Научная статья на тему 'Инвестиции и экономический рост Республики Беларусь'

Инвестиции и экономический рост Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ANALYSIS OF INVESTMENT ACTIVITY OF ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубович В. И.

Статья подготовлена по результатам научных исследований кафедры финансов по теме «Финансовая политика государства и ее влияние на устойчивое развитие экономики Республики Беларусь», раздел «Инвестиционная политика». Приведены результаты анализа данных официальной статистики. Обращено внимание на существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом национальной экономики. Доказано, что развитие общества основывается на постоянном количественном и качественном совершенствовании производительных сил, что требует использования достижений научно-технического прогресса и, как следствие, стабильного притока в экономику новых инвестиций. Осуществлена оценка состояния, проблем и перспектив развития инвестиционной деятельности Беларуси. Предлагаются пути их решения.The article is based on the results of scientific research of the Department of Finance on the topic "Financial policy of the state and its impact on the sustainable development of the economy of the Republic of Belarus", section "Investment policy". The results of the analysis of official investment statistics are presented. Attention is drawn to the existence of a close causal relationship between investment and economic growth of the national economy. It is proved that the development of society is based on constant quantitative and qualitative improvement of productive forces, which requires the use of scientific and technological progress and, as a consequence, a stable inflow of new investments into the economy. The assessment of the state, problems and prospects of development of investment activity of Belarus was carried out. The ways of their solution are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции и экономический рост Республики Беларусь»

ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 001. 895

В.И. ЯКУБОВИЧ, доцент, доцент кафедры финансов

Белорусский государственный экономический университет г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 11 ноября 2019г.

ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья подготовлена по результатам научных исследований кафедры финансов по теме «Финансовая политика государства и ее влияние на устойчивое развитие экономики Республики Беларусь», раздел «Инвестиционная политика». Приведены результаты анализа данных официальной статистики. Обращено внимание на существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом национальной экономики. Доказано, что развитие общества основывается на постоянном количественном и качественном совершенствовании производительных сил, что требует использования достижений научно-технического прогресса и, как следствие, стабильного притока в экономику новых инвестиций. Осуществлена оценка состояния, проблем и перспектив развития инвестиционной деятельности Беларуси. Предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, постиндустриальное общество, анализ инвестиционной активности организаций

YAKUBOVICH Valiantsina, Associate Professor, Associate Professor of Finance

Belarusian State Economic University, Minsk, Republic of Belarus

INVESTMENT AND ECONOMIC GROWTH REPUBLIC OF BELARUS

The article is based on the results of scientific research of the Department of Finance on the topic "Financial policy of the state and its impact on the sustainable development of the economy of the Republic of Belarus", section "Investment policy". The results of the analysis of official investment statistics are presented. Attention is drawn to the existence of a close causal relationship between investment and economic growth of the national economy. It is proved that the development of society is based on constant quantitative and qualitative improvement of productive forces, which requires the use of scientific and technological progress and, as a consequence, a stable inflow of new investments into the economy. The assessment of the state, problems and prospects of development of investment activity of Belarus was carried out. The ways of their solution are offered.

Keywords: investments, investment activity, post-industrial society, analysis of investment activity of organizations

Введение. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года - это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Беларуси к постиндустриальному обществу.

Концептуальным ядром документа является выявление внутренних и внешних возможностей устойчивого роста экономики Беларуси. В их составе первое место отводится инвестициям. Стратегической целью инвестиционной политики Республики Беларусь является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, в производства с высокой добавленной стоимостью, в развитие человеческого потенциала. Именно эти сферы призваны обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность Республики Беларусь на ближайшую и отдаленную перспективы [1, с.140].

Критериями достижения поставленной цели выступают [1, с.140]:

- сохранение доли инвестиций в ВВП на уровне выше порогового значения (не менее 25 процентов) при повышении эффективности их использования;

- рост удельного веса таких источников финансирования инвестиций, как собственные средства организаций и населения, иностранные инвестиции, при снижении доли средств консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал;

- количество инвестиционных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства - не менее 10%;

- создание в Республике Беларусь привлекательного инвестиционного климата;

- повышение рентабельности инвестиционных проектов.

Основная часть. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики

Беларусь на период до 2030 г. запланирован переход от политики принуждения к инвестициям к политике добровольного самофинансирования, обусловленного

рыночными стимулами. Особое внимание будет уделено созданию благоприятного бизнес-климата, снижению рисков ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности страны [1, с. 140-141].

