Научная статья на тему 'Инвестиции в различных экономических системах: стратегия и политика использования'

Инвестиции в различных экономических системах: стратегия и политика использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Т.А.

Проводится сравнительный анализ функционирования инвестиционного комплекса в экономиках различного типа. Даются рекомендации по реализации инвестиционных стратегий, формированию оптимального размера инвестиций, использованию разноуровневых инструментов для регулирования инвестиционного процесса. Рассматривается необходимость и возможность участия иностранного капитала в экономике на разных этапах социально экономического становления государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в различных экономических системах: стратегия и политика использования»

Т.А. Воронова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики ДВГАЭУ

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Проводится сравнительный анализ функционирования инвестиционного комплекса в экономиках различного типа. Даются рекомендации по реализации инвестиционных стратегий, формированию оптимального размера инвестиций, использованию разноуровневых инструментов для регулирования инвестиционного процесса. Рассматривается необходимость и возможность участия иностранного капитала в экономике на разных этапах социально - экономического становления государства.

Эффективность функционирования практически любой экономической системы во многом определяется степенью использования инвестиционных ресурсов. Тип социально-экономического устройства общества определяет институциональную структуру инвестиционного комплекса, его масштабы, степень рисковости вложений капитала, источники формирования инвестиционных ресурсов и т.д.

В условиях плановой экономики в основном использовались административно-командные методы повышения эффективности инвестиционных процессов, отсутствовали инвестиционные риски, инвестиционный цикл был ограничен рамками вложения капитала. Стратегия роста в условиях централизованного планирования основывалась на обеспечении ускоренного расширения промышленной базы за счет постоянного наращивания основного капитала. Доля валовых инвестиций в ВВП в 80-е годы в СССР превышала 33%, а доля вложений в основной капитал - 20%, что было выше подобных показателей США, Японии и Германии. Структура инвестиций характеризовалась преобладанием промышленности и сельского хозяйства, а валовые инвестиции в нематериальную сферу составляли не более 10% всех народнохозяйственных затрат. В условиях плановой экономики использовалась модель материального баланса продукции народного хозяйства, в которой жесткое различие делалось между капитальными вложениями в материальную и нематериальную сферы. Именно капитальные вложения производственного назначения и были ключевыми показателями в инвестиционном планировании.

Несмотря на высокую инвестиционную активность, темпы роста экономики составляли 3-4%, что свидетельствовало о низкой эффективности капитальных вложений. Так, показатель предельной эффективности инвестиций (соотношений темпов прироста ВВП и доли инвестиций в ВВП), показывающий на сколько процентов возрастает ВВП при использовании 1% ВВП на инвестиции, в 80-е гг. был ниже, чем в 100 развитых странах мира в 2,1 раза [9]. Кроме этого, инвестиционный ком-

плекс характеризовался значительными сроками строительства и службы основных производственных фондов, инвестиционные решения принимались без учета технологических или местных особенностей, оценка эффективности использования инвестиций проводилась не с учетом общественной необходимости производимой продукции и конкуренции за ограниченные ресурсы, а на основе политических решений и планового ценообразования. Даже реформы 80-х гг., увеличившие долю амортизационных отчислений и прибыли как источников финансирования инвестиций, не привели к кардинальным переменам. В условиях нарастающего в 90-е гг. экономического кризиса падение общего объема инвестиций произошло более чем на 30%.

Таким образом, реализация одного из постулатов инвестиционной теории о том, что большие сбережения можно более полно использовать на капитальные вложения еще не означает эффективного их использования и само по себе не приводит к необходимым темпам экономического роста.

Что касается функционирования инвестиционного комплекса в условиях экономики переходного типа, то для него характерными являются зарождение рыночных механизмов привлечение инвестиций и повышение степени благоприятности инвестиционного климата, сохранение высоких рисков вложения капиталов, многоканальная система вовлечения финансовых ресурсов и др. (табл.1).

В условиях острого инвестиционного кризиса страны с переходной экономикой пытаются одновременно использовать разнообразные инструменты регулирования, такие как стимулирование частных инвестиций, финансирование социальной сферы, предоставление льгот частным инвестиционным проектам. Все это в полной мере можно отнести и к России.

