Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России'

Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
167
Поделиться
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / СТРАХОВАНИЕ / INVESTMENT ACTIVITY / NON-STATE PENSION FUNDS / INVESTMENT PORTFOLIO / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобылинская Светлана Викторовна, Усенко Анатолий Сергеевич

В настоящее время пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости выступает одной из основных социально-значимых гарантий стабильного развития общества и обеспечения финансово-бюджетной сферы государства. Негосударственные пенсионные фонды являются инструментом повышения уровня материального обеспечения населения. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Авторы анализируют роль негосударственных пенсионных фондов в действующей пенсионной системе. В статье подвергнуты детальному анализу нормы ряда федеральных законов, закрепляющих инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов. Авторами делается вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так же, в рамках настоящего исследования, авторами обозначаются некоторые, встречающиеся на практике правовые проблемы, возникающие у владельцев инвестиционных портфелей. Авторами проводится анализ показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов и формируется мнение о состоянии всей системы в целом. По итогам рассмотрения практических проблем предложены как теоретические, так и практические пути их решения

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кобылинская Светлана Викторовна, Усенко Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INVESTMENT ACTIVITY OF NON-STATE FOUNDS OF RUSSIA

Currently, pension by virtue of their social significance in favor of one of the main socially important guarantee of stable development of society, to ensure the financial and budgetary sphere of the state. Private pension founds are viewed as an instrument to raise the material well-being of pensioners. The social significance of non-state pension funds is to involve the population in the sphere of voluntary pension insurance. The author analyzed the role of non-state pension funds in acting to pension system. The article subjected to a detailed analysis of the norms of a number of Federal laws, fixing the investment activity of non-state pension found. The author concludes that there is a need to improve existing legislation on investment activity of non-state pension found. As well, the authors indicated some legal problems that occur in practice arising from owners of the investment portfolio. The authors have analyzed the performance of pension funds and formed an opinion about the state of the whole system. Following consideration of the practical problems has been offered for both theoretical and practical ways to address them in order to prevent violation

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России»

УДК 349.3

12.00.00 Юридические науки

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ

Кобылинская Светлана Викторовна к.ю.н., доцент кафедры земельного, трудового и экологического права SPIN- код = 4677-8568

UDC 349.3 Legal sciences

INVESTMENT ACTIVITY OF NON-STATE FOUNDS OF RUSSIA

Kobylinskaya Svetlana Viktorovna Cand.Leg.Sci., senior lecturer of the Chair of the land, labor and ecological law RSCI SPIN-code = 4677-8568

Усенко Анатолий Сергеевич

студент 4 курса юридического факультета

SPIN- код=9594-2433

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Usenko Anatoly Sergeevich

fourth year student of the Faculty of Law

SPIN-code=9594-2433

Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

В настоящее время пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости выступает одной из основных социально-значимых гарантий стабильного развития общества и обеспечения финансово-бюджетной сферы государства. Негосударственные пенсионные фонды являются инструментом повышения уровня материального обеспечения населения. Социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Авторы анализируют роль негосударственных пенсионных фондов в действующей пенсионной системе. В статье подвергнуты детальному анализу нормы ряда федеральных законов, закрепляющих инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов. Авторами делается вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так же, в рамках настоящего исследования, авторами обозначаются некоторые, встречающиеся на практике правовые проблемы, возникающие у владельцев инвестиционных портфелей. Авторами проводится анализ показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов и формируется мнение о состоянии всей системы в целом. По итогам рассмотрения практических проблем предложены как теоретические, так и практические пути их решения

