Научная статья на тему 'Инвестиционная политика Алжира в добывающем секторе экономики'

Инвестиционная политика Алжира в добывающем секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ВНУТРЕННЯЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байкова Оксана Викторовна, Овчаренко Михаил Анатольевич

В статье описаны основы действующей инвестиционной политики 2010-2014 гг., рассмотрена проблематика регулирования инвестиционных процессов с учетом состояния ресурсной базы и перспектив ее развития, перечислены факторы, формирующие существующий инвестиционный климат государства, предложено одно из основных направлений в области улучшения инвестиционного климата в рамках существующей инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF ALGERIA IN EXTRACTIVE INDUSTRY

The article describes the basics of the current investment policy 2010-2014, is examined the invest regulation problematic with taking into consideration the recourses current condition and future prospects, are listed factors which are formed the investment climate, is suggested the one of the main variants which is improving the investment climate in the country within the existing invest policy.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика Алжира в добывающем секторе экономики»

УДК 330.322(65)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АЛЖИРА В ДОБЫВАЮЩЕМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье описаны основы действующей инвестиционной политики 2010-2014 гг., рассмотрена проблематика регулирования инвестиционных процессов с учетом состояния ресурсной базы и перспектив ее развития, перечислены факторы, формирующие существующий инвестиционный климат государства, предложено одно из основных направлений в области улучшения инвестиционного климата в рамках существующей инвестиционной политики.

Ключевые слова: инвестиционный климат, внутренняя инвестиционная политика, внешняя инвестиционная политика, факторы инвестиционного климата, правовой режим, налоговый режим.

INVESTMENT POLICY OF ALGERIA IN EXTRACTIVE INDUSTRY

Annotation. The article describes the basics of the current investment policy 2010-2014, is examined the invest regulation problematic with taking into consideration the recourses current condition and future prospects, are listed factors which are formed the investment climate, is suggested the one of the main variants which is improving the investment climate in the country within the existing invest policy.

Keywords: investment climate, internal invest policy, foreign invest policy, factors of investment climate, legal regime, fiscal regime.

Алжир является одной из ведущих нефтегазодобывающих стран в мире. Его запасы оцениваются в 12,2 млрд баррелей нефти - третье место в Африке после Нигерии и Ливии, и 4,58 трлн м3 газа - второе место после Нигерии. АНДР входит в состав стран ОПЕК и является стратегическим экспортером углеводородного сырья в мире. По уровню добычи нефти среди стран Африканского континента государство занимает третью строчку после Нигерии и Анголы, производя 73 млн т нефти. По уровню добычи газа АНДР лидирует в том же топ-листе, производя 81,5 млрд м3 в год [5; 8] (см рис. 1).

Крупнейшим нефтяным месторождением в АНДР является Хасси-Мессауд, запасы которого равны 2/3 разведанных запасов нефти в стране и составляют 6,5 млрд баррелей нефти. Крупнейшей провинцией добычи газа в стране является Хасси-Рмель.

Однако, несмотря на огромный производственный потенциал государства, обусловленный огромными запасами углеводородного сырья, и превосходные свойства нефти (плотность составляет 45° API, содержание серы - 0,09 %), большая часть Алжира продолжает оставаться неразведанной. Все актуальнее становится вопрос качества запасов углеводородов. Данная ситуация обусловлена следующими факторами:

спецификой климатических условий;

- отсутствием технологий;

- отсутствием квалифицированного персонала;

- неразвитостью инфраструктуры.

О.В. Байкова М.А. Овчаренко

Oxana Baykova Mikhail Ovcharenko

© Байкова О.В., Овчаренко М.А., 2014

Рис. 1. Добыча нефти и газа в странах северной Африки На рисунке 2 представлены профили добычи углеводородов за период с 1982 по 2012 г.

Рис. 2. Профили добычи углеводородов в динамике 1982-2012 гг.