Все государства с переходной экономикой по уровню привлечения инвестиций и активности правительства в инвестиционном процессе можно объединить в три группы:

1) страны, в которых инвестиции приближаются к предкризисному уровню, и наблюдается заметный экономический рост, а государство финансирует только инфраструктуру при активном привлечении иностранных инвестиций (Венгрия, Польша и др.);

2) государства, где инвестиции остаются на значительном уровне, несмотря на спад экономики, а правительство избрало стратегию финансирования и кредитования частных инвестиций при очень низком привлечении иностранного капитала (Россия, Казахстан, Белоруссия, Болгария, Румыния и др.);

3) страны в которых реальный объем инвестиций на фоне глубокого кризиса и сокращения нормы валового накопления (до 5-15% ВВП) упал до очень низкого уровня, и инвестиции не играют практически никакой заметной роли в экономике (Украина, Грузия, Литва, Молдова и др.).

Исследование развития инвестиционного процесса в условиях рыночной экономики позволило сделать вывод, что его функционирование основывается на двух точках зрения:

1) чем больше страна накапливает, тем выше темпы ее роста,

2) высокий спрос ведет к росту производства и инвестиций, чем выше доходы, тем больше страна сберегает и, следовательно, может инвестировать.

Таблица 1

Характеристика инвестиционного процесса в экономиках различного типа

Характерные признаки инвестиционного процесса Типы экономики

Планово-центра-лизованнная Переходного типа Рыночная

Участники инвестиционной деятельности Государство, государственные предприятия Ограниченное (неограниченное) количество участников, наличие (отсутствие) приоритетов Неограниченное количество участников, отсутствие приоритетов, необходимость учета интересов всех участников

Источники финансирования Госбюджет, бюджеты территорий, собственные средства предприятий, кредиты банка Собственные, заемные, привлеченные средства, госбюджет, бюджеты территорий, иностранные инвестиции (при возможных ограничениях) Собственные, заемные, привлеченные средства, иностранные инвестиции, госбюджет, бюджеты территорий

Инвестиционные риски Практически отсутствуют Высокие (политические, криминальные, коммерческие и др.) Низкие (в основном коммерческие)

Методы повышения эффективности инвестиционных процессов Административно-командные Формирование благоприятного инвестиционного климата, ча-стно-государст-венное финансирование, страхование, гарантии и др. Экономические

Масштабность инвестиционных проектов Преимущественно крупномасштабные долгосрочные В основном малые быстрооку-паемые краткосрочные Сочетание крупномасштабных долгосрочных и малых быстро-окупаемых

То есть с этой точки зрения нужно поощрять сбережения и ограничивать потребление, а с другой - способствовать увеличению спроса, который увеличит производство, а значит и инвестиции.

Модель ключевой роли инвестиций в экономическом росте использовалась в таких новых индустриальных странах (НИС), как Гонконг (Сянган), Республика Корея, Сингапур, Тайвань и др. Именно это позволило им вырваться из «порочного круга бедности» (низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов) к высоким темпам роста доходов населения, обеспечивающим высокие сбережения и инвестиции, и тем самым создающим предпосылки для дальнейшего роста. При этом ряд специалистов считают, что из шестипроцентного среднего темпа роста НИС в 1970-1990-е годы всего 1% приходится на инвестиционный бум [10. С. 52], более важным является качество, эффективность, структура их размещения, благоприятность инвестиционного климата, а также макроэкономические аспекты. К последним, в частности, относится норма окупаемости, которая при анализе развитых стран показывает, что при средней реальной ставке рыночного процента в 3-4% годовых, премия за риск в среднем в промышленном проекте должна составлять 8-10%.

Для достижения оптимальной нормы накопления, обеспечивающей стабильный экономический рост, как показывает опыт развитых стран, требуется разработка и реализация долгосрочных инвестиционных стратегий и текущих моделей.

Под инвестиционной стратегией следует понимать комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных путей их достижения. При этом могут быть выделены следующие типы инвестиционных стратегий:

- пассивная, предполагающая поддержание неизменного уровня развития;

- активная, обеспечивающая рост доходности;

- эффективная, или опережающая, основанная на использовании инноваций, принципиально новых технологический решениях, и обеспечивающая стабильный экономический рост.

