Б.З. Тутаришев
Инвестиционная деятельность - основа устойчивого развития экономики региона (на примере Краснодарского края)
Ключевую роль инвестиционной деятельности в достижении основного стратегического принципа эволюции общества определяется тем, что окончательные результаты в нем достигаются с помощью осуществления неразрывного сочетания действий, совокупно включающих многообразные тенденции изменения за счет потребления совокупности инструментов организационно-методического обеспечения - комплексного сочетания методов, моделей, механизмов, методик, программ, проектов, показателей. Хочется отметить, что на уровне региона преобладают региональные инвестиционные программы, обеспечивающие увеличение экономического потенциала региона с помощью целесообразного образования инвестиционного процесса, возникновения и воплощения эффективной инвестиционной политики.
При этом процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами выступает в роли целостных, устойчивых качеств, обязательных для успешной инвестиционной программы, являясь при этом составной частью модели развития региона. Механизм генерирования инвестиционной программы нужно реализовывать на принципе оптимальности. Интересной может быть задача образования инвестиционного портфеля, где ступенчатость выполнения инвестиционных предложений и их набор был бы оптимальным. Решение задачи состоит в парадигматике условий преимущественно верно сопутствующим замыслам регионального инвестиционного менеджмента, конкретно на первом этапе управления инвестиционным процессом [1]. Оптимальность, по нашему мнению - это корреляция цепи характеристик, таких как ликвидность, доходность, время реализации, эффективность, совместимость,
рискованность. Все эти параметры довольно трудно соединять в одной модели, на основе чего представляется целесообразной попытка создания модели оптимального развития инвестиционной программы по фундаментальному состоянию. Политика региональных инвесторов, очевидно, должна быть направлена на возмещение их интересов, детальное исследование которых должно быть исполнено на предшествующих этапах. Классически, в качестве основного условия при односторонних требованиях, в экономических источниках используется максимизация прибыли. Можно найти разные противоречия и рассуждения по данному исследованию, но применение максимизации прибыли удерживается насущным показателем оценки эффективности.
Идею эффективности следует анализировать как корреляцию двух границ: результата и затрат, целесообразно выполнить для достижения поставленного результата. В литературе эффективность инвестиционных предложений трактуется системой показателей, выражающих отношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Дифференцируются необходимые показатели эффективности инвестиционного предложения: показатели общественной эффективности, учитывающие социальные, экономические результаты установления инвестиционных предложений для общества. Существенную роль [2] играют как непосредственные результаты и затраты предложения, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики: социальные, экологические и иные внеэкономические эффекты; а также показатели финансовой эффективности. В качестве основных критериев для оценки эффективности инвестиционного предложения применяются основные критерии такие, как чистый дисконтированный доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; срок окупаемости.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что доход, как один из показателей эффективности, - основной критерий для принятия инвестиционного решения [3].
Фактор риска инвестирования также должен быть существенным фактором, то есть вероятность того, что фактическая доходность окажется ниже ее ожидаемого значения.
В Краснодарском крае главной особенностью инвестирования является тот факт, что край по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет достаточно развитую инфраструктуру, важной особенностью рассматриваемого региона является наличие развитой среды привлечения инвестиций (в крае работают крупные отечественные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, инвестиционные посредники). Развивается финансовый рынок и рынок инвестиционно-строительных услуг[4].
В Краснодарском крае формируется стратегическое партнерство власти, бизнеса и гражданского общества. На сегодняшний день [5] обоснованы: региональная инвестпроводящая сеть с участием районов и городов края; региональная инвестиционная банковская сеть; разработана региональная законодательная база для развития жилищной ипотеки; постоянно совершенствуется система стимулирования и поддержки привлечения инвестиционных средств; создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Администрация Краснодарского края поддерживает развитие частно-государственного партнерства в социальной сфере [6]. Примером является создание научной школы муниципального управления и развития местных сообществ. По итогам 2013 года Краснодарский край является лидером по экономическим показателям в Южном федеральном округе.
