Научная статья на тему 'Инвестиции стран Запада и Востока в топливно-энергетический сектор Кыргызстана'

Инвестиции стран Запада и Востока в топливно-энергетический сектор Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ЕС / КИТАЙ / ТУРЦИЯ / КАЗАХСТАН / УЗБЕКИСТАН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / KYRGYZSTAN / EU / CHINA / TURKEY / KAZAKHSTAN / UZBEKISTAN / COOPERATION / ENERGY COMPLEX / MULTI-VECTOR POLICY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейсебаев Рахат Сансызбаевич

Интерес к исследованию вызван тем, что существуют мотивы, регулирующие отношения между странами, которые влияют на состояние топливно-энергетического комплекса центрально-азиатского государства, в результате чего у последнего могут появиться тенденции в виде определенных внешнеполитических ориентиров. В статье рассматриваются направления сотрудничества, государства-партнеры, основные проблемы и перспективы. Страна зависит от внешних инвестиций, нуждается в углеводородных ресурсах, высококвалифицированных специалистах. Кыргызстан в большой степени зависит от более развитых стран, стремящихся играть по отношению к маленькой стране роль «старших братьев». Сотрудничество Кыргызстана со странами Запада и Востока является частью стратегии в многовекторной внешней политике официального Бишкека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT OF WESTERN AND EASTERN COUNTRIES IN THE FUEL AND ENERGY SECTOR OF KYRGYZSTAN

The author believes that there are incentives governing relations between countries that affect the development of energy complex ofa Central Asian state and as a result the state may have some trends in shaping certain foreign policy guidelines. The article examines the areas of cooperation, partner countries, main problems and prospects. The country depends on external investment and there is a shortage of hydrocarbon resources and highly qualified specialists. Kyrgyzstan depends to a large extent on developed countries that want to play the role of "older brothers " in relation to this small country. The cooperation of Kyrgyzstan with western and eastern countries is a part of its strategy in the multi-vector foreign policy of official Bishkek.

Текст научной работы на тему «Инвестиции стран Запада и Востока в топливно-энергетический сектор Кыргызстана»

УДК 339.9:658.26(575.2) ББК

Р.С. Бейсебаев

Бишкекский гуманитарный университет им. К.Карасаева, Кыргызстан

ИНВЕСТИЦИИ СТРАН ЗАПАДА И ВОСТОКА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР КЫРГЫЗСТАНА

Интерес к исследованию вызван тем, что существуют мотивы, регулирующие отношения между странами, которые влияют на состояние топливно-энергетического комплекса центрально-азиатского государства, в результате чего у последнего могут появиться тенденции в виде определенных внешнеполитических ориентиров. В статье рассматриваются направления сотрудничества, государства-партнеры, основные проблемы и перспективы. Страна зависит от внешних инвестиций, нуждается в углеводородных ресурсах, высококвалифицированных специалистах. Кыргызстан в большой степени зависит от более развитых стран, стремящихся играть по отношению к маленькой стране роль «старших братьев». Сотрудничество Кыргызстана со странами Запада и Востока является частью стратегии в многовекторной внешней политике официального Бишкека.

Ключевые слова: Кыргызстан, ЕС, Китай, Турция, Казахстан, Узбекистан, сотрудничество, топливно-энергетический комплекс, многовекторная политика,инвестиции.

R.S. Beisebaev

Bishkek Humanities University named after K.Karasaev, Kyrgyzstan

INVESTMENT OF WESTERN AND EASTERN COUNTRIES IN THE FUEL AND ENERGY SECTOR OF KYRGYZSTAN

The author believes that there are incentives governing relations between countries that affect the development of energy complex ofa Central Asian state and as a result the state may have some trends in shaping certain foreign policy guidelines. The article examines the areas of cooperation, partner countries, main problems and prospects. The country depends on external investment and there is a shortage of hydrocarbon resources and highly qualified specialists. Kyrgyzstan depends to a large extent on developed countries that want to play the role of "older brothers " in relation to this small country. The cooperation of Kyrgyzstan with western and eastern countries is a part of its strategy in the multi-vector foreign policy of official Bishkek.

