Научная статья на тему 'Инвестиции как фактор повышения эффективности производства в аграрных формированиях'

Инвестиции как фактор повышения эффективности производства в аграрных формированиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигидов Иван Юрьевич

В статье раскрывается необходимость инвестиций в аграрный сектор. Показаны направления и размер инвестиций в основной капитал Краснодарского края, влияние концентрации инвестиций в предприятиях разных организационно-правовых форм на эффективность производства, а также доказываются преимущества лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как фактор повышения эффективности производства в аграрных формированиях»

УДК 631.15 : 338

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ

Сигидов И. Ю. - аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

В статье раскрывается необходимость инвестиций в аграрный сектор. Показаны направления и размер инвестиций в основной капитал Краснодарского края, влияние концентрации инвестиций в предприятиях разных организационно-правовых форм на эффективность производства, а также доказываются преимущества лизинга.

Одним из направлений повышения эффективности производства в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности и организационно-правовых форм является активизация инвестиционной деятельности во все отрасли АПК.

АПК России до 1992 г. традиционно являлся государственной регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета. Здесь была жесткая централизация и регламентация механизма долгосрочного финансирования капитальных вложений в сельское хозяйство, ограничивалась хозяйственная инициатива колхозов и совхозов. Все это привело к снижению эффективности использования капитальных вложений, увеличению срока их освоения, деформации роли государства как регулятора общественного процесса воспроизводства. В 1985-1991 гг. государством предпринимались попытки повышения эффективности инвестиционной деятельности в АПК: были резко ограничены долгосрочные вложения в неэффективные отрасли, приняты меры по повышению ка-

чества инвестиционного комплекса. Основной упор делали на создание материально-ресурсной и производственной базы для социально ориентированных отраслей экономики. Несмотря на это реальных шагов по совершенствованию механизма государственного регулирования системы капитальных вложений сделано не было.

В настоящее время на объемы инвестиционной деятельности оказывают влияние следующие факторы: изменяется структура и источники финансирования капитальных вложений; произошло разгосударствление собственности; сократился платежеспособный спрос предприятий на инвестиции из-за их высокой стоимости и др.

Преобразования в экономике и проводимая в Российской Федерации аграрная политика привели к обострению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий.

За 1995-1998 гг. из 635 сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края 471 стало убыточным. Это составило 74,2 % от общего числа. Убыток, полученный сельскохозяйственными предприятиями, был настолько велик, что составил 2,2 млн. руб. на каждое хозяйство.

Из достаточно устойчивых в финансовом отношении предприятий (в 1993 г. уровень рентабельности составлял 88,5 %) эти предприятия превратились в убыточные. Средний уровень убыточности в 1998 г. составил 16,6 %. Следует отметить, что в 1990 г. в крае было только одно убыточное хозяйство.

На финансовые результаты повлияла убыточность животноводческой отрасли, которая даже с учетом выплаченных дотаций в 1998 г. составила 28,4 % против 37,8 % рентабельности (прибыльности) в 1993 г. Растениеводство в целом осталось прибыльной отраслью, но уровень рентабельности ее снизился на 183,1 пункта по сравнению с 1993 г. и равнялся в 1998 г. 4,2 %. Таким образом, отрасль растениеводства находилась на гра-

ни убыточности. Достигнутый уровень рентабельности не позволял в достаточной мере окупить все затраты животноводства.

В последующие годы экономическая ситуация в сельскохозяйственных предприятиях несколько улучшилась. Доля убыточных хозяйств понизилась до 24,6 % (в 1999 г.) - 32,0 % (в 2002 г.). В расчете на одно предприятие было получено 5,2 млн. руб. - 7,3 млн. руб. прибыли. Финансовый кризис в России в 1998 г., вызвав повышенный спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, сделал их более конкурентоспособными на рынке и повысил цены на них. Как следствие уровень рентабельности производства и реализации продукции сельского хозяйства в 1999 г. составил 39,7 %. Затем уровень рентабельности стал снижаться (до 12,2 % в 2002 г.). Более того, в 2002 г. производство продукции животноводства опять стало убыточным. Уровень убыточности составил 2,4 %.

