Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ КАК БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ИНВЕСТИЦИИ КАК БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT / INVESTMENT RISKS / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT ACTIVITY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королюк Елена Владиславовна, Мезенцева Екатерина Викторовна

Инвестиции являются движущей силой развития любой территории, их влияние на социально-экономическое положение региона, его конкурентоспособность трудно переоценить. Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных для инвестиций (в том числе иностранных) субъектом Российской Федерации с очень низким инвестиционным риском, в котором в настоящее время наблюдается редукция инвестиционной активности. И хотя понятно, что развитие инвестиционной деятельности ограничивается сейчас в большей степени макроэкономическими факторами, региональные власти должны приложить максимум усилий с целью создания благоприятных условий для оживления инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королюк Елена Владиславовна, Мезенцева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT AS A BASIC TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KRASNODAR TERRITORY

Investments are the driving force behind the development of any territory, and their impact on the socio-economic situation of the region and its competitiveness cannot be overestimated. Krasnodar region is one of the most attractive regions for investment (including foreign ones) in the Russian Federation with a very low investment risk, which is currently experiencing a reduction in investment activity. Although it is clear that the development of investment activity is now limited to a greater extent by macroeconomic factors, regional authorities should make every effort to create favorable conditions for the revival of investment activity.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ КАК БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Инвестиции являются движущей силой развития любой территории, их влияние на социально-экономическое положение региона, его конкурентоспособность трудно переоценить, И для органов государственной власти, и для субъектов хозяйствования важно качественно оценивать инвестиционный климат в регионе и непрерывно мониторить его изменения для получения объективных представлений об условиях реализации инвестиционных проектов,

В Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года отражено, что одним из семи направлений повышения конкурентоспособности региона являются инвестиции и финансовый капитал [1]. Оценим позицию края в межрегиональных рейтингах, посвященных анализу инвестиционного развития субъектов Российской Федерации,

Агентством РАЭКС-Аналитика составлен Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России - 2019 [2]. Эксперты оценивали субъекты Российской Федерации по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала (табл. 1 и 2).

Таблица 1 - Инвестиционный риск российских регионов в 2019 году

Ранг риска Регион (субъект федерации) С редн еаавеше н н ый индекс риска, 2019 год Изменение индекса риска, 2019 год к 2018 году, +/-

2019 год 201В гол1

1 1 Московская область 0.125 -0,001

2 Б бол городская область 0.135 0.0ОЗ

3 3 Липецкая область 0,133 0.009

4 10 г, Санкт-Петербург 0.139 -0.012

5 4 Ленинградская область 0.152 0.О22

6 7 Республика Татарстан 0,153 0.015

7 12 г. Москва 0.164 -0 012

8 6 Тамбовская область 0.161 0,024

9 9 Курская область 0,162 0.014

10 8 Воронежская область 0.163 0.023

11 2 Краснодарский край 0.165 0.03?

О

си о си

£

ш <

•=с

а

г*-т

г

кд Г

Ё 129

Таблица 2 - Инвестиционный потенциал российских регионов в 2019 году

(первая четверка)

Ранг потенциала Регион (субъект федерации) Доля в общероссийском потенциале, 2019 год (%) Изменение допи в потенциале, 2019 год к 2018 году (ГШ.)

2019 год 201В год

1 1 г. Москва 14.0 0.115

2 2 Московская область 6.2 0,217

3 3 г. Санкт-Петербург 4.8 -0,146

4 А Краснодарский край 2.9 -0.023

Как видно из таблиц, общий ранг инвестиционного риска Краснодарского края снизился со 2-й позиции в 2018 году до 13-й, что является негативной тенденцией. В таблице 3 представлены ранги составляющих инвестиционного риска Краснодарского края в 2019 году. Наиболее значимы криминальные, управленческие и социальные риски, и именно по этим направлениям необходимо совершенствовать региональную политику.

Таблица 3 - Ранги составляющих инвестиционного риска Краснодарского

края в 2019 году

Регион (субъект федерации) Ранги составляющих инвестиционного риска в 2016 году

социальный экономический финансовый криминальный экологический управленческий

Краснодарский край 26 1 10 37 12 34

По инвестиционному потенциалу Краснодарский край занимает 4 место в стране, в динамике его позиция не изменилась. Практически все составляющие потенциала имеют достаточно высокий ранг (табл. 4), что обеспечивает максимальный потенциал региона.

КОРОЛЮКЕлена Владиславовна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе

МЕЗЕНЦЕВА Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доценг, заведующий кафедрой Социально гуманитарных дисциплин

Кубанский государственный университет (филиал), Тихорецк

Таблица 4 - Ранги составляющих инвестиционного потенциала Краснодарского края в 2019 году

Таким образом, по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Краснодарский край вошел в группу А1 (максимальный потенциал - минимальный риск) вместе с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом (табл. 5). Из 13-ти возможных групп это наиболее инвестиционно привлекательные позиции в рейтинге.