Объем валового регионального продукта вырос почти до 1,5 трлн. рублей, что на 1,7% больше, чем за 2012 год.
В течение всего прошлого года край сохранял высокую инвестиционную активность. Объем инвестиций в основной капитал за 2013-й год составил более 907 млрд. рублей, что на 7,8 % выше уровня 2012 года.
Помимо олимпийского мега-проекта, на территории края успешно реализованы крупные инвестпроекты в нефтепереработке, цементном производстве, металлургии, активно развивались портовая инфраструктура и промышленность.
Из общего объема инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы края, организациями (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в январе-сентябре 2013 года использовано 429,8 млрд рублей инвестиций, что на 11,3% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Основной объем этих инвестиций приходится на отрасли: транспорт -130,5 млрд рублей или 30,4% (значительный объем вложений приходится на инфраструктурные объекты Олимпиады, ремонт автомобильных дорог в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и строительство новой газопроводной системы); деятельность в области спорта - 88,5 млрд рублей или 20,6% (инвестиции в олимпийские спортивные объекты, включая бюджетные ассигнования на реализацию Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта); производство нефтепродуктов - 53,5 млрд рублей или 12,4% (инвестиции на реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов).
От 3% до 6% инвестиций приходится сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; здравоохранение и предоставление социальных услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; гостиницы и рестораны; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
За 9 месяцев 2013 года общий объем иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США),
поступивших в экономику края, составил 778,7 млн долларов США, и увеличился на 1,3% по сравнению с январем-сентябрем 2012 года.
Основной объем иностранных инвестиций направлен в сферу финансовой деятельности (26,8%), в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (23,2%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (16,1%), в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (16%), в производство машин и оборудования (5,2%), в здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,5%). По оперативным данным за январь-ноябрь 2013 года крупными организациями было освоено 502 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 111,6% к соответствующему периоду предыдущего года.
Всего по данным муниципальных образований края в активной стадии реализации находится порядка 230 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 944 млрд рублей (со сроком реализации до 2025 года). В результате их реализации планируется создание порядка 36 тыс новых рабочих мест, из которых свыше 11 тыс рабочих мест уже созданы.
Как отмечают аналитики краевого министерства экономики, результатом успешного развития региональной экономики стало повышение уровня жизни в крае. Так, среднедушевые денежные доходы населения превысили величину прожиточного минимума в 3,3 раза. Средняя зарплата кубанцев составила 24 тысячи рублей. Это - самый высокий показатель в Южном федеральном округе.
26 февраля 2014 года на очередной сессии Законодательного Собрания Краснодарского края приняты в первом чтении проекты законов о внесении изменений в краевые законопроекты "О стимулировании инвестиционной деятельности" и "О бюджетном процессе в Краснодарском крае" в части создания инвестиционного фонда Краснодарского края. Инвестиционный фонд Краснодарского края будет представлять собой часть средств краевого
бюджета, используемых для реализации на территории Краснодарского края инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Принятие законопроекта обеспечит условия для привлечения инвестиций при реализации социально значимых проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики и эффективности использования государственного имущества региона.
Реализация правового механизма ГЧП [7] позволит повысить коэффициент полезного действия государства и бизнеса, коэффициент полезного действия применения государственных ресурсов, реализацию государственных полномочий и инвестиционную привлекательность края.
В современных экономических условиях деятельная роль в региональном стратегическом усовершенствовании относится к инвестиционной политике, которая, как известно, охватывает главные составляющие: определение сроков реализации; альтернативность методов и источников финансирования инвестиций, альтернативность органов, компетентных в вопросах выполнения инвестиционной политики; формирование должной нормативно-правовой базы деятельности инвестиционного рынка; организацию выигрышного инвестиционного климата.
