Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЭК УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЭК УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная деятельность / ТЭК / управление спросом. / Investment activity / fuel and energy complex / demand management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурашидова Марина Сагатовна

В данной статье приводится инвестиционная деятельность ТЭК Республики Узбекистан. В том числе ТЭК является главным фактором коренного обновления и совершенствования научно­-технического производственного процесса в практическом плане, фундаментальные научные исследования должны проводиться на основе соответствующей политики для эффективного развития отраслей эконо­мики и ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдурашидова Марина Сагатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITY IN IMPROVING THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF UZBEKISTAN IN MODERN CONDITIONS

The article describes the investment activity of the fuel and energy complex of the Republic of Uzbekistan. In particular, the fuel and energy sector is the main factor in the radical renewal and improvement of the scientific and technical production process in practical terms, fundamental scientific research should be carried out on the basis of appropriate policies for the effective development of economic sectors and the fuel and energy sector.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЭК УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Абдурашидова Марина Сагатовна,

старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности», Ташкентский государственный экономический университет

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЭК УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК: 330.322.3 DOI: 10.34920/Е1Р^_2023_^иЕ_2_7

АБДУРАШИДОВА М.С. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЭК УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье приводится инвестиционная деятельность ТЭК Республики Узбекистан. В том числе ТЭК является главным фактором коренного обновления и совершенствования научно-технического производственного процесса в практическом плане, фундаментальные научные исследования должны проводиться на основе соответствующей политики для эффективного развития отраслей экономики и ТЭК.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, ТЭК, управление спросом.

ABDURASHIDOVA M.S. INVESTMENT ACTIVITY IN IMPROVING THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF UZBEKISTAN IN MODERN CONDITIONS

The article describes the investment activity of the fuel and energy complex of the Republic of Uzbekistan. In particular, the fuel and energy sector is the main factor in the radical renewal and improvement of the scientific and technical production process in practical terms, fundamental scientific research should be carried out on the basis of appropriate policies for the effective development of economic sectors and the fuel and energy sector.

Key words: Investment activity, fuel and energy complex, demand management.

ABDURASHIDOVA M.S. ZAMONAVIYSHAROITDA OZBEKISTON YOQILG'I-ENERGETIKA KOMPLEKSINI TAKOMILLASHTIRISHDAGIINVESTITSIYA FAOLIYATI

Ushbu maqolada O'zbekiston Respublikasi yoqilg'i-energetika kompleksining investitsiya faoliyati bayon etilgan. Shu jumladan, yoqilg'i-energetika kompleksi ilmiy-texnik ishlab chiqarish jarayonini amaliy jihatdan tubdan yangilash va takomillashtirishning asosiy omili hisoblanadi, fundamental ilmiy tadqiqotlar iqtisodiyot tarmoqlari va yoqilg'i-energetika komplekslarini samarali rivojlantirish uchun tegishli siyosat asosida olib borilishi kerak.

Kalit so'zlar: investitsiya faoliyati, yoqilg'i-energetika kompleksi, talabni boshqarish.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (162)

Введение.

Сегодня ТЭК является основой развития любой страны. В этой сфере создаются возможности для экономического развития, комфортного проживания населения, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, умеренной активности коммунального хозяйства. При этом сложно поддерживать в рабочем состоянии огромную энергетическую инфраструктуру, увеличивать объемы производства электроэнергии, не переводя отрасль на путь рыночной экономики. Достижение поставленных целей возможно только с помощью самых современных достижений в области строительства и эксплуатации электростанций, электрических сетей и инфраструктуры альтернативной энергетики [1-3]. Развитие энергетики на основе законов рынка создает условия для конкуренции, что позволяет привлекать к реализации проектов наиболее квалифицированных инженеров, обладающих не только инструментами, но и современным опытом и технологиями. При этом возможно внедрение оборудования и методов, которые будут актуальны в течение десяти лет в энергетике Узбекистана.

Постановка научной проблемы.

