В современных условиях глобализации инвестиционных процессов налицо резкое увеличение спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции за их получение между различными странами и компаниями.
В статье утверждается, что приверженность качественному корпоративному управлению способствует упрочению доверия внутренних инвесторов, привлечению более дешевых и стабильных источников финансирования на национальных рынках. Рассматриваются также другие пути привлечения инвестиций, в частности долгосрочные контракты.
Инвестиции и корпоративное управление в электроэнергетике
Г. И. ШЕВЕЛЕВА, Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН, Иркутск
Качество корпоративного управления определяется наличием и соблюдением компаниями признанных инвесторами различных стран правил (принципов) корпоративного управления, на которые должны быть ориентированы все публично торгуемые компании.
Такие правила появились в 1999 г. в результате обобщения опыта государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области корпоративного управления. «Принципы корпоративного управления ОЭСР» стали сводом стандартов и руководств, в том числе для развивающихся и стран с переходной экономикой, стремящихся привлечь инвестиции. Россия также предприняла определенные шаги для соответствия этим стандартам. Принятый в 2002 г. Россией «Кодекс корпоративного поведения», рекомендованный правительством РФ для применения отечественными компаниями при построении систем корпоративного управления, основан на базовых принципах ОЭСР:
© ЭКО 2006 г.
ОТРАСЛЬ 99
1« К^ шЖ
4*
□ соблюдение прав акционеров (защита владельцев акций);
□ равное отношение к акционерам (обеспечение равного отношения ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров);
□ роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрение активного сотрудничества между всеми заинтересованными лицами в целях приумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного управления);
□ раскрытие информации и прозрачность (обеспечение своевременного раскрытия точной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, структуру собственности и управления);
□ обязанности совета директоров (он обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой правления и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).
Совокупность перечисленных правил, составляющих систему современного корпоративного управления, отражает принципы справедливости (принципы 1 и 2), ответственности (принцип 3), прозрачности (принцип 4) и подотчетности (принцип 5).
Работа по улучшению качества корпоративного управления в России ведется в нескольких направлениях: со стороны компаний, государственных органов и негосударственных организаций и групп.
Со стороны компаний такая работа осуществляется преимущественно через соблюдение требований российского законодательства в области корпоративного управления, проявление инициативы по внедрению базовых рекомендаций российского «Кодекса корпоративного поведения». Некоторые электроэнергетические компании идут дальше, разрабатывая собственные кодексы корпоративного управления. В частности, Ленэнерго располагает Меморандумом корпоративного управления. Кодекс корпоративного управления есть у РАО «ЕЭС России».
Государственные органы пока, главным образом, совершенствуют законодательство, чтобы перейти от рекомендательного характера следования принципам корпоративного
поведения к закреплению обязательности определенных стандартов раскрытия информации, защиты прав акционеров и др.
Деятельность негосударственных структур направлена на образовательную работу, популяризацию внедрения норм кодекса корпоративного поведения на практике; информирование западных и внутренних инвесторов о происходящих изменениях в российском корпоративном секторе; формирование процедур деловой этики, которые были бы добровольно приняты большей частью делового сообщества и соответствовали признанным международным принципам и др. Этой деятельностью в России активно занимаются как международные аудиторские и юридические фирмы (Deloiite & Touche, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Coudert Brothers), так и многочисленные российские институты, советы, инвестиционные компании.
Создание эффективной системы корпоративного управления в электроэнергетике
Качество корпоративного управления российских электроэнергетических компаний можно оценить с помощью индикаторов состояния корпоративного управления (рейтингов). Обратимся к оценке российских электроэнергетических компаний представительным международным рейтинговым агентством Standard & Poor's (S&P)1 и к национальному рейтингу корпоративного управления, представленному консорциумом «РИД-Эксперт РА»2. Сначала рассмотрим, как оценивает S&P информационную прозрачность российских компаний - важнейший фактор их инвестиционной привлекательности, существенный элемент формирования доверия инвесторов.
