Научная статья на тему 'ИНВЕСТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЙ ФОРМАТ РАЗВИТИЯ'

ИНВЕСТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЙ ФОРМАТ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко В.А., Воронов А.А., Резник И.А.

В статье рассматриваются макроэкономические проблемы российской экономики в условиях экономической войны недружественных стран. Предлагаются инструменты и направления регулирования национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черненко В.А., Воронов А.А., Резник И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IN THE NATIONAL ECONOMY: NEW DEVELOPMENT FORMAT

The article deals with the macroeconomic problems of the Russian economy in the conditions of the economic war of unfriendly countries. The instruments and directions of regulation of the national economy are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЙ ФОРМАТ РАЗВИТИЯ»

I. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 338.054.23

V.A.Chernenko, A.A. Voronov, I.A.Reznik

INVESTING IN THE NATIONAL ECONOMY: NEW DEVELOPMENT FORMAT

The article deals with the macroeconomic problems of the Russian economy in the conditions of the economic war of unfriendly countries. The instruments and directions of regulation of the national economy are proposed.

Keywords: economic war, national interests, investment model, resource potential, financial policy, regulation, import substitution, economic growth.

В.А.Черненко1, А.А.Воронов2, И.А.Резник3

ИНВЕСТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЙ ФОРМАТ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются макроэкономические проблемы российской экономики в условиях экономической войны недружественных стран. Предлагаются инструменты и направления регулирования национальной экономики.

Ключевые слова: экономическая война, национальные интересы, инвестиционная модель, ресурсный потенциал, финансовая политика, регулирование, импортозамеще-ние, экономический рост.

DOI: 10.36807/2411-7269-2022-2-29-5-10

"Соединённые Штаты Америки предпринимают попытки развязать экономическую войну против России, уже сделав это, - заявил президент РФ Владимир Путин. - развязанная западом экономическая война направлена на попытку слома России" [5].

Запад ввёл санкции против российских компаний и частных лиц. Заморожены и активы страны в странах - сателлитах США, прекращены транзакции со многими российскими банками. Власти Японии утвердили заморозку активов Сбербанка и Альфа-банка.

Запад своими ограничениями объявил дефолт не только всей финансовой системе, основанной на долларе и евро, но и всей своей правовой системе. Об этом в своём Telegram-канале написал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. "Убеждён, Запад всем этим набором санкций/рестрикций объявил дефолт не только резервным валютам, доллару и евро, всей финансовой системе, построенной на этих валютах, но и правовой системе Запада, всему западному правопорядку, отношениям собственности, гарантиям инвестиций и т.д.", - отметил сенатор. Дефолт, по его словам, объявлен всему тому, что служило основой благосостояния и роста западных стран. "Пусть это и побочный, но

1 Черненко В.А., профессор кафедры экономики, организации и управления производством, доктор экономических наук, профессор; Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Chernenko V.A., Professor of the Department of Economics, Organization and Production Management, Doctor of Economics, Professor; Baltic State Technical University "Voenmech" named after D.F. Ustinov, Saint-Petersburg

E-mail: komdep@bstu.spb.su

2 Воронов А.А., доцент кафедры финансов и статистики, кандидат экономических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург

Voronov A.A., Associate Professor of the Department of Finance and Statistics, PhD in Economics, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Technological Institute (Technical University)", Saint-Petersburg

E-mail: mignon1977@gmail.com

3 Резник И.А., доцент кафедры банковского дела и страхования, кандидат экономических наук; Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Reznik I.A., Associate Professor of the Department of Banking and Insurance, PhD in Economics; Orenburg State University, Orenburg

E-mail: inna-reznik@yandex.ru

очень неплохой результат спецоперации России на Украине, причём этот результат уже достигнут", - добавил Клишас [6].