В экономической науке пока целостно не сформировались единые подходы к вопросам развития топливно-энергетического комплекса. Исследованию сущностного содержания ТЭК посвящены работы ряда видных зарубежных ученых: Оганесяна С.К., Березина А.Г., Тюрина В.Н., Вуковича Г.Г., Тишкина. Д.В. и других ученых. Исследование инвестиционных процессов в добывающих отраслях топливно-энергетического комплекса, необходимости модернизации основных производственных факторов перерабатывающих отраслей топливно-энергетического комплекса, развитию инфраструктуры и демонополизация в системе топливно-энергетического комплекса отражены в работах Ю.А. Перелыгина (Состояние и перспектива развития топливно-энергетического комплекса в российских регионах); Г.М. Казиахмедова, С.О. Алексеенкова, А.В. Татаринова (Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России); Б.Н. Родионова (О проблемах и перспективах развития топливно-энергетического комплекса России).

Отечественные ученые К.Аллаев, Г.Аллаева, Ш.Саматова, Б. Алихонов и другие провели ряд научных изысканий по развитию деятельности ТЭК и изучению системы способов повышения эффективности Топливно энергетического комплекса в использовании альтернативной энергии.

Опираясь на их разработки, в нашем исследовании упор сделан на рассмотрение вопросов текущей ситуации по финансированию развития ТЭК в нашей стране, с выявлением специфики решения данной проблемы на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2012 года № ПП-436 "О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года".

Методология исследования.

Эта статья носит диагностический и исследовательский характер. Исследование основано на анализе ключевых показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан. Они собраны из различных национальных и международных научных статей, официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и др. Анализируется количество финансируемых средств в инновационные проекты, источники финансирования, виды инвестиций и направления инвестиционных потоков. В работе применяются методы статистического и экономического анализа, метод экспертной оценки и метод расчета экономической эффективности.

Анализ и основные результаты.

С момента создания Министерства энергетики наблюдается ряд принципиальных изменений. Приоритет был отдан развитию производства энергии на основе возобновляемых источников энергии. В мае 2019 года принят Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», а разработанная Министерством энергетики «Концепция развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан на 2019-2023 годы» является тому подтверждением.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (161)

В конце апреля 2020 года Правительство утвердило «Концепцию электроснабжения Республики Узбекистан на 2020-2030 годы». Этот документ был разработан в сотрудничестве с Министерством энергетики и соответствующими министерствами, ведомствами и международными консультантами.

Одним из успешных шагов на пути перехода к рыночным отношениям в энергетике является реализация проектов по производству энергии, в том числе, на основе совершенно новой для Узбекистана модели - государственно-частного партнерства (ГЧП). Сегодня эта модель стала базовой для всех строящихся и проектируемых электростанций. Таким образом, ввод в эксплуатацию новых электростанций, в том числе тепловых (КЭС), солнечных фотоэлектрических (КСФЭС), ветряных (СГЭС) электростанций, во многом является примером рыночных изменений, происходящих в энергетике страны.

Проекты на основе ГЧП реализуются на основе тендера, то есть конкурентного рынка. В связи с этим Международная финансовая корпорация, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, входящий в Группу Всемирного банка, оказывают техническую поддержку для внедрения лучшего международного опыта и проведения тендеров.

Следует отметить, что победитель тендера несет ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию новой электростанции. С ним будет заключен долгосрочный договор на 20-25 лет о покупке произведенной электроэнергии. Выгодное ценовое предложение (тариф) на электроэнергию считается основным критерием победы в тендере. Но прежде, чем подать свое предложение, участники тендера должны пройти отборочный этап. При этом они должны доказать свой высокий опыт, наличие средств, способность реализовать и обеспечить такие проекты. Таким образом, рыночные принципы, интенсивно внедряемые в энергетике Узбекистана последние 3 года, позволяют создать здоровую конкуренцию в этой сфере, и интерес независимых производителей электроэнергии тому подтверждение.

