8 (65) - 2008
Инновации и инвестиции
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(на примере Республики Башкортостан)
и.ф. зиннуров
Министерство земельных и имущественных отношений республики Башкортостан
И.А. СИтноВА, кандидат экономических наук Башкирский государственный университет
Главными условиями реализации стратегии долговременного устойчивого функционирования и стабильного развития местного хозяйства, неуклонного роста благосостояния населения являются комплексная реализация его социально-экономического потенциала, воссоздание и развитие производственной и социальной инфраструктуры, организация эффективного движения финансовых и материальных потоков на основе совершенствования механизма управления инвестиционными процессами.
Инвестиции, являясь одним из основных факторов экономического роста, призваны наращивать материально-техническую базу производственной и непроизводственной сфер, обеспечивать внедрение новых технологий, способствовать росту количества предприятий и рабочих мест, повышению качества человеческого капитала. Поэтому вопросы формирования инвестиционных ресурсов местной экономики, поиска и привлечения инвесторов, стимулирования инвестиций, экспертизы и реализации инвестиционных программ и бизнес-проектов приобретают для муниципальных образований важнейшее стратегическое значение.
Специфический характер субъекта и объекта муниципальных инвестиций определяет и особый подход к управлению инвестиционными процессами на местном уровне. К их числу относятся, в частности, необходимость ориентации инвестиционных процессов на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, создание благоприятных условий для предпринимательской де-
ятельности хозяйствующих субъектов, стимулирование частнокоммерческой инициативы по осуществлению инвестиционных вложений в местную экономику.
Роль и место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями определяется, с одной стороны, равенством органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. С другой стороны, тем, что органы местного самоуправления как носители публично-властных отношений устанавливают и контролируют соблюдение общеобязательных правил инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
В настоящее время в Республике Башкортостан происходят значительные изменения в отраслевой структуре производства и характере воспроизводственных процессов: становится более определенной рыночная направленность процессов трансформации, создаются новые формы собственности и хозяйствования, формируется институциональная инфраструктура, способствующая переориентации регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на новый тип экономических отношений. Все это оказывает значительное влияние на характер и содержание процессов инвестиционного обеспечения социально-экономического развития регионов.
Объем инвестиций в основной капитал всех предприятий Республики Башкортостан характеризуется постоянно растущим трендом и за период с 2000 по 2006 г. увеличился в три раза (с 35 497 млн руб. —
в 2000 г. до 104 108 млн руб. - в 2006 г.). При этом объем инвестиций в малые предприятия увеличился в 9,45 раза, в средние и крупные — в 2,42 раза. Однако несмотря на значительный рост относительного показателя, в абсолютном выражении инвестиции в малые предприятия в 2006 г. составили 24 860 млн руб., в то время как инвестиции в средние и крупные предприятия — 77 900 млн руб. Около половины объема инвестиций (48,6 %) по-прежнему финансируется за счет собственных средств предприятий. За счет амортизационных отчислений обеспечено
21.3 % общего объема инвестиций, за счет прибыли — 24,6 %. За счет привлеченных средств формируется
51.4 % инвестиций. В общем объеме инвестиций по сравнению с 2005 г. увеличилась доля кредитов банков — с 8,1 % до 9,2 % и доля бюджетных средств — с 17,2 % до 24,3 %. Доля прочих источников (средств других организаций) составила 15,5 %'.
Структура инвестиций в разрезе форм собственности свидетельствует о доминировании частных инвестиций и отражает характерную, как и для Российской Федерации в целом, тенденцию повышения интересов частного бизнеса и усиления его позиций в финансировании производственной и непроизводственной сфер. Так, доля частных инвестиций в общем объеме в 2006г. составила 35,5 %, что в три раза превышает показатель 2000г. Одновременно происходит сокращение государственных инвестиций (с 32,1 % — в 2000г. до 18,2 % — в 2006г.). А доля муниципальных вложений (с 12,3 % — в 2000 г. до 10 % — в 2006г.)2 мизерна и не обнаруживает тенденцию к устойчивому росту Это вызывает в условиях формирования новой системы финансового обеспечения местных территорий вполне обоснованное опасение и требует разработки муниципальных механизмов инвестиционного обеспечения территорий.
Для экономики Республики Башкортостан характерны значительные структурные диспропорции народного хозяйства, неравномерное размещение промышленных предприятий по территории. Основная часть стабильно и устойчиво работающих, ориентированных на внешние рынки конкурентоспособных промышленных предприятий размещена в центральном, южном и западном экономических районах (нефтедобыча, нефтепереработка, химическая промышленность, цветная металлургия). Наметилась устойчивая тенденция снижения доли традиционных отраслей, ориентированных на внутренний рынок (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, производство строительных материалов).
