Научная статья на тему 'Инвестиции Китая в Центральной Азии (ТЭК, ресурсы, транспорт)'

Инвестиции Китая в Центральной Азии (ТЭК, ресурсы, транспорт) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
859
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции Китая в Центральной Азии (ТЭК, ресурсы, транспорт)»

С. Луконин,

заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований (ИМЭМО РАН) ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ТЭК, РЕСУРСЫ, ТРАНСПОРТ)

Основными получателями китайских инвестиций в Центральной Азии (ЦА) являются Киргизия, Таджикистан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Главные сферы интереса для КНР -топливно-энергетический комплекс, добыча полезных ископаемых, транспортные пути, гидроэлектроэнергия. В 2011 г. Китай инвестировал в ЦА 4 млрд долл. США (см. табл. 1). Сотрудничая с ЦА, Китай выделяет партнеров первого и второго эшелона. К первому относятся страны с общими с Китаем границами - Киргизия, Таджикистан и Казахстан. Ко второму - Туркмения и Узбекистан.

Киргизия рассматривается Китаем как плацдарм для проникновения на рынки Центральной Азии1. Поэтому приоритет в двусторонних отношениях отдается развитию транспортных коммуникаций. Объем китайских ПИИ в 2011 г. составил 525 млн долл., которые были сосредоточены помимо инфраструктурных проектов также в отраслях добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, металлургии, легкой и пищевой промышленности и сельского хозяйства.

На 2010 г. в Киргизии было зарегистрировано более 500 китайских предприятий2.

Можно выделить несколько крупных транспортных проектов. Во-первых, в 2014 г. начато строительство автодороги Север -Юг от Балыкчы до Джалал-Абада через села Кочкор, Арал и Ка-зарман протяженностью более 430 км и стоимостью 850 млн долл.3 Во-вторых, в 2012 г. завершено строительство автодороги Ош-Сарыташ-Иркештам, на что затрачено более 170 млн долл. Для

1 Paramonov V., Rashidov O., Strokov A., Stolpovsky O., Sattarov Sh. Economic Presence of China in Kyrgyzstan // Центральная Евразия. Авторский проект В. Парамонова. - URL: http://ceasia.ru (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992-2012 гг.). Под ред. В.П. Зиновьева. - Томск: Томский государственный университет, 2012. - С. 311.

3 На место строительства дороги Север-Юг начали подгонять технику // Вечерний Бишкек. 07.02.2014. - URL: www.vb.kg (Дата обращения: 01.10.2014.)

оплаты работ была задействована схема «ресурсы в обмен на финансирование». Китайская золотодобывающая компания Full Gold Mining получила право на разработку месторождения золота Иштамберды1. Кроме того, в 2012 г. проведен ремонт автодороги Сарыташ - Карамык. Во всех трех случаях генеральным подрядчиком строительства выступала китайская компания China Road & Bridge Corporation2.

Таблица 1

Объем прямых инвестиций Китая в Центральной Азии в 2003-2011 гг. (млн долл.)

Киргизия Таджикистан Казахстан Туркменистан Узбекистан

2003 15,79 5,12 19,71 0,2 3,27

2004 19,26 21,54 24,78 0,2 4,23

2005 45,06 22,79 245,24 0,2 11,98

2006 124,76 30,28 276,24 0,16 14,97

2007 139,75 98,99 609,93 1,42 30,82

2008 146,81 227,17 1 402,30 88,13 77,64

2009 283,72 162,79 1 516,21 207,97 85,22

2010 394,32 191,63 1 590,54 658,48 83

2011 525,05 216,74 2 858,45 276,48 156,47

Источник: Министерство торговли КНР.

Пока не перешел в стадию реализации проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан, который разрабатывается с середины 1990-х годов и оценивается примерно в 6 млрд долл.3 Эта железная дорога позволила бы КНР через Туркмению и Иран выйти к странам Ближнего Востока и Персидскому заливу - железнодорожная магистраль сокращает путь на 900 км.

