Научная статья на тему 'Инвестиционная безопасность России в условиях глобализации'

Инвестиционная безопасность России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2351
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT SECURITY / GLOBALIZATION / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эминова Нигара Эминовна

В условиях постоянно меняющейся экономической среды для инвестора крайне важно обезопасить свои инвестиции. Данная статья посвящена достаточно актуальной теме инвестиционной безопасности России. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвинули проблемы инвестиционной безопасности России на первый план общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment security of Russia under the conditions of globalization

In the conditions of constantly changing economic environment, it is critically important for investors to secure their investments. This article is devoted to a relevant issue the investment security of Russia. The scope of threat and the actual damage inflicted to the country's economic safety put the issue of Russia's investment security into the forefront of social life.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная безопасность России в условиях глобализации»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Эминова Н.Э.

1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала

Инвестиционная безопасность России в условиях

глобализации

АННОТАЦИЯ:

В условиях постоянно меняющейся экономической среды для инвестора крайне важно обезопасить свои инвестиции. Данная статья посвящена достаточно актуальной теме -инвестиционной безопасности России. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвинули проблемы инвестиционной безопасности России на первый план общественной жизни.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционный климат, инвестиционная безопасность, глобализация, национальная безопасность, экономическая безопасность

JEL: Е22, Р50, Г60

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Эминова, Н.Э. (2015). Инвестиционная безопасность России в условиях глобализации. Российское предпринимательство, 16(20), 3377-3386. doi: 10.18334/ф.16.20.2013

Эминова Нигара Эминовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала (nigara79@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 29.07.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.10.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.20.2013 (с) Эминова Н.Э. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3378

Введение

В процессе глобализации можно выделить две тенденции, каждая из которых отражает серьезные изменения в мировой политике и экономике. Преобладающей является тенденция укрепления политических и экономических позиций развивающихся государств и формирования на этой основе многополярного мира. Другая тенденция отражает попытки крупнейших развитых стран (прежде всего США)

«_» / и и и \

сохранить монополярный (или по крайней мере малополярный) мир и свое доминирование в нем. Обе тенденции развиваются на фоне процессов регионализации и региональной интеграции, обусловленных необходимостью решения локальных проблем.

В процессе глобализации появляется возможность «экспорта» экономических кризисов в силу возросшей взаимозависимости национальных экономик; активизируются наднациональные процессы экстремистского и террористического взаимодействия; происходит развитие демократического колониализма в различных вариациях, рост миграционных потоков трудовых ресурсов в развитые страны; усиливается давление (в том числе с применением силы) развитых стран на государства с неугодными политическими режимами; расширяются сферы влияния и наращивается мощь крупнейших мировых финансовых и экономических институтов; наблюдается рост транснациональной преступности; через сферу телекоммуникаций насаждается западный образ жизни в его худших проявлениях и т.п.1. Россия пока еще не является достаточно сильным участником международных отношений, поэтому глобализация оказывает на нее преимущественно негативное влияние.

В самом общем виде национальная безопасность - это защищенность политических, экономических, социальных и иных отношений и организационных связей, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов личности, общества, а также государства и его институтов от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя несколько структурных компонентов, наличие которых отражает систему наиболее важных сфер жизнедеятельности любого государства. Это безопасность

1 V V

Морозов, 2010; Старовоитов, Медведева, 2009; Повышение инновационнои активности экономики России (2004). М.: Институт экономики РАН; Стратегия развития государства на период до 2025 года (2012). М.: Фонд «Центр стратегических разработок».

3379

экономическая, политическая, оборонная, информационная, финансовая, общественная (социальная), экологическая и др. В условиях федеративного государства особое значение приобретают региональные аспекты всех компонентов национальной безопасности.

Как уже говорилось, основа обеспечения всей системы национальной безопасности - экономическая безопасность. Рассмотрим ее важнейшие характеристики более подробно. В настоящее время не существует общепринятого определения экономической безопасности в условиях глобализации (Морозов, 2010).

Важнейшими угрозами экономической безопасности России выступают:

- сырьевая направленность экспорта, которая стимулируется зарубежными потребителями;

- неравномерность социально-экономического развития регионов;

- продолжающееся «бегство» капиталов;

- криминализация хозяйственной деятельности;

- запредельно высокий уровень коррупции;

- неравноправное международное научно-техническое сотрудничество (Фролов, Агафонова, 2011а),

- сокращение научного задела (Морозов, 2010);

- отток квалифицированных кадров;

- скрытая информация и нелегальная деятельность (Сагаан, 2011);

- высокая степень зависимости от импорта технологий, современного оборудования и продовольствия (Абдулаева, 2011) и др.