Key words: Kyrgyzstan, EU, China, Turkey, Kazakhstan, Uzbekistan, cooperation, energy complex, multi-vector policy, investments.

В годы существования СССР Кыргызстан не испытывал серьезных проблем в топливно-энергетическом комплексе, получая финансирование и необходимые объемы углеводородов из Центра. Однако с приобретением независимости традиционные схемы финансирования и поставок нарушаются и спустя некоторое время восстанавливаются, если говорить о поставках газа и светлых нефтепродуктов в республику российской компанией «Газпром». Состояние финансово-экономического и промышленного потенциала Кыргызстана оставляет постоянно открытым вопрос поиска инвестиций. Принято считать, что топливные ресурсы являются артериями, питающими экономику государства.

В данной статье ставится цель определить основные инвестиционные проекты стран Запада и Востока в топливно-энергетический комплекс Кыргызстана. При этом

ориентир выставлен на поиск ответа на главный исследовательский вопрос: почему сотрудничество Кыргызстана со странами Запада и Востока в топливно-энергетическом секторе является необходимым направлением и его следует развивать?

Поставленная цель и главный исследовательский вопрос позволят определить направления сотрудничества, полный список государств-партнеров, основные проблемы и перспективы, которые повлияли и могут повлиять на развитие Кыргызстана. В процессе исследования использованы индуктивный, сравнительно-сопоставительный и статистический методы анализа.

В Кыргызской Республике с момента обретения независимости были проведены экономические реформы в структуре управления экономикой и законодательстве, тем не менее основным нормативным документом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике». Настоящий Закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства, а также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Основными странами-инвесторами в топливно-энергетический комплекс республики являются Россия и Казахстан, Китай, страны ЕС. Кыргызстан привлекает внимание не только соседей, Россию и Китай, но и страны географически отдаленные.

Начиная с 2011 года проявляется интерес к Кыргызстану со стороны исламского мира - Исламский банк развития (ИБР). Все проекты и программы банка осуществляются в Кыргызстане в таких важных сферах, как транспортная инфраструктура, поддержка населения по преодолению чрезвычайных ситуаций, устойчивое развитие и энергетика.

Первый экс-вице-премьер-министр Кыргызстана Т.Сарпашев в рамках работы 39-го Ежегоднго заседания Управляющих ИБР 25 июня 2014 года встретился с президентом ИБР Ахмадом Мухаммадом Али. В результате были подписаны Соглашения по улучшению электроснабжения Аркинского массива Лейлекского района Баткенской области на сумму 16 млн 250 тыс долларов [1].

Зимой 2014 года спикер Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отметил значительные достижения Франции в гидроэнергетической сфере. Он обратил внимание на вопрос привлечения французских инвестиций и технологий в эту сферу экономики Кыргызстана. Французская сторона отметила, что конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции Кыргызстана актуальна и они заинтересованы в налаживании сотрудничества с кыргызскими партнерами.

Осенью 2015 года чешские бизнесмены заявили о готовности вложить 80 миллионов долларов и развить альтернативную энергетику в Кыргызстане. Договоренность об этом достигнута по итогам встречи вице-премьера Кыргызстана Панкратова О. с представителями энергокомпании из Чехии [2]. Вице-премьер поручил Агентству по продвижению инвестиций при Минэкономики создать рабочую группу по оказанию помощи в разработке и заключении инвестиционного соглашения о строительстве четырех ГЭС малой мощности.

