда лет проводится смотр-конкурс между субъектами РФ по организации размещения городского заказа. Москва в течение ряда лет занимала лидирующие места в конкурсе, который проводится силами Министерства экономического развития и торговли РФ. Поэтому наши конкурсные размещения дают ощутимые результаты. Когда на рынке мало предложений мест труда для строительных и ремонтных организаций, для поставщиков продукции, товаров и услуг, то спрос остается тот же, то есть фактически расширяется относительно предложений. Приходит больше компаний на наши менее выставляемые потребности и происходит большее снижение по торгам. В ряде случаев снижение достигает 30 — 35 % по тем или иным видам размещения городского заказа. Мы действительно пошли на сокращение средств, которые выделяются на строительство, на капитальные ремонты. Но это не жесткий сценарий. Говоря обо всех источниках получения городом жилья для обеспечения социальных программ, можем сказать с большой долей уверенности — очередники, молодые семьи, многодетные семьи, те, кто пользуется программой социальной ипотеки, получат порядка миллиона квадратных метров. Да, это меньше, чем хотелось бы, но это не жесткий сценарий. Хочу отметить, что в первом полугодии этого года было введено порядка 11 % больше жилой площади, строящейся за счет средств бюджета, чем в прошлом году.

Вопрос: Марина Евгеньевна, что, по вашему мнению, мешает привлечению иностранных и отечественных инвестиций на московский рынок в настоящее время? Какие новые формы и способы развития сотрудничества с иностранными инвесторами предпринимают московские власти в условиях кризиса?

Многих отпугивали наша бюрократическая система и длительность согласования документов. Этот вопрос очень серьезно был поднят Юрием Михайловичем. Им были даны жесткие поручения по этому вопросу, и в конце июня вышел распорядительный документ — постановление Правительства Москвы № 597, по которому серьезно изменены все бюрократические, чиновничьи процедуры, сроки согласования, введена персональная ответствен-

ность руководителей органов исполнительной власти за несоблюдение этих сроков. В городе был некий переходный период по градостроительной документации. Мы перешли от актов разрешенного использования к планам земельных участков, что потребовало изменения порядка постановки на кадастровый учет земельных участков. Сейчас Москомархитектурой готовится проект закона о правилах землепользования и застройки и о разрешенном использовании тех или иных участков в городе. После выхода этого документа привлечение инвестиций станет, на мой взгляд, еще проще, так как инвесторы уже по одному документу смогут увидеть, каково функциональное назначение того или иного участка города. Исходя из этого, будут решать для себя, вкладывать или не вкладывать в проект. Что делается сейчас, какие перспективы в этом вопросе мы видим? И что мы считаем приоритетным для города с точки зрения привлечения инвесторов? Освободились от ненужных справок, убрали большинство платных согласований. Это было сделано еще в апреле. То есть, с одной стороны, мы предполагаем существенно сократить все бюрократические процедуры, с другой стороны, понимаем, что нужна прозрачная, понятная градостроительная документация. Город также перешел на земельные аукционы, приняв постановление № 497. Сейчас нашим департаментом подготовлено и передано на дальнейшую реализацию порядка 80 стартовых условий для проведения земельных аукционов на уровне округов, потому что часть торгов проводится на уровне округов. Сейчас поставлена задача, и мы приглашаем инвесторов приходить к нам на такие виды строительства, как возведение социальных объектов. В ближайшем будущем будет выставлен ряд объектов социальной направленности на земельные аукционы. Развернем в городе торги и по схеме концессиональных соглашений, подготовим первые концессиональные торги. Это концессия на строительство мусоросжигательных заводов, в которых мы с вами очень нуждаемся. Разрабатываем схему по концессии и по тем же объектам социальной направленности, потому что мы понимаем, что концессия — это та форма привлечения инвестиций в строительство, когда объект остается городской собственностью, а инвестор-концессионер, эксплуатируя его, получая выгоду, оговоренную прибыль, окупает за какой-то конкретный период времени свои инвестиции. Сейчас федеральные органы власти провели конкурс на договор-концессию по строительству дороги М-1. Государственно-частное партнерство в форме совместного строительства — тоже возможный путь

привлечения инвесторов. По такому принципу в городе Зеленограде сейчас строится особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Мы приглашаем инвесторов в эту зону: 24 резидента уже пришли, сейчас рассматриваются заявки еще

4 резидентов. Иностранные инвесторы проявляют к этому интерес. С нашей стороны деньги выделяются в достаточном объеме для того, чтобы выполнить обязательства города и федерального правительства, создать всю необходимую инженерную, транспортную инфраструктуру.

