УДК 330.322.01:001.895
Суняев А. С., студент экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск gеrаrd_94@mаil. г и
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье представлены современные модели экономического роста и отражено место человеческого капитала экономическом развитии. Проведен анализ государственных расходов ряда развитых стран на образование и исследования и разработки как основные направления инвестирования в человеческий капитал.
Ключевые слова: человеческий капитал, инновационная экономика, экономический рост, исследования и разработки, инвестиции в человеческий капитал.
Экономическая действительность предполагает вовлеченность почти каждой национальной экономики в международную хозяйственную деятельность. Следствием этого являются глобальные процессы экономической и информационной интеграции, возрастание общей мобильности населения, нарастающая дифференциация стран. В таких условиях необходимо обеспечение конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, в противном случае государство может быть отброшено на периферию мирового хозяйства.
Сегодня вызовом для экономической безопасности страны является необходимость реагировать на любые изменения в научно-технической сфере,
следование за актуальными идеями и достижениями в научном мире и определение тренда развития мировой экономики.
Общепризнанно, что вектор развития задают инновации, наукоемкие отрасли, высокотехнологичная продукция - ключевые факторы инновационной экономики. Полагаем, что эти составляющие базируются на человеческом капитале, связь которого с современными моделями экономического роста мы исследуем в данной публикации. Кроме того, нами будут проанализированы способы повышения запасов человеческого капитала, а мы предпримем попытку ответить на важный исследовательский вопрос: действительно ли инвестиции в человека являются ключевым фактором формирования инновационной экономики?
Итак, современная экономика действует в условиях ограниченности природных ресурсов. Физический капитал, а, соответственно, природные ресурсы, перестали являться неотъемлемым условием роста. Возможности экстенсивного развития, как например в Х1Х-ХХ веке, по сути, исчерпаны и обществу необходимы новые пути обеспечения роста экономики. Инвестиции в человеческий капитал - новый путь, дающий экономике знания, новые разработки, которые позволят рационально использовать имеющиеся ресурсы и обеспечивать интенсивный экономический рост.
Ключевыми понятиями в нашей работе выступают 2 категории -собственно «стоимость человеческого капитала» и «инновационная экономика». Следовательно, чтобы установить взаимосвязь между этими категориями, необходимо провести их исследование.
Вплоть до середины ХХ в. человек и его возможности, квалификация и образование не воспринимались в экономике ценным ресурсом. В производстве господствовала мысль, что машины превосходят способности человека, что роль человека в экономике второстепенна. В условиях НТП на смену обществу индустриальному пришел постиндустриальный социум, в котором человек, его способности, образование, креативность вышли на первый план.
Что же такое человеческий капитал? Р. И. Капелюшников дает следующее определение этому понятию: «В экономической теории под человеческим капиталом принято понимать запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях» \
В современном подходе преобладает идея о том, что инвестиции в человеческий капитал предопределяют развитие страны, то есть эта категория является фактором производства, которая может обеспечить стабильный экономический рост. Например, известный американский экономист Р. Солоу новым источником экономического роста считает технологический прогресс, а также образование и квалификацию работника. Р. Солоу предположил, что учет этих показателей изменит производственную функцию Кобба-Дугласа, которая будет представлена как:
7 = / (К, Ь х Е)
где Е - эффективность единицы труда, которая зависит от состояния здоровья работника, его квалификации, образования и т.д., а Ь х Е - численность условных единиц труда с постоянной эффективностью [6].
Включение в модель эффективности труда и технологического прогресса меняет анализ состояния устойчивого равновесия. По мнению Солоу, результаты роста эффективных единиц труда аналогичны росту численности занятых, то есть увеличение количества единиц труда с постоянной эффективностью снижает величину капитала, приходящегося на одну такую единицу. Технологический прогресс влияет на то, что фондовооруженность (К/Ь) и выпуск (У/Ь) в расчете на одного занятого будут расти с темпом g. Величина выпуска на душу населения будет являться основой для роста благосостояния населения, следовательно, эффективность труда и технологический прогресс являются, по мнению Солоу, единственным
1 Капелюшников Р. И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. с. 9.
условием непрерывного роста уровня жизни, так как наблюдается устойчивый рост выпуска на душу населения (У/Ь).