В рамках визита президента Киргизии А. Атамбаева в Китай в июне 2012 г. были достигнуты предварительные договоренности о размере железнодорожной колеи (1520 мм), а также о возмож-

1 Министерство экономического регулирования Киргизской Республики. -URL: www.mert.kg (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 В Киргизстане в рамках Стратегии развития дорожного сектора завершена реабилитация 30% международных автодорог // Internet. Bibo.kz. 15.09.2014. -URL: http://internet.bibo.kz (Дата обращения: 01.10.2014.)

3 Начало стройки ж/д КНР - КР - Узбекистан стоимостью в $ 4,5 или $ 6,6 млрд намечено на 2014 год // K-News. 05.09.2013. - URL: www.knews.kg (Дата обращения: 01.10.2014.)

ных вариантах финансирования строительства: предоставление ж/д в концессионное пользование китайской компании или создание совместного киргизско-китайского предприятия1. Ранее в качестве оплаты услуг китайских подрядчиков Киргизия предлагала также использовать схему «ресурсы в обмен на финансирование». Китаю были предложены права на разработку месторождений Террекан и Перевальное, участок Чечекты месторождения нефелиновых сиенитов Сандык и участок Дангы железорудного месторождения Джетым. Однако после изучения документации китайская сторона пришла к выводу, что полезные ископаемые четырех месторождений не покрывают расходы на строительство киргизского участка железнодорожной магистрали2.

В области ТЭК важнейшим проектом является строительство ЛЭП «Датка - Кемин», что позволит после подключения к электросетям Казахстана экспортировать электроэнергию в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (СУАР). Общая стоимость проекта составила более 380 млн долл. Кредит предоставлен Эксимбанком Китая по линии ШОС. Генеральным подрядчиком выступила китайская компания Tebian Electric Apparatus Stock Co. На сегодняшний день завершено около 70% работ. Запуск ЛЭП планируется на 2015 г.3 Кроме того, в 2013 г. завершено строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Кара-Балт мощностью до 800 тыс. т нефти в год, которая поступает из Казахстана4.

В области добычи природных ресурсов значимым проектом является приобретение за 66 млн долл. в 2011 г. китайской золотодобывающей корпорацией Zijin Mining 60% компании «Алтын-кен», которая занимается разработкой месторождения Талдыбулак -Левобережный5.

1 Китай усиливает позиции в Центральной Азии // Алтынорда 28.09.2014. -URL: www.altyn-orda.kz (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии... -

С. 284.

3 По проекту строительства ЛЭП «Датка - Кемин» освоено более трети средств // Вечерний Бишкек. 08.10.2013. - URL: www.vb.kg (Дата обращения: 01.10.2014.)

4 НПЗ в Кара-Балте будет приносить бюджету страны $100 млн в год // K-News. 16.07.2013. - URL: www.knews.kg (Дата обращения: 01.10.2014.)

5 Zijin Mining приобретет 60% золотого рудника в Киргизии // Bullion.ru. 17.08.2011. - URL: http://bullion.ru/news/?n=31378 (Дата обращения: 01.10.2014.)

В целом Киргизии отводится роль поставщика сырья и природных ресурсов - их доля в китайском импорте составляет от 60 до 90%.

Таджикистан. Объем китайских ПИИ в 2011 г. составил почти 217 млн долл., которые были сосредоточены в дорожно-транспортной сфере, строительстве линий электропередач и электрических подстанций, телекоммуникациях, текстильной промышленности, сельском хозяйстве и др. Одним из наиболее заметных двусторонних проектов стало соглашение 2008 г. между «Тад-жикгазом» и СМРС о строительстве дополнительной ветки газопровода в Китай, по которой планируется поставлять до 25 млрд м3 газа в год. Строительство таджикской части газопровода протяженностью 400 км и стоимостью около 3 млрд долл. планируется начать в 2014 г. Реализуется проект модернизации ТЭЦ «Душанбе-2» объемом финансирования 386 млн долл., которое поступает из Эксимбанка и Банка развития Китая (кредит под 2% годовых на 20 лет). Согласно проекту, из 11 турбогенераторов, имеющихся на ТЭЦ, планируется полностью демонтировать четыре, а вместо них установить два новых.

