Научная статья на тему 'Инвестиции как инструмент обеспечения энергетической безопасности Молдовы'

Инвестиции как инструмент обеспечения энергетической безопасности Молдовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
энергетическая безопасность / инвестиции / топливно-энергетический комплекс / енергетична безпека / інвестиції / паливно-енергетичний комплекс / energy security / investment / fuel and energy complex

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Елена Витальевна

В работе выполнен анализ инвестиций в энергетику, описан новый подход к управлению энергетической отраслью, в котором инвестиции рассматриваются как управляющий фактор по обеспечению и повышению энергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment as a tool to ensure energy security in Moldova

The paper gives the analysis of energy investments, describes a new approach to the management of the energy sector in which investments are considered as the controlling factor to ensure and enhance energy security.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как инструмент обеспечения энергетической безопасности Молдовы»

УДК 338.246.4: 621.3

Быкова Е.В.*

ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛДОВЫ

Быкова Е.В. Инвестиции как инструмент обеспечения энергетической безопасности Молдовы. - Статья

В работе выполнен анализ инвестиций в энергетику, описан новый подход к управлению энергетической отраслью, в котором инвестиции рассматриваются как управляющий фактор по обеспечению и повышению энергетической безопасности

Ключевые слова: энергетическая безопасность, инвестиции, топливно-энергетический комплекс

Bykova E.V. Investment as a tool to ensure energy security in Moldova. - Article .

The paper gives the analysis of energy investments, describes a new approach to the management of the energy sector in which investments are considered as the controlling factor to ensure and enhance energy security

Keywords: energy security, investment, fuel and energy complex

Бикова О.В. Інвестиції як інструмент забезпечення енергетичної безпеки Молдови. -

Стаття

У роботі зроблено аналіз інвестицій в енергетику, описаний новий підхід до управління енергетичною галуззю, в якій інвестиції розглядаються як керуючий фактор щодо забезпечення та підвищення енергетичної безпеки

Ключові слова: енергетична безпека, інвестиції, паливно-енергетичний комплекс.

Введение. них и внутренних факторов, влияющих на

Энергетическая безопасность - это уровень безопасности, моделировать теку-состояние защищенности страны (регио- щее состояние и прогнозировать перспек-на), ее граждан, общества, государства и тивное, как по отдельным секторам энер-экономики от угрозы дефицита в обеспече- гетики, так и в целом для отрасли . нии потребностей в энергии экономически Для РМ работы в данной области ве-

доступными топливно-энергетическими дутся в течение ряда лет Их результаты ресурсами (ТЭР) приемлемого качества опубликованы в ряде работ (небольшая

в нормальных условиях и в чрезвычайных часть приведена в библиографии - Е.Б.) [4,

обстоятельствах, а также от угрозы на- 5]. Для анализа энергетической безопас-

рушения стабильности топливо- и энергос- ности сформирована система индикато-набжения [1]. ров энергетической безопасности с учетом

В основе исследований лежит индика- особенностей ТЭК [6]. Система включает тивный анализ, который используется для 46 индикаторов, разделенных на 10 блоков

анализа энергетической безопасности ис- согласно этапам энергоснабжения потре-

следователями в ряде стран, занимающих- бителей, и имеет дополнительные разде-ся аналогичными вопросами - в России, Бе- лы, касающиеся экономической безопас-ларуси идр .[2, 3]. ности, ряда показателей экологического

Данный метод обладает гибкостью и направления В настоящее время разраба-позволяет исследовать множество внеш- тывается вычислительный комплекс, в ко-

* Быкова Елена Витальевна - ведущий научный сотрудник, Институт энергетики Академии наук Молдовы, кандидат технических наук, Кишинев, Молдова .