Такое финансовое положение сельскохозяйственных предприятий сделало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию.

Одна из главных причин недостаточного объема сельскохозяйственного производства - значительные сбои в материально-техническом обеспечении. Парк сельскохозяйственной техники составляет по основным машинам около 55-65 % нормативного. Аналогичная ситуация складывается и с использованием минеральных удобрений, средств защиты растений.

Помощь из федерального бюджета в последние годы резко сократилась. Объем инвестиций в сельское хозяйство оказался ниже среднего уровня инвестиций в экономике. Сектор кредитных и банковских услуг

также не проявляет активного интереса к проектам инвестиций в сельскохозяйственное производство, что в условиях слабого развития лизинга привело к ситуации, когда основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций.

В Краснодарском крае инвестиционный процесс в АПК выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал АПК Краснодар-

ского края (по крупным и средним организациям), млн. руб.

Показатели Годы

1990 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Инвестиции в основной капитал АПК - всего 1583,0 1558, 7 2972,6 4058, 9 5306,2 7753,3 8849,7

из них: сельское хозяйство 973,5 606,6 1557,1 2461, 9 3212,3 3776,0 4528,9

лесное хозяйство 8,5 1,4 5,7 28,5 15,1 12,5 25,4

пищевая промышленность 205,6 913,7 1362,4 1473, 9 2003,6 3797,6 4024,1

в том числе: пищевкусовая 109,2 771,5 1228,8 1245, 4 1655,2 2342,2 2673,6

мясомолочная 68,0 80,7 114,3 226,6 346,8 1442,4 1326,6

рыбная 28,4 61,5 19,3 1,9 1,6 13,0 23,9

мукомольно- крупяная 5,1 7,0 19,6 51,1 19,9 113,3 224,2

комбикормовая 0,7 5,6 11,4 19,2 23,2 6,1 12,7

заготовки 6,1 24,4 16,4 24,3 32,1 47,8 34,4

Данные таблицы 1 показывают, что сумма инвестиций в основной капитал в текущих ценах во все отрасли АПК Краснодарского края за исследуемый период значительно возросла (кроме инвестиций в рыбную промышленность, где инвестиции уменьшились).

Наибольший рост инвестиций за 1990-2003 гг. произошел в мукомольно-крупяной промышленности - в 44 раза, хотя доля этой отрасли в

общей сумме инвестиций невелика, всего 2,5 %. Значительные инвестиции были сделаны в пищевую промышленность: рост в 2003 г. по сравнению с 1990 г. составил 19,6 раза. И в общей сумме инвестиций эта отрасль занимает одну из ведущих позиций - 45,5 %. Наиболее быстрыми темпами здесь развивалась пищевкусовая и мясомолочная промышленность - темпы роста инвестиций здесь составили 24,5 и 19,5 раза соответственно. Удельный вес этих отраслей в общей сумме инвестиций составил соответственно 30,2 и 15,0 %.

В сельское хозяйство было вложено 4528,9 млн. руб., что в 4,7 раза больше, чем в 1990 г. Следует обратить внимание, что в первые годы реформ инвестиции в сельское хозяйство были значительно сокращены. Так, в 1995 г. по отношению к 1990 г. они были уменьшены в 2,4 раза, в 1998 г. - в 1,6 раза. И только начиная с 1999 г. наблюдается ежегодный рост инвестиций.

Доля инвестиций в сельское хозяйство в крае несколько выше среднероссийского показателя, но, учитывая высокую аграрную направленность экономики региона, она незначительна и в большей степени финансируется за счет внебюджетных средств.

Процесс концентрации инвестиций в сельское хозяйство Краснодарского края колеблется по годам и имеет тенденцию к росту, особенно за 1999-2003 гг. (табл. 2).

В среднем за 1996-2003 гг. объем инвестиций в сельское хозяйство составил 252,3 млн. руб. В расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий наибольшая сумма инвестиций была зафиксирована в 2003 г. - 11,1 тыс. руб. Это в 1,9 раза больше, чем было в 1996 г. В 2003 г. на одно сельскохозяйственное предприятие инвестиций приходилось в 1,7 раза больше, чем в среднем за 1996-2003 гг. В расчете на одного работника размер инвестиций в 2003 г. увеличился в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и в 2 раза по сравнению со средними показателями за период исследования.