В области транспорта крупнейшим проектом стала реконструкция в 2012 г. автодороги Душанбе - Худжанд с прокладкой тоннеля Анзоб. Кредит на 1 млрд долл. выделен Эксимбанком Китая1. Кроме того, в 2012 г. банк предоставил 50 млн долл. на реконструкцию дороги Душанбе - Хорог - Кашгар2, а также в общей сложности 280 млн долл. на строительство тоннелей Чормагзак, Озоди и Шахристан. В 2011 г. реконструирована автодорога Таджикистан - Узбекистан, на что потрачено еще 177 млн долл.3

Прорабатывается проект строительства железной дороги Китай - Таджикистан - Афганистан. Задача КНР - связать Таджикистан с другими частями Центральной Азии, а также открыть альтернативный Ваханскому коридору маршрут доступа на рынки Афганистана и Пакистана, что оказалось возможным по таджик-

1 Э. Рахмон на «Шахристане»: Таджикистан выходит из коммуникационного тупика // Новости Таджикистана. 27.10.2012. - URL: http://news.tj (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Реконструкция автотрассы Душанбе - Дангара завершится к сентябрю // Avesta.tj. 25.02.2012. - URL: www.avesta.tj (Дата обращения: 01.10.2014.)

3 В Таджикистане открылась новая автомагистраль до Киргизии // News-Asia. 26.08.2011. - URL: www.news-asia.ru (Дата обращения: 01.10.2014.)

ской территории, - через перевал Кульма появился доступ к Кара-корумскому шоссе.

К значимым проектам в других отраслях можно отнести создание в 2012 г. совместного предприятия по производству цемента «Таджикской алюминиевой компанией» (ТАЛКО) и «Национальной китайской компанией по производству строительных материалов» в Шахритузском районе Хатлонской области за 600 млн долл. В 2013 г. китайская золотодобывающая корпорация Zijin Mining Group Co Ltd. профинансировала проект «Зарафшон» - совместное предприятие по добыче золота (объем вложенных китайских средств - 140 млн долл.).

Казахстан. В китайской стратегии сотрудничества со странами ЦА Казахстану отводится центральная роль как поставщику ресурсов и как важнейшему экономическому партнеру. Объем китайских ПИИ в Казахстане в 2011 г. составил почти 3 млрд долл., более 90% из них были осуществлены в энергетическом секторе.

Крупные проекты в области ТЭК стартовали еще в 1997 г. -запущен нефтепровод Корлы - Шаньшань длиной 476 км. В том же году началась разработка масштабного проекта строительства нефтепровода «Восток - Запад»1. Главным проектом в этой сфере на сегодняшний день является строительство нефтепровода Казахстан - Китай. На первом этапе (2006) в эксплуатацию был введен участок Атасу - Алашанькоу (длина участка 988 км, от нефтеналивной железнодорожной эстакады на станции Атасу в Карагандинской области до границы с Китаем в районе железнодорожного терминала Дружба - Алашанькоу). Затем был введен в эксплуатацию участок Кенкияк - Кумколь (2006-2011). Стоимость участка составила 700 млн долл. Первоначально пропускная способность нефтепровода планировалась на уровне 10 млн т нефти в год, которую к 2015 г. предполагается увеличить до 15 млн т нефти в год2. В перспективе по нефтепроводу Казахстан - Китай прогнозируется транспортировка нефти из Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря. Данный нефтепровод планируется соединить с нефтепроводом Кенкияк - Атырау, построенным в 2002 г. при поддержке «Казмунайгаз» и CNPC.

1 Центральная Азия: Роль в перестройке мировых рынков нефти и природного газа... - С. 37.

2 Деньги в трубу // Эксперт. Казахстан. 05.03.2007. - URL: http:// expertonline.kz (Дата обращения: 01.10.2014.)

В 2009 г. был построен и введен в эксплуатацию газопровод из Жамбыльской области на юге Казахстана до Хоргоса на казахско-китайской границе. В декабре 2010 г. началось строительство газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент. Проект рассчитан на транспортировку газа с месторождений Западного Казахстана, в том числе расположенных на шельфе Каспия, до Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей, и далее в Китай. Китайские компании разрабатывают месторождения для наполнения построенных нефте- и газопроводов. В 2003 г. CNPC приобрела 35 и 65% долей месторождения Северные Буза-чи, дочерняя компания Sinopec компания Shenli приобрела 50% акций компании Big Sky Energy Kazakhstan (месторождения нефти Каратал и Дулаты), ранее принадлежавший канадской фирме.