Основополагающими принципами при реализации инвестиционной стратегии должны быть:

- максимизация вовлечения инвестиционного потенциала;

- государственное регулирование инвестиционным процессом;

- прямое государственное финансирование инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу;

- активизация частных инвестиций, несущих на себе основную нагрузку в инвестиционной деятельности.

Что касается определения оптимального размера инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу, то в данном случае могут быть использованы следующие подходы:

- с учетом оценки величины инвестиций на душу населения, расходуемых на эти цели, в развитых странах;

- в соответствии с разработанной государственной программой, состоящей из инвестиционных проектов, ранжированных по степени социально-экономической отдачи;

- по принципу формирования поотраслевого инвестиционного бюджета, исходя из контрольных цифр общих расходов.

Если говорить о государственном регулировании инвестиционным процессом, то в сфере внимания государственных органов в первую очередь должны быть инвестиции естественных (как государственных, так и частных) монополий.

В механизме влияния на инвестиции можно выделить инструменты, составляющие три структурных уровня:

1. Макроэкономический, определяющий как комплекс мер бюджетно-налоговой политики, в первую очередь реальную процентную ставку и темп роста экономики, так и денежно-кредитную политику, формирующую номинальную процентную ставку и процесс инфляции.

2. Микроэкономический, влияющий на источники инвестирования через размер фондов, остающихся в распоряжении фирмы, систему налоговых выплат (включая проценты по инвестиционному кредиту и налогообложение дивидендов), режим ускоренной амортизации основных фондов, льготное кредитование и систему гарантий от «политических» и «коммерческих» рисков.

3. Институциональный, позволяющий достичь координации инвестиционных программ государства и частных инвесторов, как путем создания картелей, объединений предпринимателей, единой разветвленной информационной системы, так и через укрепление банковской и финансовой дисциплины, создание полноценной системы отчетности и аудита.

Кроме инструментов, влияющих на привлечение внутренних частных инвестиций, в экономике любой страны, с открытой по отношению к мирохозяйственному комплексу системой, немаловажную роль играют иностранные инвестиции, позволяющие, с одной стороны, увеличить инвестиционный потенциал, а с другой, эффективно его реализовать, только при условии создания благоприятного инвестиционного климата.

Иностранные инвестиции, как и национальные, привлекаются в форме реальных (прямых) и финансовых. Реальные инвестиции - это «вложения в отрасли экономики и виды деятельности, обеспечивающие, приносящие приращение реального капитала, то есть увеличение средств производства, материально-вещественных [5. С. 206] и «невещественных ценностей, в том числе результатов НИОКР» [1. С. 26]. Следовательно, любые «затраты на создание нового или восстановление существующего капитала - это реальные инвестиции» [3. С. 4].

Финансовые инвестиции представляют собой «вложения в акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и инструменты, которые сами по себе не дают приращения реального вещественного и невещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счет изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в разных местах купли и продажи» [5. С. 207; 1. С. 27].

Из этого следует, что «вложение средств в обмен на тем или иным образом оформленные обязательства представляет собой финансовые инвестиции» [3. С.4].

Остановимся подробнее на рассмотрении обоих типов инвестиций, разграничительной линией между которыми, в основном, является пороговый уровень от 10% (Россия) до 20% (Великобритания) акционерного капитала.

С помощью финансового рынка сбережения общества (часть общественного продукта, не использованная на потребление) направляется на создание нового капитала, т.е. на расширение общественных возможностей.

Интегрирование любой страны в мировой финансовый рынок, представляющий собой ценные бумаги всего мира, взятые в долях, соответствующих их рыночной стоимости, позволяет расширить границы ее инвестиционного потенциала. Приблизительную оценку мирового финансового портфеля, который в середине 90-х гг. составлял порядка 33,7 трл долл., попытались сделать американские ученые [8]. Так как практически невозможно адекватно представить все рынки ценных бумаг, то в общий объем не вошли отдельные классы финансовых активов (например, недвижимость за рубежом), и кроме того, был допущен повторный счет из-за того, что одни фирмы владеют частями других. Как видно из рис. 1, наибольший удельный вес приходится на такие виды ценных бумаг, как обыкновенные акции и облигации.