Экономическая война США и ЕС - стран против России направлена на:

- запрет и ограничения при проведении экономических операций (денежных переводов, различных расчётов, экспорт и импорт многих товаров и услуг и др.). В частности, блокировка операций ведущих российских банков через систему СВИФТ сделала невозможным проведение платежей в иностранной валюте;

- конфискацию активов (замораживание, арест, национализацию и др.). "Замораживание" международных резервов на сумму, превышающую 300 млрд долл. (активы Банка России в долларах США, евро, британских фунтах стерлингов, японских иенах и других резервных валютах). Основная задача США, их сателлитов и поклонников западных "ценностей" - ликвидация финансовой системы страны, а цель экономической войны с Россией - уничтожение государственности. Не получилось. Михаил Мишустин в выступлении 07.04 2022 г. перед Государственной Думой отметил: "Новые санкции, которые последовали уже в этом году, носят беспрецедентный масштаб. Количество ограничений превосходит когда-либо вводимые в отношении любой другой страны. Всего их уже свыше 6 тыс. Всё это было тщательно спланировано. Авторы этой стратегии рассчитывали, что санкционный шторм за несколько дней разрушит нашу экономику. Их сценарий не сбылся" [7].

Следует отметить, что многие западные компании заявили о прекращении деятельности в России или поставки товаров, среди которых моно выделить Apple, Intel, Siemens, PayPal, BMW, Honda, Ford, FedEx, Nike, Rolex, Garnier, BlaBlaCar, McDonald's, Smirnoff, Fazer, "Моя Семья", "Домик в деревне", Lego, IKEA, Whiskas, Herbalife, Adidas.https: [8].

Всё многообразие методов начавшейся с конца февраля санкционной войны коллективного Запада против России можно свести к двум видам.

Первый вид - запреты и ограничения на экономические операции: денежные переводы и расчёты, экспорт и импорт различных товаров и услуг, движение капитала и

др.).

Второй вид - конфискация активов, находящихся за рубежом.

Объявленная тотальная гибридная война России требует выработки концептуальных подходов, направленных на защиту национальных интересов, обеспечение роста ВВП, расширение социальной направленности с использованием инструментов, обеспечивающих качественное содержание воспроизводственного процесса в интересах бизнес-среды и населения, развития современных технологий. Переход от простого к расширенному воспроизводству - объективная реальность запуска нового механизма в устоявшийся "порядок" регулирования национальной экономики и смены парадигмы сформировавшейся модели, не отвечающей требованиям нового формата развития страны.

Комплексная "перезагрузка" предполагает и качественное изменение инвестиционной модели национальной экономики, определяющей вектор развития Российской Федерации, связующим звеном которой является финансовая модель. Национальная финансовая модель определяет содержание общественных интересов, являясь инструментом развития экономики в системе экономических отношений системы.

С целью исследования инвестиционной модели выделим объект. Закономерно, что объектом исследования инвестиционной модели является финансовая система национальной экономики. Абстрагируясь от некоторых (несущественных) свойств объекта, проведём ретроспективный анализ, позволяющий понять содержание национальной инвестиционной модели.

Инвестиционная модель в стране формировалась и развивалась в постсоветский период под воздействием различных факторов. К экономическим факторам, определяющим формирование национальной экономики на начальном этапе после распада СССР, относится стабилизационная программа МВФ, предусматривающая:

- открытие экономики для иностранных инвестиций;

- снижение курса национальной валюты;

- отмена импортного контроля;

- предоставление банками кредитов субъектам под относительно высокие процентные ставки;

- контроль за дефицитом государственного (федерального) бюджета и сокращение расходов;

- увеличение налогов и др. [3].

Россия впоследствии погасила задолженность МВФ и отказалась от его помощи. Стабилизационная программа МВФ не создала базу устойчивости и роста национальной

экономики. Принципы, заложенные МВФ, не отвечали потребностям экономики страны. В этот период сформировалась и финансовая модель, основанная на аморфном (рыхловатом) фундаменте, не обеспечивающем устойчивого развития экономики страны [9].

Резюмируя "помощь" МВФ России отметим, что финансовая политика, проводимая МВФ по отношению к России, оказалась неэффективной. Задача сводилась к ослаблению экономики страны. Те, кто отвечал за финансовую стабилизацию страны, и зарубежные специалисты не могли не знать, что финансовое регулирование по сценарию МВФ для России неприемлемо. Потребность российской экономики, что подтверждается и расширением кредитов ЦБ РФ, определяется большой территорией и особенностями регионального развития. Обеспечение устойчивости экономики находится за пределами монетарной политики, основу которой определил МВФ [10]. Не вызывает сомнения, что в новой модели развития национальной экономики выход России из международных финансовых институтов - вопрос времени.