Чешская парламентская делегация во главе с Яном Гамачеком, председателем палаты депутатов, прибыла в Бишкек (с 16 по 17 марта 2016 г.), чтобы обсудить расширение сотрудничества в торговле, энергетике и в других направлениях. Чешские фирмы и Кыргызстан готовят к подписанию соглашение на сумму 190 млн долл. на строительство малых гидроэлектростанций в Кыргызстане, заявил премьер-министр Темир Сариев в ходе визита чехов. Чешская Республика планирует построить 16 малых ГЭС в Кыргызстане [2]. Учитывая ландшафт и гидроресурсы, считаем, что этот

амбициозный проект вполне в зоне осуществления, но многое зависит от условий инвестиций и итогового подписания документов. Таким образом, гидроэнергетический потенциал Кыргызстана может девальвироваться.

Зимой 2016 года стало известно, что третью фазу проекта реабилитации Токто-гульской ГЭС может профинансировать Евразийский банк развития (ЕБРР). Вступило в силу кредитное соглашение между банком и КР по проекту «Реабилитация Токтогульской ГЭС. Фаза 2». На него из средств Евразийского фонда стабилизации и развития выделено 100 миллионов долларов [3]. Проект осуществляется в софи-нансировании с Азиатским банком развития. Финансирование предполагает замену второго и четвертого агрегатов с заменой/ремонтом вспомогательных систем и оборудования станции Токтогульской ГЭС. Также Кыргызстан подал предварительную заявку в ЕАБР на финансирование третьей фазы проекта. По состоянию на осень 2016 года заявка на рассмотрении управляющего банком.

Совместное кыргызско-американское предприятие «Восток» было основано в 1996 году и является одним из крупных нефтеперерабатывающих и нефтесбытных предприятий Кыргызской Республики с частной формой собственности. В течение четырех лет компания построила и ввела в строй два нефтеперерабатывающих мини-завода по переработке газового конденсата в поселке городского типа Кемине и селе Кыргыз-Жибек. Общая производственная мощность составляет более 180 тыс. тонн газового конденсата в год. Возможности технологии компании позволяют принять и переработать до 500 тонн газового конденсата в сутки [4].

Основным инвестором в топливно-энергетический комплекс Кыргызстана с Востока считается Китай, и с этим фактом вряд ли можно поспорить. Эта страна выделяет Кыргызстану кредиты на льготных условиях, в соглашениях предусматривается гран-товая составляющая не менее 35%, а сроки погашения от шести до двадцати лет [5].

К наиболее крупным кыргызско--китайским энергетическим проектам можно отнести два уже реализованных. Одним из первых и наиболее значимых проектов в энергетической сфере является завершенное строительство ЛЭП-500 кВ «Датка-Кемин» и подстанция «Кемин». Модернизация линий электропередач южной части Кыргызстана. По сути своей это комплекс работ, включающих в себя строительство новой подстанции «Датка», реконструкцию уже имеющихся подстанций «Узловая» и «Алай», и строительство высоковольтной линии электропередач «Датка-Узловая, которая позволяет передавать энергию с каскада Токтогульских ГЭС в Ошскую и Бат-кенскую области в обход энергосистем Узбекистана и Таджикистана. Все работы выполняла китайская компания ТВЕА, на более чем 200 млн. долларов, полученных в кредитном порядке от Экспортно-импортного банка Китая [6].

Строительство линий электропередач «Датка-Кемин» и высоковольтной подстанции «Кемин», которое завершено и создало на территории Кыргызстана энергокольцо «с юга на север». Особенность этого проекта в том, что он дает энергетическую независимость от Узбекистана и Казахстана.

Компания ТВЕА планирует приступить к реализации третьего проекта: модернизация ТЭЦ Бишкека - демонтаж восьми неработающих, установка двух новых и ремонт шестнадцати рабочих котлов. На модернизацию Бишкекской ТЭЦ китайские партнеры обязуются выделить 386 млн. долларов [6].Освоение суммы уже начато, на ТЭЦ идут масштабные работы по обновлению.

Нефтепереработка также имеет место в кыргызско-китайских отношениях. Построен мощный завод в городе Кара-Балта. Строительство этого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Чуйской области начато в сентябре 2009 года компанией

«Чайна Петрол Компани «Джунда» с привлечением китайских инвестиций в сумме 250 млн долларов на строительство и около 100 млн долларов на оборудование. Осенью 2013года НПЗ «Джунда» был запущен.