Одна из крупнейших сделок была заключена в 2005 г. -CNPC за 4,18 млрд долл. приобрела компанию PetroKazakhstan. Однако в целях стратегического контроля Казахстана за деятельностью недропользователей казахстанская национальная компания «КазМунайГаз» выкупила 33% акций этой компании. В сентябре 2005 г. «КазМунайГаз» и CNPC подписали меморандум по вопросам участия CNPC в разработке и освоении месторождения Дархан1.

В 2009 г. Китай предоставил Казахстану кредит на 10 млрд долл. и получил за это 49% акций «Мангистаумунайгаз» - одного из главных активов в нефтяном секторе Казахстана. Сумма сделки составила 3,3 млрд долл. Владельцем пакета стала CNPC, благодаря чему Китаю удалось выйти на третье место по объему нефтедобычи в Казахстане (22,5%), уступая лишь самому Казахстану (28%) и США (24%) и значительно опережая Россию (9%)2.

Китайские компании также участвуют в крупных проектах по геологоразведке, строительству и модернизации казахстанских НПЗ. В 2009 г. Эксимбанк Китая финансировал строительство интегрированного газохимического комплекса в Казахстане (5 млрд долл.)3. Компания CNPC в 2008 г. закончила строительство третьего завода по переработке природного газа в Актобе. В конце

1 Центральная Азия: Роль в перестройке мировых рынков нефти и природного газа... - С. 37.

2 Казахстан следующий // Вопросик. 28.01.2012. - URL: http://voprosik.net/ kazaxstan-sleduyushhij (Дата обращения: 01.10.2014.)

3 Казахстанская нефть на китайской тарелке // Zakon.kz. 07.10.2009. -URL: www.zakon.kz (Дата обращения: 01.10.2014.)

октября 2009 г. 8торес выиграла тендер на продолжение модернизации Атырауского НПЗ. Согласно условиям тендера, 8торес обязалась построить комплекс по производству ароматических углеводородов почти за 1,3 млрд долл.1

В 2010 г. только на территории Актюбинской области действовало более 50 СП с китайской стороной, в основном - в сфере энергетики. Крупнейшее СП - «СКРС - Актобемунайгаз», с численностью персонала около 8 тыс. человек. Производственные мощности предприятия составили: по добыче нефти - около 6 млн т, по переработке попутного газа - 3 млрд т2.

Крупнейший реализуемый проект в области транспорта -строительство автотрассы «Западный Китай - Западная Европа» протяженностью около 2800 км. Она станет частью трансконтинентальной магистрали Китай-ЕС (по состоянию на конец 2013 г. построено / модернизировано более 1 тыс. км). Затраты казахстанской стороны оцениваются в 3 млрд долл., большая часть из которых предоставлена КНР3. Трасса берет начало в китайском порту Ляньюньган, затем проходит через Урумчи, КПП Китая и Казахстана «Хоргос» и ведет в г. Алматы. После Алматы коридор проходит через пять казахстанских областей и ведет в российские города Оренбург и Санкт-Петербург. Затем объединяется с автодорожной сетью Европы. Общая протяженность - 8445 км.

Заслуживают внимания другие крупные проекты КНР в Казахстане. В металлургии китайские компании построили завод по производству алюминия, большая часть которого экспортируется в КНР. Растущий интерес именно к производству алюминия связан с тем, что Пекин всерьез развивает свою авиационную и аэрокосмическую промышленность, для чего необходимо большое количество алюминиевых сплавов. В 2000 г. между Китаем и Казахстаном была достигнута договоренность о строительстве китайскими фирмами фабрики по выпуску железорудных окатышей в Рудном. Стоимость обоих проектов составила около 600 млн долл.

Туркмения стала занимать особое место в политике Китая прежде всего благодаря запасам природного газа. Объем китай-

1 В Атырау на обновление завода потратят 3 млрд долл. // Zakon.kz. 08.11.2012. - URL: www.zakon.kz (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии... -

С. 259.