1 Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Башкортостан. Стат. сб. — Уфа: Башкортостанстат, 2007. С. 14 — 16.
2 Там же.
Отрицательные последствия нарушения пропорций в территориальной организации производительных сил проявляются и в неравномерном распределении средств из государственного бюджета между муниципальными образованиями, и в значительной разнице в доходах населения (прежде всего, в заработной плате), и в росте нерегулируемой миграции населения из слаборазвитых в социально-экономическом отношении районов в более развитые.
С целью выявления эффективных направлений инвестирования в социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Башкортостан нами была проанализирована корреляционная связь между уровнем их инвестиционного обеспечения и динамикой социально-экономических показателей.
Как показали результаты исследования, благополучные в плане инвестиционного обеспечения муниципальные территории характеризуются более высокими показателями социально-экономического развития (см. табл.).
В группу территорий с высоким уровнем инвестиционного обеспечения вошли промышленные города и районы с высоким потенциалом производственного развития, прежде всего, в таких тяжелых и инвестиционноемких отраслях, как нефтедобыча, нефтепереработка, машиностроение. Доля инвестиций муниципальных образований данной группы в общем объеме вложений в основной капитал по республике в 2006 г. составила 65 %, в малые предприятия — 62 %, в крупные и средние предприятия — 70 %3.
Группу муниципальных образований со средним уровнем инвестиционного обеспечения составляют малые и средние города, экономика которых является монопрофильной, что обеспечивает стабильный, но не очень высокий приток инвестиций в основной капитал. Также в данную группу входят относительно благополучные сельские районы, обеспечивающие основной объем производства сельскохозяйственной продукции республики. Доля инвестиций муниципальных образований данной группы в общем объеме вложений в основной капитал в 2006 г. составляет 24 %, в малые предприятия — 23 %, в крупные и средние предприятия — 24 %4.
Группа муниципальных территорий с низким уровнем инвестиционного обеспечения представлена в основном сельскими районами, расположенными на севере и северо-востоке республики. Значительные массивы лесных угодий, малая заселенность территорий, преимущественно сельскохозяйственная специализация районов данной
3 Социально-экономическое положение районов Республики Башкортостан. Стат. сб. — Уфа: Башкортостанстат, 2007. С.90-93.
4 Там же.
Показатели социально-экономического развития регионов с различным уровнем инвестиционного обеспечения (за 2006 г.) *
Показатели социально-экономического В целом Регионы с высоким Регионы со средним Регионы с низким
развития по республике уровнем инвести- уровнем инвестиций уровнем инвести-
(61 МО) ций (10 МО) (16 МО) ций (35 МО)
Численность населения, чел. 4063409 1521715 1239071 1256295
Общий объем инвестиций, млн руб. 104108 67162,9 23583,8 11230,1
Общий объем инвестиций на д. н., тыс. руб. 25,62 44,14 19,03 8,94
Производство промышленной продукции 92,92 195,25 84,39 21,78
на д. н., тыс. руб.
Производство сельскохозяйственной про- 22,74 8,51 19,17 29,39
дукции на д. н., тыс. руб.
Стоимость основных производственных 86,69 291,77 72,65 46,66
фондов на д. н., тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата одного 7,36 11,06 7,21 5,76
работника, тыс. руб.
* Источник: Социально-экономическое положение районов Республики Башкортостан. Стат. сб. — Уфа: Башкортостанстат, 2007. С. 72 - 93.
** На д. н. — на душу населения.
группы предопределили слабую инвестиционную обеспеченность муниципальных образований. Несмотря на то, что к данной группе нами отнесено 35 из 61 муниципального образования, объем инвестиций в основной капитал в 2006 г. составил 11 %, в малые предприятия — 15 %, в крупные и средние предприятия — 6 %5.
Таким образом, во всех анализируемых группах муниципальных образований прослеживается определенная корреляционная зависимость результатов производственной и сельскохозяйственной деятельности от объема инвестиционных вложений. Так, группа территорий с низким уровнем инвестиционного обеспечения при доле инвестиций в общем объеме, равной 12 %, имеет удельный вес в произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, равный 19 %. Для высокообеспеченных инвестициями муниципальных образований данное соотношение составляет, соответственно, 65 % и 58 %; для территорий со средним инвестиционным обеспечением — 23 % и 23 %.
Сложившаяся ситуация отражает тенденции, характерные для нынешнего курса стратегического развития республики с традиционным акцентированием внимания на промышленные зоны и производственные комплексы, имеющие высокую фондоемкость, ресурсоемкость, трудоемкость и незначительную по объемам прибыль от основной деятельности. В то же время такие перспективные направления и отрасли, как сельское хозяйство, традиционные народные промыслы, сфера услуг, туризм и т. д. так и остаются малопривлекательными для инвесторов. Это не толь-
5 Социально-экономическое положение районов Республики Башкортостан. Стат. сб. — Уфа: Башкортостанстат, 2007. С. 90 — 93.