тором систематизирована входная информация (около 200 показателей) в виде базы данных, имеется аналитическая часть для расчета значения индикаторов, определения итоговой интегральной оценки по всей системе индикаторов, определения их взаимосвязей, имеются приложения для расчета сценариев и прогнозирования на краткосрочный период

Ежегодно осуществляется мониторинг всей системы индикаторов, и на текущий момент база данных включает временной ряд 1990-2012 гг. (2013 г. - частично), что позволяет определять динамику изменения уровня энергетической безопасности в ретроспективном аспекте и выполнять различные виды анализа для установления влияющих факторов различного рода

Целью данной работы является анализ инвестиций в энергетическом секторе страны и определение новых подходов к управлению энергетикой с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, обеспечения оптимальных инвестиций в сектор на основе анализа отраслевых показателей

Итоговый уровень энергетической безопасности оценивается с помощью шкалы, описанной в литературе [1-3]. Шкала разделена на ряд равных интервалов по степени утяжеления, каждому из которых присвоен балл и название: 1 (нормальное состояние), 2-4 (предкризисное состояние -начальное, развивающееся, критическое) до 5-8 (кризисное состояние - нестабильное, угрожающее, критическое, чрезвычайное) Выполненный мониторинг показал, что ряд индикаторов, отражающих сектора производства энергии и финансовоинвестиционный, имеют кризисные значения. Итоговая оценка составляет 4,68 балла (2011), что характеризует общую ситуацию по энергетической безопасности как предкризисную критическую (рис 1)

Краткое описание ТЭК Молдовы.

Установленная мощность генерирующих источников правобережного региона составляет 444 МВт (с учетом блок-станций сахарных заводов) и 342 МВт (без их учета) [4]. Производство электроэнергии составляет 1,0-1,2 млрд. кВт*ч в последние 10 лет (при недогрузке существующих источников на треть) Если загрузить в полной

Рис. 1. Мониторинг итоговой оценки состояния уровня энергетической безопасности для 1990-2011 для правобережного региона.

мере имеющиеся мощности, то выработка электроэнергии на них может составлять 1,6 млрд . кВт*ч . (фактически это имело место в 1990 году), а максимально возможное производство - на уровне 2 млрд. кВт*ч . при том же количестве часов работы. При этом потребность в электроэнергии региона постоянно растет и приближается к 5 млрд. кВт*ч . Недостающая электроэнергия в регион поставляется либо от украинских электростанций, либо от Молдавской ГРЭС при наличии договоров

Таким образом, для самобалансирования в регионе необходимо увеличение генерирующих мощностей в 2-3 раза, то есть до 700-800 МВт, а с учетом роста потребления электроэнергии - до 1000 МВт. В этом случае большинство индикаторов улучшат свои значения, что приведет к повышению уровня энергетической безопасности региона [9-10].

Анализ инвестиций в ТЭК Молдовы.

Мероприятия по обеспечению и повышению энергетической безопасности могут быть представлены в укрупненном виде как направления для инвестиций Знание удельных расходов на реализацию мероприятий может помочь с определением величин инвестиций . Решения о реализации мероприятий могут приниматься на конкретных объектах, а на макроэкономическом уровне необходим уровень законов, постановлений, стратегий развития, программ, планов действий Как правило, в таких документах указываются цели, описывается предшествующее состояние, указываются причины появления этого документа, отмечаются исполняющие органы и иногда указываются финансовые объемы инвестиций, финансовые источники поступления средств

Действующие документы в области энергетики содержат цели, направленные

на обеспечение энергетической безопасности (в Энергетической стратегии Республики Молдова до 2030 года; Национальном плане действий по энергетической эффективности на 2013-2015; Национальной Стратегия развития «Молдова 2020»; Законе по ВИЭ 2007 г. ). Однако в этих документах не приведена системная информация

о планируемых расходах на обеспечение энергетической безопасности и поддержание ТЭК и энергосистемы страны, как в структурном плане, так и для решения текущих задач. К примеру, такая детализация присутствует в действующих документах для транспортного сектора (Стратегии инфраструктуры наземного транспорта на 2008-2017 гг., Программе снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами и др ) В них указаны не только объекты, подлежащие реконструкции, ремонту, строительству, но и финансовые потребности, ожидаемые источники финансирования, освещены и другие аспекты развития транспортного сектора страны

Причиной нарастания кризисного уровня, который отражается проведенным далее анализом инвестиций в энергетике, является недовложение средств в развитие энергетической отрасли

Инвестиции в экономику.