Какие бы реформы ни происходили в энергетике, важен результат, то есть стабильное обеспечение энергоресурсами населения и

экономики Узбекистана. С учетом аналитических прогнозов, свидетельствующих об удвоении потребности в электроэнергии примерно через 10 лет, одной из основных задач Минэнерго и топливно-энергетического комплекса является строительство новых электростанций, в том числе, тепловых, поиск и реализация новых проектов гидроэлектростанций, в том числе малых ГЭС.

К концу 2023 года планируется увеличить мощность производства электроэнергии с 15 900 до 17 800 МВт или ввести дополнительно 2 500 МВт мощности. В результате производственные мощности вырастут на 50 процентов по сравнению с 2016 годом. Три ТЭС, с общей мощностью 710 МВт, будут запущены в Ташкентской области; две с общей мощностью 444 МВт в Бухарской и Хорезмской областях, две ТЭС с общей мощностью 200 МВт - в Навоийской и Самаркандской областях.

Около 1,5 млрд. кубометров природного газа в год будет сэкономлено за счет запуска новых современных тепловых электростанций, а также будет создана возможность дополнительного производства электроэнергии для нужд населения.

К 2025 году ожидается, что мощность энергосистемы достигнет 25,6 ГВт, из них: тепловые электростанции обеспечат 18,8 ГВт, гидроэлектростанции - 2,5 ГВт, мощность солнечных и ветряных электростанций достигнет 4,3 ГВт. Физически устаревшие устройства постепенно выводятся из эксплуатации.

К 2030 году общая производственная мощность составит 29 200 МВт, что в 2 раза больше сегодняшних показателей. В результате объем производства электроэнергии в 2030 году составит 120,1 млрд. киловатт-часов (в 2020 году этот показатель составлял 66,4 млрд киловатт-часов).

На сегодняшний день остается важной задачей полная модернизация как можно большего количества устройств электростанций, действующих ТЭС и ГЭС - внедрение оборудования и технологий на основе последних достижений в области энергоэффективности. Ярким примером тому является тот факт, что по всей стране на действующих тепловых электростанциях устанавливаются парогазовые установки ведущих зарубежных фирм. В основе каждой

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (162)

такой модернизации лежит работа сотен отечественных и зарубежных специалистов. Без их профессиональных навыков невозможно реализовать проекты с точными расчетами и суммарными существующими условиями, в частности, проекты, учитывающие как типовые, так и специфические аспекты, от времени работы и мощности конкретной ТЭЦ. Иначе и быть не может с таким сложным техническим объектом, как силовая установка.

В этом отношении цифры дают четкое представление о реальном положении дел. Если в 2000 г. производственная мощность энергосистемы Узбекистана составляла 7 750 МВт, а в 2016 г. - 10 830 МВт, то за 16 лет между этими показателями было введено почти 3 тыс. МВт. На сегодняшний день располагаемая производственная мощность в энергосистеме составляет 14 131 МВт. То есть за последние три года введено более 3000 мегаватт мощностей.

В 2017-2021 годах столь резкий рост производственных мощностей был достигнут в основном за счет ввода новых парогазовых установок (ПГУ) на Навоийской, Талимарджанской и Ташкентской ТЭЦ. При этом в 2019 году введена в эксплуатацию новая Туракурганская ГЭС мощностью 900 МВт. За счет внедрения современного энергоэффективного оборудования и технологий условный расход топлива на тепловых электростанциях снизился с 375,8 г/кВтч в 2016 году до 333,9 г/кВтч в 2020 году, или на 11 процентов (- 41,9 г/кВтч).

Кроме того, проводится модернизация Сыр-дарьинской ГЭС, что позволит увеличить ее мощность до 150 МВт. Фархадская ГЭС также находится в процессе модернизации, в результате которой к ее мощности будет добавлено 13 МВт.

В результате работы в этом направлении реализуется задача по увеличению мощности энергосистемы страны к 2025 году до 25,6 тыс. МВт, а к 2030 году - до 29,2 тыс. МВт.