1 Исследование информационной прозрачности российских компаний 2005 г.: прогресс продолжается, но в основном за счет менее прозрачных компаний. http://www.sand.ru/Jmages/pdfs/2081.pdf?DHPSESSTD=d6401a9ce-d1610ee3d2e4bc34ece24a3
2 Национальный рейтинг корпоративного управления «РИД-Эксперт РА». http://www.nrcm.rid.ru/files/research Rating31012005.pdf?PHP=SESSID= c4acc9f89483a5f07b1e e04c3317fb91
В своих аналитических исследованиях S&P использует только публичную информацию. Элементы (блоки) раскрытия информации для оценки выбираются в зависимости от интереса к этим элементам со стороны иностранных инвесторов. Так, в 2005 г. исследовались следующие элементы: прозрачность структуры собственности, дивидендная политика, сделки с заинтересованностью, детализация доходов и затрат, качество внутреннего аудита, биографические сведения о членах совета директоров и порядок их работы.
Методология исследований S&P основана на оценке среднего уровня корпоративной прозрачности по сравнению с максимальным уровнем, желательным для «рационального инвестора», т. е. с полным объемом легкодоступной информации о важнейших параметрах деятельности компании, эффективности и механизмах корпоративного управления в ней.
Результаты исследования транспарентности десяти российских электроэнергетических компаний, выделенных из списка анализируемых S&P 54 крупнейших российских компаний, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты исследования транспарентности десяти российских АО-энерго в 2005 г., %
Компания Блоки информации, % Общий балл Место (среди 54 компаний)
структура собственности и отношения с инвесторами финансовая и операционная информация состав, процедуры работы совета директоров и менеджмента
«Мосэнерго» 56 59 55 58 19
«Ленэнерго» 53 56 46 52 25
РАО «ЕЭС России» 57 49 53 52 26
«Кузбассэнерго» 41 47 50 46 33
«Якутскэнерго» 40 41 48 43 38
«Самараэнерго» 42 32 49 39 41
«Красноярскэнерго» 47 31 33 35 44
«Иркутскэнерго» 33 37 31 34 46
«Свердловэнерго» 41 25 44 34 47
«Башкирэнерго» 30 25 30 27 50
Наилучшие показатели прозрачности в общем списке компаний, анализируемых S&P, имеют неэнергетические компании: МТС (84%), Ростелеком (82%), «Вимм-Билль-Данн» (77%), которые, по оценке этого рейтингового агентства, придерживаются стандартов раскрытия информации, приближенных к передовой международной практике (к примеру, средний показатель транспарентности для 127 компаний Великобритании, по данным исследования S&P, проведенного в 2003 г., составил 71%).
Из табл. 1 видно, что самые прозрачные из электроэнергетических компаний более охотно раскрывают свою финансово-операционную информацию. Однако при исследовании информационной прозрачности компаний по отраслям с более детальной разбивкой по шести компонентам (табл. 2) выяснилось, что в названном блоке полнее раскрывается все же операционная информация, а не финансовая. Информация о вознаграждении высшего руководства в блоке информации «Состав, процедуры работы совета директоров и менеджмента» раскрывается хуже всего.
Таблица 2
Сравнение информационной прозрачности компаний по отраслям, 2005 г.
Отрасль Коли чество компаний Компоненты* Общее раскрытие информации по отрасли, %
1 2 3 4 5 6
Нефть и газ 9 48 54 54 80 65 29 56
Электроэнергетика 10 56 51 41 70 62 21 50
Телекоммуникации 13 68 75 74 84 72 47 72
Машиностроение 8 47 46 42 63 54 19 46
Металлургия 5 43 49 53 71 56 22 51
Пищевая промышленность 6 48 37 38 47 35 18 38
Банки 1 40 33 51 64 45 12 45
Информационные услуги 2 46 46 55 61 58 38 53
Всего 54
* Компоненты: 1) информация об акционерном капитале и собственности; 2) права акционеров; 3) финансовая информация; 4) операционная (производственная) информация; 5) информация о структуре и процедурах работы руководства и совета директоров; 6) вознаграждение высшего руководства
Национальный рейтинг корпоративного управления «РИД-Эксперт РА» дополняет рейтинговые данные S&P относительно качества корпоративного управления в российских электроэнергетических компаниях. Этот рейтинг представляет собой независимый экспертный анализ соблюдения российскими компаниями международно-признанных ключевых стандартов корпоративного управления по защите прав акционеров, деятельности органов управления и контролю, раскрытию информации и учету интересов иных заинтересованных сторон - участников корпоративных отношений. При составлении рейтинга используются как анкетные данные, предоставленные самими компаниями, так и публичные источники информации.
