- цикл, включающии целую сеть устройств самообслуживания, банковских отделений и других точек по приему и выдаче наличности, а также банковское хранилище.
Считается, что чем короче цикл обращения наличности, темэффективнее организация управляет используемой денежной массой.
Нужны или не нужны системы управления потоками наличных денег в кредитных организациях - наверное, так вопрос ставить уже неправильно. Если банк хочет соответствовать требованиям текущего момента, не от* ставать от конкурентов (а правильнее - опережать их), развиваться технологически и организационно как минимум в области работы с денежной наличностью, да и просто больше зарабатывать, то ответ будет один -конечно, нужны (это уже почти сродни ответу на вопрос, руками ли считать деньги). Другая проблема: таких систем на рынке немало, а департамент информационных технологий предложит написать свою. Что выбрать? С момента появления на российском рынке такие системы, заменив собой профильные "калькуляторы", при минимальном различии в спектре решаемых ключевых задач сразу начали отличаться друг от друга по цене, иногда на порядок, и сразу же попытались привлечь пользователя прежде всего количеством сервисов и декларируемой глубиной проработки математического аппарата, а заодно его сложностью. По сути ничего не изменилось, кроме количества предлагаемых систем. И главное - так и не появились общедоступные количественные сравнительные оценки качества таких систем (или методики такой оценки, желательно в привязке к полной их стоимости). Изложенные факты говорят о некоторых важных вещах, а именно: никаких принципиальных различий (кроме цен) между предлагаемыми продуктами не было и пока не появилось, а различия непринципиальные часто сводятся к красивой упаковке и навязыванию не всегда нужных дополнительных услуг.
Таким образом, выбирая систему управления потоками наличных денег, банки порой вынуждены брать все ее характеристики по отдельности (кроме ключевой, разумеется) и анализировать их важность, сопоставляя с ценой "удовольствия", И если ключевая характеристика - операционная эффективность, или (упрощенно) экономия, понятна и оценивается относительно просто, то различные сервисы не всегда так однозначны.
Литература:
1. Бабурина H.A. Особенности и тенденции регионального развития коммерческих банков Рос сии и других стран / H.A. Бабурина, К.А. Чередое, Е.А. Тарханова// Экономика. Бизнес, Банки. - 2017.
- №3 (20). - С. 20-35
2. Демидович A.A. Анализ экономической безопасности банкоматов с функцией CASH-RKYCLÍNG / A.A. Демидович, И.А. Демидович // Вектор экономики. - 2018. - № 10 (28). - С. 68-/4.
3. Зерновз Л.Е. Теоретические осноеы упраеле-г ния банковскими операциями / Л.Ё. Зернова // Вектор экономики. - 2020. - [Электронный ресурс) - Режим доступа - URL: http://www. vectoreconomy.ru/images/pub!ications/2020/1/ fi nancea ndcredit/Zemova. pdf
4. Ивлиев М.Й. Анализ состояния и перспективы функционирования банковских программно-технических устройств самообслуживания В Российской Федерации / М.И. Ив лиев, Н.В. Коротаева // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. -№11. Том 11. - С. 18-23.
5. Магвейчук A.A. Вопросы безопасности платежных терминалов и банкоматов / A.A. Мат в ей чу к // Журнал экономических исследований. - 2018. №6.Том 4.-С. 115-120.
6. Помогаева, Е.А. Роль технологий в трансформации модели банковского бизнеса / Е. А. Помогаева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - №4(25). - С 241 ■ 243.
7. Тарханова Е.А. Коммерческие банки в совре менной России: факторы устойчивого функционирования / Е.А. Тарханова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №1. - С.87-95
8. Толмачева Е.М. Рынок факторинга как альтернатива краткосрочного кредитования малого и среднего бизнеса / Е.М. Толмачева // Экономика и управление. - Экономика и управление, - 2020,
- № 1 (1 71), - Т. 26. - С, 94-99.
О CU о OJ
-О X
я
ST
со си Z
ск
S
25
INVESTMENT TO JUVENILE POTENTIAL AS A REQUIREMENT OF NFO INDUSTRIAL PRODUCTIVE FORCES REPRODUCTION
flyakova Irina Evgen'evna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Theoretical Economics and Economic Security; National Research Mordovia State University named after N.R Ogarev, Saransk
A feature of the current stage of economic development is the process of changing the technological structure. In a strategic perspective, the competitiveness of the domestic economy is possible if de-industrialization is overcome and neo-industrial productive forces are reproduced. The article substantiates that the key factor in the formation of the productive forces of the future is investing in the human potential of young people. The essence and directions of such investments are examined, imbalances and negative manifestations are identified, which should
be eliminated as part of the consistent implementation of the strategy of investing in the human potential of young people.