Американские облигации 21,4%

Долларовые облигации 2,2%

Другие облигации 29,4%

Рисковый капитал 0,1%

Другие обыкновенные акции 21,4%

Американская недвижимость 4,2%

Высокодоходные облигации 0,8%

Американские обыкновенные акции 15,8%

Эквиваленты наличных денег 4,7%

Рис. 1. Общий портфель мирового финансового рынка (середина 1990-х годов)

Если посмотреть на российский финансовый рынок, то в его структуре также преобладают сегменты облигаций и акций, но интересы как внутренних, так и иностранных инвесторов до 1998 г. лежали в сфере высокодоходных и высоколиквидных ГКО, на которые и приходилась львиная доля всех оборотов.

По оценкам авторитетных мировых рейтинговых фирм, в частности «Стандард энд Пур», в 1996 г. российским государственным облигациям был присвоен рейтинг ВВ со знаком минус. Следует заметить, что по данной градации индекс ААА имеют «высоконадежные облигации», АА - «высококачественные», А - «высшие среднекачественные», ВВ -облигации, обладающие спекулятивными признаками. Например, Сингапур имеет рейтинг ААА, Тайвань - АА, Сянган - А. Такой же рейтинг как у России имеют Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика [2. С. 123].

Ведущая же роль в сегменте акций, по показателю капитализации рынка (рыночная стоимость торгуемых ценных бумаг), принадлежит РАО «Газпром» - 49% всего нефтегазового и нефтехимического комплекса, РАО «ЕЭС России» - 56% энергетического комплекса и «Ростелеком» - 24% рынка связи [6. С. 58]. Эти компании являются естественными монополиями с большой долей государства, что наряду с высокими рисками также выступает сдерживающим фактором в притоке иностранного капитала. К основными рискам, сопровождающим работу иностранных инвесторов на российском фондовом рынке, можно отнести:

- национальные - политическая нестабильность, коррупция, несовершенство законодательства о правах акционеров, плохое обеспечение акционеров полноценной информацией, недостаточный уровень корпоративного управления, низкая эффективность работы юридической и законодательной систем;

- дополнительные для нерезидентов - возможное введение ограничений на деятельность, вывоз капитала и доходов;

- валютные риски - неконвертируемость национальной валюты, практически главенствующая роль ЦБ на валютном рынке, действующая система валютного регулирования и контроля, резкие колебания валютного курса и др.

Причем именно величина риска будет играть для зарубежного инвестора ведущую роль при выборе им принципа формирования международного портфеля, основными из которых являются:

- страны (валюты) ^ виды ценных бумаг ^ конкретные ценные бумаги;

- виды ценных бумаг ^ страны (валюты) ^ конкретные ценные бумаги;

- виды ценных бумага конкретные ценные бумаги ^-страны (валюты);

- конкретные ценные бумаги ^ страны (валюты).

Выбор принципа зависит и от цели инвестирования, которая в конечном итоге определяет использование пассивного или активного подхода к инвестиционной деятельности. Если структура рыночного портфеля соответствует структуре капитализации соответствующего рынка, то это пассивный подход, если же цель - получение доходности выше доходности рыночного портфеля или обеспечение риска ниже риска рыночного портфеля, то это активный подход.

Приток портфельных инвестиций осуществляется двояким образом. Во-первых, конечные инвесторы через посредников выходят на национальные рынки капитала, приобретая на них ценные бумаги. Во-

вторых, эмитент ценных бумаг (компания или государство) размещает их на мировом рынке. Основная масса портфельных инвестиций идет в Россию по первому каналу.

Увеличение притока иностранных портфельных инвестиций на формирующиеся рынки происходит под влиянием таких факторов, как:

- либерализация и глобализация финансовых рынков;

- концентрация значительных финансовых ресурсов в руках институциональных инвесторов;

- стремления портфельных инвесторов даже в условиях высоких рисков получить большие доходы.

Получение более высоких доходов в 90-е гг. стало возможно благодаря устойчивым, более высоким показателям роста формирующихся рынков по сравнению с развитыми странами. Суммарная стоимость всех акций на фондовых биржах формирующихся рынков также возрастает гораздо быстрее, чем в развитых странах.

