Научная статья на тему 'Инвестирование средств пенсионных накоплений как основа формирования пенсии'

Инвестирование средств пенсионных накоплений как основа формирования пенсии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ / PENSION SAVINGS / PENSION RESERVES / MANDATORY PENSION INSURANCE / TRUST MANAGEMENT / INDIVIDUAL PENSION CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Е.А., Коновалова О.М.

Авторы статьи на основе анализа российского законодательства и практики инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов выделяют ключевые факторы их влияния на доходность пенсионных накоплений и предлагают рассматривать механизм индивидуального пенсионного капитала не как альтернативу накопительным пенсиям, а как дополнительный продукт пенсионного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment of pension savings as a basis for pension formation

The authors of the article, based on the analysis of the Russian legislation and practice of investment of non-state pension funds, identify the key factors of their impact on the profitability of pension savings and propose to consider the mechanism of individual pension capital not as an alternative to funded pensions, but as an additional product of the pension market.

Текст научной работы на тему «Инвестирование средств пенсионных накоплений как основа формирования пенсии»

Инвестирование средств пенсионных накоплений как основа формирования пенсии

Куликова Елена Ивановна,

канд. экон. наук,

доц. Департамента финансовых рынков и банков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Коновалова Ольга Михайловна,

студентка по программе магистратуры

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Авторы статьи на основе анализа российского законодательства и практики инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов выделяют ключевые факторы их влияния на доходность пенсионных накоплений и предлагают рассматривать механизм индивидуального пенсионного капитала не как альтернативу накопительным пенсиям, а как дополнительный продукт пенсионного рынка.

Ключевые слова: пенсионные накопления, пенсионные резервы, обязательное пенсионное страхование, доверительное управление, индивидуальный пенсионный капитал.

Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, доля которых составляет более 20% населения страны и будет увеличиваться с каждым годом [11]. Устойчиво функционирующая пенсионная система является одним из залогов социальной стабильности в обществе, и наоборот, неудовлетворительное состояние пенсионной отрасли может породить опасную социальную напряженность.

Российская пенсионная система за последние годы претерпела целый ряд существенных изменений, в том числе связанных с переходом страны к рыночной экономике. Сначала пенсионные ресурсы были выделены в самостоятельный внебюджетный фонд - Пенсионный фонд Российской Федерации, с Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» появилась негосударственная пенсионная система [9].

С 2002 года, после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в России стало формироваться три вида пенсии: страховая (в Пенсионном фонде РФ), накопительная (в негосударственных пенсионных фондах - НПФ или в управляющей компании - УК) и добровольная (в НПФ) [10].

Общая часть пенсионных отчислений составляет 22% заработной платы и передается в государственный фонд. С 2002 года люди имеют право распоряжаться своими 6% заработной платы (часть 22%), которая первоначально управлялась государственным фондом. Это накопительная часть пенсии, и каждый гражданин страны, родившийся после 1967 г., имеет право выбирать НПФ для накопительной части пенсии или хранить деньги в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (далее - ГУК ВЭБ) [12]. При этом с 2009 г. граждане, выбравшие в качестве управляющего их пенсионными накоплениями ГУК ВЭБ, имеют право выбирать между двумя инвестиционными портфелями: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг - более консерва-

-&

С

о ш и-4 Н

Н

тивный портфель, состоящий из облигаций федерального займа Российской Федерации.

За последние пять лет существенно изменился подход к расчету накопительной пенсии. Центральный банк РФ ввел новые требования к негосударственным пенсиям, осуществил программу государственного софинансирования дополнительных взносов граждан на личные пенсионные счета и начал создавать механизм обеспечения безопасности пенсионных накоплений. Однако в связи с дефицитом бюджета в 2014 г. правительство ввело мораторий на новые взносы в накопительную часть пенсии. В декабре 2017 г. мораторий был продлен в итоге до 2021 г. и в настоящее время в этой области идет много дискуссий, поскольку данная проблема очень актуальна, ввиду сразу ряда причин [3].

Финансовый рынок является важной частью экономики, и его основная цель - обеспечить эффективное распределение финансовых ресурсов между институтами. Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) занимает существенную нишу на рынке доверительного управления (Ду) в России. Но, помимо своей косвенной задачи - инвестиций в реальный сектор, накопительная пенсия должна выполнять и первостепенную, социальную роль - обеспечение граждан средствами для существования в старости.