Также КНР готова инвестировать строительство Казарманского каскада ГЭС. Весной 2016 года на встрече вице-премьер-министра Панкратова О. с представителями китайской компании State Power Investment Corporation обсуждались возможности привлечения инвестиций в гидроэнергетический сектор Кыргызстана [7].

Экс-министр экономики КР Т.Сариев в сентябре 2013 года встречался с делегацией компании Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited CNPC. В ходе встречи были обсуждены вопросы строительства газопровода. Строительство является одним из крупнейших инвестиционных проектов в истории Кыргызстана. На его реализацию потребуется около 1,5 миллиарда долларов. По предварительным расчетам, КР получит за транзит газа более 2 миллиардов долларов в период эксплуатации газопровода в течение 35 лет [8].

В январе-марте 2016 года объем китайских инвестиций в Кыргызстан вырос в 15,1 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [5]. Спикер Жогорку Кенеша Турсунбеков Ч. 13 мая 2016 года, во время встречи с послом КНР в КР Ци Даюй, заявил, что страна заинтересована в новых китайских инвестициях [9]. Большой объем китайских инвестиций в Кыргызстан в будущем может оказать влияние как на экономическую, так и на политическую независимость страны. Инвестиции КНР прежде всего направлены на завоевание ею доминирующих позиций в КР посредством ориентирования на экономические проекты Поднебесной. Решение Китая сосредоточиться на Средней Азии и России является внутренними политическими приоритетами. Ключевым фактором в этом развитии было политическое решение китайского лидерства (весной 2000 года), чтобы сосредоточиться на Синьцзяне и построить газопровод Восток - Запад [10]. Принятие Россией расширения Китая в Средней Азии обусловлено стратегическими отношениями Китая с Россией и является немаловажным фактором во внешнеполитических возможностях [11]. Приграничный Кыргызстан, имеющий доступ к российским ресурсам, - хорошая перспектива кыргызско-китайских отношений. Экс-министр финансов А. Жапаров считает, что объем внешнего долга еще не достиг уровня, порождающего угрозу национальной безопасности. Но если возникнут противоречия с полученными из Китая кредитами и это решится по законам Китая, то может привести к опасениям [12].

Другой инвестор с Востока - это Южная Корея, которая готова инвестировать более 100 млн. долларов в развитие малых гидроэлектростанций в Кыргызстане [13]. В Сеуле Посольство Кыргызской Республики с Корейской ассоциацией подрядчиков летом 2016 года организовало семинар «Инфраструктура и инвестиционные возможности Кыргызстана». Кыргызскую сторону представляли Чрезвычайный и Полномочный Посол Бешимов А., директор Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики А. Орозбеков, председатель правления ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» А. Калиев и другие. Основной целью мероприятия было информирование представителей корейского делового сообщества о возможностях Кыргызстана и о реальном положении в инвестиционной сфере. Кыр-гызстанская делегация представила проекты, в том числе в сфере гидроэнергетики.

Иран также проявляет интерес к гидроэнергетическому потенциалу Кыргызстана. Иранские компании готовы инвестировать в реконструкцию Уч-Курганской ГЭС и строительство ЛЭП в Кыргызстане в рамках кредита Правительства Исламской Республики Иран. Такое заявление иранской стороны прозвучало во время встречи

представителей ОАО «Электрические станции», «Национальные Электросети Кыргызстана» в Тегеране с руководством ряда иранских компаний.

В ходе визита в 2015 году в Иран кыргызская делегация провела переговоры с руководством компании «Санир», представителями «Банка развития экспорта» и Гарантийным Фондом экспорта Ирана, а также несколькими иранскими компаниями, заинтересованными в сотрудничестве с Кыргызстаном в сфере энергетики. Важным итогом состоявшихся переговоров стала договоренность поставки необходимого оборудования для энергетического сектора республики [14]. Иран активизируется в регионе Центральной Азии, и этот проект очередное подтверждение этому. Кыргызстан, в свою очередь, не менее заинтересован в финансовой поддержке, в связи с проблемами в отрасли.