Для России как федеративного государства с огромной территорией (1/7 часть суши), сложными социально-экономическими и природно-климатическими условиями проблемы экономической безопасности приобретают региональный характер.

При этом, с одной стороны, регионализация объективно подразумевает снижение роли государства в управлении социально-политическими и финансово-экономическими процессами в стране; с другой - в условиях глобализации происходит постоянный рост разного рода внешних угроз, предотвращение которых возможно только при наличии сильного государства на федеральном уровне (Сагаан, 2011).

Процесс регионализации порождает множество структурных, правовых и социально-экономических проблем:

3380

- стремление регионов иметь максимально возможную экономическую самостоятельность и в то же время получать бюджетную поддержку для решения своих стратегических и текущих задач;

- возникновение противоречий и конфликтов в области использования природных ресурсов;

- усиление экономического протекционизма со стороны руководства регионов;

- обострение межнациональных противоречий и др.

Эта ситуация создает угрозу продовольственной и производственной безопасности. Подъем и динамичное развитие экономики развитых стран во многом зависят от наличия и расширения рынков сбыта готовой продукции и источников сырья. Для этих стран важно, чтобы обширный внутренний рынок России был открытым и по возможности больше зависел от зарубежных товаров и капиталов. Кроме того, международное разделение труда в конце XX в. претерпело серьезные изменения. Наиболее развитые страны переориентировались на высокотехнологичные отрасли, уступив лидерство в производстве продукции малорентабельных отраслей менее развитым и развивающимся странам. Происходит вывод из развитых стран экологически вредных, трудо- и ресурсоемких производств; вывозятся опасные отходы промышленности. К началу XXI в. это становится устойчивой глобальной тенденцией. Таким образом, инвестиции в Россию являются для развитых стран важным инструментом закрепления и усиления своего экономического господства и своих ТНК на мировых рынках.

С учетом сказанного необходимо выделить вопросы инвестиционной безопасности из совокупности проблем экономической безопасности России. Инвестиционная безопасность может быть определена как подсистема экономической безопасности. Такой подход предполагает изучение данных проблем во взаимосвязи с другими подсистемами национальной (экономической) безопасности. Инвестиционная безопасность должна обеспечиваться на основании концептуальных документов, устанавливающих комплекс целенаправленных мер и механизмов их реализации. Содержание инвестиционной безопасности любой страны заключается в исключении влияния иностранного капитала на принятие экономических и политических решений, обеспечивающих национальные интересы страны.

3381

Главная цель обеспечения инвестиционной безопасности России - устойчивый прогресс экономики при участии иностранного капитала. Необходимо максимально возможно гармонизировать интересы государства и иностранных инвесторов с учетом места и роли, отведенных российскими властями иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития. При этом инвестиционная безопасность не подразумевает препятствий или тотальных ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на российские, она предполагает лишь упорядочение этих процессов. В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, ситуация, угрожающая инвестиционной безопасности России, может формироваться на трех уровнях: международном, государственном и уровне частных инвесторов.

На международном уровне на динамику экономического развития отдельных стран, принимающих крупные инвестиции (в том числе России), могут оказать серьезное воздействие динамика и изменение направлений международных инвестиционных потоков, которые формируются в соответствии с направлениями внешней политики стран - источниками этих потоков, а также позиция международных организаций.

На государственном уровне влияние зарубежных стран на экономическую систему России возможно через их воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Государства-доноры, естественно, заинтересованы в преимуществах для своих компаний и прежде всего преследуют национальные интересы. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного инвестора может нести определенную потенциальную угрозу национальным интересам России, что следует учитывать при рассмотрении конкретных форм и направлений деятельности иностранного капитала в российской экономике.

На уровне частных инвесторов необходимо рассматривать отдельно крупные и небольшие компании, а также инвесторов -физических лиц. При этом следует принимать во внимание, что конкретные инвестиционные проекты в России во многом определены позицией крупнейших развитых стран, реализуемой через государственные и международные финансовые и политические институты; в случае же небольших компаний-инвесторов и физических лиц следует учитывать их стремление получить прибыль любыми способами.

Систему обеспечения инвестиционной безопасности можно определить как совокупность организаций и институтов, осуществляющих комплекс мер и устанавливающих механизм контроля инвестиционной деятельности на общенациональном и региональном уровнях, а также занимающихся выявлением, нейтрализацией и предотвращением проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала на российскую экономику. При этом принятие решений в сфере инвестиционной безопасности требует использования системы соответствующих показателей, например, динамики и структуры инвестиций2.