Keywords: juvenile potential; human capital; investment in juvenile potential; neoindustrial productive forces. DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.4
УДК 330,322.3 ВАК РФ 08,00,01
i Ияжова И I., 2020
ИНВЕСТИЦИИ В ЮВЕНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НЕОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
Особенностью текущего этапа экономического развития является процесс смены технологического уклада, В его условиях конкурентоспособность отечественной экономики возможна в случае преодоления деиндустриализации, воспроизводства неоиндустриальных производительных сил, В статье обосновано, что ключевым фактором формирования производительных сил будущего являются инвестиции в ювенальный потенциал общества. В статье изучены их сущность и направления, выявлены диспропорции и негативные проявления в структуре человеческого потенциала молодежи, требующие устранения в рамках последовательной реализации стратегии инвестирования в ювенальный потенциал.
Ключевые слова; ювенальный потенциал; человеческий капитал; инвестиции в ювенальный потенциал; неоиндустриальные производительные силы.
ИЛЯКОВА Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследова тельский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
В научных источниках стратегии, условия и факторы инновационного развития изучены достаточно подробно. Наиболее обоснованной представляется позиция ученых, обосновывающих необходимость практической реализации концептуальных положений неоиндустриальной парадигмы, в соответствии с которой ключевыми условиями преодоления деиндустриализации являются: формирование новой технологической основы, производительных сил, соответствующих характеру и уровню сложности стоящих перед экономикой задач. В основе формирования производительных силы будущего - работники, занятые в интеллектуальной сфере и имеющие высшую квалификацию, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими эксплуатировать сверхсложное оборудование. Ученые также прогнозируют, что производительной силой грядущего шестого уклада будет являться наука. С учетом сказанного, а также того, что становление нового технологического уклада происходит в недрах предыдущего, на современном этапе необходимо обеспечить должное внимание воспроизводству человеческого капитала будущего. Один из факторов, определяющих перспективы решения этой задачи - инвестиции в ювенальный потенциал общества. Научная гипотеза базируется на предположении о том, что последовательная реализация стратегии инвестирования в сферы, обеспечивающие воспроизводство ювенального потенциала общества (здравоохранение, образование, культура и др.) позволит создать предпосылки для активного формирования, сбережения и использования человеческого потенциала молодого поколения с качественными и количественными параметрами, отвечающими требованиям современного этапа социально-экономического развития и экономики будущего. Цель исследования состоит в обосновании инвестиций в ювенальный потенциал в качестве фактора воспроизводства производительных сил неоиндустриальной экономики.
Концепция ювенального потенциала базируется на работах Т. Шульца [3] и Г, Беккера (1), благодаря которым в 1960 г, прошлого века в научный оборот были введены понятия "человеческий капи-
тал" "инвестиции в человеческий капитал", С. Кузнеца, доказавшего, что одним из факторов развития на национальном уровне является приращение человеческого капитала, Дж. Минцера [2] и других ученых. Разграничивая понятия "человеческий капитал" и
объекты инвестирования в ювенальный потенциал.
Наука
Ювенальный потенциал
Образование
человеческий потенциал , мы исходим из того, что капитал является экономическим активом, потенциал - более общим понятием. Человеческий потенциал трансформируется в капитал, т. е. становится фактором экономического развития в случае обеспечения определенных условий. Проблема необходимости развития ювенального потенциала российского общества была сформулирована в работах Е. Г, Слуцкого [15]. В настоящее время под юве-нзльным потенциалом понимается часть социального потенциала, который представляет собой совокупность демографического, трудового, образовательного, интеллектуального, культурно-духовного потенциала молодого поколения [6]. Ювенальный потенциал экономики также можно определить как совокупность индивидуальных потребностей, интеллектуальных способностей и готовности представителей молодого поколения участвовать в общественно-необходимых инновационных видах деятельности.