Следует отметить, что в 1997-1998 гг. наблюдался резкий спад инвестиций в аграрный сектор экономики. Это говорит о том, что к этому времени в экономике стали наблюдаться тенденции, которые впоследствии привели к дефолту.

Таблица 2 - Концентрация инвестиций в сельском хозяйстве Краснодарского края (в сопоставимых ценах 1991 г.)

Годы Объем инве- стиций, млн. руб. Площадь сель-хозу-годий, тыс. га Число сель- хоз- пред- при- ятий, ед. Численность работников сельхоз-предприятий, тыс. чел. Приходится инвестиций на:

100 га сель-хозу-годий, тыс. руб. одно сель- хоз- пред- при- ятие, тыс. руб. одного работ-ника, руб.

1996 216,4 3647 620 290 5,9 349,0 746,2

1997 136,2 3679 634 270 3,7 214,8 504,4

1998 113,4 3585 635 251 3,2 178,6 451,8

1999 206,6 3562 641 248 5,8 322,3 833,1

2000 269,7 3580 642 244 7,5 420,1 1105,3

2001 316,7 3679 618 228 8,6 512,5 1389,0

2002 362,6 3637 609 269 10,0 595,4 1348,0

2003 396,9 3620 576 194 11,1 689,1 2045,9

В среднем за

1996-2003 гг. 252,3 3624 622 249 7,0 405,6 1013,2

Сокращение объемов капиталовложений в сельское хозяйство Краснодарского края, как и в других регионах страны, привело к снижению темпов концентрации основных производственных фондов в действующих хозяйствах и эффективности их использования. Эффективность использования основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения различна в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. Об этом свидетельствуют показатели таблицы 3.

Данные таблицы 3 показывают, что в сельскохозяйственных предприятиях центральной зоны края концентрация основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения разная. В расчете на одно предприятие наибольшую сумму производственных фондов сельхозназначения имеют закрытые акционерные общества - 106,0 тыс. руб. и сельскохозяйственные производственные кооперативы - 84,0 тыс. руб. Государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества имеют примерно одинаковую сумму основных производственных фондов - 78,8 тыс. руб. и 79,6 тыс. руб. соответственно. Меньше всего имеют основных производственных фондов общества с ограниченной ответственностью -25,4 тыс. руб., что в 3,3 раза меньше, чем в среднем по центральной зоне.

Таблица 3 - Эффективность использования основных производственных фондов в сельскохозяйственных организациях центральной зоны

Краснодарского края, 2003 г.

Показатели Организационно-правовые формы предприятий Итого в сред-

ГУП ОАО ЗАО ООО СПК нем

Среднегодовая стоимость основных фондов, млрд. руб. 1,3 1,5 8,5 0,7 4,6 16,6

в том числе: сельхозназначения 1,1 1,2 7,5 0,6 4,1 14,5

Приходится основных производственных фондов на: 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 23,3 11,8 20,6 11,3 13,3 16,6

100 га пашни 25,4 15,0 22,7 14,3 14,2 18,4

на одно хозяйство, тыс. руб. 78,8 79,6 106,0 25,4 84,0 84,6

одного среднегодово-

го работника, занято-

го в сельском хозяй-

стве, тыс. руб. 262,2 166,8 237,4 167,3 188,4 212,3

Фондообеспеченность хозяйств несколько другая. Наилучший показатель здесь имеют государственные унитарные предприятия. В расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий здесь приходится 23,3 тыс. руб., а в расчете на 100 га пашни - 25,4 тыс. руб. Это в 1,4 раза выше, чем в среднем по центральной зоне. Достаточно высокую фондообеспеченность имеют закрытые акционерные общества: на 100 га сельхозугодий приходится 20,6 тыс. руб., на 100 га пашни - 22,7 тыс. руб. основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения.