Важнейшими задачами системы экономической (в том числе инвестиционной) безопасности являются сбор, обработка и анализ информации, необходимой для разносторонней оценки экономической деятельности, осуществляемой при участии иностранных инвесторов; выявление проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на различные аспекты национальной экономики; выявление соответствия интересов инвесторов российским интересам; определение отраслевой и региональной (географической) структуры иностранных инвестиций и ее оптимизация; принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных проявлений экономической деятельности инвесторов и т.д. Некоторые из перечисленных задач призван решить Д.А. Медведевым в июле 2011 г. институт инвестиционных уполномоченных в регионах.

Крупнейшими экономическими площадками международного уровня являются инвестиционный форум «Сочи-2011» и Красноярский экономический форум (КЭФ). Первый КЭФ проведен в 2004 г., с 2007 г. он имеет всероссийский статус. Это площадка для диалога и консолидации усилий власти, бизнеса и общества в разработке и реализации программ модернизации России. Межрегиональный экономический форум в Геленджике впервые состоялся в начале сентября прошлого года. Экономические форумы проходят также в Москве, Иркутске, Орле, Перми. Результаты работы на подобных площадках, открытых для дискуссий, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны.

Для выполнения задачи по удвоению ВВП экономический рост должен составлять не менее 8% в год. Однако, согласно статистическим данным, в 1999 г. темп экономического роста составил 6,4%, в 2000 г. -

2 Пути стабилизации экономики России (1999; С 64). М.: Информэлектро.

3383

10%, в 2001 г. - 5,1%, в 2005 г. - 4,7%, в 2009 г. - 7,3%, 2010 гю - 7,1%. Из представленных данных видно, что достижение необходимых темпов экономического роста - задача практически невыполнимая для сегодняшней экономической ситуации. На данный момент исчерпаны практически все экстенсивные резервы повышения экономической эффективности. К тому же многочисленные ошибки в экономической политике создают непреодолимые преграды для нормального развития экономики страны. Эти недочеты и в будущем очень серьезно скажутся на состоянии нашей экономики. На сегодняшний день Россия все больше начинает приобретать черты сырьевой страны образца 19 века, постепенно ликвидируя все свои преимущества для успешного развития.

К минусам российской экономики можно отнести:

1. Отсутствие доверия населения, отечественных предпринимателей и иностранных инвесторов к действиям, которые осуществляет государство.

2. Недостаточный спрос на деньги. Люди не вкладывают их в Россию, а стремятся увезти капитал туда, где инвестиционный климат более благоприятный.

3. В России много денег, но они плохо работают. Возвращаясь к инвестиционной проблеме, можно отметить: мы вывозим сырье за границу, а наши перерабатывающие отрасли гибнут без поддержки и со стороны инвесторов, и со стороны государства.

4. Высококвалифицированные кадры, не находя достойного применения в своей стране, уезжают за границу.

5. По-прежнему высокий уровень коррупции тормозит развитие малого и среднего бизнеса, который является базой для рыночных отношений.

6. Огромная разница в уровне жизни жителей столичных мегаполисов и всего остального населения, особенно жителей глубинки.

7. Отсутствие единства интересов правительства и народа. К тому же назревает ухудшение инвестиционного климата и снижение деловой активности иностранного бизнеса в России в связи с делом ЮКОСа и усилением давления государства на бизнес. Тенденции нарастания антироссийских настроений среди западных партнеров, которые сопровождаются усилением антизападных настроений внутри страны и поиском новых стратегических партнеров, могут иметь долгосрочные экономические последствия.

3384

Эксперты МВФ, проанализировав экономическую ситуацию в России, пришли к выводу, что темпы инфляции в России слишком высоки, бюджетная дисциплина хромает, а структурные реформы буксуют. Это чревато тем, что экономический рост в стране, стремящийся к удвоению ВВП, в ближайшем будущем может прекратиться.

Ситуация на мировом рынке также неутешительна. В настоящий момент наблюдается активный рост цен на нефть, причиной которого называют все более возрастающий спрос со стороны Индии и Китая, где отмечается мощный экономический подъем. С одной стороны, это для России выгодно - повышаются доходы от продажи нефти на мировых рынках, с другой стороны, рост цен на «черное золото» вызовет увеличение денежной массы и рост инфляции. В перспективе это может привести к укреплению рубля и снижению конкурентоспособности отечественных товаров.