Молодежь - социально-демографическая группа, от количественных и качественных свойств которой в значительной мере зависят стратегические перспективы: возможности устойчивого инновационного развития экономики или ее деградация. К молодому поколению (молодежи) принято относить людей в возрасте 15-29 лет. Под инвестициями в ювенальный потенциал нами понимаются социально-экономические отношения по поводу вложения финансовых и иных ресурсов е социальную среду, инфраструктурные объекты и сферы, обеспечивающие воспроизводство, сбережение и капитализацию ювенального потенциала общества с учетом требований и критериев стратегического инновационного развития. Инвестирование в ювенальный потенциал предполагает кредитование с ожиданием эффективной отдачи в долгосрочном периоде. На рисунке 1 представлены
1Т-
инфраструктура
Здравоохранен ие
Культура и искусство
Рисунок 1 - Объекты инвестирования в ювенальный потенциал
Для обеспечения качеств, требующихся для трансформации ювенального потенциала в ресурс инновационного развития, необходимо 15 - 20 лет. Следует учитывать, что основные вложения в человеческий потенциал осуществляются в возрасте от 14 до 29 лет. Для него характерны инвестиции, связанные с получением образования. В этом возрасте происходит осознанный выбор будущей профессиональной сферы деятельности и соот-: ветстеующая подготовка. Для рассматриваемого жизненного этапа характерны активные занятия спортом. Несмотря на то, что количество случаев обращения за медицинской помощью ниже, чем на прочих этапах жизни, возможность ее получения имеет важное значение. Молодые люди, основываясь на жизненном опыте, определяют свое место в мире и ценностные ориентиры {табл. 1).
О
си о си
-О X
я ^
со си г
Ё
27
Период жизни Молодость Зрелость Пожилой возраст
Возраст, лет 0-13; 14-19 20 - 29 лет 30 - 65 лет 66 лет и более
Фаза воспроизводства Формирование ювенального потенциала (медико-биологических качеств и компетенций, необходимых для трудовой деятельности) Наращивание, сбережение ювенального потенциала (получение профессионального трудового опыта) Поддержание и модернизация (обучение на рабочем месте, повышение квалификации, переподготовка) Поддержание и сохранение
Таблица 1 - Этапы воспроизводства человеческого потенциала [15]
Рисунок 2 - Типовые зависимости, характеризующие интенсивность амортизационных компонентов ЧК в зависимости от возраста: А - амортизация образовательной сферы; 6 - амортизация сферы здоровья, В - амортизация сферы культуры [8]
Представляется важным учесть фактор амортизации (потери ценности) человеческого капитала. Так, амортизационная кривая для
образовательного капитала имеет нелинейный вид. При построении амортизационной кривой для капитала здоровья учтено, что в период от 15 до 45 лет амортизация здоровья не изменяется. Характер амортизационной кривой, построенной для сферы культуры, объясняется тем, что в юном возрасте люди склонны переосмысливать ценности и переоценивать взгляды на социально-экономические события (рис. 2).
Для оценки инвестиций в человеческий потенциал (с учетом возрастных особенностей представителей молодого поколения, а также исходя из системы статистических показателей, разрабатываемых Федеральной службой государственной статистики РФ) ученые РАН предложили следующую систему показателей (табл. 2) [8].
Таблица 2 - Индикаторы инвестиций в различные сферы ювенального потенциала в РФ [7,8,13]
Информация, систематизированная в таблице 2, позволяет констатировать следующие тенденции и факты. В сфере образования наблюдается снижение государственных расходов в расчете на одного обучающегося в уч-
реждениях среднего профессионального и высшего образования, объем платных образовательных услуг на душу населения, напротив, увеличивается. Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на здравоохранение имели тенденцию к увеличению (на 30,7% за рассматриваемый период). Тем не менее, доступность медицинских услуг снизилась: уменьшилось как количество больничных коек, так и число занятых в здравоохранении. 8 некоторой мере потенциальные негативные последствия описанной ситуации компенсированы увеличением государственных расходов на физическую культуру и спорт и увеличившуюся пропускную способность спортивных учреждений. 8 качестве позитивного фактора считаем возможным отметить увеличение расходов на развитие культуры.