Таблица 5 - Группа регионов А1 (максимальный потенциал - минимальный риск) по рейтингу инвестиционного климата в 2019 г,

Регион Инвестиционный риск Инвестиционный потен* ],иал

Московская область 0.154 14.553

г. Москва 0.125 6.228

г. СЙНкг-Петербург 0.139 4.819

Краснодарский край 0.165 2.895

Достаточно оптимистично для Краснодарского края выглядят и результаты VII ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2019, составленного Национальным рейтинговым агентством [3].

Инвестиционная привлекательность региона определяется 1 в этом рейтинге с учетом совокуп- ю кг ности факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Здесь рассматриваются семь факторов инвестиционной привлекательности регионов (56 показателей).

Рейтинг инвестиционной привлекательности региона определяется по специальной шкале, состоящей из трех больших категорий (регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности и регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности), внутри каждой из которых выделяются три уровня.

Краснодарский край в 2019 году отнесен к группе 1СЗ "высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень", в которую входят еще 13 регионов (рис. 1).

Таким образом, Краснодарский край в последние годы стабильно занимает лидирующие места в авторитетных межрегиональных рейтингах, посвященных оценке инвестиционного развития регионов в 2019 году.

Однако 2020 год внес свои коррективы. Ограничения на работу предприятий и организаций в ряде отраслей и сегментов экономики, а также другие меры, введённые для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, негативно отразились на социально-экономическом развитии (табл. 6) и инвестиционной активности (табл. 7) Краснодарского края.

Снижение объемов валового регионального продукта за 8 месяцев 2020 года к соответствующему периоду предыдущего года составило 4,3%, сократились обороты оптовой и розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению. Положительная динамика наблюдается только по вводу в действие жилых домов (рост 5,2%). И, конечно, вызывает серьезные опасения уровень зарегистрированной безработицы в 4,9% при 0,5% в 2019 году,

]+ 14

< кч к;» :гл к:' ICH и:1;

Рисунок 1 Распределение регионов по уровням VII ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2019,

составленного Национальным рейтинговым агентством [3]

Как видно из таблицы 7, объем инвестиций в основной капитал в январе-июне 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократился на 6,7%.

Наибольшее сокращение инвестиций в основной капитал наблюдается в следующих сферах экономической деятельности:

- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - на 51,4%;

- предоставление прочих видов услуг - на 37,8%;

- транспортировка и хранение - на 36,4%;

Ранги составляющих инвестиционного потенциала в году 2019

Регион (субъект федерации) Трудовой Потребительский Про ил волственн ый Финансовый Институциональный Инновационный № 5 х О. г о 6 # X s: При родн о-ресурсный Туристический

Краснодарский край 4 4 7 5 4 19 5 30 2

- деятельность гто операциям с недвижимым имуществом - на 30,7%.

Таблица б - Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края за 8 месяцев 2020 года [4]

Показатели Значения Темп роста, %

Рост ВРП (оценка), в % к соответствующему периоду предыдущего года 95,7 X

Объем продукции сельского хозяйства, млрд руб. 263,4 93,3

Объем строительных работ, млрд руб. 143,2 98,7

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 2 534,3 105,2

Оборот оптовой торговли, млрд руб. 1 296,5 92,9

в том числе по организациям оптовой торговли, млрд рублей 1 141,7 97,8

Оборот розничной торговли, млрд руб. 875,8 92,7

Оборот общественного питания, млрд руб. 40,8 82,7

Объем платных услуг населению, млрд руб. 303,4 84,3

Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности рабочей силы 4,9 X

И несмотря на рост объемов инвестиций в отдельных сферах экономической деятельности (торговля оптовая и розничная, деятель-

ность в области информации и связи, государственное управление и обеспечение военной безопасности, деятельность в области культуры, спорта), общая тенденция все же отрицательная.

В Региональном плане действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики, утвержденном 17 августа 2020 года губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым, заявлентакой целевой ориентир, как "запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата" [6]. будем надеяться, поставленные ключевые задачи (рис. 2) будут решены к концу 2021 года.