В 2017 году объем страховой пенсии по старости составил в среднем около 12,4 тыс. руб., при этом средняя заработная плата после вычета всех налогов составляет 36,7 тыс. руб. Таким образом, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) составляет 34,7% [4]. Согласно расчетам Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Министерстве финансов РФ, к 2030 г. коэффициент замещения при текущей системе может упасть до 23% [6]. Схожие коэффициенты замещения наблюдаются в Индонезии и ЮАР. В развитых странах этот коэффициент составляет не менее 40% (Великобритания) и достигает 90% в Нидерландах [2].

Принимая во внимание тот факт, что в 2017 г. правительство не выполнило обязательство по индексации пенсионных накоплений, вероятность реализации прогнозов НИФИ при Минфине России велика [5].

Альтернативой государственной пенсии может стать накопительная компонента, инвестируемая НПФ через УК и зависящая от доходности, показанной на рынке, а не от коэффициентов, установленных в том или ином году в зависимости от экономической ситуации в стране. Российские НПФ являются акционерными обществами (с 2016 г. НПФ, осуществляющие роль страховщика по обязательным пенсионным накоплениям, а с 2019 г. -все НПФ), а следовательно, выступают не только в роли инвестора на рынке ценных бумаг, но и являются эмитентом акций. В настоящее время еще не так много российских НПФ вышли на рынок ценных бумаг с акциями НПФ, однако все они формируют портфели, активами которых являются пенсионные накопления и пенсионные резервы [1, с. 94].

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Семенович Угрюмов на своем личном примере приводит разницу в исполнении обязательств НПФ и ПФР [8]. Трудовая пенсия после 23 лет стажа составила 18,1 тыс. руб., отчисления в ПФР от заработной платы составляли не менее 20% ежемесячно. Пенсия в НПФ, получаемая за счет негосударственной пенсионной программы, после аналогичного периода отчислений составила 14,3 тыс. руб., при этом отчисления составляли 10%.

Таким образом, инвестирование при помощи НПФ оказалось значительно эффективнее, нежели отчисления в ПФР.

Основной задачей НПФ при инвестировании средств пенсионных накоплений (ПН) является не заработок для пенсионера высокой доходности, а сохранение имеющихся на его счету денег от инфляции. По этой причине большая часть активов НПФ инвестируется в инструменты «инфляция +», доходность по которым зависит от индекса потребительских цен.

Согласно действующему законодательству НПФ не имеет права самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, фонд обязан передать их в доверительное управление управляющей компании, имеющей соответствующие компетенции [7].

Формально это ограничение сформировано в интересах застрахованных лиц - клиентов НПФ по обязательному пенсионному страхованию для защиты их накоплений, однако в российской практике это увеличивает максимально взимаемую за управление комиссию, поскольку фонд имеет право забрать до 15% инвестиционного дохода и еще 10% может забрать УК. Таким образом, фонд, показавший доходность 10% годовых, распределит около 7,5% на счета застрахованных лиц.

Во многом по причине высоких комиссий за управление некоторые страны сталкиваются с проблемой, что в большинстве случаев негосударственные пенсионные фонды демонстрируют более низкие результаты по сравнению с государственным фондом. Есть много причин, вызывающих такой эффект, некоторые ученые считают, что основная причина заключается в том, что вознаграждение управляющих зависит от текущих результатов, но правильнее, чтобы пенсионные фонды обеспечивали долгосрочную положительную стратегию, которая может позволить временные отрицательные результаты в течение нескольких лет. Большинство граждан нашей страны заинтересованы в механизме выбора НПФ и управляющей компании, которые смогли бы правильно управлять пенсионными накоплениями и обеспечить достойную старость.

В 2017 году на рынке произошло очередное событие, поставившее под удар всю негосударственную пенсионную систему. Санация крупнейших финансовых групп и, как следствие, показанная фондами группы «Открытие» отрицательная доходность стали крайне негативным фактом для рынка [14]. В результате объединения в 2018 г.

лидером рынка станет НПФ, испытывающий проблемы с активами в составе портфеля и управляемый Центральным банком РФ. В таблице 1 представлена доходность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 г.