3 От Европы до Китая проложат дорогу // Российская газета. 18.03.2013. -URL: www.rg.ru/2013/03/18/doroga-site.html (Дата обращения: 01.10.2014.)

ских ПИИ в Туркмении в 2011 г. составил почти 276,5 млн долл. и направлялся в основном в ТЭК, телекоммуникации, химическую промышленность и строительство железных дорог. Крупнейшим совместным проектом двух стран стал газопровод Туркмения-Китай, проходящий по территории Узбекистана (490 км), Казахстана (1300 км) и далее в СУАР (4500 км). Общая стоимость проекта составила около 7 млрд долл. В рамках подведения сопутствующей инфраструктуры в 2009 г. был построен газоперерабатывающий завод мощностью 5 млрд м3 в год, основным владельцем и оператором которого выступает компания СМРС. Наполнение газопровода обеспечивается за счет разработки туркменского газового месторождения Галкыныш, запасы которого оцениваются в 21,2 трлн м3.

Также китайские компании осваивают газовые месторождения правобережья р. Амударьи с оценочными ресурсами 1,7 трлн м3 на условиях соглашения о разделе продукции. Согласно достигнутым договоренностям, СМРС в течение 12 лет должна пробурить 12 разведочных скважин на месторождении Южный Елотен.

В 2007 г. было подписано соглашение между «Туркмен-нефть» и 8торес о бурении шести скважин с проектной глубиной 3,1 км на месторождении Яшилдепе1. В 2009 г. С№С стала одной из компаний, которая выиграла тендер на осуществление добычи газа на месторождении Южный Елотен - Осман. В 2011 г. в счет будущих поставок Государственный банк развития Китая выдал дополнительный кредит концерну «Туркменгаз» на сумму 4,1 млрд долл. для разработки данного месторождения.

Кроме того, КНР оказывает помощь в развитии туркменской химической отрасли, где особый интерес представляет производство минеральных удобрений. В 2006 г. Эксимбанк Китая предоставил Туркмении льготный кредит на сумму в 300 млн долл., предназначенный для реконструкции производственного объединения «Марыазот», выпускающего аммиак и азотные удобрения2.

Китайская проектная активность в транспортной отрасли Туркмении сводится преимущественно к поставкам транспортных

1 «Туркменгаз» и «Туркменнефть» выбрали подрядчиков // Библиотека тендеров. 02.07.2007. - URL: www.tenderlib.ru/news/421 (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Китай инвестирует в нефтегаз, нефтехимию, фармацию и телекоммуни-

кации Туркмении // Управление персоналом. 27.10.2009. - URL: www.top-personal.ru (Дата обращения: 01.10.2014.)

средств, а также комплектующих и запасных частей к ним. В 2010 г. было закуплено 48 дизельных локомотивов и 50 вагонов для линии Ашхабад - Дашогуз. Всего по условиям контракта Туркмения обязана закупить 200 вагонов, 160 из них пассажирские в общую сумму 800 млн долл.1 Узбекистан для Китая - страна «второго эшелона», так как не имеет общих границ, а также выходов к морю. Вместе с тем КНР расценивает такое расположение как преимущество и называет Узбекистан «центром Центральной Азии». Как и в случае с другими государствами ЦА, основной интерес Китая сосредоточен в области ТЭК. Объем китайских ПИИ в 2011 г. составил почти 156,5 млн долл., которые были осуществлены преимущественно в энергетике, телекоммуникациях, поставках нефтяного и электронного оборудования.

Ключевой по значимости проект - узбекский участок газопровода Туркмения - Узбекистан - Казахстан - Китай, стоимостью около 2 млрд долл. Его строительство проводилось узбекско-китайским СП Asia Trans Gas. В 2011 г. СП открыло вторую ветку газопровода. К 2014 г. планируется строительство третьей очереди пропускной способностью 25 млрд м3 газа в год2. Финансирует предприятие Банк развития Китая и CNPC. Согласно условиям контракта, китайские компании также обязаны инвестировать средства в разработку нефтегазоносных участков в Устюрте, Бухаре, Хиве и Ферганской долине. Кроме того, было заключено соглашение с китайской CNODC (дочернее предприятие CNPC) о проведении геологоразведочных работ на 23 месторождениях в течение 25 лет.