Помимо увеличения производства энергии, необходимо модернизировать и обновить инфраструктуру электроснабжения. Только объединив эти два направления, можно решить важную задачу обеспечения энергетической безопасности страны. В последние годы про-

ведена большая работа по укреплению сетей электропередачи.

За последние 4 года были модернизированы низковольтные линии электропередач протяженностью 25 тысяч километров с повторным натяжением. Следует отметить, что в 1991-2016 годах модернизировано и завершено 9,3 тыс. км низковольтных сетей электропередачи, что почти в 2,7 раза меньше. За последние годы модернизировано и обновлено 9 575 ТП1, что составляет 60% от общего количества ТП. Только в этом году будет отремонтировано на 13 процентов или на 26,3 тысячи километров больше низковольтных сетей электропередачи и на 16 процентов больше, или более 9 тысяч трансформаторных подстанций.

В 2021-2030 годах интенсивно продолжаются плановые работы по реконструкции и модернизации сетей 0,4-110 кВ. Согласно ему, поэтапно модернизируются и обновляются 130 тысяч километров линий электропередачи и более 40 тысяч трансформаторных пунктов.

Узбекистан - процветающая страна, что является важным фактором развития такого важного направления производства энергии, как солнечные фотоэлектрические установки.

Министерство энергетики совместно с Азиатским банком развития и Всемирным банком разработало десятилетний план электроснабжения Узбекистана. К 2030 году реализация этого плана приведет к созданию дополнительных энергетических мощностей, которые будут включать 5 ГВт солнечной энергии, 1,9 ГВт гидроэнергии и до 3 ГВт энергии ветра.

К 2030 году наша страна поставила цель увеличить долю в общем объеме производства электроэнергии до 25%. Сегодня этот показатель составляет 10 процентов.

В 2021 году введена в эксплуатацию первая в стране промышленная ТЭС мощностью 100 МВт. Он построен компанией «Масдар» (ОАЭ) в Карманинском районе Навоийской области. При этом в ближайшие месяцы планируется запуск ТЭС мощностью 100 МВт в Самаркандской области. Инвестором данного проекта является компания «Total Eren» (Франция).

1 Трансформаторные подстанции (сокращенно — ТП) сосредоточены на вычислении и распределении тока в сети . В зависимости от поставленной цели они включают в себя повышающие и понижающие уровни.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (161)

Следует отметить, что программа Scaling Solar играет важную роль в реализации проектов. В рамках данной программы был объявлен тендер на строительство двух ТЭС мощностью не менее 200 МВт, каждая в Самаркандской и Джизакской областях в 2020 году. Заявки на участие в тендере подали 83 компании, что свидетельствует о том, что интерес инвесторов к реализации проектов в Узбекистане значительно возрос. В начале этого года был проведен второй этап тендера, и в мае конкурсная комиссия объявила победителем компанию «Масдар».

Одной из сильных сторон эмиратской компании является ее предложение по поставке электроэнергии. То есть на этих ТЭЦ планируется поставлять энергию по рекордно низким тарифам в течение 25 лет. В частности, электроэнергия Джизакской ТЭС поставляется в единую энергосеть по тарифу 1 823 цента США за киловатт-час, а Самаркандской ТЭС - по тарифу 1 791 цент США.

Таких примеров можно привести множество. В частности, предпринимаются особые усилия по внедрению ветряных электростанций. В ближайшее время они также начнут подавать электроэнергию в общую сеть страны. В Томдинском районе Навоийской области с участием компании «Масдар» реализуется проект по строительству ветряной электростанции общей мощностью 500 МВт. Запуск первой очереди мощностей ШЭС планируется в 2024 году.

Стоит отметить первичные тендеры на строительство ветроэлектростанции (ВЭС) в Республике Каракалпакстан.

Новая ветряная электростанция мощностью 100 МВт на базе возобновляемых источников энергии в Узбекистане будет запущена в течение 2 лет с момента подписания проектного соглашения.

По результатам оценки поступивших предложений компания «ACWA Power» была признана победителем тендера на строительство ШЭС и предложила тариф в размере 2,5695 центов США за один киловатт-час электроэнергии.