Отметим, что реализация на практике всех этих стратегических установок требует существенной инвестиционной активности. Анализ в этой сфере выявил положительные тенденции. Для корректности сравнения возьмем в анализ только

последеноминационный период (2016, 2017, 2018 гг.). Если в 2016 году инвестиции в основные средства в текущих ценах в целом по Республике Беларусь составили 18710 млрд рублей, то в 2017 году - 21034 млрд рублей, а в 2018 году - 25004 млрд рублей. То есть за анализируемый период они выросли на 34%, что, безусловно, является движением в правильном направлении [4, с. 312].

Следует признать, что приведенная информация дает представление об объемах произведенных инвестиций, но не может характеризовать их достаточность для экономического роста. Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу динамики валового внутреннего продукта и инвестиций в экономику Республики Беларусь (таблица 1). Критерием достаточности инвестиций считается их пороговое соотношение к ВВП - 25%.

Доля инвестиций в ВВП за анализируемый период составила: 2016 год -19,7%; 2017 год -19,9%; 2018 год - 20,6%. Пороговое соотношение инвестиций к ВВП в 25% в анализируемый период не достигнуто, что нельзя признать допустимым. Как свидетельствует зарубежный опыт, экономический рост страны без должной инвестиционной активности невозможен.

Таблица 1. - Динамика валового внутреннего продукта и инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2016 - 2018 годах

Показатели 2016 2017 2018

Валовой внутренний продукт, млн руб. 94 949 105 748 121 568

Инвестиции в основной капитал, всего, млн р. в текущих ценах 18 710 21 034 25 004

Доля инвестиций в ВВП, % 19,7 19,9 20,6

Обнадеживает умеренный, но постоянный рост этого показателя, а также тот факт, что национальная экономика в предыдущие годы (2011-2015) функционировала в пределах (и выше) 25% порогового значения [5, с. 389].

Нельзя признать удовлетворительным и соотношение темпов роста ВВП и инвестиций по годам. Установка в этом вопросе изложена в НСУР-2020. В этом документе предусматривается в период 20012020 годы обеспечить рост ВВП в 2,8-3,2 раза, а инвестиций в основной капитал - в 4,0 - 4,6 раза [2, с. 155]. Другими словами, стратегия устойчивого роста экономики Республики Беларусь должна базироваться на опережающем росте инвестиций по сравнению с планируемым ростом ВВП. Анализ состояния дел в этом аспекте инвестиционной деятельности говорит о том, что опережающего роста индекса инвестиций по сравнению с индексом ВВП не наблюдается [4, с. 20-21].

Намеченный рост экономики зависит и от технологической структуры инвестиций в основной капитал: в ней должны преобладать инвестиции в активную часть основных средств - в оборудование, инструменты. Проанализируем состояние дел в этой сфере (таблица 2).

За весь анализируемый период технологическая структура инвестиций в основной капитал была

неудовлетворительной. На это указывает

Таблица 2. -

высокий удельный вес капитальных вложений в пассивную часть основных средств по сравнению с активной их частью. Вложения в оборудование, инструмент никогда за эти годы не превысили вложения в здания, сооружения. Доля активных фондов неустойчива: она колеблется от 33,9% до 45,3%. Стратегическая установка в этом аспекте инвестиционной деятельности остается пока не выполненной.

Углубим анализ и рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал по формам собственности. Отразим эту информацию в таблице 3.

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о преобладании инвестиций в частную собственность, что в целом соответствует правилам рыночного хозяйствования. Частная собственность всегда проявляла более высокую окупаемость вложений по сравнению с государственной собственностью. Доля инвестиций в иностранную собственность остается невысокой и за анализируемый период она ни разу не превысила 10%, но этот показатель демонстрирует достаточно стабильный рост.

Исследуем вопросы финансирования инвестиций в основной капитал - важнейший аспект инвестиционной деятельности, который содержит в себе потенциал роста национальной экономики. Отразим эту аналитическую работу в таблице 4.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал, %

Показатель Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе: строительно-монтажные работы 45,0 49,4 52,1 54,9 54,4 52,2 48,9 49,4

оборудование, инструмент инвентарь 45,3 41,2 36,8 33,9 34,2 35,7 40,0 40,3

прочие работы и затраты 9,7 9,4 11,1 11,2 11,4 12,1 11,1 10,3

Примечание - Источник: [4, стр.312]

Таблица 3. - Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, %

Таблица 3. - Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, %

Показатель Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Государственная собственность 46,2 40,0 42,5 37,0 38,4 41,0 40,7 39,5

Частная собственность 48,3 53,9 51,4 54,1 54,1 51,2 51,8 52,7

Иностранная собственность 5,5 6,1 6,2 8,8 7,5 7,8 7,5 7,8

Таблица 4. - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Показатель Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе за счет:

-консолидированного бюджета 12,4 16,1 20,7 15,8 21,8 23,7 24,9 21,4

-собственных средств организаций 37,8 40,0 37,8 38,5 39,7 39,8 38,6 40,2

-заемных средств других организаций 0,6 1,5 1,2 1,5 1,3 1,3 1,2 1,0

-средств населения 5,9 6,8 8,3 10,0 12,2 12,6 11,9 11,7

-иностранных инвестиций 3,0 3,2 3,2 3,7 3,9 5,0 5,0 4,5

-банковских кредитов 35,8 26,5 24,2 26,6 17,2 13,7 12,9 14,0

-прочих источников 4,5 5,9 4,4 3,7 3,6 3,5 5,2 6,7

Примечание - Источник: [4, стр.313]

Данные, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в источниках финансирования белорусских организаций занимают собственные средства организаций и банковские кредиты. В сумме они покрывают примерно 50-75% потребности организаций в средствах. При этом доля собственных средств организаций неуклонно растет - она изменилась за анализируемый период с 37,8% в 2011 году до 40,2% в 2018 году. Доля банковских кредитов за этот период, наоборот, снижается и изменилась с 35,8% до 14%.

Значительную долю в источниках финансирования отечественных организаций занимают средства консолидированного бюджета (в среднем 12-25%), причем доля бюджета по годам растет, что не соответствует стратегическим установкам развития экономики Беларуси.

Незначительный удельный вес в структуре источников финансирования занимают иностранные инвестиции (не более 5%). В то же время общеизвестно их положительное воздействие на рост экономики - с ними в национальную

экономику приходят передовые технологии, передовой управленческий опыт.

Анализ абсолютных объемов

иностранных инвестиций выявляет положительную динамику. Так, в 2016 году их объем составил 8559,8, в 2017 - 9728,5, а в 2018 году - 10842,0 миллионов долларов США. В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые инвестиции.

Приведенные в таблице 5 данные показывают, что доля прямых иностранных инвестиций остается высокой на протяжении всего анализируемого периода, она колеблется в диапазоне от 63,8 до 80,9%. Портфельные инвестиции на протяжении всех сравниваемых лет остаются незначительными, максимальное значение их доли составило всего 0,2%.

Что касается конкретики относительно основных инвесторов в экономику Республики Беларусь, то наиболее значимыми из них являются Российская Федерация (в 2018 году на ее долю приходилось 35% всех прямых иностранных инвестиций) и Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии -32%.

Таблица 5. - Структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, %

Показатель Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Иностранные инвестиции всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100.0

Прямые инвестиции 70.2 72,3 74,0 67,4 63,8 80,9 78,5 78.7

Портфельные инвестиции 0,01 0,2 0,1 0,1 0,05 0,03 0,1 0,04

Прочие инвестиции 29,8 27,6 25,9 32,5 36,1 19,0 21,4 21,2

На третьей позиции Кипр - 9%. Доля наших ближайших соседей (Польши и Украины) сложилась на уровне 5% [4, с. 416].

Действия иностранных инвесторов в Республике Беларусь сопряжены с качеством инвестиционной среды - инвестиционным климатом, предопределяющим уровень некоммерческих рисков для инвестиций и возможностью их эффективного

использования. Выгодное географическое положение Республики Беларусь, наличие значительных налоговых льгот и преференций, простота регистрации бизнеса характеризуют инвестиционный климат страны как привлекательный для иностранного инвестора.

Инвестиционная привлекательность

страны отражается также ее суверенным кредитным рейтингом. Суверенный кредитный рейтинг рассматривается иностранными инвесторами в качестве объективной основы оценки рискованности вложений в экономику конкретного государства. Поэтому наличие у страны суверенного кредитного рейтинга позволяет рассчитывать на существенное повышение заинтересованности иностранных инвесторов во вложении средств, так как потенциальные иностранные инвесторы будут иметь фактически объективную информацию о состоянии экономики, степени

рискованности инвестирования средств в предприятия страны [6, с. 358].

В 2007 г. Беларусь получила первый в своей истории кредитный рейтинг от двух международных рейтинговых агентств Standard&Poor's и Moody's Investors Service. Получение страной инвестиционного кредитного рейтинга переводит ее на принципиально новый уровень в вопросе привлечения зарубежных капиталов, что практически автоматически обеспечивает рост инвестиций. До инвестиционного уровня по суверенному рейтингу многие крупные иностранные фонды серьезно ограничивают свои вложения в рассматриваемые страны в соответствии с национальным законодательством.

Повышение суверенного рейтинга означает снижение стоимости заимствований для страны на международных финансовых рынках. Как правило, следствием этого является повышение рейтингов корпораций, которые, соответственно, также получают

доступ к более дешевым финансовым ресурсам [6, с. 363].