Компании из КНР вовлекались в модернизацию газовых сетей в Узбекистане. В 2008 г. «Узтрансгаз» и китайская Alcatel-Lucent Shanghai Bell Co. подписали контракт на проектирование и поставку «под ключ» объектов газотранспортной системы стоимостью 77,5 млн долл. В рамках проекта была восстановлена электрохимзащита газопроводов, налажена вдольтрассовая радиосвязь, осуществлена прокладка телекоммуникаций с установкой магистральной системы передачи сигнала по волоконно-оптической линии связи протяженностью 2 тыс. км и система

1 Китай оснащает Туркмению новыми пассажирскими вагонами и тепловозами // ЦентрАзия 11.08.2006. - URL: www.centrasia.ru (Дата обращения: 01.10.2014.)

2 Центральная Азия: роль в перестройке мировых рынков нефти и природ-

ного газа... - С. 39.

управления технологическими процессами по газотранспортной сети1. Проект осуществлен в 2010-2011 гг. при финансировании Эксимбанка Китая в объеме 73,6 млн долл. В транспортной отрасли проекты связаны с созданием транзитных путей. Сообщение между КНР и Узбекистаном осуществляется через территорию Казахстана и Киргизстана. Поэтому в плане развития коммуникаций Узбекистан представляет для Китая интерес лишь в качестве транзитной страны в системе трансазиатских международных маршрутов. В качестве перспективных для развития транспортных проектов выделяются следующие: строительство узбекского участка железной дороги Узбекистан - Киргизия - Китай; строительство узбекского участка автомобильной дороги Узбекистан -Киргизия - Китай; строительство железной дороги Ангрен - Пап, дающей возможность открытия прямого коридора из Китая в страны Южной Азии.

Значение взаимодействия

с ЦА для развития внутренних регионов КНР

Выстраивая долгосрочные торгово-экономические связи со странами ЦА, Китай решает несколько внутриполитических задач: обеспечивает политическую и социальную стабильность в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе (СУАР); развивает экономику СУАР за счет потенциала сотрудничества со станами ЦА; укрепляет стабильность на северо-западных границах; диверсифицирует поставки природных и энергоресурсов; расширяет транзитные пути в Европу, на Средний и Ближний Восток, а также в Кавказский регион; создает рынки сбыта для китайских товаров и услуг.

В соответствии с Программой развития западных провинций Китая («Идти на Запад») СУАР выбран основной площадкой по сотрудничеству со странами ЦА. В рамках программы на конец 2013 г. в СУАР реализовывалось около 100 проектов государственных инвестиций объемом более 170 млрд долл. Большая часть из них ориентирована на центральноазиатские государства.

В соответствии со Среднесрочным планом развития транспортной сети Китая, на страны ЦА замыкаются внутрикитайские транспортные коридоры: Урумчи - Коргас от г. Урумчи до пункта перехода китайско-казахстанской границы Коргас; Линьхэ -

1 Китай модернизирует газовые сети в Узбекистане // ИА REX. 08.08.2010. URL: www.iarex.ru/articles/7468.html (Дата обращения: 01.10.2014.)

Фанчэнган - от городского округа Фанчэнган (Гуанси-Чжуанский автономный район) до района городского подчинения Линьхэ (автономный район Внутренняя Монголия); Тянцзинь - Торугарт -от г. Тянцзинь до пункта перехода китайско-киргизской границы Торугарт; Циндао - Лхаса - от порта Циндао до г. Лхасы; Ляньюнь -Алатау - от порта Ляньюньган до г. Алатау (Казахстан).

Центральный проект программы «Идти на Запад» - внутри-китайский газопровод «Восток - Запад» (запущен в 2005 г.) соединен с газопроводом Центральная Азия - Китай. Особую актуальность использование центральноазиатского газа приобретает в свете, во-первых, обострившейся экологической проблемы, во-вторых, планов китайского правительства развивать зеленую экономику.

Мегапроекты «Экономический пояс шёлкового

пути» и «Морской шёлковый путь XXI в.»

Главным стратегическим новаторством нового китайского руководства стала выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпи-ном во время визита в 2013 г. в Казахстан идея «Экономического пояса шёлкового пути», которая предполагает создание транспортных коридоров от Тихого океана до Балтийского и Средиземного морей1.

