Научная статья на тему 'Инвестиции в сфере информационных технологий'

Инвестиции в сфере информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2034
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева А.В.

В работе произведена оценка инвестиционной привлекательности сферы информационных технологий, рассмотрены продукты рынка данной сферы, проанализирована проблема повышения инвестиционной привлекательности сферы и приведены рекомендации по ее повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в сфере информационных технологий»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

УДК: 330.322

Минаева А. В.

магистрант кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности,

Волгоградский государственный университет

ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе произведена оценка инвестиционной привлекательности сферы информационных технологий, рассмотрены продукты рынка данной сферы, проанализирована проблема повышения инвестиционной привлекательности сферы и приведены рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: интернет-технологии, инвестирование, телематические услуги, финансовое состояние стратегии развития.

21 век - век информационных технологий, и очевидно, что одной из наиболее динамично развивающихся сфер на сегодняшний день является сфера 1Т, однако, несмотря на свою популярность, большой и разнообразный рынок предоставляемых услуг, данная сфера не привлекает того количества инвестиций в которых нуждается. Существует большое число различных форумов, организаций, на которых презентуется много интересных проектов от молодых специалистов, находящихся в поиске своих инвесторов. Кроме того, большинство компаний, предоставляющих услуги в 1Т-сфере, остаются без внимания.

Актуальность развития сферы информационных технологий, на мой взгляд, чрезвычайно высока: почти все процессы в современном мире завязаны на технологиях, в той или иной мере связанных с обработкой, хранением и передачи информации. Российский сектор информационных технологий развит достаточно мало в сравнении со многими другими странами. Почему? Вопрос, несомненно, актуальный: рост инвестиционной привлекательности ГГ-сферы однозначно виден, на основании работ молодых ученых учреждаются федеральные проекты, инвесторы есть, однако риски, возникшие в последние годы разногласия с другими странами, санкции и другие неблагоприятно влияющие факторы замедляют этот процесс. Кроме того, важным моментом является целевая аудитория для создаваемых услуг и продуктов. Слабое развитие информационных технологий является лишь следствием отсутствия спроса со стороны потребителей, хотя и он в последнее время набирает обороты.

Согласно данным Фонда развития интернет инициатив за 2015 год, рынок в сфере «интернет- и информационные технологии» снизился порядка 40%, уменьшилась и средняя стоимость сделки - практически на 30%. Говоря о географии инвестиционных процессов, важно отметить, что большая доля инвестиций пришлась на регионы, порядка 60%. Результатом кризиса также является и отказ от долгосрочных проектов - зачастую ведётся инвестирование проектов, которые принесут «плоды» уже завтра. Топовые проекты 1Т-сферы на сегодняшний день: мобильные технологии, «облака», оптимизация уже имеющейся ИТ-инфраструктуры, управление ассортиментом и ценообразованием, программы лояльности и бизнес-аналитика. Бизнес-аналитика занимает сегодня верхние позиции, так как компании активно интересуются выбором своих клиентов - многим пользователям услуг из-за кризиса пришлось пересмотреть свой бюджет. По-прежнему актуальна мобильность - как при организации работы сотрудников, так и во взаимодействии с клиентами. Не теряют своей актуальности также системы для комплексного управления ресурсами компании и системы логистики - это управление складскими комплексами, автоматизация распределения товаров и оптимизации цепочек поставок. Также имеют большую популярность ИТ-инструменты, благодаря которым можно планировать спрос. С каждым днем растет популярность интернет-торговли, но модернизируются в основном, те площадки, которые уже зарекомендовали себя, что опять же подтверждает тот факт, что долгосрочные проекты отходят на второй план.

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в 1Т-продуктах есть, и этот факт должен привлечь внимания инвесторов.

Когда речь идёт об ГГ-сфере, в первую очередь, возникает мысль об услуге интернет-доступа. Инвестиции в интернет условно можно подразделить на три группы:

1) инвестиции в интернет-компании: это и электронные СМИ, и так популярные сейчас интернет-магазины, и поисковые системы, которые на сегодняшний день являются чуть ли не основным рекламным источником, и т.д.;

2) инвестиции в «Интернет»: создание сервисных служб, сайтов для компаний, реклама в «сети»;

3) инвестиции в интернет-технологии: это интернет-провайдеры, сервисные и телекоммуникационные компании.