По мнению российских экспертов, наша страна уже в этом десятилетии начнет снижать экспорт нефти. Это связано с тем, что запасы нефти в разрабатываемых месторождениях сокращаются, а для освоения новых не хватает инвестиций, мощностей и знаний. Огромные запасы полезных ископаемых имеются на севере РФ, но из-за плохого его освоения воспользоваться ими мы не можем. Иностранные специалисты связывают экономический рост России не только с нефтью, но и с восстановлением хозяйственных связей России с предприятиями стран СНГ. Однако последние события заставляют усомниться в перспективах полноценных связей с ближним зарубежьем.

Недавние победы оппозиции в Грузии, в Киргизии приведут к тому, что сотрудничество с Россией, возможно, будет иметь прохладный характер. На очереди Казахстан и Азербайджан. Наблюдаемое валютное противостояние США и Китая выгодно только этим двум странам, ведь в ходе этой борьбы конкурентоспособность китайских товаров и американских ценных бумаг резко повышается, а весь остальной мир от ослабления доллара и юаня только страдает. Падение доллара создает угрозу глобального экономического кризиса.

Высокие темпы экономического роста позволяют нам догонять развитые страны и не отставать от наших конкурентов - Китая и стран СНГ. Целью экономической политики должно быть повышение конкурентоспособности страны. Для этих целей необходима более активная деятельность правительства по подготовке законопроектов,

3385

призванных увеличить темпы экономического роста в стране и совершить технологический прорыв; по обеспечению инвестиций в реальные сектора экономики, позволяющих развиваться этим секторам и производить конкурентоспособную продукцию; по развитию малого и среднего бизнеса в стране, формирующего средний класс и предоставляющего условия для развития рыночных отношений.

Заключение

Региональные и инвестиционные аспекты экономической безопасности тесно взаимосвязаны, поскольку инвестиции имеют конкретное территориальное размещение, а региональный инвестиционный климат и региональная инвестиционная политика являются составляющими общего инвестиционного климата страны и, соответственно, федеральной политики в этой сфере.

Выработка экономической и финансовой стратегии в условиях модернизации экономики, поиск новых управленческих моделей, привлечение инвесторов - главные вопросы, обсуждаемые сегодня на форумах, проводимых на территории нашей страны.

ИСТОЧНИКИ:

Абдулаева, З.З. (2011). Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан). Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 34, 42-50.

Баликоев, В.З., Гребенщикова, И.Д. (2010). Как преодолеть региональную асимметрию в России?. Экономическое возрождение России, 3, 6-14.

Кайсарова, В.П. (2011). Изменение парадигмы государственного стратегического

управления и ее влияние на модернизацию сферы общественных услуг крупного города. Экономическое возрождение России, 3, 32-36.

Медведева, Л.Н., Гончарова, Е.В., Старовойтов, М.К. (2011). Инновационная политика как фактор ускоренного развития социально-экономической сферы среднего города. Экономическое возрождение России, 1, 60-72.

Морозов, С.И. (2010). Методологические аспекты формирования региональной

социально-экономической политики. Экономическое возрождение России, 4, 107112.

Морозов, С.И. (2011). Факторы эффективности региональных инновационных систем. Экономическое возрождение России, 3, 142-150.

Сагаан, К.Б.О. (2011). Методы реализации промышленной политики регионального уровня. Экономическое возрождение России, 3, 155-161.

3386

Старовойтов, М.К., Медведева, Л.Н. (2009). Формирование модели эффективного

распределения инвестиционных потоков в городе. Экономическое возрождение России, 1, 51-57.

Фролов, В.И., Агафонова, Е.О. (2011а). Методы оценки сельских территории для

обоснования программ их развития. Экономическое возрождение России, 2, 54-69.

Фролов, В.И., Агафонова, Е.О. (2011Ь). Сущность, принципы и обоснование программ

устоИчивого развития сельских территории. Экономическое возрождение России, 3, 10-18.

Хаджалова, Х.М. (2015). Анализ и оценка экономической безопасности регионов северокавказского федерального округа. Российское предпринимательство, 16(3), 441452.

Шамликашвили, В.А. (2010). Инновационная восприимчивость региона. Экономическое возрождение России, 3, 136-142.

Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г. (2012). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/Main.htm

Ишаев, В.И. (2002, 22 ноября). О стратегии развития государства на период до 2010 года (Доклад). Режим доступа:

http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2002/11/22/29414.shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nigara E. Eminova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Information Technologies, Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala

The investment security of Russia under the conditions of globalization

ABSTRACT:

In the conditions of constantly changing economic environment, it is critically important for investors to secure their investments. This article is devoted to a relevant issue - the investment security of Russia. The scope of threat and the actual damage inflicted to the country's economic safety put the issue of Russia's investment security into the forefront of social life.

KEYWORDS: investment climate, investment security, globalization, national security, economic security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.