В настоящее время в центре внимания китайского правительства - проработка транспортной схемы, состоящей из двух крупных участков. Первое звено - строительство железной дороги через Турцию с началом в г. Эдирне (граница с Грецией и Болгарией), проходящей через Стамбул, Анкару и оканчивающейся в г. Каре (граница с Грузией). Общая протяженность около 1,5 тыс. км. Этот проект обсуждался во время визита турецкого премьера в Китай в конце 2013 г. Пекин пообещал вложить в проект около 35 млрд долл. Предполагаемая дата завершения строительства -2023 г. В этот сегмент может быть включен греческий порт Пирей (китайская компания COSCO арендовала три терминала сроком на 35 лет за 4,3 млрд долл.).

Второе звено - продолжение турецкой железной дороги через Грузию, Азербайджан (порт в пригороде Баку), Каспийское море, Туркмению (порт Туркменбаши), Узбекистан, Киргизию и

1 Китаю и Казахстану нужно создать «Экономический коридор шёлкового пути» - председатель КНР Си Цзиньпин // Russian.people.cn. 08.09.2013. - URL: http://russian.people.com.cn/31519/8393182.html (Дата обращения: 01.10.2014.)

Казахстан до Восточного Китая. Соглашение о строительстве железной дороги было подписано Турцией, Грузией и Азербайджаном в 2005 г., но из-за отсутствия финансирования работы по проекту не велись до июля 2008 г. Общая протяженность ветки составит более 820 км, из них с «нуля» строится 100 км - остальное модернизируется.

Другим мегапроектом по наращиванию китайской экономической экспансии стал «Морской шёлковый путь XXI в.», идея которого озвучена в декабре 2013 г. министром иностранных дел КНР. Задача мегапроекта - соединить посредством портов Тихий и Индийский океаны.

В настоящее время правительство КНР осознает и стремится преодолеть вызовы осуществлению мегапроектов «Экономического пояса шёлкового пути»:

• Пересечение интересов США, России и Китая на пространстве шёлкового пути. Стремясь не испортить политические отношения с другими ключевыми игроками в ЦА, КНР подчеркивает, что «Экономический пояс шёлкового пути» не противоречит интеграционным процессам на постсоветском пространстве, а дополняет их.

• Различия между Китаем и странами ЦА. КНР опережает страны ЦА в области демократизации, не говоря об экономическом развитии. При этом КНР не увязывает экономические проекты с политическими требованиями и не вмешивается во внутренние дела суверенных государств.

• Нестабильность в странах ЦА. Руководство КНР полагает, что сотрудничество в экономике (китайские инвестиции) повысит уровень жизни населения и обеспечит необходимую стабильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Создание «Экономического пояса шёлкового пути» предполагает активное участие китайского среднего и малого бизнеса, однако он не готов к работе на зарубежных рынках (нет опыта и средств). Поэтому оказывается государственное содействие развитию малого и среднего бизнеса сначала в самом Китае, а потом за его пределами.

* * *

Для России сотрудничество КНР со странами ЦА, а также идея «Экономического пояса шёлкового пути» носит двойственный характер. С одной стороны, Россия может получить экономическую выгоду от модернизации транспортных сетей за счет

китайского капитала. С другой - в случае успеха стратегии «Шёлкового пути», Россия оказывается в положении «ведомого» в рамках этого долгосрочного проекта. В связи с эти можно выделить следующие рекомендации для России.

• Не бойкотировать мегапроект «Экономического пояса шёлкового пути», а постараться использовать направляемый на его реализацию китайский потенциал в собственных экономических интересах.

• Не отказываться окончательно от либерализации торговли с Китаем, а выработать концепцию, каким темпом продвигать такую либерализацию к созданию в будущем зоны свободной торговли.

В случае непринятия этой идеи и по мере продвижения концепций Шёлкового пути и Транстихоокеанского партнерства, Россия может оказаться в невыгодном положении по отношению к партнерам с высоким уровнем либерализации экономических связей.

«Энергетика и инновации на перекрестках мировой политики (Мировое развитие. Вып. 13). ИМЭМО РАН»,

М, 2014 г., с. 69-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.