Другой американский экономист, Д. Ромер, в своей макроэкономической модели предполагает, что важнейшим фактором экономического роста являются технологические изменения, которые происходят благодаря целенаправленной деятельности людей. Д. Ромер рассматривает совокупность предприятий, характеризующихся производственной функцией вида F (И, Н, X), где h — интеллектуальные знания предприятия [4]. Ресурсы предприятий X характеризуются двумя видами: капитал и труд. Экономист также
сформулировал четыре основных признака природы экономического роста:
• знания являются благом без соперничества, так как их могут использовать одновременно многие, но фирма или индивид могут временно получать монопольную ренту на открытия (знания);
• технический прогресс происходит благодаря деятельности людей;
• физическая деятельность допускает копирование;
• в рыночной экономике функционирует большое число фирм.
Модель Д. Ромера была развита и модифицирована Г. Мэнкью и Д. Уэйлом и получила название модель Мэнкью-Ромера-Уэйла (МЯ^). В МЯ^ - модели за основу принимается модель Р. Солоу. Национальная экономика рассматривается как экономика с агрегированным выпуском У(1) задаваемым производственной функцией от труда Ь(1;), капитала К(1) и человеческого капитала Н(1), который впервые рассматривается как фактор производства:
7 (I) = К (I )а И(г У[ Л{г )Ь(1 )]~а~р где А (1) характеризует уровень технологии и изменяется во времени с
заданным темпом g: Л(?) = Л0 х е8; а - вклад увеличения капитала в
изменении выпуска; в - доля человеческого капитала в росте выпуска (0<а<1, 0<в<1).
Темп прироста населения считается постоянным и равным п, также неизменными предполагаются норма выбытия 5 и норма сбережений физического (Бк) и человеческого капитала (бь) капитала.
Рассмотрим человеческий капитал на единицу эффективного труда к = = Н/(А х Ь), обозначая выпуск на единицу эффективного труда у = У/(Л х Ь) и физический капитал на единицу эффективного труда к = К/(А х Ь). Получаем:
у = к аН Р
Рассмотрим прирост физического капитала на единицу эффективного труда:
Щ) = ^кУ(і) - (п + ё + 8)к (*)
Очевидно /г(/) = 0 при Бку(1;)= (n+g+5) х к(1) Это условие эквивалентно:
к
\1-а _р_
к1-а
у
п + 8 + 3
Динамика человеческого капитала на единицу эффективного труда И описывается уравнением:
К*) = ^УО) - (п + ё + 8)к (і)
к(1) = 0 при shy(t) = (п + ё + 8)
Это условие эквивалентно:
к =
С 1-е
п + ё + 8 'а
к
В состоянии устойчивого равновесия &(*) = к(і) = 0 . Отсюда
к * =
( *1-е*е Л лк
п + ё + 8
1
1-а-Р
к * =
С с,а с,1-а ^ лк
п+ё+8
1
1-а-Р
Подставим выражения к* и И* в производственную функцию и прологарифмируем полученное выражение. В результате получим:
л 7 (г) , , а л . . р л . . а + р .
= !п Ло + 8 + ------ 1п(^ ) + ----- 1п() ------ (п + 8 + д)
Ь(г) 1 -а- р 1 -а- р 1 -а- р
Это уравнение описывает зависимость среднедушевого дохода от роста населения и накопления физического и человеческого капитала. Как и в классической модели Солоу, в МЯ’^модели предполагается, что коэффициенты в последнем уравнении показывают вклад факторов производства, то есть а - доля физического капитала в доходе, которая составляет 30-50 %. Следовательно, оставшиеся 50-70 % определяют в - долю отдачи от человеческого капитала [3].
Учитывая то, что в вышеописанных моделях технологический прогресс и человеческий капитал играют главную роль, можно утверждать, что данные модели - модели инновационной экономики. В широком смысле под инновационной экономикой понимают тип высокоразвитой экономики, основанной на активном внедрении в производство инноваций и их применении, экспорте высокотехнологичной продукции и высоком уровне развития науки и образования. Инновационная экономика - это система, а как и любая другая система, она характеризуется рядом элементов.
Во-первых, для инновационной экономики характерна высокая доля расходов на исследования и разработки. В широком смысле, это выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок на территории страны. Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение определенного временного периода. В узком смысле, это комплексная система затрат на оплату наукоемкого труда работников, приобретение и изготовление специальных инструментов, приспособлений, аппаратов, механизмов, и другого специального оборудования и т. д. Во-вторых, в инновационной экономике наблюдается высокий уровень развития образования и науки. В-третьих, одним из индикаторов инновационной
экономики является высокий индекс экономической свободы. В широком смысле, экономическая свобода - естественное право каждого человека распоряжаться своим трудом и имуществом. В экономически свободных обществах государство путем законодательного регулирования обеспечивает свободу труда и его перемещения, защиту частной собственности, свободную конкуренцию.