Таблица 1

Доходность фондов по обязательному пенсионному

2 .5 -0 5 * . и 2 = 1 = ю Доходность на 31.12.2017 2 я ыи . ннб

О! Фонды 1 объемо пенсион накопле более 11 млрд ру За вычетом вознаграждения До вычета возна-гражде-ния 0 а " о 5 1 2 а

1 Национальный НПФ 9,8% 12,2% 17,5

2 Согласие

ОПС 8,3% 11,0% 77,1

3 Сбербанка 8,7% 10,4% 469,7

4 Социум 8,9% 10,3% 15,4

5 ГАЗФОНД пн 9,5% 10,3% 457,4

ХАНТЫ-

6 МАНСИЙ-

СКИИ 8,2% 9,9% 13,8

7 БОЛЬШОЙ 7,2% 9,8% 35,9

8 ВТБ Пенси-

онный фонд 9,0% 9,2% 143,6

9 Доверие 3,6% 4,2% 99,2

10 Магнит 3,2% 3,9% 12,5

11 САФМАР 3,0% 3,5% 192,3

12 Электроэнергетики -1,7% -1,6% 92,6

13 Будущее -2,0% -1,9% 282,6

14 РГС -2,9% -2,4% 182,6

15 ЛУКОЙЛ-

ГАРАНТ ОПС -5,3% -5,2% 253,2

Рынок ПН,

итого 4,2% 5,0% 2 435,0

Источник: составлено авторами по данным ЦБ РФ

Несмотря на отрицательную доходность крупнейшей группы фондов, рынок ОПС сумел обогнать инфляцию, а отдельные фонды, такие как НПФ «Сбербанка» и «ГАЗФОНД пн», являющиеся крупнейшими фондами на рынке, сумели обогнать инфляцию более чем в 3 раза.

Стоит также отметить, что крупнейшие окологосударственные фонды - НПФ «Сбербанка», НПФ «ГАЗФОНД пн» и НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» ежегодно показывают доходность, превышающую инфляцию, что говорит о том, что накопление при помощи этих фондов будет эффективнее и прозрачнее, нежели в страховой системе.

Однако не следует слепо доверять исторической доходности фондов. Результаты управляющих компаний НПФ зависят от двух внешних факторов: волатильности рынка и уровня риска портфеля. Инвестиционные способности управляющей компании - это способности и умения выбирать правильные ценные бумаги для портфеля и своевременно реагировать на движение рынка.

Среднестатистическому гражданину трудно оценить инвестиционные способности управляющего фонда, поэтому чаще всего выбор НПФ основывается лишь на исторических показателях прибыли на основе ложного предположения, что в

будущем управляющие продемонстрируют сопоставимые результаты. Тем не менее фонд может показать высокую доходность случайно, что не будет гарантировать хороших результатов в будущем. В процессе выбора НПФ необходимо в первую очередь обратить внимание на опытность управляющего, его инвестиционные навыки.

Тем не менее необходимо учитывать и другие факторы. К сожалению, в силу объективных причин, например действующего законодательства, управляющие не всегда могут реализовать наиболее эффективные стратегии. В российском законодательстве существуют строгие ограничения по инвестированию средств пенсионных накоплений, и, как правило, наиболее доходные активы, представленные на фондовом рынке, недоступны для инвестирования пенсионных накоплений. Несколько иначе обстоят дела с пенсионными резервами (аккумулированными пенсионными взносами в системе негосударственного пенсионного обеспечения), в этом случае управляющие могут формировать более доходный портфель. Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России разработал проект указания, расширяющий возможности негосударственных пенсионных фондов по размещению средств пенсионных резервов, в котором управляющие компании наделяются правами инвестирования в доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и инвестиционных товариществ, а также до 10% - в активы, имеющие повышенную степень риска. Все это должно благоприятно сказаться на доходности НПФ по размещению средств пенсионных резервов, которая в настоящее время выше, чем доходность пенсионных накоплений.

Нельзя обойти вниманием сохраняющуюся сложную социально-экономическую ситуацию и проблемы с бюджетной стабильностью (сокращение притока средств в пенсионную систему ОПС, продление моратория на формирование пенсионных накоплений до 2021 г., падение доходов россиян). По данным Национального рейтингового агентства, в 2019 г. пенсионный рынок потеряет вследствие моратория около 4,8 трлн руб. Более того, внедрение механизма индивидуального пенсионного капитала (ИПК), вопрос о введении которого активно дискутируется в последнее время, только усугубит ситуацию, поскольку граждане будут массово выходить из системы накопления пенсий по системе ИПК (в настоящее время те, кто выбрал формирование накопительной пенсии, могут отказаться от ее формирования только в пользу страховой пенсии, но страховой взнос от этого не изменится, он просто перераспределится). Это приведет к резкому снижению объемов привлечения средств на финансовый рынок практически на порядок, по данным АКРА, что неблагоприятно скажется на функционировании российской экономики. В связи с этим полагаем, что внедрение механизма ИПК необходимо рассматривать не как альтернативу формированию накопительной пенсии, а как дополнительный механизм увеличения пенсионных накоплений российских граждан.