Результаты национального рейтинга корпоративного управления для электроэнергетических компаний представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты рейтинга национального корпоративного управления, 31.01.2005 г. (число энергетических компаний)
Рейтинговые классы
А++ (0) А+ (0) А (0)
В++ (1) В+ (32) В (6)
С++ (2) С+ (0) С (0)
Как показывают данные табл. 3, из 41 исследуемой электроэнергетической компании в рейтинговый класс А (высший уровень корпоративного управления) ни одна не попала. В классе В (средний уровень корпоративного управления) оказались почти все компании - по подклассам В + + , В + , В. Две компании «удостоились» класса С (низкий уровень корпоративного управления).
В рейтинговый подкласс В+, к которому по методике «РИД-Эксперт РА» относят компании, соблюдающие требования российского законодательства в области корпоративного управления, но недостаточно инициативно внедряющие базовые рекомендации российского «Кодекса корпоративного поведения», попали 32 электроэнергетические компании. В них присутствуют умеренные риски, связанные с наруше-
нием прав акционеров, недостаточно эффективной работой органов управления и информационной непрозрачностью деятельности.
В компаниях, отнесенных к подклассу В, текущая практика корпоративного управления не соответствует большинству рекомендаций российского «Кодекса корпоративного поведения», а риски, связанные с нарушением прав акционеров, недостаточно эффективной работой органов управления, а также с информационной непрозрачностью деятельности, существенны.
Компании, попавшие в класс С, не только игнорируют рекомендации российского «Кодекса корпоративного поведения», но и не соблюдают нормы российского законодательства в области корпоративного управления. Эти компании имеют высокие риски, связанные с нарушением прав акционеров, недостаточно эффективной работой органов управления, информационной непрозрачностью деятельности компаний.
У наиболее «продвинутых» по качеству корпоративного управления российских электроэнергетических компаний (табл. 2), в частности у «Мосэнерго», есть реальная возможность привлечь инвестиции на модернизацию через дополнительную эмиссию акций. По плану РАО «ЕЭС России», ценные бумаги «Мосэнерго» можно разместить до конца 2006 г. За счет выпуска акций столичной энергосистемы планируют получить 0,7-1 млрд дол. Чтобы не нарушить права акционеров (размывание акционерного капитала при дополнительной эмиссии), «Мосэнерго» согласует детали с акционерами, в частности, с «Газпромбанком» и правительством Москвы3.
Механизмы гарантирования инвестиций и долгосрочные договоры
Постепенное повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетики в результате лучшего корпоративного управления, к сожалению, не решит проблему дефици-
3 Президент дал добро на привлечение частных инвестиций. http:// www.eurosib.ru/ts news/article show.shtml?sectionID=6423
та резервов мощности в ближайшие несколько лет. Требуется выработка специальных механизмов привлечения инвестиций в переходный период. Скорее всего, это будет механизм гарантирования инвестиций для покрытия прогнозируемого дефицита электрических мощностей и долгосрочные договоры на поставку электроэнергии и топлива.
Необходимость долгосрочных контрактов на поставку энергии и топлива и разработки соответствующего законодательства в этой сфере широко обсуждаются в печати, на тематических конференциях, «круглых столах». Представители энергоемких производств сетуют на невозможность привлечения солидных инвестиций в конкретные проекты без «длинного» фиксирования цен. Потенциальным инвесторам нужны долгосрочные и надежные поставки электроэнергии по приемлемым ценам под будущее производство.
Инвесторы электроэнергетических компаний, в свою очередь, рассчитывают на долгосрочные и надежные поставки топлива, долгосрочные контракты на поставку электроэнергии и тепла по более высоким ценам.
Однако переговоры о гарантиях фиксированных цен на срок более трех лет сегодня обречены на неудачу. Тарифы на газ и электроэнергию устанавливаются правительством РФ на один, максимум - три года вперед. Инвесторам же нужны долгосрочные контракты - на 10-25 лет.