Проект СА8А-1000 продолжает список сотрудничества Кыргызстана со странами Востока. Кыргызская Республика, Таджикистан, Пакистан и Афганистан создали важную структуру, на базе которой предполагается претворять этот проект в жизнь. Поддержку в осуществлении оказывают Группа Всемирного банка, Исламский банк развития, Агентство международного развития США (иБАГО), Государственный департамент США, Министерство международного сотрудничества Великобритании (БРГО), Австралийское Агентство международного развития (АшАГО), а также ряд других донорских организаций. Этот проект поможет преобразовать регион Центральной Азии и станет важным шагом на пути формирования Регионального рынка электроэнергии в Центральной и Южной Азии (САБАКБМ). Инициатива САБАИБМ не только пойдёт на благо этим четырём странам, но и позволит усовершенствовать системы электропередач и стимулировать межрегиональное сотрудничество между странами Центральной и Южной Азии.

Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан 24 ноября 2015 года в Турции подписали окончательное соглашение по прокладке региональной линии электропередачи САБА-1000 [15]. На первом этапе реализации проекта планируется построить ЛЭП 500 кВ Датка-Худжанд, которая соединит энергосистемы Кыргызстана и Таджикистана. Также планируется возвести высоковольтную ЛЭП от Таджикистана через Афганистан к пакистанскому Пешавару. Кроме того, на всей протяженности ЛЭП планируется установить конвертерные подстанции.

Страны Ближнего Востока - еще одно инвестиционное направление. Посол Кыргызстана в Государстве Кувейт Ж. Шарипов 8 ноября 2016 года провел встречу с региональным директором по сотрудничеству с Азией Кувейтского Фонда Арабского Экономического Развития (КФАЭР) Юсуфом Аль-Бадр. По итогам встречи Ю. Аль-Бадр передал послу Ж. Шарипову подписанное руководством КФАЭР письмо-договор по выделению Кувейтским фондом гранта на финансирование ТЭО проекта «Строительства высоковольтной линии 220 кВ Тамга-Каракол» на сумму млн долларов [15].

Таким образом, Кыргызстан, находящийся в начале своего демократического развития, одновременно активно ведет поиски путей полноправного вхождения в между -народное сообщество и нуждается в накоплении серьезного международного опыта. Привлечение прямых иностранных инвестиций в топливно-энергетический сектор Кыргызской Республики - приоритетное направление экономической политики Правительства и взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами, что, конечно, настораживает.

Кыргызстан берет в долг не по силам и средствам, что ведет к долговым обязательствам, порождающим финансовую, экономическую, а затем и политическую зависимость - вот основная проблема. Другие проблемы политики Кыргызстана в

топливно-энергетическом комплексе в сотрудничестве со странами Запада и Востока - целевое использование выделяемых средств на совершенствование топливно-энергетического комплекса страны. В случае неэффективности использования инвестиций государство может потерять доверие перспективных партнеров в будущем. Нельзя забывать и о негативной стороне кредитов - рост внешнего долга, который необходимо будет выплачивать.

Тем не менее Кыргызстан ищет пути совершенствования топливно-энергетического сектора посредством привлечения к партнерству стран Запада и Востока. Страны Запада - Франция, Чехия - готовы инвестировать в гидроэнергетический комплекс Кыргызстана, и описанные выше проекты безусловно необходимо осуществлять. Список европейских государств следует увеличивать и не останавливаться на достигнутом. В этом направлении потенциал официального Бишкека не исчерпан.