-&

С

о ш и-4 Н

Н

Литература

1. Куликова Е.И. Сравнительный анализ деятельности НПФ по инвестированию средств пенсионных накоплений // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2018. Т. 17. № 2. С. 93-98.

2. Ляшок В.Ю., Назаров В.С., Орешкин М.С. Факторы роста размера пенсий в современной России // Финансовый журнал. 2016. № 1. С. 7-22.

3. Накопительная часть. У кого она есть и кто имеет право на ее получение. URL : http://www.pfrf.ru/branches/astrakhan/news~2017 /07/21/139440

4. Накопительную пенсию заморозили до 2020 года // Ведомости. URL : https://www. vedomosti.ru/politics/articles/2017/12/20/745989-pensiyu-zamorozili

5. Сравнительно-правовой анализ пенсионных систем в развитых юрисдикциях : научный доклад. URL : http://nifi.ru/images/FILES/Reports/ doklad_NPF.pdf

6. Обзор рынка НПФ 2017 года. URL : http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/revi ew_npf_17Q1.pdf

7. https://www.investinfra.ru/novosti/raex-opublikovalo-obzor-rynka-doveritelnogo-upravleniya-i-kollektivnyh-investiciy-za-2016-god.html - официальный сайт саморегулируемой организации Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

8. Пенсионные накопления в России: кризис ожидания или новые возможности : монография / Т.Я. Хабриева, Ю.В. Воронин, В.П. Еме-льянцев [и др.] ; отв. ред. Ю.В. Воронин, В.П. Емельянцев. М. : ИНФРА-М : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017. С. 25.

9. Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/labour_force

10. Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (утратил силу). // СПС «КонсультантПлюс».

11. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/level/

12. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в

Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Частные пенсионные фонды не обогнали ВЭБ // Коммерсантъ. URL : https://www.kommersant. ru/doc/3618518

INVESTMENT OF PENSION SAVINGS AS A BASIS FOR PENSION FORMATION

Kulikova E.I.,

Ph.D. (Econ.), associate Professor of Department financial markets and banks of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Konovalova O.M.,

a student of the program magistracies of the Financial University under the Government of the Russian Federation

The authors of the article, based on the analysis of the Russian legislation and practice of investment of non-state pension funds, identify the key factors of their impact on the profitability of pension savings and propose to consider the mechanism of individual pension capital not as an alternative to funded pensions, but as an additional product of the pension market.

Keywords: pension savings, pension reserves, mandatory pension insurance, trust management, individual pension capital.

References

1. Kulikova E.I. Comparative analysis of NPF activity on investment of pension savings // Scientific notes of the Russian Academy of entrepreneurship. 2018. Vol. 17. № 2. P. 93-98.

2. Lyashok V.S., Nazarov V.S. Factors of growth in the size of pensions in modern Russia // Financial journal. 2016. № 1. P. 7-22.

3. Funded part. Who has it and who has the right to receive it. URL: http://www.pfrf.ru/branches/astrakhan/news~2017/07/21 / 139440

4. The funded pension was frozen until 2020 / / official website of the Vedomosti newspaper. URL : https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2017/12/20/745989-pensiyu-zamorozili

5. Comparative legal analysis of pension systems in developed jurisdictions : scientific report. URL : http://nifi.ru/images/FILES/Reports/doklad_NPF.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. NPF market review 2017. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets /files/supervision/review_npf_17Q1.pdf

7. Official website of the self-regulatory organization of the National Association of non-state pension funds. URL : https://www.investinfra.ru/novosti/raex-opublikovalo-obzor-rynka-doveritelnogo-upravleniya-i-kollektivnyh-investiciy-za-2016-god.html

8. Pension savings in Russia: crisis of expectations or new opportunities : monograph by V. Voronin, V. p. Yemelyantsev [etc.]; resp. ed. by V. Voronin, V. P. Yemelyantsev. Moscow : INFRA-M: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, 2017. P. 25.

9. Labor resources. URL : http://www.gks.EN/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/waves/labor_force

10. Decree of the President of the Russian Federation of 16.09.1992 № 1077 «On non-state pension funds» (expired) // Legal reference system «ConsultantPlus».

11. Standard of living. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

12. Federal law of 17.12.2001 № 173-FZ «On labor pensions in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant-Plus».

13. Federal law of 24.07.2002 № 111-FZ «On investment of funds to Finance the funded part of the labor pension in the Russian Federation» // Legal reference system «ConsultantPlus».

14. Private pension funds have not overtaken the WEB // Kommer-sant. uRL: https://www.kommersant.ru/doc/3618518

e

cn

о сч]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.