Под инвестиционным климатом [8] понимается среда, где выполняются инвестиционные процессы. Возникает инвестиционный климат под воздействием экономических, политических, социальных, юридических и других факторов, указывающих требования инвестиционной деятельности в регионе и выражающих степень рисков инвестиций.
Инвестиционный климат выражает себя на региональном уровне через двухстороннее отношение банков, профсоюзов, предпринимательских структур и других субъектов хозяйственных отношений и органов власти. На этом уровне вытекает детализация резюмированной оценки инвестиционного климата с региональной средой в направлении реальных юридических,
экономических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов.
Не следует сбрасывать со щитов и изучение рыночной инфраструктуры [9], которая описывает комплекс организационных, правовых и экономических отношений, связывающую их с учетом многообразия в одну целостность - рыночную экономику. Рыночная инфраструктура - это система связанных узкоспециализированных структуру, управляющих потоком денег, услуг, товаров, ценных бумаг и рабочей силы. Рыночную инфраструктуру квалифицируют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, образующих организационно-экономические требования для развития рынка, так и множество организаций, учреждений, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих развитие рынка. Структура рынка осуществляет определенные функции [10]: ослабляет участникам рыночных отношений продажу или покупку товаров; дисциплинирует оформление рыночных отношений; адаптирует экономический и юридический контроль; приумножает эффективность и действенность работы субъектов рынка. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод: инвестиционный климат региона можно характеризовать, как благоприятный.
Краснодарский край является регионом, в котором инвестиционная активность находится на достаточно высоком уровне. Но наряду с этим нужно и отметить диспропорции инвестиционного потока. Регион обладает мощным инвестиционным потенциалом. Сегодня решаются проблемы по созданию условий для реализации существующих возможностей.
Сегодня дана четкая установка на формирование мощных вертикально-интегрированных промышленных конгломератов при сохранении определенных масштабов государственного участия.
Предложенная организационная структура улучшает допустимость накопления финансово-кредитных ресурсов, а также их кумуляции в
первунствующих точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.
Литература:
1. Овчинникова Н.Г. Разработка социо-эколого-экономического механизма совершенствования методов использования земельных ресурсов [Текст]: Монография / Н.Г. Овчинникова - Москва: Вузовская книга, 2011г. - 175с.
2. Овчинникова Н.Г. Методика улучшения использования земельного базиса в сфере аграрного природопользования Электронный ресурс// «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y20L3/1710( доступ свободный)
3. Чешев А.С., Алексеева Л. А., Овчинникова Н.Г. Основы развития агромелиоэкосистем в сфере экологически устойчивого землепользования [Текст] // Terra economicus, 2008 - т.6, № 4, ч.3. - С. 193-197.
4. Овчинникова Н.Г. Формирование механизма обоснования устойчивого землепользования [Текст] // Terra economicus, 2009 - т.7, № 2, ч.2. - С. 133-137.
5. Овчинникова Н.Г. Формирование методов организации использования земельных ресурсов в новых условиях хозяйствования [Текст] // Terra economicus, 2011 - т.9, № 3, ч.3. - С. 71-75.
6. Овчинникова Н.Г. Организационно-территориальные аспекты использования земельных ресурсов Электронный ресурс// «Инженерный вестник Дона», 2011, №3. - Режим доступа http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный)
7. Овчинникова Н.Г. Социально-экономические аспекты становления сельскохозяйственного землепользования [Текст] // Terra economicus, 2009 -т.7, № 3, ч.3. - С. 94-97.
8. Овчинникова Н.Г.Использование и охрана земельных ресурсов в системе рационального землепользования [Текст] // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2011. - №6. - С 83-92.
9. Vorwarsts nach weiter, Hannover - Kronsberg: der Schritt vom Modell zum Standard. Hannover, 2004, р. 28.
10. Weltausstelung und Stadtteit Kronsberg (Der staedtebauliche Rahmen fuer die Expo 2000, Hannover). - Hannover, 2000, p. 29.