Таблица 7 - Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе-июне 2020 года (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) [5]

О

си о си

а*

ш <

Й

р

со

3-¡2

V

Показатели млн рублей в % к январю-июню го1& в % к итогу

январь-июнь 2020 январь-июнь 201 &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основкой капитал 116098,5 93,3 100.0 100.0

в том числе ги видам экономической деятельности" сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 11813,5 86,1 10,2 11,4

добыча полезных ископаемых 1034,2 89,2 0,9 1,0

обрабатывающие производства 28285,4 124,4 24,4 18.8

обеспечение элекгрической энергией газом и парой. кондиционирование воздуха 6366,2 125,4 5,5 4,4

водоснабжение - еодоот ведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность га ликвидации загрязнений 1192,7 в 2 ,1р. 1,0 0,6

строительство 3960,9 85.4 3,4 1,7

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 6897,4 125,7 5,9 4,4

транспортировка и хранение 26536,0 63,6 22,9 35,2

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 1169,6 117,2 1,0 0,8

деятельность в области информации и связи 5626.2 129,3 4,8 3,6

деятельность финансовая и страховая 483,7 99,4 0,4 0,4

деятельность го операциям с недвижимым имуществом 7702.0 69,3 6,6 6,7

деятельность профессиональная, научная и техническая 946,1 91,3 0.8 0.8

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 222,0 48,6 0,2 0,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 3136,7 118,4 2,7 2,3

образование 3750,9 106,8 3.2 2,8

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 3380,4 97,7 2,9 3,0

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 3439 1 191 3 3,0 1,6

предоставление прочил видов услуг 35,4 62,2 0 0

Ё

131

Рисунок 2 - Ключевые задачи запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата в контексте Регионального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики края

Таким образом, Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных для инвестиций регионом России с очень низким инвестиционным риском, в котором в настоящее время наблюдается редукция инвестиционной активности. И хотя понятно, что развитие инвестиционной деятельности ограничивается сейчас в большей степени макроэкономическими факторами, региональные власти должны приложить максимум усилий с целью создания благоприятных условий для оживления инвестиционной деятельности путем более акцен-

тированного стимулирования развития объектов инвестиционной инфраструктуры, внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов и инструментов, повышения качества взаимодействия бизнеса, власти и общества.

Примечания:

1. Стратегия социально-экономического разви тия Краснодарского края до 2030 года // Мм ни стерство экономики Краснодарского края / Электронный ресурс / https://economy.krasnodar.ru/ strategic-p!anriing/She-stra tegy-of-deveíopment-of-krasnodaг-Щgiоп/ (дата обращения 20.10.2020).

2. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России - 2019// РАЭКС-Аналитик/Элек тронный ресурс /https://raex-a.rU/tal:tngs/regions/ 2019 (дата обра щения 20.10.2020}.

3. VII ежегодный рейтинг инвестиционной при влекательносги регионов России 2019 // Нацио-

нальное рейтинговое агентство / Электронный ресурс / http://www.ra-nationai.ru (дата обращения 20.10.2020).

4. Основные показатели социально'экономического развития Краснодарского края за 8 месяцев 2020 года // Министерство экономики Краснодарского края / Электронный ресурс / К«рз:// economy.krasnodar.ru/macroeconomics/atiaiii:/ ^^ЙО'&ВгШгйШйИп ■■{:|диге$/ (дата обращения 20.102020).

5. Федеральная служба государственной статистки по Краснодарскому краю и Республике Адыгея/ Электройный ресурс / https://krsttstat.gks.ru/ "|пуе51тепт_кк{дата обращения 20.10.2020).

6. Региональный план действий по нормализа ции деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики // Мини' стерство экономики Краснодарского края / Электронный ресурс / https://economy.krasnodar.ru/

9/П1е5/Ред!опа1лу1_р1ап_20.08.2020.pdf (дата обращения 20.10,2020).

ASSESSMENT OF THE SOCtO-DEMOGRAPHlC S/TUA TION IN THE REGION IN THE FRAMEWORK OF THE NA TIONAL PROJECT "DEMOGRAPHY"

Kostyukov Kon stan tin Ivanovich, PhD of Economics, Associate Professor Svechinskaya Tatfana Alekseevna, PhD of Sociological science

Department of Economics, Management, Financial Law and information Technology, Moscow State Pedagogical University, Stavropol

The article deals with the implementation of the national project "Demography" in the Stavropol territory, presents the socio-demographic situation in the region. The method used as the basis for a comprehensive study of the demographic situation in the Stavropol territory is a sociological survey conducted in the form of a questionnaire (February - March 2020), The study aimed to assess the level of satisfaction of the region's population with the state programs implemented in the field of social policy.

Keywords: national project; demography; migration; digital economy; standard of living; socio-economic: development; quality of life; regional policy.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.29

УДК 330 ВАК РФ 08,00.05

5 Костюков KM, 2020 5 Свечинская Т.А., 2020

КОСТЮКОВ Константин Иванович, кандидат экономических наук, доцент

СВЕЧИНСКАЯ Татьяна Алексеевна, кандидат социологических наук

кафедра Экономики, управления, финансового права и информационных технологий, Московский педагогический государственный университет, Ставрополь

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРА ФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"

в статье рассмотрены вопросы реализации национального проекта "Демография" в Ставропольском крае, представлена социально-демографическая ситуация в регионе, Методом, положенным в основу комплексного исследования демографической ситуации В Ставропольском крае, является социологическое исследование, проведенное формате анкетирования (февраль - март 2020 года). Исследование ставило своей целыо оценить уровень удовлетворенности населения региона реализуемыми государственными программами в сфере социальной политики.