Фондовооруженность труда в расчете на одного работника выше, чем в среднем по центральной зоне имеют государственные унитарные предприятия (262,2 тыс. руб.) и закрытые акционерные общества (237,4 тыс. руб.). Меньше всего в расчете на одного работника основных производственных фондов сельхозназначения приходилось в открытых акционерных обществах (166,8 тыс. руб.) и обществах с ограниченной ответственностью (167,3 тыс. руб.).

Усугубляются проблемы технического обслуживания и ремонта машин. Значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей, существует недостаток в запасных частях.

Именно по этим причинам многими предприятиями не выполняются требования технологии проведения полевых работ, сокращаются посевные площади, уменьшаются объемы производства, переработки сельскохозяйственной продукции и, как следствие, растет задолженность перед бюджетами всех уровней, региональным продовольственным фондом и другими кредиторами.

В условиях дефицита инвестиций наряду с кредитным финансированием важную роль в обновлении основного капитала играет лизинг.

По экономическому содержанию лизинг - это вид инвестиционной деятельности. Он представляет собой комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. Лизинговая компания закупает машины и оборудование для использования арендатором в производственных целях, сохраняя право собственности на них до конца сделки. Договором может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных сторонами.

Лизинг обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами возвратного инвестирования и обеспечивает баланс интересов всех участников операций (табл. 4).

Лизинговые соглашения более гибкие, чем ссуда. Они позволяют выбрать удобную схему платежей: периодичность платежа может быть ежемесячной, ежеквартальной, один раз в полугодие и с отсрочкой первого платежа на определенный срок по договоренности сторон. Ставка лизингового платежа может быть фиксированной или плавающей, возможно нарастание или убывание суммы платежа в течение срока действия лизингового договора.

Лизинг предполагает полное кредитование и не предусматривает предоплаты или немедленного начала платежей; арендные платежи осуществляются только после поставки оборудования лизингополучателю. Платежи могут осуществляться в денежной, компенсационной (продукцией или услугами лизингополучателя) или смешанной формах. Компенсационная и смешанная формы выплат особенно благоприятны для агропромышленных предприятий. В соответствии с действующими инструк-

циями лизингополучатель может включать платежи по финансовому лизингу в себестоимость продукции, работ, услуг.

Лизинговые операции создают налоговые преимущества субъектам лизинга. Лизингополучатель не платит налог на получаемое имущество, поскольку оно является собственностью лизингодателя. Последний возмещает этот налог через механизм лизинговых платежей и имеет возможность снизить его объем за счет ускоренной амортизации. В случае неплатежей лизингодатель имеет больше гарантий защиты прав собственности.

Таблица 4 - Сравнительный анализ эффективности лизинга и банковского кредитования покупки доильного зала фирмы БеЬауа!

Показатель Годы Итого

1 2 3 4 5

Вариант 1

Лизинговый платеж Налоговая льгота по ли- 1836,15 1836,15 1836,15 1836,15 1836,15 9180,76

зингу, тыс. руб. Посленалоговая стоимость -110,17 -110,17 -110,17 -110,17 -110,17 -550,85

лизинга, тыс. руб. Дисконтированная стоимость лизинговых плате- 1725,98 1725,98 1725,98 1725,98 1725,98 8629,90

жей (15 %), тыс. руб. 1461,91 1240,98 Вариант 1051,12 2 888,89 754,25 5397,15

Возврат кредита, тыс. руб. 1596,65 1596,65 1596,65 1596,65 1596,67 7983,27

Остаток кредита, тыс. руб. Проценты за кредит, тыс. 6386,62 4789,97 3193,32 1596,67 - -

руб. Общая сумма платежа, 1197,49 957,99 718,50 479,00 239,50 3592,48

тыс. руб. Налоговая льгота по про- 2794,14 2554,64 2315,15 2075,65 1836,07 11575,75

центам за кредит, тыс. руб. Посленалоговая стоимость -71,85 -57,48 -43,11 -28,74 -110,16 -311,34

кредита, тыс. руб. Стоимость основных средств, включаемая в рас- 2722,29 2497,16 2272,04 2046,91 1725,91 11264,41