Страны Востока - это Китай, нацеленный на крупномасштабные проекты в топливно-энергетическом и гидроэнергетическом комплексе Кыргызстана; Южная Корея и ее проекты по малым гидроэлектростанциям, дополняющие спектр расширения гидроэнергетики Кыргызстана; Пакистан, Афганистан и Таджикистан, в связи с важностью проекта CASA-1000. Замыкает список инвесторов Иран, планирующий инвестировать в реконструкцию Уч-Курганской ГЭС и строительство ЛЭП в Кыргызстане. Все эти страны, принимающие участие в совершенствовании топливно-энергетических проектов в Кыргызстане, совместными проектами обозначили перспективу развития не только сектора, но и двусторонних отношений.

Членство Кыргызстана в международных политических, торгово-экономических организациях, двусторонний и многосторонний форматы сотрудничества со странами мира, традиционные связи позволяют найти пути регулирования проблемных участков в топливно-энергетическом секторе, и это является основой развития топливно-энергетического комплекса Кыргызстана.

Список литературы

1. Правительство Кыргызстана и ИБР подписали соглашения по ряду проектов на 46 млн долларов. [электронный ресурс] // URL: http://kabar.kg/economics/full/78850. (дата обращения:11.11.2016).

2. Кыргызстан разрабатывает малые гидроэлектростанции [электронный ресурс] // URL: http://www.inozpress.kg/news/view/id/. (дата обращения: 27.09.2016).

3. Кудрявцева Т. Третью фазу проекта реабилитации Токтогульской ГЭС может профинансировать Евразийский банк развития [электронный ресурс] // URL: http:// m.24kg.org/ekonomika/29865_tretyu_. (дата обращения: 27.09.2016).

4. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. Программа развития нефтегазовой отрасли Кыргызской Республики до 2010 года [электронный ресурс] // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru._ (дата обращения: 01.12.2016).

5. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. [электронный ресурс] // URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/in. (дата обращения: 26.09.2016).

6. Буранбаев А. Китайские инвестиции: все ли так безоблачно? [электронный ресурс] // URL: http://berlek-nkp.com/analitics/1440-a-buranbaev-kitayskie-investicii-vse-li-tak-bezoblachno.html._ (дата обращения: 26.09.2016).

7. Кудрявцева Т. КНР готова вложиться в строительство Казарманского каскада ГЭС [электронный ресурс] // URL: http:http://m.24kg.org/ek. _ (дата обращения: 27.09.2016).

8. Сытенкова Д. Минэкономики КР подпишет меморандум о защите прав инвесторов с китайской компанией, которая займется строительством газопровода Кыргызстан - Китай [электронный ресурс] // URL: http ://arch.24 .kg/economics/174038-minyekonomiki-kr-podpishet-memorandum-o-zashhite._ (дата обращения: 26.09.2016).

9. Хадимуллин Р. Китайские инвестиции в Кыргызстан: выгоды и риски. [электронный ресурс] // URL: http://www.ca-portal.ru/article:27170. (дата обращения: 26.09.2016).

10. Dannreuther Roland. China and global oil: vulnerability and opportunity. International Affairs. The Royal Institute of International Affairs, 2011, рр. 1345-1346 (на английском).

11. Goldthau Andreas, Jan Martin Witte. Back to the future or forward to the past? Strengthening markets and rules for effective global energy governance. International Affairs, 2009, рр. 373-390 (на английском).

12. Айданбек Акматуулу. Размер внешнего долга КР превысил 3,5 миллиарда долларов [электронный ресурс] // URL: http://rus.azattyk.org/a. (дата обращения: 29.09.2016).

13. Корея готова вложить $100 млн в развитие малых ГЭС в Киргизии. [электронный ресурс] // URL: http://www.news-asia.ru/view/7879._ (дата обращения: 27.09.2016).

14. Иранские компании готовы инвестировать в реконструкцию Уч-Курганской ГЭС и строительство ЛЭП в Кыргызстане. [электронный ресурс] // URL: http://ekois. net/d0-b8-d1._ (дата обращения: 26.09.2016).

15. Подписано окончательное соглашение по проекту CASA-1000. [электронный ресурс] // URL: http://news.tj/ru/news/podpisano-okonchatelnoe-soglashenie-po-proektu-casa-1000._ (дата обращения: 29.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.