Концентрация уровня наблюдается и по источникам происхождения иностранных портфельных инвестиций. Согласно имеющимся оценкам, в период 1992-1994 гг. более 35% потоков средств, поступающих на формирующиеся рынки, генерировались в США, 15% - в Японии и 11% -в Великобритании [4. С. 19]. В последние годы на формирующихся рынках стали вкладывать средства инвесторы из Сянгана и Сингапура. В США динамика вывоза инвестиций на формирующиеся рынки совпадает с глобальной тенденцией: их объем существенно возрастает, несмотря на повышение доходности фондового рынка в США.

Играя в целом позитивную роль, портфельные инвестиции могут дестабилизировать национальную экономику. Их приток может сопровождаться нежелательным ростом денежной массы в обращении, усилением инфляции, повышением курса национальной валюты, сдерживающим импорт.

В связи с этим в странах с нарождающимися рынками (это касается и России) должны использоваться методы государственного регулирования:

- ограничения на приток капитала, в том числе лимиты на внешние заимствования;

- образование резервов в национальной валюте против внешних

ссуд;

- налоги на проценты;

- интервенция Центрального банка;

- либерализация текущих операций, позволяющая повысить товарное покрытие денежной массы;

- либерализация движения капитала;

- расширение амплитуды колебаний валютного курса и др.

Вторым видом являются прямые иностранных инвестиций (ПИИ).

Мотивации стран при привлечении и стимулировании ПИИ различны:

- увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания);

- реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла);

- развитие экспорта и перенос профессиональных навыков (Китай);

- подъем сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- давление международных доноров, таких как МВФ (Индия, Филиппины);

- потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия). Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинирования указанных или иных причин и факторов.

Цели привлечения ПИИ определяют и структуру их вложения. В соответствии с современной мировой типологией выделяются такие виды ПИИ, как:

- инвестиции «с нуля»;

- трансплантации;

- стратегические альянсы;

- слияния и поглощения.

Инвестиции «с нуля» представляют собой основную форму и предпринимаются в основном транснациональными корпорациями (ТНК) при создании производственных мощностей за рубежом.

Трансплантации осуществляются с целью преодоления импортных пошлин и нетарифных барьеров. В стране-реципиенте строятся предприятия, которые собирают готовую продукцию на основе компонентов, импортируемых из страны происхождения инвестора.

Стратегические альянсы и совместные предприятия создаются между двумя отдельными юридическими лицами для использования синергии и обоюдного улучшения положения на рынке.

Слияния и поглощения последнее время - самая популярная форма проникновения ТНК на рынки развитых стран и реализуется через приобретение контрольного пакета акций существующего предприятия в стране-реципиенте или путем слияния производств двух (нескольких) компаний с целью снижения издержек, преодоления конкуренции и др.

В целом по роли, которую играют прямые инвестиции в финансировании капиталовложений, можно выделить четыре типа государств:

I. ПИИ выступают в качестве стержня воспроизводственного процесса. Например, Сингапуре и Малайзии, но доля прямых иностранных инвестиций в валовых капиталовложениях этих стран достигает максимум 30%.

II. ПИИ опосредуют инвестиционный процесс, ликвидируя узкие места (преодоление диспропорций и технологического разрыва и т.п.). Приток иностранного капитала в эти страны (к ним относится большинство государств Юго-Восточной Азии) определяется активностью внутреннего инвестиционного процесса.

III. Привлекают крупные внешние ресурсы (как правило в форме ссудного капитала) с целью интеграции в мировое хозяйство и проведения политики открытой экономики (например, Республика Корея).

IV. Не привлекают стратегические инвестиции, практически не связаны с рынком долгосрочных ссудных капиталов и получают внешние ресурсы по официальным каналам.

В настоящее время Россия больше тяготеет к IV группе.

Многие страны, выступая первоначально в роли реципиентов капитала, постепенно переходят в разряд инвесторов. Путь инвестиционного развития (ПИР) страны предполагает, что импорт и экспорт страны ПИИ находится в прямой зависимости от уровня ее экономического развития относительно остального мира. Основные элементы этой теории были сформулированы Даннингом в 1981г. Парадигма ПИР предполагает, что в своем развитии страны проходят пять этапов и иллюстрирует позицию страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ), которая определяется как разница между объемами размещаемых и привлекаемых инвестиций (положительная позиция - страна нетто-экспортер, отрицательная - нет-то-импортер).