В октябре 2019 года рейтинговое агентство Standard&Poor's подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "В/В", прогноз стабильный. Агентство отметило улучшение макроэкономической политики, что позволило стабилизировать уровень государственного долга и показатели инфляции. Аналитики S&P ожидают, что внешнеэкономические дисбалансы Беларуси не увеличатся, фискальная политика будет оставаться сравнительно сдержанной ближайшие 12 месяцев, правительство сохранит доступ к международным рынкам капитала и возможность получения поддержки от Российской Федерации для рефинансирования платежей по

государственному долгу. По оценкам агентства, экономический рост в среднесрочной перспективе составит около 2% ежегодно [8].

Всемирный банк (World Bank) опубликовал аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2018 году», в котором сравнил условия ведения бизнеса по 190 государствам. В этом рейтинге Республике Беларусь принадлежит 38-е место. По этому показателю Беларусь уже третий год подряд существенно обходит партнеров по Евразийскому экономическому союзу (Россия - на 100-м месте, Казахстан - на 123-м). Эксперты считают, что если бы Всемирный банк учел принятые в конце прошлого года документы, направленные на развитие деловой среды, а также стабилизацию ситуации на внешних рынках, то позиция страны была бы еще выше. По прогнозам, через год позиция Беларуси во Всемирном рейтинге должна укрепиться еще на шесть пунктов. Можно с уверенностью полагать, что эти тенденции будут работать на рост экономики Республики Беларусь.

Заключение. В целом, проведенное нами исследование показывает, что сегодня Беларусь развивается в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного

потенциала страны, его инновационное обновление, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции, развитие сферы услуг потребуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи важнейшим направлением государственной

экономической политики Республики Беларусь является привлечение иностранных инвестиций в экономику республики, либерализация внешнеэкономических связей и повышение межгосударственного сотрудничества. Главой государства и Правительством поставлена задача улучшения инвестиционного климата и вхождения в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

Список литературы

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. - Минск, 2017. - 148с.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь ; редкол.: Я.М. Александрович [и др.] - Минск : Юнипак, 2004. - 200с.

3. Основные показатели деятельности организаций государственного сектора за январь-март 2019 года. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. - 167с.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2019. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. - 471с.

5. Родцевич, Н. Г. Инвестиционная активность Республики Беларусь / Н. Г. Родцевич, Т. Г. Авдеева // Научные труды БГЭУ. Выпуск №10. - Минск, 2017. -665с.

6. Пелих, С. А. Государство и экономика: избранные научные труды в трех томах. Т.2 / С.А.Пелих; Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-Минск : Право и экономика, 2011. - 563с.

7. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013г. № 53-3 «Об инвестициях». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 19 июля 2013 г. N 2/2051.

8. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Кредитные рейтинги

Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.gov.by/ - Дата доступа: 08.11.2019.

References

1. Natsional'naya strategiya ustoychivogo sotsial'no-

ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' na period do 2030 goda [National Strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period until 2030]. Minsk, 2017, 148 p. (In Russian)

2. Natsional'naya strategiya ustoychivogo sotsial'no-

ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' na period do 2020 g. [National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period until 2020]. Minsk:Yunipak, 2004, 200 p. (In Russian)

3. Osnovnyye pokazateli deyatel'nosti organizatsiy gosudarstvennogo sektora za yanvar'-mart 2019 goda. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [Key performance indicators of public sector organizations for january-march 2019. National statistical committee of the Republic of Belarus]. 2019, 167 p. (In Russian)

4. Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Belarus' 2019 [Statistical Yearbook of the Republic of Belarus 2019]. Minsk: Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. 2019, 471 p. (In Russian)

5. Rodtsevich N.G., Avdeyeva T.G. Investitsionnaya

aktivnost' Respubliki Belarus' [Investment activity of the Republic of Belarus]. Nauchnyye trudy BGEU [Scientific works of Belarusian State Economic University]. Minsk. 2017, no 10, 665 p. (In Russian)

6. Pelikh S.A. Gosudarstvo i economic: izbranyie nautchnyie trudyi v treh tomah [State and Economics: Selected Scientific Papers in Three Volumes]. T.2. Academiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus'. Minsk. Pravo i economic, 563p. (In Russian)

7. Zakon Respubliki Belarus' ot 12 iyulya 2013г. №53-Z «Ob investitsiyakh». Natsional'nyy reyestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' 19 iyulya 2013 g. N 2/2051 [he Law of the Republic of Belarus of July 12, 2013 No. 53-Z "On Investments". The National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus July 19, 2013 N 2/2051.] (In Russian)

8. Sayt Ministerstva finansov Respubliki Belarus'. Kreditnyye reytingi Respubliki Belarus'. (In Russian). Available at: http://minfin.gov.by/ (accessed: 08.11.2019).

Received 11November 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.