Для отражения текущей ситуации, как отправной точки, определяется «фоновое» состояние экономики для выявления рисков для инвестиций. Это необходимо для предвидения возможных рисков и оценки их величины Если риски велики, то инвестиции могут быть невозвратными

Для РМ уровень объема инвестиций в экономику в целом с 2001 г по 2008 г возрастал с 12,17 % (к ВВП) до 28,7 %, затем был резкий спад на 10 % - до 18,41 %, затем наметился небольшой рост до 19,84 % (2011), таблица 1 [11]

Таблица 1.

Данные по инвестициям для ряда лет*, млн лей и млн долл.

Ед . изм . 2008 2009 2010 2011 2012

Экономика, всего млн лей 18 224 11 123 13 804 16 449 16 600

Электро- и теплоэнергия, газ и водоснабжение млн лей 1 177,7 1 201,1 1 261,0 1 386,6 1 392,3

Курс валют леев за доллар 10,39 11,11 12,37 11,74 12,11

Инвестиции в энергетику млн дол США 113,35 108,12 101,94 118,11 114,97

В литературе по экономической безопасности обобщен мировой опыт стран [12-13], который определяет кризисные величины для данной сферы и задает диапазоны (или значения) необходимых инвестиций для нормального функционирования экономики. Рассмотрим их подробнее

1) Величина инвестиций в экономику по отношению к ВВП должна быть не менее

12 % . За рассматриваемый период это соотношение составляло 11^25 %, в 2000-2008 годы наблюдался устойчивый рост с 11 % до 29 %, затем последовал спад до 18 % (2009) в результате кризиса 2008 года. В последую-

щие годы динамика роста стала восстанавливаться, рис 2

2) Величина инвестиций в экономику по отношению к стоимости вводимых в действие основных средств должна быть не менее 6 % .

Данный показатель имел значение 90%^130 %. Ежегодные инвестиции превышают стоимость основных средств в диапазоне 10^40 % . Наименьшее количество инвестиций было вложено в 2002 г (по сравнению со стоимостью основных средств) -95 %, наибольшее в 2006 г (140 %), затем наблюдался спад в 2007, 2008, 2009 гг. и небольшой рост в 2010, 2011 гг (рис 3)

Уровень объема инвестиций в экономику к величине

В В П,0.0.

з5,ю но, 1(1 Уіі.иі гОгю

15.10

10.10

(1,1(1

2» 28,96

ЛҐ20 7 ?4,6 І 1 \ \ 1Э, 20

- -13 1 1.04 ^*^15.83 л Т. .. .. Є,05 1 -4 9,

11

2,66 1 " 'ТГ-~ ’ 12,92 і ,43

■ 1 і ■ і і

,84

Рис. 2. Динамика изменения отношения величины инвестиций в экономику к величине ВВП.

* База данных Национального Бюро Статистики .

Рис. 3. Динамика изменения величины инвестиций в экономику по отношению к стоимости вводимых в действие основных средств.

40.00

35.00

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00 5100 000

Дат иностранных инвестом в общем объегле инвестицм,

О 37,18

[

1] Уъ'ХЛ

4' 142 к- сДО 1 >;19# аэЕ ,32 20,20 *2,22 \ 18,10

V 4^0 № \

8,85ч)

Ч^ Ч^Ч^ ^ ^

Рис. 4. Изменение доли иностранных инвестиций в суммарном объеме инвестиций, о.е.

3) Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций должна составлять не менее 10 % . Фактические значения данного индикатора были в диапазоне 1137 % . Самая низкая величина наблюдалась в 2002 и 2011 гг. (11,86 % и 8,85 %) . В пери-

од 2004^2010 гг. иностранные инвестиции были на уровне 18^22% в общих инвестициях в экономику, рис 4

4) Планируемые объемы инвестиций на перспективу.