Электронные СМИ, интернет-магазины, поисковые системы, сайты, реклама в интернете - это те самые проекты, что приносят прибыль в кратчайшие сроки и этим привлекают большинство инвесторов, оставляя практически без внимания интернет-технологии.

Особое внимание хотелось бы заострить на компаниях, предоставляющих услуги связи, так как они, в отличие от новых проектов и новых продуктов, уже существуют на рынке товаров и услуг продолжительное время. Технология предоставления услуг совершенствуется с каждым днем. Если раньше большинство абонентов как физических, так и юридических лиц имели доступ к всемирной информационной компьютерной сети по телефонной линии, то сейчас беспроводные сети, wi-fi сети и оптоволокно выходят на лидирующие позиции. Компании, в свою очередь, устраивают гонки за территории, но также и уделяют внимание качеству предоставляемых услуг, что и обеспечивает прогресс в развитии сферы связи.

При упоминании проблемы «неинвестирования» в компании интернет-провайдеров возникает вопрос, почему так происходит, ведь потребность в данной услуге не снижается, а растет, круг пользователей расширяется: доступ в интернет получают всё больше людей - от детей, способных работать с компьютером едва ли не с пеленок, до самых старших поколений. В поиске ответа на данный вопрос я задумалась о рисках, ведь, несомненно, риск - это важный момент при инвестировании. Существует множество снижающих риск финансовых инструментов, но, как правило, инвесторы хотят получать прибыль, а не заниматься поиском решений минимизации риска, и это логично. На мой взгляд, основным моментом является тот факт, что на рынке интернет-услуг имеются компании, в свое время получившие монополию, однако молодые компании это не смущает, и с правильными акцентами на различные маркетинговые ходы они составляют конкуренцию «монополистам». Если говорить о сравнении молодых компаний и компаний, зарекомендовавших себя на рынке телематических услуг, то имеет место анализ достоинств и недостатков:

Достоинства компании - монополиста:

• опыт (несомненно играет важную роль);

• клиентская база (за годы существования уже имеется большое число потребителей);

• зона покрытия (включает в себя уже существующее оборудование, материалы).

Недостатки компании - монополиста:

• износ оборудования за давностью (главный минус, так как основная причина потери клиентов, которые не получат услугу, которая была изначально представлена);

• проблематичность маневренности (процесс замены на новые технологии гораздо сложнее, чем просто покупка новых технологий).

Достоинства молодых компаний:

• новые технологии (в любом случае упор делается именно на них);

• доступность в «недоступных местах»;

• акции, скидки (для молодой компании это важный инструмент).

Недостатки молодых компаний:

Таврический научный обозреватель "^^^Лауг.Боепсе

• частичное недоверие клиентов (так как все новое приживается не сразу);

• недостаточное количество материально технической базы (приобретение технического оборудования упирается в имеющиеся финансы).

Опираясь на данный анализ, и инвестор, и потребитель делает свой выбор.

При обсуждении проблемы повышения инвестиционной привлекательности в ^-сфере возможны следующие решения для ее исправления:

- «прозрачность» финансового состояния: в любом случае, для инвестора важна комплексная оценка привлекательности, и если внешние факторы выглядят вполне привлекательными для инвестора, то именно финансовое состояние, являющееся внутренним фактором, оставляет много вопросов, ответы на которые может предоставить финансовый директор, опираясь на грамотный финансовый анализ;

- «грамотное» определение стратегии бизнеса и стратегии развития: инвестору важно знать цели компании (помимо главной - получение прибыли) и оценивать их реалистичность;

- «создание карты рисков»: для наглядности нужно составлять карту рисков, чтобы была возможность оценить компании с третьей стороны; важным моментом в данном документе будет определение сильных и слабых сторон, по итогам которых инвестор и сможет определиться насколько он заинтересован во вложении средств в данную компанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспектива роста инвестиций в сферу информационных технологий присутствует, но для этого требуется большая заинтересованность как компании, так и инвесторов. И проблема повышения привлекательности 1Т проектов в основном ложится на плечи компаний, так как именно перед компаниями стоит задача повышения спроса на рынке телематических услуг, и тогда заинтересованность инвесторов возрастет, что и повлечет за собой инвестиции в ГТ-сферу.

Литература

1. http://www.iidf.ru/

2. http://www.cfin.ru/investor/invrel/investment_attraction.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.