На первых 4 этапах пути инвестиционного развития страны национальные компании, как правило, размещают прямые инвестиции на зарубежных рынках с более низким отношением ВВП на душу населения по сравнению с отечественным, хотя имеются и другие примеры. Так, индекс объема нетто-эксперта инвестиций на душу населения будет больше в странах, которые вынуждены создавать активы (т.е. технологии, ноу-хау, менеджмент), необходимые для их процветания, чем в тех, где естественные ресурсы в изобилии (Китай, Сингапур, Россия). Страны, где превалирует добывающая промышленность, почти всегда - нетто-импортеры ПИИ.

Россия в настоящее время не в состоянии привлекать объемы прямых иностранных инвестиций, соответствующие ее размеру и ресурсному потенциалу, но если верить официальной статистике, то экспорт составляет около 30% импорта, что характерно для 3 этапа пути инвестиционного развития. Но необходимо отметить, что вывоз капитала из страны происходит в большей степени нелегально. И если в ближайшее время в стране не будет разработана последовательная инвестиционная стратегия и реальная политика привлечения ПИИ, то Россия окажется на первом этапе ПИР, т.е. на начальной стадии длительного процесса, а реальная конкурентоспособность отдельных российских предприятий на мировом рынке будет достигнута к 2005-2010 г.[7].

Что касается России в целом, то в 1996-1999 гг. по индексу конкурентоспособности стран мира она занимала последнее 53 и предпоследнее 52 место, после включения в рейтинг Украины [12]. Несмотря на это, по оценкам зарубежных экспертов, наиболее сильными сторонами российской экономики в системе координат мировой конкурентоспособности остаются научно-технический потенциал и трудовые ресурсы (12-е место по отношению валовых внутренних накоплений и инвестиций к ВВП по общеобразовательному уровню населения; 15-е место по числу научно-исследовательских институтов и организаций; 17-е место по числу ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве) [11], а наиболее слабыми - роль государства в экономике, система управления предприятиями и кредитно-финансовая сфера.

Для сравнения наиболее конкурентоспособными, в т.ч. и на ближайшие 10 лет, считаются такие страны, как Сингапур, Сянган (Гонконг), США, Тайвань. Что касается США, то лидирующее положение во мно-

гом является результатом реализации дефицитной модели развития экономики, которая способствует поддержанию на высоком уровне инвестиций, снижению налогов, ослабляет напряженность на рынке кредита, стимулирует предпринимательскую деятельность и покупательную способность населения, покрывает дефицит текущего платежного баланса. Эта модель означает, что сумма внутреннего потребления и инвестиций хронически превышает производство и доходы от американских зарубежных инвестиций, а среди внешних источников важную роль играет эмиссия доллара для покрытия потребностей других стран в средствах международных расчетов и резервах, т.е. позиция доллара как единственной ключевой валюты в мире приводит к крупномасштабному субсидированию США другими странами, включая и Россию.

Следовательно, на разных этапах социально-экономического становления страны приоритеты в формировании и реализации инвестиционного потенциала должны определяться в соответствии с целями функционирования всей экономики и на основе последовательного проведения реальной инвестиционной политики.

"Инвестиционная политика" (ИП-а) - это комплекс мероприятий по максимально-эффективному вовлечению инвестиционного потенциала в процесс воспроизводства для достижения стратегических и тактических социально-экономических целей.

Цель инвестиционной политики (ИП-а) - оживление инвестиционной деятельности для подъема реальной экономики, развития социального потенциала, роста культуры, здравоохранения, образования, достижения политического согласия, укрепления обороноспособности страны.

Инвестиционная политика является составной частью экономической и социальной политики и может быть как государственной, так и региональной, отраслевой и отдельных субъектов хозяйствования.

Государственная инвестиционная политика на макроуровне играет определяющую роль, она должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне, переходу к экономике с элементами самодостаточности при использовании системы индикативного планирования и государственного контроля, т. е. созданию новой, инвестиционно ориентированной организационной среды в экономике с опорой на доверие населения и бизнеса к властным структурам.

Набор работающих инструментов государственной инвестиционной политики, включающей элементы бюджетно-налогового регулирования, финансово-кредитного механизма, институциональной и законодательной систем достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах будут работать, какие окажутся неэффективными и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов.

В табл. 2 приведены основные характерные признаки трех типов моделей: «американской», «японской» и «тайваньской».