На протяжении постсоветского периода российская экономика оказалась "заложницей" западной финансовой политики, направленной на отток капитала из страны, а получение относительно дешевых ресурсов обеспечивало рост западных экономик и накопление их капитала. Кроме того, присутствие на российском рынке иностранных инвесторов в различных сферах экономики определяло их интересы, направленные на снижение курса рубля и препятствие развитию инновационного вектора в экономике страны. По сути, финансово-банковская система оказалась "заложницей" политики западного мира и не перестроила регулятивный вектор, направленный на интересы национальной экономики.

Российская экономика, обладающая огромным ресурсным потенциалом, включая человеческий капитал, постоянно находилась в турбулентном состоянии, что отрицательно сказывалось на макроэкономической ситуации. Политика Центрального банка РФ и Минфина не создавала соответствующего роста национальной экономики. Из экономического оборота страны изымалась значительная часть денежных средств (по отношению к ВВП) в форме обязательных платежей и регулятивных инструментов. Величина изъятия превышает аналогичный показатель Китая и США. Из-за высокой величины изъятия денежных средств из экономики страны относительно ВВП накапливались портфельные проблемы, которые "решались" по отработанному сценарию, в основе которого заложен "пусковой механизм" МВФ.

Приведём примеры. В 2014 г. Центральный банк РФ снизил курс национальной валюты. Это привело к росту цен на товары в розничной сети, возникли проблемы в предпринимательской среде; росту размера процентных ставок по ссудам, снижению уровня жизни большей части населения. В 2018 г. банки повысили процентные ставки по привлекаемым средствам. Причина - снятие денежных средств с банковских счетов населением. И как следствие, увеличение процентных ставок по предоставляемым ссудам. Отток денежных средств - основного источника из банковской системы приводит к снижению её ликвидности. Политика Центрального банка РФ и Министерства финансов была ошибочной, стратегически не продуманной. Для экономики России, обладающей запасом прочности и стремящейся быть лидером в новом порядке формирования мировой экономики, такие эксперименты недопустимы. Последствия регулирования Центральным банком РФ экономики страны в 2014 г. - снижение положительной динамики поступлений налогов в бюджетную систему страны из-за финансовых проблем в бизнес-среде, снижение реальных доходов населения.

В 2022 г. Центральный банк РФ увеличил ключевую ставку из-за роста инфляции. Можно констатировать, что проблемы в экономике страны связаны с "пусковым механизмом" мегарегулятора, направленным на протяжении длительного периода на сдерживание денежной массы. Одной из причин увеличения цен естественных монополий на российском рынке явилась "дальновидная" политика денежно-кредитного регулирования Центральным банком РФ. В определённой степени недостаток ликвидности в банках компенсируется притоком бюджетных средств. Счётной палатой выявлены и другие недостатки исполнения и расходования бюджетных средств [4]. По сути, в финансово-банковской системе сформировался механизм "саморегулирования" и "самообеспечения" за счёт перелива капитала из бюджетной сферы в банковскую и обратно, что отрицательно влияет на устойчивость других элементов финансовой системы страны, прежде всего корпораций, в том числе малого и среднего предпринимательства. Происходит социально-экономическая деформация национальной экономики: рост проблем в регионах-реципиентах, миграция населения, миграция денег, сложные условия ведения бизнеса (около 30% корпораций убыточны). Не обеспечивается накопление капитала в корпорациях, рост отраслевых цен, одним из факторов которого является высокая стоимость заёмного капитала корпораций. Относительно высокая стоимость заёмного капитала корпо-

рациями формирует высокую цену конечного продукта и др. Не обеспечивается и рост заработной платы, а, следовательно, и наполнение внебюджетных фондов финансовой системы страны.

