Научная статья на тему 'Инверсии композиции парадных проездов в ордерной архитектуре Ленинграда'

Инверсии композиции парадных проездов в ордерной архитектуре Ленинграда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инверсии композиции парадных проездов в ордерной архитектуре Ленинграда»

Е. К. Блинова

Инверсии композиции парадных проездов в ордерной архитектуре Ленинграда

Среди разнообразных элементов ордерной архитектуры северной столицы парадный проезд - один из наиболее выразительных элементов. Парадный проезд может быть не только значительной частью отдельного сооружения, но и связующим компонентом, как отдельного комплекса, так и городского ансамбля в целом. В градостроительной структуре парадные проезды представляют тему торжественного прохода.

Уже в первых образцовых проектах, разработанных Д. Трезини для новой столицы в 1714 году, проезд на территорию усадьбы предлагалось отметить импозантными воротами с ордерными формами - «фигурными воротами»1. В дальнейшем на их место пришли более монументальные формы, и роль ордерной композиции в оформлении проезда только усилилась. В проездных арках бокового корпуса Большого Ораниенбаумского дворца, в арке ансамбля «Новая Голландия» Ж.-Б. Валлен-Деламота ордерные формы выявляют главные и подчинённые пространственные элементы. Пространственная структура парадных проездов постоянно развивалась. Проезд Императорской Академии художеств, ныне существующий как вестибюль, становится лестничным залом. Колонный строй проезда Михайловского замка В. Бренны формирует многоплановую пространственно-планировочную структуру; это и проезд-пропилеи, и лестничный вестибюль одновременно. Проездная колоннада Кабинета Его Императорского Величества Дж. Кваренги связывает две соседние пространственные структуры. Арки К. И. Росси - наиболее крупные градостроительные элементы Петербурга. О том, что архитектурно-художественным качествам проездов уделялось большое внимание, свидетельствует тот факт, что такие крупные мастера, как В. П. Стасов, Л. И. Руска и К. И. Росси были непосредственными исполнителями проектов для гравированного альбома фасадов, «апробированных для заборов и ворот к частным строениям», изданного в 1811 году. Архитекторы начала XX века Ф. Лидваль, Л. Бенуа, проектируя новые комфортабельные дома-комплексы, не отказывали себе в удовольствии дополнить их парадными проездами с рядами колонн.

Формируя новые городские ансамбли, архитекторы советской эпохи сознательно опирались на эту традицию. В ордерной архитектуре Ленинграда проезд не только выполняет функцию организации прохода в глубину участка, не только связан с утилитарной задачей ограничения прохода в него, но также существенно влияет на качества

градостроительной структуры. Проезд формирует эстетические качества, организуя связи пространственных структур, развивает художественные качества, обогащая градостроительную ткань, и выделяет репрезентативные качества, указывая на явления новой жизни.

Проезды являются необходимым элементом городских комплексов с различными по сложности структурами. При создании парадных проездов, представляющих комплексы различного уровня сложности, ленинградские архитекторы решали не только проектно-конструкторские, но даже в большей степени архитектурно-художественные задачи. Оптимизация решений этих задач во многом обеспечена вариативностью, гибкостью ордерных систем, свободой их объёмных построений. Всё это вместе взятое позволило архитекторам с помощью инверсий (лат. inversion - перестановка) - изменения порядка элементов - создать большое количество вариантов композиций парадных проездов. Повышенная комплиментарность композиций проездов объясняется тем, что при их сочинении целый ряд позиций проектной и художественной разработки можно интенсифицировать с разной силой.

1. Типологическое разнообразие проездов

Типологическое разнообразие проездов обусловлено возможностью по-разному разработать блок «массив-прорыв». Существует несколько вариантов разработки этого блока:

- проезд, прорезанный в толще массива сооружения;

- внутридворовый проезд, организованный между отдельными домами;

- внутриквартальный проезд, организованный между цепью корпусов;

- проезд, связывающий несколько градостроительных структур, (например, площадь, крупную аллею и сад);

- проездная арка-павильон.

2. Место и количество проездов в структуре здания

Проезд может располагаться по главной оси здания, центрировать его или подчёркивать его двухосевую композицию. В том случае, если здание является крупным элементов оформления магистрали или занимает целый участок, то его растянутая структура может быть прорезана не только одной аркой, а двумя проездами или даже четырьмя различными проездами-арками.

3. Архитектурные связки

Отдельные здания магистральных комплексов, фланкирующие проход, могут иметь разные архитектурные связки. Это могут быть арки, пропилеи, торцевые композиции, поставленные «vis-a-vis», угловые фасадные композиции, фланкирующие проезд.

4. Организация масштаба

Масштаб - это выражение величин предмета по отношению к чему-либо принятому в качестве обычной меры и иногда лежащему вне самого предмета. Каждое крупное здание, имеющее ансамблевое значение, обладает тремя масштабами; проезд может акцентировать один из них. Большой масштаб проезда соотнесён с городской средой; средний масштаб соотнесён с элементами самого здания; малый масштаб соотнесён с размерами человека или с его ощущениями. Ордерные формы и их расположение помогают определить характер масштаба. Однако есть примеры, когда невозможно определить масштабные соотношения, налицо нарушение масштаба.

