Научная статья на тему 'Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов'

Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ / EGIONAL POLICY / INTER-REGIONAL DIFFERENTIATION / FIXED CAPITAL / INVESTMENT SUPPORT / THE RE GIONAL BUDGET / INTERBUDGETARY RELATIONS / STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONS / TARGET PROGRAM / MUNICIPAL UNIONS / REFORMING OF THE MUNICIPAL FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Броило Е.В.

В статье автор затрагивает проблемы федеральной и региональной политики финансирования регионов на развитие промышленного производства и восстановления основногок апитала. На примере Республики Коми раскрыта особенность социально-экономического развития региона, необходимость капитальных вложений и восстановление промышленных предприятий, территориальная структура предприятий и анализ инвестиций в основной капитал из бюджетных источников финансирования. Автор показывает межбюджетные финансовые отношения в регионе, предлагает ряд мероприятий по возможному улучшению указанных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT POLICY AND INTERBUDGETARY RELATIONS AS TOOLS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

In article the author mentions problems of a federal and regional policy of financing of regions on development of industrial production and fixed capital restoration. On the Republic Komi example feature of social and economic development of region, necessity of capital investments and restoration of the industrial enterprises, territorial structure of the enterprises and the analysis of investments into fixed capital from budgetary sources of financing is opened. The author shows interbudgetary financial relations in region, offers a number of actions for possible improvement of the specified relations.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов»

Проблемы экономики и менеджмента

Е.В. Броило

д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация. В статье автор затрагивает проблемы федеральной и региональной политики финансирования регионов на развитие промышленного производства и восстановления основного капитала. На примере Республики Коми раскрыта особенность социально-экономического развития региона, необходимость капитальных вложений и восстановление промышленных предприятий, территориальная структура предприятий и анализ инвестиций в основной капитал из бюджетных источников финансирования. Автор показывает межбюджетные финансовые отношения в регионе, предлагает ряд мероприятий по возможному улучшению указанных отношений.

Ключевые слова: региональная политика, межрегиональная дифференциация, основной капитал, инвестиционная поддержка, региональный бюджет, муниципальные образования, межбюджетные отношения, стратегическое управление регионами, целевая программа, реформирование муниципальных финансов.

E.V. Broilo, Uhtinsky State Technical University

THE INVESTMENT POLICY AND INTERBUDGETARY RELATIONS AS TOOLS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

Abstract. In article the author mentions problems of a federal and regional policy of financing of regions on development of industrial production and fixed capital restoration. On the Republic Komi example feature of social and economic development of region, necessity of capital investments and restoration of the industrial enterprises, territorial structure of the enterprises and the analysis of investments into fixed capital from budgetary sources of financing is opened. The author shows interbudgetary financial relations in region, offers a number of actions for possible improvement of the specified relations.

Keywords: regional policy, inter-regional differentiation, fixed capital, investment support, the regional budget, municipal unions, interbudgetary relations, strategic management of regions, the target program, reforming of the municipal finance.

Особенностью российской экономики является разнообразие экономической, социальной и этнической ситуации в отдельных регионах страны. Регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий не стимулируют привлечение инвестиций, создание и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональных ситуаций, сложность использования при этом зарубежного опыта. Отсутствие определенности в государственном регулировании территориального развития усугубляет положение регионов, затрудняет становление эффективной территориальной структуры экономики.

Разнообразие российских регионов ведет к тому, что одинаковые действия могут приводить к существенно различающимся результатам. Следовательно, федеральная

№ 3 (7) - 2012

27

Проблемы экономики и менеджмента

региональная политика и деятельность региональных властей должны учитывать особенности регионов. Следует отметить, что с особенностями регионов в значительной степени связан рост межрегиональных различий. Согласно В. Лексину и А. Швецову пространство современной России изначально дифференцировано сильнее, чем пространства большинства других сложно устроенных и территориально обширных государств. Они выделили одиннадцать подпространств, по которым можно анализировать межрегиональную дифференциацию: природно-климатическое, природно-ресурсное, статусно-территориальное, правовое, политическое, экономическое, хозяйственнообъектное, транспортно-инфраструктурное, социальное, национально-этическое и конфессиональное [1, с.41]. Часть из них оказала существенное, а часть - незначительное влияние на рост экономических и социальных диспропорций.

Дифференциация регионов по важнейшим показателям социально-

экономического развития показывает, что различия между субъектами Федерации не только не сокращаются, но, напротив, увеличиваются. Это является общей тенденцией: экономический рост во всех странах приводит к усилению дифференциации территорий, поскольку благополучные регионы преумножают свой потенциал, а неблагополучные - не имеют условий для развития.