Вопрос: Как вы относитесь к идее принятия в городе Москве закона об инвестиционной деятельности?

Я считаю, что в городе этот закон не нужен, потому что город как субъект Федерации живет по федеральным законам. Большинство вопросов отрегулировано ими.

Вопрос: Какие меры планируются вами в рамках Года равных возможностей в отношении финансирования мероприятий по поддержке инвалидов?

Город ни копейки не сократил те статьи бюджета, которые являются социальными. Сохранить расходы, связанные с реализацией Года равных возможностей, мы считаем, нашей человеческой обязанностью, это наша гражданская обязанность: людям, которые стали по тем или иным причинам инвалидами, создать нормальные условия жизни, нормальные условия для общения, нормальную возможность посетить театр, сходить на концерт и просто свободно передвигаться по городу. Поэтому принципиальная позиция мэра города — не сокращать эти расходы. В бюджете заложено около

5 миллиардов рублей на реализацию всех этих мероприятий, и они будут реализованы.

Вопрос: Марина Евгеньевна, скажите, пожалуйста, в каких информационных ресурсах, может быть, печатных или электронных, можно ознакомиться с результатами деятельности Правительства Москвы по инвестиционной или промышленной политике за предыдущие годы?

Ежегодно в последний вторник декабря проводится заседание правительства, которое называется «Выполнение программ Правительства Москвы за текущий год и о программе Правительства города на следующий год». С этим документом, поскольку готовит его наш департамент, я выступаю докладчиком. Мы полностью даем анализ исполнения программ города за предыдущий год, в том числе по тем вопросам, по тем отраслям, о которых вы говорите, и ставим задачи на следующий год. Кроме того, на заседании правительства города рассматриваются изменения, которые будут внесены в социально-экономический прогноз развития города до 2012

- 5

года. Мы будем делать анализ ситуации, которая существует на сегодняшний день. Документ будет доступен через открытые источники. В том числе и через наш сайт.

Вопрос: В столице существуют определенные механизмы поддержки предприятий реального сектора, например, субсидирование части процентной ставки по коммерческому кредиту. Скажите, пожалуйста, не планируется ли в ближайшее время принятие каких-либо иных мер, способствующих поддержке данного сектора экономики?

К сожалению, внесенными изменениями в Бюджетный кодекс город был лишен возможности поддержки промышленности через бюджетный кредит. Министерством финансов было предложено лишить субъекты РФ возможности предоставления бюджетных кредитов. Я считаю, это неправильно. Это очень эффективная мера поддержки, потому что деньги возвращаются в бюджет города, но для предприятий это — дешевые деньги. Поэтому неоднократно городская администрация, городское правительство, лично мэр города выходили с предложением предоставить право субъектам давать бюджетные кредиты. Как бы нам ни было тяжело, но понимая, что работа промышленности — это в последствии наши доходы и возвратные деньги, нам необходимо возвращение такой меры поддержки промышленных предприятий. Мы также пролонгируем бюджетные кредиты в части уже выданных бюджетных кредитов, размещаем городской заказ. Согласитесь, что размещение городского заказа и приобретение, пусть меньше, чем раньше, той же мебели для учреждений образования, других материальных ценностей наших подразделений — мягкого инвентаря, постельного белья — это тоже мера поддержки, спрос на продукцию предприятий города.

Вопрос: Какие отрасли городского бюджета наиболее привлекательны для иностранных инвесторов в условиях кризиса? Какие страны традиционно являются наиболее активными в этом плане? Проявляют ли интерес к инвестированию в столице какие-либо новые страны, с которыми Москва ранее не сотрудничала?

Иностранные инвесторы охотно идут на строительство объектов жилищно-коммунальной сферы, на строительство мусоросжигательных заводов. Есть предложения от иностранных инвесторов по вложению средств в создание современных медицинских клиник. То есть они приходят туда, где гарантирована окупаемость. Это нормальное экономическое поведение субъектов экономических взаимоотношений. Что такое, например, мусоро-

6 -

сжигательный завод? Это впоследствии постоянная загрузка, регулируемые тарифы. Большое количество иностранных инвесторов приходило раньше в строительство объектов офисной недвижимости. Сейчас таких предложений стало значительно меньше. Ранее много инвесторов приходило в строительство торговых центров, гостиниц. И сейчас со стороны иностранных инвесторов есть интерес к строительству гостиниц, потому что денежный поток будет генерирован. Традиционно в Москве работали европейские страны, Турция, скандинавские страны. Предложения сейчас поступают от итальянцев, венгров, немцев. Есть предложения и от Эксимбанка. Кстати говоря, в городе был реализован очень хороший проект строительства больницы № 31. Клиника XXI века была построена с привлечением синдицированного кредита Экси-мбанка. Сейчас инвесторы, конечно, хуже идут на синдицированные кредиты.