Currently, pension by virtue of their social significance in favor of one of the main socially important guarantee of stable development of society, to ensure the financial and budgetary sphere of the state. Private pension founds are viewed as an instrument to raise the material well-being of pensioners. The social significance of non-state pension funds is to involve the population in the sphere of voluntary pension insurance. The author analyzed the role of non-state pension funds in acting to pension system. The article subjected to a detailed analysis of the norms of a number of Federal laws, fixing the investment activity of non-state pension found. The author concludes that there is a need to improve existing legislation on investment activity of non-state pension found. As well, the authors indicated some legal problems that occur in practice arising from owners of the investment portfolio. The authors have analyzed the performance of pension funds and formed an opinion about the state of the whole system. Following consideration of the practical problems has been offered for both theoretical and practical ways to address them in order to prevent violation

Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ, СТРАХОВАНИЕ

Keywords: INVESTMENT ACTIVITY, NON-STATE PENSION FUNDS, INVESTMENT PORTFOLIO, INSURANCE

В настоящее время пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости выступает одной из основных социально-значимых гарантий

стабильного развития общества и обеспечения финансово-бюджетной сферы государства.

Нынешняя экономическая обстановка, складывающаяся в Российской Федерации (далее-РФ), доказывает, что Пенсионный фонд РФ не в состоянии в полном объеме удовлетворить материальные потребности населения в виду недостаточности средств пенсионных накоплений и резервов [1].

Для разрешения данной задачи все чаще в нашем государстве прибегают к негосударственному пенсионному обеспечению.

Объектом исследования выступают урегулированные правом социального обеспечения общественные отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондах.

Предметом исследования выступает инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов и ее правовая природа.

Целью работы является раскрытие сущности и специфики обстоятельств, порождающих правовые последствия в результате осуществления инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее-ФЗ от 07.05.1998 №75-ФЗ) под негосударственным пенсионным фондом понимают организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию [2].

В соответствии с подп. 7 п.3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ) [3] относит фонды к некоммерческим юридическим лицам, т.е. юридическим лицам, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками.

Как справедливо выделяют А.Р. Доржиева, Т.М. Шадонова, такие фонды являются некоммерческими организациями, создаваемые с целью сбора пенсионных взносов, выплат дополнительных пенсий и инвестирования средств ^курсив наш - К.С., У.А.) [4].

По мнению Ю.А. Платонова негосударственный пенсионный фонд -один из наиболее развивающихся финансовых институтов, это некоммерческая организация, осуществляющая такие виды деятельности, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аккумулирование на добровольных началах пенсионных взносов застрахованных лиц и выплата соответствующей пенсии застрахованному лицу а также инвестирование и индивидуальный учет средств пенсионных накоплений [5].

Действующее отечественное законодательство выделяет исключительные виды деятельности такой организационно-правовой формы, как негосударственные пенсионные фонды:

1. В соответствии с абз. 5 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды могут выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию [6].

2. Деятельность в качестве страховщика на основании договоров о создании обязательных пенсионных систем и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению на основании договоров негосударственного пенсионного обеспечения [7].

На основании положений ФЗ от 07.05.1998 №75-ФЗ и подходам современных ученых-цивилистов сформирует основные задачи негосударственного пенсионного фонда:

• защита пенсионных накоплений и резервов от инфляции;

• повышение уровня пенсионного обеспечения населению;

• содействие реализации принципа социальной ответственности отечественного бизнеса [8].

Одним из обязательных условий обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах является их правильное инвестирование.

Положения ФЗ от 07.05.1998 №75-ФЗ несмотря на многократность упоминания, не содержат разъяснений о том, что такое «инвестирование», «инвестиционная деятельность».

Для ответа на данный вопрос обратимся к ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Так, данный федеральный закон под инвестицией понимает денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Понятие инвестиционной деятельности раскрывается через деятельность по вложению и осуществлению практических действий в целях получения прибыли и (или) достижении иного полезного эффекта [9].

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 07.05.1998 №75-ФЗ негосударственные пенсионные фонды осуществляют инвестиционную деятельность через инвестиционные портфели фонда - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений.