В первой модели ключевым элементом выступают налоговые стимулы для частных инвестиций, во второй акцент делается на государст-

венном финансировании частных проектов, в третьей - на создании механизмов для согласования решений частных инвесторов и поощрении вложении в человеческий капитал.

Таблица 2

Модели государственной политики регулирования инвестиций в рыночной экономике

Характерные признаки Тип модели

«Американская» «Японская» «Тайваньская»

Цель Максимальное вовлечение частных инвестиций Эффективное использование государственных и частных инвестиций Активизация частных инвестиций для наращивания экспертного потенциала

Ключевая идея Налоговые органы для частных инвесторов Государственное финансирование частных инвесторов Государственная инфраструктура, координирующая частных инвесторов

Условия реализации Развитый рынок ценных бумаг Ведущая роль фондовой биржи Сильный частный сектор. Сильный государственный аппарат Развитая сеть частных экспортных фирм

Роль государства Информационное Обеспечение Инвестирование в инфраструктуру Контроль над банковской системой. Мобилизация средств населения. Льготное предоставление инвестиционных ресурсов частным корпорациям. Создание консультативных советов Финансирование проектно-конструкторских бюро, занятых разработкой новых технологий Льготное кредитование частных инвесторов

Недостатки Отсутствие стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления Политизация процесса планирования инвестиций Экспортная ориентация, сужающая масштабы инвестиционного потенциала для внутренней экономики

Необходимо заметить, что несмотря на все положительные стороны этих моделей и успех использования в "родных" экономиках, прямое их заимствование без адекватной институциональной базы приводит к полному провалу. Так, Филиппины, взяв на вооружение в 1970-х гг. цели

и методы японской инвестиционной модели, не смогли добиться таких же результатов экономического развития. Не привел к намеченной цели и путь усиленного стимулирования инвестиций через обширные налоговые льготы, который избрало правительство Германии в восточных землях.

Следовательно, выбор и применение модели государственного регулирования инвестиционной деятельности должен включать механизм экономико-правовых и институциональных инструментов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата и опирающихся на наиболее сильные стороны национальной экономики с учетом ее регионально-отраслевой специфики.

Для активизации инвестиционной деятельности, вовлечения инвестиционного потенциала и улучшения инвестиционного климата необходимо усилить политику федеральных и региональных органов власти:

- поддержать приоритетных отраслей и предприятий, выпускающие конкурентоспособную и импортозамещающую продукцию;

- развивать системы государственных гарантий инвесторам (через создание гарантийных и залоговых фондов, объединяющих финансовые средства государства, фирм, частных лиц);

- снижать налоговые нагрузки на предприятия реального сектора экономики, дифференциации налоговых льгот в зависимости от направлений инвестиционных вложений;

- расширить лизинга и развитии ипотечного кредитования;

- последовательно снижать банковскую процентную ставку до уровня, стимулирующего направление кредитных ресурсов в реальный сектор экономики;

- завершить процесс формирования необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

Таким образом, исследование процессов инвестирования в различных экономических системах позволило сделать вывод, что выбор стратегии привлечения инвестиций и определения основных элементов политики регулирования инвестиционного комплекса должны основываться на использовании положительного опыта развитых стран, максимально адаптированном к особенностям и специфике функционирования национальной экономики.

Литература

1. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 304 с.

2. Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: Опыт Азии и российские проблемы. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. - 176 с.

3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учеб пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1999. - 416 с.

4. Комаров В. Мировой инвестиционный процесс // Инвестиции в России. 1998. № 1. С. 13-20.

5. Курс экономики / Под ред. проф. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Черкасов В.Е. Международные инвестиции: учеб.-практич. пособие. -М.: Дело, 1999. - 160 с.

7. Фишер Пауль Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М.: Финансы и статистика, 1999. -512 с.

8. Brinson Partners, Inc. (Chicago, 1994).

9. Easterly W., and Fishers. The Soviet Economic Decline: Historical and Republican Data. Policy Research Working Paper, 1284, World Bank, 1994.

10. The East Asian Miracle. Economic Growth and Public Policy. World Bank Policy Research Report. 1993. Pp. 49-54.

11. The Global Competitiveness report. World Economic Forum, Geneva, 1997.

12. The World Competitiveness Report. World Economic Forum, Geneva, 1996, 1997, 1998, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.