Согласно статистическим данным, при увеличении разрыва по экономическим показателям (промышленное производство, инвестиции, безработица, налоги) разрыв по социальным показателям (соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума, розничный товарооборот) сокращается. Это означает, что с каждым годом ради решения социальных проблем приходиться перераспределять средства между благополучными и неблагополучными регионами в пользу последних. Проблемы решаются, но в основном за счет активации механизма трансфертного регулирования и наращивания объемов предоставляемой финансовой помощи.

Различия в уровне социально-экономического развития регионов не только количественные, но и качественные. Если в одних регионах речь идет о переходе от индустриального к постиндустриальному развитию, то в других - темпы развития ниже общегосударственных. Если в одних регионах уровень развития инфраструктуры, особенно производственной, находится на удовлетворительном уровне, то в других регионах такая инфраструктура практически отсутствует. Регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, научно-техническому потенциалу, сложившимся институтам.

Внутри регионов также происходит рост центро-периферийного неравенства. Региональные центры и города экспортных отраслей адаптируются к новым условиям намного быстрее, чем города с меньшей численностью населения и сельская местность. Возрастает внутрирегиональное неравенство в доходах, доступности образования и других социально значимых услугах.

Республика Коми территориально расположена на Европейском Севере России. В условиях открытости экономики и вступления России в ВТО для обеспечения конкурентоспособности региону потребуется серьезная финансовая поддержка в части долгосроч-

28

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ных капитальных вложений. Данное обстоятельство требует более высоких темпов роста добавленной стоимости по Республике Коми, чем в целом по России, для исключения миграции наиболее квалифицированных кадров и капитала за пределы республики.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

—♦—Российская Федерация —Республика Коми

Рисунок 1 - Динамика индекса промышленного производства по Российской Федерации и Республике Коми в 2000-2011 гг., в % к предыдущему году

—Российская Федерация Республика Коми

Рисунок 2 - Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Российской Федерации и Республике Коми в 2000-2010 гг.,

в % к предыдущему году

В целом физический объем промышленного производства в Республике Коми снизился в 2011 г. к уровню 2000 г. на минус 1%, в России снижение составило на минус 4% (рис. 1). Однако, несмотря на некоторый всплеск индексов в 2009 г. (на 7,6%), в предыдущие годы при сохранении общей положительной динамики данного показателя темпы его роста существенно замедлились. Замедление темпов роста в промышленности связано с рядом неблагоприятных факторов, основными из которых в рассматриваемом периоде являлись: рост цен на продукцию и услуги естественных монополий,

№ 3 (7) - 2012

29

Проблемы экономики и менеджмента

устаревшие технологии и изношенное оборудование на предприятиях республики, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, с которыми связаны договорными обязательствами предприятия республики.

Привлечение инвестиций в основной капитал Республики Коми имеет неустойчивую тенденцию (рисунок 2).

В 2006 г. темп роста привлекаемых инвестиций в республику составил 85% на фоне протекающих экономических кризисных процессов в России. Влияние кризисов достигло и республики и отразилось на всех ее отраслях. По мере выхода из сложной экономической ситуации инвестиции снова стали поступать в республику и в 2010 г. достигли темпа роста 106%, хотя темпы роста 2003 и 2005 годов достигнуть не удалось.

На фоне роста инвестиций за счет увеличения доли привлеченных средств (табл. 1) продолжается снижение собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций. За период с 2000 по 2010 г. доля собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций сократилась на 25%, происходит снижение удельного веса инвестиций за счет прибыли на 29%.

Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал Республики Коми по источникам финансирования, в % к итогу [2]

Источники финансирования 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Собственные средства предприятий 57 34 44 56 52 31 32

Привлеченные средства 43 66 56 44 48 69 68

из них:

кредиты банков 10 2 2 9 10 16 10

заемные средства других организаций 7 6 4 3 2 1 -

бюджетные средства, в том числе: 7 6 6 7 6 5 5

федерального бюджета 1 1 1 2 1 2 1

бюджета Республики Коми 6 5 5 5 5 3 4

Средства внебюджетных фондов 8 1 1 - - - -

Прочие 11 52 45 24 29 47 54

Бюджетные средства в структуре инвестиций составляют небольшую долю, но в их числе 14% поступлений приходится из федерального бюджета и 86% из бюджета

30

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Республики Коми. Предприятия промышленной отрасли нуждаются в поддержке регионального бюджета, и бюджет пытается оказывать им помощь, хотя и существенного роста поступлений за исследуемый период не происходило. Специфика территориального расположения Республики Коми на Европейском Севере отразилась на инвестициях в основной капитал по видам экономической деятельности: наибольшее инвестирование происходило в добывающие и перерабатывающие производства, транспортирование по трубопроводам.