Итак, обратимся теперь к изучению инвестиций в человеческий капитал некоторых развитых стран мира. В широком смысле под инвестициями в человеческий капитал понимаются суммарные расходы государства и бизнеса на образование, НИОКР, на повышение эффективности и квалификации рабочей силы и т. д. Например, в Европе суммарные венчурные инвестиции от общего ВВП в 2012 г. составили 0.0253 %. Лидирующие места в этой области занимают Люксембург (0.118 % от ВВП), Дания (0,072 %), Венгрия (0,067 %), Франция (0,032 %), а также ФРГ (0,021 %) (см. табл. 1).
Таблица 1 - Венчурные капитальные инвестиции в развитых странах, в % от ВВП) [14]
Страна Доля венчурных инвестиций, % от ВВП
Бельгия 0,030072
Дания 0,072269
ФРГ 0,021342
Ирландия 0,043836
Франция 0,032342
Люксембург 0,118182
Венгрия 0,067091
Нидерланды 0,027183
Финляндия 0,040828
Швеция 0,053285
Великобритания 0,037921
Норвегия 0,025320
Швейцария 0,030124
По оценкам экспертов R&D Magazine, в 2013 г. внутренние расходы на исследования и разработки составят порядка 1,5 трлн долл. [13]. В 2012 г. аналогичный показатель не превысил 1,47 трлн долл. Большая доля
потраченных средств приходится на американскую экономику (в 2012 г. -29,0 %). Далее следуют КНР (13,7 %) и Япония (11,1 %) (см. таблицу 2).
Расходы на образование продолжают оставаться приоритетным направлением в государственной политике многих развитых стран мира. Начиная с 2008 г., в странах Европейского Союза наблюдается увеличение расходов на образование в процентном соотношении к ВВП (рост с 5,08 % до 5,41 %). Так, например, в Дании расходы на образование выросли с 7,68 % в 2008 г. до 8,80 % в 2010 г. Аналогичная тенденция наблюдается также в Ирландии (рост расходов с 5,71 % от ВВП до 6,47 %), в Бельгии (с 6,43 % до 6,57 %), Нидерландах (с 5,50 % до 5,96 %). Стабильно высокие показатели в сфере расходов на образование остаются у США (5,49 %), Швейцарии (5,22 %), Исландии (7,6 %). По данным Института международных организаций и международного сотрудничества НИ Университета «Высшая школа экономики» государственные и частные инвестиции в образование продолжают увеличиваться даже во время экономического кризиса. С 2008 г. по 2009 г. общее инвестирование: от правительств, предприятий и частных
предпринимателей возросло в 24 из 31 стран ОЭСР, для которых были доступны данные. Государственные расходы на образование в среднем составляли 13 % общих государственных расходов в странах ОЭСР в период 2005-2009 гг. Частные инвестиции в образование, в основном из домохозяйств, в среднем составляют 30 % общих расходов на высшее образование. Эта доля варьируется от менее 5 % в Дании, Финляндии и Норвегии до более 40 % в Австралии, Израиле, Японии и США, и до 70 % в Чили, Корее и Великобритании [15].
Как отмечают аналитики Института международных организаций и международного сотрудничества, в среднем страны ОЭСР расходуют 9 252 долл. на одного учащегося в год. В начальной школе на одного учащегося расходуется 7 719 долл. в год, в средней школе - 9 312 долл. в год и в высшей школе - 13 728 долл. в год.
Таблица 2 - Мировые затраты на исследования и разработки 2
Регион/ Страна 2011 2012 2013
Затраты (по паритету покупательной способности), млрд. долл. Затраты в % от ВВП Доля от всех мировых затрат, % Затраты (по паритету покупательной способности), млрд. долл. Затраты в % от ВВП Доля от всех мировых затрат, % Затраты (по паритету покупательной способности), млрд. долл. Затраты в % от ВВП Доля от всех мировых затрат, %
Америка (21 государство) 485,4 2,05 34,8 494,9 2,04 34,3 507,6 2,04 33,8
США 412,4 2,7 29,6 418,6 2,68 29,0 423,7 2,68 28,3
Азия 487,1 1,75 34,9 518,6 1,77 36,0 554,6 1,73 37,1
Япония 156,0 3,47 11,2 159,9 3,48 11,1 161,8 3,48 10,8
КНР 177,3 1,55 12,7 197,3 1,60 13,7 220,2 1,65 14,7
Индия 38,4 0,85 2,8 40,3 0,85 2,8 45,2 0,9 3,0
Европа(34 государства) 342,9 1,87 24,6 346,7 1,88 24,0 349,5 1,88 23,4
Остальной мир (36 государств) 78,8 0,88 5,7 82,3 0,87 5,7 86,4 0,87 5,7
Всего 1394,3 1,76 100 1469,0 1,77 100 1496,1 1,77 100
2 Источник: Ба1е11е, Я&Б Ма§а2те
На первых ступенях образовательной системы 94 % общих расходов тратится непосредственно на обучение. В высшем образовании 31% затрат может уходить на научно-исследовательскую деятельность. В Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии на научно-исследовательскую деятельность тратится 40 % расходов.
Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить финансированию образования и науки в КНР. Расходы бюджета КНР на образование в 2012 г. составили около 4 % от ВВП. Общая сумма бюджетных средств, затраченных государством на сферу образования за последние 5 лет, составила 7,79 трлн юаней при ежегодном увеличении в среднем более чем на 21 %. Отдачу от вложенных средств можно увидеть уже сейчас. Так, например, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, удельный мировой вес КНР в области получения новых патентов вырос с 15,1 % в 2008 г. до 24,6 % в 2011 г., доля регистрации новых товарных марок - с 12,8 % до 22,8 %, а доля в создании инновационных проектов - с 43,6 % до 53,1 % (см. таблицу 3).
Таблица 3 - Регистрация интеллектуальной собственности министерствами,
3
ведомствами и коммерческими организациями
Ведомства и коммерческие организации Доля в мире (%) Средний годовой прирост (%)
Патенты Торговые марки Проекты Патенты Торговые марки Проекты
2008 2011 2008 2011 2008 2011 2008-2011
КНР 15.1 24.6 12.8 22.8 43.6 53.1 22.0 26.6 18.6
Европейское патентное ведомство 7.6 6.7 - - - - -0,8 - -
Япония 20.4 16.0 3.7 3.0 4.7 3.1 -4.3 -2.1 -2.8
США 23.8 23.5 7.3 6.6 3.9 3.1 3.3 0.9 3.1
Весь мир 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Согласно оценкам экспертов R&D Magazine, в 2013 г. китайским правительством будет потрачено 220,2 млрд долл. (по паритету покупательной
3 Источник: WIPO Statistics Database, October 2012
способности), в то время как в 2011 г. аналогичный показатель составил 177,3 млрд долл. Ожидается, что в 2013 г. рост ВВП Китая составит порядка 8,2 %. Учитывая текущую инфляцию в 3,6 %, в ближайшем будущем доля китайской экономики в общемировых инвестициях в исследования и разработки вырастит на 11,6 %, что должно вывести страну на лидирующую позицию в этой области.
Далее следует отметить, что одним из ключевых процессов, позволяющим стимулировать повышение стоимости человеческого капитала в инновационной экономике, является коммерциализация НИОКР. Коммерциализация НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) - это любая деятельность, которая направлена на создание дохода от использования результатов научных исследований, научных компетенций.
На практике имеет место проведение НИОКР по заказу производственных компаний. В данном случае ученые и научные коллективы получают дополнительный доход, продавая свои компетенции, знания; превращая их в форму, полезную для заказчика. Также выделяют еще 2 формы коммерциализации: создание новых высокотехнологичных компаний и
продажа лицензии (прав на использование результатов НИОКР). В первом случае для производства продукта, основанного на использования результатов НИОКР, создается новая компания. Отличительной особенностью таких проектов является более высокий риск, обусловленный природой инновационных продуктов. Во втором случае научная организация сможет получать плату за эксплуатацию третьими лицами (компаниями) знаний и технологий, которые она разработала и является их собственником (юридически право собственности должно быть защищено, например патентом). Например, в ФРГ функционирует офис трансферта технологий «Общество Макса Планка», а также принята Программа инновационной компетентности для малых и средних предприятий ПРО ИННО II и Программа стимулирования инновационной деятельности в университетах - EXIST. В
Великобритании успешно действует система понижения налогов на НИОКР, а во Франции - научный парк Софии Антиполис.