По данным документа «Основные экономические показатели РМ на среднесрочный период», Приложение 2, табл. 2. 2, планируется сохранение общего уровня инвестиций в экономику примерно на текущем уровне 25-26% .

В другом документе «Национальная стратегия развития: 7 решений для эко-

номического роста и сокращения уровня бедности Молдова - 2020», также вступившем в действие в текущем году, указаны направления для вложения инвестиций, в результате которых должны измениться показатели энергетической безопасности и энергетической эффективности (таблица приведена полностью).

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА а КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

Показатель мониторинга 2015 2020

Энергетическая безопасность

Создание энергосоединений • линии электропередачи, км • газопроводы, км 139 40

Стимулирование использования энергии из возобновляемых источников энергии по отношению к объему валового внутреннего потребления, % 10 20

Обеспечение доли биотоплива в общем потреблении топлива, % 4 10

Увеличение внутреннего потенциала производства электроэнергии, МВт 800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение доли годового производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии, % 10

Энергоэффективность

Сокращение энергоемкости, % 10

Сокращение потерь электроэнергии в сетях передачи и распределения, % 13 11

Сокращение потерь природного газа в сетях передачи и распределения, % 20 39

Сокращение потерь тепловой энергии в сетях передачи и распределения, % 2 5

Сокращение выбросов парниковых газов (по сравнению с 1990 г.), % 25

Сокращение энергопотребления в зданиях, % 10

Доля обновленных общественных зданий, % 10

В третьем документе, также вступившем в действие в текущем году, «Национальном плане действий в области энергоэффективности на 2013-2015 годы», приведены прогнозируемые инвестиции для достижения запланированных целей по энергоэффективности по энергетике (таблица 2) .

Таблица 2.

Прогнозируемые расходы для энергетического сектора на 2013-2015гг.

№ п/п Программа/сектор Общие государственные расходы (тыс . леев/тыс . долл .) Прогноз (тыс . леев/тыс. долл . )

2012 исполнение 2013 2014 2015

1. Разработка политики и менеджмент в энергетическом секторе 1352,3/111,7 40408,7/ 3336,8 32580,6 60441,8

2. Развитие национальной системы снабжения природным газом 6940,8/573,1 19000/ 1568 65014,0 -

3. Развитие сектора электрической энергии 10919,3/901,7 106702,8/ 8811,13 337656,5 551114,8

4. Развитие теплоэнергетической системы 9000/743,8 4743,2/391 - -

Курс 1 доллар США (2012) 12.11 леев/дол 12. 11 леев/ дол 12. 11 леев/ дол 12. 11 леев/ дол

Инвестиции в энергетический сектор.

Существующая система индикаторов энергетической безопасности и проводимый ежегодно мониторинг состояния энергетической безопасности позволяет видеть «узкие» места в энергетике, которые в первую очередь требуют финансовых вложений. На них указывают все кризисные индикаторы (области необходимого срочного вложения денег) и предкризисные (они указывают на возможные будущие «узкие» места и требуют вложения средств с опережением, чтобы не допустить кризисной ситуации)

Кроме того, сценарии развития энергетики на перспективу также позволяют увидеть области необходимого инвестирования для недопущения развития негативных тенденций .

Топливный сектор.

Так как Молдова практически все свое топливо импортирует, то важными показателями для инвесторов являются: транспортные пути (авто, железные дороги), емкости для хранения нефтепродуктов, склады для угля, благоприятная налоговая политика и законодательная база для осуществления поставок топлива; приемлемые цены для покупки топлива и цены, реальные для потребителей

В газовом секторе важны условия поставок (цена, объемы) по договорам, наличие развитой и безаварийно функционирующей газовой инфраструктуры Электроэнергетический сектор.

1. Генерирующие источники.