Различие в социально-экономической ситуации районов республики связано с особенностями хозяйственной деятельности. На территории четырех муниципальных районов (города Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта) сосредоточены крупные промышленные предприятия, что позволяет отнести данные муниципальные образования к промышленно развитым районам, основные промышленные производства представлены лесной, пищевой, добывающей и перерабатывающей промышленностью. Экономика остальных территорий главным образом основана на сельском хозяйстве и лесопромышленном комплексе.

В силу различия по показателям экономического развития муниципальные образования республики различаются по своей доходной части. Если сравнивать рост собственных доходов и расходов по муниципалитетам Коми, то в целом видно снижение активности муниципальных образований. За период 2006-2010 гг. рост расходов над доходами составил в среднем 7,2%, хотя в ряде районов доходы опережали расходы (Кортке-росский, Сыктывдинский, Сысольский районы) [2]. Столь нестабильная картина объясняется ежегодными изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, постепенном разграничении расходных полномочий и доходных источников. В большинстве случаев отмечается практически пропорциональная зависимость между ростом собственных доходов и налоговых сборов в муниципальных образованиях. В 2005 г. во всех муниципалитетах рост налоговых доходов превысил рост собственных, что является отражением проводимых в стране реформ. Активность в развитии территории ведет больше к росту поступлений в федеральный и региональный бюджеты и в меньшей степени - собственных доходов муниципального образования. Таким образом, в настоящее время, несмотря на проведенные реформы, межбюджетные отношения являются все-таки одним из основных тормозов в стремлении к росту доходов как субъектов РФ (относительно РФ), так и муниципальных образований (относительно субъектов).

Текущая финансовая поддержка регионов (районов) является важной, но не единственной составляющей региональной политики. Также в нее входит инвестиционная поддержка, которая в настоящее время используется крайне неэффективно. Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику региона происходит посредством оказания государственной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории республики. Как показывает анализ, наиболее востребованной формой государственной поддержки инвесторов является предоставление на конкурсной основе льготных бюджетных кредитов для реа-

№ 3 (7) - 2012

31

Проблемы экономики и менеджмента

лизации инвестиционных проектов. Также существует такая форма государственной поддержки инвесторов, как предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество в рамках режима инвестиционного благоприятствования на основе заключенных инвестиционных соглашений. Всего за 2006-2010 гг. было заключено 20 инвестиционных соглашений. Объем инвестиций по данным проектам составляет 6055 млн руб., в ходе их реализации создано свыше трех тысяч рабочих мест. Следует отметить, что основная доля инвестиций приходится на группу промышленно развитых территорий, обеспечивающих наибольшие налоговые поступления в бюджет [3].

В Республике Коми в настоящий момент происходит становление стратегического уровня управления развитием муниципальных образований. Районы лишь начинают процесс разработки собственных концепций развития. Применяющиеся на местах комплексные программы экономического развития административных районов, которые в свою очередь подразделяются на районные целевые программы, не могут выступить катализатором развития. Связано это и с комплексным характером данных программ, и с невысоким уровнем менеджмента. На практике это приводит к тому, что в программу порой входят взаимоисключающие друг друга цели (как правило, это связано с противоречием экономической эффективности и социальной справедливости) [4].

Принимаемые районными администрациями комплексные планы, как правило, не реализуются по объективным и субъективным причинам. У местных администраций нет достаточных ресурсов для воздействия на развитие. Другой причиной называется также незаинтересованность местных органов власти в развитии своих территорий. Связано это зачастую с иждивенческой практикой, сформированной в рамках межинституционального направления региональной политики, - предоставление помощи отдельным неразвитым территориям. Решение данного вопроса лежит, прежде всего, в реформировании системы межбюджетных отношений. Другой причиной является отсутствие в целом системы по формированию территориального развития, охватывающей весь государственный уровень, и в ее рамках - эффективных инструментов регулирования. Согласование реализации программ, консолидация ресурсов их участников возможны лишь при условии партнерского взаимодействия власти, общества и бизнеса. Основой этого взаимодействия и его институциональной формой может стать своеобразное стратегическое соглашение о развитии самоуправляемых территорий, участниками которого выступают правительство, районы, предприятия, общественные структуры и иные организации, принимающие на себя миссию стратегического действия по развитию республики в целом. В этом случае развитие республики перестало бы быть заботой и делом только правительства. При этом развитие предполагает преодоление раздробленности и рассогласованности действий, управленческой изолированности, административного и экономического эгоизма.