Вопрос (Ольга Пепеляева из Москвы): Как обстоит ситуация в сфере ЖКХ, будет ли подорожание электроэнергии, газа, воды и т. д.?

А инфляция у нас остановится? Думаю, что вряд ли. Если будет инфляция, то, естественно, инфляционное давление будет на все, в том числе и на тарифы. В целях сдерживания инфляции индексы возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ ежегодно утверждаются Федеральной службой по тарифам. Такое регулирование должно осуществляться до 2012 года. До текущего года ФСТ России наряду с регулированием тарифов на услуги организаций коммунального комплекса ежегодно утверждались предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размер платы граждан за коммунальные услуги. С 2009 года полномочия по установлению предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги возложены на субъекты РФ. В конечном тарифе стоимость ресурса занимает основное место. Мы также понимаем, что ни энергетические компании, ни теплоснабжающие компании не могут остаться без инвестиционной составляющей, т. е. им все равно для новых домов будут нужны новые сети. У кого-то выходят электросчетчики из строя, их надо менять, на это нужны деньги, то есть какая-то инвестиционная составляющая, какая-то составляющая развития все равно в тарифе должна быть. Свести ее на ноль — это значит погубить систему. Поэтому, безусловно, будет подорожание тарифов. Оно будет, наверняка, небольшим, будет сдержи-

ваться всеми известными нам способами. Такие задачи поставил мэр города, чтобы тарифы были как можно более сдержанными.

Вопрос (Сергей Богданов из Москвы): В прессе пишут о том, что москвичи переплатили за отопление 8 миллиардов рублей. Наверное, власти города собираются вводить двухставочный тариф? Что, собственно, этот тариф собой представляет, чем он отличается от действующей системы?

Давайте немного исследуем вопрос. Как можно говорить о переплате или недоплате посреди года? Как вообще строится работа теплоснабжающих организаций? Согласно постановлению Правительства РФ № 307 мы платим за отопление в этом году исходя из среднемесячной оплаты, то есть 1/12 тепла предыдущего года. Летом компания не производит тепло — не потребляет сырье. Зимой компания производит тепло и потребляет сырье. Но мы с вами платим все ту же 1/12. Если уж говорить о переплатах, о недоплатах, то об этом можно говорить только по итогам года, когда баланс тепловой компании будет закрыт. Когда будет понятно, какие сложились средние температуры по зимним месяцам. Потому что баланс компании и отпуск тепла складываются согласно нормативам по градусам, которые должны быть в квартире. И чтобы этот норматив поддерживать, если на улице холоднее, соответственно, больше отпускается тепла, если на улице теплее, соответственно, ситуация противоположная. И говорить в середине года, что кто-то что-то переплатил, по меньшей мере, некорректно. Это просто непонимание экономики компании и нагнетание каких-то, на мой взгляд, совершенно ненужных разговоров среди населения. Давайте дождемся конца года, посмотрим, как сложится

этот год, а может быть, у нас с вами в ноябре будет — 35 градусов, кто знает. Или, наоборот, в декабре будет +2—3. Кстати, вполне может быть.

Что касается двухставочного тарифа. Любая компания условно имеет постоянные расходы: это заработная плата, амортизационные начисления, это ряд других расходов, содержание системы. Имеет условно переменные затраты, которые связаны непосредственно с созданием продукта. Это зависит в основном от температуры на улице и от нас с вами. От того, насколько мы имеем теплоизолированные дома и насколько мы с вами позаботились о сохранении тепла в домах. Зависит от нас с вами, сколько тепла нам будут отпускать, и сколько будет стоить это тепло. Поэтому от нашего с вами ресурсосбережения тоже на самом деле зависит, сколько будем платить за эти ресурсы, и какая это будет переменная составляющая. Просто, в отдельные месяцы платеж будет больше или меньше, потому что придется уйти от 1/12. А если говорить об общегодовом платеже, то у нас есть расчеты, по которым общегодовой платеж будет даже меньше, чем платеж, который платит конкретная семья сегодня. Но, опять же говорю, это в значительной степени будет зависеть от самой семьи, от ее отношения к нашим ресурсам, которые, к сожалению, не бесконечны, к газу и ко всему прочему.

Ведущая: Марина Евгеньевна, большое вам спасибо, благодарим вас за то, что нашли время ответить на вопросы Интернет-аудитории. Позвольте пожелать вам успехов в вашей профессиональной деятельности!

Вела Интернет-интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.