Помимо вышеуказанных федеральных законов инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется:

1. Федеральным законом от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [10];

2. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [11];

3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [12];

4. Указ Президента РФ от 21.03.1996. № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» [13];

5. Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 № 744 «Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах «Об инвестиционных фондах» и «О негосударственных пенсионных фондах»» [14].

6. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 408 «Об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ» [15] и др.

Пенсионные взносы по договорам доверительного управления и негосударственного пенсионного обеспечения являются составной частью пенсионных резервов и предназначены, соответственно, для выплат негосударственных пенсий (см. таблицу № 1).

Таблица № 1

Таким образом, застрахованное лицо, в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона, выбирает один из инвестиционных портфелей, перечень которых указывается в договорах доверительного управления, заключаемый между негосударственным пенсионным фондом РФ и управляющими компаниями.

По мнению А.П. Соколова негосударственные пенсионные фонды, в отличие от управляющих компаний имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов и ведут их персональный учет [16], что позволяет доводить до сведения клиента ежемесячно информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений.

Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов осуществляется посредством участия самих застрахованных лиц посредством договора по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, отражаемых на специальных частях лицевого

счета таких лиц, т.е. происходит инвестирование пенсионных накоплений и зачисление в пенсионный капитал застрахованных лиц полученного инвестиционного дохода [2].

Однако в науке гражданского права существует и такая точка зрения, согласно которой деятельность по доверительному управлению средств пенсионных накоплений по факту осуществляется не негосударственными пенсионными фондами, а управляющими компаниями [17], но это не позволяет обеспечить сохранность и доходность пенсионных накоплений и резервов.

Ст. 36.8-1 ФЗ от 07.05.1998 №75-ФЗ указывает на право выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (право на замену выбранного им страховщика). Как указывает А.П. Соколов активность такого выбора, на сегодняшний день, невысока [16].

Самостоятельно негосударственный пенсионный фонд не имеет право участвовать на фондовом рынке, поэтому он передает денежные средства в государственную управляющую компанию - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Данный банк, в соответствии со ст.ст. 2,3 Федерального закона от 17.05.2007 №82-ФЗ «О банке развития» [18] представляет собой государственную корпорацию, созданную в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной,

внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали доходность денежных средств, находящиеся под управлением Внешэкономбанка от 7 до 10% [16], но на практике она составила значительно ниже. Так, по официальным статистическим данным, представленным Пенсионным Фондом РФ в 2013-2015 годах составили от 6 до 8, 95 % (с учетом уровней инфляции) [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По официальным данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в РФ функционирует 160 негосударственных пенсионных фондах [20]. Наиболее крупными по наличию пенсионных резервов в управлении, бесспорно, являются фонды топливно-энергетических комплексов. (см таблицу № 2).

Таблица № 2

Рейтинг крупнейших негосударственных пенсионных фондов в РФ на конец IV

квартала 2015 года

ФОНД ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ ДОЛЯ НА РЫНКЕ В ПРОЦЕНТАХ (%).

НПФ «Лукойл-гарант» 152,5 миллиарда рублей 45,40%

НПФ «Благосостояние 111,4 миллиарда рублей 20, 38%

ОПС»

НПФ «Сбербанк РФ» 76 миллиарда рублей 20, 1 %

НПФ «Транснефть» 25 600 миллионов рублей 4, 1%

НПФ «Электроэнергетики» 22 200 миллионов рублей 3,2 %

ФНС «Нефтегарант» 15 миллионов рублей 2%

В сравнении с показателями прошлых лет (начиная от 2010 года) можно установить, что суммарный объем собственного имущества в негосударственных пенсионных фондов возрос на 15 % для этого произведем соответствующий расчет;

1. суммарный объем собственного имущества на 2010 год -136000000 рублей;

2.суммарный объем собственного имущества на 2015 год-160000000 рублей.

3. 160000000-136000000=24000000 рублей.

4. 160000000 - 100% 24000000 - х

Х= 24000000*100/ 160000000=15%.