Результатом чрезмерной эксплуатации разведанных запасов углеводородов (на грани их исчерпания) может стать уничтожение энергетической базы государства и тотальный подрыв репутации страны-экспортера энергоресурсов в глазах иностранных инвесторов. Понимание правительством государства важности роли нефтегазового комплекса в формировании ВВП и осознание угрозы истощения запасов нефти явилось мощным стимулом для формулировки стратегических задач инвестиционной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, направленной на обновление ресурсной базы.

Несмотря на огромный производственный потенциал государства, существует выраженный дефицит иностранных инвестиций в добывающий сектор экономики. Для полного понимания причин сложившейся ситуации необходимо подойти к рассмотрению вопроса инвестиционного климата. Инвестиционный климат можно представить как совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций. Рассматривая Алжир как объект инвестирования, иностранным компаниям необходимо оценить риски при реализации проектов, связанные с факторами формирования инвестиционного климата. Вопрос инвестиционного климата коррелируется с инвестиционной политикой, проводимой государством. Внутренняя инвестиционная политика АНДР в 2010-2014 гг. направлена на укрепление государственного сектора экономики с акцентом на внутренние инвестиции с ограничением импорта продукции. Осуществляются меры по контролю над внешнеторговыми операциями в пользу наращивания объемов производства продукции национальными компаниями. В рамках данной стратегии правительство АНДР стремится защитить внутренний рынок и местного производителя от внешнего воздействия иностранных компаний. Однако наряду с внутренней инвестиционной программой существует не менее важная внешняя инвестиционная программа развития, согласно которой поддержание достигнутого уровня добычи углеводородов и их экспорта, диверсификация экономики, создание новых рабочих мест и получение доступа к передовым технологиям для повышения конкурентоспособности предприятий во всех областях являются главными стратегическими задачами правительства Алжира [6].

Благоприятствующими факторами притока инвестиций в добывающий сектор экономики Алжира являются:

- высокий потенциал внутреннего рынка;

- низкий уровень конкуренции;

- стабильная налоговая система;

- низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

- эффективная поддержка государства;

- эффективная поддержка инвест-программы со стороны Международного валютного фонда (МВФ).

Препятствуют развитию инвестиционных процессов, ухудшают инвестиционный климат в стране следующие факторы:

политическая нестабильность в стране;

- социальная напряженность (забастовки, этнические и религиозные распри и т.д.); неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу.

Алжир в настоящее время, в особенности после произошедших событий в арабском мире, является наиболее развитой страной Магриба. Несмотря на внешнеполитические угрозы со стороны Мали, Ливии, Египта и Туниса, во многом отражающиеся на экономике страны, Алжир по-прежнему продолжает укреплять свои позиции на международной арене, выполняя намеченную стратегию 2010-2014 гг. Политическая ситуация в стране стабилизировалась по сравнению с положением государства в начале 1990-х гг. Социальная напряженность соответствует состоянию государства, находящегося на экономическом подъеме. Осознавая, что нефтегазовый комплекс является ключевой отраслью развития экономики Алжира, можно предположить, что ухудшение внутриполитической обстановки и обострение социальной напряженности на присутствии иностранных компаний сильно не отразится [3].

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что дефицит иностранного инвестирования в большей степени обусловлен следующими факторами:

- спецификой закона в области недропользования;

- плохим соблюдением закона об углеводородах;

- экономической составляющей закона в части распределения прибыли.

Согласно Конституции Алжира все недра страны принадлежат народу. В действительности ими распоряжается правительство через государственную компанию «Сонатрак». Основным документом, регламентирующим деятельность в области разведки, добычи, транспортировки и реализации углеводородов, является Закон «Об углеводородах». Первый вариант этого закона датирован 1986 г. Создание закона сформировало правовую базу для широкого развития предпринимательства в нефтегазовом секторе. Данный закон определяет правовой режим работ по поискам, эксплуатации, транспортировке, очистке, переработке углеводородов, сбыту, хранению, распределению нефтепродуктов, а также сооружениям и установкам для их выполнения; учредительские рамки, позволяющие осуществить выполнение вышеуказанных работ; права и обязательства лиц, выполняющих одну или несколько из вышеуказанных работ.