ходы Налоговая льгота по рас- 1596,65 1596,65 1596,65 1596,65 1596,67 7983,27

ходам на приобретение -95,80 -95,80 -95,80 -95,80 -95,80 -479,00

основных средств (налоговый щит), тыс. руб. Посленалоговая стоимость объекта, тыс. руб. 2626,49 2401,36 2176,24 1979,85 1630,11 10785,41

Субсидии из краевого бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования -127,65 -102,12 -76,59 -51,06 -25,53 -382,95

Стоимость объекта с учетом субсидий 2508,84 2299,24 2099,65 1928,79 1604,58 10402,46

Дисконтированная стоимость инвестиций (г = 15 %), тыс. руб. 2124,99 1653,15 1278,69 993,33 701,20 6751,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лизингополучатель может выкупать лизинговое оборудование досрочно (до окончания срока действия договора) по остаточной стоимости. Экономически стимулируя этот процесс, продавец предмета лизинга получает возможность постоянно обновлять парк машин и оборудования, что снижает риск его морального износа.

Для проведения лизинговых операций в Российской Федерации создано ОАО "Росагролизинг", которому поручено распоряжаться средствами федерального лизингового фонда.

Вся техника для передачи в лизинг должна закупаться у отечественных заводов-изготовителей: в ОАО "Сибмашхолдинг", ОАО "Волгоградский тракторный завод", ОАО "Алтайтрак", ЗАО "Санкт-Петербургский тракторный завод" и др. Цены на все виды техники были снижены на 10 % по сравнению с ценами, установленными комиссией Минсель-хоза России.

Доля поставок через ОАО "Росагролизинг" составляет в среднем 70 % от всей профильной продукции, реализованной заводами, что свидетельствует о том, что система федерального аграрного лизинга поддерживает не только сельхозтоваропроизводителей, но и отечественные организации машиностроения. В последние годы в объеме закупок в "Кировец-Ландтехник Санкт-Петербург" доля "Росагролизинга" составила 70 % от

годовой программы, на "Ростсельмаше" - 60 %, у "Красноярского завода комбайнов" - 40 %.

В 2003 г. "Росагролизинг" снизил размеры лизинговых платежей с одновременным увеличением сроков погашения. Теперь по комбайнам и тракторам 5-го класса годовые платежи составляют 4,3 вместо 7,8 %, а срок платежа увеличен с 5 до 7 лет. По прочим тракторам и сельхозтехнике годовые платежи уменьшились с 9,3 до 4,9 %, а срок погашения увеличен с 3 до 5 лет; по лизингу племенной продукции годовые платежи сократились с 6,7 до 4,9 %, а срок погашения также увеличен с 3 до 5 лет. Улучшились условия лизинга по размеру авансовых платежей.

Поручителем за сельхозпроизводителей перед "Росагролизингом " нередко выступает государство. В структуре гарантийного обеспечения доля лизинга по государственной гарантии составила 37,3 % от общего объема, по договорам поручительства - 34,3, по договорам под залог зерна будущего урожая - 7,6 %.

Лизинговые операции стали доступны даже малым и средним предприятиям, в то время как получение кредитных ресурсов может быть для них проблемой. Лизинг дает возможность предприятиям получить необходимое оборудование, сельскохозяйственную технику без значительных единовременных затрат.

Техника, полученная по лизингу, дает хозяйствам непосредственный эффект в виде производства дополнительной сельхозпродукции. Так, по расчетам ОАО "Росагроснаб", эта техника составляет всего 4-5 % машинно-тракторного парка села, но в связи с ее значительно более высокой производительностью по сравнению с изношенной на 70-80 % старой техникой, она позволяет производить до 20 % всей сельхозпродукции. На каждый рубль, вложенный в лизингуемую технику, отдача составляет 4,1 руб.

В Краснодарском крае лизинговые операции приобретают все более четкие организационные и правовые формы. Например, ОАО "Компания "Краснодарагропромснаб" за предыдущие восемь лет закупила и поставила сельхозпредприятиям на условиях лизинга 4,4 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 698 млн. руб., в том числе 1279 тракторов и 376 зерноуборочных комбайнов.