Вышеприведённая информация свидетельствует о том, что инвестиционная модель национальной экономики не создаёт условий её роста, соответствующих экономическому потенциалу россии. Вызывает опасение недооценка минэкономразвития ресурсного потенциала, его оптимально-эффективного использования для роста национальной экономики в свете объявленной гибридной войны. По данным минэкономразвития, в базовом варианте ожидается, что в целом в 2023 г. Рост ВВП останется отрицательным. По итогам следующего года министерство прогнозирует сокращение ВВП на 0,7%, а в 2024 и 2025 гг. Ожидается рост на 3,2% и 2,6% соответственно [11].

В Российской Федерации под воздействием экзогенных факторов формируется новая модель экономики, в основу которой заложен механизм, направленный на широкое использование материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсов с целью замещения импортной зависимости потсоветского периода. Рассмотрим условия и основные инструменты инвестирования национальной экономики.

Обратимся к модели роста р. Харрода и е. Домара, позволяющей выяснить условия устойчивого экономического роста, обосновать меры антициклического регулирования и стимулирование темпов роста [1]. Согласно модели роста, чем выше доля сбережений в национальном доходе (инвестиционный ресурс), тем выше потенциал экономического роста. При определённых пропорциях в рамках производственного процесса на макроуровне капиталоёмкость - оценка пропорций между капиталом и трудом - определяет и рост производительности труда, сопровождающийся и ростом стоимости труда. Логика рассуждения требует исключить другие модели, которые уточняют условия экономического роста.

Рассмотрим взаимосвязь показателей: темп экономического роста и долю сбережений в национальном доходе. Согласно данным ВШЭ и института исследований и экспертизы ВЭБА, всего 3% россиян (4,5 млн чел.) Контролируют 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений в нашей стране [2]. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть населения не имеет сбережений. Экономического роста как отражения роста ВВП не происходит. Причина - концентрация денежных сбережений, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге. Проведённые исследования свидетельствуют о том, что доходы населения зависят от роста ВВП. При этом размер роста ВВП должен составлять не менее 5% в год. Формирование новой инвестиционной модели роста - объективная реальность развития экономики Российской Федерации. Выделим основные направления, определяющие инвестиционную модель национальной экономики. Алгоритм формирования инвестиционной модели роста:

- выделение региональных проблем, на основе которых будет определяться объём финансовых ресурсов. Направление финансовых ресурсов, их распределение и использование осуществляются под государственным контролем. Прозрачность межбюджетных отношений Казначейством России обеспечивается технологией единого счёта для всех организаций;

- переход к формату инвестиционной политики, направленной на сокращение регионов-реципиентов. При этом рубль обеспечивается ресурсным потенциалом страны. Отсюда, дефиниция, что "несбалансированность денежной и товарной массы приводит к росту инфляции", которой придерживается регулятор, исключается при принятии стратегических решений. Сбалансированность финансового обеспечения и производственных мощностей компаний, осуществляющих строительство объектов, не приведёт к росту инфляции;

- переход от точечного финансирования к сквозному финансированию региональной инфраструктуры, в том числе в рамках национальных проектов, обеспечит решение многих проблем в регионах страны. Снижение расходов бюджета в соответствии со "стабилизационной" программой МВФ приводила к накоплению проблем в регионах страны, которые не решались до настоящего времени. Механизм сквозного финансирования требует упразднения одного из звеньев бюджетной системы - местных бюджетов. Большинство переходящих проблем формирования и исполнения местных бюджетов остаётся, не обеспечивает рост социально-экономического потенциала территорий;

- расширение платёжеспособного спроса населения-пенсионеров за счёт увеличения размера пенсий. При определении размера пенсий следует абстрагироваться от понятия "прожиточный минимум". Дефиниция "прожиточный минимум", как стоимост-

ная форма, включающая минимальной набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, не соответствует потребностям населения страны и интересам государства. Источник расширения спроса этой социальной группы населения - средства Фонда национального благосостояния России. Установление нормативной величины к ВВП (в%), определяющей приостановку инвестирования или возможность инвестирования в экономику страны недопустимо [9]. Расширение платёжеспособного спроса обеспечит развитие предпринимательства, его доли в ВВП, рост доходов населения в регионах страны, ликвидность банковской системы. В результате дополнительного привлечения денежных средств населения банками будет отменена правовая норма, определяющая возможность использования бюджетных средств в банковской системе, что позволит в определённой мере устранить нецелевое использование финансовых ресурсов, повысить их эффективность.