5. Функциональная сложность

Проезды могут отличаться уровнем функциональной сложности:

- простой уровень: проезд не имеет дополнительных функциональных компонентов;

- средний уровень: проезд имеет один или два дополнительных функциональных компонента;

- высокий уровень: проезд как комплексный элемент здания имеет несколько дополнительных функциональных зон, таких как помещение для сторожей, помещение для хранения инвентаря, тамбур вестибюля, лестница для входа на бельэтаж, переходы на уровне вышележащих этажей, отдельный вход в прилежащие к проезду квартиры. Проезд повышенной сложности может быть связан с городской средой, например, иметь скамьи для отдыха и для созерцания городских видов.

6. Структура проездов

По своей структуре проезды могут быть:

- однопролётные;

- двухпролётные;

- трёхпролётные.

Существует композиция, которая с фасада выглядит как пятипролётный проезд, но два боковых пролёта на самом деле глухие и со стороны двора проезд выглядит как трёхпролётный.

7. Применение различных ордерных систем

Стилевые качества архитектуры Ленинграда зависят не только от поливариантности ордера, как открыто-закрытой пространственной системы, одновременно и отграничивающей, и открывающей градостроительный ансамбль, не только от формального многообразия комбинаций форм ордера, но и от ощущения «слитности» воздушной массы проезда и массива сооружения. Это ощущение во многом зависит от выбранного архитектором типа ордерной системы. В результате свободное пространство проезда наделяется своеобразными архитектурными качествами. В зданиях с ордерной системой конструктивно-тектонического типа свободное пространство становится эстетическим выражением меры напряжённости архитектурного

пространства; в зданиях с ордерной системой пластического типа свободное пространство обеспечивает связность форм фронтальной и объёмной композиций, то есть выражает и пластику стены, и пластику объёма; в зданиях с ордерной системой структурно-конструктивного типа свободное пространство организует «натяжение» архитектурной поверхности, работает на усиление ощущения жёсткости частей здания, выражает облегчение веса. Именно выбор той или иной ордерной системы влияет на ощущение плотности или разряженности архитектурного пространства. В редких случаях в одной композиции проезда соседствуют свободные пространства, решённые в двух ордерных системах или с введением приёмов астилярного ордера.

8. Композиционные варианты расположения ордерных форм

Композиционные варианты расположения ордерных форм были

разработаны ещё в ордерной архитектуре Петербурга XVIII века2. В архитектуре Ленинграда можно выделить пять вариантов их расположения:

- относительно локализованное расположение;

- линейно-плоскостное расположение;

- объёмно-пространственное расположение;

- расположение ордерных форм, развивающее архитектуру и среду во взаимопроникновении;

- вариант расположения, превращающий проход в средовой элемент, с изменением пространственного смысла.

9. Применение различных типов перекрытий

- арочные;

- плоские;

- комбинированные.

10. Приёмы декораций

Приёмы декораций перекрытия проезда (ложными элементами с точки зрения конструкции) не отличаются большим разнообразием. Потолки и своды могут быть оформлены:

- балками;

- дополнительными арочными элементами;

- кессонами;

- живописью, имитирующей архитектурные формы.

11. Уровни высоты проездов

Уровень высоты проезда в первую очередь фиксируется зрением по отношению к уровню этажа, на который они прорезаны, или к росту человека.

Многопролётные проезды могут отличаться игрой самой отметкой высоты потолка и высотой стрелы подъёма арки и быть:

- с одинаковым уровнем;

- разноуровневые.

12. Архитектурные реминисценции

В области развития темы торжественного прохода архитектурный ландшафт Ленинграда пронизан различными реминисценциями. Реминисценции (позднелат. reminiscentia - воспоминание) - это черты, наводящие на воспоминание о другом произведении. Реминисценция -это не результат безвольного заимствования, а сознательное указание на источник вдохновения - на пространственный образ, на стилистический приём, на архитектурный мотив.

Придавая проездам индивидуальность, архитекторы как будто соревновались между собой. Невозможно выделить обособленные линии последовательной трансформации отдельной композиции. Избегая явного цитирования ордерных композиционных схем, архитекторы сознательно рвут цепь прямых ассоциаций.

Инверсии композиций парадных проездов в ордерной архитектуре Ленинграда подчёркивают их пространственные смыслы. Это не только механистичная перекомпоновка продольных и поперечных композиций, не только инвертирование (лат. inverto - переворачиваю, изменяю) архитектурных элементов - портиков, арок, колоннад, гипетров, балконов, альтан, не только преобразование схем их структурных элементов и ордерных форм с целью усиления одного элемента. Цель инверсий - это организация связей, а организация связей - одна из базисных составляющих пространственной ориентации человека. Последовательная разработка темы большого прохода в архитектуре Ленинграда позволила одновременно и дифференцировать архитектурную среду, и обеспечить связность пространственных ощущений, в которой ордер регулирует оттенки коммуникативной активности. Рассмотренные варианты проездов и проведённая их систематизация подтверждают идею, заключающуюся в том, что многочисленные композиции проездов - это пространственные инвенции (лат. invention - изобретение, выдумка). Инвенции темы торжественного прохода в ордерной архитектуре Ленинграда характеризуются не какими-то определенными свойствами, а особенной, специфической комбинацией нескольких свойств, влияющей на поэтику архитектуры Ленинграда.

1 Пилявский В.И. Архитектура стиля барокко // История русской архитектуры. -Л. : Стройиздат, 1984. - С. 292.

2 Блинова Е.К. Типология композиционных вариантов ордерных форм в архитектуре Петербурга XVIII века // Художественное образование: Содержание и методы обучения: сборник научных трудов. - Вып. II / под ред. Б.А.Столярова. - СПб., 2006. - С. 142-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.