Для определения необходимости в новых источниках надо знать спрос, потребление электроэнергии Так как наиболее эффективной является технология коге-нерации, то необходимо знать спрос и на теплоэнергию

В последние годы все новые здания проектируются с учетом индивидуального отопления с помощью газовых котлов . Это стало распространенной практикой даже в зоне существующих ТЭЦ . Восстановление положительного имиджа централизованного теплоснабжения возможно при согласовании тарифов со среднедушевым доходом, строительстве новых генерирующих источников с одновременным развитием системы централизованного теплоснабжения Это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где вообще не имеется такого вида теплообеспечения (Централизованную тепловую энергию от ТЭЦ и котельных получают только 19 % всех домовладений в стране, 14 % имеют индивидуальное газовое отопление, а 65 % -

печное, [7]). К рискам можно отнести большую стоимость строительства, долгий срок окупаемости, большие организационные и строительные работы не только непосредственно на новом энергообъекте, но и в жилом секторе по прокладке теплотрасс

Для городов, где уже есть ТЭЦ (Кишинев, Бельцы), более доступным вариантом является расширение существующих источников (с уже имеющимися тепловыми сетями), однако вопросы спроса на тепло тут не менее актуальны

Если в качестве источников рассматривать ВИЭ, то необходимы специальные расчеты по эффективности их применения и правил их присоединения .

2. Электрические сети.

В регионе имеется развитая электроэнергетическая сеть, позволяющая обеспечить электроэнергией практически все населенные пункты Однако она нуждается в развитии (не все населенные пункты имеют двухстороннее питание), для некоторых ЛЭП необходимо резервирование в виде 2-ой цепи, и необходимо расширение межсистемных ЛЭП для улучшения связей с соседними энергосистемами на случай аварийных ситуаций и для передачи транзитных потоков мощности Молдова ранее осуществляла такие перетоки и вполне может и в дальнейшем это делать

Инвестирование в данной области необходимо в плановый ремонт, модернизацию ЛЭП и развитие сетей, необходимость которого описана выше . Необходимо усиливать межсистемные линии электропередач для увеличения пропускной способности сечений энергосистемы

Теплоэнергетический сектор.

В небольших городках строились небольшие котельные, либо отдельные, либо в составе предприятий . По стране их было достаточно много (более 6 тысяч) В насто-

ящее время по статистической литературе учтено около 3000 котельных. В связи с этим необходимо изучение состояния закрытых котельных и определения возможностей по их восстановлению, и изучению - будет ли спрос на тепло со стороны потребителей, которые уже успели либо установить индивидуальное отопление, либо выживают по мере возможностей

Инвестиции в ТЭК.

Объекты энергетики Республики Молдова, в которые необходимо и целесообразно вкладывать инвестиции на период до 2020 г. , указанные в энергетической стратегии Республики Молдова на период до 2020 г. (действовала до января 2013 г., затем ее сменила Энергетическая стратегия до 2030 г.), большей частью так и не получили необходимых инвестиционных вложений Данный перечень охватывал главные направления развития энергетики Республики Молдова, обеспечивающие сбалансированное энергоснабжение потребителей и освоение передовых технологий в производстве, передаче и распределении энергии

Общая величина инвестиций, необходимая до 2020 г. , была оценена на уровне 1,5 млрд евро Указанные средства планировалось вложить в период 2010-2015 г. для развития всего ТЭК, а именно: в электроэнергетический сектор - 900 млн евро или 60 %, в теплосектор - 126 млн евро или 8%, в газовый сектор - 67 млн . евро или 5 %, в сектор жидкого топлива -133 млн евро - 9 %, ВИЭ - 256 млн евро -17 %

Объемы ежегодных вложений планировались на уровне: ВИЭ 30-50 млн . евро в год электроэнергетику - 50-145 млн . евро в год, теплоэнергетику - 5-20 млн . евро в год, составляя диапазон 91-215 млн . долл . США или в среднем 120 млн. долл . США (рис. 5.).

Рис. 5. Требуемые ежегодные объемы инвестиций в энергетику и в ВИЭ и вложение

финансовых средств (суммарно).