На наш взгляд, для успешного функционирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов необходимо:

1. Разработать действенные механизмы финансового гарантирования пенсионных накоплений.

2. Обеспечить информирование граждан о функционировании пенсионных механизмов в доступной форме.

3. Усилить контроль над соблюдением принципов и дифференциацией инвестиционной деятельности пенсионных резервов.

4. Ужесточить требования к финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов.

5. Считаем целесообразным разработать и принять подзаконный нормативный акт, в котором желательно отразить понятия «инвестиционная деятельность негосударственного пенсионного фонда».

6. Внедрение системы добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного участия - системы софинансирования.

Таким образом правовая природа инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в целом до настоящего времени не получила удовлетворительного освещения, что еще раз подчеркивает актуальность темы данного исследования. Учитывая важность и

социальную значимость указанной тематики, изучение характерных для нее юридических фактов уже давно стоит на повестке дня.

Литература

1. Прокопьева Е.Л. Актуальные проблемы инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации / Прокопьева Е.Л. Коконова О.В. // Финансы и кредит.-2011.-№43(475).-С.7-14.

2. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1008 №75-ФЗ // СЗ РФ.№19.-1998.-Ст.2071.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

4. Дорожиева А.Р. Совершенствование инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в Республике Бурятия / Дорожиева А.Р. Шадонова Т.М. // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2015. С.321-325.

5. Платонов Ю. А., Федорова Е. А. Финансовые инструменты инвестиций пенсионных резервов: новые подходы в инвестиционной политике / Ю. А. Платонов, Е. А. Федорова // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С.55-56.

6. Об обязательном пенсионном страховании: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ // СЗ РФ.-2001.-№51 .-Ст.4832.

7. Ведения о заключенных пенсионных договорах, договорах об обязательном пенсионном страховании, договорах о создании обязательных профессиональных пенсионных систем (приложение к заявлению лицензиата об отказе от лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015).

8. Аналитическое обозрение: небанковские финансо- вые посредники (I полугодие 2010г.). URL: http:// www.cbr.ru/analytics/fin_r/nbfi/Fin-posr-2010-1.pdf

9. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ // СЗ РФ-1999.-№9.-Ст.1096.

10. О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: Федеральным законом от 30.11.2011 №360-ФЗ // СЗ РФ.-2011.-№49(ч.1).-Ст.7038.

11. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ // СЗ РФ.-2008.-№18.-Ст.1943.

12. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ // СЗ РФ.-2002.-№30.-Ст.3028.

13. Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров: указ Президента РФ от 21.03.1996. № 408 // Рос. газ. от 27.03.1996. - № 58.

14. Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах «Об инвестиционных фондах» и «О негосударственных пенсионных фондах»: Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 № 744 // СЗ РФ.-2008.-№41.-Ст.4683.

15. Об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ: Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 408 // Собрание законодательства РФ от 09.05.1994. - № 2. - ст. 107.

16. Соколов А.П. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 4. С. 135-139.

17. Ломтадидзе О.В. Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений. // Финансы и кредит. 2010. №29(413). С.54-58.

18. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ // СЗ РФ .-2007.-№22.-Ст.2562.

19. Официальный сайт Пенсионного фондаРоссии. URL: http://www.pfrf. ru.

20. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам: URL: http://www.fscm.ru/

References

1. Prokop'eva E.L. Aktual'nye problemy investicionnoj dejatel'nosti negosudarstvennyh pensionnyh fondov v Rossijskoj Federacii / Prokop'eva E.L. Kokonova O.V. // Finansy i kredit.-2011.-№43(475).-S.7-14.

2. O negosudarstvennyh pensionnyh fondah: Federal'nyj zakon ot 07.05.1008 №75-FZ // SZ RF.№19.-1998.-St.2071.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja): Federal'nyj zakon ot 30.11.1994 g. № 51-FZ // SZ RF. - 1994. - №32. - St. 3301.