По мнению М. Спенса, чрезмерное инвестирование в образование часто является экономически неэффективным с позиции общества в целом [4]. Обозначенная точка зрения базируется на положениях теории образовательных сигналов, согласно которой получение образования -возможность продемонстрировать потенциальным работодателям наличие способностей, оцененных по ряду формальных критериев, Ее сторонники утверждают, что образование способствует повышению общественного благосостояния, только в том случае, когда оно действительно создает человеческий капитал, Если же документы, подтверждающие наличие образования, выполняют исключительно "сигнальную" функцию, то такое образование не представляет собой общественной ценности. Для современного состояния сферы образования в РФ характерна следующая диспропорция: с одной стороны, фиксируется массовость высшего образованиям с другой -дефицит высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей. Согласно оценок Международной организации труда, дос-
Сфера Индикатор Годы
2014 2015 2016 2017 2018
Образование и навыки Государственные расходы на среднее профессиональное образование, в расчете на 1 обучающегося, тыс. руб. (в постоянных ценах 2017 г.) 119,8 109,9 108,5 107,3 114,9
Государственные расходы на высшее образование, в расчете на 1 обучающегося, тыс. руб. (в постоянных ценах 2017 г.) 350,9 347,3 329,2 318,5 314,5
Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования, в расчете на 1 члена домохозяйства в год, руб. 1766 2154 1591 1544 -
Объем платных образовательных услуг на душу населения, руб. 3330,4 3686,2 3867,8 4176,5 -
Здравоохранение, физическая культура, спорт Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на здравоохранение, млрд руб. 2532,7 2861,0 3124,4 2820,9 3315,9
Число больничных коек на 10 ООО чел. населения, тыс. коек 86,6 83,4 81,6 80,5 79,9
Среднегодовая численность занятых в здравоохранении, тыс. чел. 4496 4496 4463 4450 4404
Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на физическую культуру и спорт, млрд руб. 253,6 254,9 262,3 327, 331,5
Единовременная пропускная способность спортивных учреждений, тыс. чел. 7365 7735 7903 8310 8540
Молодежь в возрасте 15-29 лет, занимавшаяся какими-либо видами активного отдыха, % 67,7 - 68,6 - 52,9
Культура Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на культуру и кинематографию, млрд руб. 410,0 395,6 422,8 492,9 528,2
Количество вновь вышедших книжных изданий, тыс. 112,1 112,6 117,0 117,4 116,9
400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
■
таточно ограниченными являются возможности для развития промышленного сектора в тех странах, где имеют место диспропорции в структуре граждан по образовательному признаку, а доля лиц, имеющих высшее образование, превышает долю, имеющих среднее профессиональное образование, более, чем на 20% [5]. Еще одной диспропорцией, препятствующей обеспечению высокого уровня юве-нального потенциала, является то, что вузовское образование в России все более заметно "тяготеет" к подготовке выпускников экономико-управленческих специальностей [б], в то время как значимым условием инновационной трансформации отечественной экономики является расширение сферы подготовки инженерно-технических кадров на основе достижений современных техники и технологий. Уже в настоящее время дефицит высококвалифицированных инженеров оценивается в 35%. [14].
В силу того, что образование - ключевой фактор воспроизводства человеческого потенциала, доходность инвестиций в эту сферу - предмет многочисленных научных исследований. Так, например, Г. Беккер оценил частную норму доходности в образование на уровне 13%, а общественную, учитывающую косвенные налоги, - в диапазоне от 12,5 до 25 % Щ. Оценка нормы доходности инвестиций в образование на основе уравнения регрессии, сделанная Дж. Минцером, укладывается в диапазон от 5 до 15 % [2].
Считаем возможным, обратить внимание на тот факт, что уровень финансирования образования в России заметно ниже, чем в развитых экономиках (рис. 3).
С позиций концепции неоиндустриального развития, воспроизводство ювенального потенциала - наукоемкий процесс. На современном этапе происходит снижение общей численности исследователей. Тенденция сокращения количества молодых исследователей (в возрасте до 29 лет) имеет еще более выраженный характер. За период 2010-2018 гг. значение показателя уменьшилось на 15%.
36В915 868915 37¿610 569015 373905 379411 570379 359793
75491 ||
■
■
71491
66571 ■
606 34 ||
О
си о си
-О X
я ^
со си г
3,5
I
^ У
у
Рисунок 3 - Расходы на образование в странах С7 и Российской Федерации в 2017 г., в %от ВВП [11]
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 ¥ Б Бозрзсга да 23 Я Всего
Рисунок 4 - Динамика численности исследователей в возрасте до 29 лет в РФ за 2010-2018 гг., человек [13]
В таблице 3 представлена информация о государственных расходах, направленных на вовлечение молодежи в науку.
Из информации, представленной в таблице, следует, что на протяжении рассматриваемого периода увеличивались государственные расходы на вовлечение молодежи в научную деятельность, количество задействованных организаций и молодых людей. Как известно, критическую массу технологий, соответствующих шестому укладу формируют: нанотехнологии, биотехнологии, системы искусственного интеллекта, информационные и космические технологии и другие. Перечисленные направления научной деятельности, интерес к которым формируют мероприятия молодежной политики, с ними коррелируют. Таким образом, в результате проведенного исследования, нами обоснованы ключевые роль и значение ювенального потенциала в качестве фактора воспроизводства производительных сил будущего, В настоящее время сохраняются диспропорции в системе социально-экономического развития. Целью инвестировало1-1' ния в ювенальный потенциал является преодоление противоречия между инновационными качествами человеческого капитала и критериями трудовых ресурсов неоин-дусгриальной экономики будущего.