Фактические инвестиции в ТЭК в 1995-2000 были на уровне 18-32 млн. долл . США, затем наблюдался ежегодный рост до 117 млн долл (2011) К 2011 году объемы инвестиций в ТЭК почти достигли требуемой средней величины, но если учитывать накопительный критерий, то отставание все равно остается значительным . В сравнении с общими инвестициями в экономику доля вложений в энергетику составила всего 17-6%, причем с тенденцией снижения (2011-8,4 %), рис. 6 .

Проанализируем подробнее ситуацию по каждому сектору.

1) Электроэнергетика.

Срок эксплуатации линий электропередач составляет 45 лет Если учесть, что массовое строительство электросетей было начато 45-50 лет назад, то ежегодно необходимо обновлять и модернизировать порядка 2 000 км ЛЭП Реально же ремонтируется и обновляется значительно меньше, что приводит к нарастанию износа и в дальнейшем потребует инвестиций в мно-

"Объем годовых инвестиций

т ФФ^ФООООООООООннн

спспша^спооооооооооооо

30JHl■гlг^г^r^MfS^JNf^(N^NMNfЧfSfMM

Рис. 6. Инвестиции в энергетику и экономику региона

гократно больших объемах, чем своевременное финансирование В 2008 году было введено наибольшее количество электросетей (684,6 км), а затем снова ситуация ухудшилась (рис. 7). Заметим, что в 1990 году было введено 2180 км, в 1991 году - 1228 км [11].

Рис. 7. Ввод в действие ЛЭП для 2000-2011 г.

2) Газовый сектор.

АО «Молдовагаз» имеет инвестиционную программу развития газовых сетей (www.moldovagaz. т^). Почти 8 лет действовала Программа газификации, в связи с чем осуществлялись инвестиции в данный сектор в значительных объемах, которые имели тенденцию постоянного роста вплоть до 2008 года включительно, затем объемы ввода стали снижаться и уменьшились к 2011 году в 3 раза по сравнению с достигнутым пиком - 926 км в год (2008).

3) Теплоэнергетика.

Инвестиционная программа АО «Термо-

ком» описана на его сайте www. termocom. и включает:

- переоборудование центральных тепловых пунктов (ЦТП) в индивидуальные тепловые пункты (ИТП);

- модернизацию и переоснащение распределительных тепловых сетей и их подключение к ИТП;

- модернизацию и переоснащение магистральных тепловых сетей;

- изолирование существующих тепловых сетей пенополиуританом;

- установку преобразователей частоты для регулируемых электроприводов;

- оптимизацию системы мониторинга и контроля СЦТ;

- переход котельных в режим коге-нерации;

- внедрение информационных систем управления

При протяженности теплотрасс в Кишиневе и Бельцах, равной 684 км и сроке службы 25 лет, необходимо ремонтировать ежегодно 1/25 часть или 27 км . Фактические объемы ввода в эксплуатацию тепловых сетей составляют 5-11 км в год, что меньше требуемого в 3 раза (рис. 8). Объемы требуемых инвестиций можно оценить, исходя из величины средних удельных расходов на ремонт 1 км теплотрассы Положение с вводом тепловых мощностей еще более критично (рис 9)

14

\7

10

В

6

4

2

О

Рис.8. Объемы ввода в эксплуатацию тепловых сетей

Рис. 9. Объемы ввода в эксплуатацию тепловых мощностей

Новый подход к управлению энергетикой с позиций энергетической безопасности В качестве такого подхода предлагается развитие ТЭК и энергосистемы на основе требований энергетической безопасности, что означает другой взгляд на положение в отрасли

В качестве критерия оценки комплексных затрат на обеспечение энергетической

безопасности могут стать укрупненные показатели требуемых инвестиций для снижения уровня кризисности, например, на

1 балл по шкале, которая применяется для анализа уровня энергетической безопасности (или в меньшем масштабе, например, на 0,1 балла). Это позволяет получить кривую обеспечения энергетической безопасности страны (рис. 10)

Ось ОУ - Уровень кризисности

ш

'

Кривая финансовых вложений

Снижение уровня кризисности ( опасности)

Нарастание .1_____:

1

Ось ОХ- Вложение финансовых средств

Ось ОХ- нарастание степени кризисности Вложение финансовых средств

Ось ОХ- Вложение финансовых средств Рис. 10. Взаимосвязь инвестиций и снижение кризисности.