М.В. Мишустин отмечал: "Ситуация последних лет, сначала связанная с пандемией, а теперь с действиями недружественных стран, показала, насколько актуально расширять выпуск отечественной продукции. Ведь сегодня для нашей страны импорто-замещение - это вопрос экономического суверенитета" [7].

Принятие комплекса мер импортозамещения в различных сферах экономики требует выработки стратегических задач, направленных на:

- выстраивание логистических цепочек, направленных на взаимодействие экономических субъектов на выпуск конечной продукции. Это потребует увеличения объёма сквозного инвестирования, обеспечивающего конечный результат;

- переход от якорной политики Центральным Банком РФ к политики экспансии национальной экономики. В основу новой политики должен быть заложен новый формат, направленный на решение вопросов импортозамещения. Кредитная политика на производственно-финансовую сбалансированность - основа успешного решения поставленных задач;

- расширение расходов бюджетной системой, в том числе для "расшивки" узких мест в экономике;

- скорейшее замещение нерезидентов в результате отказа работать в России - на российских инвесторов и надёжных иностранных инвесторов из дружественных стран обеспечит ускорение процесса импортозамещения.

В настоящее время правительством страны проводятся разнообразные меры по оказанию денежной и финансовой поддержки корпораций, населения страны. На российском рынке инвестиционные процессы (основных кредитных операций) контролируются правительством. Ссуды выдаются под относительно невысокие проценты, что обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства. По сути, постепенно в экономике страны устраняются проблемы финансово-стоимостных диспропорций. Высокая стоимость, сформировавшаяся в банковской сфере из-за макроэкономической турбулентности, снижается при кредитовании за счёт вмешательства государства. При этом государство вынуждено отвлекать денежные средства из хозяйственного оборота. Решение проблемы снижения стоимости заёмного капитала в финансовой, в том числе и банковской сфере -одна из основных задач расширения инвестиционного процесса в стране.

Новый формат инвестиционной поддержки позволит ускорить перестройку российской экономики на внутренний рынок, решить проблемы импортозамещения.

Список использованных источников

1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2017. - С. 385.

2. Огородников О., Ремизов М. Страна нищих капиталистов // Эксперт. - 2019. -№ 18-19(1118). - С. 16.

3. Финансовая безопасность России / В.А. Черненко. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 31.

4. Черненко В.А., Фёдоров К.И., Фёдорова С.В. Инвестирование и регулирование: сопряжённость траекторий. - Экономический вектор. - 2020. - № 3(22). - С. 13-22.

5. Путин рассказал о развязанной США экономической войне против России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.osnmedia.ru/politika/putin-rasskazal-o-razvyazannoj-ssha-ekonomicheskoj-vojne-

protivrossii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fy andex.m%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D.

6. Санкциями Запад объявил дефолт всему своему правопорядку. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

I. https://www.pnp.ru/politics/klishas-sankciyami-zapad-obyavil-defolt-vsemu-svoemu-pravoporyadku.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F %2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D.

7. Мишустин М.В. Ежегодный отчёт Правительства РФ в Государственной Думе от 7 апреля 2022 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=37DDD06D-BEFB-7F49-A5EE-DAAE5C2FB06E&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2 Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3Dhttps://www.advis.ru/php/view_news.php?id=37 DDD06D-BEFB-7F49-A5EE-

DAAE5C2FB06E&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F %2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D.

8. Захарова М. Экономическая война США против РФ грозит обрушением отношений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/06ae2b5c.

9. Черненко В.А. Финансовая модель развития национальной экономики. В сборнике: Архитектура финансов: вызовы новой реальности. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.А. Максимцева, Е.А. Горбашко, В.Г. Шубаевой. Санкт-Петербург, 2021. С. 267-270.

10. Черненко В.А.Финансовая безопасность России / В.А. Черненко. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 37-39.

II. В Минэкономразвития спрогнозировали начало восстановления российской экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/05/17/v-minekonomrazvitiia-sprognozirovali-nachalo-vosstanovleniia-rossijskoj-ekonomiki.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.