В Коми в сфере межбюджетных отношений с целью стимулирования эффективной реализации органами местного самоуправления отдельных собственных полномочий, отвечающих приоритетам социально-экономического развития территорий, необ-

32

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ходимо усовершенствовать порядки распределения средств региональных фондов софинансирования социальных расходов и муниципального развития Республики Коми.

Распределение средств региональных фондов софинансирования социальных расходов по единым принципам позволит повысить прозрачность и обоснованность предоставляемых межбюджетных трансфертов. Требуется определить конкретные направления расходования средств фонда, перечень критериев отбора муниципальных образований, уровень софинансирования муниципалитетов.

Следует устранить недостатки действующего порядка распределения средств Фонда муниципального развития, одним из которых является отсутствие формализованных и прозрачных механизмов планирования капитальных расходов. Распределение средств фонда необходимо осуществлять на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов (программ) муниципальных образований с учетом бюджетной обеспеченности территорий. Также для распределения средств фонда следует применять заявительный принцип, означающий, что инициатива реализации конкретного инвестиционного проекта должна идти непосредственно от органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Оценку инвестиционных проектов целесообразно осуществлять с точки зрения их социальной значимости с учетом показателя, характеризующего обеспеченность муниципалитета объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сопоставлении со средним уровнем.

Важным направлением является необходимость усиления роли Фонда реформирования муниципальных финансов, основная задача которого - стимулирование экономических реформ в муниципальных образованиях, активизация процессов финансового оздоровления и реформирования бюджетной сферы, повышение эффективности управления муниципальными финансами. Средства указанного фонда могут распределяться между муниципальными образованиями по результатам конкурса с учетом итогов интегральной оценки качества управления муниципальными финансами. Основные направления, по которым планируется интегральная оценка - это повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, переход к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, обеспечение прозрачности бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Учитывая тот факт, что устойчивое развитие регионов невозможно без снижения внутрирегиональных социально-экономических различий, важной целью в этой связи является снижение концентрации региональной экономики в малом числе муниципальных образований. Поэтому, рассматривая региональные стратегии бизнес-групп, необходимо поддерживать или в инициативном порядке стимулировать те их них, которые обеспечивают подъем отсталых и бедных ресурсами территорий, предполагают перепрофилирование и возрождение депрессивных регионов. Кроме того, необходимо разрабатывать региональные программы, направленные на вывод муниципальных территорий из депрессивного состояния, включающие механизмы оздоровления их экономического состояния.

№ 3 (7) - 2012

33

Проблемы экономики и менеджмента

Вероятно, в этом случае, цели реформы межбюджетных отношений, главными из которых являются повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами на всех уровнях бюджетной системы Республики Коми и создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития территорий городских округов, муниципальных районов и поселений, будут достижимы.

Список литературы:

1. Лексин В. Реформы и целостность государства. Проблемы территориальной дифференциации и дезинтеграции [Текст] / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. - 1999, - № 11-12.

2. Республика Коми в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар,

2011.

3. Мантере Э.В. Характеристика основных источников инвестиционных ресурсов в регионе [Текст] / Э.В. Мантере // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2006, - № 9.

4. О Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РК: [22.02.2011 N 44-р]

List of references:

1. Leksin V. Reformy and integrity of the state. Problems of territorial differentiation and decompositions [Text] / V.Leksin, A.Shvetsov // The Russian economic magazine. - 1999, - № 11-12.

2. Republic Komi in figures. 2011: The short statistical collection / Komistat. - Syktyvkar, 2011.

3. Mantere E.V. Characteristic of the basic sources of investment resources in region [Text] / E.V. Mantere // Northwest Economy: problems and development prospects. - 2006, - № 9.

4. About the Concept of development of innovative activity in branches of economy and social sphere of Republic Komi for the period till 2015 [the Electronic resource]: The Government Order RK: [22.02.2011 N 44-р]

А.М. Гельмле

ст. преподаватель, Современный гуманитарно-технический институт,

Казахстан, г. Караганда

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА

Аннотация. В статье рассмотрены регионы Казахстана с точки зрения производства и потребления зерна. Были выявлены три группы регионов: ввозящие, самообеспечивающие и вывозящие зерно. Обоснованы преимущества Казахстана в зерновом производстве по сравнению с другими странами цен-

34

№ 3 (7) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.