Не исключено, что в первую очередь долгосрочные контракты на поставку топлива и электроэнергии будут заключаться между поставщиками топлива и электроэнергетическими компаниями при обоюдной заинтересованности сторон в таких контрактах. Например, «Лукойл-Энергогаз» планирует рассмотреть возможность своего участия в качестве соинвестора проекта реконструкции 4-го энергоблока Пермской ГРЭС, при условии подписания долгосрочных контрактов о поставке газа по фиксированной цене на электростанции «ОГК-1», в том числе на Пермскую ГРЭС, и о поставке электроэнергии, производимой на ГРЭС этой компании, предприятиям группы «Лукойл» по фиксированной цене4.
4 ЛУКОЙЛ намерен инвестировать в реконструкцию Пермской ГРЭС. http:// www.eksok/ru/?id=700&tcmplate=print
В условиях переходной (от вертикально интегрированной к конкурентной) модели электроэнергетики инвесторы не могут продавать электроэнергию конечным потребителям по свободным ценам. Пока используется тот или иной вариант долгосрочного контракта, который гарантирует уровень дохода, необходимый для окупаемости вложений. Подобная практика со временем может привести к проблемам с выполнением обязательств по контрактам, особенно в случае длительной неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Кроме того, в перспективе при дальнейшей либерализации рынка подобные долгосрочные контракты могут стать помехой развитию конкуренции.
Многие страны и регионы (Португалия, Польша, Венгрия, Таиланд, Северная Ирландия, штат Онтарио в Канаде) уже сталкивались с этой проблемой в ходе реформирования электроэнергетики. Например, в Польше в 1990-е годы крупнейшие компании отрасли заключили десятки контрактов на поставки сроком до 2010-2012 гг., охватывающие, по некоторым оценкам, до 75% национального оборота электроэнергии. Развитие конкурентного рынка приостановилось, и по настоянию ЕС начались переговоры о пересмотре долгосрочных соглашений5.
Что касается механизма гарантирования инвестиций для покрытия прогнозируемого дефицита электрических мощностей, в декабре 2005 г. правительством РФ принято соответствующее постановление6. Суть механизма заключается в том, чтобы гарантировать частному инвестору возврат вложенных средств. Гарантом должен выступить ОАО «Системный оператор - ЦДУ», который и будет возмещать инвестору эти средства через заложенную в тариф Системного оператора дополнительную плату за мощность. Таким обра-
5 Шульга И. Проблемы инвестиций в электроэнергетику в период реформирования отрасли // Энергорынок. 2004. № 10. С. 24-26.
6 Постановление от 7 декабря 2005 г. № 738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности».
зом, риски инвесторов, связанные с вложением средств в новое строительство (риск невостребованности вновь построенных мощностей, неопределенность долгосрочных цен на топливо, энергию и др.), снимаются договором с Системным оператором. Даже если новая станция не будет задействована, ее строительство будет оплачено. Общий рост тарифов, при котором возможен механизм реализации гарантий, составит около 1,5-2,5%.
Механизм будет распространяться в районах, где прогнозируется дефицит мощности. Определены 12-15 площадок, где строительство начнется в первую очередь. В ближайшие годы с применением механизма гарантирования инвестиций планируется построить несколько объектов общей мощностью 5000 МВт. Льготные условия для инвесторов будут действовать до 2010 г. РАО «ЕЭС России» ожидает, что первые энергоблоки, построенные с применением механизма гарантирования инвестиций, будут пущены в эксплуатацию в 2009 г.
На наш взгляд, постановление о механизме гарантирования инвестиций для покрытия прогнозируемого дефицита электрических мощностей нуждается в доработке. В частности, немаловажно, чтобы документ предусматривал не только штрафные санкции к инвестору за неисполнение им взятых на себя обязательств, но и меру ответственности Системного оператора в случае ненадлежащего исполнения им обязательств перед инвесторами. В условиях зарекомендовавшей себя с не лучшей стороны российской правоприменительной практики (когда законы, постановления плохо исполняются) и слабой судебной системы эти моменты первостепенны.