¡фт У Ё
29
Таблица 3 - Финансирования расходов на вовлечение молодежи в инновационную деятельность в рамках реализации государственной молодежной политики в 2017-2018 гг, [12]
Направление Объ финанси| тыс. ем ювания, руб. Количество выданных грантов, ед. Объем фантовых средств, ТЫС. руб. Численность задействованной молодежи, чел. Количество детски/, и молодежных общественных объединений, ел-
Бюджет субъекта РФ Местный бюджет
2017 rq Д
Ьломедицинэ 161 S3 8Ш 83 6 033 6S53 55
Промышленные технологии 26 741 4 311 140 27302 32356 265
Аэрокосьюс 2 341 241 5 1316 5954 176
Сельское хозяйство 37 sea 19116 153 43 057 58 035 481
II и робототехника 187 538 23 307 145 27 174 140 651 1 587
Другие 459 248 61 775 849 75 481 306695 1 862
201В rq Д
Ьиомедицинэ 57 752 44 85 20 547 9732 64
Промышленные технология 75 107 1 817 144 31 796 26 052 129
Аэрокосмос 2 940 380 14 3 053 22 274 140
Сельское хозяйство 89 912 9 876 190 144 042 45 537 360
IT и робототехника 5 801 931 30 739 159 46 360 235 046 2 023
Другие 323 804 76 629 893 127 566 900 190 2 442
2019 rq Í
Биомедицина 16 192 3 040 54 7 039 19 773 63
Промышленные технологии 3S762 707 141 32 324 171 503 146
Аэрокосмос 2 489 571 17 22 079 13 326 111
Сельское хозяйство 78 569 15 S67 192 119 106 61 176 500
IT и робототехника 325161 203 008 1S7 61 410 319276 3 375
Другие 421 572 101 547 595 67 430 633 582 2 636
Литература:
1. Becker G,S. Human capita!: a theoretical and empirical analysis with special reference to education. N.Y.: Columbia University Press, 1964,
2. Mincer J, Schooling, experience and earnings. N.Y.: Columbia University Press, 1974.
3. Shulz T. W. Investment in human capital // The American Economic Review. 1961. Vol, 51. No. P. 1-17.
4. Spence M. job market signaling //Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87, No. 3. P. 355 - 374.
5. Илякоеа И.Е. Воспроизводство интеллектуального капитала национальной экономики е условиях формирования нового технологического уклада // Вестник Евразийской науки. - 2019. №5. https://esj.today/PDF/68ECVN519.pdf.
6. Ил Якова И.Е., Лизина О. М., Слушай О.С Ювеналь-ный потенциал как фактор инновационного развития экономики //Экономика и управление: Проблемы, решения, 2018.-Т. 5,- № 11. -С. 69-78.
7. Индикаторы образования: 2020 : статистичес кий сборник / Н.В. бондарен ко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". -М. : НИУ ВШЭ, 2020. - 496 С.
8. Качество образования, эффективность НИОКР и экономический рост: Количественный анализ и математическое моделирование / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук "Экономика и социология науки и образования". - М. : ЛЕНАНД, 2016. -352 с
9. Никонова А. Потенциал и инструменты роста инновационных производств в процессе формирования нового уклада экономики: системный подход // Экономист. - 2018. - !\!й 10. - С 20-40.
10. Новая индустриализация России: стратегические приоритеты страны и возможности Урала: монография / под ред. С. Д, Ьодрунова, Я, П. Силина, В. Т. Рязанова, Е. Г. Анимицы. - Екатеринбург : Изд во Урал. гос. экон. ун-та, 2018, - 317 с.
11. Официальный сайт Всемирного банка {элект ронный ресурс]. - Режим доступа: https:// open kn ow ledge, wo rldba n k.org/bits tream/handle/ 10986/30498/-333 24RU.pdf?sequence = 1 3&is Allowed-y.
12. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fadm.gov.ru/activity/ statistic?-has htags = 18.
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/.
14. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях : монография / отв. ред. Р. М. Мельников. М.: Проспект, 2019. 352 с.
15. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание омолодом поколении / под ред. Г.Г Слуцкого и В.В.Журавлева. - СПб.: Петрополис, 2007.-216с.
THE NEED TO ASSESS THE STATE OF WE MARKET FOR LONG-TERM INVESTMENTS IN RUSSIAN INFRASTRUCTURE
AND THE CONTRIBUTION OF THE NAC TO ITS DEVELOPMENT
Imanova Marina Gennadievna, PhD of Economics, Associated Professor
Korolyuk Elena Vladislavovna, DScof Economics, Associate Professor
Department of Economics and Management, of Kuban State University (branch), Tikhoretsk