На наш взгляд, ключевым показателем степени коммерциализации НИОКР является глобальный инновационный индекс (ОН), который оценивает как инновационные затраты, так и отдачу от инноваций. При оценке инновационных затрат рассматривалась фискальная политика правительства, политика в области образования и инновационной инфраструктуры. Для оценки отдачи учитывались патенты, передача технологий и другие результаты НИОКР, эффективность предпринимательской деятельности, например, производительность труда, общая прибыль акционеров, влияние инноваций на миграцию бизнеса и экономический рост [10]. В тройку лидеров по-прежнему входят Швейцария, Швеция и Сингапур, за которыми следуют Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Гонконг, Ирландия и США. Также отмечается, что страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) должны и далее инвестировать в развитие инноваций, чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал. В таких сферах, как ключевые знания и разработка технологий, Китай уступает только Швейцарии, Швеции, Сингапуру и Финляндии.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что затраты на исследования и разработки являются одним из основных факторов формирования инновационной экономики. Очевидно, что данный тип инвестиций является инвестициями в человеческий капитал. В этом случае можно утверждать, что инвестиции в НИОКР, расходы правительства на образование, степень коммерциализации НИОКР - все эти категории являются производными от запаса человеческого капитала. Чем больше государство и бизнес инвестируют в сферу образования, науки, тем больше вероятность формирования в государстве инновационной экономики. Наша гипотеза подтверждается примером Китая, США и некоторых европейских государств (Германия, Франция, Великобритания, Ирландия и др.).
Характерной чертой современного экономического развития является переход к новому этапу формирования инновационного общества -
построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социальноэкономического развития современного общества. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом. Инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов.
Развитые страны переходят к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений науки, резко усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающей многие традиционные факторы роста. Доминирующая тенденция возрастания роли человеческого капитала, как основного фактора экономического развития, определяющего уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.
Мы отмечали, что инновационная экономика - это экономика, способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации. Инновационная экономика и человеческий капитал, на наш взгляд, являются взаимодополняемыми категориями. Как человеческий капитал не может формироваться без определенной инфраструктуры, инвестиций, программ национального развития, так и инновационная экономика не может формироваться без достаточного уровня образования, здравоохранения, культуры и социальной защищенности нации. Человеческий капитал является вектором, который и определяет направление и темпы развития страны, региона, организаций. Поэтому процессы повышения стоимости человеческого капитала и инновационной экономики составляют единый процесс
формирования и развития нового, постиндустриального, общества и экономики знаний.
В связи с этим можно сделать основной вывод по нашей работе -инновационная экономика создавалась, создается и развивается совместно и параллельно с ростом качества и стоимости накопленного человеческого капитала.
Список литературы
1. Afonso O., Monteiro S., Thompson M. Innovation Economy, Productivity Public Expenditures and Economic Growth // NIPE. - 2012. - №13 - P. 5-32.
2. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. - 1988. - №. 22.
3. Mankiw G. N., Romer D., Weil D. N. A Contibution to the Empirics of Economic Growth // Th Quarterly Journal of Economics - 1992. - № 2. - Vol. 70. - P. 407-437.
4. Romer D. Advanced Macroeconimics // Изд.: McGraw-Hill Irwin. - 2005. - 696 с.
5. Savu A.-M. Human Capital: The Determining Factor of Contemporary Society’s Dynamism // International Journal for Human Capital Development. - Vol. 1 - №1. - 2013. -P. 12-19.
6. Solow R. M. A Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. - 1956. - № 70. - P. 65-94.
7. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
8. Викторова Е.В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике // Инновации. - 2011. - № 6. - С. 100-107.
9. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO): официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/
10. Глобальный инновационный индекс 2012: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/
11. Журнал «Исследования и разработки» (R&D Magazine): официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rdmag.com/
12. Лебедева И. С. Инвестиции в человеческий капитал// Современные научные исследования. - 2012. - № 9. - С. 27-35.
13. Статистический сборник «Индикаторы всемирной интеллектуальной собственности 2012» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/ipstats/en/wipi/index.html.
14. Статистический сборник «Исследования и разработки. Финансирование и прогноз 2013» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rdmag.com/topics/global-r-d-funding-forecast.
15. Статистическая служба Европейского союза «Евростат»: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal /eurostat/home.
16. Фонд экономических исследований «Центр развития»: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dcenter.ru/center_info.htm.
Sunyaev A. S., student Mordovia State University of N. P. Ogarev, Saransk gerard_94@mail. ru
INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AS A FACTOR FORMATING INNOVATIVE ECONOMY
Modem models of economic growth and the place of human capital in these models are presented in the article. The research is based on analysis of public expenditure of developed countries on education and R&D as the main directions of investment in human capital.
Key words: human capital, innovative economy, economic growth, research and development, investment in human capital.