Ключевые слова; национальный проект; демография; миграция; цифровая экономика;уровень жизни; социально-экономическое развитие; качество жизни; региональная политика.

Эффективное государственное управление социально-экономическим развитием регионов должно основываться на объективной оценке ситуации и потенциала субъектов РФ. Практика реализации национальных проектов на территории России показывает, что регионы имеют различные стартовыеусловия и различные возможности, не позволяющие в установленные сроки достичь установлен-

ных показателей [6]. Особенно остро этот вопрос стоит при реализации национальной программы "Демография".

В ближайшие шесть лет Правительство намерено вложить в национальные проекты около 26 триллионов рублей. Астрономическая сумма, сопоставимая с консолидированным бюджетом всей страны, включая регионы, казалось бы, должна привлекать к предстоящим свершениям всеобщее внимание. Однако, как выясняется, оценить по достоинству планы кабинета министров способны пока далеко не все. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая 19 июня на III Форуме социальных инноваций, отметила невысокий интерес россиян к прорывным задачам: всего 44% граждан слышали о национальных проектах и лишь семь процентов из них понимают, что они собой представляют. В связи с этим председатель палаты регионов подчеркнула, что старыми методами реализовать их не получится, нужны новые креативные идеи, "новые эксперименты, синергия государства, бизнеса, общественных организаций".

По мнению президента России В.8. Путина, именно субъекты Федерации должны внести детализированные корректировки в национальные проекты, учитывая региональные особенности.

В научной литературе отсутствует развернутый анализ национальных стратегических проектов и программ, принятых майским указом Президента РФ в 2018 году. Реализация национальных проектов 2018-2024 годов имеет своей научно-практической целью проведение регулярных общественно-государственных мониторинге в на тему реализации национальных проектов. Исследования должны содействовать муниципальным образованиям и органам государственной власти субъектов РФ в достижении целей, поставленных Президентским Указом от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и задачах развития РФ на период до 2024 года" [1J. Анализ будет осуществляться по 12 национальным проектам и 9 национальным целям развития РФ. Мониторинговая оценка является наиболее объективным общественно-государственным инструментом обеспечения целей национального развития от устойчивого роста численности населения до создания экспортно-ориентированных секторов экономики страны, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных современными кадрами.

Соответственно в основу исследования положены не только ведомственные, установ-

ленные государством показатели эффективности реализации нацпроектов, но, прежде всего, индикаторы степени удовлетворенности народа, населения, конечных потребителей, граждан страны, конкретного человека, личности, во имя которых осуществляются нацп-роекты. Сочетание независимой общественной и государственной оценки позволяет обеспечить высокую степень эффективности, объективности и репрезентативности аудита нацпроектов [2].

Рассмотрим результаты реализации национального проекта "Демография" на территории Ставропольского края.

Демографическая ситуация региона характеризуется урбанизацией. Поскольку преобладает тенденция роста городов и городского образа жизни. Ставропольский край занимает 14 место в оценке численности постоянного населения России. На территории края за-; регистрировано 2803,6 тыс. человек.

Первичным институтом социализации выступает семья, поскольку осуществляет важнейшие социальные функции. Соответственно, современная государственная политика направлена на укрепление института семьи, материнства и детства. В Конституцию РФ (ст. 67.1, ст. 72, ст. 144) были внесены изменения, направленные на поддержку детей и сохранение на территории страны традиционных семейных ценностей. Именно укрепление се-мейно-нравственных ценностей, поддержка и сохранение престижа семейного образа жизни, принимаемые государством меры по социальной поддержке семей позволят изменить социально-демографическую ситуацию в лучшую сторону. Ставропольский край относится к многонациональным регионам Се-верного-Кавказского федерального округа. В последние годы национальный состав края также претерпел изменения.

По статистическим данным на территории края наблюдается значительное улучшение в системе брачно-семейных отношений. Официально вступило в брак 15593 семейные пары, при этом расторжение брака оформили 10514 пар. В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, наблюдался рост числа браков (на 11,0%) и числа разводов (6,6%), оформленных в органах ЗАГС края. Отмечается естественная убыль населения, связанная с падением рождаемости (табл. 1),

За январь-апрель 2020 года в крае родилось 8490 малышей, коэффициент рождаемости (в расчете на 1000 человек населения) составил 9,2. Статистика двух последних лет показывает увеличение естественной убыли населения.

О

си о

CXJ

cf

Lû <

ic:

а

г?

со

=г Z

S

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.