На условиях лизинга машиностроительные предприятия края выполняют заказы по производству сельскохозяйственной техники.

Разработана целевая программа развития внутрикраевого лизинга сельскохозяйственной техники, которая предусматривает адресную помощь сельхозтоваропроизводителям и машиностроительным предприятиям края. Кроме того, обеспечивается контроль возврата денежных средств и получения экономической выгоды для бюджета края. И хотя бюджетное лизинговое финансирование не удовлетворяет полностью потребность сельского хозяйства в необходимой технике, оно стимулирует приток инвестиций от связанных с ним экономическими взаимоотношениями перерабатывающих и машиностроительных предприятий, банков и других инвесторов.

В соответствии с программой на внутрикраевой лизинг выделяется 250 млн. руб., а также 220 млн. руб. субсидий на выплату процентных ставок по кредитам. Все это позволит привлечь инвестиции в объеме 2 млрд. руб. для технического перевооружения предприятий АПК. Программа внутрикраевого лизинга уже в 2002-2003 гг. дала возможность поставить на условиях возвратности, платности и эффективности использования бюджетных средств 1786 единиц сельскохозяйственной техники, а машиностроительным заводам Краснодарского края произвести на конкурсной основе по договорам финансового лизинга 893 единицы на сумму 250 млн. руб.

В сельскохозяйственные предприятия центральной зоны Краснодарского края в 2003 г. по лизингу было поставлено 154 трактора (табл. 5).

Наибольшее количество тракторов было поставлено в сельскохозяйственные производственные кооперативы - 49,4 %, в закрытые акционерные общества - 33,8 % от общего количества. Сельскохозяйственные производственные кооперативы получили 59,1 % от общего числа комбайнов, в том числе 56,1 % зерновых комбайнов, 53,1 % силосоуборочных комбайнов, полученных сельскохозяйственными предприятиями центральной зоны Краснодарского края.

Таблица 5 - Получено по лизингу сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными предприятиями центральной зоны _________________К Краснодарского края, 2003 г.____________

Показатели Организационно-правовые формы предприятий Итого

ГУП ОАО ЗАО ООО СПК

Тракторы 11 4 52 11 76 154

Комбайны 4 3 27 2 52 88

из них:

зерноуборочные 3 1 12 2 23 41

кукурузоуборочные - - - - 2 2

силосоуборочные 1 1 13 - 17 32

Жатки - - 8 4 4 16

Автомобили грузовые - - 57 6 - 63

В настоящее время складывается благоприятная ситуация с привлечением иностранных инвестиций. Западный агробизнес в большей степени заинтересован в сохранении России как потребителя готовой импортной техники, равно как и продовольственной продукции. Привлечение зарубежных инвестиций в отечественное растениеводство и животноводство пока носит локальный характер. Слабым остается присутствие зарубежного капитала в основных секторах российской пищевой промышленности. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций в национальное производство мясомолочных продуктов и других видов продо-

вольствия высокой степени обработки диктуется не только финансовым кризисом, но и технологическим отставанием отрасли. Очевидно, что для решения этой задачи требуются льготы для иностранных инвесторов, включая создание "зон аграрного предпринимательства", которые имели бы явно выраженный региональный характер. В данной связи можно было бы принять соответствующий закон с правом установления налоговых и прочих льгот для иностранного инвестора.

Привлечение зарубежных инвестиций в АПК страны станет еще более реальным, если их направить в развитие экспортных производств. Девальвация рубля придала дополнительный импульс отечественной пищевой промышленности. В то же время низкая покупательная способность населения стала ощутимой преградой для дальнейшего роста производства после достижения пределов импортозамещения. Сложившаяся ситуация требует выхода на зарубежные рынки. Ориентация на зарубежные рынки позволит поднять стандарты отечественной продукции и тем самым улучшить качественные характеристики потребляемого продовольствия в стране. Зарубежный капитал будет заинтересован вкладывать средства в экспортное производство.

Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и увеличение притока зарубежных (в первую очередь прямых) инвестиций в сельское хозяйство через расширение льгот и гарантий.

Таковы основные направления инвестиционной политики в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.