Состав комплекса мероприятий может быть самым разным, и его можно рассматривать, исходя из степени трудности выполнения мероприятия или из объемов необходимых инвестиций (мало-, средне- и крупнозатратные мероприятия). В качестве приоритетов могут выступать и другие факторы, например, учет региональных факторов, появления новых технологий, изменения на мировом энергетическом рынке, изменение ситуации в экономике и другие Таким образом, формирование комплекса мероприятий - это задача многоступенчатая и многофакторная

Однако при любых факторах следует стремиться к энергетической безопасности страны, обеспечивая все положения ее определения [1-3]:

- отсутствие дефицита ТЭР любых видов;

- экономическая доступность ТЭР любых видов в любое время для всех групп потребителей;

- обеспечение запаса ТЭР на случай непредвиденных чрезвычайных ситуаций

В этих положениях заложены и критерии развития экономики, для которой энергетическая безопасность является гарантией устойчивого развития

В связи с вышесказанным, совокупность комплексов мероприятий по обеспечению и повышению энергетической безопасности может формироваться на основе заранее вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бранных приоритетов Все их рассмотреть сложно, поэтому выделяем только основные: развитие источников генерации; развитие электрических сетей; развитие теплоэнергетики; развитие систем топливоснабжения; повышение квалификации кадров и подготовка новых кадров; совершенствование систем управления энергетикой; внедрение новых технологий в энергетике с целью снижения экологического влияния на окружающую среду и повышения эффективности на стадии преобразования энергии; повышение эффективности конечного использования энергии;

Например, развитие генерирующих источников в стране можно выполнять разными способами: распределенная генерация на основе небольших ТЭЦ; размещение точечных ВИЭ или парков с ВИЭ; расширение имеющихся генерирующих источников; модернизация существующих источников с применением новых технологий и т.д . Таких мероприятий может быть целая совокупность . Затраты на них можно обозначить как Зг, З2,... З. ., а ожидаемое улучшение уровня безопасности как Вг,В2,. В.. Далее необходимо найти оптимум между этими величинами

Наиболее затратным мероприятием является введение новых генерирующих мощностей в энергетике Объемы инвестиций для таких объектов являются своего рода верхней границей требуемых вложе-

ний . Так как правобережный регион имеет дефицит по установленной мощности на 2/3 от своей потребности, то необходимые затраты - это затраты на ввод в эксплуатацию новых источников суммарной мощностью 700-800 МВт (чтобы суммарная мощность с учетом существующих объектов составила 1000 МВт) [14]. При этом общий уровень энергетической безопасности улучшится на 3 балла (по применяемой шкале кризисности) и вернется к нормальному состоянию . Для снижения кризисно-сти на 1 балл необходимы затраты в три раза меньшие или в объеме, необходимом для ввода электростанции 200-250 МВт. Эти инвестиционные средства должны вкладываться не только непосредственно в развитие источников, но и во всю сопутствующую инфраструктуру энергосистемы .

Такой подход позволяет оценить затраты на снижение кризисности (повышение безопасности) на удельную величину выбранного размера (на 1 балл, на 0,1 балла и т. п. ), что дает возможность определить инвестиции, необходимые для устойчивого функционирования и развития энергосистемы.

Выводы:

1. Выполнен анализ текущего состояния по инвестициям в энергетику и в экономику, который показал факт систематического недофинансирования объектов ТЭК и тенденции снижения доли инвестиций в ТЭК в общих инвестициях в экономику.