Подписаны соглашения с другой крупной компанией - ACWA Power (Саудовская Аравия) по проекту строительства 2-х ветроэлектростан-ций мощностью по 500 МВт каждая в Гиждуван-

ском и Пешкунском районах Бухарской области. Прямые инвестиции составляют 1,3 млрд. долл. США. В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию ветряные электростанции.

Реализуемые в Узбекистане проекты возобновляемой энергетики будут способствовать реализации задач, поставленных перед энергетическим сектором страны. Это также поможет сократить ежегодные выбросы парниковых газов примерно на 500 000 тонн в эквиваленте СО2.

Выводы:

Таким образом, исходя из цифр и фактов, можно сказать, что за последние несколько лет достигнут значительный прогресс в развитии энергетики Узбекистана на основе лучшего мирового опыта, в обеспечении того, чтобы энергетика функционировала в условиях рыночных отношений. Все это позволит удовлетворить растущие запросы потребителей и даст возможность обеспечить энергетическую безопасность страны в текущем и перспективном периодах.

Для выполнения этой первоочередной задачи основной целью энергетических предприятий является дальнейшее увеличение производственных мощностей, повышение качества продукции, повышение рыночной конкурентоспособности, увеличение числа своих клиентов и, в конечном счете, увеличение прибыли, совершенствование инновационных методов управления на предприятиях.

Заключение.

В заключение следует отметить, что ТЭК в экономическом аспекте постоянно движется, производит новые виды продукции и самообновляется. Исходя из того, что инвестиционная привлекательность ТЭК является главным фактором коренного обновления и совершенствования научно-технического и производственного процесса в практическом плане, фундаментальные научные исследования должны проводиться на основе соответствующей экономической политики для эффективного развития отрасли.

Также инвестиционный потенциал в энергетическом секторе выражается в создании новых производственных предприятий, выпуске новых видов продукции и оказании услуг за счет стимулирования существующих.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (162)

Список использованной литературы:

1. Saidov M. Increasing Management Efficiency in The Electricity Sector of Uzbekistan //The 5th International Conference on Future Networks & Distributed Systems. - 2021. - С. 343-347.

2. Valeeva Y. et al. Energy sector enterprises in digitalization program: its implication for open innovation //Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. - 2022. - Т. 8. -№. 2. - С. 81.

3. Mazzucato M., Semieniuk G. Public financing of innovation: new questions //Oxford Review of Economic Policy. - 2017. - Т. 33. - №. 1. - С. 24-48.

4. Буранова М.А. Перспективы развития электроэнергетической отрасли в условиях модернизации экономики Узбекистана //Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №. 7. - С. 60-63.

5. Wen H., Lee C.C., Zhou F. How does fiscal policy uncertainty affect corporate innovation investment? Evidence from China's new energy industry //Energy Economics. - 2022. - Т. 105.

- С. 105767.

6. Мурадов Б.Х. О проблемах активизации инновационной деятельности развитие комплекса топливно-энергетических промышленных предприятий Республики Узбекистан // Research And Education. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 129-135.

7. Abdurashidova M. Перспективы развития электроэнергетической отрасли в условиях модернизации экономики Узбекистана (Prospects of Development of the Electric Power Industry in the Conditions of Uzbekistan Economic Modernization) //Russian Foreign Economic Journal.

- 2019. - №. 7.

8. Ханкелдиева Г.Ш. Перспективы развития электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан в условиях модернизации экономических отношений //Бюллетень науки и практики. - 2017. - №. 12 (25). - С. 293-299.

9. Ханкелдиева Г.Ш., Шакирова Ю.С. Перспективы инновационного развития корпораций в электроэнергетической отрасли //Известия Ошского технологического университета. - 2019. - №. 3. - С. 256-260.

10. Dudin M. N. et al. Study of innovative technologies in the energy industry: nontraditional and renewable energy sources //Entrepreneurship and Sustainability Issues. - 2019. - Т. 6. - №. 4. - С. 1704.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 2 (161)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.