ко результат пассивности органов местного самоуправления, которые неохотно включаются в процессы привлечения средств в развитие своих территорий и расположенных на них предприятий, но и осуществляемой в республике инвестиционной политики, которая слабо ориентирована на поощрение инвестиционной активности на местах, на стимулирование деятельности органов местного самоуправления по повышению инвестиционной привлекательности территории, привлечению частных и государственных инвестиционных ресурсов, используя всевозможные способы, методы и технологии.
Несмотря на то, что в Республике Башкортостан ведется работа по выстраиванию инвестиционной политики, учитывающей интересы муниципальных территорий, оптимальный механизм инвестиционного обеспечения муниципальных образований пока еще не сформирован. В процессе управления территориями необходимо применять современные управленческие технологии, в том числе муниципальный маркетинг, использование которого означает превращение местных органов власти в особого рода партнера для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своей территории при принятии решений по ее комплексному социально-экономическому развитию, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими.
Перспективной формой активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного бизнеса на муниципальном уровне является частно-муниципальное партнерство, предполагающее объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной
и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.).
Решению социально-экономических проблем развития муниципальных образований может способствовать создание республиканской сети территориальных или муниципальных бизнес-инкубаторов, основными целями которых являются создание благоприятных условий для организации и становления новых предприятий, ориентированных на местную экономику, участие в формировании поэтапной комплексной системы развития и поддержки предпринимательской деятельности, а главное, содействие развитию цивилизованного, профессионального и грамотного предпринимательства.
При совместных слаженных действиях муниципалитетов республики и бизнес-инкубаторов на основе продуманной стратегии социально-экономического развития и соответствующих программ роль органов местного самоуправления в содействии малому предпринимательству может кардинально повышаться. Будет повышаться и эффективность работы самих бизнес-инкубаторов, которые со своими технологиями и услугами подобны системе речных шлюзов, помогающих предпринимателям пройти сложный и извилистый путь в начале становления собственного дела и выйти в бурное море бизнеса.
К числу приоритетных направлений частно-муниципального партнерства можно отнести также привлечение крупных инвестиций к финансированию общественно значимых для территорий проектов, получение муниципалитетами доступа к рынкам частных капиталов, развитие отдельных предприятий и отраслей за счет привнесения технического и управленческого опыта, повышение качества, доступности и экономической эффективности предоставляемых муниципалитетами услуг.
Факторами, мешающими развитию частному-ниципального партнерства, являются неразвитость законодательной базы, отсутствие необходимых знаний и соответствующего опыта, плохая информированность о преимуществах данной формы взаимодействия бизнеса и местной власти, недостаточная заинтересованность и слабые стимулы у администраций муниципальных образований к активизации деятельности по привлечению инвестиций и развитию предпринимательского сектора как важнейших условий территориального развития в современных условиях.
Использование новых форм взаимодействия субъектов местной экономики невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата на му-
ниципальной территории, к основным направлениям формирования которого необходимо отнести:
• осуществление комплексных действий по привлечению инвестиционных ресурсов на территорию муниципальных образований, в том числе путем использования льгот по местным налогам и сборам, отсрочки платежей, снижения арендной платы и платы за землю и т. п.;
• содействие в поиске инвесторов (включая инвестиции из федерального и регионального бюджетов) для реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования;
• внедрение современных управленческих технологий в процессы регулирования инвестиционных потоков на муниципальном уровне;
• содействие субъектам малого предпринимательства в получении доступа к современным технологиям и оборудованию через развитие лизинга и создание научно-производственных центров;
• создание городских и районных маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов, формирование привлекательного «имиджа» муниципального образования, организация оптовых рынков, ярмарок, выставок и т. п.;
• формирование республиканской сети муниципальных бизнес-инкубаторов как особой формы взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса.
Сегодня инвестиционная активность органов местного самоуправления становится основополагающим фактором социально-экономического развития территорий. Имеющийся в стране и республике положительный опыт успешного привлечения частных инвестиций с позиции партнерства и сотрудничества со стороны региональных и муниципальных органов власти свидетельствует о перспективности и эффективности такого взаимодействия, которое должно стать основой современного инвестиционного механизма на муниципальном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еникеев З. И., Кунакбаев Р.Х. Правовые основы развития местного самоуправления // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2005. № 6. С. 44-50.
2. Местное самоуправление: стратегические направления развития. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: МОНФ, 2005. — 297 с.
3. Швецов А. Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 200 с.