4. Dorozhieva A.R. Sovershenstvovanie investicionnoj dejatel'nosti negosudarstvennyh pensionnyh fondov v Respublike Burjatija / Dorozhieva A.R. Shadonova T.M. // Irkutskij istoriko-jekonomicheskij ezhegodnik. 2015. S.321-325.

5. Platonov Ju. A., Fedorova E. A. Finansovye instrumenty investicij pensionnyh rezervov: novye podhody v investicionnoj politike / Ju. A. Platonov, E. A. Fedorova // Problemy prognozirovanija. - 2011. - № 4. - S.55-56.

6. Ob objazatel'nom pensionnom strahovanii: Federal'nyj zakon ot 15.12.2001 № 167-FZ // SZ RF.-2001.-№51 .-St.4832.

7. Vedenija o zakljuchennyh pensionnyh dogovorah, dogovorah ob objazatel'nom pensionnom strahovanii, dogovorah o sozdanii objazatel'nyh professional'nyh pensionnyh sistem (prilozhenie k zajavleniju licenziata ob otkaze ot licenzii na osushhestvlenie dejatel'nosti po pensionnomu obespecheniju i pensionnomu strahovaniju) (Podgotovlen dlja sistemy Konsul'tantPljus, 2015).

8. Analiticheskoe obozrenie: nebankovskie finanso- vye posredniki (I polugodie 2010g.). URL: http:// www.cbr.ru/analytics/fin_r/nbfi/Fin-posr-2010-1.pdf

9. Ob investicionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushhestvljaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij: Federal'nyj zakon ot 25.02.1999 № 39-FZ // SZ RF.-1999.-№9.-St.1096.

10. O porjadke finansirovanija vyplat za schet sredstv pensionnyh nakoplenij: Federal'nym zakonom ot 30.11.2011 №360-FZ // SZ RF.-2011.-№49(ch.1).-St.7038.

11. O dopolnitel'nyh strahovyh vznosah na nakopitel'nuju pensiju i gosudarstvennoj podderzhke formirovanija pensionnyh nakoplenij: Federal'nyj zakon ot 30.04.2008 № 56-FZ // SZ RF.-2008.-№18.-St.1943.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ob investirovanii sredstv dlja finansirovanija nakopitel'noj pensii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24.07.2002 № 11-FZ // SZ RF.-2002.-№30.-St.3028.

13. Ob utverzhdenii Kompleksnoj programmy mer po obespecheniju prav vkladchikov i akcionerov: ukaz Prezidenta RF ot 21.03.1996. № 408 // Ros. gaz. ot 27.03.1996. - № 58.

14. Ob utverzhdenii perechnej dokumentov, podtverzhdajushhih sobljudenie licenzionnyh uslovij, predstavljaemyh soiskateljami licenzij dlja poluchenija licenzij na osushhestvlenie vidov dejatel'nosti, ukazannyh v Federal'nyh zakonah «Ob investi cionnyh fondah» i «O negosudarstvennyh pensionnyh fondah»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.10.2008 № 744 // SZ RF.-2008.-№41.-St.4683.

15. Ob inspekcii negosudarstvennyh pensionnyh fondov pri Ministerstve social'noj zashhity naselenija RF: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.04.1994 № 408 // Sobranie zakonodatel'stva RF ot 09.05.1994. - № 2. - st. 107.

16. Sokolov A.P. Investicionnaja politika negosudarstvennyh pensionnyh fondov // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. 2011. № 4. S. 135-139.

17. Lomtadidze O.V. Problemy investirovanija sredstv pensionnyh nakoplenij. // Finansy i kredit. 2010. №29(413). S.54-58.

18. O banke razvitija: Federal'nyj zakon ot 17.05.2007 № 82-FZ // SZ RF.-2007.-№22.-St.2562.

19. Oficial'nyj sajt Pensionnogo fondaRossii. URL: http://www.pfrf.ru.

20. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po finansovym rynkam: URL: http://www.fscm.ru/