2. Показана необходимость введения новых генерирующих источников в регионе на уровне 700-800 МВт для обеспечения самобаланса, что составляет своего рода верхнюю границу необходимых финансовых вложений, и позволит улучшить общий уровень энергетической безопасности с текущего предкризисного критического до нормального состояния или на 3 балла по применяемой шкале кризисности

3. Сформулирован новый подход по управлению энергетикой с позиций требований обеспечения энергетической безопасности. Инвестиции рассматриваются

как управляющий фактор по обеспечению и повышению энергетической безопасности. Предложенный подход позволяет на предварительном уровне оценить объемы инвестиций, необходимых для улучшения энергетической безопасности на определенную удельную величину по используемой шкале, например, на 1 балл

Список литературы

1. Энергетическая безопасность России / В . В. Бушуев, Н . И . Воропай, А. М . Мастепанов, Ю. К . Шафраник и др. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998. -302 с.

2 Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов России / В.Г. Благодатских, Л. Л. Богатырев, В В Бушуев, Н И Воропай и др - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. - 195 с.

3. Энергоинвестиционная привлекательность регионов / Под ред. А.И . Татарки-на, А.А. Козицына, - Екатеринбург, 2007. -332 с

4. Анализ состояния энергетического комплекса Республики Молдова и пути обеспечения энергетической безопасности / В.М. Постолатий, К.И. Гылка, М. И. Новак, Е. В. Быкова и др. - Кишинев: Штиинца, 2001,- 168 с.

5 Быкова Е В Методы расчета и анализ показателей энергетической безопасности (на примере энергосистемы Молдовы) Монография . Серия «Энергетическая безопасность», книга № 2. / Е . В. Быкова. - Кишинев, Типография АН РМ, 2005. - 158 с.

6. Методические подходы к решению проблемы энергетической безопасности Молдовы и Беларуси : Монография. Серия «Энергетическая безопасность», книга № 5./ Быкова Е . В., Михалевич А.А., Постолатий В .М ., Фисенко С .П ., Шнип А. И . , Римко Д.В. , Гродецкий М В - Кишинев: Типография АН РМ, 2010,- 100 с.

7 . Быкова Е .В ., Постолатий В. М. Анализ систем теплоснабжения и пути увеличения

их эффективности для повышения энергетической безопасности II Сборник трудов Конференции «энергетика: управление, качество и эффективность использования энергоресурсов» 29-З1 мая 201З г г Благовещенск, Амурская область - С 41З-420

8 Быкова Е В , Постолатий В М Разработка индикаторов сектора децентрализованного теплоснабжения I Е В Быкова, В .М . Постолатий II Экономика региона . -201З - № 2 - С 106-114

9 Быкова Е В , Постолатий В М Сценарии угроз энергетической безопасности при снижении загрузки электростанций (ТЭЦ-1) в молдавской энергосистеме

I Е .В . Быкова, В. М . Постолатий II Труды Международной молодежной научнотехнической конференции «Управление, информация и оптимизация в электроэнергетических системах» 21-24 сентября 2011 года в Новосибирске в рамках «Университета Шанхайской организации сотрудничества» (УШОС) и Международного молодежного инновационного форума «ИНТЕРРА» 2011,

10 Быкова Е В Моделирование угроз энергетической безопасности Молдовы при отключении электростанций / Е В Быкова. // Сборник трудов VI-ой всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Энергетика: управление, качество и эффективность использования энергоресурсов» 25-27 мая 2011, Благовещенск - Благовещенск: Амур Унив . , 2011.50-56 (Том 2).

11 Статистические ежегодники Республики Молдова за 2002-2012 г

12 Основы экономической безопасности / Под ред Е А Олейникова - М : ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 1997 -278 с.

13 Экономическая безопасность / Под ред В К Сенчагова - М : ЗАО «Финстатин-форм», 1998 - 622 с

14 Постолатий В М , Быкова Е В , М Ца-

рану Исследование системной эффективности расширения действующих теплоцентралей в энергосистеме Молдовы РгоЫете1е Епе^ейсп Regionale. - 2012. - 2 (18). 1857-0070.

и и и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.