Иностранные нефтегазовые компании смогли в ассоциации с любым алжирским предприятием получить право на эксплуатацию углеводородных месторождений, открытых в результате совместных геологоразведочных работ, после оплаты стоимости аренды и налогов [1]. Если совместное предприятие (СП) берет в эксплуатацию открытое ранее месторождение для повышения извлекаемо-сти добычи нефти, то иностранный участник должен для получения права на разработку возместить часть затрат, которые были уже произведены на геологоразведочные работы. Законодательством предусматривается предварительная продажа иностранным нефтяным компаниям части углеводородов, которые могут быть открыты на исследуемой площади. Могут заключаться контракты на разведочные работы на условиях риска и раздела продукции, где иностранный партнер имеет право на часть открытых запасов углеводородов в качестве компенсации затрат на их поиск.

Активной деятельности соинвесторов в Алжире юридически способствует новый Закон «Об углеводородах». Положения этого документа заработали в полную силу с января 2006 г., когда были сформированы две новые структуры - Alnaft и HRA (Управление регулирования нефтегазовой промышленности). В компетенцию первой вошли вопросы лицензирования, проведения тендеров и подписания контрактов, одобрения планов на геологоразведку и разработку месторождений, а также сбор различного рода налогов. На вторую были возложены регулятивные функции и обязанности по выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию трубопроводов и объектов сектора downstream (это та часть производства, которая начинается от получения исходного сырья).

1 августа 2006 г. в Закон «Об углеводородах» были внесены значительные поправки, что обеспокоило руководство иностранных нефтяных компаний, осуществляющих бизнес в Алжире. В число наиболее пострадавших от действий властей попали испанские Cepsa и Gas Natural SDG, а также испано-аргентинская Repsol YPF. Согласно принятым поправкам, доля государственной компании «Сонатрак» во всех проектах по геологоразведке и разработке месторождений углеводородов должна составлять не менее 51 %, в то время как ранее она находилась в диапазоне от 20 до 30 %. До 51 % должна быть увеличена также доля госкомпании в концессиях, обеспечивающих транспортировку нефти и газа по трубопроводам [2]. Кроме того, по решению властей страны иностранным компаниям теперь придется выплачивать налог в размере от 5 до 50 %, в случае если стоимость нефти марки Brent на мировом рынке превышает 30 долл. за баррель [4].

Проведенное реформирование законодательной базы в области регулирования деятельности в нефтегазовом комплексе повлияло на инвестиционный климат государства, снизив экономический эффект от разработки месторождений. В связи с введением новых налогов совместная кооперация государства с иностранными компаниями стала менее выгодна для последних. Приток иностранного капитала в добывающий сектор экономики снизился, что недопустимо в рамках выбранного курса

инвестиционной программы. Увеличение присутствия зарубежных компаний после вступления в силу закона от 1986 г. послужило предпосылкой к ужесточению этого же закона в 2005 г.

Исходя из выше изложенного, главной задачей государства в рамках инвестиционной политики необходимо признать создание условий, основанных на совершенствовании законодательной базы, способствующих привлечению иностранных инвестиций в добывающий сектор экономики, которые, в свою очередь, обеспечат создание новых рабочих мест и доступ к передовым технологиям для повышения конкурентоспособности предприятий, позволят улучшить состояние ресурсной базы, а вместе с тем обеспечат рост экономики в целом.

Библиографический список

1. Закон об углеводородах Алжира № 86-14 от 19 августа 1986 г.

2. Закон об углеводородах Алжира № 05-07 от 28 апреля 2005 г.

3. Касаев Э.О. Алжир - центр силы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.observer. materik.ru/observer/N12_2008/100_106.pdf

4. Касаев Э.О. Алжирское законодательство в топливно-энергетической сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=8618

5. Касаев Э.О. Анализ нефтяного сектора экономики Алжира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=8860

6. UK Trade & Investment. Doing business in Algeria. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.potato.org.Uk/sites/default/files/%5Bcurrent-page:arg:%3F%5D/algeria-ukti_info_for_website.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.